Тема урока одежда из кожи уход за ней

Тема урока одежда из кожи уход за ней thumbnail

Конспект урока. 8 класс. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

Болезни кожи.

Задачи: раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения её анатомо-физиологических особенностей; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; обобщить знания учащихся о гигиенических требованиях к одежде и обуви; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях; воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.

Методы обучения: словесные (сообщения учащихся, рассказ с элементами беседы, объяснение), практические (самостоятельная работа с учебником, фронтальная письменная работа, самонаблюдения и опыты), наглядные (демонстрациятаблиц).

Средства обучения: таблицы «Строение кожи», «Ожоги», «Обморожения», учебник, бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри, карточки с тестами.

Ход урока

1.Организационный момент

  • Приветствие;

  • Определение отсутствующих;

  • Проверка готовности к уроку;

  • Организация внимания.

2. Проверка знаний: Фронтальная письменная работа

Тест (на карточках)

1. Кожа предохраняет глубжележащие органы и ткани от повреждений, так как она:

а) прочная и упругая;

б) поддерживает постоянство внутренней среды организма;

в) водонепроницаема;

г) содержит много рецепторов.

2. Кожа принимает участие в обмене веществ, так как:

а) в ней имеются рецепторы;

б) через нее удаляются продукты обмена;

в) она прочная и упругая;

г) в ней синтезируется витамин D.

3. Кожа защищает организм от избытка ультрафиолетовых лучей, так как в ней:

а) много волокон;

б) есть подкожная жировая клетчатка;

в) есть рецепторы;

г) вырабатывается витамин D.

4. Эпидермис образован:

а) мышечной тканью;

б) эпителиальной тканью;

в) нервной тканью;

г) соединительной тканью.

5. Эпидермис располагается:

а) на поверхности кожи;

б) над собственно кожей;

в) на поверхности подкожной жировой клетчатки;

г) под кожной жировой клетчаткой.

6. На поверхности кожи находятся мертвые роговые клетки, которые:

а) участвуют в делении;

б) участвуют в питании;

в) защищают кожу;

г) участвуют в выделении пота.

7. Собственно кожа образована:

а) мышечной тканью;

б) эпителиальной тканью;

в) нервной тканью;

г) соединительной тканью.

8. Собственно кожа:

а) образует ороговевшие клетки;

б) придает коже эластичность;

в) задерживает ультрафиолетовые лучи;

г) не пропускает жидкости и газы.

9. Жир выделяют:

а) потовые железы;

б) сальные железы;

в) рецепторы;

г) лимфатические сосуды.

10. Соли, воду и мочевину удаляют:

а) рецепторы;

б) волосяные сумки;

в) сальные железы;

г) потовые железы.

11. Жир, выделяемый сальными железами:

а) удаляет мочевину;

б) удаляет избыток воды;

в) придает коже несмачиваемость, смягчает ее;

г) защищает организм от переохлаждения.

12. Подкожная жировая клетчатка:

а) придает коже упругость;

б) смягчает кожу;

в) участвует в потоотделении;

г) нет правильного ответа.

13. Потовые железы участвуют:

а) в окислении минеральных веществ;

б) охлаждении организма;

в) накоплении органических веществ;

г) удалении органических веществ.

3. Объявление темы урока: Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правилах личной гигиены. Как вы думаете, надо ли говорить о здоровье молодым юношам и девушкам, которые здоровы? (ответы детей). Чаще всего люди проявляют интерес к своему здоровью тогда, когда у них что-нибудь заболит. Не зря говорят: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены! Давайте сегодня посмотрим на надоевшие всем наставленья несколько иным взглядом. Итак, тема урока: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи» (учитель записывает тему на доске, учащиеся в тетрадях)

4. Изучение нового материала:

    1. Гигиена кожи, ее производных и одежды

Заслушивание сообщения учащихся на темы «Гигиена кожи», «Гигиена одежды и обуви» и их обсуждение.

4.2 Причины кожных заболеваний. Кожные заболевания.

Рассказ учителя с элементами беседы

Причины кожных болезней чрезвычайно разнообразны и сложны.

Кожа постоянно подвергается внешним воздействиям, в том числе инфекционным (бактерии, вирусы, простейшие, грибы и т.д.), что может вызвать в ней аномальные изменения.

Дерматология – раздел медицины, занимающийся лечением кожных болезней. Кожа теснейшим образом связана с внутренними органами. В развитие кожного поражения исключительно важны индивидуальное предрасположение, степень сопротивляемости организма, а также социальные факторы – условия труда и быта.

Примерами непосредственного воздействия заболеваний внутренних органов на состояния кожи является ее побледнение при анемии, пожелтение при гепатите. На коже отражаются различные нарушения обмена веществ: сахарный диабет (фурункулез, кожный зуд), витаминная недостаточность (изменение цвета).

Прослеживается связь кожных высыпаний с нарушением функции желез внутренней секреции: микседема; у лиц с заболеваниями щитовидной железы, появление угрей в период полового созревания. Разнообразные кожные сыпи нередко возникают у больных с нарушениями в системе кроветворения – лейкозы.

Хронические тонзиллиты, гаймориты, кариозные зубы способствуют развитию крапивницы, псориаза, красной волчанки и других дерматозов. Бывают также врожденные заболевания кожи, которые возникают либо в результате внутриутробного проникновения инфекции (врожденный сифилис), либо генетически (наследственно) обусловлены.

Также вызываются заболевания кожи бактериями – стафилококками, стрептококками. Наиболее известные болезни – фолликулит – гнойничковые заболевания кожи, фурункулы, карбункулы, последние могут привести к тяжелым осложнениям, заражению крови.

Читайте также:  Особенности ухода за здоровой кожей

Заразные болезни кожи вызываются болезнетворными грибками. Они также поражают ногти и волосы.

Вопрос к классу: Известны ли вам грибковые заболевания? (предполагаемый ответ учащихся).

Наиболее часто встречаются – стригущий лишай, парша, трихофития, микозы. Надо отметить паразитного возбудителя кожной болезни чесотки – чесоточного клеща. Оплодотворенная самка прогрызает поверхностный слой кожи и откладывает в ней яйца. Размножается клещ с невероятной быстротой. Прогрызая ходы в коже больного, самка чесоточного клеща вызывает мучительный зуд. Заразиться можно через контакт с чесоточным больным, а также личные вещи больного (головные уборы, расчески).

4.3 Травмы кожи: ожоги, обморожения. Физиологическое обоснование признаков ожогов, обморожений; меры первой помощи. Объяснение учителя

Ожог — повреждение кожи и других тканей, возникшее от термического, химического, электрического или радиационного воздействия.

Ожоги делятся на: 1) термические; 2) химические (учащиеся записывают в тетрадь).

Классификация ожогов по степени тяжести:

1 степень. Ожоги сопровождаются болью, жжением. Покраснение поврежденной части тела, отек. Излечиваются быстро.

2 степень. Являются поверхностным ожогом. Симптомы те же, но на фоне появляются пузыри наполненные прозрачной светлой жидкостью. Проходят немного дольше.

3 степень Кожа повреждается на большую глубину, но при этом сохраняет ростковый слой, из которого кожа восстанавливается. Сохраняют чувствительность нервные окончания. Появляется ожоговая рана.

4 степень. Обугливание кожи. Невозможно самостоятельное заживление, только при хирургическом вмешательстве. Признаками глубокого ожога являются: сухая поверхность ожоговой раны, черный или неестественно белый цвет поверхности, отсутствие чувствительности при прикосновении.

Первая медицинская помощь: Прекратить воздействие повреждающего фактора.

Осмотреть пострадавшего с повреждением участков тела, снять одежду и затем оценить степень ожога. Затем приступать к помощи. 1 и 2 степень не смазывать маслом и др.; можно только водой. 2 степень, если что-то прилипло не трогать!

Вокруг ожога обработать зеленкой, йодом не касаясь ожоговой раны. Легким движением обработать 33% спиртом. Обезболить. Если ожог тяжелый то следует наложить стерильную повязку. Пострадавшего уложить, тепло укрыть. Дать обильное питье (воду немного соленую, минералку, кофе, сок). Доставить в больницу.

Обморожения. Обморожение начинается с поверхностных мягких тканей. Способствует обморожению сильный ветер, повышенная влажность воздуха, соприкосновение с холодными предметами, тесная одежда и обувь, от состояния организма (переутомление, недосыпание, голодание), прием алкогольных напитков.

Первая медицинская помощь состоит в прекращении охлаждения, согревании конечности, восстановления кровообращения в поражённых холодом тканях и предупреждения развития инфекции. Первое, что надо сделать при признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.

Не рекомендуется растирать больных снегом. Нельзя использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения. Неприемлемый и неэффективный вариант первой помощи – втирание масел, жира, растирание спиртом тканей при глубоком обморожении.

5. Закрепление знаний. Самонаблюдения и опыты

Проводятся по инструкции в учебнике на стр. 209

6. Общие выводы урока: (учащиеся формулируют с помощью учителя)

За кожей, волосами и ногтями непременно нужно ухаживать.

Одежда должна быть удобной, желательно из натуральных тканей; обувь должна быть сухой.

Лучшая профилактика кожных болезней — соблюдение правил личной гигиены и правильное питание.

Травмы кожи чаще всего случаются из-за неосторожности, надо соблюдать технику безопасности.

(Учителем выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям)

7.Информация о домашнем задании: §40, ответить на вопросы в конце параграфа, сообщение «Закаливание. Способы закаливания».

Источник

МБОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа»

Параньгинского района РМЭ

Конспект урока по биологии

«Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»

8 класс

Подготовила: Гордеева Елена Юрьевна учитель химии и биологии, педагог первой квалификационной категории

с. Куракино

2017 год

« Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.Болезни кожи» (8кл.)

Цель урока: Развить гигиенические навыки по уходу за кожей и ее производными, профилактика и оказание ПМП при ожогах и обморожениях.

Образовательная. Закрепить знания учащихся о строении и функциях кожи.

Развивающая. Развивать творческие способности учащихся, память, умение мыслить, умение обобщать и конкретизировать получаемые сведения, работать с материалом учебника, рисунками, таблицами.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать гигиенические навыки при уходе за кожей и ее производными, умение правильно вести себя при опасных ситуациях (пожары, обморожения и т.д.) и оказывать первую помощь.

Оборудование: Таблицы «Кожа», «Ожоги», бумажные салфетки; презентации «Соблюдение правил личной гигиены» , «Кожа – первая помощь», компьютер, проектор, сообщения по уходу за кожей лица, волосами, одеждой.

Эпиграф урока: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П.Чехов)

ПЛАН

1. Актуализация знаний

2. «У дерматолога на приеме» (болезни кожи)

3. Типы кожи. Тест для определения типа кожи. Сообщения о жирной и сухой коже.

4. Уход за волосами (сообщение).

5. Историческая справка.

6. Ожоги и обморожения. Первая помощь (рассказ учителя, работа с учебником).

Читайте также:  Проблемная жирная кожа расширенные поры уход

7. Гигиена одежды и обуви (сообщение и беседа).

8. Закрепление.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Я, надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение и вы активно будете работать на уроке. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего урока. И как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке.

Мы с вами узнали о строении и функциях кожи, познакомились с ее производными. Вспомним какие слои выделяют в коже (эпидермис –наружный слой, дерма или собственно кожа – средний, гиподерма или подкожная клетчатка – внутренний) и какие функции выполняет?(защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, роль в обменных процессах, участие в теплорегуляции) (фронтальный опрос).

Подумайте, что же нам еще необходимо знать, чтобы наша кожа была здоровой и могла нормально выполнять свои функции. (Должны узнать о том, как правильно за ней ухаживать, следить, а если случились какие-то проблемы, то как из них выходить.) Поэтому тема нашего следующего урока «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи».

Нормально выполнять свои функции может лишь чистая, здоровая кожа. Правильный уход не даст возможности развития болезней, преждевременного старения (образования морщин и складок, снижения эластичности, ухудшения цвета и др.). Давайте заглянем в кабинет доктора. Действительно ли «Кожа — зеркало здоровья» (сценка разыгрывается заранее подготовленными учащимися, доктору необходим белый халат)

Диалог доктора с больными, (сценка)

Доктор: На что жалуетесь больной?

Больной(1): Вчера прогуливался по улице, а там сейчас цветет тополь. Посмотрите на мои глаза, руки. Что это?

Доктор: Эта сыпь в виде покраснений кожи, слизистой глаз аллергическая реакция. Пух для вас аллерген, который вызвал иммунную реакцию. Антитела крови образовали с ним комплекс «антиген-антитело». При этом выделились вещества, которые повредили клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Вот и возникло покраснение, зуд. Иногда возможно чихание, кашель. Поменьше в такое время бывайте на улице. Это пройдет.

Доктор: А у вас что ?

Больной(2): Доктор, а у меня стали ломаться волосы, шелушиться кожа.

Будто их выстригли.

Доктор: Нужно сделать анализ. Но по признакам можно сказать, что у

вас лишай — грибковое заболевание. Видимо у вас есть больная кошка

или собака. От них человек заражается этой болезнью. Кроме того, общее

полотенце, чужая одежда тоже могут стать причиной болезни. Она очень

тяжелая. Нужно лечить.

Больной (3): Доктор, а я не общаюсь с больными животными. Веду спокойный образ жизни, никаких стрессов, сижу спокойно у телевизора, ем хорошо, много сплю, а кожа все больше и больше прокрывается угрями, становится блестящей. Почему?

Доктор:  Избыточное питание и сон плохо влияют на кожу, она краснеет, приобретает сальный вид среда для жизни микробов, закупорка потовых и сальных желез. Вот и угри. Займитесь физкультурой, ешьте побольше овощи и фрукты.

Больной (4): А у меня между пальцами чешется, какие-то дырочки.

Доктор: У вас поселился внутрикожный паразит — чесоточный зудень, возбудитель заразной и очень опасной болезни чесотки. Самки клещей после спаривания прогрызают подкожные ходы и откладывают там яйца. Вылупившиеся личинки питаются тканями кожи, особенно часто поражаются промежутки между пальцами, кожа живота и ягодиц. Но чесотка излечима.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, на приеме у какого врача мы были? Дерматолога («дерма»-кожа, «логос»-учение»).

Из данного сюжета можно сделать некоторые выводы. Каковы причины кожных заболеваний (беседа):

1. Неправильное питание.

2. Грибковые и паразитарные заболевания кожи.

3. Гормональные нарушения.

4. Недостаток витаминов.

Конечно же отрицательное влияние оказывают стресс, вредные привычки. Вы можете легко назвать черты курильщика (кожа землисто-серого цвета, от волос дурно пахнет), а у алкоголиков появляются красные прожилки на лице, краснеет нос. К тому же это вредит всем органам. Неправильное питание (чрезмерное количество жирной, острой, сладкой пищи) гормональная перестройка оказывает отрицательное влияние на состояние кожи. Отсутствие витаминов А.В.С пагубно отражается на внешнем покрове. При гиповитаминозе А кожа становится сухой, шероховатой. Недостаток витамина В: приводит к трещинам в углах рта («заедам»), ногти становятся ломкими. При недостатке витамина С возможны мелкоточечные кровоизлияния, связанные с повышенной проницаемостью мелких кровеносных сосудов.

Презентация «Соблюдение правил личной гигиены».

Типы кожи. (Нормальная, сухая, жирная, комбинированная)

Тест для определения типа кожи.

(Сообщения о жирной и сухой коже).

(сообщение «Уход за волосами).

Историческая справка.

Пострадать кожа может и от механических повреждений, и при неосторожном обращении с огнем, химическими препаратами.

Я имею ввиду ожоги — термические и химические.

Презентация «Кожа – первая помощь!»

Первая помощь при ожогах и обморожениях. (работа с учебником стр. 207)

Первая помощь при термических ожогах.

Освободить обожженное место от одежды, полить холодной водой. При ожогах I и II степени обработать обожженное место спиртом или одеколоном. При ожогах III и IV степени наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

Читайте также:  Филорга неоцика восстанавливающий уход для поврежденной кожи

Учитель:

Как нужно вести себя, если вспыхнула на вас одежда? (беседа):

Нельзя:

— поддавшись панике, убегать сломя голову так вы только раздуете огонь;

— выскакивать из помещения на улицу , т.к. приток свежего воздуха «подпитает» пламя;

— пытаться тушить пожар, укрывшись куском плотной ткани с головой: вдохнув раскаленный дым, к тому же еще и токсичный, легко заработать ожог носоглотки, гортани, трахеи и получить порцию угарного газа.

Необходимо:

— набросить на горящий участок одеяло, пальто все, что будет поплотнее;

— залить пламя водой, засыпать песком, землей песком; зимой — снегом;

— освободиться от остатков одежды, обрезав их ножницами. Если белье «приварилось», не отдирать.

Первая помощь при химических ожогах – поражения кожи химическими веществами (кислотой или щелочью).

Необходимо сначала промыть кожу холодной водой в течение 15 минут. Если ожог вызван кислотой, то обработать пораженный участок раствором питьевой соды. Если ожог вызван щелочью, то промыть обожженный участок 1% раствором уксусной или лимонной кислоты.

Первая помощь при обморожении (происходит сужение кровеносных сосудов, кожа бледнеет теряет чувствительность, мертвеет)

При обморожении первой степени необходимо растереть кожу мягкой тканью до покраснения и восстановления чувствительности. При более сильном обморожении наложить теплоизолирующую повязку, которую можно сделать из ваты, дать пострадавшему горячее питье и обеспечить его неподвижность, так как при обморожении сосуды становятся хрупкими, возможно кровоизлияние.

А вот в деревнях использовали картофель. Свежесрезанный кусок картофеля прикладывали на обожженное место.

Учитель:

Что же нужно делать, чтобы кожа оставалась здоровой ?- (отвечают):

— регулярно умываться водой комнатной температуры

— использовать гигиеническую косметику

— соблюдать режим дня

— заниматься физкультурой, лечебной гимнастикой, делать массаж

— побольше потреблять витаминов, правильно питаться

— не психовать, не ссориться, побольше улыбаться

— избавиться от вредных привычек.

Учитель:

Волосы и ногти производные кожи. Их состояние также зависит от здоровья человека и нуждается в опеке.

Учитель:

Состояние нашей кожи зависит от одежды и обуви, которую мы носим. Какими они должны быть? (сообщение, беседа)

— одежда не должна стеснять движения, просторная

— из натуральных волокон, т.к. синтетика не пропускает воздух, способствует чрезмерному потению, перевариванию

— летом из одних материалов, зимой из других.

— обувь должна быть не тесной, сухой, удобной ; зимой — теплой. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает потоотделение и способствует появлению неприятного запаха. Создается среда для жизни микробов, появляется утомляемость, зуд, жжение и боль. Развивается и плоскостопие.

Каблук не должен быть очень высоким, т.к., он деформирует стопу и легко можно подвернуть ногу, получить травму. Если обувь на резиновой подошве, то нужны стельки.

Учитель:

Подведение итогов. Спасибо всем за интересные сообщения. Мы узнали много интересного, полезного и нужного. Все выступающие получают пятерки.

Закрепление. И в завершение, что бы проверить себя, свои знания попробуйте ответить на следующие вопросы. Игра «Верю, не верю».

Некоторые из высказываний верны, некоторые ложные. Если вы согласны с утверждением – поднимите синею бумажку, если нет, то поднимайте красную.

1.Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться от них (нет).Это может привести к распространению инфекции.

2. Только подростки страдают от прыщей (нет).Прыщи появляются от 10 до 30 лет, подростки страдают ими чаще.

3.Если обваришь руку кипятком или паром, то нужно посыпать кожу на месте ожога содой (нет,Нужно быстро подставить руку под холодную струю воды, затем смазать противоожоговой мазью или просто положить повязку и обратиться к врачу.Сода еще больше разъест рану.)

4.Употребление поливитаминов зимой улучшает цвет кожи. (Да).

5.Можно накрасить ресницы и не смывать их несколько дней (нет) можно получить заболевание глаз, конъюнктивит. Необходимо пользоваться специальными средствами для снятия макияжа ежедневно.)

6.Летом нужно ходить в синтетической одежде, это красиво и не жарко (ложь – не пропускает воздух, тело потеет – тепловой удар).

Домашнее задание. Читать п. 40, ответить на вопросы. По выбору: Составить кроссворд по теме «Кожа», составить памятку «Уход за кожей, ногтями, волосами», Найти пословицы о гигиене кожи и одежды.

Рефлексия.

Учитель: Наш урок приближается к своему завершению. Ребята, узнали ли для себя что-либо интересное за этот урок? Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.

Больше всего мне понравилось …

Теперь я буду выполнять ….

Сегодня я понял(а), что …

И не забывайте Ваше здоровье в ваших руках.

Правила по уходу за кожей.

А закончить мне хотелось бы такими словами

Гигиена и здоровье

Спорт, закаливание, труд

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Маски, ванны и массажи

Нам полезны, спора нет,

Ну а лень, обжорство и куренье

Оставляют тоже след.

Кожа — зеркало здоровья!

Все недаром говорят.

Ты запомни это точно.

Это важно для ребят

Источник