Уход за кожей ребенка в стационаре

Уход за кожей ребенка в стационаре thumbnail

Гигиенический уход за телом больного ребенка, и прежде всего за его кожными покровом, имеет важное целебное значение, является мерой профилактики развития различных кожных заболеваний в грудном и более старшем возрасте. Если больной не в состоянии принять гигиеническую ванну, ежедневно производят тщательный туалет.

Человек, осуществляющий эту процедуру, предварительно должен вымыть руки, коротко остричь ногти, удалить заусеницы, снять кольца, перстни. Заранее готовят кипяченую воду, вату и другие необходимые предметы ухода.

Ватой, смоченной в теплой поде, протирают лицо ребенка, на ушами, складки кожи на шее, и подмышечной и паховой областях, а затем остальные поверхности тела.
Руки больного моют в небольшом тазике сначала с мылом, затем обдают теплой водой и просушивают полотенцем. Эту процедуру в течение дня повторяют несколько раз.

После каждого испражнения ребенка подмывают. Маленьких детей подмывают проточной теплой водой под краном. Если этого сделать нельзя из-за состояния больного или ого возраста, то протирают ватным влажным тампоном область промежности, ягодиц и бедер.

Чтобы не внести инфекцию в половые органы девочки, ватным тампоном проводят в направлении от этих органов к заднему проходному отверстию. Так же направляют струю теплой воды при подмывании девочек раннего возраста под краном.

Перед кормлением ребенку под шею закладывают салфетку. Если он срыгнет или вырвет, сменяют нательное белье (при необходимости — и постельное), моют лицо и шею.

При появлении первых признаков опрелостей (покраснения) шейные, подмышечные, паховые складки и другие участки кожи осторожно смазывают растительным маслом. Иногда для лечения опрелостей применяют примочки (их назначает врач). Если у ребенка
имеются явления экссудативного диатеза, уход за кожей больного значительно усложняется.

Гигиеническая ванна больному ребенку назначается в ближайшее время после выраженной лихорадки в связи с ангиной, отитом, пневмонией и другими заболеваниями. Длительно сохраняющаяся субфебрильная температура (37,1 — 37,3°С) при отсутствии явных признаков воспаления со стороны дыхательных путей не является препятствием для проведения гигиенической ванны. При этом детей грудного возраста купают ежедневно, детей в возрасте от 1 года до 4 лет — 2-3 раза в неделю, более старших — не реже одного раза в неделю.

Больные дети отличаются обычно зябкостью, поэтому температуру воздуха в комнате, где купают ребенка, необходимо поддерживать на уровне yе ниже 23-25°С, а лучше — 26-27°С. В помещении не должно быть сквозняков. Температуру воды в ванной перед купанием ребенка следует довести до уровня 37-37,5°С.

Чтобы избежать накопления пара в помещении, вначале вливают холодную воду, а затем добавляют горячую, постоянно размешивая. Воды в ванне должно быть столько, чтобы в положении сидя ее уровень доходил до середины груди ребенка.

Купают ребенка не более 7 мин. Детям грудного и раннего возраста (до 3 лет) вначале моют рукой голову, шею и плечи, а затем руки, туловище и ноги. Отдельно моют лицо, используя кипяченую воду, приготовленную заранее.

Заканчивают купание тем, что тело обдают чистой водой, извлекают ребенка из ванны, просушивают его подогретой простыней (в нее заворачивают больного), а затем одевают и укладывают в постель.

Купать больного ребенка целесообразно за 1 — 1,5 ч до дневного или ночного сна, ибо после ванны дети, как правило, успокаиваются и легко засыпают.

Больных детей дошкольного и школьного возраста можно купать под душем, используя при этом мягкую мочалку (лучше резиновую) и детское мыло. После душа тело ребенка тщательно просушивают махровым полотенцем, не забывая осторожно протереть подмышечные впадины и область промежности.

Источник

Принципы ухода за ребенком в стационаре. Организация

Детей необходимо госпитализировать только в том случае, если адекватная помощь им не может быть оказана дома. Удаление маленьких детей из их домашней среды и помещение в непривычную палату оказывает стрессовое воздействие и пугает ребёнка, родителей и семью. У больных или травмированных детей может отмечаться регресс поведения, когда они ведут себя младше своего возраста.

Это нарушает не только жизнь госпитализированного ребёнка, но и жизнь его братьев или сестер, которые тоже нуждаются в домашнем присмотре и которых необходимо отвозить в детский сад или школу и, соответственно, оттуда забирать.

Уход за пациентами, сосредоточенный на семье. Уход в больнице должен быть сконцентрирован на ребёнке и семье. Родители, братья и сестры должны привлекаться к уходу за ребёнком, который должен соответствовать психической и эмоциональной зрелости и его потребностям.

В отношении ребёнка и его родителей нужно сформировать единый подход, а не только фокусироваться на клиническом состоянии. Маленькие дети могут интерпретировать боль, испытываемую в больнице, и отделение от дома или родителей как наказание. В общем, стресс, возникающий при отделении детей от их матерей чрезвычайно высок и увеличивается в зависимости от длительности пребывания в стационаре или частоты госпитализаций.

уход за ребенком в стационаре

Нужно поощрять желание родителей младенцев и маленьких детей оставаться со своими детьми на ночь и заботиться о них так, как они делали бы это дома. Родители лучше всех знают об обычном поведении и привычках своих детей, необходимо уделять большое внимание их тревоге или комментариям. Многие родители быстро осваивают некоторые навыки по уходу, требуемые ребёнку, например зондовое кормление.

Необходимо взаимопонимание между персоналом и родителями для создания обоюдно согласованного плана распределения обязанностей по уходу за ребёнком. Это позволяет избежать со стороны родителей как чувства давления по приёму обязанностей, насчет которых они уверены, так и чувства отстраненности, недооценки со стороны медицинского персонала. Родители должны иметь возможность оставаться со своими детьми на ночь.

Окружающая обстановка, ориентированная на ребёнка. Помощь детям должна оказываться в детских палатах. Подростки должны находиться среди сверстников и не должны участвовать в мероприятиях, предназначенных для младенцев или взрослых. Должны быть предоставлены возможности для обучения и игр.

Информация и психосоциальная поддержка ребенка и семьи в стационаре

Должна быть представлена детальная информация, персональная и предпочтительно также в письменном виде на соответствующем языке. Персонал должен проявлять отзывчивость к индивидуальным потребностям семьи в соответствии с их социальным, культурным и религиозным происхождением. Специалисты по играм должны быть в составе палатной бригады, потому что они помогают детям понять свое заболевание и лечиться через игру. Всем должна быть обеспечена эмоциональная и психологическая поддержка.

Читайте также:  Косметический уход за кожей рук и ног

Для избирательной госпитализации детям и родителям должна быть предложена дополнительная консультация для объяснения деталей назначенного лечения на соответствующем уровне понимания.

— Также рекомендуем «Обучение медицинского персонала для работы с детьми. Рекомендации»

Оглавление темы «Детские болезни»:

  1. Принципы ухода за ребенком в стационаре. Организация
  2. Обучение медицинского персонала для работы с детьми. Рекомендации
  3. Острая и хроническая боль у детей. Принципы лечения
  4. Особенности фармакокинетики лекарств у детей. Что нужно учитывать при назначении медикаментов?
  5. Беседа с родителями ребенка при плохих новостях. Рекомендации
  6. Выписка детей из стационара. Рекомендации
  7. Медицинская этика в педиатрии. Принципы
  8. Этика медицинских исследований в педиатрии. Требования
  9. Принципы доказательной педиатрии. Примеры
  10. Шок у детей. Ведение тяжелобольного ребенка

Источник

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети
должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал,
при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан
умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать
одеваться. Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста,
находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером
умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После
умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем. У некоторых
детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и
плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и
ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в
целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом,
например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При
необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную
пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая
определенную последовательность действий

(рис. 8).

Рис. 8. Техника чистки зубов

С
6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует
чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она
не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют
детские зубные пасты («Парексил» и др.).

Лучше
пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и
корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B,
линии Stages учитывают возрастные особен-

ности
ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки
взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки
зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе
щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет. Stage-2 имеет ручку,
которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма
головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный
выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4
лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7 лет,
когда выпадают молочные зубы. Новшество — щетина в форме чаши, окружает
и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 — зубная щетка для
детей от 8 лет. Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что
позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям
«работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские
сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста.
Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой,
ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой
кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в
неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней —
организовать гигиеническую ванну.

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать
должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и
влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с
условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей. Кровать
ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой
стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями
не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо
натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его
простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не
сворачивалась и не собиралась в складки. Если больной принимает пищу в
постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни
крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или
ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки. Одеяло должно
быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В
летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На
тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники. Не следует разрешать
детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять
посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной
категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при
патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая
почка), сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого
кладут матрац.

Для тяжелобольных
нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить
требуемое положение (например, полусидячее и др.). Функциональная
кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток,
надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех
подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9).

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые
решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для
обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные
устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги
больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д.
Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается
непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний
находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Читайте также:  Нормальной кожи лица к уходе за кожей одной

Возле
каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы
личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием
тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят
в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической
ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста,
находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются
самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры
или младшие медицинские сестры.

При
смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом
постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает
ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в
обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают
рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на
больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно
одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если
больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати
на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят
двумя способами:

1) грязную
простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют.
Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец
больного и расправляют по длине кровати;

2) больного
ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню
по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую
перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и
расправляют чистую.

Грязное
белье — отдельно постельное и нательное — собирают в пластмассовые баки с
крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную
комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук,
сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его
отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в
палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В
отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на
радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку,
находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно
(эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный
или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен
пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован,
его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того,
чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или
горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем
обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной
извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений
обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход
за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на
строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать
гигиенические ванны. Кожные покровы протирают полотенцем или чистой
мягкой тканью (марлей), смоченной одним из дезинфицирующих средств
(полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным
спиртом и др.). Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и
протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть
грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах.
Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень
некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой). Чаще
пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток,
большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между
поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10).

Основными
причинами образования пролежней являются нарушение местного
кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность
больного.

Образованию пролежней
способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее
перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии
сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса.
Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных
нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных
симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только
мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани.
Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а), на животе (б), на боку (в)

Профилактическими
мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются
поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние),
ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на
нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими
растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели,
следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной)
круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки.
В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

используются
промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады
с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные
отверстия (рис. 11).

Рис. 11. Аэропад

Меры
по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем
отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие
успешного лечения — исключение непрерывного давления на пораженную
область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за
больным. Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно
протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения.
Используют ультрафиолетовое облучение. Кожные покровы в местах мацерации
обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 %
спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем
припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня
закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей
мазевые и влажные повязки недопустимы.

При
отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает
стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В
дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает
врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности
начинают применять мази для их заживления — солкосериловую, ируксол,
камадол, мазь Вишневского

Читайте также:  Средства по уходу за кожей тела в домашних условиях

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление
пролежней у детей — свидетельство плохого ухода, низкой медицинской
культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым
обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром
и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской
зубной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи
полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной
ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г
бикарбоната натрия на стакан воды). При необходимости применяют ряд
дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры,
ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих
гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина
следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В
настоящее время многие дети прибегают к специализированной
ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам.
Рекомендации при ношении брекет-систем:

1) используют
лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно
одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и
ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.);

2) применяют особую щетку для брекетов;

3) исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое
значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с
этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки
(Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления
первого зуба. Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и,
прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю
поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка
недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого
кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального
ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время
утреннего и вечернего туалета. Однако если имеются выделения,
склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого
тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При
заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или
втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с
мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и
лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для
закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство.
Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из
пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом
должен смотреть в противоположную сторону. Спустя некоторое время
закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После
использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в
специальный футляр.

Глазную
мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают
нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть,
осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во
время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен
мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе
ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора
перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной
турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12). При
закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому
плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают
несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают
небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову
косынкой.

Уход за полостью носа. Если
ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает
помощь медицинская сестра — удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в
носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым
маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором.
При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин
вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует
определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для
этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не
поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают
ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он
заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д.
Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески.
Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у
девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно,
при необходимости заплести косички. При наличии обильной перхоти или
загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе
столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У
детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять
профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для
чтения и письма:

1) держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

2) не читать на солнце и ярком свете или, наоборот, при плохом освещении;

3) во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4) проводить
упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и
вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и
перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до
10-50 раз);

5) не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6) не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2. Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3. Как пользоваться функциональной кроватью?

4. Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5. Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6. Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7. В чем заключается профилактика пролежней?

8. Как проводится лечение пролежней?

9. Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10. В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Источник