Тело майского жука покрытое кожей с кутикулой подразделяется на голову

Тело майского жука покрытое кожей с кутикулой подразделяется на голову thumbnail

Майские жуки или майские хрущи (Melolontha hippocastani) относятся к типу Членистоногие, к классу Насекомые, роду Melolontha.

Данный род состоит из 24 видов, 9 из которых обитает на территории Российской Федерации. Массовое появление майских жуков припадает на весенний период, чаще всего конец апреля, май. Фенологически период появления этих жуков совпадает с началом распускания почек дуба и массовым распусканием листьев на березе. Если в эти теплые весенние дни внимательно присмотреться к земле, то можно увидеть, как из нее выползают после зимовки майские жуки и взлетают в воздух.

Весенними вечерами, особенно возле зеленых, цветущих деревьев очень часто можно услышать, как они жужжат, и увидеть летающими.

Садясь на деревья, они повреждают молодые листья, и цветы, так майские жуки наносят колоссальный вред сельскому и лесному хозяйствам. А днем вы этих жуков можете не заметить на дереве или кустарнике, они там сидят, уцепившись за ветки ножками.

Внешний вид майского жука

Тело майского жука, как и большинства насекомых, покрывает хитиновый панцирь, выполняя при этом функции внешнего скелета и защиты.

Размеры майского жука

В длину жуки достигают от 2 до 3,5см.

Окраска майского жука

Для взрослых особей характерен диморфизм окраски, то есть особи могут отличаться окраской друг от друга.

В целом энтомологи выделяют две цветовые разновидности (аберрации) майских жуков: красные с рыжей переднеспинкой и ногами (rex) и черные – с черными переднеспинкой и ногами (nigripes). Эти аберрации рассматривают как экологические формы майского хруща.

Жуки с красной окраской в основном обитают на открытых местах со слабой затененностью, а с черной – в затененных местах, в том числе под пологом не очень густого леса. В основном в северных районах встречаются красные жуки, а в южных – черные. В центре ареала вида, примерно одинаковые доли жуков обеих разновидностей.

Места обитания

Обитают майские жуки в Европе и Азии, в основном заселяя зоны лесостепи и леса, отдавая предпочтение молодому сосняку.

В черте города часто этих жуков можно увидеть в искусственных посадках и около цветущих плодово-ягодных деревьев и кустарников. На деревьях или кустарниках жуки питаются и спариваются, после чего самки откладывают яйца, закапываясь в почву.

Строение майского жука

Строение майского жукаявляется типичным для всех жуков.

Части тела майского жука

Тело и конечности поделены на сегменты — членики. Тело жука состоит из трех отделов: головы, груди, брюшка. При этом грудь состоит из 3 члеников, а брюшко – из 8.

Внешнее строение майского жука

Тело покрыто мелкими волосовидными чешуйками, голова и переднеспинка покрыты более длинными волосками, которые образуют продольные полосы, подкрылья также могут быть покрыты волосками.

Голова майского жука

На голове находятся усики, которые имеют удлиненный 3 членик, а у самцов они заканчиваются сильноизогнутой булавой, которая состоит из 7 одинаковых пластинок.

Конечность майского жука

Ходильные ноги (3 пары) расположены на груди, так каждая пара ног соответствует одному членику груди. Сама конечность покрыта волосками и состоит из подвижно соединенных члеников, которые заканчиваются коготками, с помощью которых насекомые цепляются за кору деревьев и листву. Так же передние ноги довольно сильные и похожи на скребки, так как жук роет ими ямку при откладывании яиц.

Крылья майского жука

Сверху к груди прикрепляются крылья: ко второму членику — крепкие хитиновые надкрылья бурого цвета, которые поддерживают тело жука в полете, к третьему членику прозрачные летательные крылья. Майский жук довольно неуклюж, медленно и тяжело летает.

Органы майского жука

Ориентироваться в пространстве майским жукам помогает хорошо развитая система органов чувств. Так на голове жука находятся органы осязания, обоняния и зрения.

Органы головы майского жука

Органами обоняния являются усики, с их помощью насекомое отыскивает пищу, иногда пролетая расстояния больше километра. Органами осязания являются щупики ротовых придатков. Органами зрения являются сложные глаза, которые располагаются по бокам головы. Такие глаза состоят из тысяч простых глазков и дают возможность видеть все, что происходит вокруг.

Управляет такими сложными процессами восприятия и вообще работой всего организма нервная система. Центральная нервная система состоит из головного мозга, брюшной нервной цепочки, которая проходит по брюшной стороне тела и окологлоточного ганглия.

Головной мозг состоит из трех отделов. Окологлоточный ганглий хорошо развит. Почти все эти отделы выделяют нейросекреты, которые отвечают за рост и развитие майского жука.

Чем питается майский жук?

Питаются жуки твердой растительной пищей, поэтому ротовой аппарат и пищеварительная система в целом приспособлены к такому питанию. Пищеварительная система майского жука начинается ртом, который находится на нижней стороне головы.

Ротовой аппарат грызущего типа, поэтому откусанная пища с помощью верхней и нижней челюстей измельчается и попадает в глотку, далее в длинный пищевод. Пищевод имеет расширение – зоб, из которого пища поступает в жевательный желудок.

Здесь пища с помощью твердых хитиновых пластинок окончательно перетирается и поступает в пищеварительный желудок (средняя кишка), где под действием пищеварительных соков переваривается и всасывается.

Пища, которая не переварилась, попадает в заднюю кишку, которая заканчивается анальным отверстием. Оно находится на конце брюшка. Так же в процессе выбора пищи принимают участие подвижные ротовые придатки – щупики, с помощью которых майские жуки ощупывают и подают ко рту пищу. Без этих придатков животное не сможет питаться и погибнет.

Читайте также:  Маска для волос и здоровой кожи головы

Трахеи имеет майский жук

Дышат жуки атмосферным кислородом, который попадает в систему дыхалец ( 18 штук) расположенных на груди и брюшке насекомого. Далее из дыхалец кислород поступает в тончайшие дыхательные трубочки – трахеи, они окутывают органы, и кислород свободно поступает к ним.

Кровеносная система

Кровеносная система майского жука не замкнутая и имеет довольно примитивное строение, так как только разносит питательные вещества.

Сердце имеет форму трубки, которая поделена на перегородки с клапанными отверстиями, находится на спинной стороне тела. От камер в стороны отходят прикрепленные к ним мышцы, сокращаясь, они, перегоняют гемолимфу в длинный кровеносный сосуд – аорту.

Из аорты гемолимфа вытекает в промежутки между органами и заполняет их. Потом вновь гемолимфа собирается в сердце через камеры. Гемолимфа бесцветная, содержит фагоциты и специальные кровяные клетки, ее основной функцией является перенес питательных веществ к органам и тканям, а так же перенос к органам выделения продуктов обмена.

Органы выделения

Функции органов выделения у майского жука выполняют мальпигиевы сосуды, которые представляют собой тонкие слепо замкнутые трубочки на свободном конце. Они отходят от пищевого канала между средней и задней кишками.

Из гемолимфы продукты обмена поступают в заднею кишку, откуда и выводятся через анальное отверстие наружу. Так же в выведении из организма продуктов обмена большую роль играет жировое тело, в нем откладываются круглые конкреции мочевой кислоты. Жировое тело — «почки накопления», так как мочевая кислота из него не выводится.

Половые органы

Майские жуки – раздельнополые насекомые, размножаются только половым путем. Яйцеклетки у самок находятся в яичниках, которые представляют собой тонкостенные трубочки.

Семенники самцов представляют собой извитые трубочки, которые содержат семенную жидкость. Через непродолжительное время после спаривания самцы майского жука погибают, а самки откладывают, яйца зарывшись в почву на глубину до 30 см. Отложив яйца самки, погибаю, кладка в среднем содержит до 70 яиц.

Личинка майского жука

Через месяц — полтора из яиц выходят личинки, которые живут в почве 3-4 года. Внешне они похожи на червей, хорошо передвигаются в почве, имеют белую окраску.

Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений.

В первый год жизни, имея, еще не совершенный ротовой аппарат, личинка питается растительными остатками. А на второй и третий года уже может перегрызать довольно мощные корни и корневища растений.

Метаморфоза майского жука

В ходе своего жизненного цикла личинка проходит несколько линек и в конце последнего года жизни в почве, летом, переходит в следующую стадию развития — куколку.

Внешне куколка уже напоминает взрослого жука, но при этом она не передвигается и не растет, имеет белую окраску и короткие крылья. Находясь, в такой стадии под действием гормонов происходит метаморфоз майского жука — рост крыльев, конечностей, формирование органов зрения. К концу лета куколки превращаются в полноценных жуков, но выходят из земли только весной.

Стадии развития майского жука

Таким образом, есть 4 стадии развития майского жука: яйцо, личинка, куколка и имаго (взрослое насекомое).

Борьба с майским жуком

Замечено, что в популяциях складываются годы с преобладающим летом, то есть когда происходит массовый лет майского жука. Жуки черного окраса развиваются по пятилетнему циклу, а жуки красного – по четырехлетнему, поэтому бывают трех или четырехлетние перерывы, когда практически не встречаются майские жуки. Вред сельскому и лесному хозяйствам наносят как взрослые особи, так и личинки.

Как бороться с майским жуком?

Многие годы ученные занимались и занимаются разработкой методов по сокращению численности майских жуков. Так в 50-60-е годы Е. Хобер и в 70-е Я. П. Циновский со своей группой проводили стерилизацию самцов майских хрущей ионизирующим излучением, и выпускали их в природу.

Такой метод позволял добиваться резкого, сокращения (75-100%) численности популяции, что способствовало защите растений. Но метод не получил распространения из-за необходимости сбора большого количества самцов в нужные сроки для облучения.

Борьба с личинками майского жука

Современные дачники рекомендуют вручную собирать, струшивать взрослых жуков с растений или уничтожать личинок во время перекапывания почвы.

Майский жук на видео (10 роликов)

Еще интересные статьи по теме:

Источник

Переводная контрольная работа по биологии 7 класс. 1 вариант.

Часть 1Выберите один правильный ответ.

1. Сообщество животных и растений – организмов, живущих совместно на лугу и взаимодействующих между собой, называют

1) популяция 2) биоценоз 3) биосфера 4) вид

2. Наследственный материал клетки не отделён от цитоплазмы у

1) грибов 2) растений 3) бактерий 4) животных

3. Гриб спорынья, обитающий на злаках, питается

1) в процессе фотосинтеза 2) как симбиотический организм

3) как паразит 4) как хищник

4. В клетках зелёных водорослей хлорофилл находится в

1) ядре 2) хроматофоре 3) вакуолях 4) клеточной стенке

5. Верны ли следующие утверждения?

А. В ходе эволюции моховидные растения произошли от бактерий.

Б. Слияние гамет у мхов происходит в дождливую погоду, так как для оплодотворения необходима вода.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

6. Спорангии большинства папоротников расположены на

1) корневище 2) заростке 3) листьях 4) почках

Читайте также:  Причины себорейного дерматита кожи головы

7. Верны ли следующие утверждения?

А. В мужских шишках созревает пылинка, или пыльцевое зерно.

Б. У многих хвойных растений в процессе опыления участвует вода.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

8. Последвойногооплодотворения у цветковых растений из семяпочки развивается

1) семя 2) плод 3) цветок 4) соцветие

9. Избыток воды из тела простейшего животного удаляет

1) циста 2) ложноножка

3) сократительная вакуоль 4) светочувствительный глазок

10. Нервные клетки гидры образуют

1) энтодерму 2) кишечную полость

3) диффузную нервную систему 4) щупальца вокруг рта

11. Вотличие от плоских червей в пищеварительной системе круглых червей имеется

1) рот 2) глотка 3) кишечник 4) анальное отверстие

12. Характерной особенностью строения представителей тип Моллюски является наличие

1) кожной складки мантии 2) спинного мозга

3) двух пар конечностей 4) длинного хвоста

13. Верны ли следующие утверждения?

А. У многих пауков развитие прямое, т.е. без образования личинки.

Б. Опасное заболевание, вызываемое вирусом энцефалита, переносит таёжный клещ.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

14. Какую функцию выполняет у рыб орган, изображенный на рисунке под №14.

1) регулирует подъём и погружение рыбы в воде 2) вырабатывает ферменты

3) участвует в выведении продуктов обмена 4) осуществляет газообмен

hello_html_d93aa42.jpg

15. Полное разделение двух кругов кровообращения происходит в кровеносной системе

1) жабы 2) лягушки 3) ящерицы 4) голубя

16. В отличие от птиц в пищеварительной системе млекопитающих имеется

1) пищевод 2) набор зубов 3) печень 4) поджелудочная железа

17. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

А. Питаются путём заглатывания пищевых частиц 1. Грибы

Б. Неограниченный рост у большинства организмов 2. Животные

В. Активное передвижение

Г. Питаются путём всасывания веществ

Д. Неподвижны, ведут прикреплённый образ жизни

18 Рассмотрите рисунок.Выполните задание и запишите ответы в виде последовательности цифр.hello_html_mfbcec92.jpg

А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?hello_html_m4f7f1c81.jpg

1) Злаковые 2) Бобовые

3) Лилейные 4) Крестоцветные

Б. Особенность строения листьев этого растения

1) сетчатое жилкование 2) параллельное жилкование

3) сложный лист 4) округлая форма

В. Характеристика генеративных органов этого растения

1) одиночные цветки 2) наличие соцветия

3) яркий венчик 4) сочные плоды

19. Установите соответствие между семейством цветковых растений и его принадлежностью к классу.

ВИД ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ КЛАСС

А. Злаковые 1. Однодольные

Б. Розоцветные 2. Двудольные

В. Бобовые

Г. Лилейные

Д. Паслёновые

20. Установите последовательность этапов жизненного цикла печёночного сосальщика, начиная с яйца.

1) Яйцо попадает во внешнюю среду и превращается в личинку.

2) Личинка покидает тело моллюска и превращается в цисту.

3) Половозрелая особь паразитирует в теле коровы и продуцирует яйца.

4) Личинка проникает в тело моллюска и паразитирует в нём.

5) Цисту проглатывает корова, и паразит развивается во взрослое животное.

21. Установите последовательность расположения членистых конечностей на теле речного рака, начиная с головного отдела.

1) челюсти 2) ходильные ноги 3) усики 4) брюшные ноги 5) клешни

22. Выберите три верных утверждения. Представителями класса паукообразных являются

1) скорпион 2) рак 3) краб

4) паук-крестовик 5) чесоточный клещ 6) мидия

23. Установите соответствие между характеристикой и классом животных.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСС ЖИВОТНЫХ

А) оплодотворение внутреннее 1) Земноводные

Б) оплодотворение у большинства видов наружное 2) Пресмыкающиеся

В) непрямое развитие

Г) размножение и развитие происходит на суше

Д) яйца с большим запасом питательных веществ

24. Установите соответствие между птицами и их экологической группой.

ПТИЦЫ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) кукушка 1) дневные хищники

Б) скопа 2) птицы степей и пустынь

В) страус 3) птицы леса

Г) дятел

Д) беркут

Е) дрофа

Часть 2

25. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 3. Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов. 4. Пищеварительная система жуков начинается на голове ротовым отверстием с колющим ротовым аппаратом. 5. Продукты обмена веществ выделяются через зелёные железы. 6. Развитие майского жука происходит с полным превращением.

26. Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкина льна. В результате какого типа деления и из каких клеток эти хромосомные наборы образуются?hello_html_m7b9b603e.jpg

27. Определите по рисунку, к какой систематической группе относится изображенный организм. В чем заключается его существенная особенность? Что обозначено на рисунке буквами «а» и «б»? Какую роль эти компоненты выполняют в организме?

Переводная контрольная работа по биологии 7 класс. 2 вариант.

Часть 1Выберите один правильный ответ.

1. Группа особей из представителей одного вида, занимающая определенную территорию, — это

1) вид 2) популяция 3) животные леса 4) растения заливного луга

2. Бактериальные клетки размножаются

1) спорами 2) жгутиками 3) участками цитоплазмы 4) делением клетки

3. Грибы не относят к растениям, а выделяют в особое царство, так как они

1) имеют клеточное строение

2) способны использовать энергию света для фотосинтеза

3) питаются готовыми органическими веществами

4) живут только в симбиозе с другими организмами

Читайте также:  Чем восстановить кожу головы после обесцвечивания

4. Лишайник представляет собой симбиоз

1) гриба и бактерий 2) гриба и водоросли

3) бобовых растений и бактерий 4) гриба и высших растений

5. Верны ли следующие утверждения?

А. Сфагнум участвует в заболачивании почвы.

Б. Взрослые особи мха кукушкина льна раздельнополые.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

6. В отличие от мхов у хвощей имеются

1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги

7. Верныли следующие утверждения?

А. На побегах сосны созревают только женские шишки.

Б. Семена в шишках открыто лежат на чешуях.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

8. В семенах цветковых растений эндосперм представляет собой

1) зародыш 2) покров 3) запас воды 4) запас питательных веществ

9. Специальные органоиды питания отсутствуют у

1) амёбы обыкновенной 2) инфузории-туфельки

3) эвглены зелёной 4) вольвокса

10. Только у представителей типа кишечнополостных животных в теле имеются клетки

1) нервные 2) мускульные 3) стрекательные 4) чувствительные

11. В отличие от круглых червей у кольчатых червей сформирована система органов

1) нервная 2) кровеносная 3) половая 4) пищеварительная

12. Двустворчатой раковиной обладает

1) виноградная улитка 2) слизень 3) большой прудовик 4) беззубка

13. Верны ли следующие утверждения?

А. Паукообразные – это животные гермафродиты, т.е. в одном организме созревают яйцеклетки и сперматозоиды.

Б. На последнем сегменте брюшка пауков расположены паутинные бородавки.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

14. Какую функцию выполняет у амфибий орган, изображенный на рисунке под № 4.

1) участвует в регуляции жизнедеятельности организма 2) вырабатывает ферменты

3) участвует в выведении продуктов обмена 4) осуществляет газообмен

hello_html_m33e50dee.jpg

15. В отличие от рептилий дыхательная система птиц включает

1) воздушные мешки 2) лёгкие 3) бронхи 4) трахею

16. Плацента хорошо развивается у самок всех млекопитающих, за исключением

1) насекомоядных 2) сумчатых 3) грызунов 4) рукокрылых

17. Установите последовательность этапов полового размножения хламидомонады, начиная со взрослой особи.

1) взрослая особь 2) оплодотворение 3) образование гамет

4) молодые организмы 5) зигота

18. Рассмотрите рисунок.Выполните задание и запишите ответы в виде последовательности цифр.

А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?hello_html_7bbb19df.jpg

1) Злаковые 2) Бобовые

3) Розоцветные 4) Сложноцветные

Б. Особенность строения листьев этого растения

1) дуговое жилкование 2) параллельное жилкование

3) сетчатое жилкование 4) игольчатая форма

В. Характеристика генеративных органов этого растения

1) число частей цветка кратно трём

2) число частей цветка кратно пяти

3) простой околоцветник

4) венчик отсутствует

19. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому его относят.

ВИД ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ КЛАСС

А. Яблоня домашняя 1. Однодольные

Б. Картофель клубненосный 2. Двудольные

В. Рожь посевная

Г. Лук порей

Д. Капуста белокочанная

20. Установите последовательность этапов жизненного цикла свиного цепня¸ начиная с яйца.

1) Членики червя, наполненные яйцами, попадают во внешнюю среду.

2) Финна прикрепляется к скелетным мышцам в теле свиньи.

3) В пищеварительном канале свиньи яйцо превращается в личинку.

4) Финна развивается во взрослую особь в кишечнике человека.

5) Человек съедает мясо, заражённое финнами паразита.

21. Выберите три верных утверждения. Представителями ракообразных животных являются

1) коралловый полип 2) краб 3) дафния 4) слизень 5) омар 6) осьминог

22. Установите соответствие между типом постэмбрионального развития и видом животного, для которого этот тип развития характерен.

ВИД ЖИВОТНОГО ТИП РАЗВИТИЯ

А) пустынная саранча 1) с полным превращением

Б) хлебная жужелица 2) с неполным превращением

В) обыкновенный богомол

Г) пчела медоносная

Д) берёзовая пяденица

23. Установите соответствие между характеристикой и классом животных.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСС ЖИВОТНЫХ

А) имеют постоянную температуру тела 1) Пресмыкающиеся

Б) на задних конечностях развита цевка 2) Птицы

В) сердце трёхкамерное с неполной

перегородкой в желудочке

Г) клетки тела снабжаются смешанной кровью

Д) на грудине хорошо развит киль

24. Установите соответствие между птицами и их местообитаниями.

ПТИЦЫ МЕСТООБИТАНИЯ

А) цапля 1) водоём, побережье

Б) лебедь 2) болото

В) аист 3) лес

Г) дятел 4) степь

Д) дрофа

Е) гусь

Часть 2

  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Акулы – надотряд хрящевых рыб, обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело более или менее торпедообразной формы, большой хвостовой плавник и хорошо развитые жаберные крышки. 2. К настоящему времени известно более 450 видов акул. 3. Китовая акула – самая большая из известных рыб (её длина достигает 20 метров) и самый крупный морской хищник. 4. Представители надотряда широко распространены в морях и океанах, от поверхности до глубины более 2000 метров. 5. Акулы в основном обитают в пресной воде. 6. Большинство акул относится к так называемым настоящим хищникам, но 3 вида – фильтраторы.

26. Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

27. Определите по рисунку, к какой систематической группе (царство, отдел) относится изображенный организм. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2,3? Какую функцию в организме выполняют части, обозначенные цифрами 1 и 3?hello_html_m1ed44fe9.jpg

Источник