Уход за кожей и волосами пациента

К элементам ухода относится поддержание чистоты помещения,

своевременная смена нательного и постельного белья, кормление больных, проведение гигиенических процедур.

Хорошей профилактикой различных осложнений является правильно организованный общий уход за больными. После осмотра врачом проводят санитарную обработку поступивших больных. При этом надо осмотреть волосы, коротко подстричь ногти на руках и ногах. Если позволяют состояние больного и условия, ходячим больным назначают душ, а лежачим –

гигиеническую ванну. Температура воды должна быть 38 – 39 °С, продолжительность ванны – 15 мин. Во время ванны или душа больной должен находиться под наблюдением. Если у больного имеются ранения и наложена повязка, то ее нужно обернуть клеенкой, чтобы не замочить.

Уход за кожей больного имеет большое лечебное значение. Если

больной тяжело болен и долгое время находится в постели, то ему назначают обтирание теплым дезинфицирующим раствором. Кожу протирают полотенцем, конец которого смочен в растворе, начиная с шеи или ватномарлевым тампоном, смоченным дезинфицирующими средствами (водка, одеколон, столовый уксус, камфорный спирт). Дезинфицирующий раствор можно приготовить самим: на стакан воды добавить по столовой ложке уксуса и камфорного спирта. Особенно тщательно протирают кожу за ушами, под молочными железами, спину, шею, ягодицы, подмышечные, и паховые складки, руки моют перед каждым приемом пищи, ноги – 2-3 раза в неделю. После обтирания кожу вытирают насухо. Не реже одного раза в сутки промежность (особенно у женщин) надо подмывать теплым слабым раствором перманганата калия (марганцовокислый калий) из кувшина с помощью корнцанга и стерильного ватного шарика, действуя по направлению от наружных половых органов к прямой кишке во избежание занесения инфекции в мочевой пузырь. При подмывании можно пользоваться кружкой Эсмарха, подкладывая под пораженного клеенку, а при необходимости судно. Один раз в неделю принимают душ или ванну.

Уход за полостью рта. Микробы в полости рта активно размножаются, приводя к поражению слизистой оболочки, зубов, возникновению трещин в углах рта, сухости губ. Тяжелобольным, которые не могут самостоятельно чистить зубы, после каждого приема пищи необходимо обрабатывать рот. Ватный шарик, смоченный в 5 % растворе борной кислоты или в 2 % растворе питьевой соды, берут пинцетом и протирают сначала щечные поверхности зубов, затем больной полощет рот. Налет с языка удаляют 2 % раствором соды, смешанным пополам с глицерином. Полость рта можно промыть с помощью резинового баллона растворами перекиси водорода 0,5 %, буры 2 – 5 %, перманганата калия в разведении 1 : 1000. Если позволяет состояние больного, то его сажают, наклоняют голову вперед, под подбородок подставляют почкообразный тазик и промывают сначала преддверье рта, а затем его полость. У лежачих больных голову поворачивают набок, под щеку подкладывают клеенку, почкообразный тазик и делают промывание. Необходимо следить, чтобы вода не попадала в верхние дыхательные пути. При высыхании губ, появлении трещин и корочек (особенно

у больных с высокой температурой) губы необходимо смазывать борным вазелином, глицерином или сливочным маслом.

Особый уход за полостью рта требуется больным с поражением челюстно-лицевой области.

Полость рта в этом случае обрабатывают не менее 6 – 8 раз в сутки. Для этого пользуются кружкой Эсмарха (с резиновой трубкой и пластмассовым наконечником), которую устанавливают на специальном штативе на расстоянии до 1,5м выше головы больного. Особое внимание надо уделять кормлению таких больных, так как у них нарушены функции жевания и глотания. Пища должна быть жидкой или полужидкой. Кормят больного из

поильника, на носик которого надета резиновая трубка длиной 30 – 40 см. Конец трубки вводят в полость рта (за последние зубы) или в месте отсутствующих зубов. Больному во время кормления надо придать полусидячее положение. Поступление пищи регулируют, открывая и закрывая просвет резиновой трубки. Если больной не может самостоятельно принимать пищу, то эту процедуру кормления должна провести медсестра. После кормления пораженному надо обработать полость рта.

Уход за волосами предусматривает мытье головы, расчесывание волос.

Уход за носом, ушами. Когда больной не может самостоятельно

умываться и освобождать нос от слизи, то полость носа чистят специальным зондом, смазанным перекисью водорода или глицерином для очищения наружного слухового прохода, в ухо закапывают несколько капель перекиси водорода и ватным тампоном удаляют серную пробку.
3. Смена нательного и пастельного белья

Постельное и нательное белье меняют не реже одного раза в неделю после гигиенической ванны. Тяжелобольным (больные с ожогами, с обширными ранениями и повреждениями, с высокой температурой) белье следует менять чаще. Смену постельного белья осуществляют следующим образом. Грязную простыню собирают в складки или скатывают валиком со стороны головы и ног и осторожно вынимают из-под больного. Чистую простыню, скатанную с двух сторон валиками, подкладывают под крестец и

тщательно расправляют к голове и ногам так, чтобы не было складок. Существует другой способ. Больного поворачивают набок и подвигают к краю кровати. Грязную простыню скатывают к спине больного. На освободившуюся часть матраца застилают чистую простыню, больного переворачивают на спину и кладут на чистую простыню. Грязную простыню убирают, а чистую расправляют так, чтобы не было складок.

Если позволяет состояние больного, то его можно переложить на каталку и перестелить постель. Сидячих больных пересаживают на стул. Ходячие больные меняют белье сами. Смену нательного белья проводят в следующей последовательности: вначале осторожно захватывают заднюю нижнюю часть рубашки, скатывают к шее и снимают через голову. Затем снимают рукава, вначале со здоровой руки, потом с больной. Надевают рубашку в обратной последовательности, вначале на больную руку, потом –

на здоровую, затем через голову натягивают на спину, стараясь расправить складки. Для тяжелобольных, для раненых с обширными повязками имеются специальные рубашки, типа детских распашонок, которые легко снимать и одевать.

Профилактика пролежней

Пролежнями называют места омертвления мягких тканей кожи, они

чаще появляются там, где кожа примыкает к костным выступам – на затылке, крестце, лопатках, пяточной кости, локтях, в области малого и большого вертел, на остистых отростках позвонков. Вначале возникает побледнение кожи, которое сменяется покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса, некрозом кожи с присоединением инфекции. Поэтому большое

Читайте также:  Уход за кожей при атопическом

значение в уходе за длительно лежачими больными придается наблюдению за кожными покровами.

Профилактика пролежней состоит в следующем:

− постель должна быть всегда чистой, сухой, мягкой; на простынях

не должно быть складок, рубцов и крошек от пищи;

− участки кожи, загрязненные мочой, калом, кровью, следует своевременно обмывать и просушивать;

− больным необходимо каждые 2 часа менять положение, переворачивать;

− под места наибольшего давления следует подкладывать резиновые круги, предварительно завернутые в полотняную ткань (простыню, наволочку);

– кожу на этих местах несколько раз в день нужно протирать камфорным спиртом, в случаях возникновении гиперемии – накладывать на эти места мазевые повязки (синтомициновая эмульсия, мазь Вишневского), а вокруг кожу смазывать 1-2 % раствором бриллиантового зеленого (бриллиантовая зелень).

Лечить пролежни тяжело, поэтому необходим тщательный уход. Для этого кожу смазывают 5 – 10 % раствором йода, 1 % раствором зеленки, 5 – 10 % раствором перманганата калия.
5.Температура тела, пульс, дыхание. Методика их определения и оценка

Температура тела у здорового человека является постоянной. Ее постоянство обеспечивается функциональной системой терморегуляции, включая периферические (кожа, кровеносные сосуды) и центральные образования (гипоталамус), а также связывающие их рефлекторные дуги. При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи расширяются,

увеличивается теплопроводность, теплоотделение и потоотделение, что защищает организм от перегревания. Снижение температуры окружающей среды приводит к уменьшению теплоотдачи тела человека за счет сужения кровеносных сосудов. В норме температура тела колеблется в пределах от 36,4 до 36,7. В прямой кишке, влагалище, полости рта, температура выше на 0,4º, чем в подмышечной впадине.

Термометрия – измерение температуры тела, проводится медицинским ртутным термометром. Перед измерением температуры подмышечную область насухо вытирают и плотно зажимают в ней термометр на 7 – 10 минут.

Термометрию, как правило, проводят два раза в день – утром и вечером. Хра-нят термометры в специальном стакане с дезинфицирующим раствором.

Пульсом называют толчкообразные колебания стенок сосудов, свя-

занные с изменением их кровенаполнения и давления в них крови на протяжении одного сердечного цикла. Определение пульса дает необходимую информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы. Различают артериальный, венозный и капиллярный пульс.

Практическое значение имеет артериальный пульс, прощупываемый в области лучевой артерии. Для этого кисть располагают выше лучезапястного сустава так, чтобы первый палец находился на тыльной поверхности предплечья, а остальными пальцами прижимают кожу на его передней поверхности, где и прощупывается пульсирующая лучевая артерия.

У здоровых людей частота пульса составляет 60 – 80 ударов в минуту. Ритм пульса оценивается по регулярности пульсовых волн, которые идут через равные промежутки времени, при нарушении ритма пульс становится аритмичным, то есть через неравные промежутки времени.



Источник

Технология выполнения простой медицинской услуги

Цель:

1. Необходимость обработки волосистой части головы у тяжелобольного пациента.

2. Профилактика педикулёза.

Показания:Постельный режим.

Противопоказания:Нет.

Оснащение:

1. Шампунь для различных типов волос.

2. Перчатки нестерильные

3. Емкость для дезинфекции

4. Одноразовое полотенце для рук персонала

5. Щетка для волос (или расческа) индивидуальная

6. Полотенце

7. Мешок для грязного белья

8. Емкость для воды

Алгоритм выполнения мытья головы:

I. Подготовка к процедуре:

1. Подготовить все необходимое для процедуры, закрыть окна, обеспечить пациенту условия конфиденциальности.

2. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки.

4. Надеть одноразовый фартук.

5. Поставить в изголовье кровати с рабочей стороны стул; пустую емкость воды поставить на стул.

6. Наполнить другую емкость теплой водой, поставить рядом.

7. Раздеть пациента до пояса и накрыть оголенную часть туловища простыней.

8. Расчесать волосы пациенту. Удалить все заколки, шпильки. Снять очки.

9. Подстелить под голову и плечи пациента клеенку, конец которой опустить в емкость, стоящую на стуле; по краю клеенки, вокруг головы положить свернутое валиком полотенце.

10. Для предупреждение попадания жидкостей в глаза, на лоб пациента положить пеленку.

II. Выполнение процедуры:

11. Наполнить кувшин водой и аккуратно смочить волосы пациента.

12. Нанести немного шампуня и обеими руками вымыть волосы, бережно массируя кожу головы пациента.

13. Налить в кувшин воду и смыть весь шампунь (если пациент просит, вымыть его волосы шампунем еще раз)

14. Развернуть чистое сухое полотенце, поднять голову пациента и вытереть

его волосы насухо. Если ему холодно, обернуть голову полотенцем или косынкой.

15. Клеенку, полотенце, лежащие под головой положить в непромокаемый мешок.

16. При необходимости сменить простыню.

17. Расчесать волосы пациента. Предложить ему зеркало.

III. Окончание процедуры:

18. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

19.Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Алгоритм обработки кожи пациента (частичная обработка).

Цель:

1. Утренний туалет тяжелобольного

2. Профилактика пролежней.

Показания:Постельный режим.

Противопоказания:Нет.

Оснащение:

1. Чистые салфетки.

2. Перчатки нестерильные

3. Емкость для дезинфекции

4. Одноразовое полотенце для рук персонала

5. Полотенце

6. Мешок для грязного белья

7. Емкость для воды

I. Подготовка к процедуре:

1. Подготовить все необходимое для процедуры, закрыть окна, обеспечить пациенту условия конфиденциальности.

2. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки.

4. Надеть одноразовый фартук.

5. Поставить в изголовье кровати с рабочей стороны стул, емкость с водой (поставить на стул.

Источник

Îãðàíè÷åíèå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷åëîâåêà è åãî ñïîñîáíîñòè ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ. Îñîáåííîñòè óõîäà çà ïàöèåíòàìè. Óõîä çà ïîñòåëüíûì áåëüåì òÿæåëîáîëüíîãî ïàöèåíòà. Âàæíåéøèå óñëîâèÿ íîðìàëüíîé äåÿòåëüíîñòè êîæè. Óõîä çà âîëîñàìè è êîæåé ãîëîâû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Уход за жирной кожей утром и вечером

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

1. Óõîä çà ïîñòåëüíûì áåëüåì òÿæåëîáîëüíîãî ïàöèåíòà

2. Óõîä çà êîæåé

3. Óõîä çà âîëîñàìè è êîæåé ãîëîâû

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

Ðèñ. 1. Ñïîñîáû ñìåíû ïîñòåëüíîãî áåëüÿ ó òÿæåëîáîëüíîãî:

à — ïåðâûé ñïîñîá, á — âòîðîé ñïîñîá

Åñëè áîëüíîìó çàïðåùåíî äâèãàòüñÿ, òî ãðÿçíóþ ïðîñòûíþ ñêàòûâàþò ñâåðõó è ñíèçó äî ïîëîâèíû òóëîâèùà áîëüíîãî, îäíîâðåìåííî ñâåðõó ïîäêëàäûâàþò ÷èñòóþ ïðîñòûíþ è ðàññòèëàþò åå ñâåðõó âíèç; çàòåì ãðÿçíóþ ïðîñòûíþ óáèðàþò ñíèçó, à ÷èñòóþ ïðîñòûíþ ïîäâîäÿò ñâåðõó è ïîëíîñòüþ ðàñïðàâëÿþò (ðèñ. 1, á).

Ïðè ñìåíå ðóáàøêè ó òÿæåëîáîëüíîãî ïîäâîäÿò ðóêó ïîä åãî ñïèíó, ïîäòÿãèâàþò çà êðàé ðóáàøêè äî çàòûëêà, ñíèìàþò åå ÷åðåç ãîëîâó è îñâîáîæäàþò ðóêàâà (ðèñ. 2, à). Ïðè ïîâðåæäåíèè îäíîé èç ðóê ñíà÷àëà ñíèìàþò ðóáàøêó ñî çäîðîâîé. Íàäåâàþò ðóáàøêó, íàîáîðîò, íà÷èíàÿ ñ áîëüíîé ðóêè, è ïðîïóñêàþò åå çàòåì ÷åðåç ãîëîâó ïî íàïðàâëåíèþ ê êðåñòöó áîëüíîãî (ðèñ. 2, á).

Ðèñ.2. Ñìåíà íàòåëüíîãî áåëüÿ ó òÿæåëîáîëüíîãî

Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé áîëüíûì ïîäàþò ïîäêëàäíîå ñóäíî è ìî÷åïðèåìíèê

×èñòîå ñóäíî ñ âîäîé ïîäâîäÿò ïîä ÿãîäèöû áîëüíîãî, ïðåäâàðèòåëüíî ïîïðîñèâ åãî ñîãíóòü íîãè â êîëåíÿõ è ïîìîãàÿ åìó ñâîáîäíîé ðóêîé íåñêîëüêî ïðèïîäíÿòü òàç. Ïîñëå èñïîëüçîâàíèÿ ñóäíà åãî òùàòåëüíî ìîþò ãîðÿ÷åé âîäîé è äåçèíôèöèðóþò 3 % ðàñòâîðîì õëîðàìèíà èëè ëèçîëà.

Ïðè ïîäà÷å ìî÷åïðèåìíèêà íóæíî ïîìíèòü, ÷òî íå âñå áîëüíûå ìîãóò ñâîáîäíî ïîìî÷èòüñÿ, ëåæà â ïîñòåëè. Ïîýòîìó ìî÷åïðèåìíèê äîëæåí áûòü îáÿçàòåëüíî òåïëûì. Ïîñëå ìî÷åèñïóñêàíèÿ ìî÷åïðèåìíèê îïîðîæíÿþò è õîðîøî ïðîìûâàþò.

Ïðè ïëîõîì óõîäå çà êîæåé è ðåçêîì îñëàáëåíèè îðãàíèçìà ïàöèåíòà íà ó÷àñòêàõ êîæè, ïîäâåðãàþùèõñÿ äàâëåíèþ èëè òðåíèþ òåëà, âîçíèêàþò ïðîëåæíè.

Ïðîëåæíè — ãëóáîêèå ïîðàæåíèÿ êîæè è ìÿãêèõ òêàíåé âïëîòü äî èõ îìåðòâåíèÿ, âîçíèêàþùèå ïðè äëèòåëüíîì ñäàâëèâàíèè ìåæäó êîñòíûìè îáðàçîâàíèÿìè è âíåøíèìè ïðåäìåòàìè, íàïðèìåð ïîâåðõíîñòüþ ìàòðàöà, ãèïñîâîé ëàíãåòîé è äð. Ïðîëåæíè îñîáåííî ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ â îáëàñòè êðåñòöà, êîï÷èêà, ëîäûæåê, áóãðà ïÿòî÷íîé êîñòè, ìûùåëêîâ è âåðòåëà áåäðà. Ê ïðåäïîëàãàþùèì ôàêòîðàì îòíîñÿòñÿ íàðóøåíèÿ ìåñòíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, èííåðâàöèè è ïèòàíèÿ òêàíåé. Ïðîëåæíè ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ âåçäå, ãäå êîñòíûå âûñòóïû. Ïðè ïîëîæåíèè ïàöèåíòà íà ñïèíå ýòî — êðåñòåö, ïÿòêè, ëîïàòêè, èíîãäà çàòûëîê è ëîêòè. Ïðè ïîëîæåíèè ñèäÿ ýòî — ñèäàëèùíûå áóãðû, ñòîïû íîã, êîëåíêè, ïàëüöû íîã ñ òûëüíîé ñòîðîíû, ãðåáíè ïîäâçäîøíûõ êîñòåé.

Óñòàíîâëåíû òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà, ïðèâîäÿùèõ ê îáðàçîâàíèþ ïðîëåæíåé: äàâëåíèå, «ñðåçûâàþùàÿ» ñèëà, òðåíèå.

Äàâëåíèå — ïîä äåéñòâèåì ñîáñòâåííîãî âåñà òåëà ïðîèñõîäèò ñäàâëèâàíèå òêàíåé îòíîñèòåëüíî ïîâåðõíîñòè, íà êîòîðóþ îïèðàåòñÿ ÷åëîâåê. Ïðè ñäàâëåíèè òêàíåé äèàìåòð ñîñóäîâ óìåíüøàåòñÿ, â ðåçóëüòàòå èøåìèè íàñòóïàåò ãîëîäàíèå òêàíåé. Ïðè ïîëíîì ñäàâëåíèè â òå÷åíèå äâóõ ÷àñîâ îáðàçóåòñÿ íåêðîç. Ñäàâëåíèå óçâèìûõ òêàíåé åùå áîëåå óñèëèâàåòñÿ ïîä äåéñòâèåì òÿæåëîãî ïîñòåëüíîãî áåëüÿ, ïëîòíûõ ïîâÿçîê, îäåæäû.

«Ñðåçûâàþùàÿ ñèëà» — ðàçðóøåíèå è ìåõàíè÷åñêîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé ïðîèñõîäèò ïîä äåéñâòèåì íåïðÿìîãî äàâëåíèÿ. Îíî âûçûâàåòñÿ ñìåùåíèåì òêàíåé îòíîñèòåëüíî îïîðíîé ïîâåðõíîñòè. Ìèêðîöèðêóëÿöèÿ â íèæåëåæàâøèõ òêàíÿõ íàðóøàåòñÿ, è òêàíü ïîãèáàåò îò êèñëîðîäíîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ñìåùåíèå ïðîèñõîäèò, êîãäà ïàöèåíò «ñúåçæàåò» ïî ïîñòåëè âíèç èëè ïîäòÿãèâàåòñÿ ê åå èçãîëîâüþ.

Òðåíèå — ÿâëÿåòñÿ êîìïîíåíòîì «ñðåçûâàþùåé ñèëû», îíî âûçûâàåò îòñëîéêó ðîãîâîãî ñëîÿ êîæè è ïðèâîäèò ê èçúÿâëåíèþ åå ïîâåðõíîñòè. Òðåíèå âîçðàñòàåò ïðè óâëàæíåíèè êîæè. Íàèáîëåå ïîäâåðæåíû òàêîìó âîçäåéñòâèþ ïàöèåíòû ñ íåäåðæàíèåì ìî÷è, óñèëåííûì ïîòîîòäåëåíèåì, âî âëàæíîì è íå âïèòûâàþùèõ âëàãó ïîåðõíîñòÿõ Îáóxîâeö, Ò.Ï. Îcíîâû cecòðèícêîãî äeëa / Ò.Ï. Îáóxîâeö, Ò.A. Cêëûðîâa, Î.Â. ×eðíîâa. — Èçäaíèe 6-e. — Ðîcòîâ í/Ä: Ôeíèêc, 2005. — 316 C..

Ïðèçíàêàìè ïðîëåæíåé ÿâëÿåòñÿ ïîÿâëåíèå ó÷àñòêà êîæè ñèíþøíî-êðàñíîãî öâåòà áåç ÷åòêèõ ãðàíèö. Çàòåì ñëóùèâàåòñÿ ýïèäåðìèñ, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè. Äàëåå ïðîèñõîäèò íåêðîç òêàíåé, ðàñïðîñòðîíÿþùèéñÿ âãëóáü è â ñòîðîíû. Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñòåïåíüþ ïîðàæåíèÿ.

1 ñòåïåíü — îãðàíè÷åíà ýïèäåðìàëüíûìè è êîæíûìè ñëîÿìè. Êîæíûé ïîêðîâ íàðóøåí. Íàáëþäàåòñÿ óñòîé÷èâàÿ ãèïåðåìèÿ ñ ñèíþøíî-êðàñíûìè ïÿòíàìè, íåïðîõîäÿùàÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ äàâëåíèÿ. Ëå÷åíèå êîíñåðâàòèâíîå.

2 ñòåïåíü — íåãëóáîêèå ïîâåðõíîñòíûå íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ, ðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ íà ïîäêîæíûé æèðîâîé ñëîé. Ñîõðàíÿåòñÿ ñòîéêàÿ ãèïåðåìèÿ ñ ñèíþøíî-êðàñíûìè ïÿòíàìè. Ïðîèñõîäèò îòñëîéêà ýïèäåðìèñà. Ëå÷åíèå êîíñåðâàòèâíîå.

3 ñòåïåíü — ïîëíîå ðàçðóøåíèå êîæíîãî ïîêðîâà âî âñþ åãî òîëùèíó äî ìûøå÷íîãî ñëîÿ ñ ïðîíèêíîâåíèåì â ñàìó ìûøöó.

4 ñòåïåíü — ïîðàæåíèå âñåõ ìÿãêèõ òêàíåé. Îáðàçîâàíèå ïîëîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì â íåé íèæåëåæàùèõ òêàíåé (ñóõîæèëèÿ, âïëîòü äî êîñòè).

Òðåòüÿ è ÷åòâåðòàÿ ñòåïåíè ëå÷àòñÿ ïðè ïîìîùè õèðóðãè÷åñêîãî âñêðûòèÿ è óäàëåíèÿ îìåðòâåâøèõ òêàíåé.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ îáðàçîâàíèþ ïðîëåæíåé ñïîñîáñòâóåò ïëîõîé óõîä çà áîëüíûì — íåáðåæíûé óõîä çà êîæíûìè ïîêðîâàìè, íåñâîåâðåìåííîå ïåðåñòèëàíèå ïîñòåëè, íåäîñòàòî÷íàÿ àêòèâèçàöèÿ ïàöèåíòà è ò. ä. Áîëüøaÿ ýíöèêëîïeäèÿ ôeëüäøeða è ìeäcecòðû / È.Â. Aâäèeíêî è äð. — Ì.: Ýêcìî, 2009. — C. 457

Ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé ñâîäèòñÿ ê ïîñòîÿííîìó êîíòðîëþ çà ñîñòîÿíèåì ïîñòåëè òÿæåëîáîëüíîãî è åãî íàòåëüíûì áåëüåì (ñâîåâðåìåííîå óñòðàíåíèå íåðîâíîñòåé, ãðóáûõ øâîâ, ðàçãëàæèâàíèå ñêëàäîê, ñòðÿõèâàíèå êðîøåê).  ïðîôèëàêòè÷åñêèõ öåëÿõ ïðèìåíÿþò òàêæå ñïåöèàëüíûå ïîäêëàäíûå ðåçèíîâûå êðóãè, êîòîðûå ïîìåùàþò ïîä òå îáëàñòè òåëà, êîòîðûå ïîäâåðãàþòñÿ äëèòåëüíîìó äàâëåíèþ (íàïðèìåð, ïîä êðåñòåö). Ïîäêëàäíîé êðóã äîëæåí áûòü íàäóò äîâîëüíî ñëàáî, ÷òîáû îí èçìåíÿë ñâîþ ôîðìó ïðè äâèæåíèÿõ áîëüíîãî (ðèñ. 3). Âìåñòî ïîäêëàäíîãî êðóãà ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ òêàíåâûå ìàòðàöû, íàïîëíåííûå, íàïðèìåð, ëüíÿíûì ñåìåíåì, à òàêæå ñïåöèàëüíûå ïðîðåçèíåííûå ìàòðàöû, ñîñòîÿíèþ èç ìíîãèõ âîçäóøíûõ êàìåð. Ñòåïåíü íàïîëíåíèÿ âîçäóõîì îòäåëüíûõ êàìåð àâòîìàòè÷åñêè èçìåíÿåòñÿ êàæäûå òðè ìèíóòû, òàê ÷òî ïðîèñõîäÿò ïîñòîÿííûå ïîäúåì è îïóñêàíèå ðàçëè÷íûõ ñåêöèé ìàòðàöà, âñëåäñòâèå ÷åãî òî÷êè ñîïðèêîñíîâåíèÿ åãî ñ òåëîì áîëüíîãî âñå âðåìÿ îêàçûâàþòñÿ ðàçëè÷íûìè.

Ðèñ. 3. Ïðèìåíåíèå ïîäêëàäíîãî êðóãà

Íåîáõîäèìî òàêæå ñòðåìèòüñÿ ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ áîëüíîãî, ïîâîðà÷èâàÿ åãî â ïîñòåëè (íà ïðàâûé, ëåâûé áîê è ò. ä.) ìèíèìóì 8-10 ðàç â ñóòêè.  ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðîëåæíè ÷àùå îáðàçóþòñÿ íà çàãðÿçíåííîé êîæå, êîæíûå ïîêðîâû â ñîîòâåòñòâóþùèõ ìåñòàõ (êðåñòåö, óãëû ëîïàòîê, îñòèñòûå îòðîñòêè ïîçâîíêîâ è äð.) íåîáõîäèìî 2 3 ðàçà â äåíü îáìûâàòü õîëîäíîé âîäîé ñ ìûëîì, ïðîòèðàÿ çàòåì ñàëôåòêàìè, ñìî÷åííûìè êàìôîðíûì ñïèðòîì èëè îäåêîëîíîì, è ïðèïóäðèâàÿ òàëüêîì (ðèñ. 4) Ìûøêèía, A.Ê. Cecòðèícêîe äeëî. Cïðaâî÷íèê. Ì.: èçä-âî «Äðîôa», 2008. — C. 221.

Читайте также:  Кожа ее назначение и уход за ней

Ëå÷èòü îáðàçîâàâøèåñÿ ïðîëåæíè çíà÷èòåëüíî òðóäíåå, ÷åì ïðåäóïðåäèòü èõ âîçíèêíîâåíèå.  íà÷àëüíûõ ñòàäèÿõ ðåêîìåíäóþò ñìàçûâàíèå ïîðàæåííûõ ó÷àñòèâ 5-10 % ðàñòâîðîì éîäà, 1 % ðàñòâîðîì áðèëëèàíòîâîé çåëåíè, ïðèìåíåíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäîâ (ÓÂ×, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå). Ïîâåðõíîñòü ïðîëåæíåé ïîêðûâàþò àñåïòè÷åñêîé ïîâÿçêîé. Ïîñëå îòòîðæåíèÿ íåêðîòè÷åñêèõ ìàññ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ìàçåâûå ïîâÿçêè îáùåñòèìóëèðóþùóþ òåðàïèþ (ïåðåëèâàíèå êðîâè ïëàçìû), â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ — îïåðàöèþ ïåðåñàäêè êîæè. Ýòàïû ïðîôèëàêòèêè îáðàçîâàíèÿ ïðîëåæíåé ïðåäñòàâëåíû â ïðèëîæåíèè 1.

Ðèñ. 4. Îáðàáîòêà áîëüíîãî ñ ïðîëåæíÿìè

Ïàöèåíòû, íàõîäÿùèåñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ â ïîñòåëè, íóæäàþòñÿ â ïîñòîÿííîì óõîäå çà âîëîñàìè. Íåîáõîäèìî ñëåäèòü, ÷òîáû â âîëîñàõ íå îáðàçîâàëàñü ïåðõîòü è íåì ïëÿâèëèñü íàñåêîìûå (âøè). Ìóæ÷èí ñòðåãóò êîðîòêî è ðàç â íåäåëþ ìîþò èì ãîëîâó âî âðåìÿ ãèãèåíè÷åñêîé âàííû. Òåì ïàöèåíòàì, êîòîðûì âàííû çàïðåùåíû, ìîæíî âûìûòü ãîëîâó â êðîâàòè, åñëè èõ ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò. Ãîðàçäî ñëîæíåå ñëåäèòü çà ÷èñòîòîé ãîëîâû ó æåíùèí, èìåáùèõ äëèííûå âîëîñû.

Ïëîõîé óõîä çà âîëîñàìè ñ íåðåãóëÿðíûì ìûòüåì ìîæåò ïðèâîäèòü ê èõ ïîâûøåííîé ëîìêîñòè, âûïàäåíèþ, îáðàçîâàíèþ êîæíûõ ïîêðîâàõ ãîëîâû æèðíûõ èëè ñóõèõ îòðóáåâèäíûõ ÷åøóåê (ïåðõîòè).

Âîëîñû ñëåäóåò ðàñ÷åñûâàòü åæåäíåâíî, ÷òîáû óäàëèòü ïûëü è ïåðõîòü. Äëÿ ýòîãî áóðåò ÷àñòûé ãðåáåíü. Êîðîòêèå âîëîñ ðàñ÷åñûâàþò îò êîðíåé ê êîíöàì, à äëèííûå ðàçäåëÿþò íà ïðÿäè è ìåäëåííî ðàñ÷åñûâàþò ñ êîíöîâ ê êîðíÿì, ñòàðàÿñü íå âûäåðãèâàòü èõ. Ãðåáåíü, ñìî÷åííûé â ðàñòâîðå óêñóñà, õîðîøî âû÷åñûâàåò ïåðõîòü è ïûëü.

Ðèñ. 5. Ìûòüå ãîëîâû òÿæåëîáîëüíîãî â ïîñòåëè

Æèðíûå âîëîñû ìîþò 1 ðàç â íåäåëþ, à ñóõèå è íîðìàëüíûå — 1 ðàç â 10-14 äíåé.

Ìûòüå ãîëîâû ó òÿæåëîáîëüíîãî ïðîâîäÿò â ïîñòåëè (ðèñ. 5). Ïðè ýòîì òàçèê ðàçìåùàþò ó ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè, à ãîëîâó áîëüíîãî íåñêîëüêî ïðèïîäíèìàþò è çàïðîêèäûâàþò. Äëÿ ìûòüÿ âîëîñ ëó÷øå èñïîëüçîâàòü ìÿãêóþ âîäó (êèïÿ÷åíóþ èëè ñ äîáàâëåíèåì òåòðàáîðàòà íàòðèÿ èç ðàñ÷åòà 1 ÷àéíàÿ ëîæêà íà 1 ë âîäû). Ëó÷øå ïîëüçîâàòüñÿ ïðèãîòîâëåííîé ìûëüíîé ïåíîé. Ïîñëå ìûòüÿ âîëîñû îñòîðîæíî âûòèðàþò ïîëîòåíöåì, ïîñëå ÷åãî òùàòåëüíî è áåðåæíî ðàñ÷åñûâàþò, íà÷èíàÿ îò êîðíÿ, åñëè âîëîñû êîðîòêèå, èëè æå, íàîáîðîò, ñ êîíöîâ ïðè äëèííûõ âîëîñàõ.

Íåîáõîäèìî òàêæå îñóùåñòâëÿòü ñèñòåìàòè÷åñêèé óõîä çà íîãòÿìè. Îäèí ðàç â íåäåëþ íóæíî êîðîòêî ñòðè÷ü áîëüíîìó íîãòè, óäàëÿÿ ñêîïèâøóþñÿ ïîä íèìè ãðÿçü Áîëüøaÿ ýíöèêëîïeäèÿ ôeëüäøeða è ìeäcecòðû / È.Â. Aâäèeíêî è äð. — Ì.: Ýêcìî, 2009. — C. 457.

Òàêèì îáðàçîì, òÿæåëûå è ïðîäîëæèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîÿâëåíèåì ðàçëè÷íûõ ñèìïòîìîâ (îòäûøêà, ëèõîðàäêà, áîëü, óõóäøåíèå àïïåòèòà è äð.), îãðàíè÷åíèåì ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è ñïîñîáíîñòè ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ, íàðóøåíèåì ñïîñîáíîñòè ê óäîâëåòâîðåíèþ îñíîâíûõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé (ïèòüå, åäà, îñâîáîæäåíèå êèøå÷íèêà, ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è äð.). Ïðè ëå÷åíèè òÿæåëîáîëüíîãî, åìó íåîáõîäèì îñîáûé óõîä.

Êîæà äîëæíà áûòü ÷èñòîé, ÷òîáû íîðìàëüíî ôóíêöèîíèðîâàòü. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü åå óòðåííèé è âå÷åðíèé òóàëåò. Êîæà ÷åëîâåêà çàãðÿçíÿåòñÿ âûäåëåíèÿìè ñàëüíûõ è ïîòîâûõ æåëåç, ðîãîâûìè ÷åøóéêàìè, ïûëüþ, îñîáåííî â ïîäìûøå÷íûõ âïàäèíàõ è â ñêëàäêàõ êîæè ïîä ìîëî÷íûìè æåëåçàìè ó æåíùèí. Êîæà ïðîìåæíîñòè äîïîëíèòåëüíî çàãðÿçíÿåòñÿ âûäåëåíèÿìè èç ìî÷åïîëîâûõ îðãàíîâ è êèøå÷íèêà.

Ïàöèåíòà ñëåäóåò ìûòü â âàííå èëè ïîä äóøåì íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Åñëè ïàöèåíò îñëàáëåí, åãî ðåêîìåíäóåòñÿ ìûòü ïîä äóøåì è â âàííîé, óñàäèâ íà ñòóëü÷èê. Åæåäíåâíî ïàöèåíòó íåîáõîäèìî óìûâàíèå, ïîäìûâàíèå, ìûòüå ðóê ïåðåä ïðèåìîì ïèùè.

Ïðè íåâîçìîæíîñòè åæåäíåâíîãî äóøà îáðàáîòêà êîæè ïîñòåëüíûõ áîëüíûõ ïðîâîäèòñÿ ñëåäóþùèìè ñïîñîáàìè:

— óìûâàíèå áîëüíîãî ïðè ïîìîùè ìÿãêîé ãóáêè, ñìî÷åííîé â òåïëîé âîäå;

— ïðîòèðàíèå êîæè áîëüíîãî âàòíûì òàìïîíîì èëè êîíöîì ïîëîòåíöà, ñìî÷åííûì äåòñêèì î÷èùàþùèì ëîñüîíîì èëè ñëàáûì ðàñòâîðîì óêñóñà, èëè ðàçâåäåííûì âîäîé ýòèëîâûì ñïèðòîì;

3. òùàòåëüíîå îñóøèâàíèå áîëüíîãî — îáòèðàíèå ïîëîòåíöåì íàñóõî, ñ äîïîëíèòåëüíîé îáðàáîòêîé ñêëàäîê òàëüêîì èëè ïðèñûïêîé.

Ëèöî, øåþ è ðóêè ñëåäóåò ìûòü íå ìåíåå äâóõ ðàç â äåíü. Ìûòüå ãîëîâû â ïîñòåëè îñóùåñòâëÿåòñÿ íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Íîãè äîñòàòî÷íî ìûòü 2-3 ðàçà â íåäåëþ.

Áîëüíûõ, ñòðàäàþùèõ íåäåðæàíèåì êàëà è ìî÷è, à òàêæå òÿæåëîáîëüíûõ íåîáõîäèìî ïîäìûâàòü ïîñëå êàæäîãî àêòà äåôåêàöèè è ìî÷åèñïóñêàíèÿ. Ïåðåä ïîäìûâàíèåì ïîä ÿãîäèöû ëåæàùåãî áîëüíîãî ïîäâîäÿò ïåëåíêó, à çàòåì ïîäêëàäûâàþò ñóäíî èëè òàç. Áîëüíîé ñãèáàåò êîëåíè è ðàçâîäèò íîãè. Íà îáëàñòü ïîëîâûõ îðãàíîâ èç êóâøèíà ëüþò òåïëûé àíòèñåïòè÷åñêèé ðàñòâîð, à âàòíûì òàìïîíîì ïðîòèðàþò êîæó. Äâèæåíèÿ òàìïîíà äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû îò ïðîìåæíîñòè ê çàäíåìó ïðîõîäó, ÷òîáû íå çàíåñòè èíôåêöèþ â ìî÷åïîëîâûå ïóòè.  òàêîì æå íàïðàâëåíèè ïðîòèðàþò êîæó ñóõèì òàìïîíîì. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ òóàëåòà êîæè ïðîìåæíîñòè â òå÷åíèå 5-10 ìèíóò íóæíî ïðîèçâåñòè «ïðîâåòðèâàíèå».  ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ îïðåëîñòåé, ñíà÷àëà èõ î÷èùàþò ëîñüîíîì, çàòåì îáðàáàòûâàþò âàçåëèíîì, ñïåöèàëüíûìè êðåìàìè èëè ïðèñûïêîé.

1. Àááÿñîâ, È.Õ. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: ó÷åá. äëÿ ñòóä. ñðåä. ïðîô. ó÷åá. çàâåäåíèé // È.Õ. Àááÿñîâ, Ñ.È. Äâîéíèêîâ, Ë. À. Êàðàñåâà è äð.]; ïîä ðåä. Ñ.È.Äâîéíèêîâà. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð Àêàäåìèÿ, 2007. — 336 ñ.

2. Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ ôåëüäøåðà è ìåäñåñòðû / È.Â. Àâäèåíêî è äð. — Ì.: Ýêñìî, 2009. — 720 ñ.

3. Ìóõèíà, Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà». Ó÷åáíîå ïîñîáèå.- Ì.: Ðñäíèê, 2002. — 352 ñ.

4. Ìûøêèíà, À.Ê. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ñïðàâî÷íèê. Ì.: èçä-âî «Äðîôà», 2008. — 256 ñ.

5. Îáóõîâåö, Ò.Ï. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà / Ò.Ï. Îáóõîâåö, Ò.À. Ñêëûðîâà, Î.Â. ×åðíîâà. — Èçäàíèå 6-å. — Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2005. — 505 ñ.

6. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Òîì 1 (ãóìàíèòàðûé, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé, àäìèíèñòðàòèâíî-óïðàâëåí÷åñêèé áëîêè) / Ïîä ðåä. À.Ô. Êðàñíîâà. — Ñ.: ÃÏ «Ïåðñïåêòèâà», 2000. — 368 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник