Руками без кожи защелку

Руками без кожи защелку thumbnail

Выбрать главу

Как руками без кожи
Защелку искал командир,
Как механик упал,
Рычаги обнимая,
И радист из «ДТ»
По угрюмому лесу пунктир
Прочертил,
Даже мертвый
Крючок пулемета сжимая.

На кострах умирали когда-то
Ян Гус и Джордано Бруно,
Богохульную истину
Смертью своей утверждали…
Люк открой и взгляни в эту башню…
Где пусто, черно —
Здесь погодки мои
За великую правду
В огне умирали!

1945

«Это было все-таки со мной…»

Это было все-таки со мной
В день девятый мая, в сорок пятом:
Мир желанный на оси земной
Утвердил я, будучи солдатом.

Пели птицы, радуга цвела,
Мокрой солью заливало щеки…
А земля сожженная ждала,
И с нее я начал, как с опоки.

Начал вновь мечты и все дела —
Села, пашни, города, плотины, —
Выбелив на солнце добела
Гимнастерки жесткую холстину.

Это было все-таки со мной.
Для труда, прогулки и парада
Не имел я лучшего наряда
И в рабочий день, и в выходной.

Кто-то за железною стеной
Рабским посчитал мое терпенье.
Что ему сказать? Его с коленей
В сорок пятом поднял я весной,
Начиная мира сотворенье.

Шел бетон, вставали корпуса,
Реки переламывали спины,
Домны озаряли небеса,
Плуг переворачивал равнины.

Это было все-таки со мной.
С неба на земные континенты
Я ступил, затмив собой легенды,
В форме космонавта голубой…

Я иду дорогою земной,
Перед солнцем не смежая веки…
Все, что в мире делается мной,
Остается на земле навеки.

1965

«…Сидим ужинаем в штабе Чуйкова…» (К. Симонов)

…Сидим ужинаем в штабе Чуйкова. Рейхстаг, который почему-то в последние дни боев стал для всех нас символическим центром Берлина, заняли другие войска — армия Кузнецова, но зато именно Чуйков принял капитуляцию берлинского гарнизона. Тот самый Чуйков, который в сентябре, октябре и ноябре сорок второго года оборонял Сталинград. А точнее сказать, не Сталинград, а три последних узких куска берега Волги под Сталинградом и несколько десятков домов, стоявших ближе всего к этому берегу. Видимо, сама история потрудилась над тем, чтобы капитуляция Берлина выглядела особенно символично. У Чуйкова традиция — ужинать вместе со всем своим штабом, если позволяет обстановка. Сейчас она позволяет. Сидим на окраине Берлина в мещанском особняке. Первые полчаса проходят весело, поднимают тосты за победу, за взятие Берлина, за Сталинград, а потом все как-то вдруг притихают и от ужасной усталости всех последних дней, и от странного ощущения, что завтра не воевать… Долго, каждый день, говорили: «Вот дойдем до Берлина, разгромим фашистского зверя в его логове, возьмем рейхстаг, захватим имперскую канцелярию…» Все именно так и вышло: и рейхстаг взят, и имперская канцелярия захвачена, и все мы сидим здесь, в фашистском логове, и ничего большего, чем взятый нами Берлин, взять уже нельзя, и ничья смерть уже не будет иметь такого значения, как смерть Гитлера… И это было странно и, несмотря на торжество, даже тревожно. Предстоит жить дальше, хотя самое главное было уже сделано…

(Из дневников К. Симонова)

«Его зарыли в шар земной…»

Его зарыли в шар земной.
А он был лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

1944

«Вот человек — он искалечен…»

Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.

Источник

Sotnyk

#1

Отправлено 28 дек 2010 — 17:14

    Младший сержант

  • Игроки
  • 11853

    боя

  • 84

  • Регистрация:
    09.07.2010

Вспомнил два стихотворения про танки. За давностью лет авторов не помню. Если кто то ещё напишет будет интересно.
Итак:
«Советские танки в Брюсселе»

Я не знаю где их подожгли…
На Кубани быть может,
Иль за Доном…
Погибли носители русской брони…
Был не долг их век,
Но он славно и яростно прожит!
И уже запылав, жгли, стреляли, давили они…

Немцы их захватили
Огонь вырывался со свистом
Даже к мёртвым машинам
С опаской сползались враги
Там, под люками
Чёрные руки Советских танкистов
Мёртвой хваткой сжимали оторванные рычаги.
Чтобы скрыть свой позор
И провал своего наступленья,
Чтоб забыть, как гремит
Между Волгой и Доном метель
Повезли их в Европу
Показывать для устрашенья
Так Советские танки
И прибыли в старый Брюссель.
Их на площадь поставили
Хрипло смеялись убийцы
А Советские танки стояли угрюмой стеной
И в глубоком безмолвье
Смотрели на башни бельгийцы
И пока не стемнело
Старались пройти стороной
Ночь настала
Уснул грустный город немецкого плена
Груды стали уральской
Мерцали под фландрской луной
Там где шёл Уленшпигель
Шагали захватчики в шлемах
Ночь пугала их всем
Темнотою, луной, тишиной.

Расцвело! Что случилось!?
Нет башен Стахановской сварки!
Всё покрыто цветами
Кровавыми сгустками роз!
И гирлянды тюльпанов
Горят непреклонно и ясно
И роса в лепестках
Словно капли искрящихся слёз…

Это были КВ или славные тридцатьчетвёрки
Но казалось бельгийцам —
Сейчас их броня оживёт!
И над башней поднимется парень
В простой гимнастёрке
И на битву с врагами
Бельгийский народ позовёт.

Там где я прочитал это стихтворение писали, что это было на самом деле.

И второе:

Бронебойным снарядом
Разбитый в упор лобовик
Длинноствольная пушка
Глядит немигающим взглядом
В синеву беспредельного неба.
Ты вспомни на миг!
Как огонь полыхал!
Как патроны рвались и снаряды!
Как руками без кожи
Защёлку искал командир!
Как механик упал
Рычаги обнимая…
А радист из ДТ
Вдоль по тёмному лесу
Пунктир прочертил
Даже мёртвый
Крючёк пулемёта сжимая.
На кострах умирали когда то
Ян Гус и Джорданно Бруно
Богатырскую истину
Смертью своей утвержлали.
Люк открой и взгляни в эту башню…
Там пусто, темно.
Здесь погодки мои
За великую правду
В огне умирали!

Tatalian

#2

Отправлено 28 дек 2010 — 17:20

    Младший сержант

  • Игроки
  • 7681

    бой

  • 97

  • Регистрация:
    29.06.2010

душевно плюсомет разрядился(
красивые строки…
вечная память.

Совы — не то, кем они кажутся.©»Твин Пикс»
«Everybody Lie» © M.D. House.

AfterNUN

#3

Отправлено 10 янв 2011 — 17:05

    Старшина

  • Игроки
  • 11392

    боя

  • 562

  • Регистрация:
    01.01.2011

Наверное не совсем в тему, ибо не про те танки, которые в W.o.T., да и не столько про танки в общем-то. Однако :

Рассказ танкиста

Нас было трое… Витька… тот…
почти что сразу…
Лишь прохрипел: «Вот, блин, не прет…
ведь до приказу…»

Под Новый год… такая хня…
как есть — непруха.
Сполна плеснула нам Чечня!
в бочину… «мухой»…

Жгут затянул… держись, земляк…
помогут в роте…
На лоскуте висит ступня
ошметком плоти…

А чичи, сука, взяли след,
как свора гончих…
— Не оставляй меня, Паштет…
уж лучше кончи…

А я несу сплошную муть:
— Не ссы, товарищ,
Про Новый год, мол, не забудь,
мол, че подаришь…

На горб взвалил и побежал…
тут — или-или…
И как влупили тут по нам…
Как, блядь, влупили!

Аж в пятки рухнулась душа —
какая смелость?!
Ах, как бежал я! Как бежал…
Как жить хотелось…

Мне до сих пор — все тот же сон
полночной мукой…
Те двести метров… я и он…
как вши под лупой…

— Дошли, Серега! Все пучком!..
Перевернули…
Три пули по спине рядком…
МОИ, БЛЯДЬ, ПУЛИ!

Ну да — война… ну да — в бою…
но… кто ответит…
Он жизнь мне подарил свою…
Как жить-то с этим?..

*******************

И Пашка водки нацедил,
Чуть пролил даже…
И молча выпила я с ним,
А что тут скажешь?

Удалено администрацией.

Лучший способ завоевать господство в воздухе — танковый рейд по аэродромам противника.

Geptil

#4

Отправлено 03 авг 2011 — 22:57

    Ефрейтор

  • Игроки
  • 33735

    боев

  • 46

  • [KNI_]

  • Регистрация:
    14.11.2010

ТАНК

Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
Вот след, где он попятился, когда
Ему взорвали гусеницы миной.

Но под рукою не было врача,
И он привстал, от хромоты страдая,
Разбитое железо волоча,
На раненую ногу припадая.

Вот здесь он, все ломая, как таран,
Кругами полз по собственному следу
И рухнул, обессилевший от ран,
Купив пехоте трудную победу.

Уже к рассвету, в копоти, в пыли,
Пришли еще дымящиеся танки
И сообща решили в глубь земли
Зарыть его железные останки.

Он словно не закапывать просил,
Еще сквозь сон он видел бой вчерашний,
Он упирался, он что было сил
Еще грозил своей разбитой башней.

Чтоб видно было далеко окрест,
Мы холм над ним насыпали могильный,
Прибив звезду фанерную на шест —
Над полем боя памятник посильный.

Когда бы монумент велели мне
Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми;

Я выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.

Константин Симонов

Geptil

#5

Отправлено 03 авг 2011 — 22:57

    Ефрейтор

  • Игроки
  • 33735

    боев

  • 46

  • [KNI_]

  • Регистрация:
    14.11.2010

Цитата

«Бронебойным снарядом разбитый в упор лобовик,»

«Размышление у сгоревшего танка»
Музыка: Г.Фрид Слова: С.Орлов

И еще немного стихов этого же автора

* * *
Учила жизнь сама меня.
Она сказала мне,-
Когда в огне была броня
И я горел в огне,-
Держись, сказала мне она,
И верь в свою звезду,
Я на земле всего одна,
И я не подведу.
Держись, сказала, за меня.
И, люк откинув, сам
Я вырвался из тьмы огня —
И вновь приполз к друзьям.

Смотровая щель
В машине мрак и теснота.
Водитель в рычаги вцепился…
День, словно узкая черта,
Сквозь щель едва-едва пробился.

От щели, может, пятый час
Водитель не отводит глаз.
А щель узка, края черны,
Летят в нее песок и глина,
Но в эту щель от Мги видны
Предместья Вены и Берлина.

После марша
Броня от солнца горяча,
И пыль похода на одежде.
Стянуть комбинезон с плеча —
И в тень, в траву, но только прежде
Проверь мотор и люк открой:
Пускай машина остывает.
Мы все перенесем с тобой —
Мы люди, а она стальная…
1944

Geptil

#6

Отправлено 03 авг 2011 — 22:58

    Ефрейтор

  • Игроки
  • 33735

    боев

  • 46

  • [KNI_]

  • Регистрация:
    14.11.2010

Я ЗАКОВАН В БРОНЮ.

Я закован в броню, и со мной не шути,
Я посеял немало смертей на пути,
И стихия моя – это быстрый прорыв,
Мне лишь первые роли, не надо вторых.
Я утюжу траншеи, плевал на «ежи»,
С «Фердинандом» и «Тигром» готов на ножи,
Мне исхлестаны траки осколками мин,
Я играю с судьбою один на один.
Для меня не знакомы слова «Не могу»,
Я сегодня под Курском расправлю дугу…
«По машинам!» — команда вдали раздалась,
И стальная лавина вперед понеслась.
А навстречу — такой же огонь и металл,
Сразу взрывы под брюхом, как только ты встал,
А мотор завывает, как раненый зверь,
И в боях не бывает побед без потерь.
Пушка бьет непрерывно, нормальный откат,
Боевая задача: «Ни шагу назад!»
Догорает вторая «Пантера» моя…
Повоюем, «коробочки»! Делай, как я!
Вдруг заклинило башню, и рвусь я из сил,
Путь короткий из жизни до братских могил,
Может, в этом жестоком кровавом бою
Я спою лебединую песню свою.
На трансмиссии – пламя, но я на ходу,
На сближение с «Тигром» бесстрашно иду,
И механик-водитель мой вовсе не пьян,
Он в живых лишь один, и решил на таран.
Дотяни, доработай, мотор, я молю,
Я тигровую тушу в куски разрублю
И исполню сегодня свой долг до конца,
И у смерти сорву я забрало с лица.

Август, 1993г.
Вячеслав Лобанов

kuza2408

#7

Отправлено 25 янв 2012 — 10:24

    Новобранец

  • Игроки
  • 2695

    боев

  • 1

  • Регистрация:
    20.12.2011

Дорога в детсад —
Ежедневная в пробках скука.
О чём думает сын?
Он — настоящий мужчина,
Нам бы вместо машины танк:ведь это World of Tanks!

SABOTEUR777

#8

Отправлено 09 фев 2012 — 17:27

    Рядовой

  • Игроки
  • 31289

    боев

  • 11

  • Регистрация:
    10.08.2011

автор Евгений Долматовский «Советские танки в Брюсселе»

Источник

Участник

Танкист-ожоги.Больно то как ему.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Blue Fox

Участник

got137:

При возгорании порохового заряда, или, например, дополнительных минометных зарядов рядом с артиллеристом такой эффект возможен?

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

got137: Танкист

Почему именно танкист?

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Может быть от и действий финского огнемётчика пострадал.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Возможно вытаскивал(спасал) кого-то из огня. Версий тут возможна масса.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Танкист, видно же как голова обгорела, судя по контуру ожога он как раз в шлеме был танковом, зато живой.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Сержант: Почему именно танкист?

«…как руками без кожи защелку искал командир…» Ожог-по овалу лица, волосы целы-«футляр» спас, безусловно. Я видел горевших танкистов, очень похоже.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

По форме ожога на лице, солдат был в танковом шлеме. Версия танкист — наиболее достоверная. Но в любом случае: танкист, сапер, пехотинец — Солдат пострадал за Отечество. Вечная слава нашим Героям!

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Сергей М:

Да, очень похоже что солдат носил танкошлем.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Хорошо, что глаза целы.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Сергей М: По форме ожога на лице, солдат был в танковом шлеме

Возможно-возможно. Вопрос — как с него комбинезон снимали?

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Солдат — военнопленный?

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Откуда,откуда — видел я такое в живую. Так что хватит. При горении пороха такой линии термического воздействия не будет. Поражение огнеметом, ожоги глубокие при попадании огнесмеси на кожу. С обугливанием,здесь такие есть? Парень из машины горящей лез. Руками железо горящее хватал. Успел,жив.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Похоже закрывал лицо и глаза руками. Ожог второй, немного третьей степени. Обугливания тканей не видно. Кожа обновится, парень снова будет красавец жених. 🙂

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Спасибо тебе русский солдат! Простой пацан из нашего села закрыл грудью Родину.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

zenit:

Место съемки и дату посмотрите.

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Участник

Ребята , посмотрите в его глаза .Глаза , человека который прожил долгую жизнь .

Вы должны войти , чтобы проголосовать00Вы должны войти , чтобы проголосовать

Источник

Если люк механика-водителя единодушно оценивается ветеранами как удобный, то столь же единодушны танкисты в отрицательной оценке люка башни танков Т-34 ранних выпусков с овальной башней, прозванной за характерную форму «пирожком». В.П. Брюхов говорит о нем: «Большой люк плохой. Сам тяжелый, и открывать его тяжело. Если заклинит, то все, никто не выскочит». Ему вторит командир танка лейтенант Николай Евдокимович Глухов: «Большой люк – очень неудобный. Очень тяжелый». Объединение в один люков для двух рядом сидящих членов экипажа, наводчика и заряжающего, было нехарактерно для мирового танкостроения. Его появление на Т-34 было вызвано не тактическими, а технологическими соображениями, связанными с установкой в танк мощного орудия. Башня предшественника Т-34 на конвейере Харьковского завода – танка БТ-7 – оснащалась двумя люками, по одному на каждого из размещавшихся в башне членов экипажа. За характерный внешний вид при открытых люках БТ-7 был прозван немцами «Микки Маусом». «Тридцатьчетверки» многое получили в наследство от БТ, но танк вместо 45-мм пушки получил 76-мм орудие, и изменилась конструкция баков в боевом отделении корпуса. Необходимость демонтажа при ремонте баков и массивной люльки 76-мм орудия заставила конструкторов объединить два башенных люка в один. Тело орудия Т-34 с противооткатными приспособлениями извлекалось через крепящуюся на болтах крышку в кормовой нише башни, а люлька с зубчатым сектором вертикальной наводки – через башенный люк. Через тот же люк также вынимали баки для горючего, закрепленные в надгусеничных полках корпуса танка Т-34. Все эти сложности были вызваны скошенными к маске пушки боковыми стенками башни. Люлька орудия Т-34 была шире и выше амбразуры в лобовой части башни и могла извлекаться только назад. Немцы снимали орудия своих танков вместе с его маской (по ширине практически равной ширине башни) вперед. Здесь необходимо сказать, что конструкторы Т-34 уделяли много внимания возможности ремонта танка силами экипажа. Под эту задачу были приспособлены даже… порты для стрельбы из личного оружия на бортах и корме башни. Пробки портов вынимали, и в отверстия в 45-мм броне устанавливался небольшой сборный кран для демонтажа двигателя или трансмиссии. У немцев приспособления на башне для монтажа такого «карманного» крана – «пильце» – появились только в заключительный период войны.

Не следует думать, что, устанавливая большой люк, конструкторы Т-34 вовсе не принимали во внимание нужды экипажа. В СССР до войны считалось, что большой люк облегчит эвакуацию из танка раненых членов экипажа. Однако боевой опыт, жалобы танкистов на тяжелый башенный люк вынудили коллектив А.А. Морозова перейти при очередной модернизации танка к двум люкам башни. Шестигранная башня, прозванная «гайкой», снова получила «уши Микки Мауса» – два круглых люка. Такие башни ставились на танки Т-34, выпускавшиеся на Урале (ЧТЗ в Челябинске, УЗТМ в Свердловске и УВЗ в Нижнем Тагиле) с осени 1942 года. Завод «Красное Сормово» в Горьком до весны 1943 года продолжал производить танки с «пирожком». Задача извлечения баков на танках с «гайкой» решалась с помощью съемной броневой перемычки между люками командира и наводчика. Орудие стали вынимать по способу, предложенному с целью упрощения производства литой башни еще в 1942 году на заводе № 112 «Красное Сормово», – задняя часть башни приподнималась талями с погона, и в образовавшийся между корпусом и башней просвет выдвигали орудие.

Танкисты, чтобы не попадать в ситуацию «руками без кожи защелку искал», предпочитали не запирать люк, закрепляя его… брючным ремнем. А.В. Боднарь вспоминает: «Когда я шел в атаку, люк был закрыт, но не на защелку. Один конец брючного ремня я цеплял за защелку люка, а другой – пару раз обматывал вокруг крюка, державшего боеприпасы на башне, чтобы если что – головой ударил, ремень соскочит, и ты выскочишь». Такие же приемы использовались командирами танков Т-34 с командирской башенкой. «На командирской башенке был двухстворчатый люк, запиравшийся двумя защелками на пружинах. Их даже здоровый человек с трудом открывал, а раненый точно не смог бы. Пружины эти мы снимали, оставляя защелки. Вообще старались люк держать открытым – легче выпрыгнуть», – вспоминает А.С. Бурцев. Заметим, что ни одно конструкторское бюро ни до, ни после войны не использовало в том или ином виде достижений солдатской смекалки. Танки по-прежнему оснащались защелками люков в башне и корпусе, которые экипажи в бою предпочитали держать открытыми.

Повседневная служба экипажа «тридцатьчетверки» изобиловала ситуациями, когда на членов экипажа ложилась одинаковая нагрузка и каждый из них выполнял несложные, но однообразные операции, мало чем отличавшиеся от действий соседа, такие, как отрытие окопа или заправка танка горючим и снарядами. Однако бой и марш сразу же выделяли из строящихся перед танком по команде «К машине!» людей в комбинезонах двух членов экипажа, на которых ложилась основная ответственность за танк. Первым был командир машины, который помимо управления боем на ранних Т-34 исполнял обязанности наводчика орудия: «Если ты командир танка Т-34-76, то ты сам и стреляешь, сам по радио командуешь, все делаешь сам» (В.П. Брюхов).

Вторым человеком в экипаже, на которого ложилась львиная доля ответственности за танк, а значит, и за жизни своих товарищей в бою, был механик-водитель. Командиры танков и танковых подразделений оценивали механика-водителя в бою очень высоко. «…Опытный механик-водитель – это половина успеха», – вспоминает Н.Е. Глухов.

Это правило не знало исключений. «Механик-водитель Крюков Григорий Иванович был на 10 лет меня старше. Перед войной работал шофером и уже успел повоевать под Ленинградом. Был ранен. Он прекрасно чувствовал танк. Я считаю, что только благодаря ему мы уцелели в первых боях», – вспоминает командир танка лейтенант Георгий Николаевич Кривов.

Особое положение механика-водителя в «тридцатьчетверке» было обусловлено сравнительно сложным управлением, требующим опыта и физической силы. В наибольшей степени это относилось к танкам Т-34 первой половины войны, на которых стояла четырехскоростная коробка передач, требовавшая перемещения шестерен друг относительно друга с введением в зацепление нужной пары шестерен ведущего и ведомого валов. Смена скоростей в такой коробке была очень сложной и требовала большой физической силы. Вспоминает А.В. Марьевский: «Рычаг переключения скоростей одной рукой не включишь, приходилось помогать себе коленкой». Для облегчения переключения передач были разработаны коробки с шестернями, постоянно находившимися в зацеплении. Изменение передаточного числа осуществлялось уже не перемещением шестерен, а перемещением сидящих на валах небольших кулачковых муфт. Они двигались вдоль вала на шлицах и сцепляли с ним нужную пару уже находившихся в зацеплении с момента сборки коробки шестерен. Коробку передач такого типа имели, например, довоенные советские мотоциклы Л-300 и АМ-600, а также выпускавшийся с 1941 года мотоцикл М-72, лицензионная копия немецкого BMW R71. Следующим шагом в направлении совершенствования трансмиссии было введение в коробку передач синхронизаторов. Это устройства, которые уравнивают скорости кулачковых муфт и шестерен, с которыми они сцеплялись при включении той или иной передачи. Незадолго до включения пониженной или повышенной передачи муфта входила в сцепление с шестерней на трении. Так она постепенно начинала вращаться с одной скоростью с выбранной шестерней, и при включении передачи сцепление между ними осуществлялось бесшумно и без ударов. Примером коробки передач с синхронизаторами может служить КПП типа «Майбах» немецких танков Т-Ш и Т-IV Еще более совершенными были так называемые планетарные коробки передач танков чешского производства и танков «Матильда». Неудивительно, что нарком обороны СССР маршал С.К. Тимошенко 6 ноября 1940 года по результатам испытаний первых Т-34 обратился с письмом в Комитет обороны при СНК, в котором, в частности, говорилось: «В первой половине 1941 года заводы должны разработать и подготовить к серийному производству планетарную трансмиссию для Т-34 и КВ. Это позволит увеличить среднюю скорость танков и облегчить управление». Ничего этого сделать до войны не успели, и в первые годы войны Т-34 воевали с наименее совершенной коробкой передач из существовавших на тот момент. «Тридцатьчетверки» с четырехскоростной коробкой передач требовали очень хорошей выучки механиков-водителей. «Если механик-водитель не натренированный, то он может вместо первой передачи воткнуть четвертую, потому что она тоже назад, или вместо второй – третью, что приведет к поломке КПП. Нужно навык переключения довести до автоматизма, чтобы мог с закрытыми глазами переключать», – вспоминает А.В. Боднарь. Помимо трудностей в переключении передач, четырехскоростная коробка характеризовалась как слабая и ненадежная, часто выходившая из строя. Сталкивавшиеся при переключении зубцы шестерен ломались, отмечались даже разрывы картера коробки. Инженеры полигона НИИБТ в Кубинке в пространном отчете 1942 года по совместным испытаниям отечественной, трофейной и полученной по ленд-лизу техники дали коробке передач Т-34 ранних серий просто уничижительную оценку: «Коробки перемены передач отечественных танков, особенно Т-34 и КВ, не удовлетворяют полностью требованиям, предъявляемым к современным боевым машинам, уступая коробкам перемены передач как танков союзников, так и танков противника, и отстали по крайней мере на несколько лет от развития техники танкостроения». По итогам этих и других докладов о недостатках «тридцатьчетверки» вышло постановление ГКО от 5 июня 1942 года «О повышении качества танков Т-34». В рамках выполнения этого постановления к началу 1943 г. конструкторским отделом завода № 183 (эвакуированного на Урал Харьковского завода) была разработана пятискоростная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен, о которой с таким уважением высказываются воевавшие на Т-34 танкисты. Постоянное зацепление шестерен и введение еще одной передачи существенно облегчило управление танком, и стрелку-радисту уже не приходилось подхватывать и тянуть рычаг вместе с механиком-водителем, чтобы переключить передачу.

Источник

Читайте также:  Белое уплотнение на коже рук