Ребенок с повышенной чувствительностью кожи
Я уже писала о чувствительности к звукам, которая часто встречается при сенсорной алалии и аутизме. А сегодня я хочу затронуть тему тактильной (кожной) чувствительности у детей с нарушениями развития. Она тоже нередка и может вызывать серьёзные проблемы, особенно если речь идёт о гиперчувствительности.
фото из открытых источников
Что можно считать тактильной гиперчувствительностью?
Как всегда, предупреждаю читателей о том, что у нас всех могут быть неприятные сенсорные ощущения. Например, кто-то не любит колючие свитера, кто-то не выносит щекотку, кто-то боится стричь ногти. Я, например, ненавижу помады — у меня ощущение, что я испачкала губы. Такие вещи могут казаться несколько странными, но они нормальны, так как нормально всё, что не мешает полноценно жить.
Для детей с тактильной гиперчувствительностью эта ситуация становится проблемной, так как они вплоть до истерики могут не переносить отдельные виды обычных прикосновений и действий: расчёсывание волос, поглаживание, объятия и прочее. То есть, незначительные касания, которые для других зачастую даже приятны, у таких детей вызывают глубокий дискомфорт.
Если продолжать тему повышенной чувствительности, то кроме расчёсок и объятий можно заметить у ребёнка истерики от следующих вещей и их сильное неприятие:
- Не любит близкого контакта , толп, общественный транспорт;
- «Принцесса/принц на горошине» — не может спать на мятой постели, неровном матрасе;
- Ненавидит внезапные прикосновения и сильно пугается их;
- Может не любить ветер, дождь и даже бытовые вещи, типа душевых струй;
- Не любит песок, пластилин, пальчиковые краски, лизуны и прочие подобные вещи, вызывающие ощущение грязи на руках и теле;
- Очень переборчив в еде в плане текстуры и температуры;
- Не любит мыть голову, лицо.
Оговорка: некоторые дети могут не любить эти процедуры потому, что вода попадает в уши, в нос. Возможно, однажды ребёнок попробовал вдохнуть под струёй воды, понял, что это невозможно и запаниковал. Отсюда тоже могут быть страхи — это нормально, так как тут срабатывает инстинкт самосохранения. Дети с сенсорной чувствительностью негативно реагируют прежде всего на ощущения от стекания воды и её прикосновений, а не от того, что она льётся в глаза или в нос;
- Готов годами носить одно и то же. Много придирчивости к типу ткани. Могут раздражать внутренние швы на одежде;
- Будучи младенцем, ребёнок не любил ручки, мог вырываться, кричать и плакать, либо требовал ношения особенным образом;
- Бурно реагирует при ушибах/царапинах/ссадинах.
Оговорка: это скользкий симптом, так как родители могут несознательно сами провоцировать ребёнка на такие истерики. Если на любой ушиб/царапину, значительный он или нет, родитель ахает, жалеет и всячески акцентирует внимание на случившемся, ребёнок может перенять отношение к любой, даже самой незначительной, травме, как к трагедии.
По отдельности все эти симптомы могут выглядеть как бзик. Но в том-то и дело, что у ребёнка с повышенной тактильной чувствительностью обычно 1-2 неприятными прикосновениями дело не ограничивается. Крики, психи и нелюбовь к ощущениям может присутствовать в 5-6 и больше ситуациях и сильно мешать жизни, так как малыша может быть трудно и одеть, и накормить, и завлечь поиграть, и даже к врачу на обследование сводить.
Как приучать к тактильным ощущениям, делая их не такими неприятными?
С наскока тут не подойти — ребёнок может перестать доверять вам, если вы будете насильно его во что-то одевать или мыть. Любая процедура или бытовое действие тогда рискует превратиться в ад, так как малыша будут не только раздражать ощущения, но и пугать их предчувствие и родительский напор.
Однако некоторые мягкие методы вполне работают.
???? Если ребёнок не любит расчёсываться, имеет смысл поэкспериментировать с разными расчёсками — возможно, не нравятся железные зубцы или гребни, зато не такие грубые пластиковые расчёски или щётки для волос с натуральной щетиной могут быть нормально восприняты.
Если это не работает, нужно приобрести расчёску, которую выберет сам ребёнок (так он будет более благосклонен к ней) и потихоньку приучать самостоятельно расчёсывать волосы. Дело может быть в том, что родитель слишком сильно или, наоборот, слабо нажимает, быстро водит по волосам и т.д. А если ребёнок сам будет расчёсываться, он легче подберёт силу воздействия конкретно для себя.
???? Перед любыми неприятными процедурами (одевание, мытьё, расчёсывание) может помочь лёгкое растирание губкой, полотенцем, варежкой.
Растирания и поглаживания понижают местную чувствительность кожи, из-за чего гигиенические процедуры могут проходить легче.
Обратите внимание: обычные хлопковые и махровые полотенца могут быть слишком грубыми, особенно, если они свежие. Тоже самое касается губок — многие из них сразу после покупки очень жёсткие. Лучше подобрать такой материал, к которому малыш либо сам проявляет интерес, либо вы замечали, что от его касаний по крайней мере не было истерик. Это могут быть не вполне обычные, но нежные материалы: плюш, велюр, искусственный мех.
???? В любой момент должны быть доступны тактильные игрушки и игры, которые не вызывают отторжения.
Если ребёнок не любит пачкаться, то ему могут подойти коробки с крупами, тактильное лото, тактильные диски, рисование манкой (вместо песка), игры с объемными формами, массажные коврики. Эти игры развивают сенсорные ощущения, не пачкая руки и тело.
Тактильное лото (фото из открытых источников)
???? Если есть проблемы с ношением одежды, то может помочь дома выворачивать вещи наизнанку (чтобы не раздражали швы). Также стоит попробовать обрезать этикетки и торчащие нитки.
При покупке новой одежды по возможности надо предоставлять выбор ребёнку. Если он не может сообщить о выборе (не понимает речи, не вступает в контакт) выбирать что-то знакомое ему по ощущением — примерно те же материалы и текстуры;
???? Если ребёнок боится внезапных прикосновений, нужно заранее его предупреждать о том, то вы собираетесь обнять его, взять на руки. Не нужно подходить со спины внезапно обнимать и хватать — так страх будет только сильнее;
???? Необычно высокая тактильная чувствительность может быть связана с дефицитом некоторых витаминов. Например, при гиперчувствительности нередко отмечается дефицит серотонина, который приводит к обострению ощущений и снижению болевого порога.
Распространённой причиной недостатка серотонина является нехватка витамина D. Однако, как и всегда, я предупреждаю, что прежде чем давать ребёнку какие-либо витамины, обязательно стоит сделать анализы, которые покажут реальную необходимость дополнительного приёма.
В любом случае, помните, что время на вашей стороне. С взрослением обычно повышается толерантность ко многим ощущениям, то есть, вполне реально то, что ребёнок просто перерастёт тактильную гиперчувствительность.
У некоторых людей с расстройствами аутистического спектра повышенная чувствительность сохраняется и во взрослом возрасте вплоть до того, что они всё так же не могут чего-то касаться и носить некоторые виды одежды. Тем не менее, в силу возраста и психической зрелости, им вполне удаётся решать свои проблемы социально приемлемым способом, а не криками/истериками. И это тоже отличный результат.
Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Почему дети с РАС и другими нарушениями развития не смотрят в глаза и как можно это преодолеть
О важности витаминов, микро- и макроэлементов при аутизме, алалии и ЗПР
Чувствительность к звукам при аутизме и алалии. Что с этим можно сделать?
Источник
Высокочувствительные дети рождаются на свет всё чаще, но взрослые иногда не понимают их особенностей. Отсюда масса проблем с учёбой и воспитанием. Профессор Дебора Макнамара рассказала, какого ребёнка можно назвать сверхчувствительным и как подобрать к нему ключик.
Немного об авторе
Доктор Дебора Макнамара трудится на кафедре Института Ньюфелда.
Она – автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых».
Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.
Как понять чувствительного ребенка?
Как понять, что такое высокая или гиперчувствительность у ребёнка? С высокочувствительными детьми часто путают тех, у кого резкие эмоциональные реакции, или тех, кто легко обижается и расстраивается. Иногда с ними путают эмпатичных детей, нежных и добрых от природы.
И, хотя высокочувствительные дети выказывают некоторые из этих признаков, они нехарактерны для всех высокочувствительных детей, не помогают нам понять исходную причину отличительного образа взаимодействия детей с этим миром.
Высокочувствительные дети – это те, у кого повышенная восприимчивость к воздействию мира на их чувства, причём на любые чувства и ощущения – тактильность, вкус, обоняние, зрение или слух; и у каждого ребенка восприимчивость уникальна.
У некоторых детей повышена чувствительность к прикосновениям и запахам, а у других – к визуальным воздействиям или воздействиям на иные органы чувств. Но затронутые сферы остаются неизменными.
Вряд ли вы найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Повышенная восприимчивость к сенсорной информации оставляет их как будто без кожи перед атаками окружающего мира.
Все может казаться им «слишком»: слишком большим, слишком холодным, слишком громким, слишком горячим, слишком пахучим, слишком болезненным и просто слишком подавляющим.
Другими словами, эти дети быстро реагируют на «бомбардировку» возбудителями, это взбаламучивает их эмоции.
Также они склонны быть более реактивными в такой окружающей среде, которая возбуждающе влияет на их чувства. Один мальчик на музыкальных занятиях «Вместе с мамой» несся к выходу каждый раз, когда шум в классе начинал усиливаться. Какофония звуков для него не была ни успокаивающей, ни веселой, напротив – она набрасывалась на него, затопляла, подавляла его.
Но когда он инстинктивно несся к двери, чтобы сбежать, некоторым взрослым казалось, что этот ребенок – непослушный, неуправляемый; а на самом деле он просто был перегружен и подавлен.
Очень важно рассматривать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть разнообразия человеческих проявлений.
Для природы высокая чувствительность не является ошибкой. У животных, птиц и насекомых (даже у фруктовых мушек) тоже встречается гиперчувствительность, и это – ещё одно подтверждение идеи, что это не сбой, а, возможно, некий способ адаптации.
Чувствительным детям требуется взрослый для того, чтобы о них заботиться. Да, это относится ко всем детям, но в особенности к гиперчувствительным.
Как узнать, является ли ваш ребенок высокочувствительным?
Для близкого взрослого высокая чувствительность ребёнка становится очевидной очень быстро. Будет понятно, что ребенок быстрее возбуждается или успокаивается от определенных ощущений или их сочетания. В некоторых случаях излишне стимулирующая среда может провоцировать или расстраивать малышей.
Похожим образом ВЧР (высокочувствительный ребенок) может найти успокоение от некоторых ощущений: например, ребенок с тактильной чувствительностью может засыпать только в условиях, когда его обнимают или касаются. Или дети, чувствительные к звукам, успокаиваются гораздо быстрее под мягкие звуки материнского голоса.
Часто у высокочувствительных детей развита необычная внимательность, даже в младенчестве. И иногда их поведение описывают как «умен не по годам».
У таких детей может быть исключительная память, либо они постоянно пребывают в задумчивости. Они часто задают наводящие вопросы, которые раскрывают их уникальный взгляд на мир. У этих детей могут быть как широкие диапазоны интересов, так и узкая концентрация на конкретной сфере.
Взрослые часто описывают ВЧР как детей живых, страстных, с большими идеями и планами. Когда они счастливы, то могут заразить своим энтузиазмом всю аудиторию, а когда расстроены, то всех вокруг затопит цунами печали.
У меня двое высокочувствительных детей, и я, так сказать, из первых рук знаю, каково их растить и воспитывать.
Одна из моих дочерей чувствительна к визуальной информации, которой бывает для нее слишком много. Однажды она начала кричать на незнакомых людей, чтобы они перестали смотреть на нее.
Ей казалось неестественным, что незнакомые люди смотрят на нее, их внимание было нежеланным и тревожащим. По этой же причине она никогда не могла выступать или танцевать перед другими родителями в школе – «они все незнакомцы».
В то же время ее визуальная чувствительность имеет и свои преимущества, например, память к деталям, способность видеть орнаменты в случайных линиях, создание необычных дизайнов и визуальных проектов.
Исследователи полагают, что причиной такой повышенной восприимчивости может стать как генетический компонент, так и родовой или перинатальный опыт.
Генетика играет большую роль при определении интенсивности каждого из затронутых чувств.
Как уже упоминалось, это может быть любая комбинация повышенной восприимчивости пяти основных чувств плюс внутренние ощущения, такие как вестибулярная система (баланс), проприоцепции (чувство взаимодействия частей тела в пространстве), а также сложная сенсорная система, которую мы называем «внутренним голосом».
Родителям необходимо внимательно следить за тем, что перегружает ребенка, когда наступает его стадия «слишком», чтобы определить, какие именно чувства в его комбинации – усиленные.
Ключ к пониманию чувствительного ребенка – в том, чтобы предупреждать атаки внешнего мира, понимать, как эффективно с ними справляться.
Как обеспечить ощущение безопасности высокочувствительному ребенку?
Развитие мозга – вещь феноменальная, особенно у маленьких детей. В идеальных условиях мозг чувствительного ребенка развивается таким образом, чтобы осваивать и перерабатывать сенсорную информацию. В нем растет нейронная сеть, которая может справиться с сенсорной перегрузкой и найти способы компенсировать избыток раздражителей.
Другими словами, у природы есть решение проблем, связанных с высокой чувствительностью ребенка, но ей нужна наша помощь для внутреннего воспитания таких реакций.
Если мы сможем создать для ребенка идеальные условия, тогда природа возьмет свое и поможет ему перерасти и преодолеть свою гиперчувствительность. Что это за условия?
Крепкие отношения со взрослыми, полные заботы
Высокочувствительным детям необходимы крепкие и заботливые отношения с взрослыми, которые могут убедить детей в том, что они не являются слишком громкими, слишком сложными или еще какими-нибудь «слишком».
Обычно чувствительные дети знают больше о ранимости, присущей отношениям, то есть «если ты откроешь кому-то свое сердце, его могут ранить». Эмоционально очень трудно доверять кому-то, сближаться с кем-то и положиться на чью-то заботу.
Взрослым необходимо занять сильную, лидирующую позицию и убедить ребенка, что он может им доверять, особенно когда речь идет о детских ошибках или сложном поведении.
Воспитание, основанное на принципах отчуждения, может иногда зайти слишком далеко и создать ощущение небезопасности отношений. Воспитание же, построенное на принципах привязанности, соответствующее возрасту и уровню развития, является ключевым для становления образа эмоционально безопасного родителя в глазах и сердцах наших высокочувствительных детей.
Маленькими шагами можно пройти большой путь взращивания привязанности между вами и чувствительным ребенком. Не забывайте о важных для него мелочах, терпеливо привлекайте его внимание и слушайте его истории.
Используйте другие способы, которые помогают детям понять, что нам нравится проводить с ними время. Взаимоотношения важны для всех детей, но высокочувствительные чаще склонны выжидать и приглядываться, прежде чем довериться всем сердцем кому-то.
Нам приходится потрудиться, чтобы заработать их доверие, и запастись терпением, чтобы достичь прочных взаимоотношений. Любому, кто заботится о ВЧР, придется работать над отношениями с такими детьми, учитывая их особенности, прежде чем они начнут слушаться. Это относится и к воспитателям в детсадах, и к учителям в школах.
Важно знать, когда защищать, а когда поощрять и приобщать
Если ребенок не нарастил «толстую кожу» для защиты от сенсорной перегрузки, тогда задача компенсировать все это ложится на плечи его взрослых.
Мы можем начать с изменения окружающей ребенка среды. Например, некоторых детей от внешних раздражителей защищают «белый шум» или звуконепроницаемые наушники.
Родителям необходимо быть терпеливыми и принять то, что их ребенок не хочет участвовать в занятиях, которые его перегружают (например, играть с большой группой детей или заниматься музыкой).
Важно не только снижать нервное возбуждение и стимуляцию там, где это возможно. Важно также продумать, возможно ли это в принципе, в какой момент будет лучше мягко и осторожно познакомить ВЧР ближе с теми явлениями, что для них являются перегрузкой.
У одной мамы была дочь с повышенной чувствительностью к целому ряду стимулов, особенные сложности были с громкими звуками. Дочь умоляла маму не проходить мимо строительной площадки, которая находилась рядом с их домом, из-за громких звуков от самосвалов и экскаваторов.
Мама заметила, что для ее дочки это было сложно, и выбрала другой ежеутренний маршрут до школы. Но однажды утром она сказала дочери: «Мы сейчас быстренько пробежим мимо стройплощадки. Закрой уши руками, чтобы тебе не было слишком громко».
Когда они пробегали мимо стройки, дочь заметила экскаватор и вырытую им яму, заинтересовалась. Каждый день на той неделе мама и дочь продолжали ходить мимо стройплощадки, наблюдать, что там делается, периодически останавливаться.
Однажды девочка решилась убрать руки от ушей и послушать. И постепенно она смогла ходить мимо стройплощадки без ощущения перегрузки.
Чувствительным детям очень нужен взрослый человек, который их поймет, будет знать, когда их защищать, а когда (и как) бережно и терпеливо подводить их к знакомству с теми вещами, что даются им тяжело.
Необходимо дать возможность выражать эмоции, даже через слезы
Окружающий мир будоражит чувствительность таких детей, и от этого у них внутри возникают сильные эмоции, которые необходимо высвободить.
Лучшее, что мы можем сделать для них, – это помочь им выразить свои чувства через слова, игру или даже через слезы. Иногда нам нужно поощрять игры, которые помогут детям выпустить наружу грусть, страхи или желания.
Часто проще столкнуться с чем-то в игре, когда оно нереально и не может тебя ранить. Если же мы хотим поощрить чувствительного ребенка, вывести на разговор или слезы, он должен нам доверять и знать, что наши отношения незыблемы даже в трудные моменты.
Когда сталкиваемся с проблемами в поведении ВЧР, именно мы можем проложить лучший маршрут к выходу из инцидента. Дети могут лучше воспринимать и слышать наши слова при серьезном разговоре, когда они меньше возбуждены и чувствуют близость между нами.
Иногда они не хотят говорить о проблемах или говорят, что ничего не помнят. Мы можем просто сказать им, что так будет быстрее, легче, безопаснее, если они с нами поделятся. Иногда нам придется провести детей за собой туда, где они могут почувствовать себя уязвимыми, но если мы не сделаем этого, тогда им будет сложнее наладить связь со своими же эмоциями.
Секрет воспитания высокочувствительных детей очень прост: необходимо осознавать, что они часто действуют в соответствии со своим внутренним миром чувств. Они не пытаются усложнить нам жизнь – это как раз для них жизнь сложнее.
С одной стороны, с их чувствительностью связано много проблем, а с другой, есть и преимущества, которые, как говорят родители высокочувствительных детей, имеют один источник.
Если нам удастся помнить об этом, когда мы общаемся с чувствительными детьми, убедить их в том, что в наших заботливых объятиях они смогут расслабиться, тогда сможем стать теми сильными взрослыми, в которых они так нуждаются.
Вольный перевод Натальи Жигилевой
Сайт «Родовое древо» (Family Tree)
Фото из открытых источ
Источник