Уход за кожей туалет больных детей

Перечень мануальных и интеллектуальных навыков

По педиатрии

ОП.01. «Здоровый человек и его окружение»

специальность 310201 «Лечебное дело»

1. Антропометрия у детей различного возраста

2. Пеленание новорожденных и грудных детей.

3. Подмывание новорожденного ребенка

4. Обработка кожных складок новорожденного.

5. Обработка носа, ушей и глаз новорожденного.

6. Обработка пупочной ранки новорожденного.

7. Техника проведения гигиенической ванны ребенку грудного возраста.

8. Техника кормления ребенка грудью.

9. Техника контрольного кормления.

10. Техника кормления из бутылочки.

11. Обработка сосок и бутылочек.

12. Массаж детей до года.

13. Подсчет пульса и дыхания у детей различного возраста.

14. Особенности измерения АД у детей. Формула.

15. Расчет суточного и разового питания детям до года.

16. Технология приготовления основных видов детского питания.

17. Измерение температуры тела у детей.

Алгоритмы обязательных манипуляций в педиатрии

Антропометрия

а) Измерение массы грудного ребенка – проводится на специальных (горизонтальных) весах, утром натощак

— протереть весы 0,5% раствором хлорамина

— уравновесит весы

— положить сложенную в несколько рядов чистую пленку (взвесить ее)

— ребенка уложить на весы так, чтобы голова располагалась на широком конце весов

— записать результат (предварительно вычесть вес пеленки)

б) Измерение роста детей первого года жизни (на горизонтальном ростомере)

— протереть ростомер 0,5% раствором хлорамина

— постелить пленку

— уложить ребенка так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера

— выпрямить ноги ребенка в коленных суставах и к подошвам придвинуть поперечную планку ростомера

— по боковой планке со шкалой определить ротс ребенка

— записать результат

в) Измерение окружности головы

— сантиметровую ленту наложить на затылочный бугор, спереди – на уровне надбровных дуг

— записать результат

г) Измерение окружности грудной клетки

— сантиметровую ленту наложить на уровне нижних углов лопаток, спереди – на уровне сосков

— записать результат.

Подсчет пульса

1. Ребенка усадить или уложить

2. Кончиками 2, 3, 4 пальцев правой руки найти пульс на лучевой артерии

3. Подсчитать количество ударов в течении минуты

У маленьких детей пульс определяется на сонной артерии, в области незакрытого большого родничка

Возрастные нормы

Новорожденный 120-140

До 1 года 120-125

1-2 года 110-115

2-3 года 105-110

3-7 лет 90-110

8-12 лет 75-80

Старше 12 лет 70-75

Определение частоты дыхания

Проводится в спокойном состоянии

1. Уложить или усадить ребенка

2. Положить руку на живот или грудную клетку Можно использовать фонендоскоп, поднеся его к носу ребенка

3. С помощью секундомера подсчитать количество дыхательных движений за минуту

Возрастные нормы

Новорожденный 40-60

6 месяцев 35-40

12 месяцев 30-35

5-6 лет 25

15 лет 20

Взрослый 16

Измерения артериального давления у детей

1. Наложить на плечо манжетку так, чтобы локтевой сгиб оставался свободным

2. Резиновым баллончиком сфигмоманометра накачать воздух до исчезновения пульса на артерии

3. Над местом пульсации локтевой артерии приложить фонендоскоп

4. Постепенно выпустить воздух, замечая на шкале момент появления пульса, а затем его исчезновения

Размеры манжетки в см

До 1 года 3,5:7

До 2 лет 4,5:9

До 4 лет 5,5:11

до 7 лет 6,5:13

До 10 лет 8,5:15

АД до года=70+n (где n – возраст в месяцах)

АД после года=80+2n (где n – число лет)

Алгоритм ежедневного туалета ребенка

Включает:

— туалет лица

— туалет глаз

— туалет наружного слухового хода

— стрижка ногтей

— подмывание

— туалет кожных складок

Туалет лица

1. Приготовить 0,02% раствор фурацилина

2. Приготовить ватные тампоны

3. Смочить тампон раствором фурацилина

4. Протереть кожу лица ребенка

У детей старше 4 месяцев умывание можно провести следующим образом

1. Пустить теплую воду из крана

2. Проверить рукой температуру воды

3. Вымыть ребенка мыльной рукой

4. Ополоснуть лицо ребенка прохладной водой

5. Промокнуть кожу сухой пеленкой, полотенцем

Примечание: во время процедуры разговаривать с ребенком, вырабатывая положительное отношение к умыванию.

Туалет глаз

1. Приготовить свежий 0,02% раствор фурацилина

2. Приготовить ватный тампон

3. Взять один тампон, смочить раствором фурацилина

4. Протереть правый глаз в направлении от наружного угла к внутреннему

5. Выбросить использованный тампон

6. Взять второй тампон, смочить раствором фурацилина

7. Протереть левый глаз в направлении от наружного угла к внутреннему

8. Выбросить использованный тампон

Туалет носа

1. Приготовить вату и вазелиновое масло

2. Смочить руки водой

3. Накатать ватные плотные жгутики

4. Взять жгутик, смочить вазелиновым маслом

5. ввести жгутик в правый носовой ход вращательными движениями на глубину 1-1,5 см

6. Удалить жгутик и выбросить

7. Взять другой жгутик и ввести в левый носовой ход вращательными движениями

8. Удалить жгутик и выбросить

9. Введение жгутиков повторять до полного очищения носовых ходов от корочек

10. Категорически запрещается очищать нос плотными предметами (спички, палочки с накрученной ваткой)

Туалет наружного слухового хода

Проводят очень редко, только по показаниям. Методика выполнения та же, что и при обработке носа, только ватные жгутики сухие

Стрижка ногтей

Проводится по мере надобности маленькими ножницами с загнутыми носиками

Подмывание, туалет кожных складок

1. Пустить струю теплой воды из крана (или из специального бачка, чайника)

2. Проверить рукой температуру воды

3. Подыть ребенка мыльной рукой в направлении спереди назад

4. Ополоснуть в том же направлении

5. Положить ребенка на пеленальный столик, чистой пеленкой промокательными движениями осушить кожные складки

6. Смазать кожные складки ватным тампоном, смоченным стерильным подсолнечным маслом (детским кремом, вазелиновым маслом)

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

При правильном уходе, соблюдении правил кормления и закаливания ребенок растет здоровым и почти не болеет. Однако иногда болезнь возникает. Ухудшение самочувствия ребенка можно заподозрить по изменению его поведения: вялости, капризам, отказу от еды, плачу и др. Прежде всего надо постараться успокоить его, приласкать, измерить ему температуру, уложить в постель. Необходимо вызвать врача на дом.

Заболевшего следует изолировать от других детей в семье. До прихода врача не следует кормить ребенка (особенно если у него рвота или понос); можно поить его кипяченой водой, чаем или клюквенным морсом.

Рвотные массы, пеленки или горшок с испражнениями необходимо оставить до прихода врача и показать ему.

Уход за больным ребенком требует определенного минимума знаний и навыков, но в большей степени внимания и заботливого отношения. Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасны при болях в животе согревающие компрессы, грелки на живот, слабительные.

После осмотра ребенка и установления диагноза врач решает, где лечить больного — на дому или в больнице. Если больной остается дома, то ему должны быть созданы все условия для успешного лечения и надлежащего ухода. Основным помощником родителям при уходе за больным ребенком является участковая медицинская сестра, которая покажет родителям, как нужно выполнять те или иные процедуры, медицинские назначения.

Помещение, где находится заболевший, должно быть чистым, хорошо освещенным и проветриваемым, кровать — удобной. Нельзя укладывать больного ребенка в одну постель со взрослым. Кровать ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух не попадал непосредственно на ребенка; прямые солнечные лучи не слепили глаза; нельзя размещать ее также у батарей или других отопительных приборов. Заболевшему выделяют отдельную посуду, горшок с крышкой, тазик для мытья. Для удобства ухода за больным ребенком около кровати необходимо поставить маленький столик или тумбочку, на которую ставят питье, еду. Должно быть приготовлено необходимое количество постельного и нательного белья, а также полотенца, носовые платки и др.

Уборку помещения проводят ежедневно. Во время уборки на 20—30 мин открывают форточку или окно. Вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе, протирают батареи отопления, кровать, двери. Предметы ухода за больным и игрушки моют отдельно. Пол протирают влажной тряпкой. Чтобы легче было проводить уборку, все лишние вещи во время болезни ребенка нужно убрать.

Проветривать комнату надо несколько раз в день. Во время проветривания ребенка лучше выносить в другую комнату; если это невозможно, то в холодные зимние дни его можно накрыть дополнительным одеялом, а голову повязать платком. Когда комната хорошо проветрится, окно закрывают, дают воздуху согреться и только после этого снимают с ребенка платок и одеяло.

При сильном порывистом ветре, который нередко наблюдается в осенне-зимний период, особенно в северных районах нашей страны, форточки в окнах затягивают марлей, чтобы холодный воздух не попадал в комнату резкой струей, а распределялся равномерно.

Постель, в которой лежит ребенок, должна быть чистой. Необходимо ежедневно ее перестилать. Если заболевший ребенок — новорожденный, грудного или ясельного возраста, то постельное белье малышу меняют ежедневно. Детям более старшего возраста (если белье не испачкано рвотными массами, мокротой, испражнениями и др.) постельное белье можно менять через 2—3 дня. Застилать кровать надо с особой тщательностью, разглаживая все складки и неровности, поскольку они могут вызвать у больного ребенка раздражение кожи и даже пролежни. Под простыню кладут клеенку (которую ежедневно при перестилании постели протирают влажной тряпочкой). Ребенка накрывают теплым мягким одеялом или простыней в зависимости от температуры воздуха. Пока перестилают постель, ребенка, завернутого в одеяло, держат на руках или укладывают на другую постель, предварительно застелив ее чистой простыней ходить по квартире, лучше всего надевать теплую пижаму из байки или фланели.

Чистое белье хранят в специально предназначенном для этого шкафу. Грязное или испачканное выделениями больного белье сразу же меняют. Белье, загрязненное рвотными массами или испражнениями, складывают в специальный бачок (ведро с крышкой или другую емкость) с дезинфицирующим раствором (0,25 % раствор хлорамина, другой дезинфицирующий раствор, рекомендованный врачом). Перед стиркой белья дезинфицирующий раствор сливают, белье кипятят, затем отстирывают и после тщательного прополаскивания сушат. Белье следует гладить горячим утюгом, разглаживая складки.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, следует соблюдать некоторые правила: при смене рубашки захватывают ее края, осторожно снимают через голову и затем освобождают руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, рукав снимают сперва со здоровой руки, затем с больной; надевают рубашку сначала на больную, а потом на здоровую руку.

Больного ребенка умывают каждый день кипяченой водой. Чтобы не намочить постель и нательное белье, вокруг его лица и шеи накладывают полотенце. Влажной ватой протирают лицо, шею, за ушами, складки кожи. Руки ребенка моют несколько раз в день, опуская их в тазик с водой. Сначала руки моют с мылом, затем споласкивают чистой водой и вытирают. Утром и вечером больной должен чистить зубы.

После каждого приема пищи предложите ребенку прополоскать рот теплой водой. Для этой цели лучше использовать воду подсоленную (‘/ чайной ложки поваренной соли на стакан воды) или содовую (3—5 г пищевой соды на стакан воды).

Специального ухода за глазами, если нет сопутствующего воспалительного процесса, не требуется. Ребенку промывают глаза во время утреннего и вечернего туалета. Если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем. По рекомендации врача глаза промывают 1 % или 2 % раствором борной кислоты или слабым раствором марганца. Для этого заранее приготавливают шарики из ваты (лучше хлопковой); каждый глаз промывают отдельно ватным шариком, смоченным в растворе, в направлении от виска к носу. При сильном выделении гноя из глаз, ребенка укладывают на бок (со стороны больного глаза), при этом под голову на подушку подкладывают сложенное в несколько слоев полотенце.

Перед процедурой следует тщательно вымыть руки с мылом и щеткой, протереть их спиртом. Пипетку для закапывания капель или лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят. При закапывании в глаза лекарственного средства указательным пальцем оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю ближе к носу (при этом попросите ребенка отвести взгляд в противоположную сторону), затем капают вторую каплю и предлагают ребенку закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр. Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко, на конъюнктиву помещают мазь, просят ребенка закрыть глаза и осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенку надо обязательно мыть уши или протирать их влажной ватой, а затем вытирать насухо.

Ухаживающие за больным ребенком должны следить за тем, хорошо ли он слышит. При некоторых заболеваниях (особенно инфекционных) при применении ряда лекарственных средств (например, антибиотиков) из-за образования серной пробки может произойти ухудшение слуха. Чтобы удалить серную пробку, в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора пероксида (перекись) водорода или стерильного вазелинового масла, затем при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку. При закапывании капель в левое ухо голову ребенка наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой. Однако прежде чем проводить эту процедуру, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

Во время утреннего туалета необходимо освободить носовые ходы от слизи и корочек. Если ребенок сам не может высморкаться, ему необходимо помочь. Для очистки носовых ходов в них попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2—3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Очистку носовых ходов необходимо проводить регулярно.

Очень важен уход за кожей ребенка, не только длительное время находящегося на строгом постельном режиме, но и всех остальных.

При ежедневном утреннем туалете кожу протирают влажным полотенцем, после чего лицо, туловище и конечности вытирают насухо. Следите за любыми изменениями на поверхности кожи (опрелостями, трещинами, шелушением). Особое место среди поражений кожи у детей, находящихся длительное время на постельном режиме, занимают пролежни, т. е. некроз мягких тканей (кожи и подкожной клетчатки). Пролежни чаще всего возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом.

Образование пролежней может быть обусловлено плохим гигиеническим уходом за кожными покровами, неудобной постелью, смятым бельем. Все это ведет к нарушению кровообращения в коже и подлежащих тканях. Сначала участки кожи бледнеют, затем краснеют, появляются отечность, а затем и мацерация (отслаивание) эпидермиса. Если процесс не остановить, то возникают пузыри и некроз кожи. В тяжелых случаях омертвлению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Это очень опасно, поскольку присоединение инфекции приводит к сепсису.

Источник

Источник

ЦЕЛЬ:Соблюдение личной гигиены пациента.

ПОКАЗАНИЯ:Тяжелое состояние пациента.

ОСНАЩЕНИЕ:

Полотенце, тазик, ножницы для стрижки ногтей, бритвенные приборы, антисептический раствор (раствор марганцовки, фурациллина), перчатки.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

Больным, находящимся в постельном режиме необходимо ежедневно протирать кожу антисептическим раствором, один конец полотенца смачивают дез. раствором, отжимают и начинают протирать шею, за ушами, спину, переднюю поверхность грудной клетки и подмышечные впадины, затем кожу вытирают насухо в том же порядке.

Ноги моют один, два раза в неделю поставив тазик в постель, после коротко стригут ногти.

ОСЛОЖНЕНИЕ:

Пролежни.

ТЕХНОЛОГИЯ №18

ПРОФИЛАКТИКА ПРОЛЕЖНЕЙ.

Пролежень– омертвение (некроз) кожи с подкожной клетчаткой и других мягких тканей (слизистой оболочки) в результате их длительного сдавливания, сдвига относительно друг друга, а также трения.

ПОКАЗАНИЯ: Пролежни легко образуются у ослабленных пациентов, вынужденных длительно находиться в горизонтальном положении или сидеть без движения.

ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

1. Проводить текущую оценку не менее 1 раза в день (утром) по шкале WATERLOW.

2. Изменять положение пациента каждые 2 часа (положение Фаулера, Симса, на боку).

3. Ежедневно утром в____ч. Обмывать следующие участки___________

(указать участки).

4. Проверять состояние постели при перемене положения (каждые 2 часа).

5. Обучать родственников технике правильного перемещения (поднимая над кроватью).

6. Определять количество съеденной пищи (количество белка не менее 120 г в сутки).

7. Обеспечить употребление не менее 1,5 л жидкости в сутки.

8. Использовать поролоновые прокладки под_______(указать участки), исключающие давление на кожу.

9. При недержании мочи: менять памперсы каждые 4 часа.

При недержании кала: дефекации с последующей гигиенической процедурой.

10.При усилении болей – консультация врача.

ТЕХНОЛОГИЯ №19

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ ПРИ УТРЕННЕМ ТУАЛЕТЕ (УМЫВАНИИ, ЧИСТКЕ ЗУБОВ, ОБРАБОТКА

ПОЛОСТИ РТА).

ЦЕЛЬ:Соблюдение личной гигиены пациента, подготовка глаз к введению лекарственных средств.

ПОКАЗАНИЕ: тяжелое состояние пациента, при наличии выделений из глаз.

ОСНАЩЕНИЕ:перчатки,махровая рукавичка, емкость с тёплой водой, полотенце, жидкое мыло, предметы личной гигиены.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

1. Махровой рукавичкой (без мыла) промыть веки одного глаза пациента (от внутреннего к наружному). Вытереть веки насухо. Другой стороной рукавички вымыть веки другого глаза. Вытереть насухо.

2. Вымыть с мылом, ополоснуть и вытереть насухо шею и ушные раковины. Мылом пользоваться умеренно.

ЧИСТКА ЗУБОВ ПАЦИЕНТА.

ЦЕЛЬ:Соблюдение личной гигиены пациента.

ОСНАЩЕНИЕ: перчатки, лоток, стакан с водой, зубная паста, полотенце.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

1. Попросить пациента прополоскать рот водой.

2. Смочить зубную щетку водой и нанести на неё зубную пасту.

3. Вычистить верхние зубы пациента:

— расположить зубную щетку на щечной поверхности верхних зубов приблизительно под углом 45 град. «Выметающими» движениями сверху вниз провести не менее 10 раз.

— почистить жевательные поверхности верхних зубов;

— расположить щетку перпендикулярно верхним зубам, почистить их нёбную поверхность осторожными «выметающими» движениями сверху вниз;

— аналогично почистить нижние зубы;

— почистить язык;

4. Помочь прополоскать рот водой. Держать лоток у подбородка пациента.

УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА.

Держать лоток у подбородка.

1.Помочь пациенту почистить нёбо, язык, внутренние поверхности щек, дёсны, область под языком.

2. Менять салфетку каждый раз, как только она покрывается слизью или липкой слюной.

3. Попросить пациента прополоскать рот водой.

ТЕХНОЛОГИЯ №20

УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА, НОСА, ГЛАЗАМИ, УШАМИ

У ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ

ЦЕЛЬ: Соблюдение личной гигиены пациента.

ПОКАЗАНИЯ: Тяжелое состояние пациента, стоматиты.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: Нет.

УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА

Приготовьте:

1. Антисептический раствор.

2. Шпатель – 2 шт.

3. Кипяченую теплую воду.

4. Глицерин.

5. Йодные палочки -8-10 шт.

6. Стерильные марлевые салфетки.

7. Мензурку.

8. 2 лотка.

9. Резиновый баллон. 10.Полотенце.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

1. Приподнимите голову пациента.

2. Накройте грудь пациента полотенцем.

3. Подставьте почкообразный лоток.

4. Объясните смысл манипуляции.

Последовательность действий:

1. Налейте в мензурку антисептический раствор. Лоток держать у подбородка.

2. Оттяните шпателем щеку пациента.

3. Смочите антисептическим раствором йодную палочку и обработайте зубы с одной и с другой стороны.

4. Возьмите левой рукой стерильной марлевой салфеткой кончик языка и вытяните его изо рта.

5. Оберните шпатель стерильной салфеткой, смочите его асептическим раствором.

6. Снимите этим шпателем налет с языка в направлении от корня языка к кончику.

7. Оросите рот пациента из груши теплой водой, поверните голову набок и попросите сплюнуть в лоток.

8. Смажьте трещины на языке и губах глицерином.

УХОД ЗА ГЛАЗАМИ.

ЦЕЛЬ: Соблюдение личной гигиены пациента.

ПОКАЗАНИЯ: Соблюдение правил личной гигиены с целью профилактики конъюнктивита, выделений из глаз, склеивающих ресницы.

Техника выполнения:

Промывание стерильным марлевым тампоном, смоченным в теплом 3% растворе борной кислоты, раствором фурациллина.

ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ: стерильная специальная пипетка, которую перед употреблением кипятят. Медсестра тщательно моет руки щеткой с мылом и протирает их спиртом, слегка оттягивает нижнее веко левой рукой, больной смотрит в противоположную сторону, медленно впускают одну каплю ближе к носу, затем переждав, впускают вторую каплю и просят больного закрыть глаза. После пипетку промывают и помещают в специальный футляр. Глазную мазь накладывают на веки стеклянной лопаточкой, веко оттягивают вниз и закладывают мазь.

ОСЛОЖНЕНИЕ:

Инфицирование глаз.

УХОД ЗА УШАМИ

ЦЕЛЬ: Соблюдение личной гигиены пациента.

ПОКАЗАНИЯ: Ежедневно утром, соблюдение правил личной гигиены с целью профилактики образования серной пробки.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

Ходячие больные должны самостоятельно мыть уши. Больным, длительно находящимися в постели, медсестра чистит уши. Если образовалась серная пробка, то закапывают 3% раствор перекиси водорода, а затем удаляют ватной турундой удаляют пробку. При большом скоплении – спринцевать уши при помощи шприца Жане или резинового баллона, для закапывания капель в уши нагибают голову больного в здоровую сторону. Мочку уха левой рукой немного оттягивают, а правой держат пипетку и считают капли, затем на несколько минут закладывают ватный тампон.

Источник