Санбюллетень уход за кожей
Кожа — это наружный покров тела человека, который защищает нас от широкого спектра внешних воздействий, в том числе от болезнетворных микроорганизмов, синтезирует витамин Д, участвует в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кожа является органом выделения, через поры из организма удаляется большое количество опасных веществ.
Общая поверхность кожи у человека достигает 1,5 м², вес — у взрослых около 18%, у новорожденных — около 20% веса всего тела. Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки.
В процессе жизни человека кожа изменяется. У ребенка она тонкая, нежная, легко ранимая, снабжена кровью более обильно; подкожная жировая клетчатка толще, чем у взрослых; терморегуляция и потоотделение несовершенны. К 6–8 годам кожа детей по строению и функциям приближается к коже взрослого.
При старении кожа постепенно увядает: уменьшается наполнение ее кровью, ослабляются функции сальных и потовых желез, частично они атрофируются. Истонченная кожа местами напоминает папиросную бумагу, теряет эластичность. Подкожная жировая клетчатка истончается, местами полностью исчезает. На сухой, неравномерно пигментированной коже появляются ороговевшие участки, она покрывается мелкими и глубокими морщинами, процессы восстановления кожи ухудшаются.
Можно с уверенностью сказать, что именно кожа является зеркалом здоровья человека, его привычек, возраста, диеты, образа жизни. А для того, чтобы она была здоровой, необходимо тщательно за ней ухаживать и строго соблюдать правила гигиены. Ведь микроорганизмы в буквальном смысле погибают на чистой коже, а на грязной — прекрасно живут и размножаются, провоцируя различные заболевания и подрывая наш иммунитет. На одном квадратном сантиметре эпидермиса человека, причем здорового, находится одновременно от 100 тыс. до 3 млн микроорганизмов! В то же время, если поместить бактерии на предварительно очищенную кожу рук — их количество буквально через 10 минут уменьшиться на 85%.
Гигиенические навыки следует прививать уже в детстве, закреплять в школьные годы и прочно вводить в распорядок дня с начала трудовой деятельности. Значение гигиены кожи очень велико: благодаря ей можно добиться того, чтобы кожа оставалась красивой, молодой и здоровой.
Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний.
Гигиенические правила
Основных гигиенических правил не так много. Их суть сводится к очищению, увлажнению, питанию и защите. Для того чтобы кожа успешно выполняла свои многочисленные функции, необходимо соблюдать следующие правила:
— мойтесь каждый день теплой водой с использованием специальных средств (туалетное или детское мыло, гель и т. п.);
— по возможности чаще меняйте белье, носки, чулки, колготки или гольфы;
— если кожа сухая или чешется, смажьте ее кремом или мазью;
— не выдавливайте прыщи, не пытайтесь вскрыть гнойники: на их месте может начаться воспаление;
— заметив на своем теле сыпь, незамедлительно обратитесь в медицинское учреждение;
— употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, молока; если вы будете получать с пищей достаточно витаминов и минеральных веществ, то кожа будет чистой и гладкой;
— избегайте продуктов питания, вызывающих у вас аллергическую реакцию;
— в холодную погоду защищайте кожу от обморожения;
— в лесу или в поле не трогайте незнакомые растения, так как среди них могут быть ядовитые, вызывающие раздражение кожи;
— если вы случайно пролили на себя кислоту или другое химическое вещество, немедленно смойте их проточной водой с мылом;
— если одежда из синтетических тканей или каких-либо других материалов вызывает у вас раздражение кожи, не носите ее;
— тщательно следите за руками, их необходимо мыть водой комнатной температуры: придя с улицы, после посещения туалета, перед едой, после игры с животными. После мытья рук, рекомендуется пользоваться кремом, чтобы не сушить и предотвращать ее от трещин. Для сухой кожи лучше подойдет косметическое мыло, для жирной — нейтральное;
— ежедневный уход за ногами.
Источник
Отмершие клетки рогового слоя эпидермиса, пот и выделения сальных желез скапливаются на коже, препятствуют её нормальному функционированию и создают благоприятные условия для развития различных микроорганизмов, присутствующих в окружающей среде. На фотографии — колонии бактерий, выращенных в лаборатории из отпечатка грязных рук. Некоторые из бактерий относятся к болезнетворным.
Нерегулярный уход за кожей может стать причиной кожных заболеваний.
В месте закупорки протоков сальных желез размножаются бактерии и развивается воспалительный процесс. На коже появляются прыщи, фурункулы и карбункулы. В подростковом возрасте из-за гормональной перестройки организма иногда на лице и на теле появляется одновременно большое количество прыщей. Это сильно ухудшает состояние кожи и приводит к психологическим проблемам. При неправильном уходе за такой кожей (выдавливании, недостаточной очистке) могут быть осложнения, а на месте воспалительных узелков остаются шрамы.
Кожа подвержена также заразным заболеваниям. Паразитический клещ чесоточный зудень вызывает чесотку. Он живёт в коже: прогрызает в ней ходы, откладывает яйца, питается её частицами, отравляет своими выделениями. Кожа покрывается красными пятнами, появляется сильный зуд. При несвоевременном лечении клещ может поражать также внутренние органы.
Паразитические грибки вызывают микозы. Одно из таких заболеваний — стригущий лишай (микроспория). Передаётся он обычно от бродячих животных. Грибок разрушает волосяной покров. На месте поражения волосы обламываются и образуются проплешины. Поражается также наружный слой кожи.
Любые изменения кожного и волосяного покрова требуют врачебной консультации и при своевременном применении назначенных врачом лекарственных средств вылечиваются.
Постоянно выделяющийся пот, кожное сало приводят к появлению неприятного запаха. На грязной коже быстро размножаются микроорганизмы, поэтому поверхность кожи необходимо регулярно очищать. Для этого всё тело обмывают тёплой водой с мылом. Ежедневный душ позволяет содержать тело в чистоте и удаляет с кожи всё лишнее. Необходимо также своевременно менять и стирать одежду, особенно соприкасающееся с кожей бельё.
Особый уход требуется за кожей рук. При выполнении работы по дому или в огороде руки следует защищать перчатками.
Ноги также требуют тщательного ухода. В закрытой обуви они потеют, кожа увлажняется. Может появляться неприятный запах. Постоянная повышенная влажность способствует развитию грибков. Поэтому ежедневное мытьё ног в тёплой воде с мылом — обязательная гигиеническая процедура.
Надо следить за состоянием ногтей, так как под ними может скапливаться грязь и большое количество микроорганизмов. Ногти постоянно растут, и их регулярно обрезают. Ногти на руках стригут каждую неделю, на ногах — не реже одного раза в две недели.
Надо регулярно ухаживать за волосами. На их поверхности накапливается кожное сало, частицы пыли. Уход за волосами — это регулярное мытьё и расчёсывание.
Большое значение для нормального функционирования кожи имеет правильный выбор одежды и обуви. Одежда не может стеснять движений, она должна защищать от переохлаждения и перегревания, пропускать воздух и водяные пары. Правильно подобранная обувь позволяет свободно передвигаться, защищает от перепадов температуры, не натирает ноги.
Источник
Слайд 1
ГИГИЕНА КОЖИ. ЦЕЛИ УРОКА: Ознакомиться с правилами гигиены кожи, одежды, обуви, причинами и мерами профилактики кожных заболеваний, с приемами оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. Научиться обосновывать правила гигиены кожи.
Слайд 2
Содержать тело в чистоте (душ, ванна, баня). Ухаживать за кожей лица, рук, ног, тела. (умываться, стричь регулярно ногти, пользоваться кремами, лосьонами и т.д.) Регулярно менять нижнее белье и носки. Регулярно мыть волосы, состригать секущиеся концы. Гигиена кожи и волос
Слайд 3
Одежда и обувь должны: Соответствовать размерам Позволять коже дышать. Соответствовать погоде и сезону года. Соответствовать виду деятельности. Быть чистыми. Гигиена одежды и обуви
Слайд 4
Первая помощь при повреждении кожи . Поверхность вокруг раны нужно обработать настойкой иода, можно промыть раствором перекиси водорода. Наложить стерильную повязку. 3) В случае попадания в рану земли следует обратиться в лечебное учреждение, где будет введена противостолбнячная сыворотка.
Слайд 5
Первая помощь при ожогах Ожоги – это повреждения тканей при действии раскаленных предметов, химических веществ, электрического тока, солнечных лучей, при соприкосновении с огнем.
Слайд 6
1 и 2 степени- место ожога промыть холодной водой, обработать раствором питьевой соды, наложить стерильную повязку. 3 и 4 степени — на обожженный участок нужно наложить стерильную повязку и немедленно обратиться к врачу. Первая помощь при ожогах
Слайд 8
Обморожение – это повреждение тканей, вызванное их переохлаждением. Первая помощь при обморожениях
Слайд 9
Обморожение I степени. Первые признаки – чувство жжения, покалывания с последующим онемением поражённого участка. Затем появляются кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными. Омертвения кожи не возникает. К концу недели после обморожения иногда наблюдается незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает к 5 — 7 дню после обморожения. Первая помощь : Дать горячее питье и медленно согреть обмороженный участок (теплыми руками, дыханием или постепенно повышая температуру воды). Потом закрыть стерильной повязкой
Слайд 10
Обморожение II степени. Признаки: образование в первые дни пузырей, наполненных прозрачным содержимым. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1 – 2 недель. Рубцы не образуются. При обморожении II степени после согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при обморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение. Первая помощь : Дать горячее питье и медленно согреть обмороженный участок (теплыми руками, дыханием или постепенно повышая температуру воды). Потом закрыть стерильной повязкой
Слайд 11
Обморожение III степени — пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи с развитием в исходе обморожения рубцов. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2 — 3-й неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до 1 месяца. Первая помощь : закрыть сухим стерильным бинтом и сделать теплоизолирующую повязку
Слайд 12
Обморожение IV степени — омертвение всех тканей, отсутствие пузырей при развившемся значительно отёке, утрата чувствительности Первая помощь : закрыть сухим стерильным бинтом и сделать теплоизолирующую повязку и к врачу
Слайд 13
ПРИ ОБМОРОЖЕНИЯХ НЕЛЬЗЯ: РАСТИРАТЬ СНЕГОМ СМАЗЫВАТЬ ЖИРОМ РАЗОГРЕВАТЬ МЕСТА ОБМОРОЖЕНИЯ ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ
Слайд 14
Домашнее задание на период карантина Задание по § 40 (стр. 206-207). Написать: Причины кожных заболеваний: …? Признаки и причины стригущего лишая и чесотки :…? Меры профилактики кожных заболеваний ( нужно записать исходя из причин).
Слайд 15
Повторение Какова общая поверхность кожи взрослого человека? Сколько слоев различают в коже? Какие? Что относиться к производным кожи? Где в коже располагаются кровеносные и лимфатические сосуды? Почему летом человек загорает? Где в коже расположены кровеносные и лимфатические сосуды? Какое происхождение имеют потовые и сальные железы? Как называется верхний слой собственно кожи? Где расположены клетки, образующие пигмент меланин? Какие функции выполняет кожа?
Источник
Цели урока:
- Образовательная — показать связь с
процессами, происходящими во всем организме; - Развивающая — развивать гигиенические
понятия о гигиене одежды, обуви, кожи; - Воспитательная — воспитывать
гигиенические навыки учащихся.
Тип урока — комбинированный
Эпиграф (на доске) «Беда наша в том,
что мы впервые задумываемся о своем здоровье
только в том случае, когда начинаем терять его,
когда уже «поломан механизм» и нужно думать о
починке». К.М. Быков
Формы работы на уроке — групповая,
индивидуальная, работа в парах.
Методы — самостоятельная работа,
словесно-наглядно практическая работа.
Приемы — сравнение, обобщение, анализ.
Оборудование:
- Таблица «Кожа»;
- Рельефная таблица «Кожа человека»;
- Бумажные салфетки, блюдца с водой, лезвие
безопасной бритвы, мыло; - Коллекция «Лен и продукты его переработки»,
«Хлопок»;
Оформление доски — средства по уходу
за волосами, кремы для сухой, нормальной и жирной
кожи, санбюллетень с информацией по уходу за
волосами, кожей лица, рук, ног и рецепты народной
косметологии
Подготовительная часть —
индивидуальные задания сообщения.
Этапы урока.
I. Организационный этап.
- Приветствие;
- Определение отсутствующих;
- Проверка готовности к уроку;
- Организация внимания.
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке
мы с вами поговорим о правилах личной гигиены.
Как вы думаете, надо ли говорить о здоровье
молодым юношам и девушкам, которые
здоровы?(ответы детей). Чаще всего люди проявляют
интерес к своему здоровью тогда, когда у них
что-нибудь заболит. Не зря говорят: «Что имеем —
не храним, потерявши — плачим». Нельзя сохранить
здоровье не выполняя правил личной гигиены!
Давайте сегодня посмотрим на надоевшие всем
наставленья несколько иным взглядом.
II. Изучение нового материала.
Сообщения учащихся.
1. Уход за кожей. (Что такое красота? Правила
ухода за кожей.)
Опыт 1: «Определение типа кожи»
Оборудование — бумажная салфетка
Одному учащемуся закрывают лицо салфеткои и
промокают лоб, виски, нос, щеки, подбородок.
Салфетку разворачивают и арссматривают
отпечаток лица. На участках, соприкосавшихся с
жирной кожей остаются следы.
Опыт 2. «Выяснение роли кожного сала
и моющих свойств мыла»
Оборудование — лезвие безопасной бритвы,
блюдце с водой, мыло, салфетка.
Цель: доказать, что кожный жир не
смачивается водой, а поэтому мытье без мыла
недостаточно эффективно.
Ход опыта: лезвие моют мылом, кладут на
поверхность воды в блюдце, лезвие тонет. После
этого его достают из воды, вытирают трут
пальцами, чтобы смазать кожным салом, затем
лезвие снова кладут на поверхность воды,
благодаря кожному салу его поверхность не
смачивается. Вынимаем лезвие, намыливаем его,
снова опускаем в воду — оно тонет. Мыло отделяет
кожное сало от металла.
Учитель: Итак, мы с вами определили свой тип
кожи.
4. «Профилактика кожных заболеваний»
(Чесотка, дерматомикозы — грибковые заболевания
кожи)
Учитель: Профилактика кожных заболеваний — это
предде всего выполнение всех гигиенических
правил по уходу за кожей, волосами, ногтями,
осторожность в игре с беспризорными животными,
поддержание чистоты в школе, в классе и дома.
Пренебрежительное отношение к этим правилам
создает благоприятные условия для размножения
микробов.
3. «Модные идеи — пирсинг» (брови, нос,
губы, соски, пупки, гениталии)
Учитель: Пирсинг — настоящее увлечение для
молодежи, но делая пирсинг вы рискуете своим
здоровьем. Это нетолько легкая косметическая
процедура, это нарушение целостности кожного
покрова.
4. «Фруктовые хиты на службе красоты» (виноград
— удаляет отмершие клетки, ускоряет
восстановление кожи, манго — богато
витаминами А, В, и С , кальцием, железом,
препятствует старению кожи благодаря
аминокислотам и ферментам делает кожу нежной и
шелковистой, цитрусовые — содержат витамин С
— витамин красоты, который помогает преодолеть
стресс, усталость, увлажняет кожу, яблоки —
очищает, увлажняет кожу и обладают
противовосполительными свойствами)
Рецепт витаминной увлажняющей маски для
нормальной и смешанной кожи
Морковный, лимонный, огуречный сок по одной
столовой ложке тщательно перемешать с одной
столовой ложкой крахмала. Полученную массу
нанести толстым слоем на лицо, оставить до
полного высыхания, затем смыть прохладной водой.
Учитель: Спасибо за рецепт
5. «Уход за волосами и ногтями рук и ног»
- Волосы требуют постоянного ухода. Их
рекомендуют мыть каждые 5 — 6 дней. - У каждого должна быть индивидуальная расческа.
- Девочкам не рекомендуется стягивать волосы, т.к.
это способствует их выпадению. - Ногти рекомендуется коротко стричь.
- Каждый должен иметь индивыдуальное полотенце
для лица, рук, ног. - Постельное белье менять через 10 дней.
- Ежедневное мытье ног.
Если вам пришлось много ходить или стоять
побалуйте ноги ванночками, которые предлагают
косметические фирмы, но можно справиться и
собственными силами. Усталые ноги оживит
крапива, подорожник, мать-и-мачеха, мята, череда.
После ванны смажьте ноги кремом, кожа станет
эластичной
6. «Гигиенические требования к покрою
одежды»
- Одежда не должна быть слишком длинной и тесной,
т.к. она затрудняет движение и препятствует
нормальному течению жизненных функций
организма. - Необходимо учитывать возрастные размеры и
пропорции тела. - Одежда должна соответствовать времени года,
должна быть воздухопроницаемой, хорошо
впитывать пот.
7. «Гигиенические требования к нижнему
белью»
- Не рекомендуется белье из синтетических
волокон. - Белье не рекомендуют крахмалить.
- Белье должно быть мягким и эластичным из хлопка
или вискозы (демонстрация коллекции «Хлопок»). - Белье необходимо хорошо прополаскивать после
стирки и гладить горячим утюгом для дизинфекции.
Учитель: В последнее время
наблюдается льняной бум. Лен естественный
кондиционер. У него потрясающая способность
дышать. Одежда из льна мало пачкается, не
ворсится, впитывает влагу, быстро высыхает.
Японские медики определили, что льняная одежда
лечит. У людей, прикованных к постели не бывает
пролежней, если они лежат на льнянных простынях.
Если носить льняную одежду — проходят кожные
болезни — потница, экзема. Ткань из хлопка
прочная, удобная, поглощает влагу. Демонстрация
коллекции «Лен и продукты его переработки»
8. «Гигиенические требования к обуви»
- Обувь не должна быть тесной, слишком свободная
обувь тоже вредна. - Носок обуви должен быть свободным, а каблук —
широким. - Обувь ежедневно нужно просушивать,
проветривать и чистить. - Наилучшим материалом для обуви является кожа.
III. Закрепление материала:
Учитель: Спасибо всем за столь интересные
сообщения. Мы узнали много интересного,
полезного и нужного. А сейчас для проверки ваших
знаний, я предлагаю ответить на вопросы.
Некоторые из высказываний «правда», а некоторые
«ложь».
- Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться
от них (ложь) - Шоколад и жирная пища являются причиной прыщей
(правда) - Стрессы могут привести к появлению прыщей
(правда) - Только подростки страдают от прыщей (ложь)
- Использование косметических средств может
привести к появлению прыщей (ложь) - С прыщами невозможно бороться (ложь)
Ответы.
- Это может привести к распространению инфекции.
- Диета очень важна не только для состояния кожи,
но и для общего здоровь и общего самочувствия - Стресс может привести к ухудшению состояния
кожи. - Прыщи появляются у людей в возрасте от 10 до 30
лет, хотя подростки страдают ими чаще. Именно
поэтому им следует пользоваться специальными
средствами поуходу за кожей. - Косметические средства необходимо выбирать те,
которые не блокируют поры. Молодой коже в период
полового созревания лучше оставаться открытой.
Если вы пользуетесь косметикой, то после нее
тщательно очищайте кожу. - Ежедневно очищайте кожу лосьеном или гелем.
Учитель: Молодцы! У меня есть еще несколько
вопросов.
- Какова общая площадь кожного покрова у
взрослого человека? (2 м2) - Как называется верхний слой кожи? (эпидермис)
- Что помогает коже противостоять растяжению,
давлению, разрыву? (упругость) - Что выделяется вместе с потом? (вода, соли)
- Каких нервных окончаний на коже больше: болевых,
холодовых, тепловых (болевых) - Как называется восполение и покраснение кожи?
(дерматит)
IV. Рефлексно-оценочный (заключительный:
обобщение и подведение итогов):
Учитель: Наш урок подходит к концу, пришло время
подвести итоги.
Оценка учителя — ребята, подготовившие
сообщения к уроку получают «5»
Оценка урока учащимися — Что понравилось на
уроке? Почему?
- Что не понравилось? Почему?
- Удивил ли вас урок?
- Надо ли вам еще работать над этой темой?
Ответы.
V. Дифференцированное задание с учетом
интересов, склонностей и желаний учащихся:
- Приготовить на выбор: Кроссворд по теме «Кожа»
- Составить памятки по гигиене кожи, одежды,
волос, ногтей:
Учитель: закончить наш урок мне хочется
высказыванием с глубоким смыслом:
Кожа — зеркало организма!
Давайте же следить за своей кожей и не забывать
о гигиене! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ. До
свидания!
Литература.
- Антропова М.В., Хрипкова А.Г., Фарбер Д.А.
«Возрастная физиология и школьная гигиена»,
Москва, Просвещение 1990 г. - Журнал «Биология в школе» №7 2005 г. статтья
«Основы здорового образа жизни» О.С. Кабаян, срт
35-38 - Руденко Е.П. «Знаешь ли ты себя» г. Астрахань
изд. Волга 1963 г. - Тестовые задания по биологии И.А. Степанов
Москва, Просвещение 1999 г.
Источник