Давление по коже своими руками
Сшитой на заказ или своими руками одеждой из кожи, кожаными сумками, обувью и другими аксессуарами из этого приятного к телу натурального материала на сегодняшний день никого уже не удивишь. Однако обработка вещей и аксессуаров в технике тиснение может сделать вещь оригинальной, именной. Вроде бы все просто, оформил кожу теснением и наслаждаешься результатом, но, к сожалению, подобная технология обработки кожаных предметов гардероба в домашних условиях до сих пор остается доступной немногим. В этой статье мы расскажем и покажем, как сделать самостоятельно качественное тиснение на натуральной коже быстро и просто в домашних условиях.
Итак, начнем с того, что техника теснения по коже подразделяется на следующие виды:
- Тиснение холодное или горячее
- Конгревное тиснение
- Тиснение вслепую
- Тиснение на коже фольгой
- Тиснение с использованием клише
Для тиснения кожи в домашних условиях обычно используют последний метод с клише. Набор с клише можно приобрести уже готовыми в специализированном магазине, сделать на заказ либо изготовить самому.
Тиснение по коже не назовешь простым в изготовлении видом хэндмейда, но объемные и цветные оттиски различных изображений и орнаментов заметно оживят и изменят до неузнаваемости скучные повседневные предметы гардероба. После того, как вы набьете руку в этом мастерстве, вы не только облагородите собственные вещи, обувь и аксессуары, но сможете изготовить оригинальные именные подарки для своих близких.
Одним из главных инструментов по изготовлению орнамента на коже является поворотный нож с насадками всевозможных размеров и форм. Наиглавнейшим инструментом для тиснения являются клише или, как их по-другому называют, штампы. Чтобы изображение с клише оттиснулось на коже, необходимо по нему ударить небольшим молотком. Четверку основных инструментов для тиснения закрывают разметчик и бевеллер – это специальный нож, которым срезают кромку кожи и ее истончения.
Кроме того, к инструментам для тиснения по коже можно отнести разнообразные трафареты с изображениями животных, растений, различных орнаментов.
Как сделать тиснение на коже в домашних условиях в мастер-классе
Если вы уже счастливый обладатель такого набора инструментов для тиснения, предлагаем вам ознакомиться с легким в изготовлении мастер классом по тиснению кожаных предметов.
Для работы понадобится:
- Отрезок кожи
- Набор инструментов для тиснения и клише
- Стилус
- Смоченная в воде губка
- Ножницы
- Из отрезка кожи вырезается деталь нужной формы и размера. Для этого лучше использовать ножницы достаточно тяжелого веса с острыми лезвиями, что позволит срезать кожу ровно. Изображения для тиснения нарисуйте на кожаной детали либо распечатайте готовое изображение на бумаге.
- Если вы хотите оформить деталь перфорацией, то нужно это делать сейчас до начала основной работы. Специальным дыроколом проделываются отверстия по контуру детали. Затем деталь тщательно смачивается водой при помощи губки. Для того, чтобы кожа размягчилась до рабочего состояния, на это потребуется не менее получаса времени.
- Пора приступать непосредственно к тиснению. Для этого под кожаную деталь подкладывается деревянная дощечка, чтобы не испортить поверхность стола или пола, на которых вы выполняете эти действия. Клише ставится перпендикулярно изделию, тиснение наносится кожу во время ударов молотков по клише. Мягкий вид кожи поддается с первого удара, для более жесткого типа потребуется несколько ударов по инструменту.
- Для нанесения на кожу плавных линий потребуется стилус. После того, как орнамент на коже закончен, изделие протирается водой и сушится в естественных условиях.
Изучаем тиснение по коже в сочетании рисунка и надписи
Первым этапом в изготовлении такого тиснения будет предварительное размягчение кожи губкой, смоченной в воде. Затем при помощи стилуса легкими надавливаниями наносится рисунок, в итоге у вас получится легкий оттиск на поверхности кожи.
Следующим этапом в тиснении подобного рода является вырезание специальным скальпелем по коже изображения. Вырезать нужно осторожно, в результате должны получиться срезы, одинаковые с обеих сторон.
Штампами с несколькими размерами головок при помощи молотка оформляются срезы и линии, дабы придать им эффект 3-d.
После того, как нужный объем достигнут, поворотный нож удаляет все изъяны на поверхности кожаного изделия, сглаживает все шероховатости. Специальной краской по коже оформляется изображение на тиснении.
Когда краска по коже полностью высохла, кожаное изделие тщательно полируется мягкой тряпочкой.
Видео по теме статьи
Предлагаем вашему вниманию небольшую видеоподборку. Приятного просмотра!
Источник
Вернуться к списку статей
Обработка шкур животных и их выделка является одним из древних ремесел. Но лишь спустя сотни лет мастера начали ставить клеймо на своих изделиях. Так появилось тиснение.
Сегодня ремесло достигло промышленных масштабов. Узоры выбиваются на специальных прессах. Клише (штампы с вырезанным рисунком, при надавливании на которые появляется узор) используются много лет подряд. Тиснятся куртки, ежедневники, сумки, ремни из искусственных и натуральных кож.
Тиснение в домашних условиях занимает много времени и выполняется только на натуральном сырье. Сложнее добиться ровности рисунка, качество работы напрямую зависит от опыта, знаний и умений мастера. Зато руками можно выполнить очень сложные рисунки и мотивы с мелкими деталями, разной фактурой. Работы получаются эксклюзивными.
Самостоятельно украсить тиснением можно обложку ежедневника, ремень, портмоне, брелок.
Как и где учиться тиснению на коже своими руками?
Пойти на специальные курсы в вашем городе (если такие есть) — самый быстрый и эффективный способ. Мастер поможет выбрать материалы, покажет техники, исправит ошибки во время проведения занятий, ответит на вопросы. Можно пройти платные курсы дистанционно.
Многие учатся по роликам в YouTube и мастер-классам в открытом доступе, общаются на форумах, но это сложнее, так как некому поправить и проконтролировать во время работы.
Какая кожа подходит для работы?
Для домашнего тиснения используется кожа растительного дубления. Материал эластичный и гибкий, поэтому тиснить его легко. Рельеф хорошо держится много лет. Из других преимуществ:
- натуральность;
- отсутствие химической обработки;
- мягкость изделий;
- красивые естественные светлые и бежевые оттенки;
- окрашивание экологически безопасными водными эмульсиями.
Толщина кожи
Выбор толщины зависит от способа ее обработки (горячее или холодное тиснение), а также планируемого готового изделия (ремень это будет или браслет).
Для холодного тиснения на коже (холодными штампами) можно брать материал толщиной от 0,8 мм и выше. Окончательный показатель зависит от свойств сырья держать форму и рельеф. Горячее (нагретыми штампами) делают на заготовках толщиной от 1,2-1,4 мм. Новичкам лучше начать с толстой кожи 2 — 2,4 мм.
Виды кожи для различных изделий:
- Чепрак – наиболее плотное и прочное сырье. Подходит для изготовления ремешков, ножен, чехлов и браслетов. Толщина – от 1 мм.
- Юфть – материал до 2 мм толщиной с высоким уровнем пластичности. Подходит для изготовления любых мелких аксессуаров.
- Краст – толстая плотная кожа с гладкой поверхностью и толщиной от 2 мм. Используется для кошельков, ключниц, портмоне и прочих аксессуаров.
Если сомневаетесь в выборе, можете спросить совет у продавца, у которого покупаете кожаное полотно.
Как подготовить кожу к тиснению?
- Сначала необходимо хорошо увлажнить материал. Отрезок помещают в емкость с водой и выдерживают там до тех пор, пока материал не напитается влагой. Ориентироваться можно на пузырьки: если они перестали появляться, значит, пора вынимать отрезок из воды. Время увлажнения зависит от толщины и вида кожи и варьируется от 10 до 30 минут. После намокания волокна размягчаются и легче поддаются обработке.
- Затем нужно дать коже немного просохнуть — она не должна быть слишком сухой или мокрой. Один из способов определить подходящую степень увлажнения – цвет материала. Он должен быть близким к первоначальному оттенку до замачивания.
- Правильно подготовленная основа позволяет наносить максимально четкие рисунки и штампы. С опытом мастер начинает определять идеальный уровень влажности визуально.
Инструменты для тиснения по коже своими руками
- Из основных:
- комплекты клише (штампов), которыми тиснятся рисунки и надписи;
- поворотный нож для очерчивания контуров — специальный нож со скошенным лезвием, который удобно “поворачивать” при рисовании изгибов, бывает разных форм и габаритов;
- молоток из нейлона (или подобного материала) — у него небольшая отдача при нанесении ударов, что не позволит повредить оттиски;
- стилусы из пластика либо дерева, с помощью которых можно выдавливать контуры узоров;
- маркеры с колесиками для разметки кожи, еще ими можно проводить рельефные линии на кожаном покрытии;
- комплекты надфилей — небольшие напильники для срезания очень маленького количества кожи (например, если нужно убрать выступы и неровности на краях изделий);
- гладкое древесное основание в качестве подложки;
- мягкая губка, которой можно смачивать и размягчать кожу прямо перед началом работы;
- костяная гладилка — для заглаживания кожные краев, перегибов, для разметки мест перегибов, изготавливается из верблюжьей кости;
- художественный резец (волосяной нож) — позволяет тиснить птичьи перья, шерсть животных и другие компоненты с малыми линиями, расположенными параллельно;
- набор кардин — инструмент похож на стилус с нестандартным наконечником (шпателеобразным, шарообразным прямоугольным или любым другим), используется при моделировании разных текстур, контуров, фона, “поднятия” рисунка.
К дополнительным инструментам относят устройства для заточки поворотных ножей, трафареты с узорами деревьев, птиц, орнаментами и символикой и другие.
Инструменты можно купить в специализированных магазинах, заказать изготовление у мастера или изготовить самостоятельно.
Виды тиснения
Перед тем, как делать тиснение на коже, мастер выбирает:
- метод обработки: горячий или холодный;
- технику: блинтовую (слепую), конгревную, с использованием фольги или без.
Холодное и горячее тиснение
При холодном методе изображение наносится на кожаную поверхность обычным ударом по клише. Метод подходит для тонкого и толстого сырья (последнее поддается чуть сложнее). Принцип работы простой, но нужно “наловчиться” с силой удара по клише. При слишком слабом оттиск будет чуть заметным, а при слишком сильном можно повредить тонкий материал. Рекомендуется начать тренировки с более толстой заготовкой.
При горячем методе предварительно нагревается клише. Под воздействием высокой температуры происходит прожигание верхних слоев кожи, изображение получается более ярким и долговечным. Метод не подходит для тонкого сырья до 1,2 мм (есть риск прожечь), но идеален для толстой кожи. При работе важно следить за уровнем нагрева клише: слишком высокая испортит структуру материала. Горячее метод дает самые оригинальные изделия, поскольку меняется не только рельеф, но и оттенки рисунков.
Для новичка проще начать с холодного: не нужно подбирать температуру и работать с раскаленными инструментами. Горячий метод начинающему дастся сложнее: придется экспериментировать и с температурой, и с силой надавливания, чтобы не прожечь кожу и получить однородный рисунок.
Блинтовое, конгревное, с фольгой и без
Наносить рельеф на кожаное покрытие можно различными техниками. Каждый требует определенных инструментов, навыков и знаний.
Готовый оттиск на поверхности кожаного изделия может быть выпуклым или вдавленным. Глубина полученного отпечатка с клише также различается в зависимости от дизайнерской задумки изготовителя. Мастера различают блинтовое тиснение на коже и конгревное. С фольгой и без.
Блинтовое (слепое) тиснение
Название от английского слова “blind” (переводится “слепой”). Слепое тиснение означает получение бесцветного изображения. Техника применяется, когда нужно получить вдавленный оттиск. Бывает холодной и горячей.
Выполняется с помощью клише: мастер помещает его на кажаную заготовку и бьет нейлоновым молотком перпендикулярно. От силы удара зависит глубина полученного оттиска. Особенно осторожно нужно тиснить рисунки с использованием наборных клише (т. е. отдельных штампов для создание цельной композиции, например, слова), так как все компоненты узора должны иметь одну глубину.
В домашних условиях тиснить блинтовым методом выполнить довольно просто. Главное, правильно выбрать и подготовить (увлажнить) основу. Хорошо смотрится на ежедневниках, ремнях, сумках, рюкзаках.
Конгревное тиснение
Название получило в честь английского изобретателя Уильяма Конгрева. Техника применяется, когда нужно получить выпуклое, объемное тиснение на коже. Бывает холодной и горячей.
В отличии от блинтовой техники кожаная заготовка здесь прессуется с двух сторон. С одной стороны — пуансоном (выпуклым штампом), с другой — матрицей (вогнутой конструкцией, повторяющей форму выпуклого пуансона). Заготовка помещается между этими двумя конструкциями и в результате получается выпуклый рисунок. Можно таким образом получать и вогнутые рисунки. Узнать конгревную технику можно по обороту тисненого изделия, на котором останется соответствующий вогнутый след.
Конгревный метод подходит только для тонкой и пластичной кожи. В домашних условиях его делают более опытным мастерам. Для этого потребуется изготовление или покупка матрицы.
Тиснение с помощью фольги
Позволяет получить цветной тисненый узор. Фолгу можно использовать в блинтовой и конгревной техниках, но только в их “горячем варианте” (холодное тиснение фольгой делается на специальном оборудовании и по другой технологии).
Используется только специальная термофольга для тиснения кожи. В продаже есть разные цвета от серебристой и золотой до синей, зеленой и красной. Обычная кухонная не подходит, так как пропечатывается не полностью и быстро слезает.
При блинтовом методе фольгу помещают между кожей и разогретым клише. То же самое при конгревном методе. Под воздействие температуры и давлением штампа (или пуансона) она переходит в сформировавшийся рельеф и схватывается вместе с поверхностью. Рельефная углубленность рисунка при использовании фольги обычно получается меньше, зато можно делать многоцветные сложные узоры.
Каталог кожи
Источник
В сегодняшнем мастер-классе я покажу, как придать дополнительный объем тисненному рисунку (процесс выдавливания рисунка).
Нам понадобится:
1. Кусок натуральной мягкой кожи КРС (крупнорогатого скота), изготовленной РМД (растительным методом дубления) толщиной 1,5-2 мм.
2. Кардины.
3. Герметик на водной основе.
Итак, начнем.
Тисним рисунок. Как это делается я уже показывал в предыдущем мастер классе, поэтому повторятся не буду. Посмотреть можно здесь>>>.
Переходим сразу к процессу придания дополнительного объема. Для этого будем выдавливать часть рисунка с о стороны бахтармы, что и придаст требуемый нам объем. Как это делается, покажу на примере верхней части пряжки для ремня.
Рисунок готов, за исключением некоторых дополнительных украшений, которые добавим в процессе выдавливания рисунка.
Для выдавливания рисунка используем различные кардины. В данном примере можно обойтись одной кардиной со среднего размера шариком.
Выдавливаем серединку цветка. Оттиск центра цветка сделайте как можно отчетливее, иначе при растягивании кожи, он становится менее отчетливым.
Для этого кардиной с шариком со стороны бахтармы выдавливаем по кругу центр. Делаем это навису. В одну руку берем кожу, другой рукой снизу, круговыми движениями кардиной, вытягиваем цветочный центр. Контролируем сверху, дабы не выйти за пределы центра.
Далее опускаем края вокруг центра. Для этого кладем заготовку на стол и со стороны лицевой части круговыми плавными движениями кардиной придавливаем кожу.
Прорезаем поворотным ножом линии, которые дополнительно украсят лепестки. Не делал это предварительно, чтобы не выходить за пределы выдавленного центра.
Придаем объем лепесткам. Для этого со стороны бахтармы от центра к краям вытягиваем кожу. Края лепестков в местах оттисков штампом не трогаем.
При вытягивании лепестков, центр поднимется. Ничего страшного в этом нет. После каждой операции надо будет поправлять предыдущее.
Поэтому проделываем предыдущее действие, поправляем центр.
Переходим к листкам, тисним их штампом, прорезаем линии для украшения.
Приподнимаем листки. Приподнимаем только серединку листка, края не трогаем.
Опускаем края листка в местах примыкания листка к лепестку.
Проделываем предыдущие операции, добиваемся, требуемого объема. Центр цветка в процессе опять приподнимется.
Чтобы окончательно зафиксировать центр цветка, подсушим рисунок феном. Для этого сушим феном, при этом проглаживаем центр кардиной по кругу со стороны лица. Кожа подсохнет, центр опустится и зафиксируется.
Даем коже высохнуть полностью. Далее герметиком на водной основе лопаткой заполняем пустоты, даем высохнуть.
Все, процесс придания объема закончен.
Я делал эту заготовку для пряжки ремня, поэтому вырезаю заготовку, приклеиваю к заранее изготовленной основе пряжки, крашу, обрабатываю урез, прошиваю. Получаем такой результат.
В более сложных рисунках потребуются большее количество инструмента. Кардины с разными наконечниками, круглогубцы плоскогубцы и прочее, но принцип выдавливания остается тот же. В этом рисунке, кроме кардин, использовал плоскогубцы небольшого размера, формовал пальцами. Совет: чтобы не портить кожу, обмотайте кончики плоскогубцев изолентой в несколько слоев.
Напоследок. Правильно выбирайте и готовьте кожу. Кожа должна быть очень мягкой, не толстой (оптимально1,5-1,8 мм), высоко пригодной для тиснения и формовки. Кожа должна быть слегка влажной, в том числе и бахтарма, именно влажной, а не мокрой. Хорошо увлажните кожу с вечера, положите в пакет. За ночь кожа «подойдет», утром можно формовать.
Заключительная часть.
Постарался как можно более подробно осветить процесс изготовления данного изделия. Если есть вопросы, пишите в комментариях или в сообщениях в моей мастерской. Постараюсь ответить на все ваши вопросы. Некоторые подробности обработки кожаных изделий можно посмотреть в моих предыдущих мастер-классах (процесс подготовки кожи к тиснению, обработка бахтармы, уреза, окраска, тиснение и так далее).
При перепечатывании данного мастер-класса, прошу давать ссылку на мою мастерскую.
Если понравилось, добавляйте меня в свой круг (колонка с левой стороны), дабы узнавать о новостях оперативно.
С уважением, Максим (novmanik).
Источник