Правила ухода за кожей 4 класс окружающий мир

Правила ухода за кожей 4 класс окружающий мир thumbnail

Цели урока: познакомить учащихся со
свойствами кожи и её строением, рассказать о её
значении для организма и необходимости ухода за
кожей.

Оборудование: учебник “Окружающий мир 4
класс” Н.В.Виноградова, тетрадь “Рабочая
тетрадь “Окружающий мир №1”, презентация “Кожа
человека. Значение и строение кожи”

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного
  3. Сообщение темы и целей урока
  4. Практическая работа
  5. Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс, 1
    часть ” с.30 — 33 и таблицей “Строение кожи”
  6. Физ. минутка
  7. Беседа о правилах ухода за кожей
  8. Физ. минутка
  9. Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1” с.13, №36
    (работа в парах)
  10. Итог урока
  11. Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент

— Тема сегодняшнего урока очень важная для
каждого из нас.

Попробуйте отгадать загадку, чтобы понять о чем
мы с вами будем сегодня говорить на уроке:

Мы в нее зимой и летом 
С головы до ног одеты, 
Даже на ночь снять не можем, 
Потому что это…

(ответ: кожа)

2. Повторение пройденного

— На прошлых уроках мы говорили, как человек
воспринимает окружающий мир. Познакомились с
органами чувств человека.

— Итак, сколько у человека органов чувств?

— Перечислите их.

— С помощью какого органа вы видите, что
написано или нарисовано в книге?

— Расскажите о том, как беречь зрение.

— Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов,
духов?

— Когда обоняние может ухудшиться?

— С помощью какого органа вы узнаете, что звенит
звонок, играет музыка?

— Что нужно делать, чтобы сохранить хороший
слух?

-С помощью какого органа вы отличаете сладкую
пищу от горькой, солёную от кислой?

(выслушиваются ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока. (слайд
№2, 3)

— Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним
органом чувств человека – кожей. Познакомимся со
строением и свойствами кожи, узнаем каково её
значение для организма; убедимся в необходимости
ухода за нашей кожей.

— Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Какая у нас кожа?
  • Зачем человеку кожа?
  • Как человек заботится о своей коже?

4. Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

— Кожа — это живая защитная оболочка нашего тела.
Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая
тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая
толстая на подошвах ног -около 4 мм.

— Давайте проведем наблюдение за нашей кожей.
Определим:

А) “Какая у нас кожа?”

— Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

— Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте
согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

— Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу.
Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры.
Как вы думаете. Для чего они?

— Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к
стеклу. Что видите? Зачем коже жир?

(выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная,
гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять
движение. Без складок на коже — руки и ноги не
смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает
свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир
смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её
мягкой и эластичной.

Б) “Зачем человеку кожа?”

— Положите на руку сначала теплый предмет, а
затем холодный. Что вы почувствовали?

— Слегка уколите палец иголкой. Что вы
почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и
делается вывод)

Вывод: кожа помогает человеку чувствовать
тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет
нам глаза.

Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс”
с.30-33 (слайд №7-11)

( ученики читают текст самостоятельно, а затем
обсуждают статью)

Представьте. Что вы стали совсем маленькими,
такими, что можете проникнуть даже через кожу.
Вот что мы там увидим. слайд “Строение кожи”)

— Какое строение имеет кожа? Назовите составные
части кожи?

(в ходе ответов на слайде появляются названия
частей кожи)

— Зачем человеку волосы на голове и теле? выслушиваются
ответы детей)

— На всем ли теле человека есть волосяной
покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

(выслушиваются ответы детей)

— Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного
покрова, на других же участках тела растут
волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки,
ноги, подмышечные впадины и др.

Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело
человека покрыто волосками в количестве от 200 000
до 1 миллиона.

— По всей поверхности кожи расположены потовые
железы. На что похож пот?

— Зачем и когда человек потеет?

(выслушиваются ответы детей)

— Потоотделение осуществляется на стопах ног,
ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах.
Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и
мыться с мылом. Человек  выделяет 21 л пота в
месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион
потовых желез!

— Какова нормальная температура тела человека?
Всегда ли она одинакова? (выслушиваются

ответы детей)

— Температура колеблется в течение суток -во
время сна и пищеварения она повышается.

Критической температурой тела считается 42°и 25°

— Какое значение имеет для организма наша кожа?
(выслушиваются ответы детей делается вывод)

  • Защищает внутренние органы от повреждения
  • Не пропускает в организм микробы
  • Не пропускает в организм воду
  • Удаляет с потом вредные вещества
  • Защищает организм от жары и холода
  • Дышит

Физкультминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трет.

Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.

Вот как посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо , ребята, всё ж,
Что никто из вас не ёж! (Т. Виеру) (дети имитируют
движение)

Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)

— Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте:

1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, …
называется (полотенце)

2. Нужно, чтобы у каждого было… (мыло)

3.

Ею руки, ноги, спину трут и … зовут (мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто,

4.

Берега над озером,
Словно снег, белеют.
Захочу — и озеро
Сразу обмелеет. (ванна)

5.

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
Зубаста, а не кусается,
Как она называется? (расческа)

6. Костяная спинка, на брюшке щетинка (щетка)

7.

Мудрец в нем видел мудреца
Глупец – глупца, баран — барана.
Овцу в нем видела овца.
И обезьяну — обезьяна. (зеркало)

— Как можно назвать эти предметы? (предметы
личной гигиены)

— Для чего они нужны? Почему у каждого человека
они должны быть личными?

(Рассказ учителем отрывка из мифа “Гигиена и
Панацея”)

— У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея.
Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда
возникло слово “гигиена” и выражение “панацея
от всех бед”, то есть спасительное средство от
хворей и прочих неприятностей.

— Что появляется на грязной коже? (бактерии и
микробы)

— Бактерии и микробы могут размножаться на коже
человека. Поэтому минимум раз в неделю надо
принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый
день. Твой организм и сам борется с бактериями,
пытающимися проникнуть через его защитные
преграды. Например, возникающие на коже прыщи и
фурункулы — чаще всего следствия борьбы
организма с бактериями стафилококками.

— Почему нужно следить за чистотой кожи?

— Как следует сохранять кожу в чистоте?

— Какие повреждения кожи могут быть?

— ожог

— обморожение

— грязь в ране

— укусы насекомых

— мозоли

— ходьба босиком

— грибковые заболевания ног

— грязная одежда

— неосторожность при работе с режущими
предметами

— Чем они опасны?

— Давайте сформулируем правила ухода за кожей.
(выслушиваются ответы детей)

  • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
  • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с
    мылом. Два раза в день чистить зубы.
  • Надо регулярно подстригать ногти и волосы
  • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
  • Нужно закаляться
  • Отказаться от вредных привычек (курение,
    алкоголь, наркотики)
  • Заниматься спортом

8. Физкультминутка

Читайте также:  Уход от кристины проблемная кожа

— Очень полезен для кожи массаж.

Антистрессовый массаж:

1. Массаж пальцев рук (круговыми движениями и
движениями свержу вниз)

2. Массаж запястьев круговыми движениями

3. Массаж рук (“Моем руки”)

4. Массаж лба (погладить лоб, щеки)

5. Массаж плеч (пощипывание плеч от шеи вниз)

6. Массаж затылка и головы (указательными
пальцами массируем снизу вверх)

7. Массаж ушей (пощипывание уха сверху вниз)

9. Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1”
с.13, №36 (работа в парах)

10. Итог урока(слайд №19,20)

— Подведем итог урока: Игра “Выбери ответ”

— Кожа – это…

  1. Важный орган человека
  2. Скелет человека
  3. Наружный покров тела человека

— Какие функции выполняет кожа?

  1. Защищает от ран и грязи
  2. Переваривает пищу
  3. Дышит
  4. Выделяет пот
  5. Очищает кровь

— Через что выделяется жир и пот в организме
человека?

  1. Через поры кожи
  2. Через легкие
  3. Через кишечник

— Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

  1. делает кожу мягкой и упругой
  2. делает кожу крепкой и сильной
  3. делает кожу ловкой и стройной

— В жизни много интересного:

— Например, под микроскопом на поверхности кожи
видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются.
Полное обновление происходит дней за 20. За всю
жизнь человек в среднем теряет около 18 кг
отмерших клеток кожи.

Отпечатки пальцев у каждого человека
уникальны. Оставленные на месте преступления
отпечатки помогают опознать преступника.

  • Что вам сегодня понравилось?
  • Что нового узнали?
  • Что интересного расскажите родителям сегодня?
    (выслушиваются ответы детей)

11. Домашнее задание: учебник с. 30-33
прочитать, подготовить рассказ на тему:
«Значение кожи для организма», выполнить
практическое задание в рабочей тетради.

Источник

Цель:  дать представление о коже как органе покровной системы организма; прививать гигиенические навыки ухода за кожей;  формировать навыки ЗОЖ.

Оборудование: ПК, мультимедиапроктор, экран.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

СЛАЙД 1.

1.  Орг. момент.

  1. Вводная беседа.

В 1646 году  в Италии  в роскошном замке миланского герцога  состоялся праздник,  центральной фигурой которого был «золотой мальчик», олицетворявший собой  время процветания страны. Тело мальчика было покрыто золотой краской. Забава знатных господ  стала для мальчика роковой. Вскоре он был забыт  и всю ночь провёл на каменном полу зала. Длительное раздражение кожи краской привело к тому, что мальчик тяжело заболел.

Почему так важно  соблюдать правила гигиены, содержать своё тело в чистоте?

Сегодня к нам пришёл в гости знаменитый Мойдодыр, который проведёт с вами урок ЧИСТОТЫ.  Он приготовил вам много заданий и вопросов. И вот первое задание – загадка. Прочитаем её и отгадаем.

СЛАЙД 2.

Тело  сверху  прикрываю,

    Защищаю  и  дышу.

    Пот  наружу  выделяю,

    Температурой  тела

                           руковожу.

                 (* * *)

Правильно, ребята,  это кожа – не просто оболочка нашего тела, но и надёжный защитник. Обратимся к Энциклопедии Мойдодыра.

СЛАЙД 3.

Скажите, как называют человека, который не любит мыться, соблюдать чистоту. Что ж, следующее задание Мойдодыра вы сможете легко выполнить:

СЛАЙД 4.

Загадка.

— Не  люблю я, братцы,  мыться,
С  мылом, щёткой  не  дружу.
Вот поэтому,  ребята,
Вечно  грязный  я  хожу.
И  сейчас  не  потому  ли
Все зовут  меня …

А ещё грязнулю часто называют свиньёй. Но это – заблуждение, ведь эти милые животные  вовсе не такие замарахи, как это порой кажется. И в подтверждение этому давайте посмотрим сценку  «Хрюша».

Вед: Свинка жаловалась мужу:

Мама: -Ты вообрази!

Не заставишь сына Хрюшу

Полежать в грязи.

Не заставишь из корыта

Кушать по утрам.

Даже мордочка умыта!

Просто стыд и срам.

Да какой растёт упрямый!

Сколько ни учу –

Каждый  раз твердит мне:

Сын: — Мама, в лужу не хочу!

Вед: Хрюшин  папа встал из лужи

И сказал, сердясь:

Папа: — Ведь тебе же будет хуже:

Ляг, сыночек, в грязь

Как мне стыдно умываться,

Глупенький ты мой!

Надо, надо постараться

Вырасти свиньёй!  (И. Савина)

Какое правило гигиены соблюдает Хрюша?

СЛАЙДЫ  5-6.

 Мойдодыр вас спрашивает: почему так важно содержать кожу в чистоте?

Кожу  необходимо  мыть:

-для  того,  чтобы  не  скапливалось

 много  жира  и  пота;

-для  того, чтобы на  коже  не  скапливались  болезнетворные  микробы

(во  время  мытья  с  кожи  удаляются до  1,5  миллиарда  микробов).

У Мойдодыра есть много помощников, которые помогают нам соблюдать чистоту. Кто они, узнаете, отгадав загадки.

СЛАЙДЫ 7-8.

Я  несу  в  себе  водицу.

 Нам  водица пригодится,

  Можно  мыться  без  хлопот,

  Если  есть …  (водопровод)

           * * *

  Ускользает, как  живое,

   Но  не  выпущу его  я.

   Белой  пеной пенится,

    Руки  мыть  не  лениться.  (Мыло)

                  * * *

Вот  такой  забавный  случай!

Поселилась  в  ванной туча:

Дождик  льётся  с  потолка

Мне  на спину  и бока.

Дождик тёплый,  подогретый,

На  полу  не  видно  луж…

Все ребята любят…   (душ)  

             * * *

Говорит  дорожка-

Два  вышитых  конца:

-помойся  ты  немножко,

Чернила  смой  с  лица!

Иначе  ты  в  полдня

Испачкаешь  меня. (Полотенце)

Вы правильно отгадали загадки, а это говорит о том, что вы часто встречаетесь с ними дома.

В народе известно давно: (чтение отрывков учащимися):

СЛАЙД 9.

О чистоте и гигиене народ сложил немало пословиц и поговорок. Мойдодыр принёс их нам, но по дороге перепутал. Давайте попробуем вместе их восстановить.

СЛАЙД 10.

  • Ключ (1+3, 2+4, 3+5, 4+1, 5+2)

Зачастую мы попадаем в неприятные ситуации: получаем травмы, ушибы, ранки. Это больно и неприятно Но не только…Мойдодыр вас спрашивает:

СЛАЙД 11.

  • Знаете  ли  вы, чем опасны порезы,  ушибы, ожоги,  обморожения?

И отвечает:

  • Ранки  на коже – это  лазейки  для  микробов  и  бактерий,  которые  проникают в  организм  и  вызывают  заболевания.
  • Важно  своевременно  обработать  ранки, чтобы преградить  доступ в  организм  микробам:

— промыть  рану  чистой водой;

— обработать  рану  медикаментозными  средствами

  и  (по  необходимости)  забинтовать.

А сейчас давайте вместе подумаем, какие правила ухода за кожей важно соблюдать. (Ответы детей)

Давайте сверим ваши ответы с правилами Мойдодыра:

СЛАЙД  12.

   1. Умываться  и  мыть руки  обязательно  с   мылом.

                          2. Каждый  день принимать  душ,  

                              раз  в неделю  мыть  руки  с  мочалкой.

                           3. Своевременно  обрабатывать  порезы,  ожоги,  

                               ушибы.

                           4. Не  допускать  перегрева  или  переохлаждения  

                               кожи.

                           5. Носить  чистую, удобную одежду.

                               Одеваться  по  погоде.

                               (Памятки раздать учащимся).

         Ребята, вы отлично работали сегодня на уроке. Но очень важно, чтобы в жизни вы всегда соблюдали правила Мойдодыра.

СЛАЙД 13.

Литература.

  1. Решетникова Г.Н., Стрельникова Н.И. Окружающий мир: занимательные материалы.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Отчего и почему. Ежемесячный познавательный журнал для детей.-М: Роспечать. 37, 2002.

Источник

Конспект урока по окружающему миру

4 класс.

Тема: «Кожа и её значение».

Цель:    

Сформировать представление о значении кожи, правильном уходе за ней.

Читайте также:  Средства по уходу за кожей лица бренды

Задачи урока:

·       Познакомить со строением и функциями органа  осязания – кожей.

·       Познакомить с понятиями поры, пигмент, микробы, гигиена.

·       Развивать умение ставить задачу и находить пути её решения.

·       Формировать потребность беречь кожу, беречь своё здоровье.

Оборудование:  лупы, стёклышки, предметы для игры, акварельные краски, схема строения кожи, лист-схема «Практическая работа», компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I.   Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания.

– С какими системами органов вы уже знакомы?  ( Костно-мышечная, нервная, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная.)

 – Как вы понимаете слова «система органов»? ( Все органы взаимосвязаны, совместно выполняют единую функцию, жизненно необходимую для организма.)

— Какие органы человека вы знаете?

Сегодня мы поговорим об очень важном органе человека:

· этот орган является «одеждой» тела;

·это самый большой орган человеческого тела, его площадь 2 кв. м, а масса составляет 15% от всей массы тела;

· этот орган постоянно растёт и обновляется;

· этот орган называют: «зеркалом здоровья и болезни». (Это кожа.)

Итак, тема нашего урока: Кожа и её значение.

III. Изучение нового материала.

 — Постановка проблемы:

А начнём изучение этого органа с легенды.

В Италии в 1646 году произошёл такой случай.

В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия  шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

–Какой вопрос у вас возник? (Проблемный вопрос, зафиксированный на доске)

— Что же произошло с мальчиком?  

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение одного из органов нашего организма и его функции.

  Наблюдения и исследования.

Практическая работа.

— Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой». Отчего она защищала человека?

Кожа защищает организм от ушибов, царапин, ран, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами.

Одной из основных функций кожи является защита организма от вредных воздействий окружающей среды (ЗАЩИТНАЯ).

— Какое ещё назначение имеет кожа?

Наблюдение

Рассмотрите кожу. Потрогайте ее пальцами, потяните. Что можно сказать о коже? (ТОНКАЯ, УПРУГАЯ, МЯГКАЯ, ПРОЧНАЯ).

Обратите внимание — на местах сгибов (локти, суставы пальцев, колени) — кожа имеет складки. Случайно ли это?  Зачем эти складки?

Опыт

Правой рукой захвати складки кожи на суставе, а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?

Вывод

Складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.

    — Поиграем в игру:

Вызывается ученик, ему завязывают глаза, он определяет предметы, которые ему дают.

— Какие свойства предмета вы смогли определить? (Форма, размер, тепло, холод)

-Как называется этот орган чувств? (орган осязания)

-Исходя из этого, о какой функции мы вспомнили? (ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ)

— Запишем в листок.

— В 3 классе мы говорили о коже, как об органе осязания, т.е. об органе чувств. А сейчас мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.

— исследование кожи:

— Посмотрите на кожу своей руки.

— Какого она цвета? (БЛЕДНО — РОЗОВАЯ, КОРИЧНЕВАЯ)

От чего зависит цвет кожи?

— Кожа содержит в себе пигмент меланин, который и отвечает за окраску. Чем его больше, тем она темнее.

Наблюдение

— Возьмите лупу, рассмотрите кожу. Что вы заметили? (МАЛЕНЬКИЕ ОТВЕРСТИЯ – ПОРЫ).

— Как вы думаете, зачем они нужны? (Через поры кожи организм дышит, выделяя газы и поглощая воздух, через них выходят жир и пот).

Опыт

— Потрите крепко пальцем по коже лба. Приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (ПЯТНО)

— Что это? (ПЯТНО ЖИРА, КОТОРОЕ ВЫДЕЛЯЕТ КОЖА).

— Зачем коже жир? Кто догадался? (Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой).

Кожа на ветру быстро сохнет, шелушится, иногда трескается, и тогда люди сами смазывают кожу кремом, восстанавливая смазку кожи. В противном случае из трещинок на коже может выступать кровь, через трещины в организм может попасть грязь и микробы, вызывая заражение (нагноение), заболевания и даже заражение крови, гангрену.

Через поры выделяется пот. Откуда он берется? Зачем? Когда? Что такое пот? Все вы видели пот — он похож на капельки воды. Пот выступает на коже всегда, только мы замечаем его, когда потовыделение идет сильно, особенно в сильную жару. Вы, наверное, замечали — когда в жару долго не пьешь и мучает жажда, пота мало, но когда мы, наконец, дорываемся до воды и залпом выпиваем кружку или две — на коже через несколько минут обильно выступает испарина — пот, даже на лбу и лице. Это не случайно. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Наш организм охлаждается сам без нашего внимания во всякое время, испаряя влагу через поры кожи. В жару влаги не хватает, и у нас появляется жажда. В жару выпитая вода (особенно холодная), попадая внутрь организма человека, забирает часть тепла, охлаждая тело, но в зной этого мало, и природа создала изумительную систему охлаждения — потоотделение.

Выделяясь через поры в виде множества капелек, пот смачивает кожу, нагревается от нее, забирая у нее тепло, и испаряется на воздухе, превращаясь в пар и унося с ним лишнее тепло перегретого организма.

Поры кожи могут расширяться и сужаться — в жару они расширяются, и пота выступает больше, охлаждение  идет  сильнее.  В холод поры  сужаются, и пот почти не выступает  — иначе  организм переохладиться.

В холодное время года, в прохладную погоду нам знакомо ощущение озноба -тело дает через кожу сигнал: «Мне холодно — укрой!».

Иногда кожа покрывается пупырышками — мы говорим «гусиная кожа». Это организм защищается от холода, кожа вспухает, образуя бугорки, которые перекрывают поры, чтобы перекрыть выход поту и уменьшить охлаждение.

Все вы знаете, что нельзя разгоряченному, потному человеку выходить раздетым, особенно на ветер! объясните, почему? (На ветру и сквозняке пот слишком быстро испаряется, резко охлаждая организм, это вредно — мы говорим, что человек простыл).

Чем отличается пот от обычной воды, которую мы пьем? Все, наверное, знают вкус пота (соленый) при попадании на язык, попадая в глаза, пот «щиплет» их, т.к. в нем довольно много соли. Откуда она взялась (соль)?

С пищей, особенно растительной. Когда мы съедаем растения или их части, мы съедаем и минеральные  соли, которые растения взяли из почвы в виде водных растворов. Воду-то они испарили почти всю (тоже  охлаждаясь), а соли остались.

Вода, выпитая нами, растворяет минеральные соли и, образуя пот, насыщает его солями.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

 голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

(ходьба на месте с подниманием рук)

Руки в стороны разводим

И покажем, как плывём.

(имитация плавательных движений)

Лодка по морю плывёт,

Покажи, кто как гребёт.

 Отдохнули? Не устали?

Подышали, ровно встали.

      Что ж, продолжим наш урок,

      Всё должны успеть мы в срок.

Наблюдение

Посмотрите еще раз на кожу через лупу.

 — Что вы ещё видите? (ВОЛОСКИ).

Волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем человеку они?

Волоски на коже защищают кожу от… одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и коже бы пересыхала. Если по телу у нас ползет насекомое, волоски чутко передают сигнал.

Дополнительный материал (по усмотрению учителя)

У человека растут волосы на голове. Зачем они ему? О чем здесь побеспокоилась природа? (Без волос голова человека будет сильнее мерзнуть, волосы защищают голову от дождя и теплового перегрева). У людей, живущих в теплых странах, где не бывает зимы и Солнце весь год стоит высоко, волосы часто короткие и кудрявые, образуют «подушку» из волос. Природа, создав такую конструкцию, защитила голову людей от перегрева, короткие и кудрявые волосы не прилегают плотно друг к другу, между ними воздух. Такой слой из кудрявых волос с воздухом не прогревается лучами Солнца — голова надежно защищена.

Читайте также:  Рыбий жир уход за кожей лица

Итог

Мягкая, гладкая кожа соединяет все части организма человека, защищает его от ударов, ран, грязи, микробов, перегрева. Через поры организм смазывает кожу жиром, выделяет пот, охлаждая организм. Кожа-орган осязания, так как именно кожей люди осязают (ощущают) холод и тепло.

Волосы на коже защищают кожный жир от одежды, голову от перегрева, глаза от воды, сигнализируют об опасности.

— Рассмотрите ладошку и кончики пальцев. Что заметили? (ЛИНИИ, РИСУНОК).

— Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с соседским. (ОНИ РАЗНЫЕ).

— У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Именно поэтому криминалисты могут установить личность человека. Этот метод называется дактилоскопией, его автор — англичанин сэр Эдвард Генри.

– Где ещё используется эта особенность строения кожи человека.

— Своеобразный «пропуск», «ключ»  для помещений с ограниченным доступом.

— Мы изучили наружный слой кожи, он называется эпидермис (слово греческое, обозначает верхний). Он очень тонкий, от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно отшелушиваются тысячи мёртвых  клеток. Но кожа от этого не становится тоньше. На ней всё время нарастают новые слои.                                                  

А теперь с помощью таблицы изучим внутренний слой кожи, который называется дерма.

— Работа с учебником.  стр.70

— Что вы видите?

— Кожа – сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало.

— Через что выделяется жир?

— _ Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют.

-Сальные железы не единственные. Когда нам жарко, мы потеем. Откуда берётся пот? Его вырабатывают потовые железы. Вместе с потом выделяются разные вещества, а так же много воды и соли, их потерю нужно восполнять. Эти железы могут выделить от 1 до 12 л пота.

— О какой функции мы сейчас узнали? (ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ).

— Мы узнали о трёх функциях кожи. А о следующей вы узнаете самостоятельно, прочитав на стр.70 со слов: «В коже много кровеносных сосудов…» до вопросов на стр.71.

— Что же это за функция? (Функция терморегуляции).

-От чего она нас защищает?

-Какая температура тела нормальная?

— Как организму удаётся её поддерживать?

— А теперь закройте учебники и подпишите на своей схеме, из чего состоит кожа?

— Итак, о  каких функциях вы узнали?

– На какой вопрос вы не смогли дать ответ в начале урока?

 – Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком?

 – Поры были закрыты краской, выделительная функция не работала. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась, нарушилась терморегуляция организма. 

IV.  Закрепление изученного материала. Гигиена кожи.

— Кожа – важный орган человека. Её нужно беречь.

— Кожа постоянно смазывается жиром и смачивается потом, поэтому к ней пристает пыль и, смешиваясь с потом и жиром, она превращается в грязь.

На кожу вместе с пылью попадают микробы — мельчайшие живые существа, среди которых есть болезнетворные. Попадая через ссадины и порезы кожи в организм, они вызывают различные заболевания. Микробы питаются жиром кожи, и, если ее не мыть регулярно, на коже скопится много микробов. Не реже одного раза в неделю кожу надо мыть горячей водой с мылом. Горячая вода размягчает жир, а мыло растворяет его в воде, и вода смывает с кожи всю грязь, микробов и жир. Особенно подходит для этого душ.

Почему руки надо мыть перед едой? (С едой, которую мы берем руками, внутрь организма легко попадают микробы).

Почему нужно регулярно стричь ногти? (Под ногтями особенно быстро скапливается грязь и с ней микробы).

Иногда все-таки человек может поранить, поцарапать кожу, обжечь ее, обморозить. Как быть в таких случаях?

Если кожа поранена, очисть рану от грязи, смажь кожу вокруг раны йодом (йод убивает микробов, находящихся на коже, радом с раной), затем перевяжи рану бинтом или чистой, проглаженной горячим утюгом тканью (горячий утюг убивает микробов на ткани).

При ушибах, когда нет ран, помогает холодный компресс (вода в грелке, лед, влажная ткань). При ожогах бывает сильная боль. Место ожога смазать жиром (вазелином, гусиным салом — не соленым), приложить холодный компресс.

Если ожог сильный и появились пузыри, их нельзя прокалывать — обратитесь к врачу.

Вывод: при небольших повреждениях кожи нужно уметь оказывать первоначальную медицинскую помощь.

IV.  Итог  урока.

— Что нового вы сегодня узнали? – Какое значение для вашего здоровья имеет кожа?

– Спасибо за урок. Будьте здоровы, берегите свою кожу.

Домашнее задание. 

— Подготовить рассказ об органе человека – коже, используя данные практической работы и статьи учебника, нарисовать памятки на тему: «Значение кожи» или «Правила ухода за кожей»;

Практическая   работа.

 Тема: ___________________________

1.    Функции кожи

             ________________________________________

             ________________________________________

             ________________________________________

             _________________________________________

2.  Строение  кожи

      наружное                                                   внутреннее

___________________                            ___________________

                                                                  ___________________  

                                                                  ____________________

3.   Особые образования         кожи

___________________                     ____________________

_____________________________________________________________________________________

Практическая   работа.

 Тема: ___________________________

1.    Функции кожи

             ________________________________________

             ________________________________________

             ________________________________________

              ________________________________________

2.  Строение  кожи

      наружное                                                   внутреннее

___________________                            ___________________

                                                                  ___________________  

                                                                  ____________________

3.   Особые образования         кожи

___________________                     ____________________

Источник