Органы чувств глаза уши нос язык кожа 3 класс
Предмет : познание мира
Тема: «Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа. Их роль и значение в жизни человека»
Цель:
углубить знания учащихся об органах чувств, их функциях и роли в жизни человека;
развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, умение наблюдать, делать выводы и умозаключения; развивать познавательный интерес, речь, кругозор, мышление, память, внимание.
воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в группе, чувство сопереживания, желание помочь другим в трудной ситуации;
Тип: комбинированный
Методы: проблемного обучения, частично-поиковые, исследовательской работы, деятельностного подхода, ИКТ, развивающего обучения
Оборудование: презентация, силуэт человека без лица, инвентарь для работ в группах, карточки, учебные пособия, дополнительная информация.
Ход урока
Орг.момент
Слайд №1
-настрой на урок:
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так, что время не теряем и
И работать начинаем.
Я хочу познакомить вас с одной китайской мудростью. Она настолько древняя, что её точное содержание уже начало забываться.Давайте попробуем восстановить эту мудрость. Для этого к начальной фразе из первого столбика нужно подобрать завершающую фразу из второго столбика.
Скажи мне и я научусь.
Покажи мнеи я запомню.
Дай мне действовать самому, и я забуду.
(Обратить внимание на подсказки).
Хоровое чтение восстановленной мудрости: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь»
Из трёх глаголов (научусь, запомню, забуду), какой для вас на уроке является самым важным? Хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке в большей степени вы действовали сами.
Актуализация знаний
-Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, что изучаем мы на протяжении нескольких уроков познания мира? (организм человека). Для чего нужно изучать организм человека?
Слайд №2
Урок проходит раз в неделю, и даже я уже подзабыла правильное название систем, составляющих наш организм.
Индивидуальная работа в карточках №1:
А) Выбрать и записать правильное название системы
1. Опорно-движущаяся, самодвигательная, опорно-двигательная;
2. кровеносная, кровяная, кровесосудная;
3. нервическая, нервная, нервозная;
4. пищевая, пищеварительная, переварительная;
5. дышущая, вдыхательная, дыхательная.
Слайд №3
(Самопроверка – правильный вариант на доске)
— Как вы думаете, все ли мы узнали об организме человека?
Слайд №4
Тогда давайте сядем на замечательный лайнер и отправимся пополнять, а может быть и проверять свои знания.
(Звучит шум моря и голос чаек, переходящий в сигнал СОС).
Слайд №5
Параллельно слышим текст радиограммы: «Всем! Всем, кто нас слышит! У жителей нашего острова произошёл сбой работы систем организма. Помогите! Погибаем!»
— Ребята, поспешим на помощь! Скорее всего, у жителей острова перепутались между собой составляющие систем организма. Вдруг мы не успеем. Давайте прямо в дороге приниматься за дело.
Слайд №6
Продолжение индивидуальной работы по карточкам №1:
Б) Распределить составляющие части каждой системы:
Сердце, череп, нервы, желудок, бронхи, артерии, позвоночник, трахея, вены, лёгкие, пищевод, головной мозг, верхние и нижние конечности, печень, спинной мозг.
Слайд №7
Взаимопроверка, взаимооценка:
Опорно-двигательная система: череп, позвоночник, верхние и нижние конечности;
Кровеносная система: сердце, артерии, вены;
Нервная система: нервы, головной мозг, спинной мозг;
Пищеварительная система: желудок, пищевод, печень;
Дыхательная система: бронхи, трахея, лёгкие.
3.Целеполагание
Слайд №8
— А вот и тот самый остров!
— Посмотрите, нас встречает его житель. Судя по жесту в работе его организма всё в порядке. Его внешность не выглядит странной? (человек без лица: нет глаз, носа, губ, ушей). Можно ли дополнить эту группу органов ещё каким-то? (кожа). Вывешивать поочерёдно на доску.
А может быть и не нужны эти органы? Может — это мы живем не правильно? (Дети высказываются, подвести к названию группы: ОРГАНЫ ЧУВСТВ) — вывесить на доску.Какую цель преследуем на уроке? Что должны доказать нашему островчанину? (Важность органов чувств, в жизни человека)
Слайд №9
4.Работа по теме
— Работа группами:
1 группа: «СМОТРЯШКИ»
Алгоритм работы
Найдите и раскрасьте в серый цвет 7 зайцев.
Прочитайте в учебнике на стр 28 второй абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
2 группа: «Звукашки»
Алгоритм работы
Послушай и определи, какому предмету принадлежит звук.
Прочитайте в учебнике на стр 27 нижний абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
3 группа: «Обоняшки»
Алгоритм работы
Понюхай содержимое баночек и определи, предмет.
Прочитайте в учебнике на стр 28 первый абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
4 группа: «Вкусняшки»
Алгоритм работы
Попробуй содержимое баночек и определи воду на вкус.
Прочитайте в учебнике на стр 28 третий и четвёртый абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
5 группа: «Ощущашки»
Алгоритм работы
Потрогай содержимое мешочков и дай характеристику предмету.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
Защита работ по алгоритму
1)У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…( У человека без лица появляются
Глаза нам нужны…….глаза)
Научное название орган …
Зрение – это……
Слайд №10
Учитель:
Это интересно:
Ежедневно человек моргает 11500 раз
Глаз весит 7-8 граммов
Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков
Слайд №11
Игра «Прятки»
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли… (уши)
Уши нам нужны…….
Научное название орган …
Слух – это……
Слайд №12
Учитель:
Это интересно:
Два уха принадлежащих одному и тому же человеку различны по форме
Главное ухо правое
Уши – самоочищающиеся органы
3) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог…
Нос нам нужен……. (нос)
Научное название орган …
Обоняние – это……
Слайд №13
Учитель:
Это интересно:
У человека обоняние намного слабее, чем у животных
Человек различает около 10000 запахов, а собака до 100000 запахов
К детским запахам относится лимон, апельсин, роза и мандарин
4) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог…
Язык нам нужен……. (рот)
Научное название орган …
Вкус – это……
Слайд №14
Учитель:
Это интересно:
Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов
За минуту язык может совершить 80 движений
5) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогла… (кожа)
Кожа нам нужна…….
Научное название орган …
Осязание – это……
Слайд №15
Учитель:
Это интересно:
Кожа за все время жизни человека обновляется примерно 1000 раз.
Общий вес кожи, сбрасываемой в течение жизни человека около 18 кг.
Толщина кожи младенца составляет 1 мм
— Ребята, а только положительные стороны окружающего нас мира воспринимают органы чувств? Например, о какой опасности предостерегают нас глаза, уши, язык, кожа, нос? (Ответы детей)
— Наконец-то наш человечек может чувствовать. Он теперь нас слышит, видит, чувствует нашу атмосферу.
А ёще что он может делать благодаря органам чувств? В одном из этапов работы по алгоритму вы должны были выделить основную мысль нашего урока. Если задание выполнено верно, то у нас получится замечательный хор и ответна вопрос:
«Какова роль органов чувств, в жизни человека?»
Теперь наш человечек может посмотреть на свой остров и мир в целом совсем по-другому.
Просмотр ролика.
Рефлексия
Оценка учащимися урока:
Ребята, мы побывали на острове, но так и не узнали его название.
Давайте назовём его сами.
Если вы открыли новые знания для себя, то помещаем свой кораблик на остров познания. Если вы работали уверенно, легко справлялись с заданиями – помещаем кораблик на остров уверенности.
Если вам было скучно – на остров скуки.
Если вам было радостно за то, что ваши знания пригодились – на остров радости.
Знаете, почему у вас сегодня всё получилось? (китайская мудрость)
Итог
— А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик — запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Домашнее задание
Чтобы наши органы чувств, всегда нам помогали нужно их беречь. Составить листовки с правилами ухода за органами чувств.
Сан /число/ —
Тақырып Тема
Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.Их значение и функция в жизни человека.
Мақсат Цель:
называть органы чувств;
объяснять их значение и функции для жизни человека.
Ожидаемый результат:
учащиеся знают органы чувств, рассказывают о них;
сотрудничают в группе, в паре
учащиеся применяют из своего опыта информацию для изучения новой темы;
учатся рассуждать, делать выводы.
учащиеся могут классифицировать органы чувств в зависимости от их назначения сравнивая, рассуждая, делая вывод
Модули обучения
обучение критическому мышлению, ИКТ, новые подходы, управление и лидерство, оценивание для обучения и оценивание обучения, возрастные особенности, обучение талантливых и одаренных.
Құрала Оборудование
учебник, тетрадь, презентация, тест, карточки с загадками, дополнительная информация, стикеры, ватман, аудиозапись, физминутки, таблички на парты, цветы красного, розового и синего цветов.
Тип урока:
урок объяснения нового материала.
Этапы
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс оценивания
Ресурсы
Таймер времени
Психологический настрой
Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Вот уж начался урок.
Очень много интересного
Предстоит на нем узнать.
Мы о нашем организме
Будем знания получать
Игра «А у соседа лучше»
Мои ручки хороши? А у соседа лучше (взялись за руки)
Мои ушки хороши? А у соседа лучше (взяли друг друга за уши)
Мой нос хорош? А у соседа лучше (берут друг друга за нос)
Мои глазки хороши? А у соседа лучше (закрывают друг другу глаза)
Мой язычок хорош? А у соседа лучше (покажите друг другу язычки, подразнитесь)
ФО
похвала
2 мин.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
— Какую тему урока мы прошли на прошлом уроке (Нервная система и ее функции)
Тест «Нервная система» Приложение 1
Ключ:
Оценочная шкала: 5 б. – «5»
4 б. – «4»
3 б. – «3»
2 и меньше б. – «2»
взаимооценивание
по слайду
тест
презентация
4 мин.
Вызов
Введение в тему:
Постановка учебной задачи.
Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд: перед вами
кроссворд. Разгадайте. (2 мин)
1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у яблони?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?
-Прочитайте ключевое слово. Какие это органы?
— Правильно. “Органы чувств” это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Что к ним относится?
Давайте познакомимся с ними подробнее.
Сегодня на уроке: мы будем изучать органы чувств.
— Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.
Деление на группы. Прием «Загадки»
Деление на группы происходит с помощью карточек «загадок», дети разгадывают их и рассаживаются, разгадав их (органы чувств) 5 групп(глаза, уши, нос, язык, кожа)
ФО
кроссворд
карточки с загадками, таблички на столы (органы чувств)
5 мин.
Стадия осмысления
Изучение нового
Работа в паре
Дети в паре читают об органе чувств, составляют кластер.
взаимооценивание
Учебник
Ватман, маркеры, фломастеры
10 мин.
Физминутка
«Веселый танец зверей»
аудиозапись
2 мин.
Закрепление
Защита кластеров каждой пары.
Молодцы, ребята! Хорошо справились с работой.
А сейчас проверим как вы усвоили тему урока.
Графический диктант (Если «да», то +, если «нет».то -.)
1. Нос- орган обоняния.
2. Язык – орган слуха.
3. Уши – орган вкуса.
4. Кожа – орган осязания.
5. У человека 6органов чувств.
6. Человек с помощью ушей
различает голос и звук.
7. Вредные привычки помогают человеку.
Оценивание. Ключ проверки: + — — + — + —
ФО
самооценивание
смайлики
тетради
13мин.
Рефлексия
— О каких органах мы говорили?
Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!»
-Как это понять? (рассуждения учащихся)
Мозг – главный орган. Теперь сосчитайте, сколько у нашего главного мозга разведчиков
помощников – телеграфистов. Всего их 5 , а могут рассказать обо всем , что есть на свете.
— Как вы думаете, какой орган чувств самый важный?
Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – зрение, слух, нос, язык, кожа. Они все важны. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
Все возьмитесь за руки.
Объединитесь все пары вместе в большой круг.
Все органы нужны и должны дружно работать.
И мы должны взаимодействовать между собой, как один целый организм.
Прием «Букет настроения»
Ученики выбирают цветы красного или розового цвета, если «все понравилось на уроке и узнали что-то новое», если «не понравилось», крепят к вазе цветок синего цвета.
Оценивание учителя.
ФО
Шаблон вазы, цветы красного, розового, синего цветов
3 мин.
Домашнее задание
Составить синквейн, одного на выбор органа чувств.
стр. 27- 29 читать, отвечать на вопросы.
1 мин.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Приложение 1
Тест «Нервная система»
Выбери органы нервной системы:
Головной мозг, спинной мозг, нервы;
Сердце, аорта, артерии, вены;
Легкие, трахея, бронхи;
Желудок, печень, кишечник, пищевод.
Какую функцию выполняет нервная система человека?
Приводит в движение мышцы;
Воспринимает информацию и отвечает определенными действиями;
Получает питательные вещества.
Для предотвращения переутомления нервной системы необходимо:
Правильно организовать умственную, физическую деятельность;
Соблюдать личную гигиену;
Правильно питаться.
Что такое здоровье?
а .Правильная и нормальная работа всего организма;
б. Хорошее самочувствие и настроение;
в. Красивое телосложение;
г. Лекарства и лечение
5. Вы отдернули руку от горячего предмета. Какая система вам помогла?
а. Кровеносная;
б. Нервная;
в. Дыхательная;
г. Пищеварительная.
Тест «Нервная система»
Выбери органы нервной системы:
Головной мозг, спинной мозг, нервы;
Сердце, аорта, артерии, вены;
Легкие, трахея, бронхи;
Желудок, печень, кишечник, пищевод.
Какую функцию выполняет нервная система человека?
Приводит в движение мышцы;
Воспринимает информацию и отвечает определенными действиями;
Получает питательные вещества.
Для предотвращения переутомления нервной системы необходимо:
Правильно организовать умственную, физическую деятельность;
Соблюдать личную гигиену;
Правильно питаться.
Что такое здоровье?
а .Правильная и нормальная работа всего организма;
б. Хорошее самочувствие и настроение;
в. Красивое телосложение;
г. Лекарства и лечение
5. Вы отдернули руку от горячего предмета. Какая система вам помогла?
а. Кровеносная;
б. Нервная;
в. Дыхательная;
г. Пищеварительная.
Приложение 2
Загадки
Брат с братом
Через дорогу живут,
А друг друга не видят.
Брат с братом
Через дорогу живут,
А друг друга не видят.
У зверушки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.
У зверушки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Между двух светил
В середине я один.
Между двух светил
В середине я один.
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…
Приложение 3
Задание для пары «Орган чувств – глаза»
Прочитать текст в учебнике на стр. 28 и дополнительный материал на листе. Составьте кластер.
1. Название органа чувств.
2.Его значение в жизни человека.
3. Правила охраны зрения.
Дополнительный материал:
Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.
Интересный факт:
Изучая свойства хрусталика, арабские медики сотни лет назад изобрели увеличительную линзу из стекла Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы.
Задание для пары «Орган чувств – уши»
Прочитать текст в учебнике на стр. 27 и дополнительный материал на листе. Составьте кластер.
1. Название органа чувств.
2.Его значение в жизни человека.
3. Как нужно беречь уши?
Дополнительный материал
Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина — это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка — барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Интересный факт:
При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах не гасят свет. А в темной комнате слабые звуки почти не слышны.
Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.
При некоторых: формах глухоты, когда слуховой нерв не поврежден, звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола.
Бетховен, когда оглох, слышал музыку с помощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.
Задание для пары «Орган чувств – нос»
Прочитать текст в учебнике на стр. 28 и дополнительный материал на листе. Составьте кластер.
1. Название органа чувств.
2.Его значение в жизни человека.
3. Как беречь орган обоняния?
Дополнительный материал
Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом. Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.
Интересный факт:
Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие.
У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей. Слепые люди узнают название газет по запаху.
Задание для пары «Орган чувств – кожа»
Прочитать текст в учебнике и дополнительный материал на листе. Составьте кластер.
1. Название органа чувств.
2.Его значение в жизни человека.
3. Как можно охранять кожу?
Дополнительный материал
Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.
Интересный факт:
На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль- это защита организма. Человек, лишенный чувств боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.
Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. При ожоге у такого больного кожу можно снимать целыми кусками, не причиняя ему никакого- либо беспокойства.
Задание для пары «Орган чувств – язык»
Прочитать текст в учебнике на стр. 28 и дополнительный материал на листе. Составьте кластер.
1. Название органа чувств.
2.Его значение в жизни человека.
3. Как беречь орган вкуса?
Дополнительный материал
Язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом в мозг. Тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи.
Интересный факт:
Некоторые профессии требуют идеально развитого вкуса. Дегустаторы-специалисты по распознаванию ароматов – различают свыше 70 сортов вин, взяв на язык только одну каплю.
Другие по глотку чая определяют его сорт, откуда привезен, как был упакован, нет ли в нем примесей.