Рисунок кожи на лице
Чтобы правильно определить причину воспалений, покраснений, появления прыщей и акне, изучают строение кожи лица. В косметологии схема наглядно представляет ее в виде рядов клеток и сосудов.
Слои кожи
У кожи несколько функций, каждую из которых выполняет определенный вид клеток и подходящие к ним кровеносные и лимфатические сосуды. Чем активнее происходят процессы обмена, питания и дыхания внутри клетки, чем эстетичные выглядит лицо и тело. Тщательное изучение строения кожи лица биологами и косметологами осуществляется с целью выявления причин и поиска средств для продления молодости и красоты. Из чего она состоит?
Строение эпидермиса
Эпидермис — это верхний слой кожи, выполняющий защитную функцию. Его толщина в зависимости от возраста и физиологии достигает 0,5-1, 5 мм, состоит он из пяти слоев:
- базальный;
- шиповатый;
- зернистый;
- блестящий;
- роговой.
Базальный – самый нижний пласт, в котором формируются зародыши новых клеток и поднимаются в верхние слои. От состояния и работы клеток этого слоя зависит обновление и регенерация эпидермиса.
Роговой — верхний слой, представленный отмершими клетками – чешуйками, которые самоустраняется со временем, либо удаляется с помощью скрабов.
Шиповатый слой получил такое название за счет своей шипообразной структуры, которые расположены в эпидермисе в несколько рядов (от 5 до 10).
Зернистый слой — это 4-5 рядов кератиноцитов, участвующих в синтезе белка и сохранении водного баланса.
Блестящий слой образован плоскими клетками, слившимися в светопреломляющую массу и отвечающими за прочность и эластичность кожи.
Между этими слоями клеток расположена желеподобная жидкость, которая задерживает влагу внутри клеток, не дает ей испарятся и не пропускает инородные тела.
Строение дермы
Глубже эпидермисе расположена дерма. Состоит из двух слоев: сосочкового и сетчатого. Они пронизаны кровеносными и лимфатическими сосудами, железами. В сетчатом ряде клеток располагаются фолликулы волос и нервные окончания. Но особый интерес с точки зрения косметологии вызывают волокна коллагена и эластана, придающие коже упругость и неразрывность.
Через сеть капилляров дермы верхний слой получает питание и кислород. С возрастом капилляры теряют целостность и частично перестают выполнять свои функции. Как результат – верхний слой – эпидермис недополучает питательные вещества и кислород, истончается и покрывается морщинами.
В дерме есть компоненты – фибробласты, которые уничтожают поврежденные структуры и воспроизводят новые. Это касается волокон коллагена и гиалуроновой кислоты. Молодая кожа обладает активными фибробластами, старая – пассивными, поэтому образование коллагена в ней замедлено. Дерма усеяна кровеносными сосудами, которые кроме питания придают лицу розовый оттенок.
Строение гиподермы
Это ряд жировых клеток, пронизанных капиллярами и нервными волокнами, а также прослойка соединительной ткани. В этом слое происходит накопление питательных веществ и витаминов, которые позже поступают в дерму и эпидермис. Быстрое увядание кожи, тусклый цвет говорят об истощении запасов питательных веществ. Эту проблему с точки зрения косметологии решить просто. Достаточно воспользоваться масками и сыворотками глубокого проникновения с высокой концентрацией аминокислот, витаминов и прочих компонентов.
Наглядная схема строения
Чтобы представить строение кожи со всеми слоями и включениями, можно ознакомиться со схемой ниже. Здесь видно, что основной слой дерма. Два других – более тонкие. Нижний жировой – это накопитель энергии, а верхний создает облик человека.
На лице есть зоны, в которых строение отдельных рядов клеток отличается. Хорошо это видно по строению кожи вокруг глаз.
В целом кожа выполняет ряд функций:
- защита от микробов и инфекций, неблагоприятных факторов окружающей среды;
- выделение продуктов обмена, пота, кожного сала;
- терморегуляция;
- газообмен или дыхание;
- чувствительность за счет многочисленных нервных окончаний.
Внешний вид человека в первую очередь отражает строение кожи лица. У здорового человека, который правильно питается, достаточно находится на свежем воздухе, грамотно ухаживает за собой, лицо имеет здоровый цвет, тонус, отсутствуют глубокие мимические морщины, нет высыпаний и покраснений. Если в самочувствии развивается дисбаланс, а кожа не получает должного ухода, процессы старения назревают быстро, а обратить их вспять очень сложно.
Чтобы этого не случилось, косметологи рекомендуют:
- регулярно очищать эпидермис;
- восполнять недостаток влаги, витаминов, гиалуроновой кислоты;
- делать массаж;
- защищать от внешних вредных воздействий (мороза, ветра, ультрафиолета).
Систематический уход и правильные средства помогают сохранить молодость и предотвратить появление дефектов.
От чего зависит состояние и цвет кожи
Упругость, свежесть, цвет и другие характеристики лица зависят от строения и состояния всех слоев. Так пигмент меланин, который отвечает на смуглый цвет и загар образуется и накапливается в эпидермисе. Здесь же расположены поры, которые выводят на поверхность пот, шлаки и токсины.
Межклеточная жидкость в верхних рядах клеток представлена керамидами, холестерином и жирными кислотами, которые отвечают за тип кожи. Так, преобладание жирных кислот и холестерина делает поверхность лица жирным, а низкая концентрация керамидов — сухой и шелушащейся. Правильный баланс компонентов межклеточной жидкости делает лицо красивым и упругим. Достичь такого баланса можно с помощью специальных кремов и сывороток, а также косметологическими процедурами.
Тонус и упругость обеспечивают коллагеновые волокна и гиалуроновая кислота, расположенные в дерме. Она имеет целую сеть из коллагена, целостность и упругость которой отвечает за молодость. Гиалуроновая кислота – это полисахарид, который заполняет пространство между коллагеновыми волокнами. Его главная задача – связывать жидкость и препятствовать испарению. После открытия этого вещества косметические бренды стали включать его в состав омолаживающих и увлажняющих средств по уходу за лицом и телом.
Грамотный косметолог, зная схему строения кожи лица, может определить в каком из слоев локализуется проблема и что нужно предпринять для ее устранения. Но здесь важна и индивидуальная характеристика. У одних людей ввиду наследственных факторов кожа тонкая и бледная, у других грубая и плотная, у третьих склонная к жирности и появлению акне. Косметология – наука, которой еще много нужно открыть, а отправная точка — схема строения кожи.
Источник
Рисование кожи — это одна из самых сложнейших задач, стоящая перед каждым художником фотореалистом. Для достижения действительно реалистичного эффекта, важно сочетание множества факторов — выбор цвета, методы смешивания, специально настроенные кисти и созданные текстуры. Также важно помнить, что к каждому типу кожи нужен свой подход. Для нежнейшей фарфоровой кожи требуется похожая техника, как и для прозрачной кожи, характерной для детей, но она кардинально отличается от методов, используемых при рисовании темной кожи.
В этом уроке, я расскажу главные отличия в рисовании основных типов кожи, и обращу ваше внимание на важные анатомические особенности. Открою секреты и тонкости применения настроенных кистей для достижения желаемого эффекта. Также расскажу о определенных тонах кожи, поделюсь цветовой палитрой, чтобы вы могли научиться использовать ее в своих собственных работах. Этот урок не содержит основ по рисованию лица, он рассчитан на тех, кто уже знаком с базовыми знаниями и обладает навыками в рисовании лиц, а также знает общие правила в применении цвета и его смешивания. Однако, там где возможно, я напомню о самых важных вопросах на данном этапе рисования.
Чтобы получить наибольшую эффективность от урока, у вас должна быть любая версия Фотошопа или Пейнтер не ниже 6 версии, а также планшет.
Авторский секрет: Насыщенные цвета
Когда вы создаете палитру для рисования лица, выбирайте действительно насыщенные цвета, исключение полутона (mildtones). Это важно, потому что цвета всегда наносятся с пониженной прозрачностью и поэтому немного теряют свою яркость. Ненасыщенные цвета с самого начала будут выглядеть, как серые и неинтересные. Также не стоит забывать, что если вы недовольны цветом, который выбрали, его всегда можно изменить пользуясь настройками Color Balance (Цветовой баланс). Обычно цвета выглядят более коричневыми, чтобы исправить это передвиньте красный ползунок Highlights (Света) влево, а синий ползунок Shadows (Тени) вправо.
Фарфоровая
1. Очень важен цвет
Фарфоровая — это особенный и специфичный тип кожи, где главную роль играет выбор цвета. Хорошо известен факт, что блики (highlights), тени (shadows) и средние тона (mildtones) кожи должны быть различными по цвету, не важно какой тип кожи вы при этом рисуете. Это правило самое важное в рисовании фарфорового типа. Обычно этот эффект достигается выбором слегка насыщенных средних тонов (mildtones) и голубоватых теней (shadows).
Однако, я считаю, ключевыми здесь являются блики (highlights). Есть много вариантов, но слегка бирюзовая/зеленая подсветка сразу же создает эффект фарфоровой кожи — хрупкой со свежим сиянием.
Выберите палитру и набросайте основные черты лица. В действительности не принципиально, какими инструментами вы пользуетесь, только постарайтесь сейчас избегать аэрографа (Airbrush).
2. Гладкая кожа!
Гладкость — это второй важный момент в рисовании эффекта фарфоровой кожи. Обычно для хорошего результата достаточно пользоваться грубыми переходами в сочетании с дополнительными текстурами, но сейчас нам нужна идеальная гладкая поверхность. Для того, чтобы получить такой эффект, вначале рисуем грубые переходы (Твердая круглая кисть (Hard Round Brush) в фотошоп или Blender в пейнтере), определив основные формы, далее переходим к проработке мягких переходов (только Add Water в пейнтере или любая кисть с включенной опцией аэрограф (Airbrush) с небольшим значением непрозрачности (opacity) в фотошоп), чтобы смягчить переходы.
3. Забудьте о текстурах
Я всегда подчеркиваю необходимость использования текстур для достижения реализма, фарфоровая кожа — это исключение из правил. Хотя обычно я и советую рисовать крошечные поры для текстуры кожи, однако в этом случаем лучше пропустить этот шаг. Вместо этого выбираем цвет для бликов (highlights) и прорабатываем аэрографом (Airbrush) самые выступающие части лица, такие как лоб, подбородок, скулы и кончик носа. Сделайте блики действительно хорошо заметными, пользуйтесь большим значением непрозрачности (opacity), чтобы создать эффект светящейся кожи, о котором мы уже говорили.
4. Финальная ретушь
Когда в основном все закончено, вы можете воспользоваться некоторыми дополнительными трюками, чтобы еще сильнее подчеркнуть мягкость кожи. Первый — это выбрать средний оттенок (mildtones) и пользуясь аэрографом (Airbrush) смягчить внешний край нижней губы, создавая мягкий переход от губ к лицу. После, не меняя кисть, выбираем оттенок блика (highlights) и рисуем небольшую выпуклость над верхней губой, а также подчеркиваем нижнюю губу, как на рисунке ниже. В конце слегка смягчаем контур лица, пользуясь инструментом Blur Tool (Инструмент «Размытие») или кистью аэрограф (Airbrush).
Прозрачная
1. Дети и вампиры
Прозрачный тип кожи, на первый взгляд, очень похож на фарфоровый. Однако, существуют некоторые отличия, которые стоит рассмотреть более детально. В сочетании с существующими правилами в выборе цветовых переходов от теней (shadows) к средним тонам (mildtones), нельзя определить единственный правильный цвет, так как он сильно зависит от рисуемого персонажа. Палитра для детей должна выглядеть более естественно, ее можно описать, как «типичные» оттенки, а вот кожа вампиров более бледная и болезненная, если исходить из существующих легенд. При создании прозрачного типа кожи, самое главное понять его структуру и сделать соответствующие текстуры.
2. Анатомия. Будьте внимательны!
Имейте в виду, что анатомические выпуклости детского лица немного отличаются от взрослого. Эта особенно заметно на щеках. Как вы можете увидеть на изображении ниже, я красной линией отметила зону выпуклостей и на этом пути обозначила синей штриховкой тени (shadows) и белой блики (highlights).
Также, если вы еще не сделали этого, необходимо области носа и щек украсить слегка розовыми оттенками.
3. Время текстур
Самое время создать иллюзию прозрачной кожи — нарисуем вены. Так как кожа очень тонка, то вены более заметны на лбу ребенка и над глазами. И следует также помнить, чем старше дети, тем вены будут менее заметны.
Если вы рисуете вампира, делайте так, как подсказывает сердце. Я пользуюсь сочетаниями выразительных, близких к черным, вен вокруг глаз и губ, постепенно исчезающих, это выглядит интересно и придает убедительности виду вампира.
Выбираем фиолетовый или голубой цвет кисти (твердая круглая (Hard Round) или аэрограф (Airbrush)), создаем тонкую паутинку из линий, которая должна быть похожа на вены (1 на изображении ниже). Слегка сглаживаем слой и экспериментируем с режимами наложения, пока не получим интересующий нас результат. Теперь подчеркнем толщину вен с помощью темно-красного аэрографа (Airbrush), уделяя особое внимание местам соединения вен (2), добавляем немного темных штрихов (3). При необходимости, для усиления эффекта, затемняем слегка аэрографом зону со средними тонами.
4. Никаких пор
На финальном этапе текстурирования я снова воздержусь от прорисовки пор. Если вы рисуете новорожденного, вы можете попробовать добавить мелкую сыпь, которая обычна для маленьких детей. Делаем так, размещаем точки разных размеров красноватого цвета друг на друга — начнем с больших пятен сильно прозрачных, постепенно переходя к маленьким с небольшой прозрачностью. Особая концентрация на зонах щек и подбородка. Также можно добавить крошечные блики на нос и губы — эти маленькие штрихи придают особую миловидность!
Если вы рисуете вампира, пройдитесь огромным аэрографом (Airbrush) по контурам лица. Так вы добавите болезненной коже таинственного свечения.
Темная кожа
1. Анатомические особенности
Поначалу, выбор цвета для данного типа кожи может показаться очень трудной задачей, но вы можете создать палитру выбрав за основу средние тона европейского типа кожи и после затемнить при помощи инструмента Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность). Однако, ключевым моментом в создании по-настоящему реалистичной темной кожи, служит знание анатомии и текстур. Немного обобщенно, нос обычно крутой и широкий, а губы полные. Подчеркиваем объемность, добавляем свечение на верхний контур губы (1) и небольшую тень, отбрасываемую объемными губами на лицо (2).
2. Правила смешивания
Правила смешивания такие же, как и для светлой кожи. Начинаем с выбора и наложения средних и темных тонов из палитры любым инструментом, за исключением аэрографа (Airbrush). Стоит избегать инструменты палец и размытие, нам не нужны такие же аккуратные переходы, как при рисовании фарфоровой кожи. Для сглаживания грубых переходов пользуемся инструментом Blender в пейнтере или твердая круглая кисть (Hard Round brush) в фотошоп.
3. Рисуем поры!
После рисования основы лица переходим к текстурированию. Текстур будет очень много, чтобы добавить маслянистые поры, характерные для данного типа кожи. Начните с выбора очень светлого телесного цвета и твердой круглой кистью нарисуйте поры, накладывая друг на друга. Наибольшую концентрацию пор добавьте в области носа и щек. Также поры важны для диагональных областей и областей со светлым цветом (1). Не забывайте, о постоянном изменении прозрачности, увеличивайте ее в самых бликующих местах.
После основного текстурирования, пользователи фотошоп могут добавить маленькую хитрость: создайте новый слой и небольшими диагональными штрихами почти белого цвета подрисуйте, желаемые области. Затем клик правой кнопкой мыши на текущем слое и выбираем из выпадающего меню Blending Options (Параметры наложения) — Inner Shadow (Внутренняя тень). Настройте расстояние и размер, а цвет тени возьмите из средних тонов (2). Если все получилось правильно, то при уменьшении, кожа будет выглядеть невероятно реалистично.
4. Идеальные губы
А теперь несколько слов о рисовании губ. Основной цвет уже нарисован, теперь добавим небольшие светлые точки инструментом аэрограф (Airbrush) и растушуем их позднее большой кистью. Чтобы подчеркнуть величину и объемность губ, добавим большие вертикальные линии светлого цвета, соединяя их отдельными точками.
Авторский секрет
Переключение между программами!
Многие художники испытывают трудности при изучении фотошопа или пейнтера и поэтому ограничывают себя чем-то одним. Выяснение, как рисовать что-то, что вы уже и так умеете замечательно рисовать в другой программе, кажется пустой тратой времени. Но обе программы обладают рядом уникальных характеристик. Фотошоп просто замечательный в регулировке цвета и создании собственных фантастических кистей. В то время, как Пейнтер обладает сказочными смешиваниями, которые ускоряют процесс рисования и много кистей достоверно симулирующие живые материалы.
Бледные рыжие
1. Свободная техника
Я считаю этот тип кожи одним из самых интересных, но его очень редко можно увидеть в цифровой живописи. Сначала выбираем цвета, какие нам понравятся, главное чтобы они оставались бледными. Я предпочитаю оранжевые оттенки, они хорошо сочетаются с волосами. Применяем цвета и выбираем кисти, как обычно. Что же делаем этот тип кожи, таким особенным? Это небольшие, незначительные по отдельности, детали, которые в совокупности дают потрясающий эффект. Начнем с рисования основы лица инструментами, которыми вам удобнее всего работать.
2. Контраст
Лицо должно быть почти бесцветным. Поэтому выбираем не контрастные оттенки для рисования лица, а также ненасыщенные желтые и светло-оранжевые цвета для рисования бровей и ресниц. Брови должны быть едва видимы, воспользуемся прозрачным аэрографом (Airbrush) для нанесения основной массы волос. Ресницы, вначале рисуем тонкие коричневые штрихи, а затем светлые с высокой прозрачностью. Если глазам не хватает выразительности из-за отсутствия обрамления темными ресницами, можете попробовать добавить прозрачных темных вкраплений у основания ресниц.
2. Очарование веснушек
Существует несколько разновидностей веснушек, зависящих от типа кожи: временные, которые зависят от пребывания на солнце, характерные для европейцев и постоянные, характерные для людей с очень бледным типом кожи.
Первые легче рисовать, достаточно просто добавить небольшое количество точек к обычному типу кожи. А вторые — это более сложный процесс. Их форма выглядит, как заплатка и покрывает большой участок поверхности лица.
Начнем наносить текстуру реалистичных веснушек, создаем кисть точечную (Sparkled). Если вы работаете в пейнтере, используйте jittered Airbrush.
Теперь выбираем цвет немного темнее, чем средние тона и с низкой непрозрачностью (opacity) прорабатываем большую часть лица. Постепенно передвигаемся от матовых к темно-оранжевым оттенкам. И в самом конце рисуем веснушки одни над другими для придания естественного вида. Если они не очень хорошо сочетаются с лицом, попробуйте изменить режим наложения.
4. Дополнительные цвета
После того, как вы закончите со всеми предыдущими этапами, останется уже совсем немного. Если вы чувствуете, что лицо оказалось слишком бесцветным, что случается очень часто, попробуйте добавить красноватых оттенков или дополнительные производные цвета.
Примечание переводчика: оригинальной палитры от Marta Dahlig, к сожалению, я не нашла. Поэтому приложу к уроку, таблицу цветов. Надеюсь она вам пригодится.
Автор: Marta Dahlig;
Перевод: Manari;
Ссылка на источник;
Урок взят с Демиарта
Источник