Латы из кожи своими руками

Латы из кожи своими руками thumbnail

Небольшой пошаговый мастер-класс, о том как сделать ошейник, наручни и поножи.

В целом ничего особо сложного нет, но навык работы с кожей для изготовления данных изделий все же желателен.

Итак, начнем потихоньку.

Первое это инструмент — вот почти все что было использовано есть на этом фото, за исключением шлифмашинки, но он есть ниже.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 1

Второе что нам потребуется это собственно кожа. Да именно кожа и желательно что бы она была натуральная, хотя сейчас и есть кожзам не многим уступающий коже, но все же я работаю именно с натуральной кожей) Вот она, кожа. Коричневая это чепрак от российских мануфактур, толщина 2.3-2.5 мм, покупался полушкурой размером 220 дец., качество чуть выше среднего, есть места, которые кроме как на обрезки не годны ни для чего более. Бежевая кожа – это овчина производства Италии, толщина 0.8 мм с уже нанесенным финишным покрытием. Для задуманного потребовалось нарезать кожу на полосы в этом мне помог стапкутер, но можно и ножом, для ошейника ширина 33 мм, для наручников 44 мм, на ремни пошли полосы 20 мм, а на поводок 14 мм. Ширина для ошейника сделана меньше что бы было комфортно шее.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 2

После того, как это все было нарезано, чепрак в размер, овчина с припуском по краям в пару мм, это сделано для того что бы было удобней клеить и проще в дальнейшем обработать край, но об этом позже. Так вот при склейке было так увлекательно что процесс запечатлеть просто забыл, увлекательность же процесса заключается в том, что овчину приходиться клеить в натяжку что бы она сама натягивала чепрак иначе после высыхания и придания формы овчина пойдет морщинами. Этого хотелось бы избежать, но я так до конца и не справился с поставленной задачей, но у меня они не сильно сморщились, а вот если клеить на плоскости, то дальше можно было бы не продолжать и выкинуть неудачную заготовку. Ну вот и готовы черновые заготовки, и мы обрезаем припуск, который был оставлен на подложке, роль которой выполняет овчина. Скругляем углы, и начинаем подготовку к обработке уреза они же торцы. Да именно сейчас начинаем, а не на готовом изделии.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 3

Сразу оговорюсь, сколько мастеров, столько и способов обработки, а уж чем обрабатывают это нужно отдельный пост пилить, а то и два. Расскажу как это делаю я, а повторять или нет решает каждый сам. Итак, для обработки уреза я использую аппретуру Kezal бесцветную на водной основе. Она достаточно легко наноситься, есть возможность оттереть если случайно капнул мимо, быстро сохнет и делает кожу достаточно грубой для возможности полировки. На фото случайно попал аппрет от Kenda, но я его использую только как финиш, так как при полировке он безбожно забивает шкурку, прям как краску пытаться счистить.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 4

Ну вот на наши заготовки нанесен аппрет и через 15 минут можно приступать к первой фазе) Снимаем торцбилом кромку торца, эту операцию можно делать и до аппрета, но с ним кожа грубее и мне так удобней. У подклада торцбилом не снимаю, там не требуется такое сильное скругление угла.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 5

После этого я беру в руки средство малой механизации от Proxxon и 180 шкуркой прохожу торцы (можно и без механизации, но тогда значительно дольше и не стоит забывать, что движения должны быть в одном направлении иначе может подниматься ворс кожи и будет много бестолковой работы), для узких полос, которые не очень удобно прижимать к поверхности сделал вот такую приблуду из оргстекла, дает возможность прижать по всей длине и не заморачиваться.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 6

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 7

После этого аппрет наноситься еще раз и если все устраивает, то можно перейти на 250 шкурку, если нет, то повторяем пункт со 180 шкуркой. На более жестких кожах как правило торцы сделать намного проще чем на мягких.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 8

Вот и готовы в черновом варианте торцы, да это еще не все с ними) будем делать еще, но чуть позже. Берем в руки канавкорез и делаем по периметру канавку в которую у нас ляжет нить, можно и без нее, но с ней как-то красивее что ли, а для новичка вообще не заменимый инструмент, так как пока шов не получается ровным и с одинаковым усилием затяжки стежка, именно канавка спасает многие работы. Так что от себя лично рекомендую при возможности выбора брать или не брать, обязательно брать!

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 9

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 10

Берем в руки пробойник, у меня с шагом 4 мм, произведены в уже таком родном и не всеми любимом Китае, но служат они достойно и пока подвели только пару раз, на очень уж толстой коже 7 мм, при доставании раскачивал и обломил зуб 🙁

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 11

После того как отверстия пробиты, покрываем еще раз торцы и проходим 250 шкуркой, так как при пробитии отверстий бывает чуть-чуть разжимает кожу и торец становиться ребристым как батарея раньше 🙂

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 12

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 13

Выбор ниток пал на более бежевые из того же Китаю, что бы были в тон с подкладом, а на лице я их просто закрашиваю. Нитки как заявлено 1 мм, плетеные, вощеные, по факту плоские и 0.8 мм, плюс еще и тянуться где-то на 10-15% от длинны, чтобы избежать такого растягиваю их сразу, и они идут как 0.7-0.6 мм.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 14

Шью седельным швом, в каждом стежке узелок, самое главное пока не будет все происходить на автомате, контролировать идентичность стежков. То есть если первая иголка пошла вверх, а вторая вниз, то до самого конца так и должно быть. При затягивании стежков прикладывал достаточно большое усилие, на твердой коже это нормально, а вот на мягкой такое приведет к тому что кожа соберется в гармошку.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 15

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 16

Концы ниток выводил на один из узких торцов, на лицо кожи и запаял зажигалкой. В дальнейшем их скроет ремень.

Следующий шаг, это изготовление ремней, тут все тоже самое только без подклада. Делаем разметку для пряжки и вырезаем, у меня есть пробойник овальный и он подошел как родной) можно и простым пробойником, и ножом.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 17

Переходим к покраске. Крашу аэрографом, место в мастерской позволяет, раньше на балконе была просто труба 🙂 Итак, затемняю все торцы и края из аэрографа, им сделать градиент вообще никакого умения не требуется, пара запоротых изделий и умение приходит само 🙂 Шерфуем заднюю часть ремня, ту которая будет за пряжкой, что бы она была тоньше.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 18

На этом этапе уже можно ставить клише, если оно есть. Я на такой коже ставлю при помощи струбцины и такой-то матери. Получается вполне нормально) Ну вот мы и подошли к покрытию финишем. Как писал выше я для такой кожи использую аппретуру от Kenda Farben Appretto Mild. Для чепрака она диво как хороша, да и на растишку она ложиться то же не плохо, по сравнению с тем же Kezal у нее нет такого сильного глянца. Наношу аэрографом, хотя лучший вариант это уже краскопульт с небольшой дюзой, но чего пока нет того нет. Нанесение происходит в два подхода, первый раз наносится количество, которое кожа впитает в себя примерно за пару минут, а после этого минут через 15 наноситься второй слой. Тут главное не перелить, большой слой аппрета будет вместо прозрачного, белесым. Сохнуть будет от часа, но, если планируются работы достаточно грубые, проще подождать сутки.

Читайте также:  Кожа под ногтем руки

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 19

После высыхания аппретуры, проделываем отверстия в ремнях, не забывая, что точки на плоскости и точки на сфере это разные точки. Самый просто вариант — это сделать первую точку, зафиксировать ремень и дальше придав изделию конечную форму разметить. Я собирал все на хольнитены так как основная нагрузка при эксплуатации идет на ремни, ничего страшного с ними не будет. Да и не хватало в изделии блестящей фурнитуры. Только поводок собрал на нитки, так ка подходящих двухсторонних хольнитенов не было под рукой.

Вот в целом и все что хотелось рассказать в этом сумбурном мастер-классе.

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 20

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 21

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 22

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 23

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 24

Всем, кто осилил спасибо, всем кто дополнит, ткнет носом в ошибки еще большее спасибо!

Ну и пара фото с более хорошим фоном

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 25

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 26

Как сделать ошейник, наручи и поножи, фото № 27

Источник

В рамках программы передачи опыта от старшего поколения хипанов младшему.

Итак, вы хипан, вам нужен надежный, простой и не дорогой доспех который гарантировано будет служить многие годы и защитит вас от всего ударно-дробящего от деревянного меча до сварного их арматуры шестопера и резиновой кувалды переделанной из молотка для укладки тротуарной плитки. Вам повезло, у меня есть для вас решение.

2014 г. / 2003 г.

Как и все о чем пишу – это решение опробовано на практике. Описанный ниже доспех прослужил Орде 15 лет и до сих пор жив, полностью здоров. Активно носили его два бойца Орды которые участвовали как в легких игровых боях (пусифайт) так и жестком рубилове середины 2000-х когда не били разве что заточенными топорами (хотя кого я обманываю, было и такое, хоть и единичное).

Немного истории. Впервые такой тип доспеха в ролевой тусовке был массово применен в команде «Род Скаллагримов» (г. Киев) во второй половине 90-х. Его разработкой и изготовлением занимался командир команды – Кор.

Суть доспеха была следующая – брался крупный кусок замши или кожи (потрошились старые плащи) и из него выкраивалось пончо. Изнутри к покрышке клеили голенища кожаных сапог, набирали их в три слоя. Изнутри шел еще один цельный (или близкий к тому) слой кожи или замши от тех же плащей. Уже поверх такого доспеха шло усиление из выбитых металлических пластин по три в ряд, пластины были квадратной формы и крепились на заклепки за два верхних угла пластины. По бокам были ремешки с пряжками. Длинна доспеха подбиралась так, что бы с одной стороны закрыть пах, с другой не мешать ходьбе.

Такой тип доспеха стал штатным у Скаллагримов, и был по сути визитной карточкой команды.

Я сам выходец из Скаллагримов, а это значит, что опыт этой легендарной команды перешел вместе со мной и в Орду. Опыт опытом, но переосмысление все же необходимо. У доспехов Скаллагримов есть один недостаток который проявился с повсеместным ужесточением боевки – не достаточная толщина и как следствие стойкость к ударам.

В чем суть ордынского подхода – мы не ищем крупные, цельные куски толстой кожи (это хорошо но сложно) мы заготавливаем большое количество небольших обрезков кожи, причем тонкой.

Итак, пошли по порядку..

1. Вам нужен инструмент, это шило (толстой мощное), ножницы или острый нож, клей ПВА в крупной таре (от литра и больше), кисточка для клея (узкая малярная), самые толстые и прочные нитки какие сможете найти (например капроновые «яхтовые»).
2. Из бумаги или картона вырезаем лекало вашего будущего доспеха. Нужно это для ориентира, с таким лекалом проще. Кроим лекало так чтобы длинна доспеха была чуть ниже пояса. Ширина половинок по пузу такая чтобы готовый доспех застегнулся на вас с легким нахлестом. В районе груди ширина должна быть такой чтобы не мешало свести руки вместе перед собой (обычно это 35-40 см.). в районе ключицы ширина 7-10 см. В идеале задняя часть доспеха (спина) должна быть шире чем пузо, тогда место нахлеста будет не строго по середине, по бокам, а чуть сдвинется вперед – так проще застегивать доспех самостоятельно.
3. Из внушительной кучи обрезков кожи которые вы заготовили (а это выпотрошенные сумки, сапоги, куртки, плащи) выбираем самые крупные. Они лягут в центр конструкции.
4. Далее с помощью клея ПВА начинаем наклеивать на максимально крупный кусок имеющийся в наличии и лежащий у нас в основе куски кожи в рамках габаритов нашего лекала. Клеим с нахлестом минимум 2-3 см.
5. Наклеиваем слой за слоем в стиле папье-маше, набираем из тонкой кожи необходимую толщину (минимум в пять слоев в любой точке и до 1 см. в готовом изделии).
6. Небольшой нюанс – изначально при сортировке кусков кожи постарайтесь подобрать достаточное количество на верхний (внешний) слой кусков примерно одного цвета и фактуры, желательно средних и более размеров.
7. Для лучшего сцепления кусков, после проклейки слоя кладем на него широкую ровную доску (например полку от шкафа или столешницу), а сверху придавливаем грузом (гантели, баклашки с водой). Даем высохнуть клею и приступаем к наклеиванию нового слоя.
8. Итак у вас готова склеенная из многих кусков и слоев кожи модель. Теперь вам нужно подрезать ее по краям. Ориентируемся на лекало, кладем его поверх модели и подрезаем портняжными ножницами или острым ножом все что выступает за границы лекала.
9. Как вы понимаете одного только клея для удержания кусков кожи недостаточно. Поэтому необходимо куски прошить. Подкладываем под модель доску и начинаем крупным мощным шилом делать отверстия по кромке каждого внешнего куска. Отступаем от края видимой кромки каждого куска 0.5 см и с шагом от 5 мм до 10 мм делаем отверстие. Дырки бьются даже для пакета толщиной в 1 см., но шило все же нужно по мощнее. (Не нашли такое шило? Возьмите крестовую отвертку с удобной толстой ручкой и напильником сточите кончик до состояния шила).
10. Через пробитые отверстия прошиваем пакет насквозь цыганской иглой с толстой нитью. Также прошейте пакет с другой стороны, так как по понятным причинам мозаика кусков верхнего слоя не совпадает с мозаикой самого нижнего.
11. Как вы помните мы кроили лекало так, чтобы оно было чуть ниже пояса, нужно это чтобы закрыть как можно большую площадь тела и защитить почки и печень. Но в длинном доспехе согнутся будет мало реально (линия сгиба тела куда выше), поэтому нужен вертикальный разрез как на пузе так и на спине, от нижней кромки доспеха вверх до линии сгиба тела.
12. У вас на руках практически готовое изделие, оно не рассыплется так как надежно прошито и проклеено. Теперь его можно немного украсить. Берем контрастную по цвету кожу (если доспех снаружи из черной кожи то отлично подойдет коричневая, и наоборот), режем ее на широкие полосы. Если доспех получился около 1 см в толщину, то ширина полос для канта должна быть от 7 см. до 10 см. Наклеиваем эти полосы по кромке доспеха с перегибом, равномерно как с внешней так и внутренней стороны. Если полосы короткие то наклеиваем их внахлест в пару сантиметров. Далее шилом бьем отверстия уже по кромке канта и опять прошиваем.
13. По той же технологии я делал и защиту паха. Это отдельная панель с округлой нижней кромкой и ровной верхней. Крепил ее к доспеху с помощью двух кожаных ремней по краям панели. Ремни к панели крепятся на внешней стороне, а к доспеху с внутренней. И крепиться это так чтобы паховая панель заходила под подол доспеха. При такой компоновке доспех уверенно гнется в поясе (у нас же там разрез!) а пах надежно закрыт (это чертовский важно! Не полагайтесь на одну только стеганку).
14. По бокам крепим ремни-застежки с пряжками. Как и с паховой панелью я их пришивал, но можно посадить и на заклепки. Если ремней нет то из можно сшить самостоятельно из двух сложены вместе кожаных лент.
15. Кожаный доспех готов и в принципе он уже самодостаточен, но бывает так, что из-за нехватки материала вам не удалось набрать желаемую толщину. Вам кажется, что доспех не достаточно толстый, или изначально боялись что будет низкая подвижность и получилось тонковато? Не беда! Усильте доспех стальными пластинами. Оптимально брать узкие пластины шириной до 10 см и длинной в районе 20 см. Крепить их нужно изнутри, на заклепки. Причем не нужно ни какого нахлеста, скажу больше нужен зазор между ними в 1-2 см. Можно крепить как по середине по 2-3 заклепки на пластину (для узких пластин этого достаточно) так и по углам. Я усиливал пузо – ряд вертикально уложенных узких пластин на пузо и одна более широкая горизонтально в область сердца. На спине поставил ряд горизонтальных узких пластин вдоль позвоночника.

Читайте также:  Картина из кожи сакуры своими руками

Чем хорош этот тип доспеха так это его доступностью и надежностью. Его не нужно рихтовать, полировать и красить. Он отлично амортизирует удар. Мой доспех шился из обрезков очень тонкой и мягкой кожи козы, я набрал пакет 5-7 мм и с усилением металлом он весит достаточно скромно.

Источник

Ðàáîòà èòàëüÿíñêîãî èñòîðèêà Êàðëî Ãèíçáóðãà ïîä íàçâàíèåì «Ñûð è ÷åðâè. Êàðòèíà ìèðà îäíîãî ìåëüíèêà, æèâøåãî â XVI â.» óâèäåëà ñâåò â 1976 ãîäó è ïðîèçâåëà íàñòîÿùóþ ðåâîëþöèþ â èñòîðè÷åñêîé íàóêå. Èñòîðèê, ïîäîáíî ñëåäîâàòåëþ èëè äåòåêòèâó, äåòàëüíî èçó÷èë ìàòåðèàëû èíêâèçèöèîííîãî ñóäà ïî äåëó åðåòèêà Äîìåíèêî Ñêàíäåëëà ïî ïðîçâèùó «Ìåíîêêèî». Ðàññêàçû îáû÷íîãî ìåëüíèêà ñ íåîáû÷íûìè óâëå÷åíèÿìè ðèñóþò ëþáîïûòíåéøóþ êàðòèíó ìèðà íèçîâ ïîçäíåñðåäíåâåêîâîãî îáùåñòâà.

Ñûð è ÷åðâè Ëèãà èñòîðèêîâ, Ñðåäíåâåêîâüå, 16 âåê, Èòàëèÿ, Åðåñü, Èíêâèçèöèÿ, Äëèííîïîñò

Ðåãèîí Ôðèóëè-Âåíåöèÿ-Äæóëèÿ íà êàðòå è òèïè÷íûé ïåéçàæ ýòîãî óãîëêà Èòàëèè

Ñ íà÷àëà 60-õ ãã. Ãèíçáóðã ïðèñòóïèë ê ðàáîòå íàä áîëüøèì ìàññèâîì äîêóìåíòîâ âòîðîé ïîëîâèíû XVI — ïåðâîé ïîëîâèíû XVII â., ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé ìàòåðèàëû èíêâèçèöèîííûõ ïðîöåññîâ íàä ëþäüìè, îáâèíÿåìûìè â åðåñè èëè â ñâÿçÿõ ñ íå÷èñòîé ñèëîé. Ñòîèò îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî èçó÷àåìûå Ãèíçáóðãîì ïðîöåññû èìåëè ìåñòî íà ñåâåðî-âîñòîêå Èòàëèè, âî Ôðèóëè, ãîðèñòîé îáëàñòè, ãäå âñòðå÷àëèñü ðîìàíñêèå, ãåðìàíñêèå è ñëàâÿíñêèå îáû÷àè íàðîäíîé æèçíè è âåðîâàíèÿ, êîòîðûå â åå ïðåäåëàõ, íà ïåðèôåðèè òîãäàøíåãî õðèñòèàíñêîãî ìèðà, íå â ïîëíîé ìåðå áûëè óòðà÷åíû ïîä âîçäåéñòâèåì îôèöèàëüíîé ðåëèãèè è âûñîêîé êóëüòóðû. Äîêóìåíòû ïðîöåññîâ ïðîòèâ Ìåíîêêèî ñîäåðæàòñÿ â àðõèâå àðõèåïèñêîïñêîé êóðèè â Óäèíå: Anno integro 1583 à ï. 107 usque ad 128 incl., proc. n. 126; Anno integro 1596 à ï. 291 usque ad 306 incl., proc. n. 285.

Ìåíîêêèî ìîã ñòàòü òåì, êåì îí ñòàë, áëàãîäàðÿ äâóì âåëèêèì èñòîðè÷åñêèì ñîáûòèÿì: èçîáðåòåíèþ êíèãîïå÷àòàíèÿ è Ðåôîðìàöèè. Êíèãîïå÷àòàíèå äàëî åìó âîçìîæíîñòü ñîïîñòàâèòü êíèæíîå çíàíèå ñ òîé óñòíîé êóëüòóðîé, êîòîðîé îí îáëàäàë ïî ïðàâó ðîæäåíèÿ, è îíî æå äàëî åìó ñëîâà, ÷òîáû îáëå÷ü â íèõ åãî íåìûå ìûñëè è îáðàçû. Ðåôîðìàöèÿ äàëà åìó ìóæåñòâî, íåîáõîäèìîå, ÷òîáû çàÿâèòü î ñâîèõ óáåæäåíèÿõ äåðåâåíñêîìó ñâÿùåííèêó, îäíîñåëü÷àíàì, èíêâèçèòîðàì — îí ìå÷òàë î òîì, ÷òîáû áðîñèòü èõ â ëèöî ïàïå, êàðäèíàëàì, ñèëüíûì ìèðà ñåãî, íî òàêîé âîçìîæíîñòè ó íåãî íå áûëî. Íàñòàë êîíåö ìîíîïîëèè ó÷åíûõ íà ïèñüìåííóþ êóëüòóðó è ìîíîïîëèè êëèðèêîâ íà îáñóæäåíèå ðåëèãèîçíûõ âîïðîñî⠗ ýòîò èñòîðè÷åñêèé ïåðåëîì ïîðîäèë ñîâåðøåííî íîâóþ è âçðûâîîïàñíóþ ñèòóàöèþ.

Ñûð è ÷åðâè Ëèãà èñòîðèêîâ, Ñðåäíåâåêîâüå, 16 âåê, Èòàëèÿ, Åðåñü, Èíêâèçèöèÿ, Äëèííîïîñò

Åãî çâàëè Äîìåíèêî Ñêàíäåëëà, ïðîçûâàëñÿ îí Ìåíîêêèî. Ðîäèëñÿ â 1532 ãîäó (âî âðåìÿ ïðîöåññà îí íàçûâàë ñâîé âîçðàñò — ïÿòüäåñÿò äâà ãîäà) â Ìîíòåðåàëå, íåáîëüøîì ñåëåíèè íà ôðèóëüñêèõ õîëìàõ, â 25 êèëîìåòðàõ ê ñåâåðó îò Ïîðäåíîíå, ó ñàìîãî âçãîðüÿ. Çäåñü æå è æèë âñå âðåìÿ, êðîìå äâóõ ëåò (1564–1565) èçãíàíèÿ, ê êîòîðîìó åãî ïðèãîâîðèëè çà ó÷àñòèå â ïîòàñîâêå — èõ îí òîæå ïðîâåë íåïîäàëåêó, â Àðáå è â êàêîì-òî åùå ìåñòå÷êå Êàðíèè. Áûë æåíàò è èìåë ñåìåðûõ äåòåé; åùå ÷åòâåðî óìåðëè. Êàíîíèêó Äæàìáàòòèñòå Ìàðî, ãåíåðàëüíîìó âèêàðèþ èíêâèçèòîðà Àêâèëåè è Êîíêîðäèè, îí çàÿâëÿë, ÷òî çàíÿòèå åãî áûëî «ïëîòíèöêîå, ñòîëÿðíîå, âûêëàäûâàòü ñòåíû è âñÿêîå äðóãîå ìàñòåðñòâî». Íî â îñíîâíîì îí áûë ìåëüíèê è îäåâàëñÿ êàê ìåëüíèê: áåëûå øåðñòÿíûå ðóáàøêà, íàêèäêà è êîëïàê. Òàê, îäåòûé â áåëîå, îí è ïðèñóòñòâîâàë íà ñâîåì ïðîöåññå.

«ß — ïîñëåäíèé èç áåäíÿêîâ», — ãîâîðèë îí äâà ãîäà ñïóñòÿ. «ß àðåíäóþ äâå ìåëüíèöû è äâà ó÷àñòêà çåìëè, è ýòèì êîðìëþ ñâîå áåäíîå ñåìåéñòâî». Òóò íå îáîøëîñü áåç ñàìîïðèíèæåíèÿ. Ïóñòü äàæå çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü óðîæàÿ óõîäèëà íà àðåíäíóþ ïëàòó çà çåìëþ è ìåëüíèöû (îïëàòà, âèäèìî, îñóùåñòâëÿëàñü íàòóðîé), âñå æå îñòàòîê äîëæåí áûë áûòü íå òàê ìàë, è êîå-÷òî óäàâàëîñü îòêëàäûâàòü íà ÷åðíûé äåíü. Òàê, íàïðèìåð, êîãäà Ìåíîêêèî ïðèøëîñü ïåðåáðàòüñÿ â Àðáó, îí íåìåäëåííî àðåíäîâàë ìåëüíèöó è çäåñü. Êîãäà åãî äî÷ü Äæîâàííà âûøëà çàìóæ (ñïóñòÿ ìåñÿö ïîñëå ñìåðòè îòöà), òî ïîëó÷èëà â ïðèäàíîå 256 ëèð è 9 ñîëüäî: ñóììà íå îãðîìíàÿ, íî è íå ìèçåðíàÿ, â ñðàâíåíèè ñ îáû÷íûìè ðàçìåðàìè ïðèäàííûõ â ýòî âðåìÿ è â ýòîé ñðåäå.

Ñûð è ÷åðâè Ëèãà èñòîðèêîâ, Ñðåäíåâåêîâüå, 16 âåê, Èòàëèÿ, Åðåñü, Èíêâèçèöèÿ, Äëèííîïîñò

Òðè êðåñòüÿíèíà, ãðàâþðà À.Äþðåðà

 1581 ãîäó îí èñïîëíÿë äîëæíîñòü ïîäåñòà â ñâîåì ñåëåíèè è â ñåëåíèÿõ ïî ñîñåäñòâó (Ãàéî, Ãðèööî, Ñàí Ëîíàðäî, Ñàí Ìàðòèíî), èçâåñòíî òàêæå (õîòÿ òî÷íîé äàòû ìû íå çíàåì) î åãî ïðåáûâàíèè â äîëæíîñòè «êàìåðàðèÿ», ò.å. ñòàðîñòû öåðêîâíîãî ïðèõîäà Ìîíòåðåàëå. Âîçìîæíî, ÷òî è çäåñü, êàê ïî÷òè ïîâñåìåñòíî âî Ôðèóëè, ñòàðàÿ ñèñòåìà ðîòàöèè òàêèõ äîëæíîñòåé áûëà óæå âûòåñíåíà èçáèðàòåëüíîé ñèñòåìîé.  òàêîì ñëó÷àå óìåíèå Ìåíîêêèî «÷èòàòü, ïèñàòü è ñêëàäûâàòü ÷èñëà» íàâåðíÿêà ïðèíèìàëîñü âî âíèìàíèå. Êàìåðàðèÿìè, êàê ïðàâèëî, èçáèðàëèñü òå, êòî ïîëó÷èë õîòü êàêîå-òî îáðàçîâàíèå. Òàêèå øêîëû, ãäå ìîæíî áûëî ïî÷åðïíóòü äàæå íà÷àòêè ëàòûíè, èìåëèñü â Àâèàíî è â Ïîðäåíîíå; îäíó èç íèõ, âîçìîæíî, ïîñåùàë Ìåíîêêèî.

28 ñåíòÿáðÿ 1583 ãîäà íà Ìåíîêêèî ïîñòóïèë äîíîñ â ñâÿòóþ èíêâèçèöèþ. Åìó âìåíÿëèñü â âèíó «áåçáîæíûå è åðåòè÷åñêèå» ðå÷è îá Èèñóñå Õðèñòå. Ðå÷ü øëà íå îá åäèíè÷íîì ñëó÷àå: Ìåíîêêèî ñâîè ìíåíèÿ îáîñíîâûâàë è ñòðåìèëñÿ ðàñïðîñòðàíÿòü («praedicare et dogmatizzare eribescit»). Ýòî åùå áîëüøå îñëîæíÿëî åãî ïîëîæåíèå.

«Îí òî è äåëî ñïîðèò ñ êåì-íèáóäü î âåðå è äàæå ñî ñâÿùåííèêîì», — ñîîáùàë ãåíåðàëüíîìó âèêàðèþ Ôðàí÷åñêî Ôàññåòà. Ïî ñëîâàì äðóãîãî ñâèäåòåëÿ, Äîìåíèêî Ìåëüêèîðè, «îí ñïîðèò òî ñ îäíèì, òî ñ äðóãèì, è êîãäà õîòåë ñïîðèòü ñî ìíîé, ÿ åìó ñêàçàë: ÿ ñàïîæíèê, òû ìåëüíèê è ÷åëîâåê íåó÷åíûé, ÷òî òû ìîæåøü îá ýòîì çíàòü?» Ïðåäìåòû âåðû âîçâûøåíû è òðóäíû, ãîâîðèòü î íèõ — íå äåëî ñàïîæíèêîâ è ìåëüíèêîâ; äëÿ ýòîãî òðåáóåòñÿ ó÷åíîñòü, à ó÷åíîñòü — ýòî ïðèâèëåãèÿ êëèðèêîâ. Íî Ìåíîêêèî íå âåðèë, ÷òî öåðêîâü âåäîìà äóõîì ñâÿòûì, îí ïîâòîðÿë: «Ïîïû âñå ïîä ñåáÿ ïîäìÿëè, âñå ñåáå çàõâàòèëè, ÷òîáû ñëàäêî åñòü è ìÿãêî ñïàòü». Î ñåáå îí ãîâîðèë: «Áîãà ÿ çíàþ ëó÷øå, ÷åì îíè». Êîãäà ïðèõîäñêîé ñâÿùåííèê, îáúÿâèâ åìó, ÷òî «âñå åãî ïðè÷óäû — ÷èñòåéøàÿ åðåñü», îòâåë åãî â Êîíêîðäèþ ê ãåíåðàëüíîìó âèêàðèþ, ÷òîáû òîò íàïðàâèë åãî íà ïóòü èñòèííûé, Ìåíîêêèî ïîîáåùàë èñïðàâèòüñÿ — è òóò æå ïðèíÿëñÿ çà ñâîå. Îí ãîâîðèë î Áîãå íà ïëîùàäè, â òðàêòèðå, ïî äîðîãå â Ãðèööî èëè â Äàâèàíî, âîçâðàùàÿñü äîìîé ñ ãîð: «îí âñÿêîìó, ñ êåì çàãîâîðèò, — ñîîáùàë Äæóëèàíî Ñòåôàíóò, — ââåðíåò ÷òî-íèáóäü î Áîãå è âñåãäà ïðèáàâèò êàêóþ-íèáóäü íå÷åñòèâîñòü; è íèêîãî íå ñëóøàåò, à âñå ñïîðèò è êðè÷èò».

Читайте также:  Почему трескается кожа ладоней рук

Ñûð è ÷åðâè Ëèãà èñòîðèêîâ, Ñðåäíåâåêîâüå, 16 âåê, Èòàëèÿ, Åðåñü, Èíêâèçèöèÿ, Äëèííîïîñò

Èç ìàòåðèàëîâ ñëåäñòâèÿ íåëåãêî ñîñòàâèòü ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàêîé îòêëèê âñòðå÷àëè ñëîâà Ìåíîêêèî ó îäíîñåëü÷àí: íèêòî, ðàçóìååòñÿ, íå îáúÿâëÿë, ÷òî îòíîñèòñÿ ñ îäîáðåíèåì ê ðå÷àì ïîäîçðåâàåìîãî â åðåñè. Ìíîãèå òîðîïèëèñü ïîäåëèòüñÿ ñ ãåíåðàëüíûì âèêàðèåì, êîòîðûé âåë ñëåäñòâèå, ñâîèì íåãîäîâàíèåì. «Ïîñëóøàé, Ìåíîêêèî, ðàäè Áîãà, îñòàâü ýòè ðå÷è», — òàê óâåùåâàë åãî Äîìåíèêî Ìåëüêèîðè. À âîò ÷òî ãîâîðèò Äæóëèàíî Ñòåôàíóò: «ß íå ðàç åìó òâåðäèë, êîãäà, íàïðèìåð, íàì ñëó÷àëîñü âìåñòå èäòè â Ãðèööî, ÷òî õîòÿ îí ìíå êàê áðàò, íî åãî ñëîâà î âåðå ìíå íå ïî ñåðäöó, è â ýòîì äåëå ìû ñ íèì âðîçü, è ïóñòü ìåíÿ ñòî ðàç óáüþò è ïîòîì âåðíóò ê æèçíè, ÿ âñå ðàâíî çà âåðó ãîëîâû íå ïîæàëåþ». Ñâÿùåííèê Àíäðåà Áèîíèìà ïðåäóïðåæäàë Ìåíîêêèî, ÷òî äîáðîì òîò íå êîí÷èò: «Ëó÷øå áû òåáå ïîìîë÷àòü, Äîìåíèêî, êàê áû íå ïðèøëîñü ïîòîì êàÿòüñÿ». Åùå îäèí ñâèäåòåëü, Äæîâàííè Ïîâîëåäî, îáðàùàÿñü ê ãåíåðàëüíîìó âèêàðèþ, äàæå äàë èäåÿì Ìåíîêêèî îïðåäåëåíèå, ïóñòü è íåñêîëüêî ðàñïëûâ÷àòîå: «Ó íåãî äóðíàÿ ñëàâà, ãîâîðÿò, ÷òî îí èç ïîñëåäûøåé Ëþòåðà».

Ìåíîêêèî íå ïðèçíàâàë çà öåðêîâíîé èåðàðõèåé íèêàêîãî àâòîðèòåòà â âîïðîñàõ âåðû. «Îõ, óæ ýòè ïàïû, ïðåëàòû, ïîïû! Îí ãîâîðèë ýòî ñ èçäåâêîé, ïîòîìó ÷òî íå âåðèë èì», — ýòî ñâèäåòåëüñòâî Äîìåíèêî Ìåëüêèîðè. Ïðîïîâåäóÿ äåíü çà äíåì íà óëèöàõ è â òðàêòèðàõ, Ìåíîêêèî íå ìîã íå ïîäðûâàòü àâòîðèòåò ïðèõîäñêîãî ñâÿùåííèêà. Íî î ÷åì â êîíöå êîíöîâ áûëè åãî ðå÷è?

Íà÷íåì ñ òîãî, ÷òî îí íå òîëüêî áîãîõóëüñòâîâàë «áåç âñÿêîãî óäåðæó», íî óòâåðæäàë, ÷òî áîãîõóëüñòâî — íå ãðåõ (êàê óòî÷íÿåò äðóãîé ñâèäåòåëü, ýòî íå ãðåõ â îòíîøåíèè ñâÿòûõ, íî ãðåõ â îòíîøåíèè Áîãà), äîáàâëÿÿ íå áåç ñàðêàçìà: «ó êàæäîãî ñâîå ðåìåñëî — êòî ïàøåò, êòî ñååò, à êòî Áîãà õóëèò». Äàëåå, îí âûñòóïàë ñ âåñüìà ñòðàííûìè óòâåðæäåíèÿìè, êîòîðûå åãî îäíîñåëü÷àíå äîâîäèëè äî ñâåäåíèÿ ãåíåðàëüíîãî âèêàðèÿ â âèäå åùå áîëåå òóìàííîì. Ê ïðèìåðó: «âîçäóõ — ýòî Áîã, à çåìëÿ — íàøà ìàòåðü»; «÷òî, ïî-âàøåìó, Áîã? Áî㠗 ýòî ìàëîå äóíîâåíèå è âñå òî, ÷òî ëþäè âîîáðàæàþò»; «âñå, ÷òî ìû âèäèì, — ýòî Áîã, è ìû òîæå áîãè»; «íåáî, çåìëÿ, ìîðå, âîçäóõ, áåçäíà è àä — âñå ýòî Áîã»; «çðÿ âû äóìàåòå, ÷òî Èèñóñ Õðèñòîñ ðîäèëñÿ îò äåâû Ìàðèè; òàêîãî áûòü íå ìîæåò, ÷òî îíà åãî ðîäèëà è îñòàëàñü íåïîðî÷íîé: òóò íå îáîøëîñü áåç êàêîãî-íèáóäü äîáðîãî ìîëîäöà». Íàêîíåö, îí ãîâîðèë, ÷òî ó íåãî åñòü çàïðåùåííûå êíèãè è, â ÷àñòíîñòè, Áèáëèÿ íà íàðîäíîì ÿçûêå: «âñåãäà îí ñïîðèò òî ñ òåì, òî ñ äðóãèì, è ó íåãî åñòü Áèáëèÿ íà íàøåì ÿçûêå, è îí âñå èç íåå áåðåò, è ñáèòü åãî ñ òî÷êè íèêàê íåëüçÿ».

Ïîêà åùå øåë ñáîð ñâèäåòåëüñòâ, Ìåíîêêèî ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî äåëî íåëàäíî. Îí îòïðàâèëñÿ â Ïîëü÷åíèãî ê Äæîâàííè Äàíèýëå Ìåëüêèîðè, ìåñòíîìó âèêàðèþ è ñâîåìó äðóãó ñ äåòñòâà. Òîò ïîñîâåòîâàë åìó ñàìîìó ÿâèòüñÿ â èíêâèçèöèþ èëè, âî âñÿêîì ñëó÷àå, ÿâèòüñÿ òóäà ïî ïåðâîìó òðåáîâàíèþ. Åùå îí åìó ïîñîâåòîâàë «ïîä÷èíÿòüñÿ âñåìó, ÷òî òåáå ñêàæóò, ãîâîðèòü ïîìåíüøå è îñîáåííî íè î ÷åì íå ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ, òîëüêî îòâå÷àòü íà âîïðîñû, êîòîðûå áóäóò çàäàâàòüñÿ».

Ñûð è ÷åðâè Ëèãà èñòîðèêîâ, Ñðåäíåâåêîâüå, 16 âåê, Èòàëèÿ, Åðåñü, Èíêâèçèöèÿ, Äëèííîïîñò

Àëåññàíäðî Ïîëèêðåòî, áûâøèé àäâîêàò, êîòîðîãî Ìåíîêêèî ñëó÷àéíî âñòðåòèë â äîìå ñâîåãî äðóãà, ëåñîòîðãîâöà, ñîâåòîâàë åìó ïî äîáðîé âîëå ïðåäñòàòü ïåðåä ñóäüÿìè è ïðèçíàòü ñåáÿ âèíîâíûì, íî çàÿâèòü ïðè ýòîì, ÷òî ñàì íèêîãäà íå âåðèë ñîáñòâåííûì åðåòè÷åñêèì óòâåðæäåíèÿì. Ìåíîêêèî îòïðàâèëñÿ â Ìàíèàãî ïî âûçîâó öåðêîâíîãî ñóäà. Íî äíåì ïîçæå, 4 ôåâðàëÿ, îçíàêîìèâøèñü ñ ìàòåðèàëàìè ñëåäñòâèÿ, èíêâèçèòîð, ôðàíöèñêàíñêèé ìîíàõ Ôåëè÷å äà Ìîíòåôàëüêî, ðàñïîðÿäèëñÿ âçÿòü åãî ïîä ñòðàæó è «â îêîâàõ» ïðåïðîâîäèòü â òþðüìó èíêâèçèöèè â Êîíêîðäèè. 7 ôåâðàëÿ 1584 ãîäà Ìåíîêêèî áûë ïîäâåðãíóò ïåðâîìó äîïðîñó.

Íå ñ÷èòàÿñü ñ ïîëó÷åííûìè ñîâåòàìè, îí ñðàçó ïðîÿâèë çíà÷èòåëüíóþ ñëîâîîõîòëèâîñòü. Ïðè ýòîì, îäíàêî, îí ïîïûòàëñÿ íåñêîëüêî ñìÿã÷èòü òó íåáëàãîïðèÿòíóþ êàðòèíó, êîòîðóþ ñîçäàâàëè ïîêàçàíèÿ ñâèäåòåëåé. À åðåòè÷åñêîå ñîäåðæàíèå åãî ïðîïîâåäåé âûñòóïèëî âî âñåé î÷åâèäíîñòè, êîãäà Ìåíîêêèî èçëîæèë ñóäüÿì ñâîþ äèêîâèííóþ êîñìîãîíèþ, î êîòîðîé äî òåõ ïîð îíè èìåëè ïðåäñòàâëåíèå ëèøü ïî ïîêàçàíèÿì ñâèäåòåëåé.

«ß ãîâîðèë, ÷òî ìûñëþ è äóìàþ òàê: ñíà÷àëà âñå áûëî õàîñîì, è çåìëÿ, è âîçäóõ, è âîäà, è îãîíü — âñå âïåðåìåæêó. È âñå ýòî ñáèëîñü â îäèí êîìîê, êàê ñûð â ìîëîêå, è â íåì âîçíèêëè ÷åðâè è ýòè ÷åðâè áûëè àíãåëû. È ïî âîëå ñâÿòåéøåãî âëàäûêè òàê âîçíèêëè Áîã è àíãåëû; ñðåäè àíãåëîâ áûë òàêæå Áîã, âîçíèêøèé âìåñòå ñ íèìè èç òîãî æå êîìêà; îí ñòàë ãîñïîäîì è ó íåãî áûëî ÷åòûðå êàïèòàíà, Ëþöèôåð, Ìèõàèë, Ãàâðèèë è Ðàôàèë. Ýòîò Ëþöèôåð çàõîòåë ñòàòü ãîñïîäîì ïîäîáíî òîìó âëàäûêå, êîòîðûé áûë öàðåì è Áîãîì, è çà åãî ãîðäûíþ Áîã ïðîãíàë åãî ñ íåáà ñî âñåìè åãî ïðèñíûìè è ïðèñïåøíèêàìè. È Áîã çàòåì ñîçäàë Àäàìà è Åâó è ìíîãî äðóãèõ ëþäåé, ÷òîáû çàïîëíèòü ìåñòà èçãíàííûõ àíãåëîâ. Íî âñå îíè íå èñïîëíÿëè åãî çàïîâåäåé, è òîãäà Áîã ïîñëàë ê íèì ñâîåãî ñûíà, è åâðåè åãî ñõâàòèëè, è îí áûë ðàñïÿò».

Ñûð è ÷åðâè Ëèãà èñòîðèêîâ, Ñðåäíåâåêîâüå, 16 âåê, Èòàëèÿ, Åðåñü, Èíêâèçèöèÿ, Äëèííîïîñò

È äîáàâèë: «ß íèêîãäà íå ãîâîðèë, ÷òî åãî ïîâåñèëè êàê ñêîòà» (ýòî áûëî îäíî èç îáâèíåíèé: âïîñëåäñòâèè Ìåíîêêèî ïðèçíàë, ÷òî, âîçìîæíî, ÷òî-òî â ýòîì ðîäå è ãîâîðèë).

Áûëà âîçìîæíîñòü çàíåñòè èäåè Ìåíîêêèî, è â ÷àñòíîñòè, åãî êîñìîãîíèþ (ñûð, ìîëîêî, ÷åðâè-àíãåëû, Áîã-àíãåë, âîçíèêøèé èç õàîñà), â ðàçðÿä íå÷åñòèâûõ, íî â ñóùíîñòè áåçîáèäíûõ ÷óäà÷åñòâ, íî ýòîé âîçìîæíîñòüþ íå âîñïîëüçîâàëèñü. Âåê èëè ïîëòîðà âåêà ñïóñòÿ Ìåíîêêèî ñêîðåå âñåãî îêàçàëñÿ áû â ñóìàñøåäøåì äîìå ñ äèàãíîçîì «ðåëèãèîçíûé áðåä». Íî â ðàçãàðå Êîíòððåôîðìàöèè ñïîñîáû èçîëÿöèè áûëè äðóãèìè è ñâîäèëèñü â îñíîâíîì ê ðàñïîçíàâàíèþ è ïîäàâëåíèþ åðåñè.

Îñòàâèì íà âðåìÿ êîñìîãîíèþ Ìåíîêêèî è ïðîñëåäèì çà õîäîì ïðîöåññà. Êîãäà Ìåíîêêèî îêàçàëñÿ â òþðüìå, Çàííóòî, åãî ñûí, ïðèëîæèë íåìàëî ñòàðàíèé, ÷òîáû îáëåã÷èòü åãî ïîëîæåíèå: îí çàðó÷èëñÿ óñëóãàìè ñòðÿï÷åãî, íåêîåãî Òðàïïîëû èç Ïîðòîãðóàðî, ñúåçäèë â Ñåððàâàëëå è ãîâîðèë ñ èíêâèçèòîðîì, äîáèëñÿ îò êîììóíû Ìîíòåðåàëå ïðîøåíèÿ â ïîëüçó Ìåíîêêèî, êîòîðîå ïîñëàë ñòðÿï÷åìó, îáåùàÿ, åñëè ïîòðåáóåòñÿ, ðàçäîáûòü è äðóãèå ñâèäåòåëüñòâà äîáðîíðàâèÿ îáâèíÿåìîãî.

Ñûð è ÷åðâè Ëèãà èñòîðèêîâ, Ñðåäíåâåêîâüå, 16 âåê, Èòàëèÿ, Åðåñü, Èíêâèçèöèÿ, Äëèííîïîñò

 êîíöå àïðåëÿ â õîä ïðîöåññà âìåøàëîñü íåîæèäàííîå îáñòîÿòåëüñòâî. Âåíåöèàíñêèå âëàñòè óêàçàëè ôðà Ôåëè÷å äà Ìîíòåôàëüêî, èíêâèçèòîðó Àêâèëåè è Êîíêîðäèè, íà íåîáõîäèìîñòü ñëåäîâàòü äåéñòâóþùåìó íà òåððèòîðèè ðåñïóáëèêè ïîðÿäêó, ñîãëàñíî êîòîðîìó â èíêâèçèöèîííîì ïðîöåññå äîëæåí ïðèíèìàòü ó÷àñòèå íàðÿäó ñ öåðêîâíûìè ñóäüÿìè òàêæå è ïðåäñòàâèòåëü ñâåòñêîé ìàãèñòðàòóðû. Ìåíîêêèî áûë ïðåïðîâîæäåí â Ïîðòîãðóàðî, âî äâîðåö ïîäåñòà, ãäå åìó ïðåäëîæèëè ïîäòâåðäèòü ïîëó÷åííûå îò íåãî ðàíåå ïîêàçàíèÿ.

 ïðèñóòñòâèè ïîäåñòà Ïîðòîãðóàðî è èíêâèçèòîðà Àêâèëåè è Êîíêîðäèè Ìåíîêêèî ïîäòâåðäèë ýòî ïîêàçàíèå: «Ýòî ïðàâäà, ÿ ãîâîðèë, ÷òî êàáû íå áîÿçíü ñóäà, ÿ áû ñêàçàë òàêîå, ÷òî âñåõ áû ïðèâåë â óäèâëåíèå; è åùå ÿ ãîâîðèë, ÷òî, äîâåäèñü ìíå ïîâèäàòü ïàïó èëè êîðîëÿ èëè êíÿçÿ, ÿ áû ìíîãî ÷åãî ñêàçàë, è ïóñòü ìåíÿ ïîòîì õîòü ðàñêàçíÿò, ìíå ýòî áåçðàçëè÷íî». Òîãäà åìó ïðåäëîæèëè ãîâîðèòü ñâîáîäíî, è Ìåíîêêèî îòáðîñèë âñÿêóþ îñòîðîæíîñòü. Ýòî áûëî 28 àïðåëÿ…

ïðîäîëæèì ñëåäèòü çà ñóäüáîé çëîñ÷àñòíîãî ìåëüíèêà â ñëåäóþùåé ÷àñòè.

Источник