С помощью лупы рассмотрите кожу своей руки
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 75 – 76
Ответы к стр. 75 — 76
2. Практическая работа «Исследуем нашу кожу».
1. На ощупь кожа мягкая и упругая. | Да |
2. На стекле осталось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир. | Да |
3. На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот. | Да |
Презентация
Практическая работа с зеркалом и лупой.
– Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте её, попробуйте потянуть. Что вы можете о ней сказать? Какая она? (гладкая, мягкая.)
– Правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Объясните, что происходит с кожей. (Без складок наши пальцы, руки, ноги не могли бы легко сгибаться.)
– Следовательно, кожа прочная, упругая и эластичная.
– Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия?
– Наверное, кожа через них дышит.
– Правильно, а ещё через поры выделяется жир и пот.
– Проведите по лбу пальцем и приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно.)
– Это пятно жира, который выделяет кожа.
– Вы можете спросить: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу?
– Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Когда пот испаряется с поверхности кожи, температура тела человека понижается. Так человеку легче переносить жару и выполнять тяжёлую работу. Значит, кожа способна поддерживать постоянную температуру тела человека. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.
– Ещё у вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.
3. Запиши, какими средствами ухода за кожей ты пользуешься.
Мыло, гель для душа, мочалка, вода, влажные салфетки, крем для рук, солнцезащитный крем.
4. С помощью учебника заполни таблицу (дай краткие формулировки).
Первая помощь при повреждениях кожи
Ранка. Промой ранку тёплой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерии, которые могут проникнуть в организм. Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей бактерицидный пластырь.
Ушиб. Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой.
Ожог. Сразу же полей обожжённое место холодной водой или смажь специальными мазями от ожогов. Нельзя смазывать обожжённое место йодом, зелёнкой – эти вещества могут причинить ещё больше боли.
Обмораживание. Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом. Если не удалось отогреть на улице, нужно быстро идти домой.
Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 75 – 76
2.8 (55.94%) от 69 голосующих
Источник
Тема урока: Значение кожи ее строение и функции.
Цель урока:
Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи.
Задачи урока:
Образовательные: Дать представление о значении и строении кожи её свойствах .
Развивающие: Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: Формировать бережное отношению к своему здоровью. Формировать представление о профессиях людей, связанных с темой урока.
Тип урока: частично- поисковый, комбинированный.
Межпредметная связь: Всемирная история
Методы: частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.
Оборудование: лупа, мешочки с предметами- вата, теннисный шарик, лист бумаги, холодная вода в бутылках, А-3, маркеры, ИД, презентация, карточка: «Функции кожи», карточка «Игра криминалисты», уровневые задания, стикеры, плакат: «Остров настроения»
Технологии: 7-модулей программы Кембриджского университета
ХОД УРОКА
Организация учащихся на урок: Здравствуйте ребята, прежде чем преступить к уроку я прошу вас выбрать геометрическую фигуру и подойти каждый к своему столу. Спасибо.
Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
Ст. Вызова.
Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет.
Ученики: Кожа
Учитель: Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока? Значение кожи ее строение и функции. Слайд №1
Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова. (Ответы учащихся)
Какие профессии связаны с темой нашего урока? Назовите профессии (В течении минуты учащиеся отвечают на вопросы дерматолог, следователь –криминалист, мед работник, патологоанатом, косметолог, художник, биоинженеры, массажист, )
А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой урока. Слайд № 2
В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик», тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Так какой же у вас возник вопрос? | – Что произошло с мальчиком? |
Учитель: Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас?
Учащиеся отвечают на вопросы. Молодцы.
II. Ст. осмысления
Игра «Угадай, что это?»
– Один человек из каждой группы должен выйти к доске и положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у него в руках и рассказать о нём всё, что можно.
( вата, пластмассовый шарик, лист бумаги)
-Какой орган чувств помог Вам, не глядя определить предмет? Орган осязания – кожа.
а функция – осязательная.
(заполнение таблицы «Функции кожи»)
Работа в группе: прошу заполнить оставшиеся графы в таблице работая с текстом на странице-198 (работа с учебником)
По желанию учащиеся зачитывают ответ
Слайд № — 3
№ п/п | функция | Действие функции |
1 | Осязательная | Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь |
2 | Защитная | Кислая поверхность кожи убивает микробы. Защищает внутренние органы от повреждения, не пропускает в организм микробы, воду, защищает от ультрафиолетовых лучей |
3 | Выделительная | Регуляция водного обмена в организме в идее пота 1,5 л воды в сутки Удаляет с потом вредные вещества, путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой |
4 | Функция терморегуляции | Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров |
Нам необходимо выяснить из чего состоит кожа?
Учитель знакомит с презентацией. Слайды № 4 – 9
Игра «Криминалисты» Работа выполняется в паре Слайд №-10
Лабораторная работа №12 Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы
Игра «Криминалисты» Лабораторная работа №12 Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы) | |
Фамилия имя учащихся: | |
Цель работы | Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с помощью лупы Выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи |
1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа. | Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д |
2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную) Запишите свои наблюдения | На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек. |
3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения | тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная |
Выводы | На тыльной стороне есть поры в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная. |
Презентация: «Кожа – зеркало здоровья»
Закрепление: Задание по уровням сложности
1-уровень. Заполнить таблицу- найти соответствие Правильные ответы: А – 1; Б – 2; В – 3
Факты | Причины |
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. | 1. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается. 2. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. |
2-уровень. Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ.
1.Кожа – это орган:
а) слуха;
б) осязания;
в) обоняния.
2.Кожа дышит через:
а) поры;
б) волоски;
в) жир.
3.Кожа состоит из трёх слоёв:
а) наружная оболочка, жир, кожа;
б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир;
в) жир, пот, поры.
4.Чтобы на коже не было микробов, надо:
а) мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю;
б) смазывать кремом.
5.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно:
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей
3-уровень. Проблемный вопрос – найти решение
1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.
Дополнительное (резервное) задание для учащихся
Синквейн: «Кожа»- работа классу
- Кожа
- Гладкая, мягкая, нежная
- Защищает, чувствует, выделяет
- Кожа – зеркало здоровья.
- Кожа – это орган
Телеграмма Вставь пропущенные слова:
- Поддержание постоянства температуры тела называется … .
- В клетках кожи синтезируется витамин: … .
- Кровеносные сосуды отсутствуют в … .
- Кроме желез, кожа имеет роговые образования … и … .
Д/З параграф-52 повторить, написать мини-сочинение Эссе «Проблемная кожа» (на доске и слайде)
Итоги: прием «Райтинг» ученик самооценивает себя за урок и учитель выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика
Ст. Рефлексия
«Острова». На доске карта настроения. Поставьте свои стикеры на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Тревоги, Мечты, Будущего, Радости.
Учитель: спасибо вам за урок.
Текст №1
Кожа
Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней орган от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, в защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний – рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека, избегать возможных повреждений. Площадь поверхности тела 1,5-2 кв.м.
В коже различают два слоя: наружный — эпидермис и внутренний – собственно кожу (дерму) и подкожно жировую клетчатку. В наружном слое можно различить роговой слой. Он состоит из прилегающих друг другу погибших клеток. Глубокие слои образованы живыми клетками. Эпидермис является эпителиальной тканью. В них находится пигмент меланин, от него зависит цвет кожи. Собственно кожа образована соединительной тканью, в ней много эластических волокон, которые придают коже упругость. В собственной коже расположены потовые и сальные железы. Подкожная клетчатка смягчает от механического воздействия.
Текст №2
Функции кожи
Защитная функция кожи.
Механическая защита организма кожей от внешних факторов обеспечивается плотным роговым слоем эпидермиса, эластичностью кожи, ее упругостью свойствами подкожной клетчатки.
Кожа в значительной мере защищает организм от радиационного воздействия. Инфракрасные лучи почти целиком задерживаются роговым слоем эпидермиса; ультрафиолетовые лучи задерживаются кожей частично.
Выделительная функция кожи.
Выделительная функция кожи осуществляется посредством работы потовых и сальных желез. Количество выделяемых через потовые и сальные железы веществ зависит от пота, возраста, характера питания и различных факторов окружающей среды.
Терморегулирующая функция кожи.
В процессе жизнедеятельности организма вырабатывается тепловая энергия. При этом организм поддерживает постоянную температуру тела, необходимую для нормального функционирования внутренних органов, независимо от колебаний внешней температуры. Процесс поддержания постоянной температуры тела называется терморегуляцией.
Слой подкожной жировой клетчатки, жировая смазка кожи являются плохим проводником тепла, поэтому препятствуют избыточному поступлению тепла или холода извне, а также излишней потере тепла.
Функции кожи в обменных процессах организма.
В коже человека происходит обмен углеводов, белков, жиров и витаминов, солей, водный обмен. Это сложные процессы, в результате которых организм получает необходимые ему питательные вещества.
Кожа интенсивнее накапливает и отдает большее количество воды по сравнению с другими органами. Например, она выделяет воды вдвое больше, чем легкие.
Текст №5 Вывод к выше сказанному
Кожа человека — это один из самых загадочных органов.
Кожа — наружный покров тела, который является защитой от внешних воздействий. Она не пропускает воду, предохраняет человека от холода и жары.
Кожа состоит из межклеточного пространства, клеток, находящихся в свободном пространстве, и сосудов. Рядом проходят лимфатические протоки, куда попадают токсины из межклеточных пространств
Кожа на всем своем протяжении имеет одинаковое строение. Она состоит из трех основных компонентов: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки. Потоотделение является и защитной функцией
Эпидермиc. Верхний, самый тонкий слой кожи..
Дерма. Включает в себя сосочковый и сетчатый (ретикулярный) слои.
И, наконец, гиподерма (подкожно-жировая клетчатка), располагается под дермой и служит своего рода “подушкой”. Она предохраняет организм от чрезмерного охлаждения, защищает от внешних раздражителей, травм, служит депо, в котором откладываются запасы жира, расходуемого в случае болезни, голода.
Текст №3
Значение кожи
Между внутренними органами, нервной системой и кожей существует тесная взаимосвязь, регулируемая корой головного мозга.
Кожа активно участвует в обмене веществ. Для нормального развития организм нуждается в питательных веществах. К ним относятся белки, жиры, углеводы, соли, вода, а также витамины. Кожа принимает активное участие в белковом, углеводном, солевом и водном обменах, выделяя их продукты.
Кожа здорового человека содержит 0,5 мг хлористого натрия
Кожа активно участвует в белковом обмене. В коже, волосах и ногтях имеются белковые вещества — кератин
Сальные железы играют некоторую роль в регуляции тепла в организме.
Кожа регулирует обмен тепла между организмом и окружающей его внешней средой.
Под влиянием низкой температуры окружающей среды сосуды суживаются, потоотделение прекращается и резко уменьшается теплоотдача.
Цвет кожи обусловливается: 1) толщиной рогового слоя, 2) просвечиванием крови и 3) количеством красящего, вещества — пигмента.
Текст №4
Подкожно жировая клетчатка
Жировая клетчатка находится сразу же под собственно кожей (дермой).
Подкожная клетчатка создает под кожей своеобразную мягкую подкладку, обеспечивающую амортизацию и теплоизоляцию. Подкожная жировая клетчатка образована особым видом соединительной ткани – жировой тканью.
Основные функции подкожной клетчатки:
1. Энергетическая. Самая главная цель, для которой, собственно, подкожная клетчатка и нужна – это получение энергии в период голодания.
2. Изоляция тепла. Жир крайне неохотно пропускает наружу тепло, идущее от тела ввиду своих теплоизолирующих свойств. Это крайне полезно для человека в условиях холодной погоды, при проживании в северных областях
3. Защитная функция. Жир, расположенный под кожей и окружающий внутренние органы, способствует смягчению ударов и сотрясений, от воздействия высокой температуры. Подкожный жир способствует высокой подвижности кожи над ним, что позволяет смещать ее в любую сторону на достаточно большое расстояние. Эта способность клетчатки предохраняет кожу от разрывов и других повреждений.
4. Функция накопления. В жировой ткани кроме жира накапливаются и вещества, растворимые в нем, например витамины групп A, D, E, а также эстрогенные гормоны.
Источник
Цели.
- Формирование знаний о коже, её особенностях,
функциях. - Расширение представлений о правилах гигиены
тела. - Построение и исследование модели понятия.
- Развивать логическое мышление, внимание,
воображение. - Активизировать речь детей.
- Научить действовать при обморожении,
повреждениях кожного покрова.
Оборудование. Мультимедиа, учебник,
лупы, предметы для наблюдений и опытов (чёрная
ткань, лист бумаги, мыло, шарики — теннисный,
резиновый, деревянный, металлический), йод,
зелёнка, бинт, перекись.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
— Откроем содержание нашего учебника.
Посмотрите и вспомните, кто и что было главным,
при изучении пройденных тем? (Человек, его
организм и меры для сохранения здоровья).
— Здоровье — это самое главное богатство
каждого из нас, и знания о своём организме и мерах
принимаемых для охраны здоровья — всем очень
полезны.
И сегодня мы продолжим изучать организм
человека и я верю в то, что вы узнаете много
нового, интересного.
Презентация.
Слайд-2
:сверху прикрываю,
защищаю и дышу,
пот наружу выделяю,
температурой тела руковожу. (кожа).
— Её называют естественной одеждой. Древние
люди пользовались только этой одеждой.
— Предметом изучения сегодня будет
(Слайд-3) «Кожа. Особенность кожного покрова»
— Какие функции кожи упомянуты в загадке
(Слайд-4)
— Что вам известно об этих функциях кожи?
— Достаточно ли этих знаний, чтобы иметь
представление о особенностях кожного покрова?
— Покупая предметы одежды, мы знакомимся с тем
из чего она изготовлена, правила использования и
ухода. Считаем эти знания важными, так как
заинтересованы в том, чтобы наша одежда как можно
дольше не теряла вид и дольше нам прослужила.
Про свою естественную одежду — кожу мы просто
обязаны знать как можно больше, чтобы она дольше
сохраняла свою природную красоту.
Работа с учебником.
Прочтем на стр.69 учебника о случае, который
произошёл в Италии в1646году. (чтение 1 абзаца)
— Что произошло с мальчиком?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать
строение кожи и её функции.
Исследование-1
Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на
строение кожи ладоней и внешней (тыльной) части
кисти руки.( Кожа упругая, эластичная, гладкая. На
ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным
рисунком. Особенно выделяется рисунок на
кончиках пальцев).
— Знаете ли вы где используется эта особенность
кожи? (Криминалистика,:)
Возьмите лупу и рассмотрите кожу.
Расскажите о своих наблюдениях.( Углубления —
поры, волоски — доказательство того, что человек
животного происхождения)
— Кожа покрывает всё наше тело, какова её
функция при этом? (защитная)
— От чего защищает кожа человеческий организм?
(От повреждений, не пропускает воду, микробы,
пыль, грязь,:)
— И это ещё не всё. Рассмотрим строение кожи.
Слайд-5 Строение кожи.
Эпидермис (Эпителиальные клетки).
— Наружный слой кожи образован клетками
эпидермиса, особенность клеток такова, что они
постоянно обновляются. Верхний её слой
отшелушивается и отпадает..
Исследование-2
Потереть руку о тёмную жёсткую материю.
— Беловатый след на ткани подтверждает выше
сказанное.
— Через кожу наш организм соприкасается с
окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы,
она не даёт им проникнуть внутрь.
— Какой вывод следует сделать о гигиеническом
состоянии кожи?
3. Рефлексия.
— Обоснуйте верность высказывания египтян «Лучше
быть опрятным, чем красивым».
— Существует утверждение : «В здоровом теле
здоровый дух». Как вы это понимаете.
— Как добиться того, чтобы был здоровый дух и
тело?
Опыт-1 Выберите мыло, чтобы умыться, вымыть
руки, тело. («Детское» мыло, хозяйственное,
«Camay». Объяснить свой выбор.
4 .Релаксация. (задания выполняются
руками)
Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Руки на столе —
ладонями вниз. Можно прикрыть глаза. Мы с вами
идём по лесной тропинке босиком , вам так приятно
идти по мягкой, шелковистой травке; лесная
тропинка закончилась, мы идём по дорожке на ней
то и дело то на камешек наступишь, то на веточку, а
вот вообще одни камешки под ногами , и вдруг ноги
утонули в песке, ой какой он горячий, и мы бегом
бежим по горячему песку. И вот вода, протягиваю
ногу, чтобы проверить, как водичка. Вода своей
прохладой обжигает тёплую ступню.
У вас есть опыт тех ощущений, которые вы сейчас
представили и изобразили. Продолжим изучение
строение кожи, чтобы объяснить и эту особенность
кожи.
Слайд-5. Строение кожи. Внутренний слой кожи.
В коже есть потовые и сальные железы. Их
функция — выделительная.
Исследование-3
Взять лист бумаги. Смять лист, распрямить,
растянуть лист.
— Что удалось выполнить? Что не удалось?
Выполните тоже самое с кожей на тыльной стороне
руки.
— Почему после всех манипуляций кожа приняла
первоначальный вид?
Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно
выделяется на поверхность и смазывает кожу,
делая её эластичной, упругой.
Потовых желёз в нашем теле около 3млн. Больше
всего их на лице, ладонях, подошвах, под мышками.
Пот выделяется через поры. Пот — это вода и
растворённые в неё вещества.
— Вспомните свойство воды испаряться и при этом
забирать часть тепла.
Так и пот. Испаряясь с поверхности кожи, он
охлаждает организм, понижает температуру, а
заодно удаляет ненужные ему вещества — отходы.
— Можете ли вы теперь объяснить, почему
больному, при высокой температуре, кладут на лоб
компресс
(Это интересно: В нормальном состоянии за
сутки человек выделяет 1л. пота. При длительном
пребывании в условиях высокой температуры 4-6л.
пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л.
пота. Чем больше пьём, тем больше потеем).
Расчёты учёных показали, что за один час игра в
футбол температура тела спортсмена могла бы
повыситься на 11,5.На практике этого не происходит
Почему? (Три четверти тепла, вырабатываемого
телом, теряется через кожу (в результате
потоотделения).
За сутки человек выделяет столько тепла, что
его хватит, чтобы довести до кипения несколько
литров воды!)
С помощью кожи мы определяем тепло и холод, т.к.
кожа- прекрасный терморегулятор.
Слайд-5. Кровеносные сосуды.
К коже много кровеносных сосудов. С их помощью
она охраняет тело от жары и холода, не даёт ему
перегреваться или переохлаждаться. После урока
физкультуры вы заходите в класс красные, вам
жарко. Почему это происходит?
Вы бегали, физически работали или если жарко
сосуды кожи расширяются, больше крови притекает
к поверхности, и отдаётся лишнее тепло- кожа
краснеет.
Если холодно, то кровеносные сосуды
сокращаются, меньше крови притекает к
поверхности тела, тепло сохраняется внутри
организма — кожа бледнеет.
Таким образом кожа поддерживает нормальную
температуру тела (36,6 С)
Кроме того, кожа участвует в газообмене.
Дыхание через кожу через кожу незначительное, но
всё-таки часть кислорода проникает через неё в
клетки.
Рефлексия.
— Теперь вы можете объяснить, что произошло с
мальчиком, когда краска непроницаемой плёнкой
закрыла всю его кожу?
(Длительное раздражение золотой краской
вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов
кожи. Он потерял много тепла, температура тела
понизилась. Сопротивляемость организма резко
снизилась. Мальчик заболел и вскоре умер).
— Какую роль выполняет одежда: она греет или
сохраняет тепло?
Одежда сохраняет тепло, наш организм постоянно
выделяет тепло, а слой воздуха между телом о
одеждой не даёт теплу уходить.
— Зависит ли наша одежда от сезона и температуры
воздуха?
Работа в дневниках наблюдений.
Дайте характеристику погоды 4.11.08г.
— Ваши рекомендации относительно того, во что
нужно быть одетым, чтобы не простудиться?
— Есть ли среди вас те, кто не любит носить шарф?
Напрасно. Больше всего тепла выходит наружу у
воротника и вы быстрее замёрзните и, как
результат простудитесь.
ОБЖ Практический навык.
Гуляя слишком долго на улице, вы вдруг
обнаруживаете, что пальцы рук и ног ничего не
чувствуют, а у приятеля побелела щека?
— Что нужно делать?
Опустить пальцы в прохладную воду и , приливая
горячую, постепенно повышать её температуру до
тёплой. При этом чувствительность и цвет
обмороженных участков, как правило,
восстанавливается.
— А если щека, вместо привычного розового и даже
красного цвета, побелела?
Щёку осторожно растереть чистой варежкой или
мягкой шерстяной тканью. При сильном обморожении
обращаться к врачу.
Небольшое повреждение кожи восстанавливается,
повреждение больших площадей (ожоги) может
привести смерти.
Вы должны знать, что нужно делать, если
- содрано колено,
- порез на пальце. (на чистой коже микробы гибнут,
заживление ран происходит быстрее)
Исследование-4
Определи предмет. (Шарики — деревяный,
резиновый, теннисный, железный)
Мы продемонстрировали осязательную роль кожи:
кожа чувствует особенности поверхности эту
работу выполняют нервные окончания, которые
пронизывают всю кожу.
Слайд-5
Благодаря осязательной функции кожи вам
удалось определить форму предмета и из чего он
сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль
.Причём разные участки кожи по-разному
чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь
из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку
— боль не чувствуется.
Работа с учебником стр.72.
Рефлексия.
Мы познакомились с основными особенностями
строения кожи, её значением. Предлагаю вам
представить модель, отражающую основные функции
кожи.
(форма произвольная)
Слайд-6
Проверка выполненной работы.
— Какие основные функции кожи вы включили в свою
модель?
— Ребята увлекла ли работа на уроке, ,
заинтересовали вас сегодня наблюдения, опыты?
На следующем уроке мы продолжим изучать
особенности кожи. Кроме того, что прочитаете
материал в учебнике, дома познакомьтесь с
памятками, которые я каждому из вас предлагаю.
Обсудите их со взрослыми. В памятке есть пункт 5,
там ничего не написано. Я вам предлагаю дописать,
какой узелок на память считаете обязательным и
мы это обсудим.
Узелки на память.
1. На коже и под ногтями живёт огромное
количество микробов, которые могут вызвать
тяжёлые заболевания. Поэтому мойте руки перед
едой и каждую неделю подстригайте ногти.
2. Солнечный свет — друг здоровья.
3. Если хочешь быть здоров — закаляйся.
4.1-2 раза в неделя мыть тело мочалкой (погибает 1,5
млрд. микробов!)
Слайд-7
И завершить урок мне хочется тем, чтобы вы
сказали о том, что узнали на уроке, продолжив
фразу: «Теперь я знаю, что:»
Слайд-8
— Случайно ли появление крепости?
(Кожа как крепость, защищает и охраняет
человека).
Литература.
- Энциклопедия для детей «Человек» (Секреты
гигиены стр.374); «Начальная школа» (22/2001, 19/2006);
«ПедСовет» 4/2008). - «Человек и окружающая среда» А.П.Анастасова.
- «Занимательная анатомия» М.Залесский.
- Книга для чтения по анатомии, физиологии и
гигиене человека. И.Д.Зверев.
Источник