Уход за кожей глазами ушами ротовой полостью детей

Уход за кожей глазами ушами ротовой полостью детей thumbnail

В утренний туалет грудного ребёнка входят подмывание, обработка глаз, носовых ходов, наружных слуховых проходов, осмотр полости рта и обработка кожных складок.

Цель:профилактика заболеваний кожи и слизистых.

Показания: осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Техника безопасности:

Не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.

Не используйте твёрдые предметы с накрученной на них ватой для проведения туалета носа и ушей

Подготовка пациента:успокоить ребенка.

Оснащение:

— Фланелевая пелёнка (для покрытия пеленального стола).

— Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

— Тонкая пеленка для подмывания

— Бикс со стерильными ватными шариками и ватными жгутиками.

— Стерильный пинцет (в биксе или крафт-пакете)

— Стерильный шпатель (в биксе или крафт-пакете)

— Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

— Мензурка с кипяченой водой комнатной температуры

— Лоток для сброса, использованного материала

— Ёмкость, для использованного белья

— Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

— Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

1. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез. средств.

2. Вымойте руки гигиеническим способом

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или покройте пеленальный стол фланелевой пелёнкой и приготовьте комплект чистого нательного белья для переодевания ребёнка,

4. Распеленайте или разденьте ребенка в кроватке и осмотрите кожные покровы,

5. Подмойте ребенка согласно алгоритму.

6. Положите ребёнка на пеленальный стол

Обработка глаз.

7. Вымойте руки гигиеническим способом

8. Возьмите 2 ватных шарика стерильным пинцетом из бикса, опустите их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достаньте рукой один из смоченных ватных шариков и слегка его отожмите.

9. Осторожно протрите один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла к внутреннему.

10. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

11. Затем обработайте таким же образом второй глаз. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

Обработка носовых ходов.

12.Осмотрите носовые ходы.

13.При наличии у ребёнка корочек в носовых ходах, возьмите стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика и смочите их в стерильном масле

14.Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого носового хода отдельный ватный жгутик. Для этого ватный жгутик осторожными вращательными движениями вводится на 1-1,5 см в каждый носовой ход.

15.Сбросьте использованный ватный жгутик в лоток для сброса, использованного материала

16.При необходимости процедуру можно повторить.

17.Вымойте руки гигиеническим способом

Обработка наружных слуховых проходов.

18.Осмотрите ушные раковины и наружные слуховые проходы. Для этого возьмите верхний край ушной раковины и отведите её вверх и кзади.

19.Если в ушных раковинах и наружных слуховых проходах имеются скопления серы (корочки), обработайте их сухими ватными жгутиками. Для этого ватные жгутики вводятся осторожными вращательными движениями в наружные слуховые проходы.

20.Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный ватный жгутик.

21.Сбросьте использованные ватные жгутики в лоток для сброса, использованного материала

22.При необходимости процедуру можно повторить

Осмотр полости рта

23.Откройте рот ребёнку, надавливая на подбородок и опуская его вниз.

24.Осмотрите полость рта ребёнка, используя стерильный шпатель. Осмотр проводите в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхности языка и дёсен.

Обработка кожных складок

25.Проведите согласно алгоритму

26.Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Применение средств ухода за кожей малыша (кремов, лосьонов, присыпки),(см методичку УХОД)

Туалет гениталий,

Оснащение: ёмкость с тёплой водой (35-370С); почкообразный лоток; перчатки; ширма; клеёнка; судно; марлевые салфетки; кувшин; корнцанг; мешок для грязных клеенок; водяной термометр.

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Установить доверительные отношения, конфиденциальные отношения с пациенткой. Обеспечение сознательного участия в совместной работе.
2. Уточнить у пациентки понимание цели и хода предстоящей процедуры, получить её согласие. Обеспечение права пациентки на информацию, мотивация пациентки к сотрудничеству.
3. Подготовить необходимое оснащение. Подготовка к процедуре.
4. Отгородить пациентку ширмой. Обеспечивается уединения пациентки.
5. Налить в кувшин теплую воду (35-37°С). Подготовка к проведению процедуры.
6. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.

Выполнение манипуляции

1. Опустить изголовье кровати, повернуть пациентку на бок; подстелить под ягодицы клеенку с пеленкой и поставить судно. Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациентки.
2. Пациентку повернуть на спину, ноги согнуть в коленях и слегка развести в стороны. Необходимое условие для проведения процедуры.
3. Встать справа от пациентки, взять в левую руку емкость (кувшин) с теплой водой для подмывания; в правую – корнцанг с салфеткой. Обеспечение эффективности и четкости выполнения.
4. Лить воду на гениталии женщины, а салфетками (меняя их проводить движения сверху вниз от паховых складок к гениталиям, затем к анусу), обмывая:
а) одной салфеткой – паховую область справа и слева;
Обеспечение инфекционной безопасности и гигиены половых органов.
б) второй салфеткой – правую и левую половые губы, слегка раздвигая их;
в) анальное отверстие, – меняя салфетки, после каждого этапа;
 
5. Сухой салфеткой промокательными движениями осушить гениталии пациентки в том же направлении, что и при подмывании:
а) паховую область справа и слева;
б) правую и левую половые губы;
в) анальное отверстие, – меняя салфетки, после каждого этапа.
Обеспечение гигиенического комфорта.

Завершение манипуляции

1. Убрать судно, клеёнку, перемещая пациентку на бок и обратно одновременно. 
2. Помочь пациентке занять удобное положение в постели. Обеспечение комфорта пациентки.
3. Обработать использованные предметы ухода. Обеспечение инфекционной безопасности.
4. Снять перчатки, положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией. Обеспечение инфекционной безопасности.
5. Укрыть пациентку. Обеспечение комфортного состояния пациентки.
6. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

15. Техника проведения туалета наружных половых органов у мужчин

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Подготовить все необходимое оснащение. Обеспечение четкости и эффективности проведения процедуры.
2. Установить доверительные отношения с пациентом, если это возможно. Обеспечение осознанного участия в совместной работе.
3. Объяснить пациенту цель процедуры, получить его согласие, объяснить последовательность действий. Соблюдение прав пациента на информацию.
4. Отгородить пациента ширмой (при необходимости). Обеспечение уединения пациента. Уважение его чувства собственного достоинства.
5. Налить в таз теплую воду (35-37°С). Подготовка к проведению процедуры.
6. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
7. Надеть перчатки. 

Выполнение манипуляции

1. Опустить изголовье кровати, повернуть пациента на бок, соблюдая правила биомеханики тела и правила перемещения. Необходимое условие для проведения процедуры.
2. Подстелить клеёнку, пеленку и судно под пациента, повернуть пациента на спину соблюдая правила перемещения. Согнуть ноги в коленных суставах. Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациента.
3. Смочить 1-ую рукавичку в теплой воде, слегка отжать её. Обеспечение проведения процедуры.
4. Взять одной рукой половой член, оттянуть крайнюю плоть, обнажить головку полового члена и протереть эту область смоченной рукавичкой; Обеспечение гигиенического комфорта, предупреждение инфекции мочевыводящих путей.
5. Осушить головку полового члена 2-ой сухой рукавичкой промокательными движениями; 
6. Смочить 3-ю рукавичку в теплой воде, слегка отжать её и протереть кожу мошонки; Обеспечение гигиенического комфорта.
7. Осушить кожу мошонки промокательными движениями сухой 4-ой рукавичкой; Предупреждение инфекции мочевыводящих путей.
8. Смочить 5-у рукавичку в теплой воде, слегка отжать её и протереть паховую область; а затем высушить сухой 6-ой рукавичкой промокательными движениями. Обеспечение четкости и эффективности проведения процедуры.

Завершение манипуляции

1. Переместить пациента набок, соблюдая правила биомеханики, убрать судно, клеёнку и пелёнку сбросить в мешок для грязного белья, поднять изголовье кровати, укрыть пациента. Необходимое условие для проведения процедуры.
2. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией. Обеспечение инфекционной безопасности и постельного комфорта.
3. Убрать ширму. 
4. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Читайте также:  Какой бренд лучший по уходу за кожей лица

Девочки и мальчики старшего возраста, находящиеся на общем режиме, подмываются сами обычным способом (девочки должны подмываться спереди назад).

Девочек раннего возраста и лежачих подмывают следующим образом: подкладывают под них клеенку, подводят судно (для старшего возраста) или лоток, предлагают согнуть в коленях и развести ноги.

Медицинская сестра стоит справа от ребенка. У девочек раннего возраста согнутые ножки удерживаются плечом и предплечьем левой руки, подведенными в подколенные ямки. Большим и указательным пальцами левой руки медицинская сестра раздвигает большие половые губы.

Из кружки Эсмарха, снабженной резиновой трубкой (или из кувшина) направляют на промежность струю теплой воды или слабого раствора перманганата калия. Одновременно стерильным ватным или марлевым тампоном, зажатым корнцангом или длинным пинцетом, производят несколько движений в направлении от половых органов к заднему проходу, другим ватным тампоном осушают кожу промежности, ведя шарик в том же направлении.

Показания: туалет промежности после дефекации и мочеиспускания; сбор мочи.

Алгоритм выполнения манипуляции:

1) Подготовить теплую воду (убедиться, что вода из крана не горячая).

2) Взять ребенка на руки, хорошо зафиксировать его за бедро.

3) Если ребенок головку не удерживает, положить ее на предплечье медсестры.

4) Детей подмывают спереди назад. Такое положение предупреждает попадание каловых масс и инфицированной воды в наружный мочеиспускательный канал и влагалище: у мальчиков тщательно обмыть область наружного отверстия мочеиспускательного канала.

Первая порция воды из крана или кувшина должна быть на руку медсестре. Вода должна быть проточной. Использовать детское мыло.

Завершение манипуляции:

5) Промокательными движениями осушить кожу ребенка пеленкой, которую медсестра приготавливает заранее.

Не рекомендуется проносить мокрого ребенка через палату к пеленальному столу.

В зависимости от цели подмывания ребенка:

а) запеленать и уложить в кровать

б) приступить к сбору мочи.

Применение подгузников,

Распечатанную упаковку с детскими подгузниками желательно разместить в непосредственной близи от пеленального столика или иного, но конкретного предмета мебели (комода, стола), который вы используете для приведения ребенка в порядок (одевание, пеленание, протирание, закапывание, смазывание и т.п.).

Как надеть подгузник?

Укладываем дитя на пеленальный столик, животом вверх.

Убеждаемся в том, что та часть тела, которая будет прикрыта подгузником, чистая и сухая. Если мокрая и грязная — соответственно приводим в порядок — моем и сушим (подробно чуть ниже).

Берем в руки памперс и выясняем, где у него перед, а где зад. Для этого на передней поверхности памперса имеется яркая цветная полоска.

Одной рукой берем дитя за ножки и приподнимаем попу, другой рукой — подсовываем подгузник. Опускаем попу и убеждаемся в симметричности конструкции. При необходимости поправляем.

 В результате, та часть памперса, что расположена под спиной, должна быть на уровне пояса.

Обращаю внимание: поднимая дитя за ножки, желательно себя контролировать — совсем не обязательно, чтоб голова при этом отрывалась от стола и (или) возникала дополнительная нагрузка на шейный отдел позвоночника. Если вы в своих силах не уверены, можете поступить иначе — развернуть подгузник, положить его на столик и только потом уже водрузить сверху дитя.

Закрепляем по очереди правую и левую застежки, по-прежнему обращая внимание на соблюдение симметрии. Аккуратно расправляем резинки на ножках, следим, чтоб они (резинки) не врезались в кожу.

Окончательный контроль: правильно надетый памперс равномерно прилегает к телу, нет явных перекосов, между подгузником и кожей живота можно просунуть указательный палец мамы или мизинец папы (подразумевается, что мама и папа стандартных размеров).

Источник

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети
должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал,
при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан
умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать
одеваться. Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста,
находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером
умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После
умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем. У некоторых
детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и
плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и
ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в
целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом,
например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При
необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную
пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая
определенную последовательность действий

(рис. 8).

Рис. 8. Техника чистки зубов

С
6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует
чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она
не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют
детские зубные пасты («Парексил» и др.).

Лучше
пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и
корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B,
линии Stages учитывают возрастные особен-

ности
ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки
взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки
зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе
щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет. Stage-2 имеет ручку,
которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма
головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный
выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4
лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7 лет,
когда выпадают молочные зубы. Новшество — щетина в форме чаши, окружает
и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 — зубная щетка для
детей от 8 лет. Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что
позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям
«работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские
сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста.
Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой,
ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой
кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в
неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней —
организовать гигиеническую ванну.

Читайте также:  Что нужно для ухода за комбинированной кожей лица

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать
должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и
влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с
условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей. Кровать
ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой
стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями
не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо
натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его
простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не
сворачивалась и не собиралась в складки. Если больной принимает пищу в
постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни
крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или
ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки. Одеяло должно
быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В
летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На
тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники. Не следует разрешать
детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять
посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной
категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при
патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая
почка), сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого
кладут матрац.

Для тяжелобольных
нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить
требуемое положение (например, полусидячее и др.). Функциональная
кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток,
надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех
подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9).

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые
решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для
обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные
устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги
больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д.
Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается
непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний
находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Возле
каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы
личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием
тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят
в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической
ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста,
находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются
самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры
или младшие медицинские сестры.

При
смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом
постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает
ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в
обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают
рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на
больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно
одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если
больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати
на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят
двумя способами:

1) грязную
простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют.
Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец
больного и расправляют по длине кровати;

2) больного
ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню
по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую
перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и
расправляют чистую.

Грязное
белье — отдельно постельное и нательное — собирают в пластмассовые баки с
крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную
комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук,
сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его
отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в
палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В
отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на
радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку,
находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно
(эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный
или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен
пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован,
его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того,
чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или
горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем
обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной
извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений
обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход
за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на
строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать
гигиенические ванны. Кожные покровы протирают полотенцем или чистой
мягкой тканью (марлей), смоченной одним из дезинфицирующих средств
(полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным
спиртом и др.). Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и
протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть
грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах.
Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень
некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой). Чаще
пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток,
большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между
поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10).

Основными
причинами образования пролежней являются нарушение местного
кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность
больного.

Образованию пролежней
способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее
перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии
сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса.
Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных
нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных
симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только
мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани.
Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а), на животе (б), на боку (в)

Профилактическими
мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются
поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние),
ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на
нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими
растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели,
следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной)
круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки.
В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

Читайте также:  Уход за жирной кожей лица с угрями

используются
промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады
с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные
отверстия (рис. 11).

Рис. 11. Аэропад

Меры
по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем
отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие
успешного лечения — исключение непрерывного давления на пораженную
область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за
больным. Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно
протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения.
Используют ультрафиолетовое облучение. Кожные покровы в местах мацерации
обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 %
спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем
припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня
закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей
мазевые и влажные повязки недопустимы.

При
отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает
стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В
дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает
врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности
начинают применять мази для их заживления — солкосериловую, ируксол,
камадол, мазь Вишневского

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление
пролежней у детей — свидетельство плохого ухода, низкой медицинской
культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым
обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром
и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской
зубной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи
полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной
ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г
бикарбоната натрия на стакан воды). При необходимости применяют ряд
дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры,
ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих
гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина
следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В
настоящее время многие дети прибегают к специализированной
ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам.
Рекомендации при ношении брекет-систем:

1) используют
лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно
одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и
ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.);

2) применяют особую щетку для брекетов;

3) исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое
значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с
этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки
(Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления
первого зуба. Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и,
прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю
поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка
недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого
кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального
ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время
утреннего и вечернего туалета. Однако если имеются выделения,
склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого
тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При
заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или
втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с
мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и
лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для
закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство.
Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из
пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом
должен смотреть в противоположную сторону. Спустя некоторое время
закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После
использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в
специальный футляр.

Глазную
мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают
нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть,
осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во
время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен
мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе
ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора
перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной
турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12). При
закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому
плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают
несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают
небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову
косынкой.

Уход за полостью носа. Если
ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает
помощь медицинская сестра — удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в
носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым
маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором.
При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин
вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует
определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для
этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не
поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают
ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он
заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д.
Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески.
Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у
девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно,
при необходимости заплести косички. При наличии обильной перхоти или
загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе
столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У
детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять
профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для
чтения и письма:

1) держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

2) не читать на солнце и ярком свете или, наоборот, при плохом освещении;

3) во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4) проводить
упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и
вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и
перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до
10-50 раз);

5) не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6) не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2. Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3. Как пользоваться функциональной кроватью?

4. Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5. Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6. Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7. В чем заключается профилактика пролежней?

8. Как проводится лечение пролежней?

9. Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10. В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Источник