Обработка уреза кожи своими руками
Сегодня я бы хотел обсудить такую важную тему, как обработка торца изделия.
Обработка края — важный этап в создании радующего глаз и руки изделия. Как гармонично подобранный цвет краски и аккуратная обработка могут значительно улучшить внешний вид вашей работы, так и небрежно обработанный край может свести на нет все ваши предыдущие старания и испортить общее впечатление от, в общем-то, качественно сделанной вещи.
Невозможно недооценить роль красивого торца, так как именно он, наряду с прошивкой, превращает несколько собранных вместе заготовок в законченное изделие.
В начале пути всегда возникает множество вопросов. Обрабатывать или нет, воск или химия, красить или прозрачный, грунтовать перед покраской или нет, покупать или обойтись подручными средствами?
Попробуем разобраться в этих и других вопросах, связанных с обработкой краёв изделия.
Для примера я буду использовать кожу краст толщиной 1,8-2 мм,склеенную вдвое.
Существует несколько способов обработки края:
• покраска;
• обработка химией. Ledafil, Tokonole и др.;
• обработка воском;
• обработка подручными средствами. Клей КМЦ, ПВА и др.;
• край без обработки, только наждачка;
• затирание водой. Подходит только для кожи растительного дубления.
Покраска
Перед покраской край необходимо выровнять «в плоскость», чтобы при взгляде на край с торца урез был похож на ровную букву «П» и не было перекосов в одну или другую сторону.
Примерно так:
Добиться этого можно несколькими способами, руками с помощью наждачной бумаги разной зернистости, гравером с насадкой из наждачки, на наждаке, ну или, если вы счастливый обладатель ленточного гриндера, то для вас всё существенно проще)
Я использую гравёр с насадкой, при необходимости подравниваю руками. После выравнивая на торце образуется некрасивый наплыв кожи.
Его необходимо срезать кромкорезом. Работа кромкорезом происходит двумя руками, поэтому фотографировать и снимать фаску одновременно не получилось, но я думаю, как работать кромкорезом понятно, а если не понятно есть YouTube, примеров много.
Урез предварительно нужно загрунтовать. Можно этого не делать, но если вы хотите добиться идеально гладкого торца, то без грунта не обойтись. Для примера я буду красить два торца, один с грунтом, другой без. Грунт будем использовать Orlyss от Kenda Farben, нейтрального цвета (после высыхания становится прозрачным) наносить с помощью ролика для покраски края. Можно использовать специальную ванночку для покраски или подручные средства вроде ватной палочки, но с ванночкой возрастает расход, а ватные палочки быстро приходят в негодность и могут оставлять ворсинки.
Загрунтованный урез необходимо высушить около 10-15 мин. Если не хотите ждать, можно подсушить феном. Я использую строительный фен на температуре ниже среднего. Но можно использовать и обычный бытовой фен. Производитель рекомендует сушить грунт и краску при температуре не выше +70 С°.
Когда грунт высох, шлифуем мелкой наждачкой (P400, можно мельче или крупнее)до идеально гладкого состояния. Если остались ямки и неровности, то можно нанести еще слой и зашлифовать. Продолжать так можно пока не добьётесь необходимого результата. Чаще всего хватает 1-2 слоя. После шлифовки наш торец уже выглядит достаточно аккуратно, Orlyss можно использовать как самостоятельное средство. Помимо нейтрального, есть грунты черного, коричневого и темно-коричневого цветов.
Но мы будем красить.
Краска матовая, светло-коричневая. Наносим тем же роликом. Сохнет около 15 минут, но фен неплохо сокращает время ожидания 🙂
Сначала один слой
Затем, после высыхания первого слоя, наносим второй
Для наглядности, вторую сторону заготовки покрасим также в два слоя, но без грунтовки.
Один слой
Два слоя
На мой взгляд, ответ на вопрос «Грунтовать ли урез?» очевиден.
На этом с покраской всё.
Обработка химией
Обрабатывать край можно с помощью различных средств, таких как Tokonole, Ledafil SUPER или грунт Orlyss из предыдущего примера с покраской.
Tokonole у меня, к сожалению, нет, как выглядит торец обработанный грунтом мы уже видели, будем использовать Ledafil SUPER от Кенды. Это эмульсия из синтетических смол, выравнивает и делает твердыми края изделий
Все как в примере с краской. Выравниваем торец, проходим кромкорезом, зашкуриваем при необходимости.
Все готово к нанесению. Сама эмульсия белого цвета, после высыхания (10-15 мин) становится прозрачной.
Можно сушить феном. Наносить будем всё тем же роликом. При необходимости, после высыхания, можно нанести второй слой. Чем мне нравится это средство, что не нужно его шлифовать или тереть сликером. Нанёс, высохло и готово.
Урез получается твердым, относительно ровным
И блестящим
Обработка воском
Для обработки края воском понадобятся фен, сликер и, собственно, воск.
Сначала, кусок воска необходимо немного нагреть феном, затем обильно натереть этим куском край. Дальше берём сликер и начинаем втирать, от трения воск плавится и впитывается в кожу.
Не забываем про углы, чтобы край не терял форму.
Остатки воска можно разогреть и удалить чистой мягкой тканью.
Этой же тканью торец необходимо немного отполировать.
В результате получается матовый, шелковистый на вид, с легким блеском край.
На мой взгляд, обработка уреза воском больше подходит для кожи растительного дубления, т.к. «растишка» впитывает воск довольно легко. С кожей же хромового дубления придётся повозиться подольше, но результат того стоит
Воск использую обычный пчелиный. Купить можно в любом магазине или на рынке где торгуют мёдом. Куска за 100 рублей хватит на долго.
При работе вкусно пахнет мёдом 🙂
Обработка подручными средствами. Клей КМЦ(СМС)
Клей КМЦ или клей СМС, как его еще называют, является ничем иным как карбоксиметилцеллюлозой 🙂
Попросту, обойный клей 🙂
Представляет собой мелкие белые хлопья.
Разводится в пропорции примерно 2-3 чайных ложки на 100 мл теплой воды. Раствор необходимо тщательно перемешать и оставить набухать. Через 1,5-2 часа раствор приобретёт консистенцию густого киселя, может чуть гуще, зависит от пропорций, но это несущественно.
Клей наносим на торец просто пальцем, размазываем по всей площади и начинаем затирать сликером.
Сликером затиралось не очень, опытным путем выяснил, что удобнее всего втирать клей небольшим кусочком кожи.
Так урез выглядел после окончания полировки.
А так после полного высыхания клея.
Часто вижу видео, где люди используют клей КМЦ для заглаживания бахтармы (внутренней части кожи). На мой взгляд, затея крайне сомнительная. Совершенно непонятно, как поведет себя бахтарма, обработанная таким способом, при контакте с водой. Так как состав получается на водной основе, смею предположить, что при контакте с водой, внутренняя сторона станет снова липкой, будто только что намазанной клеем. Не исключено, что и урез поведёт себя похожим образом. И если вы сделали сумку таким образом и клиент попал под дождь, положил что-то мокрое в сумку, или случайно открылась бутылка с водой, что ж, поздравляю 🙂
Я, конечно, тестов не проводил, т.к. способом этим не пользуюсь, но если будет время, обязательно займусь (нет).
Некоторые мастера после высыхания клея, обрабатывают бахтарму финишем, типа Appretto Mild, для дополнительной гладкости и возможно, защиты от влаги. Говорят, что кожа становится похожа на дабл фейс, я считаю, что кожа становится похожа на линолеум и кожу напоминает только отдаленно. Но, всё это лишь моё мнение, способ, конечно, имеет право на существование, на этом мы с ним и закончим.
Край без обработки. Только наждачка
Ничего сложного. Выравниваем край, обрабатываем кромкорезом, и начинаем зашкуривать.
Шкурки использую P100, P240, P480, P800. От меньшего к большему.
Результат
Из всех вариантов, край обработанный наждачной бумагой, самый приятный на ощупь, по ворсу гладкий и мягкий, против ворса слегка шершавый и все равно мягкий 🙂 По куску сделанному для примера пару минут сидел водил пальцем, такой классный 🙂
Затирание водой
Способ подходит только для кожи растительного дубления, т.к. кожа хромового дубления воду практически не впитывает
Тут также все просто. На подготовленный урез наносим немного водички и затираем сликером. При необходимости добавляем по чуть-чуть воды.
Результат мне не очень понравился, возможно, если полировать дольше, то внешний вид будет получше, но мы этого не узнаем 🙂
Итоги
Подводя итог, хотелось бы сказать, что все способы обладают своими достоинствами и недостатками. Я считаю, что выбирать способ обработки уреза необходимо исходя из того, какое изделие вы хотите сшить. Где-то уместнее будет смотреться краска, где-то воск, а где-то будет иметь смысл оставить урез открытым, поскольку бахтарма бывает достаточно красивого цвета и после обработки приятна на ощупь.
Мое мнение, что лучше всего смотрятся воск, краска и открытый край.
Для понимания того, какой способ подходит именно вам, проще всего будет самостоятельно поэкспериментировать, благо, все материалы доступны, а химия продается небольшими объемами за копейки.
В следующей статье посвящённой обработке торца, я буду рассматривать как обметать край декоративными швами и парочку нестандартных средств для обработки уреза.
Всем спасибо, кто дочитал, надеюсь материал был полезен
Всех благ!
Источник
В данном мастер-классе хочу рассказать о том, как обрабатывать срезы, они же торцы, они же урезы, на изделиях из натуральной кожи химического дубления.
Речь пойдет о коже, достаточно плотной, толщиной от 1мм, и более.
Сразу оговорюсь, что не для всех типов кожи и изделий данный вид обработки является обязательным и/или желательным (для пулл-ап или крейзи хорс, напимер, зачастую достаточно просто ровного аккуратного среза). Здесь я покажу способы, которые использую лично. Вполне возможно, что другие мастера имеют свои наработки и хитрости.
Рассмотрим обработку срезов обложки для паспорта.
Итак, нам понадобятся:
1.Ножницы.
2.Молоток.
3.Наждачная бумага (220,360,1000 зернистости) — на фото положила 800.
4. Приспособление для удаления кутикул.
5. Ручка-роллер для окраски торцов.
6. Металлическая линейка.
7. Канцелярский нож.
8. Сликер (он же брод) или насадки для гравера.
9. ПВА или шеллачный лак.
10. Ватные палочки.
11. мисочки для ПВА и краски для торцов.
12. Краска для торцов.
Ну и собственно, сама обложка для паспорта 🙂 Украшенная, проклеенная, прошитая, готовая к обработке.
Внешний вид срезов после прошивки у нее такой:
Не шибко привлекательно? 🙂
Если есть необходимость, подрезаем края обложки:
Начинаем творить красоту! Для начала обрезаем «кутикульником» с краев фаску, чтобы кожа при последующей обработке не встала «шляпкой гриба» по краям:
Далее, разводим ПВА с водой в соотношении примерно 2:1. Хорошенько размешиваем, чтобы не было комков. Ватной палочкой наносим по всему периметру обложки.
После пропитки раствором ПВА с водой край кожи немного увеличивается в ширине, и если ничего не предпринять, он останется более толстым после высыхания, чем основная часть. Чтобы этого избежать простукиваем через пару минут после пропитки края молоточком.
После этого оставляем на 20-30 минут для просушки. А сейчас я упомяну еще об одном средстве, которое в инструментах указала, но в данном мастнр-классе не использовала. Это Шеллачный лак, то есть, спиртовый раствор шеллака. Его можно взять вместо раствора ПВА, но не рекомендуется использовать на светлых кожах и гнущихся частях. Безусловным плюсом является то, что шеллак очень быстро сохнет (в отличие от ПВА) и также хорошо клеит.
Отрезаем пока небольшой кусочек наждачки:
Обложка просохла и готова к дальнейшей экзекуции, а конкретнее — к затиранию торцов наиболее крупной наждачкой — у меня это 220.
Вот такой результат получаем после 220-ки
И ближе:
Торцы поровнее стали, но и лохматости прибавилось.
Далее повторяем пункты с промазкой раствором ПВА, простукиванием и сушкой, но в другой раз для шлифовки берем бумагу с меньшим зерном. То есть, 360 (как у меня) можно взять 600.
И вот что получаем после третьего захода, после шлифовки 1000:
В принципе, уже не плохо, но хочется получше 🙂
Поэтому еще на раз пропитываем раствором:
Брем насадку для гравера (на фото есть сликер для ручной полировки, те же функции, только в ручную) и не дожидаясь высыхания полируем края:
Вот что получаем на выходе :
Достаточно гладко. Но, так как кожа на срезах все же отличается в не лучшую сторону от лицевой части, надо ее покрасить. Для этого, отливаем в маленькую чашечку немного краски для торцов, берем ручку-роллер, макаем и аккуратно наносим на наши многострадальные торцы слой краски:
Ждем, пока полностью высохнет краска. Это занимает от 15 до 40 минут — в зависимости от слоя краски. Далее смотрим — есть ли неровности, либо что еще, чего там быть не должно. Если результат не до конца устраивает — берем 1000 наждачку (можно меньше-больше, в зависимости от глубины неровностей), шлифуем, еще на раз покрываем краской. И так, собственно, до удовлетворяющего результата.
Вот и все!
Буду рада, если кому-нибудь данный мастер-класс окажеться полезным 🙂
Источник
Урез кожи – это край, его обязательно нужно обрабатывать, чтобы он не «лохматился» и не «колосился». Обработка кожи в этом месте не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существует несколько способов обработки, которые делают урез эстетически правильным и защищенным от деформации. О них мы и расскажем.
Сначала кромку кожи просто подгибали. Хотя слово «просто» не характеризует процесс: технология подгибки была трудоемкой. Впоследствии было решено обрабатывать кожу так, чтобы необходимость ее подгибать отпала, но торцы были надежно защищены от закупоривания волокон и «лохматости».
Для чего нужно обрабатывать торцы изделий из кожи?
Новички в кожевенном деле могут по неопытности думать, что со временем торцы сами смогут загладиться. Это не так: кожаный урез всегда будет лохматым и шершавым. А если его загладить и покрасить, новообретенный внешний вид края сохранится надолго.
Сохранение эффекта гладкости уреза зависит от следующих факторов:
- качества применяемой краски;
- обработки (или отказа от нее) торца грунтом;
- применения обезжиривания;
- особенностей эксплуатации изделия.
Стоит отметить сразу: обработка уреза (края) кожи растительного дубления и кожи хромового дубления (подробнее про дубление кожи) не будет одинаковой. Торцы у двух вариантов кожи выглядят неодинаково, потому что обрабатывать их приходится по-разному. Например, для образцов растительного дубления достаточно деревянного борда и средства Токонол. А вот кожу хромового дубления нужно в несколько слоев грунтовать, в промежутках между слоями грунта прошкуривать абразивом, а после грунта еще и наносить краску.
Урез лишь слегка зашлифован
Справедливости ради нужно сказать, некоторым людям не нужна обработка торцов изделий из кожи: урезы в натуральном виде кажутся им более брутальными, естественными. Но это вопрос вкуса, обувь с необработанными урезами быстро потеряет свою презентабельность, да и сумки скорее истреплются. Если же вещь изготовлена в лофт-стиле или заказчик очень хочет грубый торец, не стоит трогать материал. Полностью кожа не «распустится» — это не ткань.
Инструменты для обработки урезов
Каждый мастер имеет свой набор инструментария, но обычно в базовый комплект входят типовые предметы.
Какие инструменты для обработки кожи нужны:
- Кромкорез – помогает снять с уреза фаску (пары штук с разным диаметром и разным сечением начинающему ремесленнику хватит). Не забывайте, что кромкорезы время от времени нужно точить.
- Кризер – нагревается на горелке, после чего им нужно пройтись по краям изделия. Он оставит красивую линию, чуть подплавит и закруглит урез.
- Гравер – пригодится в разных видах работ, в данном случае – выровняет торцы шкуркой на круге.
- Химические составы – Токонол, твердый воск и т.д. Грунт, краска – их вариантов очень много, каждый мастер подбирает под себя. Бывает, что приходится обращаться и к клею.
- Наждачная бумага разной зернистости. Без абразива добиться идеального результата не получится.
- Сликер. Инструментов для финишной обработки кожи. Говоря проще, он ее полирует.
Остальные инструменты и средства – факультативно. С краской тоже придется поэкспериментировать, любая первая работа, в принципе, является пробным шагом. В ходе действия поймете, как для вас проще обработать края.
Способы обработки кромки кожи
У одного мастера обработка кожи будет состоять из 4 этапов: прожировки краев и снятия фаски, нанесения краски, жировки и полировки (парафин + воск), нанесения лака. Другой же мастер придерживается более развернутого способа.
Пример «длинного» способа обработки:
- Зашкуривание краев наждачной бумагой.
- Окантовка для удаления острого края кожи.
- Увлажнение кромки губкой либо кусочком овечьей шкуры, втирание глицеринового мыла. Эти шаги дают получение круглых краев.
- Далее следует полировка грубым материалом с применением пастообразного жесткого мыла.
- Покраска краев может производиться составами на спирту, ведь они глубоко проникают в кожу, а не остаются на поверхности.
- Ручная полировка, которую сменит обработка парафином.
- Финальная обработка воском.
В данном видео приведено несколько вариантов обработки уреза кожи.
Еще одна вариация обработки – использование CMC (карбоксиметилцеллюлозы). Применяется как загуститель для изготовления клея, мастик, сахарных паст.
Мастер-класс обработки уреза кожи
Этот МК не совсем подходит, если ваша задача – обработка уреза тонкой кожи. Хотя попробовать можно с учетом текстуры материала. Первоначально он рассчитан на плотную кожу.
Для работы нужны:
- ножницы;
- наждачная бумага – зернистость 800 обязательна (лучше иметь наждачку разной зернистости);
- инструмент для удаления кутикул (маникюрный набор);
- ручка-роллер для окраски;
- линейка из металла;
- сликер либо граверная насадка;
- шеллак или ПВА;
- ватные палочки;
- емкость для клея и краски;
- краска.
Алгоритм обработки:
- Инструментом для удаления кутикул с краев кожи снимаете фаску.
- Разводите ПВА с водой в пропорции 2 к 1. Состав нужно хорошо размешать, чтобы комков не было.
- Используя ватную палочку, наносите водно-клеевой состав по всему периметру обложки.
- После пропитки раствором ПВА с водой край кожи чуть увеличится, и после высыхания он так и останется толстым. Чтобы такого не было, молоточком простукивайте края после пропитки в течение пары минут.
- Затем кожу нужно не трогать минут 30, это время обработанная зона будет просушиваться. Если не хочется «связываться» с ПВА, можно в противовес ему использовать шеллачный лак (спиртовой раствор шеллака). Он хорош, если только вы не работаете со светлой кожей или гнущимися частями изделия. Шеллак отлично сохнет (в разы быстрее ПВА), хорошо клеит.
- Пока материал сохнет, отрежьте нужного размера кусок наждачной шкурки. Настало время затирать торцы: можно начать с материала самой крупной зернистости (220). Но если у вас есть наждачка только 800, ничего страшного.
- Торцы после этого этапа станут заметно ровнее. Но вот «лохматость», кажется, только увеличилась. И снова торец нужно промазать ПВА-составом, простучать и высушить. Только последующую шлифовку лучше осуществлять с наждачкой меньшей зернитости (если в прошлый раз брали 220).
- На этом этапе урез уже выглядит лучше, но не идеально. Потому промазка идет по третьему кругу. Но сейчас высыхания кожи ждать не нужно – берете сликер для ручной полировки и обрабатываете края.
- Вы заметите, как кожа на урезе изменилась. Но окончательную гладкость ей придаст покраска. В маленькую чашечку отлейте немного краски, возьмите удобную ручку-роллер. Макайте ручку в краску и бережно наносите ее на торцы. Высыхания краски придется подождать.
- Если после высыхания краски вы видите на урезе неровности, берите мелкую наждачку, шлифуйте и снова покрывайте урез краской. И так делать нужно до того момента, когда урез полностью вас не устроит.
Обработка свиной кожи таким способом вполне реальна. Главное, что нужно понять – любой универсальный способ требует авторской коррекции. Если в одном варианте кожу нужно промазать клеем, просушить, прошлифовать 2 раза, другой вариант потребует 3-4 сеансов. Точно так же и с покраской. Наконец, не забывайте, что кожевенное ремесло – это не только технологический процесс, но и художественный.
Если мастер качественно обработал торцы, уход за изделием значительно упростится. И его эстетика будет без единого нарекания. Попробуйте сами – не все, что кажется на первый взгляд сложным, столкнет вас с проблемами. Кожа является податливым, приятным материалом, преображать который великое удовольствие.
Удачи!
Источник