Уход за кожей по сунне

Уход за кожей по сунне thumbnail

Применение оливкового масла очень полезно для здоровья человека, приносит пользу при лечении многих заболеваний, а также используется в косметологии, особенно, для укрепления волос и как увлажняющий крем для кожи.

Всевышний Аллах говорит про оливы в Священном Коране:

«Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает о всякой вещи» Коран Сура 24 аят 3.

Также Всевышний Господь в Коране говорит:

«(Я Аллах) клянусь смоковницей [инжиром] и маслиной [оливой]». Сура 95 Ат-Тин (Смоковница), 1-й аят.

Смоковница — это широко распространенное дерево, плоды которого носят название смоквы или инжира. Олива — это маслина. Аллах поклялся этими деревьями из-за той огромной пользы, которую приносят эти деревья и их плоды. Именно этих растений очень много на земле Шама, где пророчествовал Пророк Иисус, мир Аллаха ему, сын Марьям (правдивейшей Марии)

Передается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Употребляйте в пищу оливковое масло и наносите его на себя (на кожу и волосы), ибо оно выводится из благословенного дерева». Этот хадис передали Ибн Маджах 3319, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 5939, аль-Хаким 4/135, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима»

По поводу оливкового дерева передано от Ибн ‘Аббаса, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Кушайте с оливкового дерева. И тот, кому предложили благовонье, пусть умастится им». Этот хадис передал ат-Табарани в “аль-Аусат”.

Так как оливки и оливковое масло упоминаются как в Коране так и в Сунне, соответственно, они считаются одним из основных целебных продуктов, которые рекомендуется употреблять регулярно.

Лечебные свойства оливкового масла заключены в том, что оно содержит высокий уровень моно-ненасыщенных жирных кислот и антиоксидантов и этот продукт хорошо усваивается желудком, поэтому применение оливкового масла действует как смягчающее, особенно для тех людей у кого есть такие болезни как язва желудка или гастрит. Все виды оливкового масла полезны для смягчения кожи, они замедляют как старение кожи так и процесс поседения волос. Масло оливы оказывает противовоспалительное воздействие и полезно для лечения различных заболеваний печени и желчного пузыря. Исследования показали , что люди , которые потребляют около двух столовых ложек оливкового масла ежедневно , имеют более низкий уровень холестерина в крови, что уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Испанские исследователи также обнаружили связь между оливковым маслом и уменьшением возникновения как рака толстой кишки  так и рака молочной железы. Если вы хотите купить оливковое масло, то лучше всего покупать масло холодного отжима зеленоватого цвета, которое содержит самый высокий возможный уровень витамина Е и антиоксидантов. Это происходит потому, что такой продукт менее всего обрабатывается. Оливковое масло лучше всего хранить плотно закрытым в прохладном темном месте, так как воздействия воздуха, света и тепла способствуют прогорклости продукта и сокращению срока годности. Оливковое масло следует использовать вместо подсолнечного или другого масла для жарки макаронных блюд, соусов, рагу и карри. Рассол, в котором разливают оливки, особенно полезен для укрепления десен, если он используются в качестве полоскания рта.

Уход за волосами по суннеУход за волосами по сунне

Оливковое масло для увлажнения кожи и волос

Регулярное применение оливкового масла в качестве крема для кожи и волос оказывает благотворное воздействие. Об использовании масла в качестве увлажняющего крема было упомянуто в Сунне. Передается от Аиши (да будет доволен ей Аллах): «Посланник Аллаха высунул свою голову в моём присутствии, когда он совершал итикаф, а я была в своих покоях. Я расчёсывала его волосы [и в одном сообщении: я мыла его голову, даже несмотря на то, что между мной и им была преграда и у меня был период менструаций], и он (да благословит его Аллах и приветствует) не входил в дом, если только это не было по нужде, когда он совершал итикаф».

Оливковое масло отлично подходит для волос и в течение долгого использования делает их блестящими и шелковистыми. Рекомендуется массировать кожу головы кончиками пальцев при применении оливкового масла, так как при этом антиоксиданты поглощаются более интенсивнее. Оливковое масло также используется при выпадения волос, для укрепление волос (профилактика секущихся волос) и для замедления процесса поседения.

Видео: Уход за волосами по сунне

Сохранение здоровья и состояния волос является важным аспектом в Сунне Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Передается от ан-Насаи со слов Абу Катады, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ухаживай за своими волосами должным образом и хорошо относись к ним!».

Общие рекомендации по уходу за волосами:

  • Следите за состоянием волос и регулярно мойте голову
  • Носите с собой расческу
  • Желательно покрывать голову, чтобы защитить их от пыли
  • Используйте оливковое масло при уходе за волосами – это сунна

Исследования показали , что луче всего мыть волосы через каждые два дня.  Если много перхоти, то можно использовать лечебный шампунь, например с кетоконазолом 2 или шампунь с кетоконазолом 3%. Рекомендуется для большего лечебного эффекта подержать шампунь около 5 минут, а затем тщательно промыть волосы чистой водой. Слишком часто мыть волосы мыть не рекомендуется так, как это может сделать волосы хрупкими и секущимися. Отдельное полоскание с кондиционером для волос также является полезным, поскольку это добавляет мягкость и помогает при расчесывании. Женщины с очень длинными волосами, которые они заплетал, должны убрать косички и хорошенько омыть волосы, особенно после завершения менструаций. Не достаточно только намочить волосы или просто увлажнить их кончики.

«Однажды Посланник Аллаха пришёл к нам в гости и увидел человека с взлохмаченными волосами. Он воскликнул: “Неужели он не нашёл ничего, чем можно расчесать волосы?!”» (Ахмад).

Уход при расчесывании мокрых волос

Используя гребень с тонкими зубьями при расчесывании мокрых волос вы можете вызвать огромный стресс для корней волос, особенно, когда волосы мокрые, это приводит к поломке и потере волос. Используйте расческу с широкими зубьями и нанесите немного оливкового масла, если требуется. Никогда не тяните за волосы при расчесывании.

Влажные волосы должны высохнуть естественным путем

Всевозможное оборудование для сушки волос может лишить волосы своей естественной влаги, в результате чего появляются секущиеся волосы и они становятся хрупкими. Волосы также становятся сухими, вьющимися и их трудно расчесывать.

Массаж головы регулярно с маслом для волос

Использование масла для волос непосредственно упоминается в Сунне, Передается от Аиши (да будет доволен ей Аллах):

  • «Посланник Аллаха высунул свою голову в моём присутствии, когда он совершал итикаф, а я была в своих покоях. Я расчёсывала его волосы [и в одном сообщении: я мыла его голову, даже несмотря на то, что между мной и им была преграда и у меня был период менструаций], и он (да благословит его Аллах и приветствует) не входил в дом, если только это не было по нужде, когда он совершал итикаф».

Массируйте кожу головы кончиками пальцев аккуратно, чтобы не повредить волосы (примерно один раз в неделю), используйте оливковое масло прямого отжима. После таких процедур увеличивается циркуляция и приток крови к коже головы, тем самым укрепляются корни волос.

Для лучшего лечебного эффекта, волосы смазанные маслом можно оставлять на 2-4 часа ин ща Аллах, а затем промыть чистой водой

Использование хны

Использование не натуральных красок для волос приводит к их повреждению и проникновению вредных токсинов в кровь через поры расположенные на коже головы. Хна является натуральным темно — красным красителем изготовленным из высушенных и измельченных листьев растения хны. 100% чистая хна является безопасным средством для покраски волос, натуральной хной можно окрасить волосы даже беременным женщинам. Хна обладает укрепляющими свойствами, а также помогает охладить кожу головы, уменьшить головную боль и мигрень, замедлить поседение волос, заживляет ранки, помогает избавиться от зуда, перхоти.

Можно ли мусульманам красить седые волосы?

Ответ: Да, можно.

Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Лучшее, что можно использовать для окрашивания седины — это хна и катм». Этот хадис передали Ахмад 5/147, Абу Дауд 4205, ат-Тирмизи 1753, ан-Насаи 8/139 и Ибн Маджах 3622.

Некоторые из сподвижников использовали желтую краску, другие использовали хну или катм. Другие пользовались шафраном, а одна группа из них использовала черную краску.

Читайте также:  Постпилинговые средства по уходу за кожей

Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» писал:

«Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: “Мы использовали черную краску, если лицо выглядело юным. Но если лицо было с морщинами и без зубов, то не пользовались ею”».

Что же касается хадиса от Джабира, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал:

«В день покорения Мекки к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привели Абу Кухафу, борода и голова которого были белыми как сугъама. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Отведите его к одной из его жен, и пусть она изменит цвет его волос чем-нибудь, но пусть избегают черного цвета”», хадис передала «группа», исключая аль-Бухари и ат-Тирмизи,[15] то здесь это отдельный случай и поэтому невозможно применить его ко всем. Кроме того, черный цвет не присущ человеку с возрастом Абу Кухафы.

Каким должен быть здоровый сон

Хорошее качество сна снимает стресс, который может привести к потере и ослаблению волос. В то же время, важно отметить, что чрезмерный сон не приносит пользы организму и вообще не рекомендуется. Всевышний Творец создал день для работы, а ночь для того, чтобы люди высыпались и отдохнули. Бог в Коране говорит:

  • «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением». (Аль-Фуркан в 25 аят)
  • «Мы сотворили вас парами, и сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом» (Сура ан-Наба, 8-10 аяты).

Лучше, если человек будет спать не более восьми часов в день.

Некоторые виды поклонения происходят ночью, поэтому лучше поспать после обеда, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Господа миров).

 Улучшение привычек питания

То, чем и как питается человек, действительно оказывают существенное влияние на состояние волос. Питание должно быть сбалансированным, с низким содержанием насыщенных жиров и высоким содержанием белка, овощей, свежей рыбы, витаминов и минеральных веществ, которые делают волосы крепкими и блестящими. Потерю волос можно уменьшить, если употреблять больше натуральных продуктов, регулярно пить немного цельного молока, употреблять миндаль, семена кунжута и сушеные фрукты: все это помогает улучшить состояние кожи головы и волос. Стоит проявлять умеренность в вечернем приеме пищи, это значительно улучшит самочувствие, и вы с легкостью отойдете ко сну.

Оливковое масло по сунне, волосы в ИсламеВолосы в Исламе

Мир вам!

Если решили скопировать весь материал или хоть малую часть, то пожалуйста поставьте активную ссылки на сайт www.tauba.ru , так как робот определяет, кто скопировал и не указал первоисточник!

Не забудьте поделиться в Контакте, Фейсбук или в другой социальной сети!

Источник

С точки зрения сунны верующий должен лечиться, если заболел, поддерживать свое здоровье, выглядеть аккуратно и ухоженно. Ислам велит нам пользоваться всеми средствами очищения и украшения, совершать малое и полное омовения, использовать сивак, промывать нос и рот водой, подстригать ногти, выщипывать волосы в подмышках, сбривать волосы с лобка, использовать воду для подмывания и т.п. Лучшим днем для комплексного ухода за собой является пятница.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Подстригайте ногти, и состриженное закапывайте в землю, хорошо очищайте под ногтями, хорошо очищайте десны (от остатков пищи), используйте мисвак (сивак), не приходите ко мне с пожелтевшими зубами и дурным запахом изо рта».

Сивак

Сивак (мисвак)— зубочистка, изготавливаемая из корней и ветвей сальвадоры персидской, известной большинству мусульман под арабским названием «аль-арак» или просто «арак». Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Сивак — это средство очищения рта и достижения довольства Господа».

Существует несколько периодов в течении дня, когда мусульманину желательно использовать сивак. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы это не было сложно для моей общины, я приказал бы им использовать сивак перед каждым намазом» (аль-Бухари, Муслим).

Мусульманину желательно использовать сивак перед 5 обязательными молитвами и суннами после них, также перед дополнительными молитвами, как духа и витр. Сунна пользоваться сиваком перед вхождением в дом, так как это было первое, с чего начинал Пророк, мир ему и благословение, когда заходил домой (Муслим).

Сунной является также использование сивака перед чтением Корана, после пробуждения ото сна, при изменении запаха во рту и перед каждым омовением.

Современная медицина, открыла то, что сивак содержит в себе множество веществ полезных для зубов и дёсен:

1) антибактериальные вещества

2) очищающие вещества

3) вещества, отбеливающие зубы

4) вещества, освежающие и ароматизирующие полость рта

Согласно книгам по фикху, чистка зубов зубной пастой может приравниваться к использованию сивака, если будет сопровождаться соответствующим намерением.

Сунны посещения туалета

1. Заходить с левой ноги, а выходить с правой

2. Заходить в туалет в обуви (тапках)

3. Дуа при входе: اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث — Аллахумма инни аузу би-кя мин-аль–хубси уа-ль–хабаис — «О Аллах, я прибегаю к тебе от зла шайтанов мужского и женского пола» (аль-Бухари, Муслим). Мы прибегаем к Аллаху от шайтанов женского и мужского рода, чтобы уберечься от их вреда, потому что места их проживания туалеты

4. Не следует сидеть лицом или спиной к кибле

5. Не следует разговаривать в туалете

6. Следует очищаться и туалетной бумагой, и водой

7. Дуа при выходе: غفرانك — Гуфранакя — Прошу прощения (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Подстригание ногтей

Подстригание ногтей – очень важный момент в поддержании физической и духовной чистоты. Уход за ногтями, согласно канонам ислама, заключается в поддержании их чистоты и своевременном укорачивании их длины. Пророк Мухаммад сказал: «Как может тот из вас, у кого грязные и не подстриженные ногти, получать известия о том, что происходит на небесах?»

Когда стричь ногти?

Лучше всего делать это не реже одного раза в неделю, как и многие другие гигиенические процедуры. В хадисе, переданном Аишей, да будет доволен ею Аллах, приведены слова Пророка, мир ему и благословение: «Каждый, кто будет подстригать ногти в пятницу, будет убережен от всего злого и дурного до следующей пятницы». Поэтому подстригание ногтей в пятницу является делом одобряемым и желательным.

Не стоит, однако, придавать слишком большого значения дню недели, иначе можно стать суеверным. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «То, что подстригание ногтей в среду ведет к несчастью, является суеверием. Люди, которые верят в это, мало надеются на Аллаха. Таких людей подведут их расчеты». Мунави сказал: «…Каждый день недели принадлежит Аллаху. Сам по себе никакой день не приносит ни вреда, ни пользы. И тот, кто будет приписывать дням дурное предзнаменование, тот сам его обретет. А тот, кто будет убежден, что ничто кроме Аллаха не приносит ни вреда, ни пользы, тот будет убережен от вреда. Знайте, что дурное предзнаменование касается лишь того, кто в него верит. А значит, истинное зло – это подобные суеверия».

Для подстригания ногтей подходит любое время суток. Однажды Харун Рашид спросил у имама Абу Юсуфа, можно ли стричь ногти ночью? «Можно», – ответил имам. Харун Рашид пожелал узнать, чем это можно доказать. На что имам Абу Юсуф ответил: «Нельзя откладывать благие дела».

Как стричь ногти?

Существует много мнений относительно того, как именно нужно стричь ногти, имам ан-Навави говорит о том, что предпочтительнее начинать с ногтей рук. Сначала нужно состригать ноготь на указательном пальце правой руки и дальше стричь от среднего пальца до мизинца. Потом подстригается ноготь на большом пальце. Потом нужно стричь ногти на левой руке, начиная от мизинца и до большого пальца, а после этого приниматься за ногти на ногах, начиная с мизинца правой ноги и по очереди дойти левой. Так же пишет имам Газали в своей книге «Ихья аль-Улум».

Нельзя стричь ногти на улице / в присутствии других людей. Также является макрух (действием нежелательным или запрещенным) стричься, бриться и подстригать ногти в состоянии религиозной нечистоты (джанабат). Грызть ногти также является макрух.

Состриженные ногти нельзя разбрасывать как попало, а нужно либо закопать их в землю, либо прибрать каким-либо другим способом. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, закапывал в землю отстриженные волосы, ногти, а также испачканное кровью и уже не пригодное к использованию, например окровавленные повязки (сюда же относятся салфетки, вата и т. д.). В городских условиях выброс в мусорный контейнер равносилен закапыванию.

Читайте также:  Мой обновленный уход за кожей

См. также: Дуа перед омовением, дуа после омовения, Как совершать малое омовение (вуду)?, Какие действия нарушают малое омовение (вуду)?, Что нельзя делать без вуду (малого омовения)?, Как и когда надо совершать полное омовение (гусль)?, Можно ли женщинам выщипывать брови?

Источник

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]«[7].

Сунной (желательным) является выщипывать волосы в области подмышек, но возможно ли их брить?

Да, конечно же.

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом — нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[8]. Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[9]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.

Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[10], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[11], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[12].

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи, снимают налет и устраняют неприятный запах. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[13]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.

«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[14]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.

Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[15].

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[16].

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы (Зухр) и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося[17] пред Всевышним лучше запаха благовония»[18]. «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших действий постящегося является [применение] мисвака»[19]. ‘Амир ибн Раби‘а говорил: «Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком[20] во время поста»[21].

Имам аш-Шавкяни, например, сказал: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[22].

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, по значению и важности это должно приближаться к степени соблюдения столпов Ислама.

Согласен. Так и есть. Известный постулат в Исламе: чистота — это половина (часть) веры[23]. Чем человек более набожен и религиозен не на словах, а на деле, в повседневной практике, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.

Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением?

Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.

Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять в ряду при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.

Ничего такого не слышал и не читал об этом. Согласитесь, странно, если человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся. Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.

Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?

Да, возможно.

Я люблю принимать душ каждый день. Но слышал, что часто такие процедуры делать нельзя.

В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.

Читайте также:  Самоучитель по уходу за кожей лица

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[24].

То есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуальным для каждого, индикатором выявления загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п. Без перфекционизма и фанатизма, конечно же, иначе это постепенно перерастает в зависимость и психическое заболевание.

Я думаю, что для каждого человека частота приема душа — это индивидуально: кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Что вы скажете по этому поводу?

Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.

К примеру, японцы поступают очень даже по-мусульмански, принимая душ в среднем два раза в день (утром и вечером).

Мне уже 33 года, родители в детстве не сделали обрезания. Можно ли его сделать сейчас? И нет ли риска, что это как-то повлияет на мужскую половую систему? Улан.

Обрезание является медицинской процедурой, а потому вам лучше проконсультироваться у нескольких квалифицированных врачей-хирургов. Отсутствие обрезания не делает вас неполноценным, ущемленным в чем-либо пред Богом. Если все же не сделаете обрезания, то соблюдайте элементарные нормы гигиены.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[6] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

[8] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

[9] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

[11] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

[12] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

[13] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[14] Восточные рецепты: белоснежная улыбка // https://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html

[15] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[17] Уточню, что слово, использованное в хадисе, поясняется как «изменение запаха ротовой полости», то есть запах не нечищеных зубов или скопления огромного количества бактерий на корне языка, а тот, что поднимается из голодного желудка. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

[19] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 504, хадис № 8247, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 120, хадис № 126; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1677, «да‘иф»; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19. Есть мнение, что этот хадис слаб по степени своей достоверности (да‘иф). Но в любом случае смысл его применяется на практике, учитывается при формировании выводов, так как по этой теме имеются похожие достоверные хадисы.

[20] Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

[21] Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.

[22] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.