Строение кожи ребенка с картинками

Строение кожи ребенка с картинками thumbnail

Приветствую всех родителей, которые развивают детей в игровой форме. Строение кожи человека стало нашей первой темой в серьезном углублении в анатомию. Если вы задумывались как рассказать ребенку о нашем теле, о том как устроен человек, то вам точно с нами по пути. В ближайшее время я буду публиковать статьи с нашими играми, занятиями и информацией по этому вопросу.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. Из чего состоит кожа человека
  2. Для чего нам нужен этот орган
  3. Похожи ли мы на рептилий?
  4. Гигиена кожи человека
  5. Какого мы цвета и от чего это зависит

Кожа является достаточно сложным и до конца не исследованным органом человека. Чтобы рассказать о ней детям, я постараюсь затронуть только самые важные моменты и упростить их для детского понимания. А для того, чтобы вы серьезней отнеслись к данной теме, я предлагаю вам потратить 3 минуты на просмотр видео. Послушайте какие ответы дает аудитория, неужели мы хотим вырастить наших детей с таким минимальным познание собственного тела?

Строение кожи человека: из чего она состоит

Первое, что мы с Александром делаем во время занятий по определенной теме, читаем. Книг по анатомии для детей немало. Я буду вам показывать выдержки из тех, которые есть у нас. Фотографии книг можно открыть в большом размере, что поможет вам в занятиях.

Чтобы познакомить моего ребенка, которому сейчас 5 лет 6 месяцев, со строением кожи человека, мы прочли несколько разворотов из книги издательства Махаон “Тело человека”. Здесь же отлично показана кожа в разрезе. До определенного возраста лучше ограничиться этими данными.

фото увеличивается при клике

Но с детками не всегда достаточно показать картинку и почитать про нее, лучше закрепить знания. И сейчас я покажу как можно приготовить съедобную кожу!

Итак, на рисунке в книге мы увидели:

  1. Потовые железы
  2. Дерму
  3. Эпидермис
  4. Поры
  5. Волоски

Готовя съедобную кожу мы выполним каждый из этих пунктов. И как известно, мозг запоминает лучше если человек проделывает работу самостоятельно, так что дайте возможность вашему ребенку сделать самому то, что в его силах.

Изучаем строение кожи человека готовя десерт

Для начала нам понадобится:

  • Емкость для приготовления желатина;
  • небольшая ванночка;
  • маршмеллоу;
  • желатин красного цвета (клубничный или вишневый).

Первое что нужно сделать – приготовить желатин. Тут все предельно просто! Открыть пакет, высыпать содержимое в стеклянную емкость, залить стаканом кипятка, размешать, добавить стакан воды комнатной температуры, еще раз размешать – готово!

Внимание! Если вы не уверены , что ваш ребенок справится с аккуратным выливанием кипятка, сделайте это вместо него.

Второй шаг, засыпать теплый желатин маршмеллоу. При этом мы все время рассматривали картинку с кожей в разрезе, обсуждая на что похож наш желатин и на что похоже маршмеллоу. А вы уже догадались?

Воздушное маршмеллоу будет плавать на поверхности желатина, именно это нам и нужно. Слой маршмеллоу должен быть тоньше чем желатина, и в тоже время он должен полностью покрывать его. После того как данный процесс закончен – ставим ванночку в холодильник. Желатин должен хорошо застыть, поэтому внимательно прочтите инструкцию на пакетике, а еще лучше поставьте в холодильник на ночь.

Внизу на предыдущей фотографии, вы видите третий слой нашего макета Строение кожи человека. Это и есть наша кожа которую мы видим, или другими словами – эпидермис! Для него я выбрала вафли, так как по текстуре они мне больше всего напомнили роговой слой эпидермиса. Ножом разделила вафельки на слои, использовала только верхний и нижний. Острием ножа проделала дырочки.

Если бы я проживала в России, то скорей всего воспользовалась бы фруктовой пастилой, которая в моем родном городе продается в виде квадратных пластин. В ней легко сделать дырочки (поры) и выглядит она сплошным покровом, каким и является наша кожа. Еще для эпидермиса прекрасно подошло бы слоеное пирожное, его сухие слои имитировали бы верхний слой кожи. Для волосков я подобрала фибру для завтраков .

Главное понимать строение кожи человека исходя из картинки, которую мы видели в книге выше. Тогда гуляя по супермаркету вы обязательно выберете продукты, которые подойдут вам для съедобного макета.

Достав застывший желатин из холодильника, аккуратно обведите его ножом, переверните ванночку и вытряхните ее содержимое. Если это дается с большим трудом, то можно опустить емкость на 20 секунд в горячую воду и без повреждений достать макет. Теперь маршмеллоу у нас оказался внизу – первый слой потовые железы; второй слой дерма; теперь выкладываем третий слой – эпидермис; в котором уже сделаны поры, в них мы и вставляем волоски. Макет готов!

фото увеличивается при клике

Вам кусочек с двумя или тремя волосками?

И знаете, что мне сказал мой ангел?!

– Мамочка, желатин вкуснее твоих печенюшек.

Ну что же, замечательно! Теперь можно время на их приготовлении сэкономить .

Функции кожи человека

Итак, какие же функции выполняет кожа? Зачем она нам дана природой?
Этот орган защищает наше внутреннее тело от:

  • Солнечных ожогов;
  • микробов;
  • ударов.

Кожа помогает нам в:

  • Охлаждении тела в жару;
  • сохранении тепла в холод;
  • ощущении боли или щекотки;
  • дыхательных функциях: впускает кислород и выделяет углекислый газ;
  • выведении токсичных и избыточных продуктов (лекарства, соли, воды);
  • различии вещей на ощупь (гладкое/шершавое, твердое/мягкое).

Вот что рассказывает Аня о функциях кожи человека в книге Мое тело от макушки до пяток.

Фото увеличивается при клике

Функция кожи человека: тактильные ощущения

То что наша кожа это орган осязания, ребенку мы можем показать в следующей игре. Возьмем коробку, вырежем в ней небольшой круг и сложим туда разные предметы из разных материалов. Предлагаем запустить руку в коробку и чур не подсматривать. Здесь нас интересует не столько фигура предмета, сколько его текстурное описание. Отличная практика в словарном запасе: пористый, колючий, гладкий, ребристый, выгравированный и так далее. Можно попробовать угадать и сам материал: стекло, дерево, пластмасса, бумага, ткань.

Что помогло Александру почувствовать текстуру, материал, форму данных предметов? Под кожей находится множество чувствительных точек, которые называются нервными окончаниями. Именно они посылают сигналы в наш мозг и тот понимает какую поверхность трогают пальцы.

Самые чувствительные участки кожи находятся на губах, языке, руках и ступнях. Именно сюда в бОльшей степени доходят нервные окончания.

Мультфильмы о функциях кожи человека

В разговоре о функциях кожи человека можно посмотреть мультфильм, где ребенок увидит кожу изнутри и получит объяснение зачем мы потеем.

Видео из этой серии стоит просматривать до самого конца. Именно там герои подытоживают почему происходит то или другое в организме человека. Вот еще один мультфильм, который объяснит ребенку почему иногда на нашем теле появляется гусиная кожа.

А серия мультфильмов “Наша жизнь” подойдет для старших дошкольников и младших школьников. Подача информации немного необычная, но моему сыну нравится.

Читайте также:  Белые прыщи под кожей у ребенка

Как человек меняет кожу

В рамках темы строение кожи человека, мы должны отметить, что наш верхний слой кожи эпидермис, также состоит из нескольких слоев. Если ребенок учится в школе, то возможно ему нужно будет знать конкретную информацию, если же вы дорогие родители, собираетесь заниматься по данной теме с дошкольником, то ограничьтесь определением “верхний слой эпидермиса”. Итак, эпидермис, который мы с Александром сделали из вафель, состоит из 5 слоев: базального, шиповатого, зернистого, блестящего и рогового.
Самый верхний слой роговой – он состоит из мертвых клеток в виде чешуек. Новые клетки постоянно зарождаются в базальном слое и примерно за 27 дней они проходят все слой от нижнего до верхнего. Затем отшелушиваются от рогового слоя, под которым уже образовались новые, свежие клетки.

Источник фото kurskosm.ru

Самый толстый роговой слой эпидермиса у нас на ступнях, он обновляется примерно за месяц. На локтях кожа тоньше и ее обновление происходит за 10 дней. В год человек среднего возраста теряет 675 грамм мертвых клеток. Но не думайте, что этот ороговевший слой бесполезен, ведь он защищает нас от попадания вредных бактерий в наше тело. Конечно мама от этого не станет делать реже педикюр, ведь ее ножки должны быть нежные как у младенца .

Факт: уже к 70 годам человек сбрасывает с себя 12-15 килограммов кожи.

Мы с вами уже знаем из первого видео этой статьи, что самый большой орган человека – это кожа. Если бы мы могли снять ее с себя и померить, то кожа взрослого человека составила бы примерно 2 квадратных метра. Размер этого органа зависит от возраста человека, его веса и роста. А самое интересное, что мы можем посчитать сколько весит покров каждого из нас! Для этого нужно взвеситься и разделить массу тела на 16. Для детей это достаточно интересная информация. Обязательно проведите с ними эти расчеты.

Гигиена кожи человека

Для взрослых гигиена кожи очевидна, а вот наших детей нужно не только обучить правилам гигиены, но и рассказать почему это важно. Вопросы о микробах Александр задавал уже давно, поэтому я приобрела книгу Григория Остера Петька-микроб, из которой ребенок понял, что бывают вредные и полезные микробы.

Мы прогулялись с Александром в парке, затем зашли в супермаркет за покупками, вернувшись домой мой ребенок приучен мыть руки. Но на этот раз я взяла влажную салфетку и хорошо протерла ею руки Александра. На салфетке остались следы грязи, пыли, которые дети не видят глазами. Так что покажите им это более наглядно подобным образом, вернувшись например с детской площадки .

Вот теперь, когда мой сын увидел что, на казалось бы чистых руках присутствует грязь, а в ней соответственно микробы, он готов к обсуждению гигиены кожи человека. Мы прочли еще одну страницу из книги издательства Махаон и узнали почему так важно обрезать ногти, почему нельзя их грызть. Почему волосы нужно мыть не реже 1-2 раз в неделю.

Фото увеличивается при клике

Итак, теперь нам становится понятно, что принимая душ мы не только избавляемся от неприятного запаха, но и очищаем нашу кожу от отмерших частичек. Также мы смываем слой пыли, который закупоривает наши поры, а ведь мы знаем что кожа человека дышит. Как вы видите, изучая строение кожи человека, мы движемся логически от темы к теме, чтобы ребенок понял всю серьезность каждого аспекта.

Можно обсудить, что некоторые участки нашего тела пахнут сильнее, например стопы ног и подмышки. Но дети лучше воспринимают информацию связанную с собственным телом, а они пока пахнут молочком . Поэтому, если ваш ребенок еще мал, то можно просто упомянуть о скоплении потовых желез в области подмышек и отмерших клетках на ступнях. Лучше почитайте вместе “Мойдодыра”, это больше подойдет по теме для дошкольника. Наше занятие о порядке и чистоте для детей 3-ех лет, можно прочитать в отдельной статье.

Кстати, рекомендуется принимать ежедневный душ без мыла, а ванны до 15 минут с мылом 2-3 раза в неделю. Дело в том, что наш эпидермис покрыт защитной пленкой, которую нежелательно постоянно смывать, иначе она не сможет защищать наше тело как задумано природой.

Стоит также обсудить с детьми, что здоровый вид кожи зависит не только от ее гигиены, а также от полноценного питания, употребления достаточного количества питьевой воды и нормальной работы желудочно-кишечного тракта. Мы обязательно поговорим подробней об этом при изучении пищеварительной системы.

Небольшой трюк для того, чтобы ребенок сам хотел мыть руки

Вам понадобится:

  • Жидкое прозрачное мыло для рук;
  • маленькая игрушка.

Приобретите жидкое мыло, если на баночке есть этикетки, аккуратно снимите их. Мое мыло продавалось без стикиров. Выбирая игрушку подумайте о предпочтении своего ребенка, а также о материале из которого она сделана. Если вам хочется, чтобы игрушка плавала, то найдите нечто легкое. Также обратите внимание на размер, ведь она должна войти в горлышко вашей баночки с мылом. Теперь время приготовить сюрприз:

Чтобы достать игрушку, нужно будет часто мыть ручки . А самое главное, что ребенок будет делать это с удовольствием. Расскажите, что гигиена рук будет отличной, если во время намыливания считать до 15, а затем уже смывать водой. Не секрет, что многие дети используют мыло в течении секунды.

Строение кожи человека – цвет

Разговор о цвете кожи человека для нас с Александром более понятный и наглядный из-за места проживания. В Доминиканской республике, где соседом является Гаити, можно увидеть весь спектр цветов.

Сначала мы прочли о том как отличить веснушки от родинок (смотрите выше разворот Кожа и осязание). Посмотрели на теле мамы веснушки, а на ребенке посчитали родинки. Затем поговорили о меланине, который вырабатывается нашим телом, чтобы защитить кожу от избыточного солнечного света. Главным образом цвет кожи зависит от генетических особенностей, тем не менее считается, что в странах с жарким климатом у людей темная кожа, так как организм вынужден выделять большое количество меланина. Но здесь возникает множество вопросов, вот только пара из них:

  1. Почему в этих же жарких странах есть коренные жители со светлой кожей?
  2. Почему проживая в жаркой стране на протяжении 14 лет я не изменила ее тон?

Поэтому в нашем обучении я поставила генетику на первое место, а жаркий климат на второе. Мы обсудили разные цвета кожи наших знакомых, вам я советую подготовить несколько фотографий с людьми разного типа: светлокожие, темнокожие, чернокожие, желтокожие.

У нас разговор получился на примере нашей семьи, мы с мужем поставили рядом руки и спросили у Александра кто из нас темнее? Папа. Затем ребенок приложил к нам свою ручку и сразу увидел, что его цвет кожи находится между маминым и папиным. Теперь закрепим материал. Для этого нам понадобятся любые карточки с цветами похожими на кожу человека.

Читайте также:  Ребенок 2 года расчесывает кожу

Я проколола дырочки на цветовой ленте, чтобы ребенок мог путем накладывания карточки себе на ручку, определить какой цвет соответствует его коже.

Вопрос генетики Александра заинтересовал не на шутку, он долгое время перебирал карточки рассказывая с каким цветом кожи родится ребенок если у родителей “такой и такой”. Вот что получится по его мнению если у мужчины черная кожа, а у женщины цвет как у Александра, то ребенок будет темно-коричневый. Понимаю, что это объяснение утрировано, но на возраст дошкольника вполне приемлемо.

На этом наше занятие строение кожи человека, ее функции, цвет и гигиена закончено. Я надеюсь уважаемые читатели, что вы нашли содержание статье интересным и информативным. А мы продолжаем углубляться в анатомию. Это не только полезная тема для детей, но и очень интересная в познании собственного тела.

Второе занятие по анатомии: Скелет человека и его кости
Третье: Эксперименты со своим телом
Четвертое: Разбираем из чего состоит зуб
Пятое: Макет челюсти и названия его содержимого
Шестое: Куда отправляются молочные зубки после выпадания?

Источник

Кожа ребенка состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы. Толщина эпидермиса у новорожденного и детей раннего возраста невелика и составляет приблизительно 0,15 — 0,25 мм, а у взрослого человека — от 0,25 до 0,35 мм. Три слоя эпидермиса у детей имеют ряд особенностей. Базальный слой у новорожденных выражен хорошо и представлен двумя видами клеток: базальными и меланоцитами. У новорожденных детей белой расы вследствие недоразвития меланоцитов кожа светлая, у новорожденных африканцев — более темная, красноватого оттенка.

Чем меньше ребенок, тем зернистый слой кожи менее выражен, поэтому кожа у новорожденного прозрачная. Сквозь нее видны капилляры (через увеличительное стекло, микроскоп). В клетках зернистого слоя отсутствует кератин. Сверху располагается роговой слой эпителия. Он также тонкий, а у новорожденного состоит всего из двух—трех слоев ороговевшего эпителия и содержит больше, по сравнению с детьми старше 1 года, воды, что создает впечатление большой толщины этого слоя. Граница между эпидермисом и дермой неровная, извилистая. В коже вследствие слабого прикрепления эпидермиса к дерме легко образуются пузыри, что часто наблюдается при инфекциях кожи (стафило- и стрептодермия). У новорожденного кожа покрыта сыровидной смазкой, представляющей собой секрет сальных желез, слущенного эпителия, жира. В ней также много гликогена. Вначале кислотность кожи у детей близка к нейтральной, затем она сдвигается в кислую сторону, что имеет немаловажное значение для защиты кожи от вредного влияния.

У детей кожа имеет клеточную структуру, у взрослых же она волокнистая, с отдельными клетками. Гистологическое строение кожи приближается к взрослому состоянию примерно с 6 лет. Но максимум развития достигается к 35 годам.

Роговые придатки кожи (ногти, волосяной покров, сальные и потовые железы) продолжают развиваться после рождения. Например, волосы у новорожденных в основном пушковые, затем они выпадают, и начинается рост постоянных волос. На голове они растут медленно, с возрастом становятся толще, в период полового созревания появляются в подмышечных впадинах и на лобке.

Ногти у доношенных новорожденных достигают концов фаланг пальцев, что является одним из признаков зрелости плода. Ногтевая пластинка очень чувствительна к различным неблагоприятным факторам. Дефицит питания ведет к деформации ногтей. Витаминная недостаточность, дефицит железа и меди также сказываются на их росте и форме.

Сальные железы достигают зрелости уже к 7 месяцу внутриутробной жизни, и к рождению ребенка они хорошо функционируют, могут образовывать мелкие беловато-желтые кисты на носу, щеках (milia). На голове у детей раннего возраста часто появляются «молочные корки» или «молочный струп» за счет повышения секреции сальных желез.

Количество потовых желез у детей к моменту рождения такое же, как у взрослого, но функционировать они начинают с 3—5 месяцев. При этом у детей функция потовых желез формируется постепенно: сначала на голове, лбу, затем на туловище и в последнюю очередь на конечностях. Адекватное потоотделение складывается к 7 годам. У маленьких детей усиленное потоотделение часто бывает при охлаждении тела.

Апокриновые потовые железы начинают функционировать только к 8—10 годам. У только что родившегося ребенка кожа покрыта сыровидной смазкой, которую удаляют чистой пеленкой, ватным тампоном. Кожа у новорожденных отечная, бледноватая. После снятия смазки появляется гиперемия кожи с цианотическим отеком, так называемая физиологическая эритема новорожденных (физиологический катар). У недоношенных детей катар кожи еще более выражен по сравнению с доношенными детьми. Физиологический катар продолжается 1—2 дня, после чего появляются шелушение кожи и желтушное окрашивание кожи и склер. Это так называемая желтуха новорожденных. Она наблюдается у 80% здоровых доношенных детей. Ее продолжительность обычно не более 7—10 дней. У недоношенных детей желтушность сохраняется до 3—4 недель. Затянувшаяся желтуха у доношенного новорожденного всегда требует установления ее причин. В роддомах строго следят за показателями уровня билирубина у детей. Если его уровень превышает 320 ммоль/л, то проверяется наличие несовместимости крови плода и матери по группам крови и Kh-фактору. У ребенка может также быть врожденный гепатит, гемолитическая анемия, сепсис, атрезия желчевыводящих путей.

Кожа выполняет ряд функций. Во-первых — функцию защиты. Благодаря своей прочности она предохраняет организм от растяжения, давления, сжатия. У детей раннего возраста защитная функция снижена. Поэтому их кожа легко ранима, часто инфицируется, склонна к шелушению. Эти особенности создают предпосылки для появления на коже эритемы (покраснения), опрелости, себорейного дерматита (усиленное шелушение, продуктивное воспаление), мацерации.

Другая важная функция кожи — дыхательная. Чем меньше ребенок, тем в большей степени кожа выполняет дыхательную функцию. Вследствие малой толщины, богатого развития капилляров резорбция кислорода через кожу у ребенка в 8 раз выше, чем у взрослого.

Выделительная функция кожи у детей раннего возраста, по сравнению со старшими детьми, развита хуже. Потовые железы начинают функционировать приблизительно в 3 месяца. Чем меньше ребенок, тем хуже развита терморегуляция. Поэтому при изменении температуры окружающей среды ребенок легко охлаждается или перегревается. Кожа грудного ребенка испаряет жидкость. Из-за обилия сосудов она обладает повышенной всасывательной (резорбтивной) способностью. Поэтому для детей существуют строгие показания и противопоказания к назначению мазей, кремов и паст.

Кожа ребенка является также и сложным органом чувств. В ней заложено много рецепторов, воспринимающих раздражения внешней среды. У новорожденного и ребенка первых месяцев жизни кожа играет большую роль в приспособлении к факторам внешней среды. Кожа является также местом образования биологически активных веществ, необходимых для осуществления различных функций.

Исследование кожи

Кожа является «зеркалом» состояния ребенка. Для оценки состояния кожных покровов необходимо собрать тщательный анамнез, провести осмотр и пальпацию кожи. При сборе анамнеза обращают внимание на время появления тех или иных изменений на коже, что предшествовало появлению этих изменений (заболевание или контакт с инфицированными больными, прием какой-либо пищи, лекарственных средств и др.). Затем уточняют локализацию элементов поражения кожи, единичные они или множественные, как изменялись во времени по окраске, форме, величине элементов, появлению шелушения, наконец, были ли ранее подобные изменения.

Читайте также:  Смуглая кожа у ребенка 2 года

Осмотр кожи производят в хорошо освещенном теплом помещении, в проходящем потоке света. Детей раннего возраста раздевают догола. Детей более старшего возраста раздевают постепенно, но осматривают обязательно всю кожу сверху вниз. Особенно внимательно осматривают кожные складки, кожу за ушами.

Цвет кожи зависит от расы ребенка. Кожа европейцев обычно бледно-розового цвета, африканцев — темная, у монголоидов — с желтым оттенком. Цвет кожи зависит от количества красящего пигмента кожи (меланина).

У ребенка-европейца кожа под влиянием различных факторов может изменить цвет. Бледность характерна для анемии (падение уровня эритроцитов и гемоглобина), она сопровождается и бледностью слизистых оболочек. При сосудистых нарушениях (охлаждение, страх, рвота, сердечная недостаточность) наблюдается бледность только кожи. Желтушная окраска кожи характерна при гемолитических желтухах, каротинемии. Гиперемия кожи бывает при высокой или низкой температуре, при психическом возбуждении. Патологическая гиперемия кожи наблюдается при увеличении количества эритроцитов (эритроцитоз). Ограниченная гиперемия на лице в виде бабочки — симптом красной волчанки. Местная гиперемия кожи отмечается в очаге воспаления (воспаление суставов, раны, инфильтраты).

В первые 7 дней жизни у ребенка отмечается желтуха новорожденных. Наличие желтухи в дальнейшем свидетельствует о патологии (гепатиты). Желтушное окрашивание может появиться в связи с избыточным приемом каротина, каротинсодержащих продуктов (морковь, апельсины, мандарины). Другой причиной желтухи у детей может быть прием лекарств, содержащих красящие вещества (например, акрихина). Истинную (патологическую желтуху) нужно отличать от пищевой и лекарственной. При истинной желтухе помимо кожных покровов прокрашиваются склеры, верхнее небо, а при ложной желтухе нет.

Синюшность (цианоз) кожи обычно появляется при уровне оксигемоглобина крови ниже 95%. Цианоз может быть тотальным или периферическим, когда окрашиваются участки тела: пальцы рук и ног, носогубный треугольник, уши. Обычно цианоз возникает у детей с синдромом дыхательных расстройств, на фоне бронхита, пневмонии, ателектаза, попаданий инородного тела в легкие. Часто та или иная степень цианоза наблюдается при врожденных и приобретенных пороках сердца, при отравлении угарным газом или нитратами.

Бронзовая окраска кожи возникает на фоне гормональной недостаточности надпочечников.

При недостаточности витамина РР кожа имеет грязный цвет (пелагроидная).

У детей монголоидов можно обнаружить синюшные пятна на пояснице, которые исчезают к 5—6 годам.

При осмотре тела обращают внимание на развитие венозной сети, сосудистые образования (ангиомы), родимые пятна (невусы).

У новорожденных тщательно осматривают пупок, так как при инфицировании ребенка в этом месте может быть воспалительная реакция. Обращают также внимание на любые сыпи, которые появляются на коже. Характер сыпи самый разнообразный. Одни из них могут быть проявлением пищевой аллергии, другие — инфекционных заболеваний, третьи — заболевания самой кожи. У детей, страдающих атопическим дерматитом, можно отметить появление различных сыпей, гиперемию и мацерацию кожи.

Из морфологических элементов кожи обычно различают пузырек, пузырь, гнойничок, пятно, папулу, узел, волдырь, бугорок. Вторичными элементами являются чешуйка, корка, язва, рубец.

Кроме осмотра кожу необходимо пальпировать, проверив ее влажность, температуру и эластичность. Влажность и температуру определяют поглаживающими движениями ладонной и тыльной поверхностью руки. Эластичность определяют на тыльной стороне руки и животе при захватывании кожи большим и указательными пальцами. Когда кожу отпускают, складка должна быстро расправиться, что свидетельствует об эластичности кожи.

Подкожный жировой слой

У новорожденных детей подкожный жировой слой значительно отличается от взрослых. В первые месяцы жизни происходит значительный рост клеток подкожного жирового слоя. Чем меньше ребенок, тем жировые клетки мельче и в них содержатся ядра. С течением времени клетка накапливает жир, и ядра уменьшаются. Если подсчитать количество жировой ткани на килограмм массы тела, то можно отметить, что чем меньше ребенок, тем этот показатель больше (с 3 месяцев).

У детей до 5 —7 лет жировой ткани в полостях очень мало. Поэтому у них наблюдается легкая смещаемость органов.

Чем меньше ребенок, тем больше у него в подкожном жировом слое эмбриональной ткани, обладающей как жиронакапливающей, так и кровообразующей функцией.

В период новорожденное у всех детей имеются скопления бурой жировой клетчатки, расположенной в задней шейной области, вокруг щитовидной железы, в аксиллярной области. Основная функция этой ткани — теплопродукция, не связанная с мышечным сокращением. Под влиянием холодового раздражителя идет распад этой ткани с высвобождением большого количества тепла. Максимум способности к такому распаду наблюдается в первые дни после рождения, когда новорожденный приспосабливается к новым условиям существования. Если пониженная температура продолжает действовать на ребенка, то бурая жировая клетчатка быстро исчезает. А при голодании наблюдается другая реакция организма: сначала исчезает белая жировая клетчатка, а затем бурая.

К рождению у доношенного ребенка подкожный жировой слой уже развит равномерно, но максимальное развитие его происходит к 6-й неделе после рождения. На 4—6-й неделе подкожный жировой слой хорошо выражен на животе. С возрастом происходят изменения в степени развития и составе жировой ткани по полу и возрасту.

Методика исследования подкожного жирового слоя

Представление о распределении и количестве жировой ткани можно получить при осмотре ребенка. Окончательное суждение о развитии подкожного жирового слоя можно сделать при пальпации и измерении складок особым прибором — калипером.

Для субъективной оценки развития подкожной жировой клетчатки двумя пальцами (большим и указательным) захватывают кожу и подкожную клетчатку на определенном участке тела: на животе (слева или справа от пупка), на груди (у края грудины), под лопатками, на руках и ногах (внутренние поверхности плеча или бедра) и в области щек. При этом обращают внимание на толщину складки и ее симметричность.

Для проверки результатов используют специальные таблицы, номограммы, которые позволяют оценить общее развитие подкожного жирового слоя. При пальпации обращают внимание также на консистенцию подкожного жирового слоя.

У детей наблюдается уплотнение подкожного жирового слоя на отдельных участках или общее (склерема). Для определения отеков на ногах и других участках тела тремя-четырьмя пальцами нажимают на область голени. При отеках образуются ямки от пальцев. При уплотнении подкожного жирового слоя и при нормальном состоянии ямки не образуются. Отеки могут располагаться на лице, веках. При патологии наблюдаются общие отеки — анасарка.

Тургор тканей определяют на плече или бедре. Для этого всей ладонью захватывают внутренний слой в верхней трети плеча или бедра и сжимают до ощущения плотности, но не травмируя их. В нормальных условиях тургор у детей плотный, при его снижении выявляется дряблость тканей.

Источник