Урок уход за кожей гигиена одежды

Урок уход за кожей гигиена одежды thumbnail

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Задачи:1.раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения ее

анатомо – физиологических особенностей;

2. Познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний и других

нарушений функций кожи;

3. Научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях.

Оборудование: таблицы «Кожа», «Ожоги», «Обморожения», бумажные салфетки,

лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри.

Ход урока:

Проверка знаний:

1. Тест. (На карточках)

2.Ответы на вопросы.

1) Дотроньтесь до волос рукой, уберите руку. Почему четко чувствуется прикосновение при нанесении и снятии раздражения? (Рецепторы, расположенные на корне волоса, реагируют на деформацию волоса).

2. Как доказать, что стержни волос и ногтевая пластинка не содержат ни нервов, ни кровеносных сосудов? (При их стрижке мы не ощущаем боли и нет кровотечения).3. Почему не рекомендуют грызть ногти и заусенцы? (Повреждается не только эпидермис, но и дерма, что приводит к кровотечениям и инфицированию)

(дополнение учителя)

На коже 250 тыс. холодовых и 30 тыс. тепловых рецепторов.

Температура кожи различна:

36,6 — в подмышечной впадине

34 — на животе

20-25 — на лице

37,5-38 — кровь, внутренние органы

Кожа наименее чувствительна к уколам в 9 утра.

Человек каждый час теряет 800 тыс. микрочастиц кожи, за год 675 гр., к 70 годам — 47 кг.

Изучение нового материала:

1.Гигиена кожи, ее производных и одежды.

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: прочтите статьи «Уход за кожей», «Уход за ногтями и волосами», «Гигиена одежды и обуви» § 40. Сформулируйте гигиенические правила и дайте им физиологическое обоснование. Материал оформите в виде таблицы «Гигиена кожи, ее производных и одежды».

Правила гигиены

Физиологическое обоснование

Проверка самостоятельной работы.

2. Причины кожных заболеваний. Кожные заболевания.

1) Неправильное питание.

2) Недостаток витаминов.

3) Гормональные нарушения.

3)Травмы кожи: ожоги, обморожения. Физиологическое обоснование признаков ожогов, обморожений, меры первой помощи.

Ожоги

Термические Химические

(бывают четырех степеней) (вызываются попаданием на нее раз-

личных едких веществ)

3. Закрепление знаний.

Самонаблюдения и опыты.

Проводятся по инструкции в учебнике на странице 209.

Объяснить, почему плавает лезвие бритвы, если его плоскости протереть в мыльной воде? Каковы же свойства мыла и для чего мы его используем?

4. Задание на дом.

Изучить § 40. Ответить на вопросы, помещенные в начале параграфа и в конце его.

Дополнительный материал к уроку

Уход за кожей.

У кожи много функций. Она защищает организм от проникновения внутрь вредных различных веществ и микробов, принимает участие в дыхании. Она поглощает 1% кислорода и выделяет 3% углекислого газа от их общего объема, проходящего через легкие.

Мельчайшие кровеносные сосуды кожи, расширяясь при высокой температуре воздуха или воды и суживаясь при их низкой температуре, вместе с потоотделением регулируют отдачу тепла организма во внешнюю среду.

В коже содержатся потовые и сальные железы. Выделение этих желез смешиваются с микробами и пылью и превращаются в грязь, которая забивает складки и поры кожи. В результате могут возникнуть различные кожные заболевания. Поэтому правильный уход за кожей, особенно если человек регулярно занимается физическими упражнениями, необходим.

По степени салоотложения кожу принято делить на нормальную, сухую и жирную.

Нормальная кожа требует более простого ухода, чем сухая и жирная. Кожные выделения, пыль, грязь с ее поверхности удаляют мытьем водой с мылом.

Умываясь по утрам, мы тонизируем не только кожу, но и весь организм.

Жесткая вода содержит много солей кальция, магния, железа, которые сушат, истончают кожу и часто вызывают ее раздражение. Хорошо переносится кожей мягкая вода (дождевая, снеговая). Однако жесткую воду можно смягчить, прокипятив или добавив в нее питьевую соду, нашатырный спирт, глицерин (1 ч. Ложку на 1 л. воды), молоко (1 чашку на 1л. воды).

При умывании, кроме качества воды, имеет значение также и ее температура. Холодная вода освежает, укрепляет кожу. Однако при низкой температуре сужаются сосуды понижаются салоотделение, из-за этого ухудшается питание кожи и может развиться сухость.

Горячая вода хорошо очищает кожу, смывает кожный жир. Однако при систематическом применении горячей воды может возникнуть стойкое расширение сосудов, при котором кожа становится вялой. Поэтому следует умываться водой либо комнатной температуры, либо попеременно обливать лицо горячей и холодной водой.

Мыло удаляет с кожи, омертвевшие роговые чешуйки, грязь, пот. Умываться рекомендуется туалетным мылом.

Сухая кожа тонкая, очень чувствительна ко всякого рода раздражениям и плохо переносит воду. Поэтому при очень сухой, раздраженной коже следует временно отказаться от умываний водой, заменив его различными притираниями. Хорошо очищают и смягчают сухую кожу витаминизированный крем «Бархатный», «Миндальное молоко»; подогретое растительное масло (оливковое, подсолнечное и др.). Очистив кожу, ее покрывают жирным смягчающим кремом («Миндальный», «Питательный», «Янтарь» и витаминизированные кремы, содержащие витамин А). Крем наносить осторожно. Кожу носа, подбородка смазывать кремом не следует, т.к. это самые жирные участки лица. Крем оставляют на лице 30-40 минут, затем промокают бумажной салфеткой. Через несколько дней кожа становится мягче и можно осторожно приступать к умыванию мягкой водой.

Читайте также:  Уход за кожей девушки летом

Жирная кожа резко отличается от сухой. В период полового созревания, в 13-15 лет, увеличивается деятельность сальных желез. Кожа начинает лосниться, покрывается жировым налётом, на котором скапливаются пыль и грязь. На поверхности кожи появляются чёрные сально-роговые пробочки- чёрные угри, белые угри, напоминающие крупинки белого цвета. Уход за жирной кожей преследует цель обезжирить и дезинфицировать кожу. Умываться следует горячей водой с мылом и потом ополаскивать лицо холодной водой. Чтобы сохранить защитный кислотный барьер поверхности кожи, рекомендуется заканчивать умывание обливанием холодной подкисленной водой (1 ст. л. столового уксуса или 14 ч.л. лимонной кислоты на 1 литр воды). Умываться следует не раздражающим кожу туалетным мылом («Детское», «Ланолиновое» и т. п.). В привычку должно войти мытье рук после посещения туалета и перед едой. Чтобы на коже не образовались трещины, руки после мытья тщательно нужно вытирать. Душем пользоваться ежедневно (особенно после интенсивной тренировки). И конечно, не менее одного раза в неделю устраивать банный день со сменой нижнего белья.

Хорошая привычка – ежедневное мытье ног прохладной водой перед сном, что не только предупреждает потливость стоп, но и закаляет. Ежедневно менять носки. И лучше всего носить хлопчатобумажные носки, так как они хорошо впитывают влагу и пропускают воду.

Гигиена волос.

Волосы следует мыть один раз в неделю, а если они сухие, то 2-3 раза в месяц. Для мытья волос применяйте подходящее мыло или шампунь. Чтобы не пересушит волосы, их достаточно один раз хорошо намылить и промыть не очень горячей водой. После полного высыхания волосы расчесывают гребнем или расческой с широкими зубьями. Длинные волосы надо расчесывать с концов, а короткие от корней.

Стоит предостеречь некоторых подростков от привычки ходить в холодную погоду с непокрытой головой. Кожа при этом прохлаждается, кровеносные сосуды в ней сужаются, что может привести к ухудшению питания и роста волос.

Уход за ногтями.

Ногти на руках следует стричь каждую неделю, а на ногах – раз в две недели. Чтобы при подрезании ногти, особенно на ногах, не трескались, надо предварительно их опустить в теплую мыльную воду. Срез ногтя на пальцах ног не должен быть слишком овальным, чтобы его края не вросли в кожу и не причиняли боль.

Гигиена одежды и обуви.

Девочки и мальчики должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не слишком теплой, не стеснять движений. Ее размеры и покрой не должны затруднять дыхание и кровообращение. По этой же причине не должны быть тугие воротнички, пояса, манжеты. Вредно постоянно ходить и тем более спать в обтягивающих трусах, особенно из синтетики.

Для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В теплую погоду – спортивные трусы, майка. Тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную – спортивный костюм из шерстяной ткани.

Для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе одежда должна иметь три слоя: нижнее белье, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра синтетическую куртку.

Обувь нужно иметь прочную, мягкую, эластичную. Удобную, легкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает потертости, ссадины и мозоли. Слишком свободная обувь также не удобна – она натирает кожу и вызывает ссадины.

Зимой обувь должна быть на полномера больше, следует надевать ее на толстые шерстяные носки. Недопустимо, чтобы в помещении находились в спортивной обуви, нельзя постоянно в течении дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Белье необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом месте.

Читайте также:  Средства по уходу за кожей ребенка при атопическом дерматите

Личная гигиена.

Не нужно доказывать, насколько важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдения этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию.

Личная гигиена включает уход за кожей, полостью рта, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.

Источник

Конспект урока. 8 класс. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

Болезни кожи.

Задачи: раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения её анатомо-физиологических особенностей; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; обобщить знания учащихся о гигиенических требованиях к одежде и обуви; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях; воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.

Методы обучения: словесные (сообщения учащихся, рассказ с элементами беседы, объяснение), практические (самостоятельная работа с учебником, фронтальная письменная работа, самонаблюдения и опыты), наглядные (демонстрациятаблиц).

Средства обучения: таблицы «Строение кожи», «Ожоги», «Обморожения», учебник, бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри, карточки с тестами.

Ход урока

1.Организационный момент

  • Приветствие;

  • Определение отсутствующих;

  • Проверка готовности к уроку;

  • Организация внимания.

2. Проверка знаний: Фронтальная письменная работа

Тест (на карточках)

1. Кожа предохраняет глубжележащие органы и ткани от повреждений, так как она:

а) прочная и упругая;

б) поддерживает постоянство внутренней среды организма;

в) водонепроницаема;

г) содержит много рецепторов.

2. Кожа принимает участие в обмене веществ, так как:

а) в ней имеются рецепторы;

б) через нее удаляются продукты обмена;

в) она прочная и упругая;

г) в ней синтезируется витамин D.

3. Кожа защищает организм от избытка ультрафиолетовых лучей, так как в ней:

а) много волокон;

б) есть подкожная жировая клетчатка;

в) есть рецепторы;

г) вырабатывается витамин D.

4. Эпидермис образован:

а) мышечной тканью;

б) эпителиальной тканью;

в) нервной тканью;

г) соединительной тканью.

5. Эпидермис располагается:

а) на поверхности кожи;

б) над собственно кожей;

в) на поверхности подкожной жировой клетчатки;

г) под кожной жировой клетчаткой.

6. На поверхности кожи находятся мертвые роговые клетки, которые:

а) участвуют в делении;

б) участвуют в питании;

в) защищают кожу;

г) участвуют в выделении пота.

7. Собственно кожа образована:

а) мышечной тканью;

б) эпителиальной тканью;

в) нервной тканью;

г) соединительной тканью.

8. Собственно кожа:

а) образует ороговевшие клетки;

б) придает коже эластичность;

в) задерживает ультрафиолетовые лучи;

г) не пропускает жидкости и газы.

9. Жир выделяют:

а) потовые железы;

б) сальные железы;

в) рецепторы;

г) лимфатические сосуды.

10. Соли, воду и мочевину удаляют:

а) рецепторы;

б) волосяные сумки;

в) сальные железы;

г) потовые железы.

11. Жир, выделяемый сальными железами:

а) удаляет мочевину;

б) удаляет избыток воды;

в) придает коже несмачиваемость, смягчает ее;

г) защищает организм от переохлаждения.

12. Подкожная жировая клетчатка:

а) придает коже упругость;

б) смягчает кожу;

в) участвует в потоотделении;

г) нет правильного ответа.

13. Потовые железы участвуют:

а) в окислении минеральных веществ;

б) охлаждении организма;

в) накоплении органических веществ;

г) удалении органических веществ.

3. Объявление темы урока: Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правилах личной гигиены. Как вы думаете, надо ли говорить о здоровье молодым юношам и девушкам, которые здоровы? (ответы детей). Чаще всего люди проявляют интерес к своему здоровью тогда, когда у них что-нибудь заболит. Не зря говорят: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены! Давайте сегодня посмотрим на надоевшие всем наставленья несколько иным взглядом. Итак, тема урока: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи» (учитель записывает тему на доске, учащиеся в тетрадях)

4. Изучение нового материала:

    1. Гигиена кожи, ее производных и одежды

Заслушивание сообщения учащихся на темы «Гигиена кожи», «Гигиена одежды и обуви» и их обсуждение.

4.2 Причины кожных заболеваний. Кожные заболевания.

Рассказ учителя с элементами беседы

Причины кожных болезней чрезвычайно разнообразны и сложны.

Кожа постоянно подвергается внешним воздействиям, в том числе инфекционным (бактерии, вирусы, простейшие, грибы и т.д.), что может вызвать в ней аномальные изменения.

Дерматология – раздел медицины, занимающийся лечением кожных болезней. Кожа теснейшим образом связана с внутренними органами. В развитие кожного поражения исключительно важны индивидуальное предрасположение, степень сопротивляемости организма, а также социальные факторы – условия труда и быта.

Читайте также:  Уход за лицом с проблемной кожей что это

Примерами непосредственного воздействия заболеваний внутренних органов на состояния кожи является ее побледнение при анемии, пожелтение при гепатите. На коже отражаются различные нарушения обмена веществ: сахарный диабет (фурункулез, кожный зуд), витаминная недостаточность (изменение цвета).

Прослеживается связь кожных высыпаний с нарушением функции желез внутренней секреции: микседема; у лиц с заболеваниями щитовидной железы, появление угрей в период полового созревания. Разнообразные кожные сыпи нередко возникают у больных с нарушениями в системе кроветворения – лейкозы.

Хронические тонзиллиты, гаймориты, кариозные зубы способствуют развитию крапивницы, псориаза, красной волчанки и других дерматозов. Бывают также врожденные заболевания кожи, которые возникают либо в результате внутриутробного проникновения инфекции (врожденный сифилис), либо генетически (наследственно) обусловлены.

Также вызываются заболевания кожи бактериями – стафилококками, стрептококками. Наиболее известные болезни – фолликулит – гнойничковые заболевания кожи, фурункулы, карбункулы, последние могут привести к тяжелым осложнениям, заражению крови.

Заразные болезни кожи вызываются болезнетворными грибками. Они также поражают ногти и волосы.

Вопрос к классу: Известны ли вам грибковые заболевания? (предполагаемый ответ учащихся).

Наиболее часто встречаются – стригущий лишай, парша, трихофития, микозы. Надо отметить паразитного возбудителя кожной болезни чесотки – чесоточного клеща. Оплодотворенная самка прогрызает поверхностный слой кожи и откладывает в ней яйца. Размножается клещ с невероятной быстротой. Прогрызая ходы в коже больного, самка чесоточного клеща вызывает мучительный зуд. Заразиться можно через контакт с чесоточным больным, а также личные вещи больного (головные уборы, расчески).

4.3 Травмы кожи: ожоги, обморожения. Физиологическое обоснование признаков ожогов, обморожений; меры первой помощи. Объяснение учителя

Ожог — повреждение кожи и других тканей, возникшее от термического, химического, электрического или радиационного воздействия.

Ожоги делятся на: 1) термические; 2) химические (учащиеся записывают в тетрадь).

Классификация ожогов по степени тяжести:

1 степень. Ожоги сопровождаются болью, жжением. Покраснение поврежденной части тела, отек. Излечиваются быстро.

2 степень. Являются поверхностным ожогом. Симптомы те же, но на фоне появляются пузыри наполненные прозрачной светлой жидкостью. Проходят немного дольше.

3 степень Кожа повреждается на большую глубину, но при этом сохраняет ростковый слой, из которого кожа восстанавливается. Сохраняют чувствительность нервные окончания. Появляется ожоговая рана.

4 степень. Обугливание кожи. Невозможно самостоятельное заживление, только при хирургическом вмешательстве. Признаками глубокого ожога являются: сухая поверхность ожоговой раны, черный или неестественно белый цвет поверхности, отсутствие чувствительности при прикосновении.

Первая медицинская помощь: Прекратить воздействие повреждающего фактора.

Осмотреть пострадавшего с повреждением участков тела, снять одежду и затем оценить степень ожога. Затем приступать к помощи. 1 и 2 степень не смазывать маслом и др.; можно только водой. 2 степень, если что-то прилипло не трогать!

Вокруг ожога обработать зеленкой, йодом не касаясь ожоговой раны. Легким движением обработать 33% спиртом. Обезболить. Если ожог тяжелый то следует наложить стерильную повязку. Пострадавшего уложить, тепло укрыть. Дать обильное питье (воду немного соленую, минералку, кофе, сок). Доставить в больницу.

Обморожения. Обморожение начинается с поверхностных мягких тканей. Способствует обморожению сильный ветер, повышенная влажность воздуха, соприкосновение с холодными предметами, тесная одежда и обувь, от состояния организма (переутомление, недосыпание, голодание), прием алкогольных напитков.

Первая медицинская помощь состоит в прекращении охлаждения, согревании конечности, восстановления кровообращения в поражённых холодом тканях и предупреждения развития инфекции. Первое, что надо сделать при признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.

Не рекомендуется растирать больных снегом. Нельзя использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения. Неприемлемый и неэффективный вариант первой помощи – втирание масел, жира, растирание спиртом тканей при глубоком обморожении.

5. Закрепление знаний. Самонаблюдения и опыты

Проводятся по инструкции в учебнике на стр. 209

6. Общие выводы урока: (учащиеся формулируют с помощью учителя)

За кожей, волосами и ногтями непременно нужно ухаживать.

Одежда должна быть удобной, желательно из натуральных тканей; обувь должна быть сухой.

Лучшая профилактика кожных болезней — соблюдение правил личной гигиены и правильное питание.

Травмы кожи чаще всего случаются из-за неосторожности, надо соблюдать технику безопасности.

(Учителем выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям)

7.Информация о домашнем задании: §40, ответить на вопросы в конце параграфа, сообщение «Закаливание. Способы закаливания».

Источник