Особенности ухода за кожей тяжелобольного

Тезисы лекции

Тема: «Особенности сестринского ухода за тяжелобольными и обездвиженными пациентами»

Категория пациентов с нарушением удовлетворения потребности «двигаться» особенно нуждается в интенсивном сестринском уходе, т.к. не могут самостоятельно удовлетворять большинство своих потребностей. Удовлетворение потребности «двигаться» может быть нарушено в результате болезни. В некоторых случаях пациенту ограничивается двигательная активность врачом с целью предупреждения ухудшения его состояния – строгий постельный режим. Постельный режим более физиологичен, если пациент может сам поворачиваться, занимать удобное положение и присаживаться в постели. Нарушение двигательной активности может повлечь за собой тяжёлые последствия для пациента, вплоть до смертельного исхода!

Потенциальные проблемы тяжелобольных и обездвиженных пациентов:

· риск нарушений целостности кожи: пролежни, опрелости, инфицирование ран;

· риск развития воспалительных изменений в полости рта;

· риск изменений со стороны опорно-двигательного аппарата: гипотрофия мышц и контрактуры суставов;

· риск дыхательных нарушений: застойные явления в легких с возможным развитием пневмонии;

· риск изменений в сердечно-сосудистой системе: гипотония, ортостатический коллапс;

· риск нарушений со стороны мочевыделительной системы: уроинфекция, образование конкрементов;

· риск атонических запоров и метеоризма;

· риск обезвоживания;

· риск падений и травм при перемещениях;

· риск нарушения сна;

· риск дефицита общения.

Основные принципы ухода за тяжелобольными и обездвиженными пациентами:

· безопасность: предупреждение травматизма;

· конфиденциальность;

· уважение чувства достоинства: все процедуры выполняются с согласия пациента, обеспечивается уединение при необходимости;

· общение: расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение плана ухода и всех процедур;

· независимость: поощрение пациента к самостоятельности;

· инфекционная безопасность: осуществление соответствующих мероприятий.

Особенности ухода за кожей тяжелобольного

Кожу загрязняют выделения потовых, сальных желез, слущенный эпидермис, тразиторная микрофлора, а в области промежности – моча и кал. Уход за кожей обеспечивает:

· ее очистку;

· стимуляцию кровообращения;

· гигиенический и эмоциональный комфорт.

Постельное и нательное белье у тяжелобольного меняется сразу по мере его загрязнения. Умывать лицо не реже 2-х раз в день – утром и вечером. Мытье головы, душ или ванна (если возможно) – 1 раз в неделю. Влажное обтирание кожи – ежедневно не реже 3-х раз в день. Мытье рук – перед каждым приемом пищи. Мытье ног – не реже 1 раза в 3 дня.

Пролежни — дистрофические, язвенно – некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающиеся вследствие их длительного сдавливания, сдвига или трения из – за нарушения местного кровообращения и нервной трофики.

Сдавливание – под действием тяжести собственного веса пациента вызывается расстройство кровообращения и иннервации, ишемия тканей, а в последствии – некроз (омертвение). У пожилых – через 2 часа непрерывного сдавливания.

Смещение, сдвиг тканей – при подтягивании пациента к изголовью кровати, при вытягивании из-под него простыни, при неправильном перемещении пациента и применении пластырей ( при снятии кожа истончается и травмируется).

Трение – недержании мочи, обильном потоотделении, влажном нательном или постельном белье.

Места образования пролежней:

· в положении лежа на спине – крестец, затылок, лопатки, локти, пятки;

· в положении лежа на животе – рёбра, гребни подвздошных костей, колени, пальцы ног;

· в положении лежа на боку – область тазобедренного сустава (большого вертела), колени, лодыжки;

· в положении сидя – седалищные бугры, лопатки, стопы.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 800 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Îãðàíè÷åíèå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷åëîâåêà è åãî ñïîñîáíîñòè ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ. Îñîáåííîñòè óõîäà çà ïàöèåíòàìè. Óõîä çà ïîñòåëüíûì áåëüåì òÿæåëîáîëüíîãî ïàöèåíòà. Âàæíåéøèå óñëîâèÿ íîðìàëüíîé äåÿòåëüíîñòè êîæè. Óõîä çà âîëîñàìè è êîæåé ãîëîâû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

1. Óõîä çà ïîñòåëüíûì áåëüåì òÿæåëîáîëüíîãî ïàöèåíòà

2. Óõîä çà êîæåé

3. Óõîä çà âîëîñàìè è êîæåé ãîëîâû

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

Ðèñ. 1. Ñïîñîáû ñìåíû ïîñòåëüíîãî áåëüÿ ó òÿæåëîáîëüíîãî:

à — ïåðâûé ñïîñîá, á — âòîðîé ñïîñîá

Åñëè áîëüíîìó çàïðåùåíî äâèãàòüñÿ, òî ãðÿçíóþ ïðîñòûíþ ñêàòûâàþò ñâåðõó è ñíèçó äî ïîëîâèíû òóëîâèùà áîëüíîãî, îäíîâðåìåííî ñâåðõó ïîäêëàäûâàþò ÷èñòóþ ïðîñòûíþ è ðàññòèëàþò åå ñâåðõó âíèç; çàòåì ãðÿçíóþ ïðîñòûíþ óáèðàþò ñíèçó, à ÷èñòóþ ïðîñòûíþ ïîäâîäÿò ñâåðõó è ïîëíîñòüþ ðàñïðàâëÿþò (ðèñ. 1, á).

Ïðè ñìåíå ðóáàøêè ó òÿæåëîáîëüíîãî ïîäâîäÿò ðóêó ïîä åãî ñïèíó, ïîäòÿãèâàþò çà êðàé ðóáàøêè äî çàòûëêà, ñíèìàþò åå ÷åðåç ãîëîâó è îñâîáîæäàþò ðóêàâà (ðèñ. 2, à). Ïðè ïîâðåæäåíèè îäíîé èç ðóê ñíà÷àëà ñíèìàþò ðóáàøêó ñî çäîðîâîé. Íàäåâàþò ðóáàøêó, íàîáîðîò, íà÷èíàÿ ñ áîëüíîé ðóêè, è ïðîïóñêàþò åå çàòåì ÷åðåç ãîëîâó ïî íàïðàâëåíèþ ê êðåñòöó áîëüíîãî (ðèñ. 2, á).

Ðèñ.2. Ñìåíà íàòåëüíîãî áåëüÿ ó òÿæåëîáîëüíîãî

Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé áîëüíûì ïîäàþò ïîäêëàäíîå ñóäíî è ìî÷åïðèåìíèê

×èñòîå ñóäíî ñ âîäîé ïîäâîäÿò ïîä ÿãîäèöû áîëüíîãî, ïðåäâàðèòåëüíî ïîïðîñèâ åãî ñîãíóòü íîãè â êîëåíÿõ è ïîìîãàÿ åìó ñâîáîäíîé ðóêîé íåñêîëüêî ïðèïîäíÿòü òàç. Ïîñëå èñïîëüçîâàíèÿ ñóäíà åãî òùàòåëüíî ìîþò ãîðÿ÷åé âîäîé è äåçèíôèöèðóþò 3 % ðàñòâîðîì õëîðàìèíà èëè ëèçîëà.

Ïðè ïîäà÷å ìî÷åïðèåìíèêà íóæíî ïîìíèòü, ÷òî íå âñå áîëüíûå ìîãóò ñâîáîäíî ïîìî÷èòüñÿ, ëåæà â ïîñòåëè. Ïîýòîìó ìî÷åïðèåìíèê äîëæåí áûòü îáÿçàòåëüíî òåïëûì. Ïîñëå ìî÷åèñïóñêàíèÿ ìî÷åïðèåìíèê îïîðîæíÿþò è õîðîøî ïðîìûâàþò.

Ïðè ïëîõîì óõîäå çà êîæåé è ðåçêîì îñëàáëåíèè îðãàíèçìà ïàöèåíòà íà ó÷àñòêàõ êîæè, ïîäâåðãàþùèõñÿ äàâëåíèþ èëè òðåíèþ òåëà, âîçíèêàþò ïðîëåæíè.

Ïðîëåæíè — ãëóáîêèå ïîðàæåíèÿ êîæè è ìÿãêèõ òêàíåé âïëîòü äî èõ îìåðòâåíèÿ, âîçíèêàþùèå ïðè äëèòåëüíîì ñäàâëèâàíèè ìåæäó êîñòíûìè îáðàçîâàíèÿìè è âíåøíèìè ïðåäìåòàìè, íàïðèìåð ïîâåðõíîñòüþ ìàòðàöà, ãèïñîâîé ëàíãåòîé è äð. Ïðîëåæíè îñîáåííî ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ â îáëàñòè êðåñòöà, êîï÷èêà, ëîäûæåê, áóãðà ïÿòî÷íîé êîñòè, ìûùåëêîâ è âåðòåëà áåäðà. Ê ïðåäïîëàãàþùèì ôàêòîðàì îòíîñÿòñÿ íàðóøåíèÿ ìåñòíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, èííåðâàöèè è ïèòàíèÿ òêàíåé. Ïðîëåæíè ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ âåçäå, ãäå êîñòíûå âûñòóïû. Ïðè ïîëîæåíèè ïàöèåíòà íà ñïèíå ýòî — êðåñòåö, ïÿòêè, ëîïàòêè, èíîãäà çàòûëîê è ëîêòè. Ïðè ïîëîæåíèè ñèäÿ ýòî — ñèäàëèùíûå áóãðû, ñòîïû íîã, êîëåíêè, ïàëüöû íîã ñ òûëüíîé ñòîðîíû, ãðåáíè ïîäâçäîøíûõ êîñòåé.

Óñòàíîâëåíû òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà, ïðèâîäÿùèõ ê îáðàçîâàíèþ ïðîëåæíåé: äàâëåíèå, «ñðåçûâàþùàÿ» ñèëà, òðåíèå.

Äàâëåíèå — ïîä äåéñòâèåì ñîáñòâåííîãî âåñà òåëà ïðîèñõîäèò ñäàâëèâàíèå òêàíåé îòíîñèòåëüíî ïîâåðõíîñòè, íà êîòîðóþ îïèðàåòñÿ ÷åëîâåê. Ïðè ñäàâëåíèè òêàíåé äèàìåòð ñîñóäîâ óìåíüøàåòñÿ, â ðåçóëüòàòå èøåìèè íàñòóïàåò ãîëîäàíèå òêàíåé. Ïðè ïîëíîì ñäàâëåíèè â òå÷åíèå äâóõ ÷àñîâ îáðàçóåòñÿ íåêðîç. Ñäàâëåíèå óçâèìûõ òêàíåé åùå áîëåå óñèëèâàåòñÿ ïîä äåéñòâèåì òÿæåëîãî ïîñòåëüíîãî áåëüÿ, ïëîòíûõ ïîâÿçîê, îäåæäû.

«Ñðåçûâàþùàÿ ñèëà» — ðàçðóøåíèå è ìåõàíè÷åñêîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé ïðîèñõîäèò ïîä äåéñâòèåì íåïðÿìîãî äàâëåíèÿ. Îíî âûçûâàåòñÿ ñìåùåíèåì òêàíåé îòíîñèòåëüíî îïîðíîé ïîâåðõíîñòè. Ìèêðîöèðêóëÿöèÿ â íèæåëåæàâøèõ òêàíÿõ íàðóøàåòñÿ, è òêàíü ïîãèáàåò îò êèñëîðîäíîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ñìåùåíèå ïðîèñõîäèò, êîãäà ïàöèåíò «ñúåçæàåò» ïî ïîñòåëè âíèç èëè ïîäòÿãèâàåòñÿ ê åå èçãîëîâüþ.

Òðåíèå — ÿâëÿåòñÿ êîìïîíåíòîì «ñðåçûâàþùåé ñèëû», îíî âûçûâàåò îòñëîéêó ðîãîâîãî ñëîÿ êîæè è ïðèâîäèò ê èçúÿâëåíèþ åå ïîâåðõíîñòè. Òðåíèå âîçðàñòàåò ïðè óâëàæíåíèè êîæè. Íàèáîëåå ïîäâåðæåíû òàêîìó âîçäåéñòâèþ ïàöèåíòû ñ íåäåðæàíèåì ìî÷è, óñèëåííûì ïîòîîòäåëåíèåì, âî âëàæíîì è íå âïèòûâàþùèõ âëàãó ïîåðõíîñòÿõ Îáóxîâeö, Ò.Ï. Îcíîâû cecòðèícêîãî äeëa / Ò.Ï. Îáóxîâeö, Ò.A. Cêëûðîâa, Î.Â. ×eðíîâa. — Èçäaíèe 6-e. — Ðîcòîâ í/Ä: Ôeíèêc, 2005. — 316 C..

Ïðèçíàêàìè ïðîëåæíåé ÿâëÿåòñÿ ïîÿâëåíèå ó÷àñòêà êîæè ñèíþøíî-êðàñíîãî öâåòà áåç ÷åòêèõ ãðàíèö. Çàòåì ñëóùèâàåòñÿ ýïèäåðìèñ, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè. Äàëåå ïðîèñõîäèò íåêðîç òêàíåé, ðàñïðîñòðîíÿþùèéñÿ âãëóáü è â ñòîðîíû. Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñòåïåíüþ ïîðàæåíèÿ.

1 ñòåïåíü — îãðàíè÷åíà ýïèäåðìàëüíûìè è êîæíûìè ñëîÿìè. Êîæíûé ïîêðîâ íàðóøåí. Íàáëþäàåòñÿ óñòîé÷èâàÿ ãèïåðåìèÿ ñ ñèíþøíî-êðàñíûìè ïÿòíàìè, íåïðîõîäÿùàÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ äàâëåíèÿ. Ëå÷åíèå êîíñåðâàòèâíîå.

2 ñòåïåíü — íåãëóáîêèå ïîâåðõíîñòíûå íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ, ðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ íà ïîäêîæíûé æèðîâîé ñëîé. Ñîõðàíÿåòñÿ ñòîéêàÿ ãèïåðåìèÿ ñ ñèíþøíî-êðàñíûìè ïÿòíàìè. Ïðîèñõîäèò îòñëîéêà ýïèäåðìèñà. Ëå÷åíèå êîíñåðâàòèâíîå.

3 ñòåïåíü — ïîëíîå ðàçðóøåíèå êîæíîãî ïîêðîâà âî âñþ åãî òîëùèíó äî ìûøå÷íîãî ñëîÿ ñ ïðîíèêíîâåíèåì â ñàìó ìûøöó.

4 ñòåïåíü — ïîðàæåíèå âñåõ ìÿãêèõ òêàíåé. Îáðàçîâàíèå ïîëîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì â íåé íèæåëåæàùèõ òêàíåé (ñóõîæèëèÿ, âïëîòü äî êîñòè).

Òðåòüÿ è ÷åòâåðòàÿ ñòåïåíè ëå÷àòñÿ ïðè ïîìîùè õèðóðãè÷åñêîãî âñêðûòèÿ è óäàëåíèÿ îìåðòâåâøèõ òêàíåé.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ îáðàçîâàíèþ ïðîëåæíåé ñïîñîáñòâóåò ïëîõîé óõîä çà áîëüíûì — íåáðåæíûé óõîä çà êîæíûìè ïîêðîâàìè, íåñâîåâðåìåííîå ïåðåñòèëàíèå ïîñòåëè, íåäîñòàòî÷íàÿ àêòèâèçàöèÿ ïàöèåíòà è ò. ä. Áîëüøaÿ ýíöèêëîïeäèÿ ôeëüäøeða è ìeäcecòðû / È.Â. Aâäèeíêî è äð. — Ì.: Ýêcìî, 2009. — C. 457

Ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé ñâîäèòñÿ ê ïîñòîÿííîìó êîíòðîëþ çà ñîñòîÿíèåì ïîñòåëè òÿæåëîáîëüíîãî è åãî íàòåëüíûì áåëüåì (ñâîåâðåìåííîå óñòðàíåíèå íåðîâíîñòåé, ãðóáûõ øâîâ, ðàçãëàæèâàíèå ñêëàäîê, ñòðÿõèâàíèå êðîøåê).  ïðîôèëàêòè÷åñêèõ öåëÿõ ïðèìåíÿþò òàêæå ñïåöèàëüíûå ïîäêëàäíûå ðåçèíîâûå êðóãè, êîòîðûå ïîìåùàþò ïîä òå îáëàñòè òåëà, êîòîðûå ïîäâåðãàþòñÿ äëèòåëüíîìó äàâëåíèþ (íàïðèìåð, ïîä êðåñòåö). Ïîäêëàäíîé êðóã äîëæåí áûòü íàäóò äîâîëüíî ñëàáî, ÷òîáû îí èçìåíÿë ñâîþ ôîðìó ïðè äâèæåíèÿõ áîëüíîãî (ðèñ. 3). Âìåñòî ïîäêëàäíîãî êðóãà ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ òêàíåâûå ìàòðàöû, íàïîëíåííûå, íàïðèìåð, ëüíÿíûì ñåìåíåì, à òàêæå ñïåöèàëüíûå ïðîðåçèíåííûå ìàòðàöû, ñîñòîÿíèþ èç ìíîãèõ âîçäóøíûõ êàìåð. Ñòåïåíü íàïîëíåíèÿ âîçäóõîì îòäåëüíûõ êàìåð àâòîìàòè÷åñêè èçìåíÿåòñÿ êàæäûå òðè ìèíóòû, òàê ÷òî ïðîèñõîäÿò ïîñòîÿííûå ïîäúåì è îïóñêàíèå ðàçëè÷íûõ ñåêöèé ìàòðàöà, âñëåäñòâèå ÷åãî òî÷êè ñîïðèêîñíîâåíèÿ åãî ñ òåëîì áîëüíîãî âñå âðåìÿ îêàçûâàþòñÿ ðàçëè÷íûìè.

Ðèñ. 3. Ïðèìåíåíèå ïîäêëàäíîãî êðóãà

Íåîáõîäèìî òàêæå ñòðåìèòüñÿ ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ áîëüíîãî, ïîâîðà÷èâàÿ åãî â ïîñòåëè (íà ïðàâûé, ëåâûé áîê è ò. ä.) ìèíèìóì 8-10 ðàç â ñóòêè.  ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðîëåæíè ÷àùå îáðàçóþòñÿ íà çàãðÿçíåííîé êîæå, êîæíûå ïîêðîâû â ñîîòâåòñòâóþùèõ ìåñòàõ (êðåñòåö, óãëû ëîïàòîê, îñòèñòûå îòðîñòêè ïîçâîíêîâ è äð.) íåîáõîäèìî 2 3 ðàçà â äåíü îáìûâàòü õîëîäíîé âîäîé ñ ìûëîì, ïðîòèðàÿ çàòåì ñàëôåòêàìè, ñìî÷åííûìè êàìôîðíûì ñïèðòîì èëè îäåêîëîíîì, è ïðèïóäðèâàÿ òàëüêîì (ðèñ. 4) Ìûøêèía, A.Ê. Cecòðèícêîe äeëî. Cïðaâî÷íèê. Ì.: èçä-âî «Äðîôa», 2008. — C. 221.

Ëå÷èòü îáðàçîâàâøèåñÿ ïðîëåæíè çíà÷èòåëüíî òðóäíåå, ÷åì ïðåäóïðåäèòü èõ âîçíèêíîâåíèå.  íà÷àëüíûõ ñòàäèÿõ ðåêîìåíäóþò ñìàçûâàíèå ïîðàæåííûõ ó÷àñòèâ 5-10 % ðàñòâîðîì éîäà, 1 % ðàñòâîðîì áðèëëèàíòîâîé çåëåíè, ïðèìåíåíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäîâ (ÓÂ×, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå). Ïîâåðõíîñòü ïðîëåæíåé ïîêðûâàþò àñåïòè÷åñêîé ïîâÿçêîé. Ïîñëå îòòîðæåíèÿ íåêðîòè÷åñêèõ ìàññ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ìàçåâûå ïîâÿçêè îáùåñòèìóëèðóþùóþ òåðàïèþ (ïåðåëèâàíèå êðîâè ïëàçìû), â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ — îïåðàöèþ ïåðåñàäêè êîæè. Ýòàïû ïðîôèëàêòèêè îáðàçîâàíèÿ ïðîëåæíåé ïðåäñòàâëåíû â ïðèëîæåíèè 1.

Ðèñ. 4. Îáðàáîòêà áîëüíîãî ñ ïðîëåæíÿìè

Ïàöèåíòû, íàõîäÿùèåñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ â ïîñòåëè, íóæäàþòñÿ â ïîñòîÿííîì óõîäå çà âîëîñàìè. Íåîáõîäèìî ñëåäèòü, ÷òîáû â âîëîñàõ íå îáðàçîâàëàñü ïåðõîòü è íåì ïëÿâèëèñü íàñåêîìûå (âøè). Ìóæ÷èí ñòðåãóò êîðîòêî è ðàç â íåäåëþ ìîþò èì ãîëîâó âî âðåìÿ ãèãèåíè÷åñêîé âàííû. Òåì ïàöèåíòàì, êîòîðûì âàííû çàïðåùåíû, ìîæíî âûìûòü ãîëîâó â êðîâàòè, åñëè èõ ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò. Ãîðàçäî ñëîæíåå ñëåäèòü çà ÷èñòîòîé ãîëîâû ó æåíùèí, èìåáùèõ äëèííûå âîëîñû.

Ïëîõîé óõîä çà âîëîñàìè ñ íåðåãóëÿðíûì ìûòüåì ìîæåò ïðèâîäèòü ê èõ ïîâûøåííîé ëîìêîñòè, âûïàäåíèþ, îáðàçîâàíèþ êîæíûõ ïîêðîâàõ ãîëîâû æèðíûõ èëè ñóõèõ îòðóáåâèäíûõ ÷åøóåê (ïåðõîòè).

Âîëîñû ñëåäóåò ðàñ÷åñûâàòü åæåäíåâíî, ÷òîáû óäàëèòü ïûëü è ïåðõîòü. Äëÿ ýòîãî áóðåò ÷àñòûé ãðåáåíü. Êîðîòêèå âîëîñ ðàñ÷åñûâàþò îò êîðíåé ê êîíöàì, à äëèííûå ðàçäåëÿþò íà ïðÿäè è ìåäëåííî ðàñ÷åñûâàþò ñ êîíöîâ ê êîðíÿì, ñòàðàÿñü íå âûäåðãèâàòü èõ. Ãðåáåíü, ñìî÷åííûé â ðàñòâîðå óêñóñà, õîðîøî âû÷åñûâàåò ïåðõîòü è ïûëü.

Ðèñ. 5. Ìûòüå ãîëîâû òÿæåëîáîëüíîãî â ïîñòåëè

Æèðíûå âîëîñû ìîþò 1 ðàç â íåäåëþ, à ñóõèå è íîðìàëüíûå — 1 ðàç â 10-14 äíåé.

Ìûòüå ãîëîâû ó òÿæåëîáîëüíîãî ïðîâîäÿò â ïîñòåëè (ðèñ. 5). Ïðè ýòîì òàçèê ðàçìåùàþò ó ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè, à ãîëîâó áîëüíîãî íåñêîëüêî ïðèïîäíèìàþò è çàïðîêèäûâàþò. Äëÿ ìûòüÿ âîëîñ ëó÷øå èñïîëüçîâàòü ìÿãêóþ âîäó (êèïÿ÷åíóþ èëè ñ äîáàâëåíèåì òåòðàáîðàòà íàòðèÿ èç ðàñ÷åòà 1 ÷àéíàÿ ëîæêà íà 1 ë âîäû). Ëó÷øå ïîëüçîâàòüñÿ ïðèãîòîâëåííîé ìûëüíîé ïåíîé. Ïîñëå ìûòüÿ âîëîñû îñòîðîæíî âûòèðàþò ïîëîòåíöåì, ïîñëå ÷åãî òùàòåëüíî è áåðåæíî ðàñ÷åñûâàþò, íà÷èíàÿ îò êîðíÿ, åñëè âîëîñû êîðîòêèå, èëè æå, íàîáîðîò, ñ êîíöîâ ïðè äëèííûõ âîëîñàõ.

Íåîáõîäèìî òàêæå îñóùåñòâëÿòü ñèñòåìàòè÷åñêèé óõîä çà íîãòÿìè. Îäèí ðàç â íåäåëþ íóæíî êîðîòêî ñòðè÷ü áîëüíîìó íîãòè, óäàëÿÿ ñêîïèâøóþñÿ ïîä íèìè ãðÿçü Áîëüøaÿ ýíöèêëîïeäèÿ ôeëüäøeða è ìeäcecòðû / È.Â. Aâäèeíêî è äð. — Ì.: Ýêcìî, 2009. — C. 457.

Òàêèì îáðàçîì, òÿæåëûå è ïðîäîëæèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîÿâëåíèåì ðàçëè÷íûõ ñèìïòîìîâ (îòäûøêà, ëèõîðàäêà, áîëü, óõóäøåíèå àïïåòèòà è äð.), îãðàíè÷åíèåì ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è ñïîñîáíîñòè ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ, íàðóøåíèåì ñïîñîáíîñòè ê óäîâëåòâîðåíèþ îñíîâíûõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé (ïèòüå, åäà, îñâîáîæäåíèå êèøå÷íèêà, ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è äð.). Ïðè ëå÷åíèè òÿæåëîáîëüíîãî, åìó íåîáõîäèì îñîáûé óõîä.

Êîæà äîëæíà áûòü ÷èñòîé, ÷òîáû íîðìàëüíî ôóíêöèîíèðîâàòü. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü åå óòðåííèé è âå÷åðíèé òóàëåò. Êîæà ÷åëîâåêà çàãðÿçíÿåòñÿ âûäåëåíèÿìè ñàëüíûõ è ïîòîâûõ æåëåç, ðîãîâûìè ÷åøóéêàìè, ïûëüþ, îñîáåííî â ïîäìûøå÷íûõ âïàäèíàõ è â ñêëàäêàõ êîæè ïîä ìîëî÷íûìè æåëåçàìè ó æåíùèí. Êîæà ïðîìåæíîñòè äîïîëíèòåëüíî çàãðÿçíÿåòñÿ âûäåëåíèÿìè èç ìî÷åïîëîâûõ îðãàíîâ è êèøå÷íèêà.

Ïàöèåíòà ñëåäóåò ìûòü â âàííå èëè ïîä äóøåì íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Åñëè ïàöèåíò îñëàáëåí, åãî ðåêîìåíäóåòñÿ ìûòü ïîä äóøåì è â âàííîé, óñàäèâ íà ñòóëü÷èê. Åæåäíåâíî ïàöèåíòó íåîáõîäèìî óìûâàíèå, ïîäìûâàíèå, ìûòüå ðóê ïåðåä ïðèåìîì ïèùè.

Ïðè íåâîçìîæíîñòè åæåäíåâíîãî äóøà îáðàáîòêà êîæè ïîñòåëüíûõ áîëüíûõ ïðîâîäèòñÿ ñëåäóþùèìè ñïîñîáàìè:

— óìûâàíèå áîëüíîãî ïðè ïîìîùè ìÿãêîé ãóáêè, ñìî÷åííîé â òåïëîé âîäå;

— ïðîòèðàíèå êîæè áîëüíîãî âàòíûì òàìïîíîì èëè êîíöîì ïîëîòåíöà, ñìî÷åííûì äåòñêèì î÷èùàþùèì ëîñüîíîì èëè ñëàáûì ðàñòâîðîì óêñóñà, èëè ðàçâåäåííûì âîäîé ýòèëîâûì ñïèðòîì;

3. òùàòåëüíîå îñóøèâàíèå áîëüíîãî — îáòèðàíèå ïîëîòåíöåì íàñóõî, ñ äîïîëíèòåëüíîé îáðàáîòêîé ñêëàäîê òàëüêîì èëè ïðèñûïêîé.

Ëèöî, øåþ è ðóêè ñëåäóåò ìûòü íå ìåíåå äâóõ ðàç â äåíü. Ìûòüå ãîëîâû â ïîñòåëè îñóùåñòâëÿåòñÿ íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Íîãè äîñòàòî÷íî ìûòü 2-3 ðàçà â íåäåëþ.

Áîëüíûõ, ñòðàäàþùèõ íåäåðæàíèåì êàëà è ìî÷è, à òàêæå òÿæåëîáîëüíûõ íåîáõîäèìî ïîäìûâàòü ïîñëå êàæäîãî àêòà äåôåêàöèè è ìî÷åèñïóñêàíèÿ. Ïåðåä ïîäìûâàíèåì ïîä ÿãîäèöû ëåæàùåãî áîëüíîãî ïîäâîäÿò ïåëåíêó, à çàòåì ïîäêëàäûâàþò ñóäíî èëè òàç. Áîëüíîé ñãèáàåò êîëåíè è ðàçâîäèò íîãè. Íà îáëàñòü ïîëîâûõ îðãàíîâ èç êóâøèíà ëüþò òåïëûé àíòèñåïòè÷åñêèé ðàñòâîð, à âàòíûì òàìïîíîì ïðîòèðàþò êîæó. Äâèæåíèÿ òàìïîíà äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû îò ïðîìåæíîñòè ê çàäíåìó ïðîõîäó, ÷òîáû íå çàíåñòè èíôåêöèþ â ìî÷åïîëîâûå ïóòè.  òàêîì æå íàïðàâëåíèè ïðîòèðàþò êîæó ñóõèì òàìïîíîì. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ òóàëåòà êîæè ïðîìåæíîñòè â òå÷åíèå 5-10 ìèíóò íóæíî ïðîèçâåñòè «ïðîâåòðèâàíèå».  ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ îïðåëîñòåé, ñíà÷àëà èõ î÷èùàþò ëîñüîíîì, çàòåì îáðàáàòûâàþò âàçåëèíîì, ñïåöèàëüíûìè êðåìàìè èëè ïðèñûïêîé.

1. Àááÿñîâ, È.Õ. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: ó÷åá. äëÿ ñòóä. ñðåä. ïðîô. ó÷åá. çàâåäåíèé // È.Õ. Àááÿñîâ, Ñ.È. Äâîéíèêîâ, Ë. À. Êàðàñåâà è äð.]; ïîä ðåä. Ñ.È.Äâîéíèêîâà. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð Àêàäåìèÿ, 2007. — 336 ñ.

2. Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ ôåëüäøåðà è ìåäñåñòðû / È.Â. Àâäèåíêî è äð. — Ì.: Ýêñìî, 2009. — 720 ñ.

3. Ìóõèíà, Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà». Ó÷åáíîå ïîñîáèå.- Ì.: Ðñäíèê, 2002. — 352 ñ.

4. Ìûøêèíà, À.Ê. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ñïðàâî÷íèê. Ì.: èçä-âî «Äðîôà», 2008. — 256 ñ.

5. Îáóõîâåö, Ò.Ï. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà / Ò.Ï. Îáóõîâåö, Ò.À. Ñêëûðîâà, Î.Â. ×åðíîâà. — Èçäàíèå 6-å. — Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2005. — 505 ñ.

6. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Òîì 1 (ãóìàíèòàðûé, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé, àäìèíèñòðàòèâíî-óïðàâëåí÷åñêèé áëîêè) / Ïîä ðåä. À.Ô. Êðàñíîâà. — Ñ.: ÃÏ «Ïåðñïåêòèâà», 2000. — 368 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Уход за кожей тяжелобольного пациента

Уход за кожей тяжелобольного пациента — ГОСТ

Как осуществлять медицинскую практику по уходу за лежачим больным, регулирует ГОСТ Р 56819-2015. Это инструкция для медицинского персонала, главная цель которого – профилактика пролежней путем обеспечения надлежащего ухода.

Средства ухода за кожей тяжелобольных пациентов

Обработка кожи является одним из пунктов лечебной программы и обязательной мерой поддержания чистоты тела. Кожа, в особенности естественные складки тела, постоянно загрязняется выделениями сальных и потовых желез, отмершими чешуйками, пылью.

Для мытья и ухода за кожей рекомендуется использовать:

  • Пенообразующие губки. Инновационное средство представляет собой одноразовый материал, выполненный из 100% полиэстера (фиброволокна) и запечатанный в индивидуальную упаковку. Гель, которым они пропитаны, густо пенится от небольшого количества воды (необходимо несколько раз сжать смоченную губку в руках). Губка подходит всем типам кожи, не вызывает раздражений и повреждений, обеспечивает легкий массажный эффект. Особенность губки – она одноразовая, что предотвращает возможное присоединение грибковой и инфекционной микрофлоры, улучшает микроциркуляцию кожи. После использования губки не требуется вода для смывания остатков пены, достаточно промокнуть остатки полотенцем или сухой салфеткой.
  • Влажные салфетки. Использование влажных салфеток допустимо в промежутках между полноценным купанием больного, так как они не смогут обеспечить полный гигиенический эффект очищения кожи.
  • Крем-гель. Выбирать его необходимо с нейтральной средой рН, чтобы не вызвать аллергии и раздражения кожи больного.
  • Тальк или присыпки. Используется после полного обтирания тела больного насухо.

Уход за кожей тяжелобольного пациента – алгоритм

Обучение родственников тяжелобольного пациента с целью обеспечить правильный режим, является непременным условием. Особенно важна личная гигиена, если человек — лежачий больной, и у него постоянный постельный режим. Рекомендации для ухода за кожей такие:

  1. Перед началом процедуры обработайте руки антисептическим средством.
  2. Разденьте больного до пояса, укройте обнаженный участок тела полотенцем или простыней.
  3. Если есть повязки на любом участке тела, следите за тем, чтобы не сместить и не намочить их во время купания.
  4. Возьмите пенообразующую губку и смочите 10 мл воды. Сожмите 2-3 раза до образования пены.
  5. Начните процедуру очищения кожи с головы. Обтирание проводится в таком порядке: область глаз, лба, нос и щеки, подбородок, уши, область шеи. Оботрите лицо и шею сухим полотенцем.
  6. Мытье рук пациента. Первыми вымойте пальцы кисти и двигайтесь вверх, придерживая руку тяжелобольного своей. Тщательное внимание уделите подмышечной впадине. Оботрите верхнюю конечность сухим полотенцем и повторите ту же последовательность со второй рукой.
  7. Уберите простынь с груди. Протрите губкой или полотенцем кожу груди и живота, двигаясь сверху вниз до паховой области. У женщин выполните тщательное протирание кожи под молочной железой. Протрите верх тела сухим полотенцем.
  8. Чтобы вымыть кожу спины, переверните больного на правую боковую поверхность тела и вымойте спину, затем поверните на левую сторону тела и выполните те же действия. Оботрите спину сухой салфеткой.
  9. Снимите одежду с нижней части тела больного.
  10. Двигаясь от коленей вверх, протрите кожу бедра и тщательно вымойте область промежности.
  11. Вымойте кожу ног от области коленного сустава до стопы. Вымойте межпальцевые промежутки и стопу.
  12. Протрите насухо кожу ноги и повторите процедуру со второй ногой.
  13. ВАЖНО: при внешних повреждениях кожи или при недержании у больного обязательно используйте отдельные губки для разных частей тела, чтобы предотвратить распространение грибковых и инфекционных заболеваний.
  14. Нанесите увлажняющий крем.
  15. Наденьте на тяжелобольного чистую одежду.
  16. Вымойте руки с использованием антисептика.

Профилактика осложнений

Обрабатывать кожу больного необходимо дважды в день. Это не означает, что его нужно каждый день купать. Смотреть нужно на состояние кожных покровов, не запускать их.

Мыть голову необходимо не реже 1 раза в неделю. Удобно использовать сухой шампунь, но 1 раз в месяц нужно устраивать полноценную помывку.

Больных, которым надевают подгузник, необходимо обмывать после каждого акта дефекации и смены памперса. Паховую область нужно обработать теплым раствором антисептика или одноразовой пенообразующей губкой, двигаясь от промежности к ягодицам.

После этого протереть кожу сухой салфеткой, обработать лосьоном и оставить на 15-20 минут без памперса, чтобы обеспечить проветривание паховых областей.

При уходе за кожей отдельное внимание нужно обратить на профилактику появления осложнений. К ним относятся опрелость и пролежень. Чтобы избежать опрелостей, необходимо правильно подобрать подгузник, выбрать нательное белье, которое не сдавливает тело, вообще обеспечить полноценную личную гигиену.

Каждые 2 часа нужно переворачивать больного на другой бок. Это необходимое условие в профилактике осложнений.

Существуют тонкости в уходе за лежачими больными, которыми делятся родственники, прошедшие через такое испытание. Они рекомендуют, например, по возможности меньше держать человека в памперсах. Подгузник, хотя и упрощает уход, но провоцирует опрелости и пролежни.

Если больной хотя бы немного двигается и осознает позывы в туалет, нужно использовать биотуалет. Он должен постоянно находиться возле кровати, готовый к употреблению.

Если лежачий больной в ясном сознании, крайне важно следить за его эмоциональным состоянием. Для этого важно как можно больше с ним общаться, обеспечить интеллектуальные потребности. Современные электронные средства позволяют это делать. Можно включать по интернету любимые фильмы, дать возможность прослушать аудиокнигу или музыку.

Прямая зависимость между моральным состоянием человека и его выздоровлением доказана учеными-медиками давно.

Источник