Нос глаза и кожа для чего нужны
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
Слух
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Вкус
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
БДОУ г. Омска «Детский сад № 148»
Калайтан Анна Владимировна
10 группа (II младшая)
«Зачем человеку нужны глаза, уши, нос, язык и пальцы рук?»
Цель: закреплять знание о том, что глаза человеку необходимы, чтобы видеть, уши – слышать, нос – чувствовать запахи, язык – чувствовать вкус, пальцы рук – ощупывать предметы.
Задачи:
Формировать умение в ходе исследовательской деятельности делать выводы (глазами человек видит предметы, ушами – слышит звуки, носом – чувствует запахи, языком – чувствует вкус, пальцами рук – ощупывает предметы).
Развивать внимание при выполнении заданий.
Воспитывать терпение к сверстникам в процессе игры.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, выполненная в формате мультфильма (мультфильм «Катя спрашивает, для чего человеку нужны уши, глаза, нос, язык? Зачем нужны руки?»), ноутбук, проектор.
Атрибуты для игры «Что изменилось?»: 4-5 игрушек, большой платок; атрибуты для игры «Что звучит?»: 4-5 предметов, которые могут издавать характерный звук. Например, лист бумаги, колокольчик, игрушка-пищалка, стеклянный стакан, погремушка и др.; атрибуты к игре «Чем пахнет?»: 3-4 коробочки от детского напитка – небольшие, без этикеток, с крышками, вата, несколько кусочков пищевых продуктов с характерным запахом. Например, кусочки лимона или мандарина, кусочки шоколада, кусочки чеснока и др.; атрибуты к игре «Волшебный мешочек»: мешок, несколько предметов, игрушек; атрибуты для игры «Какой вкус?»: прозрачный кувшин с водой, несколько чашек, сахар, блюдце, несколько маленьких ложек.
Ход НОД
— К нам в гости пришла девочка. Хотите с ней познакомиться?
Включается мультфильм. Девочка говорит:
— Здравствуйте, меня зовут Катя. Я обычная девочка. У меня, как и у вас, есть две руки, две ноги, туловище. Есть голова. На голове у меня есть волосы. Я люблю делать разные прически.
Еще у меня есть два уха, два глаза, нос и рот. Во рту есть язык.
И мне интересно, для чего человеку уши, глаза, нос, язык? Зачем нужны руки?
Воспитатель: Мы познакомились с девочкой Катей. У Кати есть вопросы. Она не знает, для чего человеку нужны уши, глаза, нос, язык, руки (пальцы рук). Если человек что-то не знает и обращается с вопросом, что мы можем сделать?
Дети: помочь
Воспитатель: как?
Дети: ответить на вопрос.
Воспитатель: про что мы будем Кате отвечать?
Дети: для чего нужны уши, глаза, нос, язык, руки.
Воспитатель: как мы будем Кате отвечать на ее вопросы?
Дети: Расскажем.
Воспитатель: Можно рассказать, а можно показать. ИЛИ
Давайте не просто расскажем, для чего человеку нужны уши, глаза, нос, язык, руки (пальцы рук), а покажем.
Переходим к столу или садимся на ковер, где расположены несколько игрушек.
Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру, где вы будете угадывать, что изменилось. Для этого закрывайте глаза, я в это время поменяю местами игрушки. А когда вы откроете глаза, скажете, что изменилось?
Играем несколько раз.
Воспитатель хвалит детей (подводит итог игры).
Воспитатель: когда вы замечали, что игрушки поменялись местами, как вы об этом догадались? (ИЛИ – как вы узнали, что игрушки поменялись местами?)
Дети: увидели.
Воспитатель: с помощью чего увидели?
Дети: с помощью глаз.
Воспитатель: значит, глаза нам нужны, чтобы…? (ИЛИ – значит, для чего нам нужны глаза?)
Дети: видеть.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошо показали, для чего нужны глаза. Теперь Катя знает, что глаза человеку нужны для того, чтобы видеть.
Переходим к другому столу или полке, где дети не должны видеть то, с чем будут играть.
Воспитатель: будем дальше Кате отвечать на ее вопросы? Тогда пройдемте к этому столу и поиграем. Я буду издавать звуки разными предметами, а вы угадывайте и называйте, какой предмет прозвучал.
После игры подводим итог: молодцы, ребята, вы хорошо угадывали предметы, которые звучали. А как вы об этом догадались?
Дети: услышали.
Воспитатель: с помощью чего услышали?
Дети: с помощью ушей.
Воспитатель: значит, уши нам нужны, чтобы…? (ИЛИ – значит, для чего нам нужны уши?)
Дети: слышать.
Воспитатель: ребята, вы хорошо показали, для чего нужны уши. Теперь Катя знает, что уши человеку нужны для того, чтобы слышать.
Воспитатель: будем дальше Кате отвечать на ее вопросы? Тогда пройдемте к этому столу и поиграем.
Переходим к другому столу, где стоят коробочки с разными запахами.
Воспитатель: как узнать, что внутри?
Дети предлагают варианты ответов. Выясняем, что увидеть или услышать, что лежит в коробочке, нельзя. Достать предмет тоже невозможно. Когда дети рассматривают одну из коробочек, воспитатель побуждает детей почувствовать запах, доносящийся из этой коробочки.
Дети: почувствовали запах.
Играем дальше, нюхаем все коробочки, узнаем по запаху, что лежит внутри.
После игры подводим итог. Воспитатель: с помощью чего вы почувствовали запах?
Дети: с помощью носа.
Воспитатель: значит, нос нам нужен, чтобы…?
Дети: нюхать, чувствовать запах.
(можно проговорить с детьми, для чего еще нужен нос)
Воспитатель: вот вы ответили еще на один вопрос. Молодцы, все правильно сделали. Нос человеку нужен для того, чтобы чувствовать запах.
Воспитатель: Идем дальше (можно спросить детей, на какие вопросы мы еще не ответили). Вот следующая игра. Здесь есть Волшебный мешочек, где лежат разные предметы. Их нельзя ни увидеть, ни услышать и запах почувствовать нельзя.
Играем в игру «Волшебный мешочек»
После игры подводим итог. Воспитатель: как вы узнали, что лежит внутри?
Дети: почувствовали руками.
Воспитатель: пальцами рук вы ощупали предмет и узнали, что это. Значит, пальцы рук нам нужны (? Дети сами могут отвечать), чтобы узнавать предметы на ощупь. Молодцы, вы ответили еще на один Катин вопрос.
Воспитатель: про что еще нам надо Кате показать и рассказать?
Дети: про рот, язык.
Воспитатель: идем дальше и находим еще одну игру.
Воспитатель: Что в кувшине? Дети предлагают ответы. Беседуем, выясняем, что воду увидели глазами.
Воспитатель: А как узнать, что это именно вода, что можно сделать? (Ответы детей, наливают в чашку воды и пробуют её на вкус).
Какая вода на вкус?
Дети: Тёплая, вкусная…
Воспитатель: А что это, как вы думаете? (Показывает на блюдце с сахаром.)
Дети предлагают ответы.
Воспитатель: А как узнать – сахар это или соль? (Надо попробовать языком).
Воспитатель: возьмите немного этого вещества ложкой и попробуйте языком. Это съедобное. Что это? Положите сахар в воду, размешайте.
Что произошло с сахаром? (Ответы детей.) Попробуйте. Что теперь скажите о вкусе воды? Была какая, а стала? (После игры подводим итог.) Как вы узнали?
Дети: с помощью языка.
Воспитатель: молодцы, теперь Катя знает, для чего нужен язык, чтобы…
Дети: узнавать вкус.
Итог. Подходим к Кате.
Воспитатель: хорошо, ребята, мы с вами поиграли. На все Катины вопросы ответили?
Катя благодарит детей и говорит, что теперь она знает, для чего человеку нужны глаза, уши, нос, пальцы рук и язык. Прощается.
Воспитатель: понравилось вам, ребята, отвечать на Катины вопросы? Что вам понравилось?
Дети отвечают.
Скелет, сухожилия, связки и мышцы придают телу его особую форму. Они
и оберегают его, и приводят в движение. А для чего нужна кожа? Она
отделяет внутренние органы от внешней среды. Верхний слой кожи —
эпидермис состоит из нескольких слоев эпителиальных клеток. Они
постоянно делятся и тотчас устремляются к поверхности кожи. Однако чем
ближе к ней они оказываются, тем меньше получают питательных веществ,
ведь в эпидермисе совсем нет сосудов. Поэтому верхние клетки быстро
гибнут; их омертвелые тельца образуют ороговевший слой. С него каждый
день слущиваются тончайшие чешуйки.
По эпидермису рассеяны пигментные клетки. Они образуют меланин —
темно-коричневый краситель, защищающий кожу от избыточного солнечного
света и поглощающий ультрафиолетовые опасные лучи. У «белых» людей кожа
«белого» цвета потому, что в ее пигментных клетках мало меланина.
Кожа отделяет органы тела от внешней среды. Ее
наружный слой —эпидермис покрыт ороговелыми чешуйками. Под ним лежит
собственно кожа, или дерма. В нее погружены корни волос, сальные и
потовые железы. Дерма хорошо снабжается кровью. Именно эта часть
кожного покрова регулирует температуру тела.
Под эпидермисом лежит другой слой кожи — собственно кожа, дерма. Она
состоит из соединительной ткани. В нее погружены корни волос и сальные
железы. В дерме находятся также пучки потовых желез, густая сеть
нервных волокон и кровеносные сосуды. Дерма хорошо снабжается кровью.
Именно она регулирует температуру тела. Если температурный центр,
расположенный в головном мозге, отмечает, что внутренние органы тела
чересчур нагрелись, он заставляет кровеносные сосуды дермы расшириться.
Тогда организм отдает избыточное тепло. Одновременно начинают работать
и потовые железы. Они выделяют на поверхность кожи свой секрет — пот, и
он испаряется. При этом кожа также теряет часть тепла. И наоборот, если
человек зябнет, сосуды дермы сжимаются. Это уменьшает отдачу тепла.
Наконец, кожа — это и орган чувств. Волокна эпидермиса и дермы
воспринимают внешние раздражения и преобразуют их в электрические
сигналы. Головной мозг анализирует их: одни сообщают о том, что к телу
прикоснулись, другие — о том, что у человека что-то болит, ему холодно
или жарко. Обмен информацией совершается молниеносно. Вы еще не поняли,
что случилось, а организм уже реагирует, вы машинально отдергиваете
руку, прикоснувшись, например, к горячему.
Обонятельные клетки улавливают вещества, которые
растворяются в жидкой пленке, выстилающей изнутри нос. Эти клетки
находятся а слизистой оболочке верхней полости носа. Оттуда крохотные
нервные волокна передают Сигналы в черепную коробку, а обонятельный
нерв — в головной мозг.
Органы чувств слизистой оболочки
Мы чувствуем прикосновение, боль, тепло благодаря не только коже, но
и слизистым оболочкам тела, прежде всего носа, рта, глаз и половых
органов. Они реагируют на разные виды механического и теплового
раздражения. Есть в слизистых оболочках и особые клетки, которые
воспринимают чувственные ощущения, недоступные коже. Это обонятельные
клетки носа и вкусовые клетки языка. Обонятельные клетки улавливают
пахучие вещества, которые попадают в нос с атмосферным воздухом и
растворяются там в жидкой пленке, покрывающей слизистую оболочку.
Обонятельная область носа выстлана обонятельными клетками,
представляющими собой окончания обонятельного нерва. Возбуждение,
возникшее при действии пахучих веществ, передается по нерву в передний
отдел головного мозга, где запах анализируется.
Слизистая оболочка языка воспринимает чувственные
раздражения. Несмотря на разнообразие наших вкусовых ощущений, они
складываются из четырех видов вкуса: сладкого, кислого, горького и
соленого.
Вкусовые клетки языка, которые образуют вкусовые почки, или
луковицы, покрывающие слизистую оболочку мягкого нёба и языка,
улавливают четыре основных вкусовых ощущения: сладкое, кислое, горькое
и соленое. Если насморк ослабит обоняние, то человеку уже не отличить
по вкусу апельсиновый сок от грейпфрутового. Мы часто считаем, что
ощущаем какой-то вкус. На самом деле нас порой выручает обоняние, так
как мы чувствуем запах пищи и представляем себе ее вкус.
Предмет : познание мира
Тема: «Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа. Их роль и значение в жизни человека»
Цель:
углубить знания учащихся об органах чувств, их функциях и роли в жизни человека;
развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, умение наблюдать, делать выводы и умозаключения; развивать познавательный интерес, речь, кругозор, мышление, память, внимание.
воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в группе, чувство сопереживания, желание помочь другим в трудной ситуации;
Тип: комбинированный
Методы: проблемного обучения, частично-поиковые, исследовательской работы, деятельностного подхода, ИКТ, развивающего обучения
Оборудование: презентация, силуэт человека без лица, инвентарь для работ в группах, карточки, учебные пособия, дополнительная информация.
Ход урока
Орг.момент
Слайд №1
-настрой на урок:
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так, что время не теряем и
И работать начинаем.
Я хочу познакомить вас с одной китайской мудростью. Она настолько древняя, что её точное содержание уже начало забываться.Давайте попробуем восстановить эту мудрость. Для этого к начальной фразе из первого столбика нужно подобрать завершающую фразу из второго столбика.
Скажи мне и я научусь.
Покажи мнеи я запомню.
Дай мне действовать самому, и я забуду.
(Обратить внимание на подсказки).
Хоровое чтение восстановленной мудрости: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь»
Из трёх глаголов (научусь, запомню, забуду), какой для вас на уроке является самым важным? Хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке в большей степени вы действовали сами.
Актуализация знаний
-Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, что изучаем мы на протяжении нескольких уроков познания мира? (организм человека). Для чего нужно изучать организм человека?
Слайд №2
Урок проходит раз в неделю, и даже я уже подзабыла правильное название систем, составляющих наш организм.
Индивидуальная работа в карточках №1:
А) Выбрать и записать правильное название системы
1. Опорно-движущаяся, самодвигательная, опорно-двигательная;
2. кровеносная, кровяная, кровесосудная;
3. нервическая, нервная, нервозная;
4. пищевая, пищеварительная, переварительная;
5. дышущая, вдыхательная, дыхательная.
Слайд №3
(Самопроверка – правильный вариант на доске)
— Как вы думаете, все ли мы узнали об организме человека?
Слайд №4
Тогда давайте сядем на замечательный лайнер и отправимся пополнять, а может быть и проверять свои знания.
(Звучит шум моря и голос чаек, переходящий в сигнал СОС).
Слайд №5
Параллельно слышим текст радиограммы: «Всем! Всем, кто нас слышит! У жителей нашего острова произошёл сбой работы систем организма. Помогите! Погибаем!»
— Ребята, поспешим на помощь! Скорее всего, у жителей острова перепутались между собой составляющие систем организма. Вдруг мы не успеем. Давайте прямо в дороге приниматься за дело.
Слайд №6
Продолжение индивидуальной работы по карточкам №1:
Б) Распределить составляющие части каждой системы:
Сердце, череп, нервы, желудок, бронхи, артерии, позвоночник, трахея, вены, лёгкие, пищевод, головной мозг, верхние и нижние конечности, печень, спинной мозг.
Слайд №7
Взаимопроверка, взаимооценка:
Опорно-двигательная система: череп, позвоночник, верхние и нижние конечности;
Кровеносная система: сердце, артерии, вены;
Нервная система: нервы, головной мозг, спинной мозг;
Пищеварительная система: желудок, пищевод, печень;
Дыхательная система: бронхи, трахея, лёгкие.
3.Целеполагание
Слайд №8
— А вот и тот самый остров!
— Посмотрите, нас встречает его житель. Судя по жесту в работе его организма всё в порядке. Его внешность не выглядит странной? (человек без лица: нет глаз, носа, губ, ушей). Можно ли дополнить эту группу органов ещё каким-то? (кожа). Вывешивать поочерёдно на доску.
А может быть и не нужны эти органы? Может — это мы живем не правильно? (Дети высказываются, подвести к названию группы: ОРГАНЫ ЧУВСТВ) — вывесить на доску.Какую цель преследуем на уроке? Что должны доказать нашему островчанину? (Важность органов чувств, в жизни человека)
Слайд №9
4.Работа по теме
— Работа группами:
1 группа: «СМОТРЯШКИ»
Алгоритм работы
Найдите и раскрасьте в серый цвет 7 зайцев.
Прочитайте в учебнике на стр 28 второй абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
2 группа: «Звукашки»
Алгоритм работы
Послушай и определи, какому предмету принадлежит звук.
Прочитайте в учебнике на стр 27 нижний абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
3 группа: «Обоняшки»
Алгоритм работы
Понюхай содержимое баночек и определи, предмет.
Прочитайте в учебнике на стр 28 первый абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
4 группа: «Вкусняшки»
Алгоритм работы
Попробуй содержимое баночек и определи воду на вкус.
Прочитайте в учебнике на стр 28 третий и четвёртый абзац.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
5 группа: «Ощущашки»
Алгоритм работы
Потрогай содержимое мешочков и дай характеристику предмету.
Прочитайте дополнительную информацию.
Заполните карточку согласно требованиям.
В тексте дополнительной информации найти и обвести предложение, которое является выводом по теме урока.
Защита работ по алгоритму
1)У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…( У человека без лица появляются
Глаза нам нужны…….глаза)
Научное название орган …
Зрение – это……
Слайд №10
Учитель:
Это интересно:
Ежедневно человек моргает 11500 раз
Глаз весит 7-8 граммов
Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков
Слайд №11
Игра «Прятки»
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли… (уши)
Уши нам нужны…….
Научное название орган …
Слух – это……
Слайд №12
Учитель:
Это интересно:
Два уха принадлежащих одному и тому же человеку различны по форме
Главное ухо правое
Уши – самоочищающиеся органы
3) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог…
Нос нам нужен……. (нос)
Научное название орган …
Обоняние – это……
Слайд №13
Учитель:
Это интересно:
У человека обоняние намного слабее, чем у животных
Человек различает около 10000 запахов, а собака до 100000 запахов
К детским запахам относится лимон, апельсин, роза и мандарин
4) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог…
Язык нам нужен……. (рот)
Научное название орган …
Вкус – это……
Слайд №14
Учитель:
Это интересно:
Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов
За минуту язык может совершить 80 движений
5) У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогла… (кожа)
Кожа нам нужна…….
Научное название орган …
Осязание – это……
Слайд №15
Учитель:
Это интересно:
Кожа за все время жизни человека обновляется примерно 1000 раз.
Общий вес кожи, сбрасываемой в течение жизни человека около 18 кг.
Толщина кожи младенца составляет 1 мм
— Ребята, а только положительные стороны окружающего нас мира воспринимают органы чувств? Например, о какой опасности предостерегают нас глаза, уши, язык, кожа, нос? (Ответы детей)
— Наконец-то наш человечек может чувствовать. Он теперь нас слышит, видит, чувствует нашу атмосферу.
А ёще что он может делать благодаря органам чувств? В одном из этапов работы по алгоритму вы должны были выделить основную мысль нашего урока. Если задание выполнено верно, то у нас получится замечательный хор и ответна вопрос:
«Какова роль органов чувств, в жизни человека?»
Теперь наш человечек может посмотреть на свой остров и мир в целом совсем по-другому.
Просмотр ролика.
Рефлексия
Оценка учащимися урока:
Ребята, мы побывали на острове, но так и не узнали его название.
Давайте назовём его сами.
Если вы открыли новые знания для себя, то помещаем свой кораблик на остров познания. Если вы работали уверенно, легко справлялись с заданиями – помещаем кораблик на остров уверенности.
Если вам было скучно – на остров скуки.
Если вам было радостно за то, что ваши знания пригодились – на остров радости.
Знаете, почему у вас сегодня всё получилось? (китайская мудрость)
Итог
— А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик — запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Домашнее задание
Чтобы наши органы чувств, всегда нам помогали нужно их беречь. Составить листовки с правилами ухода за органами чувств.