Срезать кожу с головы
Скальпирование – снятие части кожи вместе с волосами с головы поверженного или плененного противника – одна из наиболее ярких и, одновременно, наиболее загадочных составляющих комплекса боевых традиций в древних и традиционных культурах Старого и Нового Света.
Однако если для аборигенных культур Америки обряд скальпирования в деталях описан очевидцами, то для территории Евразии он в основном известен по ряду ранних исторических источников и общим наблюдениям по антропологическим материалам из погребений. Наиболее часто в этом контексте упоминаются данные Геродота по скифам (V в. до н.э.), Ксенофона о возвращении знаменитых «Десяти Тысяч» из Месопотамии в Грецию (March of the Ten Thousand), описания пыток, применявшихся сирийским царем Антиохом Епифанским (Antiochus Epiphanes) (III в. до н.э.), наблюдения византийского полководца Велисария (Belisarius) во время североафриканского похода против вандалов и остготов (V в.н.э.), а также отрывки из архивных подборок Флодарда Реймского (Flodoard of Rheims) (816-966 г.н.э.) о боевых обычаях англосаксов и франков [Геродот, 1972; Руденко, 1948, 1953; Axtell, Sturtevant, 1980; Murray, 1964; Owsley, 1994; Owsley, Berryman, 1975; Reese, 1940]. Следует при этом отметить, что после 9 в.н.э. никаких достоверных свидетельств о скальпировании в Европе не обнаружено.
В англоязычной и, особенно, в североамериканской литературе, феномену скальпирования посвящено значительное число публикаций. При этом четко прослеживаются три основные дискуссионные темы:
— существовал ли данный ритуал в доколумбовой Америке или был привнесен первыми переселенцами из Европы, и быстро адаптирован индейцами;
— насколько глубоко в древность уходят корни этого ритуала
— был ли он распространен повсеместно в пределах всего американского континента или же являлся прерогативой лишь определенных групп и племен.
Первые колонисты из Англии, Франции и Испании даже не имели точных слов в своих языках, чтобы описать ритуал, встреченный ими в Америке. Словосочетание “the hair-scalp”(«скальп» — англ. – scalp, sculp, дословно – «створка раковины») появилось лишь в 1667 г. До этого использовались различные варианты типа “skin of head” (кожа с головы), “cut off hair round about” (срезанная вкруговую кожа с волосами) и др. Самостоятельно термин “scalp” вошел в употребление не ранее начала 18 в. Одновременно он закрепляется и во французском, немецком и датском языках [Frederici, 1906].
В Северной Америке ко времени первых контактов с европейцами скальпирование практиковали различные племена, группы племен и племенные союзы от Карибских островов до Мексики и Гватемалы, и от Флориды до Канады [Satton, 2000]. Это подтверждается не только свидетельствами очевидцев, но и остеологическими данными по многочисленным индейским кладбищам 16-19 вв. [Neiburger, 1989; Newman, 1940; Snow, 1942 и др.]. Согласно последним, и в случае смерти оскальпированного, и в случае выживания на черепной коробке остаются хорошо читаемые следы от надрезов, предшествующих снятию скальпа, или же характерные следы от заживления [Humperl, Laughlin, 1959].
В легенде о Тристане и Изольде:»Тристан отрубил ему голову, обрезал волосы, обрамлявшие его лицо, и спрятал их за пазухой: он хотел показать их Изольде, чтобы порадовать сердце своей милой… Он обтер меч, вложил его в ножны, навалил на труп ствол дерева и, оставив окровавленное тело, направился, накинув капюшон, к своей милой.»https://www.mershavka.ru/articles/detail/4
Символы победы
Теперь очень кратко исследуем не менее аспект, который тесно связан с этой жестокостью. Я попробую, если не оправдать, то как-то символически объяснить смысл боевых трофеев, добытых Тристаном, чтобы доказать Изольде свою полную победу над врагами. Если вспомнить ритуалы и обычаи первобытных племен5, такие трофеи не представляют ничего особенного: мы совершенно спокойно относимся к тому, что американские индейцы снимали с убитых врагов скальп. Правда следует добавить, что этот р
Источник
А также почему «гуманные» датчане, итальянцы и германцы скальпировали преступников вплоть до Средних веков.
Индейский обычай снимать скальпы с врагов широко известен по художественной литературе и вестернам, но мало кто знает, что скальпирования не было в обычаях краснокожих племён. Его привезли с собой «просвещённые» европейцы из Старого Света и внедрили на американском континенте, щедро оплачивая серебром снятые с других белых людей клочки волос.
[object Object]
Обычай скальпирования врагов действительно был распространён в Древней Европе — к нему прибегали язычники, когда приносили в жертву богам человека. Так, в Рандерском болоте на территории Дании среди сохранившихся в торфе тел «болотных людей» были найдены останки оскальпированного человека, жившего две тысячи лет назад.
По идее, с приходом христианства обычай этот должен был кануть в Лету. Но ничего подобного не произошло, и «гуманные» датчане, итальянцы и германцы скальпировали преступников вплоть до Средних веков. Так, король Дании Кнуд Великий, живший в X веке, повелевал скальпировать вора, который попадался во второй раз. Обычай так карать преступников был жив на территории Северной Германии даже в XIII веке.
Были подобные традиции распространены и на территории современной России. Древний обычай скальпировать врагов учёные связывают с верованиями ариев в то, что душа человека или какая-то её часть находится в волосах. И, срезая их у побеждённого врага, победитель забирает себе его силу и навсегда лишает возможности ожить.
Однако археологи предполагают, что на территории Центральной России обычай этот не был распространён. На русской равнине было найдено всего три случая скальпирования: один в кургане Калиновского могильника под Волгоградом и два — в Республике Марий Эл в кургане у деревни Пепкино. Могилы датируются рубежом III и II тысячелетий до нашей эры и отстоят друг от друга на сотни лет. Скорее всего, речь идёт о пришельцах и врагах, которые вторгались на чужую территорию и убивали местных.
Кровожадные скифы
Живший в V веке до нашей эры в Галикарнасе греческий учёный Геродот писал о многочисленных зверствах скифов, которые собирали целые коллекции скальпов и бахвалились ими перед соплеменниками. Скальпы снимали не сразу, а после окончания битвы. Сначала скифы отрезали убитым врагам головы и как свидетельство собственной доблести привозили их в племя, где демонстрировали князьям.
[object Object]
После того как убийство было «официально» засвидетельствовано, скиф снимал с головы скальп, делая надрез по кругу и буквально одним движением вытряхивая из скальпа череп. Затем скальп обрабатывали, вычищали острой говяжьей костью, разминали и приторачивали к седлу в качестве украшения. Чем больше было таких украшений у скифского воина, тем он считался более доблестным.
Скальпы использовали не только как украшения, но и в качестве полотенца, обтирки, а самые свирепые бойцы шили из них плащи для устрашения врагов. Доходило до того, что менее удачливые воины делали украшения для своих лошадей, которые имитировали человеческие скальпы.
Казалось бы, подобная кровожадность могла быть лишь мифом, сказкой, придуманной древним историком для устрашения робких путешественников. Но нет! Археологические данные подтверждают существование зверского обычая. В середине XX века советские археологи нашли на Алтае курганы пазырыкской культуры скифов, живших в VI–III веках до нашей эры, при раскопках которых обнаружили останки оскальпированного воина.
В долине сибирской реки Обь был найден скифский могильник, где лежало уже восемь жертв скальпирования. Причём только шесть убитых скифов были суровыми древними воинами. Среди оскальпированных оказались шестидесятилетняя женщина и десятилетний мальчик. Можно только догадываться, какая трагедия разыгралась на Оби много веков назад.
В Новосибирской области у деревни Быстровка в захоронении каменской культуры советские археологи нашли три черепа с характерными круговыми повреждениями. Как выяснили эксперты, скальпы были сняты с уже убитых людей.
Сарматы и аланы
[object Object]
Обычай снимать с врага скальп был повсеместно распространён на территории между Азовским и Каспийским морями во время существования на юге России цивилизации сармато-аланских племён. Об этом писал историк IV века, римлянин Аммиан Марцеллин:
— В виде славных трофеев они (аланы. — Прим. Лайфа) навешивают вместо украшения на своих боевых коней кожи, содранные с отрезанных голов.
Подтверждает это и знаменитый аланский эпос «Нарты», бытующий у народов Северного Кавказа. В нём описывается скальпирование врагов героем эпоса Созрыко, который не просто их побеждает, но на правах победителя срезает с них скальпы, причём не только волосы, но и усы, и шьёт из них шубу.
Находки археологов подтверждают обычай скальпирования. Под Ростовом-на-Дону в могильнике «Новый» были найдены четыре жертвы этой жестокой традиции: три оскальпированных воина и юная семнадцатилетняя девушка.
Самоеды, манси и ханты
О том, что в Западной Сибири есть народы, которые снимали с врагов скальпы, свидетельствуют записки монаха-францисканца Иоганки, описывающего путешествие католических монахов-венгров в Сибирь в 1320 году. Монахи хотели увидеть, откуда вышел венгерский народ и посмотреть на обских угров.
Иоганка писал, что когда посланцы были на Урале, то встретили путешественника из Сибири, который рассказал им о стране снега, где можно передвигаться лишь на собаках. Там и жил народ, который «стягивал с головы мёртвого человека кожу с волосами и почитал её своим богом, а кожу, содранную с лица… держал в домах своих». Безусловно, речь шла о северных народах ханты, манси и самоедах, которые практиковали скальпирование ещё совсем недавно.
[object Object]
Традиция срезать скальп с врага встречается в фольклоре этих народов, герои которого срезали с неприятеля волосы с кожей и развешивали их на деревьях как подношение богам. Так угры поступали с теми, кому мстили за смерть близких. В одной из сказок родственники упрекали главного героя за то, что тот не мстит за смерть родителей:
— Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на вершине лиственницы висит? — вопрошали они у молодого героя.
При этом обские угры были единственными, кто снимал скальп с ещё живого врага. То есть победитель пытался лишить человека скальпа, а побеждённый всячески изворачивался, чтобы сохранить его. Скальпирование считалось крайним унижением воина, но не лишало его возможности быть похороненным с почестями. На раскопках Сайгатинского могильника под Сургутом в 1998 году был найден фрагмент человеческого черепа, отметины на котором говорили о том, что в XII веке враги оскальпировали ещё живого человека.
Подобный обычай был связан с верованиями северных народов в то, что у человека есть несколько душ и одна из них находится в волосах. Если их вырвать с корнем, то человек умрёт, никогда не вернётся на землю и не сможет отомстить убийце.
Известен случай, когда после войны с ненцами ханты выставили отрезанные головы противников вокруг озера Орнелум Цор для какого-то колдовского ритуала, а поскольку голов не доставало, дополнили их собачьими.
В некоторых случаях угры-победители ограничивались отсечением кос у побеждённых врагов. При этом часто срубалась и часть кости черепа, но человек оставался жить.
Источник
Практически каждый фильм, в котором появляются воинственные индейцы, отображает такой ритуал, как скальпирование – срезание волос с головы поверженного врага вместе с кожей. Правда, мало кто задумывается, зачем индейцы снимали скальпы и откуда пошел этот обычай. А ведь эта тема действительно интересна любому историку.
Когда был снят первый скальп
Конечно, однозначно ответить на вопрос о том, когда люди начали снимать скальпы с врагов, невозможно. Но точно известно, что индейцы не были первыми. По свидетельствам историков, у скифов был такой обычай еще в пятом веке до нашей эры. Наверняка схожие традиции существовали и в более древние времена.
Не исключено, что индейцы сохранили эту привычку после переселения из Азии в Северную Америку около 23 тысяч лет назад. Впрочем, можно предположить и то, что подобная традиция возродилась уже на месте, во время многочисленных и крайне жестоких войн между племенами.
Индейцы и с индейцев?
Сегодня многих людей интересует не столько то, зачем индейцы снимали скальпы, сколько то, кто их научил этому. Некоторые историки настойчиво доказывают, что эту жестокую традицию принесли именно первые европейские поселенцы, убивавшие местных жителей, чтобы освободить землю под пастбища и посевы.
Однако вопрос это довольно спорный. С одной стороны, свидетельства того, что европейцы действительно снимали скальпы, имеются. Начать следует с того, что в документах сохранились записи о том, что за убитых индейцев хорошо платили, а лучшим доказательством этого был скальп. Стоит отметить – сдавать их бросились не только белые люди, но и многие местные жители, которые все равно воевали друг с другом.
Но сомнительно, что традицию, забытую в Европе десятки тысяч лет назад, внезапно возродили сразу после переезда в Америку. А вот в преданиях самих индейцев, как и записях очевидцев, фигурирует, что аборигены активно снимали скальпы с убитых врагов.
Скальп врага как показатель мужества
Теперь вплотную подбираемся к вопросу о том, зачем индейцы снимали скальп с головы убитого (а порой и просто раненого или схваченного) врага.
В первую очередь это была статусная вещь. Сам факт наличия большого количества скальпов как бы говорил, что владелец – сильный воин, победивший в бою многих врагов. Но такой трофей обычно не был безымянным. Имя поверженных противников запоминали, и продемонстрировать вечером у костра кусок кожи с головы, сказав, кому раньше он принадлежал, считалось показателем великой доблести. Если уж герой сумел победить такого опасного врага, значит, он действительно заслуживает уважения.
Иногда скальп просто использовался как доказательство того, что определенный человек убит. Например, отомстив за убитых родственников, индеец обязательно срезал с головы поверженного противника кожу. Впрочем, это был не единственный трофей – также победитель мог отрубить у убитого руку, ногу или голову целиком. Однако они не были долговечными и просто портились. А вот тщательно выделанная кожа с волосами могла храниться на протяжении нескольких десятилетий, украшая костюм индейца или же гордо рея над его вигвамом.
Ритуальное значение
Впрочем, однозначно ответить, почему индейцы снимали скальпы, довольно сложно. Ведь некоторые эксперты также говорят о ритуальном смысле. Такая версия вполне имеет право на существование.
С волосами связано множество примет и суеверий не только у индейцев, но и у европейских народов. Например:
- Их нельзя просто выбрасывать после стрижки – нужно сжечь, закопать или бросить в текучую воду.
- Нельзя стричься беременным и людям перед серьезным испытанием.
- Детей нужно постригать не раньше, чем им исполнится год.
Многие народы считали, что в волосах хранится сила человека (вспомнить Самсона, которого обманом постригли, лишив сил). Поэтому, срезая с убитого врага волосы, воин становился сильнее, захватывая и его силу.
Имея на руках скальп, шаман мог провести сложнейший танцевальный ритуал, в результате которого душа бывшего владельца волос становилась навечно слугой победителя. Вот и еще одна причина для того, чтобы срезать кожу с головы убитого врага.
В целом же однозначно сказать, зачем индейцы снимали скальпы, очень сложно. Логичнее предположить, что свою роль играли все перечисленные выше причины. Или же, что в каждом племени существовали свои суеверия.
Глупо полагать, что все индейцы, населявшие Северную Америку, были единым народом. Это все равно, что объединить всех жителей Европы в единый народ «европейцы» – у каждой страны своя история, язык, традиции и культура. Точно так же обстояло дело у североамериканских индейцев, каких было немало: сиу, ирокезы, гуроны, пауни, майами, оттава, чероки, могикане, делаверы и десятки других. Некоторые были братскими, другие враждовали, а третьи вообще не знали ничего друг о друге, хотя и могли иметь схожие традиции.
Источник
Практически каждый фильм, в котором появляются воинственные индейцы, отображает такой ритуал, как скальпирование – срезание волос с головы поверженного врага вместе с кожей. Правда, мало кто задумывается, зачем индейцы снимали скальпы и откуда пошел этот обычай. А ведь эта тема действительно интересна любому историку.
Когда был снят первый скальп
Конечно, однозначно ответить на вопрос о том, когда люди начали снимать скальпы с врагов, невозможно. Но точно известно, что индейцы не были первыми. По свидетельствам историков, у скифов был такой обычай еще в пятом веке до нашей эры. Наверняка схожие традиции существовали и в более древние времена.
Не исключено, что индейцы сохранили эту привычку после переселения из Азии в Северную Америку около 23 тысяч лет назад. Впрочем, можно предположить и то, что подобная традиция возродилась уже на месте, во время многочисленных и крайне жестоких войн между племенами.
Индейцы и с индейцев?
Сегодня многих людей интересует не столько то, зачем индейцы снимали скальпы, сколько то, кто их научил этому. Некоторые историки настойчиво доказывают, что эту жестокую традицию принесли именно первые европейские поселенцы, убивавшие местных жителей, чтобы освободить землю под пастбища и посевы.
Однако вопрос это довольно спорный. С одной стороны, свидетельства того, что европейцы действительно снимали скальпы, имеются. Начать следует с того, что в документах сохранились записи о том, что за убитых индейцев хорошо платили, а лучшим доказательством этого был скальп. Стоит отметить – сдавать их бросились не только белые люди, но и многие местные жители, которые все равно воевали друг с другом.
Но сомнительно, что традицию, забытую в Европе десятки тысяч лет назад, внезапно возродили сразу после переезда в Америку. А вот в преданиях самих индейцев, как и записях очевидцев, фигурирует, что аборигены активно снимали скальпы с убитых врагов.
Скальп врага как показатель мужества
Теперь вплотную подбираемся к вопросу о том, зачем индейцы снимали скальп с головы убитого (а порой и просто раненого или схваченного) врага.
В первую очередь это была статусная вещь. Сам факт наличия большого количества скальпов как бы говорил, что владелец – сильный воин, победивший в бою многих врагов. Но такой трофей обычно не был безымянным. Имя поверженных противников запоминали, и продемонстрировать вечером у костра кусок кожи с головы, сказав, кому раньше он принадлежал, считалось показателем великой доблести. Если уж герой сумел победить такого опасного врага, значит, он действительно заслуживает уважения.
Иногда скальп просто использовался как доказательство того, что определенный человек убит. Например, отомстив за убитых родственников, индеец обязательно срезал с головы поверженного противника кожу. Впрочем, это был не единственный трофей – также победитель мог отрубить у убитого руку, ногу или голову целиком. Однако они не были долговечными и просто портились. А вот тщательно выделанная кожа с волосами могла храниться на протяжении нескольких десятилетий, украшая костюм индейца или же гордо рея над его вигвамом.
Ритуальное значение
Впрочем, однозначно ответить, почему индейцы снимали скальпы, довольно сложно. Ведь некоторые эксперты также говорят о ритуальном смысле. Такая версия вполне имеет право на существование.
С волосами связано множество примет и суеверий не только у индейцев, но и у европейских народов. Например:
- Их нельзя просто выбрасывать после стрижки – нужно сжечь, закопать или бросить в текучую воду.
- Нельзя стричься беременным и людям перед серьезным испытанием.
- Детей нужно постригать не раньше, чем им исполнится год.
Многие народы считали, что в волосах хранится сила человека (вспомнить Самсона, которого обманом постригли, лишив сил). Поэтому, срезая с убитого врага волосы, воин становился сильнее, захватывая и его силу.
Имея на руках скальп, шаман мог провести сложнейший танцевальный ритуал, в результате которого душа бывшего владельца волос становилась навечно слугой победителя. Вот и еще одна причина для того, чтобы срезать кожу с головы убитого врага.
В целом же однозначно сказать, зачем индейцы снимали скальпы, очень сложно. Логичнее предположить, что свою роль играли все перечисленные выше причины. Или же, что в каждом племени существовали свои суеверия.
Глупо полагать, что все индейцы, населявшие Северную Америку, были единым народом. Это все равно, что объединить всех жителей Европы в единый народ «европейцы» – у каждой страны своя история, язык, традиции и культура. Точно так же обстояло дело у североамериканских индейцев, каких было немало: сиу, ирокезы, гуроны, пауни, майами, оттава, чероки, могикане, делаверы и десятки других. Некоторые были братскими, другие враждовали, а третьи вообще не знали ничего друг о друге, хотя и могли иметь схожие традиции.
Заключение
На этом заканчиваем статью. В ней мы постарались максимально развернуто ответить на вопрос о том, зачем индейцы снимали скальпы. А заодно совершили небольшой экскурс в историю этих племен.
Источник