Обложка из кожи своими руками мастер класс
В этом мастер-классе я покажу, как сшить обложку на паспорт и чехол для автодокументов из натуральной кожи.
Изделия достаточно просты, поэтому, в первую очередь, материал будет интересен тем, кто только начинает свой путь в кожевенном деле. Советы, комментарии и критика от опытных мастеров, имеющих за плечами не один километр седельного шва, тоже приветствуются 🙂
Итак, вы решили попробовать себя в шитье кожи. Причины такого решения у всех разные, кто-то хочет сделать подарок близкому человеку своими руками, кто-то попробовать новое для себя хобби, у кого-то в кладовке нашелся приличный кусок кожи, а внутри него самого вдруг нашлась страсть к рукоделию, кто-то решил освоить новый способ заработка на дому, ну а кого-то просто привлекает красота кожаных вещей ручной работы и он решил приобщиться к этому ремеслу исключительно из чувства прекрасного.
С чего начать? Что необходимо? В каком порядке действовать?
Начать следует с выбора кожи. Для обложки на паспорт подойдет кожа толщиной от 1,3 мм до 2 мм. 1,4-1,6 будет оптимально, на мой взгляд. Тип кожи может быть любым, на ваш выбор, краст, пулл-ап, крейзи хорс, юфть, кожа растительного дубления и другие. С типом кожи проще определяться непосредственно в магазине при покупке, чтобы можно было пощупать, т.к. тактильные ощущения от изделия играют далеко не последнюю роль в общем впечатлении от вещи.
По поводу типов и свойств кожи могу сделать отдельную статью, если кому-то это интересно.
Я буду использовать кожу растительного дубления толщиной 1,6-1,8 мм. Если у вас не растишка, то этапы с покраской и вощением нужно будет пропустить.
Дальше выбираем инструмент.
Меня часто спрашивают, какой минимум необходим для того, чтобы начать шить. Минимум — это линейка, шило, нитка и иголка 🙂 Для комфортного шитья необходим набор инструментов чуть побольше.
1. Пробойники строчные, круглые с шагом 5 мм. Можно использовать и ромбовидные, это дело вкуса. При использовании круглых пробойников стежок получается ровный, у ромбовидных стежок под наклоном.
Пример
2. Подложка для пробойников. Хоть пробойники и со сменными зубьями, а значит, есть возможность подтачивать при необходимости, но все же, во имя сохранения заточки, лучше использовать подложку.
3. Мат раскройный
4. Нож канцелярский
5. Скальпель, он же макетный нож. Удобно вырезать закругленные части и мелкие детали
6. Валик для нанесения краски.
7. Параллельный разметчик для нанесения разметки на одинаковом расстоянии от края.
8. Кромкорез, он же торцбил, он же фаскорез. Для начала, чтобы не тратиться на кромкорез и разметчик по отдельности, можно взять инструмент 5в1 (3 кромкореза, разметчик, канавкорез). По началу сам пользовался таким, но менять насадки надоело и взял по отдельности.
9. Вощеная нить. 1 мм. На фото бежевая, но позже решил заменить на сине-серую.
10. Воск BRAWAX. Отлично подходит для вощения кожи, особенно растишки.
11. Ледафил. Ledafil — средство для обработки уреза, делает его твердым, гладким и прозрачным. Использую, когда хочу оставить урез натурального цвета. ВАЖНО. Ледафил — не грунт для уреза. Многие продавцы на этой площадке советуют использовать ледафил вместо грунта перед покраской. Я общался с представителем производителя, он сказал что это нарушение технологии и краска со временем может отслаиваться.
12. Финишный крем SETA. Выравнивает цвет, придает дополнительный блеск после полировки и «шелковистость» что ли, не знаю как описать 🙂
13. Elixir. Средство для защиты кожи от воды.
14. Морилка спиртовая. Цвет «Дуб». Морилку на водной основе ни в коем случае применять нельзя, изделие будет жутко пачкаться при малейшем контакте с водой, даже после обработки воском, финишем и эликсиром. Был печальный опыт.
15. Скотч
16. Линейка и угольник.
17. Шорник
18. Выкройки.
19. Молоток. Можно использовать резиновую киянку или специальный молоток. Говорят, они меньше изнашивают пробойники. Вероятно, так и есть 🙂
Теперь нужно определиться с размерами и дизайном изделия, которое вы собираетесь шить и перенести их на бумагу. Я делаю модель в автокаде, перевожу в PDF, распечатываю и вырезаю. Можно просто начертить на листе и вырезать. К сожалению, сайт не позволяет загружать файлы формата PDF, поэтому если кому нужны выкройки, обращайтесь. Но после распечатки, обязательно проверяйте размеры, т.к. пару раз было такое, что на чертеже один размер, масштаб 1к1, а после печати деталь меньше.
Также в ближайшее время в нашем магазине появятся лекала из дерева для этой модели обложки на паспорт. Достаточно приложить и обвести или сразу вырезать.
После распечатки, необходимо вырезать детали из бумаги максимально близко к линиям, чтобы выкройка занимала минимум места на коже.
Теперь необходимо выбрать, как выкройки будут располагаться на коже. Детали, которые будут в конечном изделии видны частично, как, например, большой карман в обложке на паспорт (половину кармана закроет маленький кармашек с вырезом), можно расположить на участках кожи с небольшими дефектами, вроде шрамов и небольших царапин. Это позволит эффективно использовать, на первый взгляд, непригодную для шитья кожу.
Переходим к покраске. Я использую мисочку и обычную губку для посуды. Желательно использовать подкладку, чтобы не испачкать стол. Морилку наношу обильно, в два слоя, с сушкой около 1,5 часов между слоями. На всю кожу ушло около 150 мл. При покраске используйте перчатки, т.к. морилка кожу на руках тоже отлично красит. Я нашел дома полиэтиленовые перчатки, такие вроде идут вместе к краской для волос.
Так кожа выглядит сразу после покраски.
Так после сушки.
После того, как кожа высохла, её нужно завощить. Для этого я буду использовать шуруповерт с насадкой, войлочный/фетровый круг на липучке и коричневый воск BRAWAX. Производитель рекомендует использовать для растишки именно его.
Вощение лучше производить на гладкой поверхности, у меня для этих целей есть кленовый лист 🙂
Чтобы начать вощение кожи, сначала нужно нанести воск на войлочный круг. Просто ненадолго прижмите кусок воска к вращающемуся кругу. Наносить воск на кожу необходимо на скорости вращения 1200 -1400 об./мин. Можно использовать и дрель, но поддерживать такие сравнительно невысокие обороты на дрели трудно, а мой шуруповёрт на максимуме как раз выдает 1350 об./мин, что очень удобно.
Снять на фото процесс вощения не просто, но в интернете достаточно видео о том как вощить кожу, поэтому перейдем сразу к результатам.
После вощения, наношу финишный крем SETA. Наношу именно сейчас, а не в конце, так как крем требует полировки после нанесения, а на готовом изделии это не всегда удобно.
Пахнет SETA довольно резко, но чем-то таким с детства знакомым, то ли гуталином, то ли еще чем, но очень знакомым. Когда открыл в первый раз, сразу детство вспомнилось, и не мне одному. Не знаю почему 🙂 После высыхания не пахнет ничем.
Обычно, крем наношу простой губкой, круговыми движениями. В этот раз губки по рукой не оказалось, наносил куском чистой х/б ткани, тоже неплохо получилось. После высыхания (10-20 мниут), отполировать шерстяной или х/б тканью. Крем выравнивает цвет, придает дополнительный блеск коже. Попытался передать эффект от крема на фото, как получилось судить вам.
Теперь необходимо вырезать из кожи заготовки. Берем предварительно распечатанные (или начерченные) и вырезаные выкройки и приклеиваем их с помощью скотча на заранее выбранные места.
Получиться должно примерно так.
Далее, с помощью канцелярского ножа, скальпеля и линейки вырезаем все детали.
Начнем с чехла для автодокументов, а точнее с кармашков для карты и прав.
С помощью кромкореза и наждачки на 240 обрабатываем торец с внешней и внутренней стороны.
Дальше обрабатываем урез по всему периметру ледафилом с помощью валика для покраски уреза. Хотя можно обойтись и обычной ватной палочкой. Сохнет ледафил быстро, 10-20 минут. После высыхания пожож на прозрачный лак
То же самое необходимо сделать с большими кармашками, но снимать кромку и наносить ледафил только на торец отмеченный на фото красным. Другие стороны нужно будет обработать уже после сборки изделия.
С помощью параллельного разметчика наносим разметку под будущий шов на кармашки для карт. Я выбрал небольшой отступ, около 3 мм. Можно взять на миллиметр — два побольше, размеры деталей даны с небольшим запасом, так что это не критично.
Теперь надо пробить отверстия. Перед пробоем всегда наношу будущий шов на кожу просто немного прижимая пробойник. Это помогает точнее пробить шов.
Приклеиваем маленькие кармашки к большим.
И пробиваем еще раз.
С помощью канавкореза с внутренней стороны делаем канавку по отверстиям, чтобы документы не цепляли нитку, когда их будут вставлять.
Начинаем прошивать кармашки. Шов начинаю со второго отверстия, чтобы сразу сделать возвратный стежок. Получается симметрично, по двойному стежку с каждой стороны, в начале и в конце.
Шью обычным седельным швом, без всяких узелков и прочего, т.к. считаю это лишним, шов по своей конструкции и так очень прочный. Как шить седельным швом, опять же, много видео-уроков в Интернете. Возможно, позже, будет отдельный пост на эту тему.
Завершаю шов возвратным стежком. Нитку никуда не прячу, просто обрезаю почти до основания и оплавляю зажигалкой остаток.
Склеиваем прошитые детали. Для этого наносим клей на обе детали по краям и оставляем подсохнут на 5-15 минут, после прижимаем друг к другу.
Теперь необходимо выравнять торцы изделия в плоскость. Делать это можно на наждаке или вручную с помощью наждачной бумаги. Наждака у меня нет, а вручную лень, поэтому возвращается Шурик, но с вместо войлочного круга, круг наждачный, не то на 80, не то на 120, точно не помню. Круг уже изрядно потрёпан, но на работу это не влияет.
После выравнивания края, на углу остается небольшой «наплыв» кожи. Срезаем его кромкорезом.
Обработали край, наносим разметку. Здесь отступ побольше, около 4-5 мм.
Отмечаем будущие отверстия и пробиваем.
При работе круглыми пробойниками, отверстия с лицевой стороны получаются чуть больше чем со стороны обратной. А это напрямую влияет на внешний вид шва.
Берем конусное шило.
И делаем отверстия больше.
Начинаем прошивать.
Много раз видел, как некоторые мастера шьют седельным швом, сначала вставляют одну иголку, протягивают нитку, потом вставляют другую и протягивают её. У меня столько свободного времени нет, поэтому вставляю в отверстие сразу две иголки и вытягиваю их в разные стороны. Главное следить за положением игл. Если у вас правая игла снизу, а левая, соответственно, сверху, то так и должно быть от первого до последнего стежка. + такой способ исключает вариант наколоть нитку на иголку внутри отверстия.
Прошили.
Осталось обработать края ледафилом. Если после первого раза урез не достаточно гладкий, можно пройтись мелкой наждачкой и нанести еще один слой
На этом с чехлом пока все, переходим к обложке на паспорт
Берем большие и маленькие карманы и срезаем кромку снаружи и внутри только с края который смотрит внутрь. На фото отмечен красным. Шлифуем наждачкой.
Наносим на обработанные края ледафил. Ставим сушиться. Сушить лучше вертикально.
С помощью скальпеля или ножа соскабливаем кожу в местах приклеивания маленького кармана наносим клей и склеиваем..
На одном из карманов с помощью линейки находим центр и размечаем шов.
Дальше пробиваем и сшиваем.
Теперь оба кармана нужно приложить к «тушке» обложки так, как они будут находится на ней постоянно. Ручкой или карандашом отметить места где заканчивается карман (чуть меньше, чтобы потом не было видно разметки) и нанести клей на обе стороны.
После склеивания, с помощью специальной линейки, скруглить углы. Вместо неё можно воспользоваться монеткой, в принципе, любым круглым предметом. Но у меня есть линейка, буду пользоваться ей.
Дальше как и с чехлом, с помощью наждачки выравниваем торцы, наносим разметку и пробиваем.
После прошиваем, наносим ледафил на края. Осталось нанести средство для защиты от воды Elixir.
Наношу также обычной тканью, но лучше губкой.
После того как высохнет (10-15 минут), слегка полирую сухой тканью. добавляет блеска.
На этом все.
Делаем коробку, упаковываем и отправляем заказчику.
Картон для коробки Gmund Wood Abura Solid
Достаточно внимательные заметили, что на чертежах выкройки со скругленными углами, а детали с прямыми. Это уже в процессе я понял, что мне проще вырезать деталь с прямым углом, а потом уже скруглить при сборке. Кому-то, возможно, будет удобнее сразу вырезать со скругленными углами. Выкройки вышлю и с прямым углом и скругленные.
Материал прошу судить как можно строже, чтобы я мог видеть свои ошибки.
Благодарю всех кто уделил мне свое время, надеюсь, вы провели его с удовольствием и пользой.
Всех благ 🙂
Источник
Âñåì ïðèâåò!
Âûïîëíÿþ ñâîå îáåùàíèå ïåðåä ïîäïèñ÷èêàìè! Òàê êàê óæå âðåìÿ 0:05 è ïÿòíèöà, òåãó «Ì — áûòü!
Ãîâîðèë, ÷òî áóäåò ïîñò ñ ïðîöåññîì èçãîòîâëåíèÿ — âîò è îí. Âåðíåå íå ïðÿìî ïðîöåññ, ñêîðåå ýòàïû. Íó íå ñóòü.
Íèñêîëüêî íå ïðåòåíäóþ íà òî, ÷òî ÿ ñîçäàë êàêîé-òî ìàñòåð-êëàññ èëè ðóêîâîäñòâî ê äåéñòâèþ. Íî òîò, êòî õî÷åò ñåáÿ ïîïðîáîâàòü â êîæåâåííîì ðåìåñëå, íå èìåÿ íèêàêîãî ïðåäñòàâëåíèÿ î íåì, âîçìîæíî ïî÷åðïíåò îòñþäà ÷òî-òî ïîëåçíîå.
Äà è êàê èäåÿ äëÿ ïîäàðêà, ñäåëàííîãî ñâîèìè ðóêàìè, òîæå âîçìîæíî çàéäåò.
Ñäåëàòü ðåìåíü ìîæíî äàæå ñ ìèíèìóìîì èíñòðóìåíòà. Êîíå÷íî ðåçóëüòàò áóäåò íåìíîãî îòëè÷àòüñÿ ïî êà÷åñòâó îò ïðåäñòàâëåííîãî â äàííîì ïîñòå, íî ýòî æå ðó÷íàÿ ðàáîòà!)
Èòàê, ïîåõàëè!
Ïî ñóòè, åñëè íå ìîðî÷èòüñÿ, èç èíñòðóìåíòîâ âàì ïîíàäîáèòñÿ:
1. Õîðîøèé êàíöåëÿðñêèé íîæ, æåëàòåëüíî ñ æ¸ñòêîé ôèêñàöèåé ëåçâèÿ áåç ëþôòîâ.
2. Øèëî.
3. Îòâåðòêà øëèöåâàÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû çàêðóòèòü ðåìåííûå âèíòû (ÿ èíîãäà êðó÷ó òîðöîì ñòàëüíîé ëèíåéêè).
4. Íèòêè (ìîæíî ïðîñòîé êàïðîí)
5. Èãëà (ëþáàÿ, â êîòîðóþ âîéä¸ò âûáðàííàÿ íèòêà, êîëîòü êîæó åé íå íàäî, îòâåðñòèÿ äåëàþòñÿ øèëîì)
6. Êóñîê íàæäà÷íîé áóìàãè (äëÿ îáðàáîòêè òîðöîâ, ÷òîáû ñíÿòü ôàñêè 400+ãðèò)
7. Ïðîáîéíèê äëÿ êîæè äèàìåòðîì 4.5-5ìì. Ñòîèò íå äîðîãî, íî áåç íåãî íå ñäåëàòü àêêóðàòíûõ îòâåðñòèé äëÿ êðåïëåíèÿ ïðÿæêè è ÿçû÷êà.
8. Ñîâñåì íå òðó, ÷óâñòâóþ ïðîôè ìåíÿ çàêèäàþò òàïêàìè, íî äëÿ ïðîñòîãî âàðèàíòà íà îäíî èçãîòîâëåíèå, äëÿ ôèíèøíîé îáðàáîòêè êðîìîê ìîæíî èñïîëüçîâàòü ï÷åëèíûé âîñê, äëÿ îáðàáîòêè ñîáñòâåííî ïîëîòíà — òîò æå âîñê èëè íåéòðàëüíûé êðåì äëÿ îáóâè. Ëèáî öâåòíîé â öâåò ðåìåííîé çàãîòîâêè. Ïðàâäà âîñê ïðè èçëèøíå ïëîòíîì íàíåñåíèè ìîæåò ïîòîì ñäåëàòü âàì áåëûå ïÿòíà íà ïîëîòíå, íî ýòî ðåøàåòñÿ ïîëèðîâêîé îáû÷íîé âîðñèñòîé òðÿïêîé èëè øåðñòÿíûì íîñêîì)
8. Ëèíåéêà äëÿ èçìåðåíèé.
Ìàòåðèàëû:
1. Ðåìåííàÿ çàãîòîâêà 40ìì (350-500ðóá.)
2. Ïðÿæêà (öåíû î÷åíü ðàçíÿòñÿ, òà ÷òî èñïîëüçóåòñÿ çäåñü — 310ðóá.) Ìîæíî ñýêîíîìèòü è âçÿòü ïðÿæêó íàïðèìåð îò ñòàðîãî ïîíîøåíîãî ðåìíÿ.
3. Ðåìåííûå âèíòû (20ðóá./øò. Ó ìåíÿ 3, ìîæíî âçÿòü è 2øò, ìîæíî íå áðàòü âîîáùå è ïðîñòî ïðîøèòü)
ß äåëàþ ðåìåíü äëÿ ñåáÿ, îñîáî íå çàìîðà÷èâàÿñü, íî ñ èñïîëüçîâàíèåì èíñòðóìåíòîâ êîòîðûå íå óêàçàë â ýêîíîì-âàðèàíòå. Ïîïóòíî áóäó äàâàòü êîììåíòàðèè êàê ñäåëàòü òîò èëè èíîé ýòàï áåç èñïîëüçîâàíèÿ èíñòðóìåíòîâ êîòîðûå åñòü ó ìåíÿ.
Ñîáñòâåííî, ìàòåðèàëû.
Èçâèíèòå ÷òî áåç ïðîöåññà, íî èìåííî íà ýòîì ýòàïå ÿ âñïîìíèë, ÷òî îáåùàë âàì ïîñò, ïîýòîìó ïðîöåññ îáðåçêè êðàÿ ðåìíÿ è åãî øåðôîâêà (èñòîí÷åíèå êðàÿ ïîä êðåïëåíèå ïðÿæêè), îòäåëêà íå îòñíÿòû. ß èñïîëüçóþ âûðóáíîé øòàìï (ïîïðàâüòå ìåíÿ, ÿ íå ïîìíþ êàê òî÷íî îí íàçûâàåòñÿ) â îáùåì ïîëóêðóãëîå ëåçâèå, êîòîðîå ïîçâîëÿåò îäíèì óäàðîì ñäåëàòü ðîâíûé ïîëóêðóã íà êðàþ ðåìåííîé çàãîòîâêè (äàëåå ðç). Äàííóþ îïåðàöèþ ìîæíî ñäåëàòü îáû÷íûì êàíöåëÿðñêèì íîæîì, ïðîñòî ïîäîáðàâ ÷òî-òî ïîäõîäÿùåå ïî äèàìåòðó (ôëàêîí îò äåçîäîðàíòà è ïðî÷åå). Ñòàâèì íà êðàé ðç è îáðåçàåì íîæîì. Çäåñü ãëàâíîå — íå ïûòàòüñÿ ñäåëàòü âñå îäíèì ðåçîì. Ïðîñòî áåð¸ì ñòàâèì íîæ ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ íà ðç, ïðèæèìàåì ê øàáëîíó áîêîì (òîò æå ôëàêîí) è äåëàåì ñåðèþ ïðÿìûõ ðåçîâ âîêðóã øàáëîíà. ×åì áîëüøå ðåçîâ, òåì ðîâíåå áóäåò íàø ïîëóêðóã. Äàëåå, òàê êàê ýòîò êðàé ðç áóäåò îõâàòûâàòü íàøó ïðÿæêó, íóæíî ñðàçó åãî îáðàáîòàòü. Ñíÿòü ôàñêè êðîìêîðåçîì, ëèáî â ýêîíîì-âàðèàíòå ïðîéòè ïî òîðöàì íàæäà÷êîé. Íà ýòîì æå ýòàïå ñòîèò ñðàçó äîâåñòè äî êîíöà îáðàáîòêó óðåçà, òàê êàê ïîòîì, ïîñëå óñòàíîâêè ïðÿæêè ýòî áóäåò ñäåëàòü ñëîæíî. Òî åñòü çàãëàæèâàåì óðåç, ïîêðûâàåì åãî âîñêîì (ýêîíîì-âàðèàíò) è ïîëèðóåì. Êàê îáðàáàòûâàþ óðåç, ðàññêàæó íèæå, ÷òîáû íå ïîâòîðÿòüñÿ. Ìîæíî â ïðèíöèïå âîîáùå íàä óðåçîì íå çàìîðà÷èâàòüñÿ, íî ýòî ñêàæåòñÿ íà êîíå÷íîì âèäå èçäåëèÿ.
Øåðôîâêà. Êàê è ãîâîðèë — ýòî ïðîöåññ èñòîí÷åíèÿ êîæè, äëÿ òîãî, ÷òîáû íà ìåñòå, ãäå ðç îãèáàåò ïðÿæêó êîæà íå âûãëÿäåëà òîëñòîé è ëó÷øå îáëåãàëà åå. Ôàíàòû áðóòàëüíîñòè, êàê è äåëàþùèå ïî ýêîíîìó, ìîãóò ýòîò ýòàï ïðîïóñòèòü.
Äàëüøå íåîáõîäèìî ðàçìåòèòü ðç ïîä óñòàíîâêó ïðÿæêè. Äëèíà çàãèáà îïðåäåëÿåòñÿ òàêèì ñïîñîáîì: áåðåòå ïðÿæêó, îòâîðà÷èâàåòå ÿçû÷îê íàçàä, ÷òîáû îí íå ìåøàë ïðîïóñòèòü ðç ñêâîçü ïðÿæêó è çàâîäèòå â íåå ðç. Çàãèáàåòå è îòêëàäûâàåòå íóæíîå ðàññòîÿíèå. Ðàññ÷èòûâàåòñÿ îíî ñ ïðèïóñêàìè íà øîâ ñðàçó çà ïðÿæêîé + øèðèíà òðåí÷èêà + ìåñòî äëÿ óñòàíîâêè âèíòîâ. Äëÿ êàæäîãî ðåìíÿ ýòî èíäèâèäóàëüíî, ãëàâíîå ÷òîáû âñå âîøëî â ýòó äëèíó. Ñàìûé ëó÷øèé âàðèàíò — èçãîòîâèòü òðåí÷èê, âñòàâèòü åãî çà ïðÿæêîé, ïîëîæèòü ýòó êîíñòðóêöèþ íà ñòîë è íà âûñòóïàþùèé çà òðåí÷èê êîíåö ðàçëîæèòü âèíòû. Òîãäà âñå áóäåò íàãëÿäíåå. Êîãäà îïðåäåëèëèñü ñ äëèíîé, îòìå÷àåì öåíòð âûðåçà ïîä ÿçû÷îê íà ñãèáå ðç (íà ôîòî âûøå).
Äàëåå îòêëàäûâàåì äëèíó âûðåçà ïîä ÿçû÷îê.  ñòàíäàðòå åãî ðàçìåð 5õ25ìì, íî ÿ îáû÷íî ïîäãîíÿþ åãî ïîä ïðÿæêó. Äàëåå ïðîáîéíèêîì ïðîäàâëèâàþ ìåñòà ãäå áóäó ïðîáèâàòü îòâåðñòèÿ. Çàìåòüòå, ÷òî íàìå÷àòü îòâåðñòèÿ íóæíî êàê íà ôîòî, à íå öåíðèðîâàòü ïðîáîéíèê íà áîêîâûõ òî÷êàõ, èíà÷å âûðåç áóäåò äëèííåå ÷åì òðåáóåòñÿ. Çàòåì ìû ïðîñòî ïðîðåæåì ó÷àñòîê êîæè ìåæäó íèìè íîæîì è ïîëó÷èì ïðîäîëãîâàòîå îòâåðñòèå ñ ïîëóêðóãëûìè îêîí÷àíèÿìè. Ìîæíî ðåçàòü ïîä ëèíåéêó, ìîæíî íà ãëàç, ó êîãî êàê ðóêà íàáèòà. È ãëàâíîå — íà÷èíàÿ ðåçàòü îò îòâåðñòèÿ, ìû íå äîðåçàåì êîæó äî êîíöà, ýòî íóæíî äëÿ òîãî ÷òîáû íå ïîâðåäèòü ó÷àñòîê êîæè çà âòîðûì îòâåðñòèåì, ÷òî î÷åíü ÷àñòî áûâàåò. Íóæíî ïðîñòî íà÷àòü ðåç ñ îáðàòíîé ñòîðîíû, ñíîâà îò îòâåðñòèÿ, è ñîåäèíèòü ðåç íà ïðÿìîé ÷àñòè. Òîãäà âñå áóäåò êðàñèâî)
Âûðåçàëè, íóæíî ñðàçó îáðàáîòàòü óðåç âíóòðè îòâåðñòèÿ íàæäà÷êîé èëè êðóïíîé ïèëêîé äëÿ íîãòåé, ïîëèðóåì, â îáùåì äîâîäèì äî èäåàëà. Îïÿòü æå, ìîæíî îñòàâèòü òàê è ïðîïóñòèòü ýòîò ýòàï.
Íàìå÷àåì îòâåðñòèÿ ïîä øîâ. ß äåëàþ ýòî ïðîáîéíèêîì, ñîîòâåòñòâåííî è ïðîáèâàþ èì. Âû ìîæåòå âûìåðÿòü îäèíàêîâûé øàã øâà ëèíåéêîé èëè ïðîñòî âçÿòü âèëêó è íàìåòèòü îòâåðñòèÿ åé, à çàòåì ïðîêîëîòü øèëîì èëè ëþáûì äðóãèì îñòðûì ïðåäìåòîì. Íà äàííîì ýòàïå íóæíî ñëåäèòü ÷òîáû çàãèá áûë îòöåíòðîâàí ÷åòêî, êðàÿ îòâåðñòèÿ ïîä ÿçû÷îê äîëæíû ñîâïàäàòü, èíà÷å ïîòîì áóäåò îáèäíî èç-çà åãî ïåðåêîñà îòíîñèòåëüíî áîêîâûõ ñòîðîí ðç, ëèáî ìîæåò íå õâàòèòü äëèíû äëÿ îñòàëüíûõ äåòàëåé. Äàëåå ñøèâàåì ðç ïî ïîäãîòîâëåííûì îòâåðñòèÿì, íå çàáûâ, êîíå÷íî, óñòàíîâèòü ïðÿæêó.