Способы обработки кожи своими руками
В стародавние времена жил в Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, потому и прозвище дали ему Кожемяка. Никто с ним силой сравниться не мог. Одолел в честном бою Никита даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. За подвиг никаких наград не захотел, а попросился обратно к себе домой кожи мять, потому как работа всех даров милее. Совсем не случайно назвал народ славного богатыря именно кожевенных дел мастером, потому как уже в те далекие времена кожемяки были в особом почете. А из кожи, каких только изделий не делали.
Кожевничество в России процветало уже в 6–7-м веках ,а в 1872 году в России насчитывалось уже 12939 кожевенных предприятий
Мы знаем что первой одеждой древнего человека были шкуры диких животных, а значительно позже люди научились изготовлять себе одежду из других натуральных и искусственных материалов. Наверное их можно назвать кожзаменителями? Однако все эти материалы только эмитируют некоторые свойства кожи, и ни один из них не заменит ее полностью
Итак, Художественная обработка кожи — что это?
Сама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшие одежды из шкур заменяются (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремни, сумки, обувь, доспехи (а с открытием бронзы — поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов.
Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций — свежевания и очистки — дерма превращается в недубленый полуфабрикат – голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. За тем, при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дубленому полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида.
Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов.
Что касается технических приёмов художественной обработки кожи, то их великое множество. Среди основных — тиснение, перфорация, плетение, пирография, гравировка, аппликация, интарсия.
1. ТИСНЕНИЕ
Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении худо-жественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ – тиснение с наполнением – вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем «обжимают» по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термо-тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.
2. ПЕРФОРАЦИЯ
Перфорация или высечка – один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.).
3. ПЛЕТЕНИЕ
Кто не знает, что такое «косичка» сплетенная из трех кожаных шнурков? Такой «косичкой» украшают одежду, шкатулки, её используют в качестве завязок, шнурка для подвесок и т.д. А если это «косичка» из четырех или шести шнурков? Это уже браслет. А если из двенадцати? Да плюс изящная пряжка? Да плюс узорные накладки? Замечательный получается ремень! А если использовать особое «круглое» плетение (т.е. когда коса имеет круглое сечение и не имеет оборотной стороны) то получится классическая ногайка. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение превращается в оплетку края (применяется для отделки одежды, обуви, сумок).
4. ПИРОГРАФИЯ
Пирография (выжигание) – прием новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.
5. ГРАВИРОВКА
Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже – юфть). Делается это так – на лицевую поверхность размоченной кожи, с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою четкость, а линии – толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.
6. АППЛИКАЦИЯ
В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлест».
7. ИНТАРСИЯ
По сути, тоже, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Прием очень древний. Пифагор упоминает о выполненных подобным образом таблицах, применявшихся в обрядах Пирамид. Другой пример – созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII-XII вв.), так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трехсот лет. Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске – тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.
Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения). Кожа стерпит всё, кроме одного – скуки…
Но из кожи можно делать ювелирные украшения в разных стилях от готики до хай-тека. И сочетать её можно почти с любыми материалами – деревом, керамикой, металлами, самоцветами, перламутром и т.д. Коже можно придать свойства других декоративных материалов – дерева, керамики, текстиля, или подчеркнуть ее собственные выразительные особенности в ювелирном изделии полностью выполненном из кожевенных материалов. Кожа многолика, и украшения из нее могут быть как предельно «светскими», так и абсолютно демократичными.
***
В старину из кожи делали сосуды для воды и вина, помещая внутрь кожаного мешка выделанный бычий пузырь или овечий желудок. Во Франции кожаные мешки для перевозки вина назывались «бутье» (отсюда, полагают, идет слово «бутыль»). Если верить фольклору и письменным источникам, сосуды для вина, тщательно сделанные из козьих и других шкур, в свое время не были чем-то из ряда вон выходящим. Такие сосуды известны у народов всего мира. С появлением стеклянных бутылей в Западной Европе, из кожи стали делать футляры для походных фляг. Кроме того, кожу, наряду с берестой, часто использовали для ремонта керамической утвари (подобная технология известна у славян, скандинавов и народов Севера).
Спасибо вам за то, что уделили внимание статье! Оставляйте комментарии, добавляйте в Избранное, ставьте Нравится!!
Источник
Как покрасить урезы кожаных изделий?
Сергей Соковин (sokovinlc)
Все мы задавались вопросом, как сделать красивый урез на своём изделии из натуральной кожи? Собирая информацию по крупицам из интернета я пришёл к такому методу.
Мастер-класс: изготавливаем брошь «мак» из кожи
BROSHKI-KROSHKI (Светлана)
Каждый мастер делает свои изделия по-своему. Вот я, например, люблю делать цветы более стилизованные, мне не очень нравится добавлять зелень или делать их максимально похожими на оригинал.
Мастер-класс: зимняя брошь из кожи и меха
BROSHKI-KROSHKI (Светлана)
Сделанная своими руками брошь с маленьким букетиком розочек из кожи и меха, привнесёт нарядную зимнюю нотку в ваш привычный гардероб, подарит ощущение праздника и привлечёт взгляды окружающих!
Прогулки по променаду: 4 кожаных изделия — 4 выкройки
Рюкзаки Сумки Кошельки Сечкина Юля
Это лето нас совсем не балует. От этого, еще больше мечтается о жарком солнце и теплом море. Мои мечтания вдохновили меня на создание комплекта кожаных аксессуаров и я предлагаю вам сшить со мной: 1.
Делаем кожаную флягу
Анна Кухта
Наглядный пошаговый процесс изготовления кожаной фляги Определяемся с формой сосуда.Вырезаем из кожи детали (я использую кожу растительного дубления толщиной 3-3,2мм).
Делаем синичку в витражной технике из кожи
BROSHKI-KROSHKI (Светлана)
Хочу поделиться с вами секретами витражной техники при изготовлении брошек из кожи. Мне кажется, что в данном исполнении я её придумала сама,…
Делаем яркий махровый цветок из кожи
BROSHKI-KROSHKI (Светлана)
Возможно, изготовление подобных цветочков многим знакомо, но тема недели «ультрамарин» подтолкнула меня к публикации очередного мастер-класса,…
Шьем женскую кожаную сумку
GrossonE ремни с гарантией
Сегодня шьем женскую сумку в подарок и для ассортимента 🙂 Будем использовать краст кожу, юфть толщиной 2 мм, нить вощеную 1 мм толщиной и много…
Делаем из кожи кошелек «Жаба». Часть 2
Ирина Новикова
Часть 1 мастер-класса здесь>> Основная работа проделана, и жаба уже почти готова. Осталось пришить фермуар. Пришиваю его от центра к краям.
Шьем сумку-пакет из кожи и ткани «Листопад»
Наталья (Ателье Mon-Cher)
Представляю вашему вниманию мастер-класс по пошиву сумочки-пакета. Давно мне хотелось сделать какой-нибудь мастер-класс, но то времени не хватало, то боязно как-то было…
Создаем колье из кожи «Осеннее настроение»
Светлана Храмовских (magiya-kozhi)
Люблю прогуливаться за городом в теплый осенний денек. Полевые травы уже окрашены золотом, яркие лучи солнца касаются тоненьких пушистых колосков, от…
Декор сумки «Осенний вальс»
Сумки и украшения
И охапки листвы шевеля,Красным пламенем бьется и медленно кружит,Вальс осенний. В анонсе конкурса «Красавица Осень» чудесные слова: Природа надевает самые роскошные наряды.
Создаем комплект «Осень в старом парке»
Светлана Храмовских (magiya-kozhi)
Сегодня я поведаю вам не просто подробное изложение того, как создать украшение из кожи, я решила приоткрыть занавес в сам процесс рождения своей работы, от вдохновения до воплощения.
Создаем колье для невесты «Нежность лилий»
МаринаТеплякова Мастерская радости
Необходимые материалы: — натуральная кожа трех цветов; — ножницы; — клей ПВА; — клей Момент Кристалл; — краска для тонировки; — проволока; — чокер-основа для колье. Итак, начали!
Учимся делать патинаж
Multimodelyer
Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом нанесения патины на обувь. Тема очень интересная и мало освещенная.
Источник
История художественной обработки кожи отражает историю развития технических и технологических приемов в декоративно – прикладном искусстве.
С давних времен человек украшал изделия из кожи золочением, резьбой и гравировкой, печатью и штампами. Издавна известны такие приемы художественной обработки кожи, как серебрение, техника аппликации, интарсия, вышивка по коже, тиснение, плетение.
Давайте рассмотрим некоторые способы художественной обработки кожи:
Драпировка и клеевая обтяжка
Художественный прием драпировка — один из самых эффектных и простых способов обработки кожи, его используют для декорирования любых изделий. Кожу обрабатывают клеем, и наклеивают на основу, быстро формируя складки в произвольном направлении или по заданному рисунку.
Художественный прием – клеевая обтяжка.
Все украшения на основе обтягивают кожей с обеих сторон. Простейший способ — односторонняя обтяжка. Для изнанки выкраивайте детали без учета припуска, а припуски всегда сшерфовывают. Благодаря чему место соединения станет совсем незаметно. Иногда обтяжку начинают с изнанки.
Художественный прием – термообработка.
Термообработка
Существует два вида термообработки – на открытом огне (пламя свечи) и прожаривание.
Обработка кожи на свече — заготовленные детали из кожи обрабатываются на зажженной свече, быстрым движением едва касаясь пламени
Прожаривание – на сковороде, и специальными инструментами для создания цветов. Под воздействием температуры кожа «вздувается» и изделие становится выпуклым, такой способ обработки кожи чаще всего используется при изготовлении листьев и цветов.
Художественный прием – аппликация.
Это наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. При аппликации возможно соединение «внахлест».
Плетение
Художественный прием – плетение.
Этот прием заключается в соединении нескольких полосок кожи, при работе с этим приемом часто применяют элементы макраме. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).
Художественный прием – перфорация.
Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. При помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента.
Перфорация
Художественный прием – батик.
Рисунок наноситься готовым расплавленным парафином. Затем выполняется рисунок цветом. Места, закрытые воском, сохраняют свой первоначальный цвет, после росписи воск удаляется, чаще такой отделке подвергают кожу натурального цвета.
Эту технику используют в настенных панно, при изготовлении переплетов. Украшения, изготовленные в технике батика, пользуются большой популярностью.
Художественный прием – золочение.
Для этого применяют термофольгу. Термофольгу вместе с калькой прикрепите к коже, проводят выжигательным аппаратом, нагретой иглой или шилом, переводя рисунок на кожу.
Художественный прием – выжигание (пирография).
Инструменты пригравировки
В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов, при помощи разогретых штампов и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.
Художественный прием – тиснение.
Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки — когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы.
Тиснение
Тиснение с наполнением — под слой предварительно увлажненной юфти подкладывают элементы будущего рельефа, вырезанные из картона или кусочков шоры. При высыхании кожа твердеет и «запоминает» рельефный декор.
Термо тиснение — выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.
Художественный прием – гравировка (резьба).
Применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами. На лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской.
Гравировка
Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.
Интарсия
Художественный прием – интарсия.
Этот процесс основан на инкрустации — фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». По предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции, по приготовленным лекалам из кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи клея или эмульсии ПВА.
Существует множество приёмов и способов обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях.
Источник