Выжигание по коже своими руками чем
Рисунок, выполненный в технике выжигания, называется пирографией. Один из видов такого искусства — выжигание по коже. Этим способом можно украсить обычную поднадоевшую кожаную вещь и даже скрыть дефекты и въевшиеся пятна на сумке, куртке или другом изделии. Оригинальный подарок близкому человеку возможно сделать самостоятельно.
Как выбрать материал
Для работы в технике пирографии потребуется кожаная вещь или лоскут. В этом случае специалисты не рекомендуют экономить на материале, ведь на некачественной основе не удастся создать красивый рисунок. Сырье принято различать по нескольким параметрам — виду и возрасту животного, способу выделки и слоям. Наиболее часто для пошива одежды и галантереи используют шкуру крупного рогатого скота, а также козлиную и свиную.
Дубление кожи может быть нескольких видов:
- растительное;
- жировое;
- хромовое;
- таннидное;
- циркониевое;
- формальдегидное;
- сочетанное.
Для разных видов тиснения предпочтительнее будет кожа, дубленая растительным способом. Такое сырье отличается высокой плотностью и пластичностью, но при этом оно очень дорогое и требует специальной сложной обработки. Для выжигания вполне можно использовать материал хромового дубления.
По способу обработки поверхности принято различать:
- Гладкую кожу, с которой удалены все волосы. Этот вид отличается прочностью и сохраняет все свои качества после обработки.
- Шлифованную кожу — ее лицевая поверхность выравнивается с помощью абразивных веществ. Такая обработка устраняет разнообразные дефекты шкуры.
- Тисненую — с выдавленным на поверхности рисунком. Часто на таком материале воспроизводят узоры кожи рептилий. С помощью такой обработки тоже можно скрыть мелкие недостатки поверхности.
- Лакированную — при обработке такого сырья используются краски и лаки. На поверхность наносят тонким слоем синтетическое покрытие. Готовая лакированная кожа может быть окрашена в разные цвета.
- Краст — полуфабрикат без выделки поверхности.
- Спилок — внутренний слой толстой кожи, срезанный особым способом. На него могут наносить полимерные покрытия, которые по внешнему виду напоминают естественную поверхность материала.
Для выжигания нужно выбирать разновидности, на поверхности которых нет искусственных покрытий. Если начать работать на материале с полимерной пленкой, она тут же начнет плавиться и выделять резко пахнущие вредные для здоровья пары. Оптимальная разновидность — краст или шлифованная телячья кожа, свиная и овечья для выжигания не подходят.
Инструменты и приспособления
Специальных выжигателей для кожи еще не разработано, поэтому для работы используют приборы по дереву, выставляя более низкую мощность.
Существует несколько разновидностей таких выжигателей. Большая часть изготовлена по принципу обычного паяльника. На конце у них имеется игла из тугоплавкого материала, очень прочная и надежная. У таких паяльников нагревательные элементы выходят из строя крайне редко. К недостаткам такого прибора относится длительное время нагревания — около 5 минут. Кроме того, у него нет регулятора температуры.
Толщина линии зависит от того, насколько сильно и как долго производится давление иглой на кожу. С помощью такого прибора лучше всего выжигать крупные рисунки с минимальным количеством деталей.
Другая разновидность выжигателя оснащена проволочной насадкой. Ее используют для прорисовки наиболее тонких линий и мелких деталей. Проволока в таком приборе нагревается буквально за несколько секунд. У него имеется регулятор нагрева, поэтому наконечник можно лишь слегка нагреть или раскалить добела. Работать таким выжигателем очень легко и удобно.
Из недостатков можно отметить быстрый выход из строя самой петли, которую часто приходится менять. Чтобы заменить этот элемент в домашних условиях, потребуется перепайка.
Существует и еще один способ выжигания по коже своими руками — с помощью лазерного выжигателя. С его помощью можно нанести наиболее точный рисунок. Лазерный луч снимает с кожи самый тонкий слой, не причиняя основе вреда. Работа лазером проводится точками, поэтому бывает сложно создавать эффект полутеней.
Рекомендации для начинающих
Вне зависимости от того, на каком материале планируется работа, последовательность действий бывает примерно одинаковой. Мастер-класс выжигания по коже включает в себя несколько этапов:
- Подобрать красивый рисунок.
- Перенести его на кожу.
- Выжечь картинку прибором.
Найти подходящий эскиз можно в журнале, книге или скачать в интернете. Если есть художественные способности, можно придумать эскиз самостоятельно. Нанести рисунок на материал можно простым карандашом.
Для тех, кто не обладает навыками рисования, есть простой вариант создать эскиз. Для этого нужно найти рисунок и наложить поверх него полиэтиленовую пленку (можно взять новый прозрачный пакет). Рисунок обводится по контуру фломастером или гелевой ручкой. Далее пленка натягивается на кожаную вещь. Контуры рисунка продавливаются острой палочкой или шариковой ручкой. Далее пускается в ход прибор для выжигания.
После того как будет полностью освоена технология выжигания по коже, можно усложнить работу и добиться того, чтобы рисунок получился объемным. Для этого используются приемы из техники тиснения — на коже делаются небольшие надрезы. С помощью специальных штампов можно выдавливать детали рисунка или его общие контуры. Только после этого пускают в ход выжигатель. Начинать работу нужно с внешнего контура рисунка, затем постепенно перемещаться к центру.
Чтобы добиться разных оттенков цвета, меняют насадки на приборе и регулируют температуру. Перед тем как выжигать по коже, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию, так как натуральная кожа при работе издает крайне неприятный запах.
Заколка из кожи
Из плотного сырья можно создать оригинальную заколку в форме рыбки. Ее можно носить самой или изготовить в подарок. Для работы потребуется:
- небольшой лоскут светлой кожи;
- калька или полиэтиленовый пакет для создания эскиза;
- ножницы;
- маркер темного цвета;
- аппарат для выжигания;
- копировальная бумага.
Для начала потребуется найти подходящий рисунок. Это может быть рыбка, мелкая зверушка или птичка. Можно распечатать эскиз на принтере или нарисовать от руки. Готовый эскиз переводят на кальку или полиэтилен и вырезают шаблон по контуру.
Следующий этап — перенесение эскиза на кожу. Для этого прикладывают шаблон к материалу и обводят черным или коричневым маркером. Внутренние детали рисунка можно нарисовать от руки или перевести через копирку, подложив ее под шаблон и тщательно продавив ручкой или острой палочкой. Важно следить, чтобы рисунок не сместился в процессе копирования.
Выжигают рисунок, после чего дают ему немного остыть. Готовую картинку вырезают острыми ножницами, отступив от контура на несколько мм. Можно раскрасить поделку акрилом, маркером или фломастерами, покрыть лаком с блестками и пр.
Далее картинка приклеивается к кусочку толстой кожи, лучше контрастного цвета. Когда клей подсохнет, вырезают картинку по контуру. Можно обработать торцы поделки мелкой шкуркой. Чтобы сделать готовую заколку более темной, можно покрыть ее темным сапожным кремом с большим содержанием воска.
Готовую деталь можно прикрепить к стандартной основе для заколок, а можно пробить в ней 2 отверстия и вставить деревянную палочку. Вместо заколки можно сделать брошь, прикрепив сзади специальную булавку.
Источник
Когда я предпринимала свои первые скромные попытки выжигать, столкнулась с тем, что в интернете прискорбно мало информации о том, как именно это следует делать. Вот я и решила систематизировать и выложить результаты своих проб и ошибок. Надеюсь, кому-то они помогут сэкономить время и, может быть, заинтересовать еще не знакомых с этим видом творчества мастеров.
Итак, пирография — это рисунок, выполненный с помощью выжигания. Выжигать можно на дереве, коже, ткани, но мы остановимся именно на пирографии по коже.
Для начала необходимо выбрать подходящий материал. Здесь сэкономить не получится, ведь кожа — это основа, и на плохой, некачественной или просто неподходящей коже хорошего рисунка не выйдет.
Существует множество классификаций кожи в зависимости от вида животного, его возраста, способа обработки кожи, ее отделки и слоя. Я остановлюсь лишь на самых основных типах.
1. Кожу различают по способам дубления: дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.
Кожи растительного дубления обладают большой толщиной, плотностью и пластичностью. Обычно их используют для разнообразного тиснения. Для наших целей такие кожи использовать не очень рационально, это все равно, что стрелять из пушки по воробьям, ведь шкура дорогая, редко встречающаяся и требующая сложной дополнительной обработки (защиты от влаги и т.д.). Поэтому мы будем использовать кожи хромового и комбинированного дубления.
2. Еще одна классификация разделяет кожи по способам обработки лицевой поверхности.
- Гладкая кожа. Этот вид кожи получают из того слоя, с которого был удален волосяной покров. Данный вид кожи можно отнести к самому прочному, так как она сохраняет все свои первоначальные свойства.
- Шлифованная кожа. Внешняя поверхность кожи шлифуется абразивным методом, что позволяет скрывать естественные пороки и несовершенства шкур (шрамы и пр.)
- Тисненая кожа. Для сокрытия всевозможных дефектов кожи используют тиснение, часто копируя узоры редких видов кожи (крокодиловая, змеиная и др.) Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение.
- Спилок. Эту кожу получают при распиливании на две или более частей другой, более толстой кожи. Отсюда и название этой внутренней части кожи. Часто на спилок наносится искусственное полимерное «лицо», имитирующее естественную лицевую поверхность.
- Краст. Полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения (отсутствует поверхностная отделка) Имеет естественный рисунок лицевой поверхности. Отсутствие отделки поверхности позволяет избежать большинства пороков, связанных с отслоением «лица».
- Лакированная кожа. Данный эффект достигается путем прокраски шкур в разные цвета и нанесения на их поверхности тонких синтетических пленок под воздействием высоких температур.
Существует главный принцип, которым стоит руководствоваться при выборе кожи. Никаких искусственных «пленок», «поверхностей» и прочих синтетических смол! Стоит вам прикоснуться жалом выжигателя к такой коже, как все это начнет плавиться, вонять, выделять вредные вещества и портить жизнь. Лучше всего брать гладкую кожу или краст, можно шлифованную, она выйдет чуть дешевле.
3. Наиболее распространенные виды кожи — это свиная, овчина, козлиная и КРС (крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы).
Здесь выбор невелик, стоит брать только кожу крупного рогатого скота во всех вариациях (в зависимости от ваших целей, так телячья кожа более тонкая и эластичная, она довольно универсальна, а вот бычина, толщиной до 5 мм, подойдет разве что для ремней).
Остальные виды не подходят, овчина слишком мягкая, при выжигании она «поплывет», начнет сминаться в складки, а свиная кожа пористая и не слишком красивая.
Если не углубляться в дебри классификаций и терминов, то итог довольно прост. Придя в магазин, выбирайте кожу плотную (небольшой лоскуток должен не висеть тряпочкой, а держать форму; будет разница, как между листом бумаги для печати и бумажной салфеткой) и минимально обработанную.
Теперь надо определиться, чем именно мы будем выжигать. Специализированных пирографов, рассчитанных только на кожу нет. Используются выжигатели по дереву на более низких мощностях.
Существуют два вида выжигателей: «паяльникового» типа и с петлей накаливания.
Аппараты паяльникового типа обычно заканчиваются твердым тугоплавким наконечником. У них редко перегорают нагревательные элементы, и, чтобы сломать наконечник, нужно очень постараться. Потому они считаются более надежными и могут встретиться в наборах для детей. Однако, у них присутствует ряд своих недостатков. Прибор очень медленно нагревается (до 5 минут), отсутствует регулятор температуры нагрева жала. Толщина линии выжигания определяется временем и силой нажима. Такой аппарат подойдет для выжигания крупных и средних рисунков, с небольшим количеством мелких деталей.
Плюсов в пользу выжигателей с перьями из проволоки куда больше, их используют для самой тонкой и кропотливой работы. Нагрев и остывание прибора — это дело нескольких секунд. Температура накала проволоки на большинстве выжигателей регулируется, можно накалить проволоку добела, а можно и слегка нагреть. Работа над изделиями занимает в разы меньше времени и усилий. Но вот сама нихромовая петля периодически перегорает и требует замены. Причем в обычных, любительских моделях (Узор 1, Вязь, Этюд) замена петли накаливания производится перепайкой (в домашних условиях штатным или внештатным мужчиной от 12-ти и старше, владеющим паяльником). Перепайка петли производится тугоплавким припоем. Перепайка контактодержателя с петлей накаливания выполняется обычным припоем. Поэтому прибор стоит выбирать в зависимости от тех идей, которые вы намерены воплощать в жизнь. Дать характеристику каждому прибору отдельно я не могу, так как активно работала лишь с двумя из них: Узором и Вязью. На мой очень субъективный взгляд, хоть продавцы и уверяют в том, что их технические характеристики полностью аналогичны, Узор лучше. У него выше мощность, и он до сих пор работает.
Надеюсь, данный текст откроет для кого-то столь красивый и увлекательный вид хобби, как пирография.
Источник
В своём первом мастер-классе я хочу поделиться наработками по декорированию светлой неокрашенной кожи с помощью выжигательного аппарата. Определённый интерес эта техника может представлять для художников, так как в сочетании с росписью красками позволяет выполнять достаточно натуралистичные и эффектные изображения. Я в этой технике работаю давно, с её помощью выполняю как самостоятельные аксессуары и украшения, так и декоративные детали на дизайнерских сумках, адресных папках, ежедневниках.
Несмотря на кажущуюся сложность, я считаю технику выжигания по коже вполне доступной и для новичков.
Фигурки рыбок, на примере которых я покажу основные приёмы работы в этой технике, мы делали с моими воспитанницами — школьницами 5-6 классов. Каждая унесла с занятия чудесную рыбку собственного дизайна.
Предлагаю и вам попробовать себя в дизайне кожаных украшений — сделать свою фигурку и декорировать её выжиганием.
В моём случае — это этническая Рыбка (заколка для волос).
Но можно сделать в этой технике и брелок, и подвеску. Или просто талисман на удачу.
Именно Рыбку я рассматриваю потому, что недавно мы встетили весну под знаком Рыб. И у многих есть родные, друзья, родившиеся под этим знаком. Можно сделать им подарки.
Я использую для изготовления таких украшений обрезки плотной неокрашенной кожи. Можно использовать кожаные стельки. Важно, чтобы на коже не было краски, так как выжигатель краску будет плавить. Нужный эффект не будет достигнут.
Итак, начинаем с выбора формы, подбора рисунка для выжигания или создания собственного.
Желательно выбирать форму лаконичную — её проще будет вырезать. Можно просто вырезать выкройку — любую фигуру и вписать в неё рисунок. Но я предлагаю рассмотреть выполнение изделия фигурной формы.
Рыбы во все времена были популярны в творчестве людей, поэтому недостатка в источниках вдохновения, думаю, не возникнет. Я свою рыбку (вернее, парочку рыбок — чтобы весной им веселее плавалось) нарисовала сама. Но я полистала перед этим книжку с орнаментами Перу. Рыбки у меня получились слегка перуанские.
Когда нужный образец найден, форма определена, можно приступить к работе.
1. Рисуем или распечатываем картинку с рыбкой в натуральную величину.
2. Переводим рисунок на кальку. Если с одним шаблоном будем работать несколько раз, можно уплотнить его, наклеив кальку на лист тонкой бумаги (именно тонкой, так как предстоит передавливать изображение на кожу).
3. Вырезаем шаблон из кальки.
4. Смазываем шаблон клеем ПВА с изнаночной стороны.
Накладываем сверху шаблон на лист бумаги. Делаем это осторожно (калька под клеем может слегка размокнуть).
Разглаживаем шаблон от центра к краям.
Тряпочкой удаляем излишки клея (он может начать выступать по краям).
Даём подсохнуть и вырезаем шаблон из бумаги и кальки по контуру.
Теперь с ним будет удобно работать.
5. Размещаем шаблон на кусочке кожи или стельке.
Обводим маркером или фломастером (я люблю использовать коричневый маркер — под цвет выжигания).
Детали рыбки переводим на кожу с помощью копирки, разместив шаблон строго над контуром изображения — иначе рисунок может «съехать».
Можно для перевода русунка использовать твёрдый карандаш или шариковую ручку.
Нажимаем достаточно сильно. Следим, чтобы перевести все детали.
Убираем копирку.
Обводим след от копирки тем же маркером.
Если копирка старая или некачественная, то копировальный слой может не перейти на кожу, но оттиск от нажатия должен быть виден в любом случае. В этом случае обводим оттиск.
Начинаем выжигать. Хочу предупредить о своеобразном запахе. Я выжигаю достаточно часто и уже привыкла к нему. Но в первый раз возникающий запах может не понравится ни вам, ни вашим домашним. Лучше сразу открыть форточку. Выжигать изображение можно любым выжигательным аппаратом.
Перед тем, как выполнить саму рыбку, советую попрактиковаться на отдельном кусочке кожи или на краю рабочего (если кожи мало), определяя для себя оптимальную степень нажима.
Если на аппарате есть регулятор 1 покрутите его, выбирая нужную степень накаливания иглы или петельки.
Под кусочек кожи удобно положить небольшую разделочную доску — можно поворачивать работу вместе с доской для изменения направления выжигания.
Я выжигаю сначала тонкими линиями, а потом в нужных местах усиливаю нажим.
6. Вырезаем острыми ножницами кожу приблизительно по контуру рыбки , но с запасом.
Из такого обобщённого силуэта будет проще вырезать детали.
7. Вырезаем рыбку более точно.
В сложные места подбираемся самыми кончиками ножниц.
Декорировать рыбку можно на свой вкус.
Можно расписывать акриловыми красками кисточкой или разрисовать перманентными маркерами.
Интересно использовать как вариант украшения точечный декор, применяя для этого контур для стекла.
Мне нравится сочетания фактуры кожи и блеска. Я слегка оттенила своих рыб золотым перманентным маркером.
В изделиях из светлой плотной кожи я обычно приклеиваю заднюю стенку из кожи потоньше. Это позволяет изделию выглядеть более законченным. Смазываем клеем заднюю стенку украшения.
Аккуратно соединяем кусочки кожи.
Застывая, клей дополнительно укрепляет изделие, а также позволяет придать ему слегка изогнутую форму.
Даём клею проникнуть в подкладочную кожу и слегка выгибаем изделие, распределяя клей. Нижняя кожа при этом слегка смещается.
Дав подсохнуть клею обрезаем излишки кожи прямо по контуру фигурки.
Иногда я оставляю милиметра 2-3 для окантовки — создаётся эффект обрамления.
А иногда, наоборот, срезаю 1-2 мм с фигурки вместе с подкладкой, слегка наклоняя ножницы.
Такой приём называется клеевая спайка.
8. Для придания изделию некоторого рельефа можно немного усложнить его фактуру. Слегка увлажняем фигурку водой с добавлением небольшого количества ПВА (примерно из расчёта чайная ложка клея на стакан воды или 3-4 большие капли клея на столовую ложку воды ).
Нужно немного подождать — состав должен впитаться, изделие — перестать блестеть и выделять воду при нажатии. Недостаточно подсохшая кожа не «запомнит» декорирования.
Чтобы подчеркнуть отдельные детали можно слегка поколотить, понадавливать на фигурку подходящими предметами (у кого что есть) — маникюрным инструментом или шилом. За неимением специального инструмента можно использовать непишущую ручку или даже зубочистку. При высыхании клей зафиксирует то, что вы сделаете.
Пока фигурка ещё влажная, можно придать ей «живости» — подкрутить хвостик, плавники.
На этом же этапе можно слегка затереть кожу золотистым или бронзовым пигментом. Если нет пигмента, то можно использовать сухие тени для век. Клеевая пропитка зафиксирует мелкие частички теней и фигурка будет слегка мерцать.
Я решила добавить своим рыбкам выразительности — подчеркнула губы и веки рельефным бесцветным контуром для стекла. Он при высыхании становится прозрачным и объёмным. Губки и веки у рыб будут казаться выпуклыми.
9. Чтобы превратить фигурку в заколку, я пробила дырочки пробойником и установила застёжку — палочку.
Для её изготовленя я обрезала и покрасила морилкой кисточку для клея.
Вот такая получилась заколка.
Иногда я использую для изготовления палочки-застёжки вязальные деревянные спицы или тонкие бамбуковые палочки.
То место, где палочка была мною обрезана, я маскирую — вырезаю полосу кожи, смазываю клеем ПВА и оборачиваю этой полоской торец палочки. Получается кожаное утолщение, за которое удобно браться при застёгивании заколки. Такие заколки очень оригинально смотрятся на волосах. Я придумала делать на таких заколках по нескольку дырочек — чтобы были варианты фиксации разных причёсок из волос разной густоты.
Заколки с таким креплением достаточно функциональны, не скользят по волосам, хорошо их держат.
Вот ещё несколько приёмов по декорированию в этой технике.
Иголкой для шитья кожи (она имеет кончик слегка сплюснутый, похожий на мини-резачок) или чем-то аналогичным можно слегка нарушить фактуру кожи.
Так можно выделить, например, хвойные иголочки, травку, усики у животных.
Золотистым контуром для стекла можно эффектно подчеркнуть и оживить фактуру неокрашенной кожи тёмных оттенков.
При наличии пробойников или дырокола можно сделать в коже отверстия (до крепления подкладочного слоя) и на капельку суперклея посадить бисеринки, слегка их вдавив в дырочки.
Кстати, если цвет фигурки хочется сделать более тёмным (как на этих заколках-бабочках) я пропитываю готовую фигурку прямо поверх выжигания кремом-краской для обуви с большим содержанием воска. Я использую крем из баночек «Твист»,»Ситил». Они густые, снабжены поролончиком для удобства нанесения. Если изделие маленькое, например, брелок или кулончик, то для нанесения крема можно использовать кисточку для клея, которую потом нужно протереть бумажной салфеткой.
Бесцветным кремом можно придать фактуре светлой кожи глубину, дополнительно зафиксировать краски. Этим же кремом можно промазать боковинки — изделие будет смотреться более аккуратно.
Профессионалы используют для оформления боковинок специальную краску для уреза.
Но мой вариант тоже даёт неплохой результат.
Фантазируйте! Пробуйте!
Удачи вам!
Источник