Уход за кожей лица по исламу
С точки зрения сунны верующий должен лечиться, если заболел, поддерживать свое здоровье, выглядеть аккуратно и ухоженно. Ислам велит нам пользоваться всеми средствами очищения и украшения, совершать малое и полное омовения, использовать сивак, промывать нос и рот водой, подстригать ногти, выщипывать волосы в подмышках, сбривать волосы с лобка, использовать воду для подмывания и т.п. Лучшим днем для комплексного ухода за собой является пятница.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Подстригайте ногти, и состриженное закапывайте в землю, хорошо очищайте под ногтями, хорошо очищайте десны (от остатков пищи), используйте мисвак (сивак), не приходите ко мне с пожелтевшими зубами и дурным запахом изо рта».
Сивак
Сивак (мисвак)— зубочистка, изготавливаемая из корней и ветвей сальвадоры персидской, известной большинству мусульман под арабским названием «аль-арак» или просто «арак». Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Сивак — это средство очищения рта и достижения довольства Господа».
Существует несколько периодов в течении дня, когда мусульманину желательно использовать сивак. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы это не было сложно для моей общины, я приказал бы им использовать сивак перед каждым намазом» (аль-Бухари, Муслим).
Мусульманину желательно использовать сивак перед 5 обязательными молитвами и суннами после них, также перед дополнительными молитвами, как духа и витр. Сунна пользоваться сиваком перед вхождением в дом, так как это было первое, с чего начинал Пророк, мир ему и благословение, когда заходил домой (Муслим).
Сунной является также использование сивака перед чтением Корана, после пробуждения ото сна, при изменении запаха во рту и перед каждым омовением.
Современная медицина, открыла то, что сивак содержит в себе множество веществ полезных для зубов и дёсен:
1) антибактериальные вещества
2) очищающие вещества
3) вещества, отбеливающие зубы
4) вещества, освежающие и ароматизирующие полость рта
Согласно книгам по фикху, чистка зубов зубной пастой может приравниваться к использованию сивака, если будет сопровождаться соответствующим намерением.
Сунны посещения туалета
1. Заходить с левой ноги, а выходить с правой
2. Заходить в туалет в обуви (тапках)
3. Дуа при входе: اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث — Аллахумма инни аузу би-кя мин-аль–хубси уа-ль–хабаис — «О Аллах, я прибегаю к тебе от зла шайтанов мужского и женского пола» (аль-Бухари, Муслим). Мы прибегаем к Аллаху от шайтанов женского и мужского рода, чтобы уберечься от их вреда, потому что места их проживания туалеты
4. Не следует сидеть лицом или спиной к кибле
5. Не следует разговаривать в туалете
6. Следует очищаться и туалетной бумагой, и водой
7. Дуа при выходе: غفرانك — Гуфранакя — Прошу прощения (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
Подстригание ногтей
Подстригание ногтей – очень важный момент в поддержании физической и духовной чистоты. Уход за ногтями, согласно канонам ислама, заключается в поддержании их чистоты и своевременном укорачивании их длины. Пророк Мухаммад сказал: «Как может тот из вас, у кого грязные и не подстриженные ногти, получать известия о том, что происходит на небесах?»
Когда стричь ногти?
Лучше всего делать это не реже одного раза в неделю, как и многие другие гигиенические процедуры. В хадисе, переданном Аишей, да будет доволен ею Аллах, приведены слова Пророка, мир ему и благословение: «Каждый, кто будет подстригать ногти в пятницу, будет убережен от всего злого и дурного до следующей пятницы». Поэтому подстригание ногтей в пятницу является делом одобряемым и желательным.
Не стоит, однако, придавать слишком большого значения дню недели, иначе можно стать суеверным. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «То, что подстригание ногтей в среду ведет к несчастью, является суеверием. Люди, которые верят в это, мало надеются на Аллаха. Таких людей подведут их расчеты». Мунави сказал: «…Каждый день недели принадлежит Аллаху. Сам по себе никакой день не приносит ни вреда, ни пользы. И тот, кто будет приписывать дням дурное предзнаменование, тот сам его обретет. А тот, кто будет убежден, что ничто кроме Аллаха не приносит ни вреда, ни пользы, тот будет убережен от вреда. Знайте, что дурное предзнаменование касается лишь того, кто в него верит. А значит, истинное зло – это подобные суеверия».
Для подстригания ногтей подходит любое время суток. Однажды Харун Рашид спросил у имама Абу Юсуфа, можно ли стричь ногти ночью? «Можно», – ответил имам. Харун Рашид пожелал узнать, чем это можно доказать. На что имам Абу Юсуф ответил: «Нельзя откладывать благие дела».
Как стричь ногти?
Существует много мнений относительно того, как именно нужно стричь ногти, имам ан-Навави говорит о том, что предпочтительнее начинать с ногтей рук. Сначала нужно состригать ноготь на указательном пальце правой руки и дальше стричь от среднего пальца до мизинца. Потом подстригается ноготь на большом пальце. Потом нужно стричь ногти на левой руке, начиная от мизинца и до большого пальца, а после этого приниматься за ногти на ногах, начиная с мизинца правой ноги и по очереди дойти левой. Так же пишет имам Газали в своей книге «Ихья аль-Улум».
Нельзя стричь ногти на улице / в присутствии других людей. Также является макрух (действием нежелательным или запрещенным) стричься, бриться и подстригать ногти в состоянии религиозной нечистоты (джанабат). Грызть ногти также является макрух.
Состриженные ногти нельзя разбрасывать как попало, а нужно либо закопать их в землю, либо прибрать каким-либо другим способом. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, закапывал в землю отстриженные волосы, ногти, а также испачканное кровью и уже не пригодное к использованию, например окровавленные повязки (сюда же относятся салфетки, вата и т. д.). В городских условиях выброс в мусорный контейнер равносилен закапыванию.
См. также: Дуа перед омовением, дуа после омовения, Как совершать малое омовение (вуду)?, Какие действия нарушают малое омовение (вуду)?, Что нельзя делать без вуду (малого омовения)?, Как и когда надо совершать полное омовение (гусль)?, Можно ли женщинам выщипывать брови?
Источник
Нужно ли мусульманке заботиться о своей внешности? Конечно, да! – ответит большинство читательниц. И будут правы. Ибо речь идёт не о макияже, а о поддержании здорового внешнего вида.
Причины и поводы.
Во-первых, у мусульманок цель ухода за собой — двоякая.
С одной стороны, это сохранение здоровья, доверенного нам Аллахом. Как и за другие Его блага, за отношение к своему физическому телу нам придётся держать ответ.
С другой стороны, это довольство мужа. От Пророка, Мир ему, известно, что для мусульманки, умение радовать мужа таит в себе один из путей к Довольству Аллаха. Ухоженность и здоровый вид могут сыграть тут далеко не последнюю роль. Зачем же этим пренебрегать?
Во-вторых, обязательно нужно знать следующее. Исламское право налагает запрет на пластические операции лица, введение под кожу специализированных антивозрастных составов, а также прочие кардинально омолаживающие косметологические приёмы. Ислам строго предостерегает от «изменения естества» (Сура «Ан-Ниса» 4/119). Т.е. наша природа не должна подвергаться воздействию, меняющему то, какими мы были созданы Творцом.
Вместе с тем, обычные профилактические мероприятия по поддержанию здоровья кожи вполне допустимы. Ибо, они – часть заботы мусульманки о здоровье в целом.
В-третьих, у этого вопроса есть и психологический аспект. Так, в круговерти дел, когда со всех сторон обступают неумолимые «надо-надо-надо», женщина начинает чувствовать загнанность и бессилие. В такие моменты полезно ненадолго заменить «надо» на «хочу». Не стоит волноваться, что короткое отвлечение помешает вам выполнить всё намеченное. Уже скоро вы вернётесь на трудовой фронт, но с новыми силами, а значит, дела пойдут легче и результативнее.
Так вот, 10-15 минут перерыва можно посвятить себе — сделать, например, точечный массаж лица. Почему нет? Таким образом, мы, пусть мимоходом, но уделим внимание себе, при этом ещё и отдохнём.
Каким образом?
Практическим шагам по уходу за внешностью обучались недавно участницы «Женской гимназии». В рамках этого проекта взаимодействия казанских мусульманок состоялась встреча с профессиональным косметологом Эльмирой Гилязовой.
Наряду с конкретными советами участницам, Эльмира ханым дала общие рекомендации по сохранению здорового внешнего вида.
В том числе:
1) Регулярное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А и Е;
2) Ежедневное пребывание на свежем воздухе;
3) Использование основных косметологических приёмов: очищение, тонизация, увлажнение, защита, питание;
4) Контроль за мимикой лица;
5) Использование сезонных кремов (летом — с SPF-фактором, защищающим от ультрафиолета, зимой – питательных и защитных);
6) Регулярный тонизирующий массаж;
7) Регулярная гимнастика для мышц лица и шеи;
8) Придерживание массажных линий при уходе за лицом;
9) Посещение косметолога (по необходимости: от еженедельного до ежегодного);
10) Изучение состава приобретаемых косметологических средств (на предмет отсутствия в них запрещённых Исламом составляющих);
11) Отказ от использования до 25 лет средств с содержанием биостимуляторов и гормонов;
12) Подбор (для ежедневного использования) обычных косметических средств, которые, по сравнению с профессиональными, менее «агрессивны».
13) И самое важное — воспитание в себе благодарности Творцу и позитивного взгляда на происходящее!
Гузель Ибрагимова
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]«[7].
Сунной (желательным) является выщипывать волосы в области подмышек, но возможно ли их брить?
Да, конечно же.
Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?
Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом — нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[8]. Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[9]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.
Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[10], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[11], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.
Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.
Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[12].
Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?
Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.
Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи, снимают налет и устраняют неприятный запах. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[13]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.
«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[14]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.
Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[15].
Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.
Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.
И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[16].
Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?
По данному вопросу имеются два практических пояснения.
Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы (Зухр) и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося[17] пред Всевышним лучше запаха благовония»[18]. «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».
Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших действий постящегося является [применение] мисвака»[19]. ‘Амир ибн Раби‘а говорил: «Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком[20] во время поста»[21].
Имам аш-Шавкяни, например, сказал: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[22].
Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.
Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, по значению и важности это должно приближаться к степени соблюдения столпов Ислама.
Согласен. Так и есть. Известный постулат в Исламе: чистота — это половина (часть) веры[23]. Чем человек более набожен и религиозен не на словах, а на деле, в повседневной практике, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.
Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением?
Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.
Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять в ряду при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.
Ничего такого не слышал и не читал об этом. Согласитесь, странно, если человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся. Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.
Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?
Да, возможно.
Я люблю принимать душ каждый день. Но слышал, что часто такие процедуры делать нельзя.
В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[24].
То есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуальным для каждого, индикатором выявления загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п. Без перфекционизма и фанатизма, конечно же, иначе это постепенно перерастает в зависимость и психическое заболевание.
Я думаю, что для каждого человека частота приема душа — это индивидуально: кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Что вы скажете по этому поводу?
Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.
К примеру, японцы поступают очень даже по-мусульмански, принимая душ в среднем два раза в день (утром и вечером).
Мне уже 33 года, родители в детстве не сделали обрезания. Можно ли его сделать сейчас? И нет ли риска, что это как-то повлияет на мужскую половую систему? Улан.
Обрезание является медицинской процедурой, а потому вам лучше проконсультироваться у нескольких квалифицированных врачей-хирургов. Отсутствие обрезания не делает вас неполноценным, ущемленным в чем-либо пред Богом. Если все же не сделаете обрезания, то соблюдайте элементарные нормы гигиены.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.
[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.
[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.
[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.
[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.
[6] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.
[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».
[8] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.
[9] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.
[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.
[11] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.
[12] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.
[13] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.
[14] Восточные рецепты: белоснежная улыбка // https://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html
[15] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.
[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».
Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.
[17] Уточню, что слово, использованное в хадисе, поясняется как «изменение запаха ротовой полости», то есть запах не нечищеных зубов или скопления огромного количества бактерий на корне языка, а тот, что поднимается из голодного желудка. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121.
[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.
[19] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 504, хадис № 8247, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 120, хадис № 126; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1677, «да‘иф»; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19. Есть мнение, что этот хадис слаб по степени своей достоверности (да‘иф). Но в любом случае смысл его применяется на практике, учитывается при формировании выводов, так как по этой теме имеются похожие достоверные хадисы.
[20] Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.
[21] Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.
[22] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.
[23] Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]». Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».
[24] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».
Источник