Органы чувств глаза нос кожа одновременно
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
Слух
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Вкус
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
Источник
Ход урока:
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы .
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.
2. Сообщение темы и целей.
— А наш урок мы начнём со стихотворения.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик — запах различать,
Руки — чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
— О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием.(органы чувств)
— Хотите познакомиться с ними поближе? Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.
– Прочитайте вопрос .
Слайд 1.
– Зачем человеку нужны органы чувств?
— Прочитайте ключевое слово. Какие это органы? (Органы чувств)
— Правильно. «Органы чувств” это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. Давайте познакомимся с ними подробнее.
— Ответим мы на этот вопрос в конце урока.
3. Изучение нового материала.
— Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (глаза)
Слайд 2.
-Глаза- орган зрения.
Задание 1.
— Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)
— За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком».
— Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка. А середина глаза не белая, а окрашенная — это радужка.)
— Какого цвета радужка у Светы? У Насти?
— Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?
— Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? (зрачок)
Подготовленный ученик:
Слайд 3.
Глаз подобен фотоаппарату, который постоянно фиксирует окружающий нас мир. Когда мы смотрим на какой- нибудь предмет, через зрачок в глаз попадает свет. Количество света регулируется радужной оболочкой (это цветная часть глаза).
За зрачком расположен хрусталик. Всё, на что мы смотрим, хрусталик проецирует на сетчатку внутренней стенки глаза. Поскольку световые лучи в глазе пересекаются, изображение получается перевернутым. Зрительный нерв передаёт увиденное в твой мозг. Как предмет выглядит в действительности помогает понять мозг.
Задание 2.
— Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам показываю? (фото)
— Значит, что умеют делать ваши глаза? (видеть)
— Как называется эта фигура? (круг) А эта? (квадрат)
— Значит, что умеют определять ваши глаза? (форму)
— Какого цвета круг, квадрат?
— Так, что ещё умеют определять глаза? (цвет)
— Скажите, какая фигура находится дальше от вас, какая ближе?
— Значит, глаза умеют определять:(расстояние до предмета).
— Что крупнее, яблоко или апельсин?
— Так, что ещё могут определять глаза? (размер)
— Подведём итог: что могут видеть (определять) глаза? Цвет, форму предмета, расстояние, размер.
Задание 3.
— Вернёмся к нашим зеркалам. Чем защищены глаза? (подвижными веками — верхним и нижним, ресницами, бровями)
Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.
-» Глаза, словно окна в мир». Почему так говорят?
— Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?
Памятка «Береги зрение”
1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут надо давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе чем в 2-3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуясь чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
Зарядка для глаз.
1. «Движение глазами за полётом бабочки».
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. Повторяется 3 раза.
2.»Моргание».
Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.
Уши — орган слуха.
Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают. (Уши)
Слайд 4.
— Уши- орган слуха.
Подготовленный ученик:
Слайд 5.
— На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина — это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка — барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Задание 1.
— Проверим, хороший ли у вас слух. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (произносятся отдельные слова сначала обычным голосом, а потом всё тише и тише: ресницы, голос, зрение, слух, брови, кожа, запах, вкус)
— Когда лучше слышно?
-Что вы делали, чтобы услышать тихий голос? (прислушивались)
— Что же умеют наши уши? (слышать звуки)
— А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие звуки вы услышали? (Человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир.)
Игра «Узнай по голосу».
— Завяжем Наташе глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Наташа должна определить, кто её позвал.
Расслабляющая физминутка «Звуки природы».
— А теперь расслабьтесь, закройте глаза и внимательно послушайте. Что вы представили? Какие звуки вы услышали?
— Что же умеют наши уши? (слышать и различать звуки)
— Нужно ли беречь орган слуха? Как?
Памятка «Береги слух”
1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку, и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Если почувствуешь боль в ухе туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)
Слайд 6.
-Кожа- орган осязания.
Задание 1. (рассматривание кожи)
— Какого цвета наша кожа?
— Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)
— Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)
— Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?
Задание 2.
— Что можно «увидеть» с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.
Игра «Волшебный мешочек».
— Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).
— Что «рассказали» тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются поочереди, по мере узнавания.)
— Что ещё можно узнать с помощью кожи? Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой).
— Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод)
Подготовленный ученик:
Слайд 7.
Кожа — это наружный покров тела, который защищает человека от внешних воздействий и участвует в процессе осязания. Кожей мы можем почувствовать форму, гладкость, ребристость поверхности, к которой прикоснулись и угадать, что перед нами
находится. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, удар или жжение. Это свойство коже придают пролегающие в ней маленькие нервные окончания — волосяные луковицы из которых растут волосы. Важная задача кожи — противостоять угрозе для нашего тела. Для этого кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость.
— Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган — кожа.
— Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания)
— Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)
Физкультминутка.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Нос- орган обоняния.
Между двух светил
Я в середине один. (нос)
Слайд 8.
-Нос- орган обоняния.
— Что значит «обонять»? (чувствовать запах)
— Проведём эксперимент. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели).
— Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)
Подготовленный ученик:
Слайд 9.
( Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи.)
— О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)
— Чем важен для человека орган обоняния?
Правила охраны органа обоняния
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)
Слайд 10.
— Как назвать по- научному этот орган? (орган вкуса) Эксперименты с языком, как с органом вкуса, вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
— Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
Слайд 11.
Подготовленный ученик:
Поверхность нашего языка покрыта маленькими бугорками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.
Игра «Угадай по вкусу».
— А сейчас самая «вкусная» игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).
— Для чего служит язык, как орган чувств? (для определения вкуса пищи; пища должна быть не очень горячей — обжигая язык — мы почти не чувствуем её вкуса)
5. Закрепление пройденного.
Природоведческий диктант
– Ребята, я буду читать вам определения, а вы молча запишите название органа, к которому подходит это определение.
1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).
2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)
3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?
4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?
5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза). (кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств) (Слайд 12.)
Слайд 13.
Проверочный тест: «Органы чувств»
ГЛАЗА ОРГАН ОБОНЯНИЯ
УШИ ОРГАН ОСЯЗАНИЯ
НОС ОРГАН СЛУХА
КОЖА ОРГАН ЗРЕНИЯ
ЯЗЫК ОРГАН ВКУСА
6. Итог урока.
— Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
7. Домашнее задание.
Стр. 132-135, пересказ; памятки прочитать ещё и пользоваться правилами в своей жизни; рабочая тетрадь.
Источник
Анонимный вопрос
19 декабря 2017 · 17,4 K
Люблю смотреть российские сериалы, играть в шахматы и путешествовать.
Все органы чувств используются для получения информации.
Основные органы чувств:
- Глаза —зрение.
- Нос — обоняние.
- Уши — слух.
- Язык — вкус.
- Кожа — осязание.
Чувство осязания- это все органы восприятия окружающего, не только кожа
У человека намного более 5 чувств. Есть чувство равновесия, чувство сытости(голода), тепла(холода), бодрости(усталости), чувство боли и наслаждения и т.д. По-моему их минимум 18.
По моим подсчётам минимум 21-22 чувств. Так что ты прав. Хотя бодрость в мой список человеческих чувств не входит… Читать дальше
Какие, на первый взгляд безобидные вещи, на самом деле медленно разрушают психическое здоровье?
Опаснее всего в повседневной жизни делать вид, что у тебя всё хорошо, пока внутри эмоции разрывают на части. Излишнее терпение и сдерживание эмоций могут разорвать нервную систему, как воздушный шарик, в который задули слишком много воздуха. «Зачем мне нервничать из-за этого, потерплю пока». А в это время давление уже подбирается к критическим отметке.
Это приводит к тому, что любой раздражитель воспринимается острее, ваши близкие замечают, что вы уже не можете нормально общаться, а продолжать трудовую деятельность очень тяжело без утренней дозы успокоительного. А дальше возможны неконтролируемые вспышки гнева и проблемы с психическим здоровьем, которые уже не решить простыми беседами у психоаналитика: всё это сильно отражается на работе сердца и головного мозга.
Так получилось, что у нас не принято ни открыто выражать свои эмоции, ни обращаться к специалистам с подобными жалобами, поэтому такая проблема очень актуальна. Если же такие моменты повышенного эмоционального напряжения сопровождаются вспышками гнева, который вредит вашей жизни, то тут есть несколько практичных советов.
Прочитать ещё 28 ответов
Верно ли что при потере зрения усиливаются остальные органы чувств и если это верно,то как это объяснить с научной точки зрения?
левел-дизайнер казуальных игр
Человек с помощью зрения получает, по разным данным, от 70% до более 90% информации . Когда этот огромный поток информации обрубается, то ресурсы, занимавшиеся его обработкой, освобождаются. Они распределяются на другие потоки, и получается, что теперь можно лучше проработать слуховую или тактильную информацию. Надеюсь, аналогия с компьютером не будет слишком грубой, но фактически освобождается большой объем «оперативной памяти» и времени работы «процессора», ранее затрачиваемого на обработку зрительной информации. Конечно, мозгу не так просто переключиться, и на перераспределение ресурсов уходит время.
Но вы сами можете оценить этот эффект, пробыв некоторое время с завязанными глазами. Могз, который лишен основного потока информации, будет собирать всю ,что осталось, и «работать» с ней. Поэтому мы иногда зажмуриваемся, когда принюхиваемся или прислушиваемся, пытаясь сконцентрироваться на отличном от зрения чувстве.
Какой орган чувств у человека самый информативный и каковы последствия его доминирования ?
Психолог, кандидат социологических наук, психолог-консультант · yasinpsi.ru
Это однозначно зрение. Мы — существа смотрящие. По некоторым расчетам психологов, порядка 80% информации мы получаем через зрение. Благодаря прямохождению, наша линия горизонта отодвинулась примерно на 2.5 км вдаль. Мы имеем бинокулярное стереоскопическое зрение (вдими 3D), цветное (чем обладают не слишком многие живые существа, кстати), наш глаз способен к аккомодации — настраивается на более близкие и дальние объекты. У нас огромные территории коры мозга отведены под обработку зрительного сигнала. Мы внимательно следим за мимикой других людей и очень чувствительны к выражениям лица.
Последствия очень понятные — мы хорошо запоминаем зрительную информацию, зрительные зоны участвуют в процессах мышления (да, импусль туда заглядывает, когда мы о чем-то думаем), мы можем решать задачки графически (вспомним школу, как непонятны дроби в цифрах и ка кони обретают смысл в иде поделенных на сектора кружков?), мы видим сны…
Прочитать ещё 1 ответ
Какой самый пугающий факт о человеческой психике знают психологи и психотерапевты?
Я психолог, гипнотерапевт. Один из самых пугающих фактов, которые я усвоил из своей практики — жизнь среднестатистического человека определяется тем, что ему внушили с детства. Это можно сказать о всех людях, кто не занимался специально ревизией внушенных идей. Так происходит, потому что ребенок в детстве не имеет достаточно критического мышления, чтобы самому оценить ситуацию и принять решение. По итогу выходит, что все воспитание детей — это история внушений. И само по себе это не плохо. Плохо то, что люди редко вырастают из того, что им внушили.
Посмотрите фильм «Начало». Он очень показательный в этом смысле. Идея как семя. Посей ее, и она вырастает в нечто большее. В итоге систему из таких внушенных идей мы называем характером, складом личности. А что в той личности уникального? Практически все ей дали другие, такие же люди, которым тоже что-то внушали. Разве это то, что следует называть личностью?
Вы думаете, что ваши мысли — они ваши? Так ли это на самом деле? Здесь не нужно впадать в шизофрению или паранойю, а следует порефлексировать о своих убеждениях и установках. Есть ли основания считать, что я должен быть именно таким? Что мир устроен именно так, как я его сейчас вижу?
Кто такими вопросами не задается, тот продолжает жить примерно так же, как и муравей. Да, наша психика более многогранна и сложна. Но подобно муравью, у обычного человека свое место, которое ему предопределила система.
Мало чего может быть так же пугающе, как мнимая свобода.
Прочитать ещё 81 ответ
Источник