Обшить ручник кожей своими руками

Выбираем шов для перетяжки
Декоративное оформление элементов салона
Руль — центральный элемент салона авто, который постоянно находится в контакте с водителем. От эргономики и оформления руля напрямую зависит комфорт во время движения и общий вид салона авто, поэтому важно, чтобы рулевое колесо обладало высокими эксплуатационными и визуальными характеристиками. Сделать вождение максимально комфортным, а салон автомобиля стильным поможет перетяжка руля.
Часто одновременно с перетяжкой руля по желанию клиента специалисты автоателье «AMD plus» выполняют перетяжку ручки КПП и ручки стояночного тормоза. Интерьер автомобиля смотрится особенно красиво и гармонично, когда все элементы перетянуты одинаковой кожей и декорированы в едином стиле — такой вариант обеспечивает целостное оформление и добавляет салону индивидуальности. В этой статье мы расскажем о визуальном оформлении элементов интерьера авто с помощью декоративных швов.
Декоративный шов для перетяжки — неотъемлемый элемент оформления, который соединяет стыкуемые детали, украшает перетягиваемые элементы, подчеркивает индивидуальность и неповторимый стиль салона автомобиля. Перетяжка элементов салона позволяет выбрать для оформления вариант, который идеально дополняет интерьер автомобиля и нравится Вам визуально.
Вы можете выбрать классический цвет шва или яркий контрастный, повторить стандартный декоративный шов, предусмотренный производителем, или выбрать оригинальный менее распространенный вариант. На Ваш выбор в автоателье «AMD plus» представлено более десяти вариантов декоративных швов для перетяжки руля и других элементов салона, и более двадцати видов нитей разного цвета и толщины. Выбор за Вами!
12 видов швов на выбор
Большинство студий при перетяжке предлагают всего 3-4 стандартных вида оформления декоративного шва, из которых иногда сложно выбрать подходящий вариант. Команда автоателье «AMD plus» уверена, что каждый автомобиль уникален, поэтому специально для Вас мы представляем расширенную линейку декоративных швов, состоящую из 12 позиций. Выбирайте понравившийся вариант и подчеркивайте свою индивидуальность!
Шов «макраме»
«Макраме» — эстетичный декоративный шов для перетяжки, который чаще всего используют немецкие производители авто при обтяжке обода рулевого колеса. «Макраме» выполняется тонкими нитками, не поднимает кожу и в результате образует интересный витиеватый рисунок. Это самый популярный вариант среди автовладельцев.
Шов «BMW M»
Шов «BMW M» по технике выполнения совпадает со стандартным популярным швом «макраме», но отличается неизменным цветовым решением из трех оттенков: красного, синего и голубого. Данный вариант традиционно применяется во всех BMW M-серии, но при желании может быть использован в качестве декора для авто любой марки.
Шов «sport»
Шов «sport» по технике выполнения похож на шов «макраме», но отличается более частым рисунком. Основное отличие в том, что при выполнении шва «sport» захватывается каждая петля строчки, а при выполнении шва «макраме» — каждая вторая. «Sport» чаще всего применяется для декорирования перетягиваемых элементов салона в спортивных авто.
Шов «ёлочка»
«Елочка» — популярный декоративный шов, который чаще всего используют корейские и японские производители авто. «Елочка» приподнимает кожу, в результате чего она становится выпуклой и образует характерный рисунок. Чтобы рисунок был равномерно выпуклым и надежно зафиксированным при выполнении шва используются толстые нити.
Шов «косичка»
Шов «косичка» очень похож на предыдущий вариант «елочка» и также в большинстве случаев встречается в корейских и японских автомобилях. Отличие в расположении стежков относительно друг друга — в шве «косичка» они несимметричны друг другу и при стяжке образуют характерный выпуклый рисунок. Нити для шва используются толстые и плотные.
Шов «BMW Alpina»
Шов «BMW Alpina» — классический вариант, который используется при оформлении элементов в автомобилях BMW Alpina. Шов выполнен в минималистичном стиле и отличается неизменной сине-зеленой цветовой гаммой. «BMW Alpina» украсит салон автомобиля и добавит ему неповторимый уникальный стиль.
Шов «Infiniti»
Шов «Infiniti» чаще всего используется при декоративном оформлении элементов в автомобилях Infiniti. Характеризуется минималистичным оформлением и в оригинальном варианте чаще всего встречается белого или черного цвета, но по Вашему желанию может быть выполнен в любом цвете из представленных.
Шов «AMG»
Шов «AMG» — стильный и необычный декоративный шов, который используется при оформлении кожаных элементов мощных спортивных автомобилей Mercedes-AMG. Красиво смотрится при выполнении как в контрастном, так и в однотонном варианте и подходит для оформления элементов авто любой марки.
Шов «Италия»
«Италия» — шов, который чаще всего встречается в автомобилях итальянского автопрома — Fiat, Alfa Romeo. Представляет собой шов в строгом минималистичном стиле и визуально напоминает шитье «через край». Одинаково стильно смотрится как в контрастном, так и в цвете, соответствующем выбранному оттенку кожи.
Шов «бабочка»
«Бабочка» — шов, который, как и «Италия», в большинстве случаев встречается в автомобилях итальянского производства. Состоит из отдельных геометрических элементов, которые похожи на цифру 8 или бабочку, за что и получил одноименное название. Не стягивает кожу и оригинально смотрится на элементах салона.
Шов «крест»
«Крест» — шов, который достаточно редко используется по сравнению с предыдущими вариантами, но смотрится на элементах не менее стильно и интересно, образуя непрерывную линию из ромбов или крестиков. «Крест» почти не стягивает кожу, образует плоский шов и выполняется из прочных нитей средней толщины.
Шов «step»
«Step» — плоский аккуратный декоративный шов, который выполняется из нитей средней толщины и не стягивает кожу на руле, ручке КПП и ручке стояночного тормоза. Смотрится стильно и необычно как в однотонном оформлении, так и в контрастном ярком варианте.
Обращайтесь к профессионалам!
Выбор шва зависит от Ваших индивидуальных предпочтений и особенностей оформления салона авто. Но самый важный фактор, который необходим для получения высокого результата — профессиональные мастера и качественное бережное выполнение работы. Поэтому, чтобы получить аккуратно перетянутые элементы салона с идеально ровным и красивым декоративным швом, обращайтесь к профессионалам!
Фантазируйте и выбирайте подходящий вариант, а специалисты профессионального автоателье «AMD plus» c удовольствием воплотят Ваши задумки в жизнь! Гарантируем быстрое профессиональное выполнение работы и безупречный результат!
Другие статьи
Рекомендуем почитать
Хотите получать высококлассные услуги по детейлингу, тюнингу и реставрации автомобилей по привлекательной сниженной цене? Специально для вас мы разработали программу скидок по дисконтным картам. Фирменные дисконтные карты постоянного клиента позволяют вам получать скидки до 18% на все услуги «AMD plus».
Источник
Î òîì, ÷òî íà àâòîìîáèëÿõ ìîæíî íå òîëüêî åçäèòü, íî è ãîíÿòüñÿ, ëþäè äîäóìàëèñü åù¸ â êîíöå XIX âåêà. Âïðî÷åì, ãîíî÷íûå áîëèäû äîëãîå âðåìÿ ïðîäîëæàëè îñòàâàòüñÿ îáû÷íûìè ìàøèíàìè, ïî ñóòè ñâîåé íåäàë¸êèìè îò äîðîæíûõ. Òàêàÿ æå êàðåòà ñ âïåíäþðåííûì â íå¸ ÄÂÑ, óïðàâëÿåìàÿ ðû÷àãîì òèïà «êîðîâèé õâîñò», êîòîðûé êðåïèòñÿ ê âåðòèêàëüíîé îñè.
Àâòîìîáèëü «Ïàíàð-Ëåâàññîð» P2D Àëüôðåäà Âàøåðîíà, ïðèíèìàâøèé ó÷àñòèå â çàåçäå 126 êèëîìåòðîâ îò Ïàðèæà äî Ðóàíà, 1894 ãîä (ñ÷èòàåòñÿ ïåðâîé â ìèðå ãîíêîé, õîòü è ïî ñóòè åþ íå ÿâëÿåòñÿ).  «áàçîâîé êîìïëåêòàöèè» ìàøèíà óïðàâëÿëàñü «êîðîâüèì õâîñòîì», è òàêèå ïðèíèìàëè ó÷àñòèå â òîì àâòîïðîáåãå, íî Âàøåðîíó ïðèøëà ìûñëü íàêëîíèòü ðóëåâóþ îñü è ñäåëàòü êðóãëûé øòóðâàë. Ýòî îäèí èç ïåðâûõ â èñòîðèè ñëó÷àåâ ïðèìåíåíèÿ ðóëÿ.
Ïîçæå áîëèäû íà÷àëè ðåçêî ìåíÿòüñÿ. Âî ìíîãîì ýòîìó ñïîñîáñòâîâàëà àâèàöèÿ, èáî ëþäè íà çåìëå òîæå õîòåëè áûòü áûñòðûìè, êàê íà ñàìîë¸òå. Ñ èõ ôþçåëÿæåé áûëà ñêîïèðîâàíà ôîðìà êóçîâà, íàïîìèíàþùàÿ àâèàöèîííóþ ìîòîãîíäîëó. Íåðåäêî â ýòè ïåïåëàöû ñòàâèëè ìîùíûå àâèàöèîííûå äâèãàòåëè. Âñ¸ ðàäè òîãî, ÷òîáû ïîñòàâèòü íîâûé ðåêîðä ñêîðîñòè è óáèòüñÿ.
Ðåêîðäíûé àâòîìîáèëü «Áåëûé Òðèïëåêñ», íà êîòîðîì èçâåñòíûé àìåðèêàíñêèé àâòîãîíùèê Ðýé Êè÷ óñòàíîâèë íàçåìíûé ðåêîðä ñêîðîñòè (334.02 êì÷) â 1928 ãîäó. Îñíàù¸í òðåìÿ (!!!) V-îáðàçíûìè 12-öèëèíäðîâûìè àâèàöèîííûìè äâèãàòåëÿìè Liberty L-12 ñóììàðíûì îáú¸ìîì 81 ëèòð è ìîùíîñòüþ îêîëî 1500 ë. ñ. Ñïóñòÿ ãîä íà ìîäèôèöèðîâàííîì «Òðèïëåêñ Ñïåøë» ïðè ïîïûòêå îáíîâèòü ðåêîðä ïîãèá Ëè Áàéáë.
Ñèãàðîîáðàçíàÿ ôîðìà êóçîâà è äðóãàÿ ïîñàäêà ãîíùèêà îáóñëîâèëè íàêëîí ðóëåâîé îñè, à ÷òîáû óäîáíåå áûëî å¸ âîðî÷àòü, âìåñòî ðó÷êè ñòàëè ïðèìåíÿòü øòóðâàë.  20-å ãîäû áàðàíêà óæå ïðî÷íî âîøëà â æèçíü àâòîëþáèòåëåé.
Òàê êàê äî ãèäðîóñèëèòåëåé áûëî åù¸ ãîíÿòü è ãîíÿòü, øòóðâàë áûë øèðî÷åííûé. Áëàãî, äîãàäàëèñü íå äåëàòü ðóëü øèðå êóçîâà — óæå òîãäà ïîíèìàëè, ÷òî îí ìîæåò èñïîðòèòü àýðîäèíàìèêó áîëèäà.
Ðóëü áûë òàêîé æå, êàê ó äîðîæíûõ àâòîìîáèëåé, è òî÷íî òàê æå íàòèðàë ãîíùèêàì ìîçîëè. Ïîýòîìó åù¸ ñ òåõ âðåì¸í ïèëîòû ãîíÿëèñü â ïåð÷àòêàõ.
Ðóëü ñïîðòêàðà Miller Special 122 SC 1922 ãîäà.
À âîò è ñàì áîëèä, ïðàâäà, ÷óòü áîëåå ïîçäíèé — 1923 ã.
Èñòîðèÿ ÷åìïèîíàòà ìèðà Ôîðìóëà-1 îôèöèàëüíî áåð¸ò ñâî¸ íà÷àëî â 1950 ãîäó.  í¸ì ó÷àñòâîâàëè òàêèå æå ãðîáû íà êîë¸ñàõ ñ ïåðåäíèì ðàñïîëîæåíèåì äâèãàòåëÿ, ÷òî è äî Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû. Ëåãåíäàðíàÿ êîìàíäà «Àëüôà-Ðîìåî», íàïðèìåð, ñìàõíóëà ïûëü ñî ñâîèõ äîâîåííûõ «Àëüôåòò», ïîäîãíàëà èõ ïîä ðåãëàìåíò è çàòåì äîìèíèðîâàëà íà íèõ äâà ïåðâûõ ñåçîíà. ×òî óæ ãîâîðèòü ïðî îòäåëüíûå óçëû: íåêîòîðûå êîìàíäû ïðîåçäèëè ñ àãðåãàòàìè ñòàðîãî îáðàçöà äî íà÷àëà 60-õ ãîäîâ.
Áîëèä áðèòàíñêîé êîìàíäû Vanwall VW10 1958 ãîäà ñî ñíÿòûìè ïàíåëÿìè êóçîâà
 ñåðåäèíå 50-õ â «Êóïåð» íà÷èíàþò ýêñïåðèìåíòû ñ çàäíèì ðàñïîëîæåíèåì äâèãàòåëÿ è çàäíèì ïðèâîäîì íà ñâîèõ áîëèäàõ Ôîðìóëû-2. À Ôîðìóëà-2 â òå âðåìåíà ñòàðòîâàëà ïîçàäè Ô-1, è ó êàæäîãî áûëà ñâîÿ áîðüáà. Íó òàê âîò, äîøëî äî òîãî, ÷òî íîâûå «êóïåðû» íàâòûêàëè ñòàðøèì áðàòüÿì. Ïèëîò Äæåê Áðýáýì èç çàâîäñêîé êîìàíäû, áûâàëî, ôèíèøèðîâàë â ïåðâîé äåñÿòêå, à Ñòèðëèíã Ìîññ èç ÷àñòíîé êîìàíäû Rob Walker Racing Team, ÿâëÿâøåéñÿ êëèåíòîì Êóïåðîâ, íà òàêîé æå ìàøèíå äàæå ïîáåäèë íà Ãðàí-Ïðè Àðãåíòèíû.
 1959 ãîäó â «Êóïåðå» ðåàëèçîâàëè ýòîò ïðèíöèï íà øàññè Cooper Climax T51, ïîñòðîåííîì äëÿ ó÷àñòèÿ â Ôîðìóëå-1, è êîíêóðåíòîñïîñîáíî âûãëÿäåëè íà ôîíå áîëåå ìîùíûõ Ferrari è BRM. Äæåê Áðýáýì â èòîãå âçÿë ÷åìïèîíñêèé òèòóë, à âîò Ìîññ… Äà, êîìàíäà Âîëêåðà òîæå ïðèï¸ðëàñü â Ôîðìóëó-1 ñëåäîì çà çàâîäñêèì «Êóïåðîì» è ñíîâà êóïèëà ó íèõ áîëèäû. Îäíàêî, îíè ñàìè ñåáå çëîáíûå Áóðàòèíî, çàïîðîëè ãàðàíòèðîâàííûé óñïåõ. Âìåñòî äîâîåííîé íàä¸æíîé, êàê ÷àñû, ñèòðîåíîâñêîé êîðîáêè ïåðåäà÷ óñòàíîâèëè íîâóþ ïåðñïåêòèâíóþ ôèãíþ, ðàçðàáîòàííóþ Âàëåðèî Êîëîòòè.  ðåçóëüòàòå Ñòèðëèíã Ìîññ íå ôèíèøèðîâàë âî ìíîãèõ ãîíêàõ èç-çà ïîëîìîê òðàíñìèññèè. Íåñêîëüêî ðàç îí ïðåòåíäîâàë íà ïîáåäó è ñìîã áû ñîñòàâèòü êîíêóðåíöèþ Áðýáýìó. Âïðî÷åì, êòî-òî äîëæåí áûë îáêàòàòü ýòó íîâèíêó.
Äæåê Áðýáýì â ñâî¸ì Cooper Climax T51, Ëîíãôîðä, 1960 ãîä.
Âñêîðå âñå áîëèäû â ïåëîòîíå ñòàëè çàäíåìîòîðíûìè è çàäíåïðèâîäíûìè. Îñâîáîäèâøååñÿ âïåðåäè ïðîñòðàíñòâî óëó÷øèëî îáçîð è ïîñàäêó ïèëîòîâ è ñîçäàëî çàäåë äëÿ ðàçâèòèÿ àýðîäèíàìèêè è óçëîâ âåäóùåé ïàðû êîë¸ñ. Îäíàêî, äîëãîå âðåìÿ ýòî íèêàê íå ñêàçûâàëîñü íà ðóëå. Ðàçâå ÷òî ïðèøëîñü óìåíüøèòü åãî äèàìåòð èç-çà ñòàâøåãî áîëåå òåñíûì êîêïèòà è çàäóìàòüñÿ íàä ñîçäàíèåì óñèëèòåëÿ.
Ðóëü áîëèäà Cooper-Maserati T86 1967 ãîäà.
 èòîãå áûë èçîáðåò¸í ãèäðîóñèëèòåëü. Òåïåðü ïèëîòû ìîãëè êà÷àòü ðóêè ìåíåå èíòåíñèâíî… Õîòÿ, êóëüòóðû ñïåöèàëüíûõ òðåíèðîâîê â àâòîñïîðòå òî âðåìÿ íå áûëî â ïðèíöèïå, è ãîíùèêè áûëè äàëåêî íå àòëåòû. Íî è íå äðûùè, âèäèìî, ðàç ìîãëè óïðàâëÿòü ïîëóòîííûìè ìàøèíàìè ïîñðåäñòâîì ìàëåíüêîãî ðóëÿ.
Ïåðâûå îðãàíû óïðàâëåíèÿ íà ðóëå íà÷àëè ïîÿâëÿòüñÿ â 70-å.  1974 ãîäó â ÷åìïèîíñêîì áîëèäå McLaren M23 ñäåëàëè íà áàðàíêå òóìáëåð àâàðèéíîãî âûêëþ÷åíèÿ äâèãàòåëÿ.
Êîêïèò McLaren M23 Ýìåðñîíà Ôèòòèïàëüäè.
Ïîñòåïåííî äåðåâî è ìåòàëë áûëè çàìåíåíû íà êàðáîí (è ñíîâà ïðèâåò, àâèàöèÿ!). Òàêèì îáðàçîì, óäàëîñü çíà÷èòåëüíî îáëåã÷èòü ìàøèíû è ñäåëàòü èõ áûñòðåå, à òàêæå ýòî äàëî òîë÷îê äëÿ áîëåå àêòèâíîãî ðàçâèòèÿ àýðîäèíàìè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ.
Ëåãåíäàðíûé McLaren MP4/1, ïåðâûé áîëèä Ôîðìóëû-1, ïîñòðîåííûé ñ ïðèìåíåíèåì óãëåïëàñòèêà. Êîíñòðóêòîð Äæîí Áàðíàðä ñîçäàë äëÿ íèõ ìíîæåñòâî ãåíèàëüíûõ ìàøèí, â òîì ÷èñëå ó÷àñòâîâàë â ïðîåêòå Ì23, íî ëèíåéêà êëàññè÷åñêèõ MP4 ñòàëà îäíîé èç ñàìûõ óñïåøíûõ è óçíàâàåìûõ.
Êîêïèò è âñ¸ òà æå êíîïêà àâàðèéíîãî âûêëþ÷åíèÿ íà ïîêà åù¸ æåëåçíîì ðóëå.
«ÌàêËàðåí» îñòàâàëñÿ çàêîíîäàòåëåì ìîäû íà âûñîêèå òåõíîëîãèè. Îíè æå ñîâåðøèëè «êíîïî÷íóþ ðåâîëþöèþ» â Ôîðìóëå-1.  1988 ãîäó íà ðóëå MP4/4 óæå ïðèñóòñòâîâàëè äâå êíîïêè äëÿ ðàäèîñâÿçè ñ áîêñàìè è äëÿ óâåëè÷åíèÿ äàâëåíèÿ íàääóâà. Ýòîò æå ðóëü âïåðâûå áûë îñíàùåí ìåõàíèçìîì áûñòðîãî îòñòåãèâàíèÿ îò êîëîíêè. Äàííàÿ ìàøèíà äîìèíèðîâàëà âåñü ãîä, îäåðæàâ 15 ïîáåä â 16 ãîíêàõ.
Êîêïèò McLaren MP4/4
Çäåñü íàäî îòìåòèòü, ÷òî ýòî áûë òîò ïåðèîä, êîãäà ðåãëàìåíò Ôîðìóëû-1 ïîñòåïåííî ìåíÿëñÿ â ñòîðîíó âîçâðàùåíèÿ àòìîñôåðíûõ äâèãàòåëåé âìåñòî òóðáî. Äàáû ñäåëàòü ýòîò ïðîöåññ áîëåå ìÿãêèì, äèðåêöèÿ ÷åìïèîíàòà ðàçðàáîòàëà òðåáîâàíèÿ, â êîòîðûõ ñ 1987 ïî 1989 ãîä ïëàâíî ïîíèæàëàñü ðîëü òóðáî è óâåëè÷èâàëàñü ìîùíîñòü ñàìîãî ÄÂÑ. Ïîýòîìó óäèâèòåëüíî, ÷òî Õîíäà â 1988 ãîäó ðàäè îäíîãî ñåçîíà ñäåëàëà àáñîëþòíî íîâûé òóðáîäâèãàòåëü âìåñòî òîãî, ÷òîáû ñäåëàòü «ðåãðåññ» ñòàðîãî. Çàòî áëàãîäàðÿ ýòîìó «ðûæèå» ñòàëè ñàìîâîçàìè.
Êòî-òî, êàê òîëüêî óçíàë î ñêîðîì ïåðåõîäå íà ñòàðûå äîáðûå àòìîñôåðíèêè, ðåøèë çàðàíåå îçàäà÷èòüñÿ ïîñòðîéêîé áîëèäà íîâîãî ïîêîëåíèÿ, çàòî÷åííîãî ïîä íîâóþ ñèëîâóþ óñòàíîâêó.  èõ ÷èñëå è «Ôåððàðè». Åù¸ â 1986 ãîäó îíè ïîïðîñèëè ïîìîùè ó Äæîíà Áàðíàðäà è ïðåäëîæèëè åìó ìåñòî ãëàâíîãî êîíñòðóêòîðà ñî ñëåäóþùåãî ãîäà. Ó òîãî êàê ðàç èñïîðòèëèñü îòíîøåíèÿ ñ Ðîíîì Äýííèñîì, è îí óø¸ë èç «ÌàêËàðåí». Òîëüêî âîò â Èòàëèþ åõàòü îòêàçàëñÿ. «Ôåððàðè» îòâåñèëà åìó êó÷ó äåíåã íà òî, ÷òîáû îí ïîñòðîèë ñåáå äèçàéíåðñêóþ êîíòîðó â Ãèëôîðäå, ëèøü áû ïîëó÷èòü æåëàåìîå.
Áàðíàðä ñêîíöåíòðèðîâàëñÿ íà ðàáîòå íàä íîâûì áîëèäîì, íî òàêæå äàâàë öåííûå ñîâåòû ïî ðàçðàáîòêå ïåðåõîäíûõ øàññè. Îäíàæäû åìó â ãîëîâó ñëó÷àéíî çàáðåëà èäåÿ ïîïðîáîâàòü èñïîëüçîâàòü ýëåêòðîãèäðàâëè÷åñêèå êëàïàíû òèïà òåõ, ÷òî ñòîÿò â àêòèâíîé ïîäâåñêå, äëÿ ïåðåêëþ÷åíèÿ ïåðåäà÷. Òàê ïîÿâèëàñü ïåðâàÿ ïîëóàâòîìàòè÷åñêàÿ òðàíñìèññèÿ. Óïðàâëåíèå êîðîáêîé ïåðåäà÷ áûëî âûíåñåíî íà ïîäðóëåâûå ëåïåñòêè, ÷òî ïîçâîëÿëî èäåàëüíî ïîäãàäûâàòü ìîìåíò ïåðåêëþ÷åíèÿ, â òîì ÷èñëå äåëàòü ýòî â ïîâîðîòàõ
Ïðîåêò áûë íàñòîëüêî ðåâîëþöèîííûì, ÷òî â «Ôåððàðè» åãî çàñåêðåòèëè. Íî, âèäèìî, ïåðåñòàðàëèñü ñ êîíñïèðàöèåé, ïîòîìó ÷òî ïàïàðàöè ÷òî-òî çàïîäîçðèëè è ñòàëè ñëåäèòü çà êàæäûì èõ øàãîì. Îíè ïðî÷óõàëè, ÷òî íîâàÿ êîðîáêà ïåðåäà÷ áóäåò òåñòèðîâàòüñÿ íå íà áàçå â Ôüîðàíî, à íà íåïðèìåòíîì ôèàòîâñêîì àâòîäðîìå, è â òîò äåíü, êîãäà ýòî äîëæíî áûëî ñëó÷èòüñÿ, ðàññåëèñü ñ òåëåîáúåêòèâàìè íà äåðåâüÿõ, êàê «ëåñíûå áðàòüÿ», äà åù¸ è âûçâàëè âåðòóøêó, â êîòîðîé òàêæå ñèäåë «ñíàéïåð».  èòîãå, êîãäà ìåõàíèêè âûêàòèëè áîëèä èç àíãàðà, îíè îõðåíåëè îò ýòîãî öèðêà ñ êîíÿìè è çàêàòèëè åãî îáðàòíî. Òàê ïðîøëè ïåðâûå «òåñòû» ïîëóàâòîìàòà.
Óìåð ðóêîâîäèòåëü êîìàíäû Ýíöî Ôåððàðè, è êîíöåðí «Ôèàò» â ëèöå åãî äèðåêòîðà ïîñïåøèë çàõâàòèòü âëàñòü. Ïîñòóïèëî óêàçàíèå ñâåðõó — íàõðåíà íàì êàêîé-òî ñàìîïàëüíûé ïîëóàâòîìàò, äåëàéòå îáû÷íóþ ðó÷íóþ êîðîáêó.
Áàðíàðä ÷óòü ëè íå ïîñòðîèë áîëèä âîêðóã ýòîé òðàíñìèññèè, è ïðîñòî âçÿòü è ÷òî-òî èçìåíèòü áûëî çàòðóäíèòåëüíî, íóæíî áûëî ïåðåêðîèòü âñ¸. Îäíàêî, ïîëîæåíèå ñïàñ ïåðåøåäøèé â «Ôåððàðè» Íàéäæåë Ìýíñåëë, êîòîðûé óæå óñïåë ïðîòåñòèðîâàòü ìàøèíó. Óçíàâ î òîì, ÷òî áîññû íåäîâîëüíû íîâèíêîé, îí âûäàë, ÷òî ïîñëå òîãî, êàê ïîïðîáîâàë ïîëóàâòîìàò, íå ñÿäåò çà ðóëü ìàøèíû ñ ðó÷íîé òðàíñìèññèåé. Ñ åãî ìíåíèåì ïðèøëîñü ñ÷èòàòüñÿ, è Ôåððàðè 640 âûøëà íà ñòàðò â íåèçìåí¸ííîì âèäå. Ìàøèíà ïîëó÷èëàñü îãîíü, íî «ÌàêËàðåíû» è «Âèëüÿìñ» âñ¸ îêàçàëèñü âïåðåäè.
Òåì âðåìåíåì ñ ðàçâèòèåì ýëåêòðîíèêè ïîÿâëÿëîñü âñ¸ áîëüøå è áîëüøå âîçìîæíîñòåé ñîçäàíèÿ êíîïî÷íûõ îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ. È, êîíå÷íî, âñå ýòè êíîïêè âûâîäèëèñü íà áàðàíêó. Óæå â 1993 ãîäó Àéðòîí Ñåííà èìåë â ñâî¸ì McLaren MP4/8 äåñÿòü îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ íà ðóëå: íåéòðàëü, ñèñòåìà ïîäà÷è ïèòüÿ, êíîïêà ðàäèî «íàæìè è ãîâîðè», êíîïêà «âàñ ïîíÿë» (ñîîáùåíèå óñëûøàíî), òðýêøí êîíòðîëü, ðû÷àãè ïåðåêëþ÷åíèÿ ïîëóàâòîìàòè÷åñêîé êîðîáêè ïåðåäà÷, è ïðî÷åå…
Êîêïèò McLaren MP4/8A Àéðòîíà Ñåííû
Ïîñëå ýòîãî êîëè÷åñòâî êíîïîê íà ðóëå íà÷àëî âîçðàñòàòü â ãåîìåòðè÷åñêîé ïðîãðåññèè. Åñëè â 90-å êàæäûé áûë âîëåí êëåïàòü ñâîè ðóëè è ðåøàòü, áóäåò ëè îí êðóãëûé èëè «îáðåçàííûé» äëÿ óëó÷øåíèÿ îáçîðà, è áóäóò ëè íà í¸ì êíîïêè, òî ê íóëåâûì ãîäàì ìû ïðèøëè ê òîìó, ÷òî âñå øòóðâàëû ïðèîáðåëè ïîõîæèé âèä.
Ïåðâûé èíäèêàòîð ïåðåêëþ÷åíèÿ ïåðåäà÷ ïîÿâèëñÿ íà Ôåððàðè 310 Ìèõàýëÿ Øóìàõåðà â 1996 ãîäó.
Ñïóñòÿ òðè ãîäà íà ðóëå Ferrari 399 óæå áûëè íåñêîëüêî öèôðîâûõ èíäèêàòîðîâ, ðó÷êè ïåðåêëþ÷åíèÿ êàðòîãðàôèè äâèãàòåëÿ, áàëàíñà òîðìîçîâ, íàñòðîéêè äèôôåðåíöèàëà, êíîïêè ðàäèî, òðýêøí êîíòðîëü, ëèìèòàòîð îáîðîòîâ, äîæäåâàÿ ôàðà, ðó÷íîå ñöåïëåíèå íà ïîäðóëåâîì ëåïåñòêå.
 2002 ãîäó ïîÿâëÿþòñÿ ðóëè ñîâðåìåííîãî òèïà, ïîëíîñòüþ íàïå÷àòàííûå èç óãëåâîëîêíà.
Çäåñü íàäî îòìåòèòü, ÷òî êîìïüþòåðèçàöèÿ àâòîìîáèëåé íà÷àëàñü åù¸ â 70-å ãîäû. Êîìàíäà ÌàêËàðåí â Èíäèêàðå ñäåëàëà ñèñòåìó ñáîðà äàííûõ ïî 14 ïàðàìåòðàì íà ñâîèõ áîëèäàõ. Ýòî áûëà ïåðâàÿ òåëåìåòðèÿ. Äàííûå òîãäà íå óìåëè ïåðåäàâàòü «ïî âîçäóõó», äà è ôèçè÷åñêèå íîñèòåëè èìåëè ìàëûé îáú¸ì, ïîýòîìó ïèëîò âêëþ÷àë òåëåìåòðèþ òîëüêî íà êîíêðåòíîì êðóãå è çàòåì â¸ç ñâîþ ÷åòûð¸õêîë¸ñíóþ «ôëýøêó» â áîêñû.
Çàòåì ýòî ïðèøëî è â Ôîðìóëó-1, à â 80-å ãîäû óæå ïðàêòèêîâàëèñü ýëåêòðîííûå ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ äâèãàòåëåì, ÷òî ïîçâîëÿëî îáåñïå÷èòü ëó÷øóþ óïðàâëÿåìîñòü, ìîùíîñòü è îïòèìèçèðîâàòü ðàñõîä òîïëèâà.  êîíöå êîíöîâ, êîìàíäû íàó÷èëèñü ïåðåäàâàòü äàííûå ïî ðàäèî, è íåîáõîäèìîñòü â ôèçè÷åñêèõ íàêîïèòåëÿõ ïîñòåïåííî îòïàëà.
Áîëèäû 90-õ ãîäîâ ïðèíÿòî ñ÷èòàòü ñàìûìè ïðîäâèíóòûìè çà âñ¸ âðåìÿ. Áûëî êîìïüþòåðèçèðîâàíî âñ¸ è âñÿ, ðåãëàìåíò äàæå ðàçðåøàë àâòîìàòè÷åñêóþ êîðîáêó ïåðåäà÷, íî, ñëàâà áîãó, ñàìè ãîíùèêè è êîíñòðóêòîðû ïîñ÷èòàëè, ÷òî ýòî óæå ñëèøêîì. Ìàøèíû èòàê óïðàâëÿëèñü êó÷åé «àêòèâíûõ ñèñòåì», êîíòðîëèðîâàëèñü êàê îðãàíàìè óïðàâëåíèÿ íà ðóëå ïèëîòà, òàê è èç áîêñîâ.
Íà øòóðâàë âûíîñèëîñü âñ¸ áîëüøå ôóíêöèé, LED-ýêðàíû çàìåíèëè öèôðîâûå äèñïëåè, è òåïåðü ïèëîò ìîæåò âèäåòü íóæíóþ èíôîðìàöèþ è óïðàâëÿòü âñåìè ñèñòåìàìè ñàìîñòîÿòåëüíî. Íî, êàê ïðàâèëî, ýòèì çàíèìàþòñÿ èíæåíåðû, ïîòîìó ÷òî, âî-ïåðâûõ, ãîíùèêè íå èìåþò èíæåíåðíîãî îáðàçîâàíèÿ êðîìå Ñèðîòêèíà, ÷òîáû ïîíèìàòü âî âñ¸ì ýòîì, âî-âòîðûõ, ïèëîò — íå îñüìèíîã, ÷òîáû óñïåâàòü äåëàòü îïðåäåë¸ííûå îïåðàöèè íà õîäó, è ëó÷øå ââåñòè íàñòðîéêè äèñòàíöèîííî èç áîêñîâ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïåðåäà÷à âñåõ äàííûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ìãíîâåííî ñ ïîìîùüþ Èíòåðíåòà. Ýòî ïîçâîëèëî ó÷àñòâîâàòü â ãîíêå íå òîëüêî ñïåöèàëèñòàì, íàõîäÿùèìñÿ íåïîñðåäñòâåííî íà àâòîäðîìå, íî è òåì, êòî îñòàëèñü íà áàçå â òûñÿ÷àõ êèëîìåòðîâ îò ìåñòà ïðîâåäåíèÿ ãðàí-ïðè. Îíè ïîëó÷àþò òó æå ñàìóþ èíôîðìàöèþ, ÷òî è òå, êòî íà âûåçäå. Èõ öåííûå ñîâåòû èëè äàæå âìåøàòåëüñòâî â ïðîãðàììíîå îáåñïå÷åíèå áîëèäà ìîãóò ïîìî÷ü êîìàíäå ðåøèòü ïðîáëåìû ñ ïîäáîðîì íàñòðîåê è óñòðàíèòü íåèñïðàâíîñòè.
Ñîâðåìåííûé ðóëü áîëèäà Ôîðìóëû-1 íàñ÷èòûâàåò áîëåå 35 îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ.
Ðóëü Alfa Romeo Sauber C37
Íåêîòîðûå èç íèõ, êîòîðûå íå ÿâëÿþòñÿ ñåêðåòîì (íàáîð âàðüèðóåòñÿ ó ðàçíûõ ïðîèçâîäèòåëåé):
òóìáëåð ðàäèîñâÿçè;
êíîïêà äëÿ ñâÿçè ìåæäó ïèëîòîì è êîìàíäíûì ìîñòèêîì;
êíîïêà «âàñ ïîíÿë» âìåñòî îòâåòà ïî ðàäèî;
êíîïêà äëÿ ïåðåâîäà âñåõ ñèñòåì (â òîì ÷èñëå — ðåêóïåðàöèè ýíåðãèè) â ïîëîæåíèå àòàêè èëè çàùèòû;
êíîïêà Neutral äëÿ áûñòðîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ â íåéòðàëü;
âðàùàþùèéñÿ ïåðåêëþ÷àòåëü áàëàíñà òîðìîçîâ;
êíîïêà, ñîîáùàþùàÿ êîìàíäå, ÷òî ïèëîò åäåò íà ïèò-ëåéí;
ïåðåêëþ÷àòåëü äëÿ íàñòðîéêè äèôôåðåíöèàëà;
êíîïêè äëÿ òîíêîé íàñòðîéêè áàëàíñà òîðìîçîâ â äèàïàçîíå ìåæäó çàïðîãðàììèðîâàííîé è òåêóùåé íàñòðîéêîé;
åù¸ îäèí ðåãóëÿòîð òîðìîçíîãî áàëàíñà: èñïîëüçóåòñÿ äëÿ òî÷íîé êàëèáðîâêè áàëàíñíîãî ñîîòíîøåíèÿ òîðìîçíîé ñèñòåìû;
ïåðåêëþ÷àòåëü âîñïëàìåíåíèÿ óïðàâëÿåò òàéìèíãîì ïîäæèãà òîïëèâíîé ñìåñè â öèëèíäðàõ;
êíîïêà ACK — òèïà êíîïêè Îê, äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ âíåñ¸ííûõ èçìåíåíèé;
ïåðåêëþ÷àòåëü, îòâå÷àþùèé çà êîíòðîëü ïðåäâàðèòåëüíîé íàãðóçêè íà äèôôåðåíöèàë ïðè ñìåùåíèè êðóòÿùåãî ìîìåíòà;
êíîïêà, âêëþ÷àþùàÿ ïåðåêà÷èâàíèå ìàñëà èç âñïîìîãàòåëüíîãî áàêà â îñíîâîé (âîçìîæíî, äëÿ áîëèäîâ 2018 ãîäà íåàêòóàëüíà, èáî ÷òî-òî òàì ìåíÿëîñü â îòíîøåíèå ïîòðåáëåíèÿ ìàñëà â ïðîøëîì ãîäó);
êíîïêà ïîèñêà ìîìåíòà ñöåïëåíèÿ;
êíîïêà DRS;
êíîïêà, âêëþ÷àþùàÿ îãðàíè÷èòåëü ñêîðîñòè íà ïèò-ëåéíå;
ïåðåêëþ÷àòåëü SOC: êîíòðîëèðóåò óðîâåíü ñîñòîÿíèÿ çàðÿäà ñèñòåìû ðåêóïåðàöèè ýíåðãèè, êîãäà ñèñòåìà ïîòðåáëÿåò èëè ãåíåðèðóåò ýíåðãèþ;
ïåðåêëþ÷àòåëü äëÿ íàñòðîéêè ïåäàëè ãàçà;
ïåðåêëþ÷àòåëü äëÿ èçìåíåíèÿ óðîâíÿ ïîòðåáëåíèÿ òîïëèâà;
ïåðåêëþ÷àòåëü, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî â öåíòðàëüíûé áëîê âíîñèòñÿ èíôîðìàöèÿ î èñïîëüçóåìîì òèïå ðåçèíû;
MFRS (ìíîãîôóíêöèîíàëüíûé ïåðåêëþ÷àòåëü): ïîçâîëÿåò ãîíùèêó è èíæåíåðàì óïðàâëÿòü ðàçëè÷íûì íàáîðîì ñèñòåì, ôóíêöèè óïðàâëåíèÿ êîòîðûõ íå áûëè íàçíà÷åíû íà îòäåëüíûå êíîïêè. Îíè âêëþ÷àþò ðåæèìû ðàáîòû äâèãàòåëÿ (PERF), îãðàíè÷èòåëü îáîðîòîâ (ENG), ñîîòíîøåíèå âîçäóøíî-òîïëèâíîé ñìåñè (MIX), ðàáîòó òóðáîêîìïðåññîðà (TURBO), óãîë âûõîäà äèôôåðåíöèàëà (VISCO), ëèìèò ðåæèì âîññòàíîâëåíèÿ MGU-K (BRK), ëèìèò óñêîðåíèÿ MGU-K (BOOST), âûáîð íóæíîé ñèñòåìû (DASH), êðóèç-êîíòðîëü (CC, îòêëþ÷àåòñÿ ïðè êâàëèôèêàöèè è ãîíêå), òèï ïåðåêëþ÷åíèÿ (SHIFT), è ñìåùåíèå ìîìåíòà ñöåïëåíèÿ (CLU);
êíîïêè äëÿ áûñòðîé íàâèãàöèè â Ìåíþ;
êíîïêè + è — ïåðåêëþ÷àþò Ìåíþ ýëåêòðîííîãî óïðàâëåíèÿ ìåæäó ñèñòåìàìè øàññè è äâèãàòåëÿ;
íåñêîëüêî «çàïàñíûõ» êíîïîê, íà êîòîðûå ìîæíî íàçíà÷èòü êàêóþ-íèáóäü ôóíêöèþ;
êíîïêà âïðûñêà ïèòüÿ â ðîò ïèëîòó.
Ïëþñ êî âñåìó øòóê 4-6 ðû÷àãîâ ïîä ðóë¸ì: ñöåïëåíèå, ïîíèæåíèå/ïîâûøåíèå ïåðåäà÷, è åù¸ êàêàÿ-òî õðåíü.
 çàêëþ÷åíèå ñëåäóåò ñêàçàòü, ÷òî âû÷èñëèòåëüíûå ñèñòåìû ïîëíîñòüþ èçìåíèëè àâòîñïîðò. Áåç íèõ ìû íå èìåëè áû òàêèõ áûñòðûõ è äèíàìè÷íûõ ìàøèí, êàê ñåé÷àñ.
Источник