Сестринский уход при заболеваниях кожи и пупка
Лекция №3 Тема 4.01.5.
Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях кожи и пупка у детей
Для развития гнойно-септических заболеваний огромное значение имеют несколько факторов.
Первый фактор: Фагоцитарная активность значительно снижена, фагоцитоз носит незавершенный характер, у детей пассивный иммунитет в основном связанный с IgG, которые переданы ребенку от матери через плацентарный барьер (для других иммуноглобулинов он непроходим), активный ответ быстро истощается.
Второй фактор: в элиминации бактерий и токсинов из организма принимают участие все внутренние органы выделения (легко возникают гнойные очаги).
Третий фактор: защитные барьеры кожи и слизистых несовершенны: снижена толщина эпидермиса почти на 30% от взрослых; слабо развита базальная мембрана между эпидермисом и дермой, поэтому эпидермис легко отделяется от дермы (быстро возникают пузыри при инфекции); слабо развиты защитные функции при растяжении, травме, сжатии; выделяется значительное количество токсинов и продуктов метаболизма.
Бактериальные инфекции у детей в основном протекают с локальными поражениями в первую очередь кожи, конъюнктивы и пупочной ранки, а затем и других органов. Генерализация процесса происходит только при наличии неблагоприятного фона, в настоящее время это в основном при сопутствующем внутриутробном инфицировании или при постнатальном инфицировании особо вирулентными возбудителями или их значительным количеством.
Типичные патогенные микроорганизмы, инфицирующие и вызывающие заболевания в перинатальном периоде:
1. Бетта-гемолитические стрептококки группы В
2. Escherichia coli
3. Klebsiella
4. Streptococcus pneumoniae
5. Staphylococcus aureus
6. Chlamydia trachomatis и другие
Типичные возбудители, вызывающие заболевания в постнатальном периоде:
1. Staphylococcus aureus
2. Staphylococcus epidermidis
3. Pseudomonas aerugenosa
4. Candida albicans
5. Espherichia coli
6. Klebsiella pneumoniae
7. Clostridium
8. Bacteroides
9. Энтерококк и др.
ПУЗЫРЧАТКА НОВОРОЖДЕННЫХ
Развивается чаще на 1-2 неделе жизни. Появляются пузыри в диаметре от 0.5 до 2 см., от единичных до многих десятков. Вокруг пузыря красный ободок. Содержимое вначале прозрачное, но вскоре мутное. Целостность пузырей быстро нарушается и обнажается эрозивная поверхность, нередко кровоточащая. Частая локализация — шея, живот, конечности. Высыпания толчками, сыпь полиморфна. Общее состояние ребенка ухудшается, появляются симптомы инфекционного токсикоза. Тяжесть соответствует степени кожного поражения: температура до 38-40. Ребенок становится вялым, плохо берет грудь, появляется жидкий стул, плохая прибавка в весе. Продолжительность заболевания до 2-3 недель. Пузырчатка является наиболее контагиозной формой стафилодермии.
Лечение: местное — пузыри вскрываются, эрозивная поверхность обрабатывается анилиновыми красителями (как при везикулопустулезе); общее — антибактериальная терапия с учетом чувствительности микроорганизмов в обычных терапевтических дозах, обычно одним курсом 7-10 дн.
ЭКСФОЛИАТИВНЫЙ ДЕРМАТИТ РИТТЕРА
Тяжелейшая форма пузырчатки новорожденных. Начинается на 4-6 день, иногда на 2-3 день жизни. Появляется гиперемия и мацерация кожи вокруг рта и пупка, процесс очень быстро распространяется на туловище и конечности, отслаивается эпидермис, образуются пузыри, они быстро лопаются, обнажая обширные эррозии. На конечностях кожа сходит пластами в виде чулок или перчаток. Прогноз при этом заболевании крайне неблагоприятный. Встречается в настоящее время редко.
Лечение: местное — обработка антисептическими препаратами, антибактериальные суспензии, мази. Общее — активная антибактериальная комбинированная терапия (лучшее сочетание — цефалоспорины 3-4 поколения + аминогликозиды); дозы септические ( в 2 раза выше терапевтических); повторные курсы до достижения эффекта. Инфузионная терапия с целью дезинтоксикации и коррекции гиповолемии (с эрозивной поверхности теряется большое количество жидкости) — плазма, плазмозаменители, клисталлоиды.
ФЛЕГМОНА НОВОРОЖДЕННЫХ
Очень тяжелое заболевание с поражением не только кожи, но и подкожной клетчатки. Это гнойно-некротическое поражение. Инфицирование происходит или через кожу, или гематогенным путем. Вначале появляется пятно- участок гиперемии, окруженный багровым кольцом. Напоминает рожистое воспаление. Пятно увеличивается, отторгается кожа и подкожная клетчатка, образуется участок некроза. Самой частой локализацией флегмоны является задняя поверхность туловища, реже поражаются конечности, шея, грудь. Основной особенностью при данном заболевании является чрезвычайно быстрое распространение некроза (несколько часов, сутки) и увеличение размеров поражения. Общее состояние очень тяжелое. Выражены симптомы инфекционного токсикоза. При флегмоне необходима ранняя диагностика и срочное хирургическое вмешательство. В тяжелых случаях в процесс могут вовлекаться мышцы, ткани омертвевают, отторгаются вплоть до костей. Прогноз в таких случаях неблагоприятный.
Лечение: местное — участок поражения вскрывается (делаются разрезы в шахматном порядке 1.5-2 см в пределах здоровых тканей, дренажи); затем накладывается повязка с гипертоническим раствором (25% раствор сернокислой магнезии, меняют каждые 8-12 часов). Общая — комбинированная антибактериальная терапия с учетом чувствительности микроорганизмов, если такой возможности нет — стартовая терапия цефалоспоринами 3-4 поколения + аминогликозиды (дозы септические, в 2 раза выше терапевтических с максимально возможной частотой введения, лучше внутривенно). Инфузионная терапия с целью дезинтоксикации и коррекции метаболических расстройств. Это заболевания очень часто приводит к развитию генерализованного процесса (сепсиса) с кожными входными воротами.
ПСЕВДОФУРУНКУЛЕЗ
Чаще развивается у детей после периода новорожденности. Воспалительный процесс локализуется в выводных протоках потовых желез, которые у детей раннего возраста относительно широки, чаще всего это волосистая часть головы. Правильнее говорить о множественном абсцессе кожи.
Образуются узлы синюшно-багрового цвета, размером от горошины до лесного ореха. В центре воспалительного очага быстро намечается флюктуация. При вскрытии абсцесса выделяется густой гной зеленовато-желтого цвета. После заживления образуется рубец. Множественные абсцессы у детей иногда сопровождаются симптомами инфекционного токсикоза.
Лечение: местное — волосы сбривают, голову хорошо моют с мылом и обрабатывают антисептическими анилиновыми красителями, абсцессы вскрывают и накладывают повязки с гипертоническим раствором. Общее — антибактериальную парентеральную терапию проводят при обширном поражении и всегда при наличии симптомов инфекционного токсикоза. Курс 7-10 дн. Дозы обычные.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ПУПОЧНОЙ РАНКИ
Физиология. При современном методе обработки пуповинного остатка (наложение металлической скобки) отпадение пуповинного остатка происходит на 3-5 день, реже позднее. У здорового ребенка в течение нескольких дней рана покрывается эпителием. Полностью эпителизация наступает к 12-14 дню. Инфицирование может произойти как во время первичной обработки пуповины, так и при дальнейшем уходе за пуповинным остатком и пупочной ранкой. Следует также напомнить, что после первичной обработки пуповины образуют 2 тромба в пупочных артериях, которые являются наиболее частой локализацией инфекции.
Мокнущий пупок
Пупочная ранка мокнет, образуется серозное или серозно-гнойное отделяемое, которое засыхает в корочки.
Гнойный (флегмонозный) омфалит – характеризуется распространением воспалительного процесса на ткани вокруг пупочного кольца (подкожно-жировую клетчатку, пупочные сосуды) и выраженными симптомами интоксикации. Гнойный омфалит может начаться с симптомов катарального омфалита. Клинические проявления: Кожа вокруг пупка гиперемирована, отечная, отмечается расширение венозной сети на передней брюшной стенке. Пупочная ранка представляет собой язву, покрытую фибринозным налетом, при надавливании из пупка выделяется гнойное содержимое. Пупочная область постепенно начинает выбухать над поверхностью живота, т.к. в воспалительный процесс постепенно вовлекаются глубжележащие ткани. Пупочные сосуды воспалены (утолщаются и прощупываются в виде жгутов). Состояние ребенка тяжелое, выражены симптомы интоксикации, он вялый, плохо сосет грудь, срыгивает, повышается То тела до фебрильных цифр, отсутствует прибавка в массе тела. При этой форме омфалита состояние ребенка всегда расценивается, как тяжелое, т.к. возможно метастазирование гнойных очагов и развитие сепсиса. Некротический омфалит встречается крайне редко, является осложнением флегмонозного у детей с низким иммунитетом. Клинические проявления: Кожа вокруг пупка становится багрово-цианотичного цвета. Некроз тканей быстро распространяется на все слои с образованием глубокой раны. Состояние ребенка крайне тяжелое, выражены симптомы интоксикации. Эта форма омфалита в большинстве случаев заканчивается сепсисом
Общие принципы лечения: правильная обработка пупочной ранки; хорошо расширить пупочное кольцо и обработать раствором перекиси водорода, затем ватным жгутиком, обильно смоченным в растворе антисептических жидкостей (применяют 1% раствор брилиантиновой зелени, или 3-5% раствор перманганата калия), обрабатывают стенки и дно пупочной ранки). При гнойном омфалите, после обработки перекисью водорода, накладывают повязку с 25% сернокислой магнезии, а через 2-3 часа — повязку с эмульсией антибиотиков. На область пупка применяют физиотерапию: УВЧ, УФО. Если инфильтрация значительна и захватывает околопупочную область, определяется флюктуация, делают разрезы в шахматном порядке, затем гипертонический раствор, дренажи. Общая терапия — антибиотики с учетом чувствительности 7-10 дн. в обычной дозе, однако, учитывая то, что пупочная ранка чаще всего является входными воротами для сепсиса, необходимо очень точно определить эффективность проводимой терапии, возможно с заменой препарата при малой продуктивности лечения.
ГНОЙНЫЙ КОНЪЮНКТИВИТ
У новорожденного и детей первых месяцев жизни это довольно частое заболевание. Связано, как правило, с инфицированием в родах, или постнатально в родильном доме. Физиологическая основа — наличие у значительной части новорожденных нарушения проходимости носо-слезного канала.
Симптомы: слезотечение с одной или с обеих сторон и гнойное отделяемое от незначительного до обильного.
Лечение: при отсутствии дакриоцистита — закапывание на конъюнктиву или 20% раствор сульфацила натрия, а лучше 0.25% раствор левомицетина. При врожденном дакриоцистите — зондирование носо-слезного канала для восстановления проходимости с последующим закапыванием вышеперечисленных растворов.
СЕПСИС
Для развития сепсиса необходимы определенные условия:
· неблагоприятный преморбидный фон (внутриутробное инфицирование, как вирусами, так и бактериями;
· постнатальное инфицирование особо вирулентными микроорганизмами или их большим количеством;
· морфо-функциональная незрелость; недоношенность;
· длительное наличие локальных очагов инфекции и др.),
· несостоятельность иммунной системы (вторичные или первичные иммунодефициты),
· нерациональная антибактериальная терапия в раннем неонатальном периоде (подавление доминирующей флоры и рост субдоминирующей) и др.
Для развития септического процесса необходимо время: при интранатальном и постнатальном инфицировании процесс развивается после взаимодействия макро и микроорганизма примерно через 2 недели. Однако, при внутриутробном инфицировании — может молниеносно.
Классификация сепсиса
1. В зависимости от входных ворот: — кожный, легочный, пупочный, отогенный, кишечный, почечный, криптогенный (с неустановленными входными воротами)
2. По этиологии: — стафилококковый, стрептококковый, пневмококковый, вызванный условно-патогенной флорой, менингококковый и др.
3. По клинической картине:
— септикопиемия (наличие гнойных очагов),
— септицемия (токсемия),
4. По течению:
— острое,
— вялое (подострое, затяжное).
Критерии генерализованного процесса.
Признаки и симптомы бактериальной инфекции:
1. Клинические признаки сепсиса:
· респираторный дистресс синдром неясной этиологии,
· непереносимость кормлений неясной этиологии (частые срыгивания, рвота, анорексия, уплощение весовой кривой, гипотрофия),
· нестабильность температуры,
· сонливость, раздражительность,
· изменение цвета кожных покровов (бледность, субиктеричность, серый колорит),
· вздутие живота, диспепсические расстройства,
· гепатоспленомегалия,
· угнетение функций ЦНС.
Для клинической практики важна совокупность этих проявлений, каждый отдельный не может быть основанием для утверждения о наличии инфекции.
2. Лабораторные признаки сепсиса.
1. Периферическая кровь:
· лейкоцитоз или лейкопения,
· нейтрофилез, сдвиг влево,
· ранняя анемия,
· тромбоцитопения,
· ускоренное СОЭ.
2. Геморрагический синдром (дефицит витамина К, ДВС-синдром, тромбоцитопения):
· повышенная кровоточивость в месте инъекций,
· петехии,
· гематурия и др.
3. Биохимическое исследование крови:
· гипопротеинемия,
· гипоальбуминемия,
· диспротеинемия,
· повышение АЛТ, АСТ при гепатите,
· повышение С-реактивного протеина, ДФА.
4. Положительные результаты исследования гемокультуры на высоте лихорадки.
5. Наличие нескольких очагов воспаления.
6. Отечный синдром: отеки преимущественно в области передней брюшной стенки, лобка и нижних конечностей.
7. Изменение паренхиматозных органов:
· гепатомегалия (токсическое поражение печени, или гепатит с прямой гипербилирубинемией),
· спленомегалия — реже.
8. Температурная реакция не характерна.
ПУПОЧНЫЙ СЕПСИС
Входные ворота: пупочная ранка. Как было сказано ранее, у ребенка в пупочных артериях (2) после отделения пуповины образуются тромбы. Напомню, что пупочные артерии несут венозную кровь. При неблагоприятных условиях происходит инфицирование, развивается тромбартериит пупочных сосудов, местный процесс, а затем генерализация.
К л и н и ч е с к а я к а р т и н а :
1. Симптомы инфекционного токсикоза, перечисленные ранее.
2. Местные симптомы:
· поражение пупка и сосудов,
· симптом “вторично” вскрывшегося пупка,
· вздутие живота (венозная сеть, блестящая поверхность передней брюшной стенки),
· симптом Краснобаева (напряжение прямой мышцы живота на стороне пораженного сосуда),
· пальпация пупочных сосудов,
· появление гноя в пупочной ранке (симптом тюбика).
Д и а г н о з устанавливается на основании местных симптомов, ранее перечисленных критериев септического процесса и лабораторных показателей.
Лекция №3 Тема 4.01.5.
Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях кожи и пупка у детей
Для развития гнойно-септических заболеваний огромное значение имеют несколько факторов.
Первый фактор: Фагоцитарная активность значительно снижена, фагоцитоз носит незавершенный характер, у детей пассивный иммунитет в основном связанный с IgG, которые переданы ребенку от матери через плацентарный барьер (для других иммуноглобулинов он непроходим), активный ответ быстро истощается.
Второй фактор: в элиминации бактерий и токсинов из организма принимают участие все внутренние органы выделения (легко возникают гнойные очаги).
Третий фактор: защитные барьеры кожи и слизистых несовершенны: снижена толщина эпидермиса почти на 30% от взрослых; слабо развита базальная мембрана между эпидермисом и дермой, поэтому эпидермис легко отделяется от дермы (быстро возникают пузыри при инфекции); слабо развиты защитные функции при растяжении, травме, сжатии; выделяется значительное количество токсинов и продуктов метаболизма.
Бактериальные инфекции у детей в основном протекают с локальными поражениями в первую очередь кожи, конъюнктивы и пупочной ранки, а затем и других органов. Генерализация процесса происходит только при наличии неблагоприятного фона, в настоящее время это в основном при сопутствующем внутриутробном инфицировании или при постнатальном инфицировании особо вирулентными возбудителями или их значительным количеством.
Типичные патогенные микроорганизмы, инфицирующие и вызывающие заболевания в перинатальном периоде:
1. Бетта-гемолитические стрептококки группы В
2. Escherichia coli
3. Klebsiella
4. Streptococcus pneumoniae
5. Staphylococcus aureus
6. Chlamydia trachomatis и другие
Типичные возбудители, вызывающие заболевания в постнатальном периоде:
1. Staphylococcus aureus
2. Staphylococcus epidermidis
3. Pseudomonas aerugenosa
4. Candida albicans
5. Espherichia coli
6. Klebsiella pneumoniae
7. Clostridium
8. Bacteroides
9. Энтерококк и др.
Источник
Îñíîâíûå ïðè÷èíû, ôàêòîðû ðèñêà è ñèìïòîìû èíôåêöèîííûõ è ãíîéíî-âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé ïóïêà ó íîâîðîæäåííûõ. Ìåòîäû ñåñòðèíñêîãî óõîäà è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé êîæè è ïóïî÷íîé ðàíêè, ëå÷åáíàÿ òåðàïèÿ è ïðåäîòâðàùåíèå îìôàëèòà, ñåïñèñà, ãàíãðåíû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru
Êóðñîâàÿ ðàáîòà
ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó ìîäóëþ (ÏÌ) 02. Ó÷àñòèå â ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêîì è ðåàáèëèòàöèîííîì ïðîöåññàõ
ÌÄÊ 02.01. Ñåñòðèíñêèé óõîä ïðè ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ è ñîñòîÿíèÿõ
Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïóïêà
Ââåäåíèå
ãíîéíûé ïóïîê ñåïñèñ îìôàëèò
Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà âðà÷ ïåðåðåçàåò ïóïîâèíó, êîòîðàÿ ñâÿçûâàëà íîâîðîæäåííîãî è ìàòü â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîé æèçíè, ÿâëÿÿñü ïèòàòåëüíûì èñòî÷íèêîì ïëîä. È î÷åíü âàæíî ïðàâèëüíî â ïåðâûå äíè îñóùåñòâëÿòü óõîä çà ïóïêîì, ÷òîáû íå ïðîèçîøëî èíôèöèðîâàíèå.
Ïîñëå òîãî, êàê ïóïîâèíà ïåðåðåçàíà, åå íåáîëüøàÿ ÷àñòü, îñòàâëåííàÿ íàä ñêîáîé (ïðèùåïêîé) ìóìèôèöèðóåòñÿ, ñòàíîâèòñÿ ñóõîé è îòïàäàåò, îáû÷íî íà ýòî òðåáóåòñÿ îò 4-5 äî 10 äíåé. Íàäî çàìåòèòü, ÷òî çàæèâëåíèå ìîæåò ïðîèñõîäèòü äîëüøå, â çàâèñèìîñòè îò òîëùèíû ïóïîâèíû.
Ïîñëå îòïàäàíèÿ îñòàòêà ïóïîâèíû, îñòàåòñÿ îòêðûòàÿ ðàíêà, íàçûâàåìàÿ ïóïî÷íîé è êîòîðóþ íåîáõîäèìî îáðàáàòûâàòü äëÿ èñêëþ÷åíèÿ ïðîíèêíîâåíèÿ èíôåêöèè è áûñòðîãî çàæèâëåíèÿ ïóïî÷êà íîâîðîæäåííîãî.
Ãíîéíî-ñåïòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ïóïêà ó íîâîðîæäåííûõ ïî ÷àñòîòå è ïî ïðàêòè÷åñêîé çíà÷èìîñòè çàíèìàþò îäíî èç ïåðâûõ ìåñò â ñòðóêòóðå çàáîëåâàåìîñòè äåòåé 1-ãî ìåñÿöà æèçíè. Ãíîéíàÿ èíôåêöèÿ ïóïêà èìååò ðàçíîîáðàçíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ñðåäè êîòîðûõ ìîæíî âñòðåòèòü äîâîëüíî âûðàæåííûé ëîêàëüíûé ïðîöåññ áåç òÿæåëûõ îáùèõ ñåïòè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, à òàêæå òÿæåëóþ êàðòèíó ñåïñèñà ïðè ñàìûõ íåçíà÷èòåëüíûõ ìåñòíûõ âîñïàëèòåëüíûõ ÿâëåíèÿõ. Ãíîéíàÿ èíôåêöèÿ ïóïêà — íåðåäêèé èñòî÷íèê ñåïñèñà ó ìàëåíüêèõ äåòåé è òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà.
Àêòóàëüíîñòü èññëåäîâàíèÿ:
Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ðîëü êîæè íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà î÷åíü âåëèêà. Êîæà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çàùèòíûé îðãàí, ó äåòåé ýòà ôóíêöèÿ âûðàæåíà ñëàáåå. Êîæà íîâîðîæäåííîãî áîëåå ðàíèìàÿ, ÷àñòî èíôèöèðóåòñÿ. Ñêëîííîñòü äåòñêîé êîæè ê ìàöåðàöèè, èíôèöèðîâàííîñòè, âûñîêàÿ ãèäðîôèëüíîñòü, îáèëüíîå êðîâîñíàáæåíèå îáóñëàâëèâàåò, ïðè íàðóøåíèè ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ òðåáîâàíèé ïðè óõîäå çà íîâîðîæäåííûì, ñâîåîáðàçíûå ïðîÿâëåíèÿ êîæíûõ ñèìïòîìîâ è ðàçëè÷íûå îñëîæíåíèÿ, âåäóùèå ê òÿæåëûì, ÷àñòî ìîëíèåíîñíûì ïîñëåäñòâèÿì è ãèáåëè ðåáåíêà.
Öåëü è çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:
Äàòü ïîíÿòèå î ïðè÷èíàõ, ôàêòîðàõ ðèñêà, êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿ êîæè ïóïî÷íîé ðàíêè íîâîðîæäåííîãî.
Ïðåäîñòàâèòü ñâåäåíèÿ îá îñîáåííîñòÿõ óõîäà è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿìè êîæè è ïóïî÷íîé ðàíêè ñ ó÷åòîì ïðàâèëüíîãî âûõàæèâàíèÿ íîâîðîæäåííûõ ñ äàííîé ïàòîëîãèåé è óñëîâèÿìè ðåàëèçàöèè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà.
Íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêèõ è ìîðôîëîãè÷åñêèõ äàííûõ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ôîðìû: êàòàðàëüíûé îìôàëèò (ìîêíóùèé ïóïîê), ôóíãóñ ïóïêà, ãíîéíûé, ôëåãìîíîçíûé è íåêðîòè÷åñêèé îìôàëèòû. Ïðè ïîðàæåíèè ïóïî÷íûõ ñîñóäîâ ãîâîðÿò î ôëåáèòå è àðòåðèèòå.
1. Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç
Ïðîâåä¸ííûå áàêòåðèîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ âûÿâëÿþò çíà÷èòåëüíûé ñïåêòð áàêòåðèé, âûçûâàþùèõ îìôàëèòû. Ýòî êàê ãðàìïîëîæèòåëüíûå ìèêðîîðãàíèçìû (ñòàôèëîêîêêè, ñòðåïòîêîêêè), òàê è ãðàìîòðèöàòåëüíûå (êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà, ïðîòåé, ñèíåãíîéíàÿ ïàëî÷êà è äð.). Àíàýðîáû ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé ãàíãðåíû ïóïî÷íîãî êàíàòèêà.
Âîçáóäèòåëü ïðîíèêàåò â òêàíè, ïðèëåæàùèå ê ïóïêó, òðàíñïëàöåíòàðíî, ÷åðåç êóëüòþ ïóïîâèíû èëè ÷åðåç ïóïî÷íóþ ðàíêó ïîñëå õèðóðãè÷åñêîé îáðàáîòêè ïóïîâèííîãî îñòàòêà, âûçûâàÿ ïðîäóêòèâíîå, ãíîéíîå èëè íåêðîòè÷åñêîå âîñïàëåíèå. Èíôåêöèÿ ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è ôèêñèðóåòñÿ â ïóïî÷íûõ ñîñóäàõ. Êàòåòåðèçàöèÿ ïóïî÷íîé âåíû ó íîâîðîæä¸ííûõ óâåëè÷èâàåò ÷àñòîòó âîçíèêíîâåíèÿ ôëåáèòîâ. Ðàñïðîñòðàíåíèå âîñïàëåíèÿ ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ôëåãìîíû â îáëàñòè ïóïêà. Ïðè òðîìáîôëåáèòå ïóïî÷íîé âåíû èíôåêöèîííûé ïðîöåññ ïî âîðîòíîé âåíå ìîæåò ïåðåéòè âî âíóòðèïå÷¸íî÷íûå å¸ ðàçâåòâëåíèÿ ñ îáðàçîâàíèåì ãíîéíûõ î÷àãîâ ïî õîäó âåí äàæå ïîñëå çàæèâëåíèÿ ïóïî÷íîé ðàíêè.
2. Îìôàëèò
Îìôàëèò — ýòî âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â îáëàñòè ïóïî÷íîé ðàíêè. Ïóïî÷íàÿ ðàíêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âåñüìà óäîáíûå âõîäíûå âîðîòà äëÿ ïðîíèêíîâåíèÿ ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ.
Âûäåëÿþò òðè ôîðìû îìôàëèòà:
* êàòàðàëüíûé
* ôëåãìîíîçíûé (ãíîéíûé)
* íåêðîòè÷åñêèé.
Êàòàðàëüíûé îìôàëèò (ìîêíóùèé ïóïîê) —ðàçâèâàåòñÿ ïðè çàìåäëåííîé ýïèòåëèçàöèè ïóïî÷íîé ðàíêè.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ: (ñì. ïðèëîæåíèå 1)
· Ïóïî÷íàÿ ðàíêà ìîêíåò, âûäåëÿåòñÿ ñåðîçíîå îòäåëÿåìîå, äíî ðàíêè ïîêðûâàåòñÿ ãðàíóëÿöèÿìè, âîçìîæíî îáðàçîâàíèå êðîâÿíèñòûõ êîðî÷åê, îòìå÷àþòñÿ ëåãêàÿ ãèïåðåìèÿ äíà ðàíêè è óìåðåííàÿ èíôèëüòðàöèÿ ïóïî÷íîãî êîëüöà.
· Ïðè çàòÿíóâøåìñÿ ïðîöåññå ýïèòåëèçàöèè íà äíå ðàíêè ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ôóíãóñ.
· Ñîñòîÿíèå íîâîðîæäåííîãî, êàê ïðàâèëî, íå íàðóøåíî, Òîòåëà íîðìàëüíàÿ, ïóïî÷íûå ñîñóäû íå ïàëüïèðóþòñÿ.
Ïðè ñâîåâðåìåííîé äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèè çàæèâëåíèå ïóïî÷íîé ðàíêè ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü. Ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ, âîçìîæíî ðàñïðîñòðàíåíèå ïðîöåññà íà ïðèëåãàþùèå ê ïóïêó òêàíè è ïóïî÷íûå ñîñóäû.
Ãíîéíûé (ôëåãìîíîçíûé) îìôàëèò —õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàñïðîñòðàíåíèåì âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà òêàíè âîêðóã ïóïî÷íîãî êîëüöà (ïîäêîæíî-æèðîâóþ êëåò÷àòêó, ïóïî÷íûå ñîñóäû) è âûðàæåííûìè ñèìïòîìàìè èíòîêñèêàöèè. Ãíîéíûé îìôàëèò ìîæåò íà÷àòüñÿ ñ ñèìïòîìîâ êàòàðàëüíîãî îìôàëèòà.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ:
· Êîæà âîêðóã ïóïêà ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íàÿ, îòìå÷àåòñÿ ðàñøèðåíèå âåíîçíîé ñåòè íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå.
· Ïóïî÷íàÿ ðàíêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ÿçâó, ïîêðûòóþ ôèáðèíîçíûì íàëåòîì, ïðè íàäàâëèâàíèè èç ïóïêà âûäåëÿåòñÿ ãíîéíîå ñîäåðæèìîå.
· Ïóïî÷íàÿ îáëàñòü ïîñòåïåííî íà÷èíàåò âûáóõàòü íàä ïîâåðõíîñòüþ æèâîòà, ò.ê. â âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ïîñòåïåííî âîâëåêàþòñÿ ãëóáæåëåæàùèå òêàíè.
· Ïóïî÷íûå ñîñóäû âîñïàëåíû (óòîëùàþòñÿ è ïðîùóïûâàþòñÿ â âèäå æãóòîâ).
· Ñîñòîÿíèå ðåáåíêà òÿæåëîå, âûðàæåíû ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè, îí âÿëûé, ïëîõî ñîñåò ãðóäü, ñðûãèâàåò, ïîâûøàåòñÿ Òîòåëà äî ôåáðèëüíûõ öèôð, îòñóòñòâóåò ïðèáàâêà â ìàññå òåëà.
Ïðè ýòîé ôîðìå îìôàëèòà ñîñòîÿíèå ðåáåíêà âñåãäà ðàñöåíèâàåòñÿ, êàê òÿæåëîå, ò.ê. âîçìîæíî ìåòàñòàçèðîâàíèå ãíîéíûõ î÷àãîâ è ðàçâèòèå ñåïñèñà.
Íåêðîòè÷åñêèé îìôàëèòâñòðå÷àåòñÿ êðàéíå ðåäêî, ÿâëÿåòñÿ îñëîæíåíèåì ôëåãìîíîçíîãî ó äåòåé ñ íèçêèì èììóíèòåòîì.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ:
· Êîæà âîêðóã ïóïêà ñòàíîâèòñÿ áàãðîâî-öèàíîòè÷íîãî öâåòà.
· Íåêðîç òêàíåé áûñòðî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà âñå ñëîè ñ îáðàçîâàíèåì ãëóáîêîé ðàíû.
· Ñîñòîÿíèå ðåáåíêà êðàéíå òÿæåëîå, âûðàæåíû ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè.
Ýòà ôîðìà îìôàëèòà â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ çàêàí÷èâàåòñÿ ñåïñèñîì.
3. Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ íîâîðîæäåííûõ ñ ëîêàëüíûìè ôîðìàìè ãíîéíî-âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé
Äåòÿì ñ êàòàðàëüíûì îìôàëèòîì áåç íàðóøåíèÿ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ è ïðè ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííîì óõîäå ëå÷åíèå ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Êîðî÷êè ñ ïóïî÷íîé ðàíêè ñíèìàòü 3% ðàñòâîðîì ïåðåêèñè âîäîðîäà, ïîäñóøèâàòü 95î(70% ðàñòâîðîì) ýòèëîâîãî ñïèðòà 2-3 ðàçà â äåíü.
Îñòàëüíûå ôîðìû ëîêàëèçîâàííûõ ãíîéíî-ñåïòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé òðåáóþò ñòàöèîíàðíîãî ëå÷åíèÿ.
1. Îõðàíèòåëüíûé ðåæèì, ïî âîçìîæíîñòè îòäåëüíûé ñòåðèëüíûé áîêñ, èñïîëüçîâàòü ñòåðèëüíîå áåëüå.
2. Êîðìëåíèå ðåáåíêà ãðóäíûì ìîëîêîì, ñïîñîá âñêàðìëèâàíèÿ ïî ñîñòîÿíèþ.
3. Ëåêàðñòâåííàÿ òåðàïèÿ:
* Àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû: êîìáèíàöèÿ íåñêîëüêèõ àíòèáèîòèêîâ ðàçíûìè ïóòÿìè ââåäåíèÿ (àìïèöèëëèí ñ àìèíîãëèêîçèäàìè èëè öåôàëîñïîðèíàìè). Ñìåíà êóðñîâ êàæäûå 7-10 äíåé.
* Äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ òåðàïèÿ, ïîääåðæàíèå ÎÖÊ: ïëàçìà, 5% ðàñòâîð ãëþêîçû, èçîòîíè÷åñêèå ðàñòâîðû ýëåêòðîëèòîâ, àëüáóìèí, ðåîïîëèãëþêèí.
* Èììóíîêîððèãèðóþùàÿ òåðàïèÿ: ñïåöèôè÷åñêèé èììóíîãëîáóëèí, ïðåïàðàòû êðîâè, ïëàçìû.
* Ìåñòíîå ëå÷åíèå ïèåìè÷åñêèõ î÷àãîâ (îìôàëèò).
* Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ è ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ: ôåðìåíòû, âèòàìèíû, ñåðäå÷íûå ïðåïàðàòû, áèîïðåïàðàòû, àíãèîïðîòåêòîðû, äåçàãðåãàíòû, àíòèêîàãóëÿíòû è ò.ä.
4. Ôèçèîòåðàïèÿ: ÑÂ×, ÓÂ× è ò.ä.
5. Ôèòîòåðàïèÿ: ëå÷åáíûå âàííû ñ íàñòîÿìè ÷åðåäû, ðîìàøêè, çâåðîáîÿ, îòâàðàìè êîðû äóáà, áåðåçîâûõ ïî÷åê.
4. Ãàíãðåíà ïóïî÷íîé êóëüòè
 ñâÿçè ñ ñîâåðøåíñòâîâàíèåì ìåòîäîâ îáðàáîòêè ïóïîâèíû ýòî çàáîëåâàíèå â ïîñëåäíèå ãîäû âñòðå÷àåòñÿ î÷åíü ðåäêî. Èíôèöèðîâàíèå êóëüòè ïóïîâèíû ïðîèñõîäèò â ïðîöåññå óõîäà çà íåé ïðè íàðóøåíèè ïðàâèë àñåïòèêè.
Êëèíèêà.
Îñòàòîê ïóïîâèíû íå ìóìèôèöèðóåòñÿ, à ñòàíîâèòñÿ âîñïàëåííûì, âëàæíûì, íàáóõøèì, ïðèîáðåòàåò ãðÿçíî-áóðûé öâåò, èçäàåò íåïðèÿòíûé çàïàõ. Âíà÷àëå îáùåå ñîñòîÿíèå ðåáåíêà íå ñòðàäàåò, à çàòåì ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà òåëà, îòìå÷àåòñÿ ïîòåðÿ àïïåòèòà, ïîÿâëÿåòñÿ âÿëîñòü. Ïðè îòïàäåíèè ãàíãðåíîçíîé ïóïîâèíû îñòàåòñÿ ãíîÿùàÿñÿ äëèòåëüíî íå çàæèâàþùàÿ ðàíêà, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ ñåïñèñà.
Ëå÷åíèå.
Ïîêàçàíî íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêîâ. Ìåñòíîå ëå÷åíèå çàêëþ÷àåòñÿ â ñêîðåéøåì óäàëåíèè îñòàòêà ïóïîâèíû ïóòåì îòñå÷åíèÿ êóëüòè ñ ñîáëþäåíèåì âñåõ ïðàâèë àñåïòèêè. Ðàíêó ïðèæèãàþò 5 % ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà, à â ïîñëåäóþùèå äíè — 3 % ðàñòâîðîì íèòðàòà ñåðåáðà. Ïðè ïîÿâëåíèè îòå÷íîñòè è ãèïåðåìèè êîæè âîêðóã ïóïêà ïîêàçàíî íàçíà÷åíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð — óëüòðàôèîëåòîâîãî îáëó÷åíèÿ è òîêîâ ÓÂ×.
ðàñòâîðîâ, èììóíîêîððåêòîðîâ è ìåñòíûõ ñðåäñòâ. Ïñåâäîôóðóíêóëåçîì áîëåþò â îñíîâíîì íîâîðîæäåííûå è äåòè äî ãîäà. Ê çàáîëåâàíèþ ïñåâäîôóðóíêóëåçîì ïðåäðàñïîëîæåíû îñëàáëåííûå äåòè ñ ãèïîòðîôèåé
5. Ïóïî÷íûé ñåïñèñ
Ïóïî÷íûé ñåïñèñ — ýòî èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå íîâîðîæäåííûõ âñëåäñòâèå ïðîíèêíîâåíèÿ áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ â êðîâü ÷åðåç ïóïî÷íóþ ðàíêó.
Ñàìûé ÷àñòûé âîçáóäèòåëü — ñòàôèëîêîêê.
Ñèìïòîìû ïóïî÷íîãî ñåïñèñà
Ïëîõîå çàæèâëåíèå ïóïî÷íîé ðàíêè. Ìåñòíîå íàãíîåíèå â îáëàñòè ïóïêà, ãëóáîêèå ôëåãìîíû (ãíîéíèê áåç ÷åòêèõ ãðàíèö) è àáñöåññû (ãíîéíèê ñ ÷åòêèìè ãðàíèöàìè, â êàïñóëå), êîæà âîêðóã ïóïêà èçìåíåíà (ïîêðàñíåíèå, îòåê, ïðèïóõëîñòü), èíîãäà çàìåòíû îòå÷íîñòü è íåçíà÷èòåëüíîå íàïðÿæåíèå áðþøíîé ñòåíêè. Îòêàç îò åäû, îñòàíîâêà èëè íåäîñòàòî÷íàÿ ïðèáàâêà â âåñå. Ñ 3-é íåäåëè æèçíè ðåáåíêà — ðâîòà, íåóñòîé÷èâûé ñòóë, ïàäåíèå âåñà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, êîæíûå ïîêðîâû ñåðîâàòî-æåëòûå ñ ðàçëè÷íûìè ãíîéíè÷êîâûìè âûñûïàíèÿìè è ìåëêèìè êðîâîèçëèÿíèÿìè, ó÷àùåííîå ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå, îäûøêà. Ïëîõîé ñîí, áåñïîêîéñòâî ðåáåíêà. Âîçìîæíû ñóäîðîãè.
6. Ôîðìû
Ïîñòåïåííî ðàçâèâàþùååñÿ çàáîëåâàíèå ñ ìàëîñèìïòîìíûì âîëíîîáðàçíûì òå÷åíèåì (÷åðåäîâàíèå ïåðèîäîâ óõóäøåíèÿ è óëó÷øåíèÿ).
Îñòðûé, áûñòðî ðàçâèâàþùèéñÿ ïðîöåññ — ñåïòèöåìèÿ (íàëè÷èå â êðîâè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà áîëåçíåòâîðíûõ áàêòåðèé è èõ òîêñèíîâ):
íàáëþäàåòñÿ â îñíîâíîì ó íåäîíîøåííûõ è îñëàáëåííûõ äîíîøåííûõ äåòåé;
âûðàæåííûå ÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè (îòðàâëåíèÿ) îðãàíèçìà áåç âèäèìûõ ëîêàëüíûõ ãíîéíî-âîñïàëèòåëüíûõ î÷àãîâ.
Ñåïòèêîïèåìèÿ — îáðàçîâàíèå ìíîæåñòâåííûõ ãíîéíûõ î÷àãîâ — àáñöåññû (îãðàíè÷åííûé ó÷àñòîê ãíîéíîãî ðàñïëàâëåíèÿ òêàíè), ôëåãìîíû (ðàçëèòîå (áåç ÷åòêèõ êðàåâ) ãíîéíîå âîñïàëåíèå æèðîâîé êëåò÷àòêè) â ëåãêèõ, ïî÷êàõ, ìèîêàðäå, ïå÷åíè, ðåæå — â ñóñòàâàõ, êîñòíîì ìîçãå.
Ïðè÷èíû
Èíôèöèðîâàíèå ïóïî÷íîé ðàíêè (îìôàëèò) íà ëþáîì ýòàïå åå çàæèâàíèÿ (÷àùå îò 2-3 äî 10-12 äíåé, à ïðè íàêëàäûâàíèè ñêîáêè íà êóëüòþ — äî 5-6 äíåé).
Ïîñëå ââåäåíèÿ ëåêàðñòâåííûõ ðàñòâîðîâ â ïóïî÷íóþ âåíó (ïðè îæèâëåíèè ðåáåíêà è ïðè ïåðåëèâàíèè êðîâè ó áîëüíîãî ñ ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíüþ).
Áûñòðîå ðàçâèòèå áàêòåðèåìèè (ïîïàäàíèå ìèêðîîðãàíèçìîâ â êðîâü â áîëüøîì êîëè÷åñòâå) â ðåçóëüòàòå ñî÷åòàíèÿ ôàêòîðîâ:
íåäîñòàòî÷íàÿ çðåëîñòü ñîñóäîâ ïóïîâèíû, ïîâûøåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü êîæè íîâîðîæäåííûõ;
íåçðåëîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû.
×àùå âîñïàëåíèå ðàçâèâàåòñÿ ïàðàëëåëüíî — è â àðòåðèè, è âåíå êóëüòè ïóïî÷íîãî êàíàòèêà.
7. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå
Àíàëèç àíàìíåçà çàáîëåâàíèÿ è æàëîá (ñî ñëîâ ðîäèòåëåé) — êîãäà ïîÿâèëèñü ïåðâûå ñèìïòîìû (ïîêðàñíåíèå â îáëàñòè ïóïêà, îòêàç îò åäû, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà è ò. ä.), êàê áûñòðî îíè íàðàñòàëè, èçìåíÿëèñü.
Îáùèé îñìîòð — îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà: ñïîêîåí èëè ïîñòîÿííî ïëà÷åò, îöåíèâàåòñÿ öâåò êîæè, åå òåìïåðàòóðà è âëàæíîñòü, òîíóñ ìûøö òåëà, ðèòìè÷íîñòü è ÷àñòîòà äûõàíèÿ.
Îñìîòð ïóïî÷íîé ðàíêè.
Ëàáîðàòîðíîå îïðåäåëåíèå âîçáóäèòåëÿ (ïîñåâ êðîâè, ÈÔÀ, ÏÖÐ).
Ñðî÷íàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííûå îòäåëåíèÿ ïàòîëîãèè íîâîðîæäåííûõ.
Ñàíàöèÿ î÷àãà èíôåêöèè (õèðóðãè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ñ ìàêñèìàëüíûì óäàëåíèåì íåêðîòè÷åñêèõ òêàíåé è ãíîÿ, ïðîìûâàíèå àíòèñåïòèêàìè).
Àíòèáèîòèêîòåðàïèÿ.
Áîðüáà ñ îáåçâîæèâàíèåì (âíóòðèâåííîå âëèâàíèå ðàñòâîðîâ).
Ïðè íåîáõîäèìîñòè — ïåðåëèâàíèÿ êðîâè íåáîëüøèìè äîçàìè.
Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðè êðîâîòå÷åíèÿõ — ïîâûøåííûå äîçû âèòàìèíîâ Ñ è Ê, ïðè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàçíà÷àþò êîôåèí è ò. ï.).
Ïðàâèëüíûé óõîä çà íîâîðîæäåííûì (íå äîïóñêàòü êîíòàêòà ðàíêè ñ ìî÷îé è ôåêàëèÿìè, òðàâì ïîÿñêîì ïîäãóçíèêà, íå ïåðåãðåâàòü ðåáåíêà è ò.ï.). Ïî âîçìîæíîñòè — ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå (ãðóäíîå ìîëîêî ñîäåðæèò ìíîãèå ôàêòîðû èììóííîé çàùèòû).
8. Îñëîæíåíèÿ è ïîñëåäñòâèÿ ñåïñèñà
ÄÂÑ-ñèíäðîì (äèññåìèíèðîâàííîå âíóòðèñîñóäèñòîå ñâåðòûâàíèå, îïàñíîå íàðóøåíèå ñâåðòûâàíèÿ êðîâè).
Âèðóñíî-áàêòåðèàëüíàÿ ïíåâìîíèÿ (âîñïàëåíèå ëåãêèõ).
ßçâåííûé ýíòåðîêîëèò (âîñïàëåíèå òîëñòîé, òîíêîé è ïðÿìîé êèøîê, ïðîòåêàþùåå ñ îáðàçîâàíèåì ÿçâ íà èõ ïîâåðõíîñòè).
Ãíîéíûé îòèò (âîñïàëåíèå óõà).
Ïðîôèëàêòèêà ïóïî÷íîãî ñåïñèñà
9. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ãíîéíûõ çàáîëåâàíèÿõ
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ — íàó÷íûé ìåòîä îðãàíèçàöèè è îêàçàíèÿ ñåñòðèíñêîé ïîìîùè, âûïîëíåíèÿ ïëàíà óõîäà çà òåðàïåâòè÷åñêèìè ïàöèåíòàìè, èñõîäÿ èç îïðåäåëåííîé ñèòóàöèè, â êîòîðîé íàõîäÿòñÿ ïàöèåíò è ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà. Ïëàí óõîäà ñîñòàâëÿåòñÿ ìåäñåñòðîé ïî ñîãëàñîâàíèþ ñ ïàöèåíòîì äëÿ ðåøåíèÿ åãî ïðîáëåì.
Öåëü ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà — ïîääåðæàíèå è âîññòàíîâëåíèå íåçàâèñèìîñòè ïàöèåíòà â óäîâëåòâîðåíèè îñíîâíûõ ïîòðåáíîñòåé îðãàíèçìà â ñîîòâåòñòâèè ñ ðàçðàáîòàííûìè àìåðèêàíñêèì ïñèõîëîãîì À. Ìàñëîó è ìîäåðíèçèðîâàííûìè Â. Õåíäåðñîí åæåäíåâíûìè ïîòðåáíîñòÿìè ÷åëîâåêà â åãî ïîâñåäíåâíîé äåÿòåëüíîñòè
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник