Ножи по дереву и коже своими руками

Ножи по дереву и коже своими руками thumbnail

Какими либо кузнечными навыками я не обладаю. Быть может и смогу гвоздь выковать или скобу какую, но вот нож уж точно не факт. Поэтому оставляю это профессионалам.

Можно заказать хороший резак или попробовать сделать самому из того что найдётся в сарайке к примеру.

Часто при работе с деревом возникает необходимость особого инструмента. В плане, он может быть длинным или широким. Подходящим одним словом для работы именно в этот момент и в этом месте.

Если сделать просто и особо не вдаваться в подробности состава железа, закалки или ещё каких подробностей, то и из поломанных кухонных ножей я делал отменные резаки.

Можно ещё проще отнестись к этому вопросу и купить огромный набор стамесок, резаков и ножей. Такие есть в продажах у многих мастеров.

Для своих работ мне такие не нужны. Купить 30 стамесок и пользоваться парой из них, ну это слишком.

Есть железяка, пробую её на прочность и делаю инструмент.

Понадобился мне вот на днях нож небольшой с тонким и длинным лезвием для выборки дерева в трудно доступных местах. Простым ножом не достать, а вот специальный для этого готов сделать.

Пару лет назад, когда я ещё снимал комнату в общежитии, мне сосед отдал три советские стамески. Всё расхваливал качество, а сам ими не пользовался.

Вспомнил про них и решил попробовать сделать.

Стамеска из неизвестного мне советского набора

Маркером набросал примерные очертания ножа.

На крупно зерновом круге сточил лишнее и принялся делать простые спуски.

Без дополнительного для таких вещей инструмента. Просто точим и наслаждаемся процессом.

Нож охлаждаю постоянно в воде. Не спеша и грубо для начала.

Пока не сбил пластиковую рукоятку, решил для удобства сразу на войлочном круге доправить.

Пасту гои покупаю на рынке на развес. Магазинную в баночках всяких или упаковках подозрительных не беру. Крошится, не липнет, крупная, сухая и так далее. Кусковая что беру, толи мне попадается хорошая, толи она такая и есть развесная. Приятно ложится на войлок, ремень кожаный и не отваливается.

Нож блестит и сразу проверил как режет бумажки всякие. Остро и просто.

Молотком разбил старую ручку и принялся искать материал под новую.

Из очень твёрдых пород у меня дуб и акация. Вторая слишком светлая порода дерева, остановлюсь на дубе.

Сверлом на 10 просверлил отверстие для хвостовика, а пилкой для электролобзика проточил по пару миллиметров с двух сторон внутренние бороздки.

Намотал на острое лезвие бумажный скотч дабы не порезаться случайно. Обязательная примерка. Всё ровно и по размеру.

Эпоксидная смола как была верным помощником в мастерской я думаю многих мастеров, так там и останется. Развёл пару пробок от пластиковой бутылки и залил в рукоятку. Отпустил туда острую железяку и с двух сторон распёр клинышками.

Теперь точно никуда не денется и не выскочит.

На следующий день клей уже основательно высох. Особо с формой ручки мудрить не стал. Нож не на выставку, а для постоянной работы. Снял по краям лишнее дерево и покрыл льняным маслом.

Я долго сидел и думал как украсить рукоятку ножа. Узоры, покраска и выжигание. Тратить время на такой шедевр попросту не стал. Мне нужна была его функциональность и он со своей задачей справляется.

Сталь на удивление очень добротная, заточку держит хорошо. За день работы правил всего один раз.

А Вы используете такую форму ножа в работе?

Ещё одна моя самоделка описана в статье Час работы и нож для резьбы по дереву готов

«Дерево ценят по плодам, а человека — по делам»:

Понравилась статья: Ставьте лайк; Пишите комментарии;Делитесь статьей в соц.сетях; Подписывайтесь на мой канал.

Это важно для меня и развития моего канала.

Благодарю за внимание!

Источник

Ножи по дереву и коже своими руками

Привет любителям помастерить, а делать мы сегодня будем нож для резки кожи. Самоделка сделана довольно качественно, сталь для ножа использовалась марки CX75, это конструкционная сталь, обладающая пружинными свойствами. Клинок был закален и наточен до состояния бритвы, нож легко режет довольно толстую кожу, причем безопасно. Если вам нужен такой нож и проект вас заинтересовал, предлагаю изучить его более детально!

Материалы и инструменты, которые использовались автором:

Список материалов:
— качественная сталь для клинка (в нашем случае СХ75);
— дерево для рукоятки;
— листовая латунь;
— латунные трубки, стрежни и пр. (для штифтов);
— масло для дерева;
— эпоксидный клей.

Список инструментов:

ленточная шлифовальная машина

;
— сварочный аппарат;

болгарка

;
— тиски;
— напильники и наждачная бумага;

бормашина

;
— маркер, бумага, карандаш;
— зажимы;
— газовая горелка и масло (для закалки);
— ленточный отрезной станок или лобзиковый станок;

сверлильный станок

или дрель;
— циркулярная пила.

Процесс изготовления ножа:

Шаг первый. Собираем заготовку
Первым делом соберем заготовку, это будет первичный профиль ножа. У автора имелись для изготовления только пластины, из цельного куска нужный по форме нож вырезать нет возможности. Так что нам предстоит сварить две пластины друг с дружкой. Сварочный шов должен быть очень качественным, изделие должно смотреться однородным. Чтобы произвести качественную сварку, снимаем на ленточном станке фаски с заготовок. После сварки шлифуем сварной шов на ленточной шлифовальной машине, и вот мы имеем отличную заготовку.

Шаг второй. Вырезаем профиль ножа
Создаем шаблон ножа из бумаги и теперь его можно вырезать. Для резки автор использует болгарку, резать можно смело, не боясь перегреть заготовку, но сталь не должна посинеть. Далее дорабатываем профиль другими инструментами, в ход пойдет бормашина, а если ее нет, работать можно и напильниками.

Ножи по дереву и коже своими руками

Ножи по дереву и коже своими руками

Шаг третий. Отверстия
В ручке сверлим отверстия, сюда будут устанавливаться удерживающие накладки штифты, а также латунная трубка для крепления шнура, если она вам нужна. Сверлим сталь со смазкой, спешить никуда не нужно. Затем профиль заново шлифуем и теперь у нас заготовка готова.

Шаг четвертый. Скосы
Делаем скосы на клинке, сначала все размечаем, чтобы не снять лишний металл. Ну а далее приступаем к работе, автор работает ручными инструментами. Работая напильниками, меньше шансов испортить заготовку.

Шаг пятый. Термическая обработка
Автор закаляет клинок для достижения максимальной твердости стали, отпуск клинка не производится. Для закалки раскаляем клинок до красного свечения, греть нужно стараться лезвие, чтобы сделать его максимально твердым. Опускаем клинок в масло, которое в мерах предосторожности желательно подогревать.

Вот и все, теперь клинок нужно помыть от масла, и проверяем его на предмет закалки. Вы сразу услышите, удалась ли закалка, по звону. Также попробуем поцарапать лезвие напильником, если напильник не берет металл, значит, закалка прошла отлично. Шлифуем заново клинок до блеска, чтобы убрать нагар после закалки.

Шаг шестой. Заготовки для ручки
Далее вырезаем заготовки для ручек, а ручка у нас наборная. Основные накладки делаются из дерева, а также тут имеются вставки, которые автор вырезал из листовой латуни. Для сборки ручки нам также понадобятся штифты из латунных стержней, а еще будет нужна латунная трубка. Все детали подгоняем одну к другой и сверлим отверстия под штифты.

Шаг седьмой. Дорабатываем клинок
Доработаем наш клинок, нам нужно тщательно отшлифовать сталь до зеркального блеска, в этом нам поможет мелкая наждачная бумага. Автор использует наждачку зернистостью 3000 и 4000 единиц. А если вы хотите получить идеальный блеск, сталь можно отполировать на полировальном станке. Вот и все, теперь ножом можно пользоваться как зеркалом.

Шаг восьмой. Склеиваем ручку
Склеиваем ручку, для таких целей нам понадобится эпоксидный клей. Все детали тщательно обезжириваем и наносим клей, затем ручка стягивается струбцинами. Ждем полного высыхания клея, обычная эпоксидка сохнет около суток.

Шаг девятый. Дорабатываем ручку
Клей высох, теперь срезаем лишние куски штифтов и приступаем к шлифовке, нам нужно сформировать нужный профиль ручки. Для работ используем ленточную шлифовальную машину. Где шлифовальным ремнем не подлезть, работаем напильниками и бормашиной. Финальную обработку проводим вручную мелкой наждачной бумагой. Чем качественнее будет отшлифовано дерево, тем выразительнее будет рисунок.

Шаг десятый. Завершение
Вот и все, нож готов, осталось пропитать ручку маслом, теперь она смотрится восхитительно. Также заточим нож, до состояния лезвия его можно довести точильными камнями. Автор просто наточил нож на ленточной шлифовальной машине, и нож получился вполне острым.
Самоделка отлично выглядит и отлично режет кожу, что и требовалось доказать. На этом проект можно считать успешно завершенным, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!

Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник

Порою в работе просто необходим тот или иной инструмент. Я мало его делаю, но если нужно, для этого у меня полно всяких железяк. Многое из тонкого металла осталось от старых хозяев моего участка. Большую часть я принёс с прогулок по местам отдыхающих на природе.

Полянки у озёр и не только, пляжи и иногда горы. Поломанные ножи, старые пилы, напильники и так далее. Всё в разном состоянии. На некоторых такой слой ржавчины, что и понять истинную толщину металла попросту невозможно.

Ясно что шикарный и дорогостоящий инструмент как те, что умельцы из разных пород стали делают я не выточу, но основные формы резаков делать удаётся.

А инструмент действительно порою просто необходим. Я покажу как из простого кухонного ножа сделать резак для геометрической резьбы. И он вполне справляется со своей задачей.

Времени потрачено на изготовление около часа.

На деле обычный старое лезвие ножа. Ручка была синяя пластиковая и отвалилась сразу, как только начал его крутить в руках. Толщина примерно полтора миллиметра.

Хвостовик уже есть, поэтому выдумывать ничего не стал. Нарисовал линии отреза.

УШМ(болгаркой) отпилил маленький кусочек. Угол лезвия у стандартного косяка 45 градусов. Все остальные формы ножей с разными углами это уже на выбор мастера.

Они все будут работать, только вот задачи и длина резака будут немного отличаться. А так, нож универсален сам по себе.

На шлифмашинку поставил 80-ку зернистость и сделал спуски. Грубо наточил инструмент.

Тут главное не перегреть. Постоянно окунаю железяку в воду.

На войлочном круге с пастой гои довёл резак. До зеркала не полировал, но блестеть стал приятно. Обязательное тестирование на бумажке.

Все процедуры с выведением спусков и доводкой можно делать на обычной наждачной бумаге или точильных камнях. Главное выдерживать угол заточки, ну и терпение.

Теперь рукоять. На улице под забором давно ещё подобрал буковую толстую щепу с пол метра длиною. Часть уже ушла на поделки.

Она вся в трещинах, и поэтому даже ложку из такой не сделать. На ручку пойдёт.

Сбил топором щепу и выровнял её рубанком. Длина около 10 см. Но тут индивидуально я так думаю нужно подходить к изготовке рукояти. Смотреть уже как лежит в руке и чтоб лишнего не было.

Ширина хвостовика 10 мм. Расщеплять деревяшку на половинки и выбирать там полоску дерева под железяку не стал. Можно и так, но когда есть дрель и полотно от электро-лобзика быстрее будет.

Сверлом на 8 просверлил отверстие и полотном принялся подпиливать с двух сторон полоски.

Тут главное терпение. Постоянно примеряя резак добился нужной ширины и глубины прореза.

Обточил деревяшку и она уже совсем не похожа на щепу.

Для хорошей фиксации лезвия, сделал чопик. Расколю его на пополам и вобью с двух сторон резака. Так резак точно никуда не денется.

Можно залить эпоксидной смолой, а можно и столярным клеем ПВА. Великой(рубящей) нагрузки не будет, поэтому не развалится.

Особо аккуратно с клинышками. Вбиваем не спеша, чтоб не расколоть ручку.

Подождав пару часов отрезал выступающие деревяшки. Оставил дальше сохнуть.

Можно было бы и к вечеру уже пользоваться этим ножом, но я совсем про него забыл занимаясь другими делами.

Уже утром покрыл ручку восковой мастикой.

Обязательный тест. Взял с полки деревяшку и вырезал элементарный геометрический узор.

После пропитки дерево стало очень контрастным по текстуре. Приятно когда такое обнаруживается уже в конце работы. Бодрит и вносит интерес на будущие поделки с применением этого же дерева.

Нож-косяк готов к применению.

«Дерево ценят по плодам, а человека — по делам»

Понравилась статья: Ставьте лайк; Пишите комментарии;Делитесь статьей в соц.сетях;Подписывайтесь на мой канал.

Это важно для развития моего канала. Благодарю за внимание!

Источник

Âñåì ïðèâåò! Ïðîäóáëèðóþ íà Ïèêàáó è íåìíîãî äîïîëíþ ñòàòüþ ñ õàáðà î ìîåì ñàìîäåëüíîì ëàçåðíîì ñòàíêå.

Ñåãîäíÿ ðàññêàæó î ñâîåì ëàçåðíîì ñòàíêå äëÿ ðåçêè ôàíåðû è ãðàâèðîâêè êîæè. Öåëü áûëà êàê âñåãäà – ìàêñèìóì ôóíêöèîíàëà çà ìèíèìóì äåíåã).

Íåñìîòðÿ íà ýêîíîìèþ ñðåäñòâ, íà êîíòðîëëåðå áûëî ðåøåíî íå ýêîíîìèòü – âî-ïåðâûõ, Ðóèäà ìíîãîçàäà÷íà, ïî ñðàâíåíèþ ñî âñÿêèìè Ì2 è ïðî÷èìè ïëàòàìè óïðàâëåíèÿ, ÷òî îçíà÷àåò ìèíèìóì òàíöåâ ñ áóáíîì ïðè ïîäãîòîâêå ôàéëà íà îáðàáîòêó. Âî-âòîðûõ, Ðóèäà àâòîíîìíà, îíà ïîçâîëÿåò ðàáîòàòü áåç êîìïüþòåðà, ïåðåíîñÿ ôàéëû òîëüêî íà ôëåøêå è ïîçâîëÿÿ ìåíÿòü ðåæèìû îáðàáîòêè ñèëàìè ñàìîãî êîíòðîëëåðà. ×òî íåìàëîâàæíî ïðè ðàáîòå íà áàëêîíå).

Â-òðåòüèõ, åñëè ÿ âäðóã ðåøó ñîáðàòü áîëåå ñåðüåçíûé ñòàíîê ñ îãðîìíîé è ìîùíîé òðóáêîé – ó ìåíÿ óæå áóäåò âçðîñëûé êîíòðîëëåð. Íà ýòîò êîíòðîëëåð åñòü î÷åíü ïîäðîáíûé äàòàøèò, è ñîáðàòü âîêðóã íåå ñòàíîê ïîä êîíêðåòíûå çàäà÷è íå ñîñòàâëÿåò òðóäà.

Òðóáêà 40âò, ÷åãî õâàòàåò íå ñïåøà, íî ñ ïðèåìëåìûì êà÷åñòâîì ðåçàòü 3-4 ìì ôàíåðó. Áîëåå ìîùíûå òðóáû äëèííåå, è óæå ïðîñòî íå ïîìåñòÿòñÿ íà áàëêîíå). Íà ýòàïå ñáîðêè è íàëàäêè íèêàê íå ìîã äîáèòüñÿ ïðîðåçàíèÿ äàæå 3 ìì ôàíåðû.  èòîãå âûñîêîâîëüòíûé ðàçðÿä ïðîáèë çàäíåå çåðêàëî ðåçîíàòîðà, ìîäà ëó÷à ðàçäâîèëàñü è òðóáà îòïðàâèëàñü â ãàðàæ íà ýêñïåðèìåíòû. Êàê âûÿñíèëîñü ïîòîì, âûõîäíîå ñîïëî ãîëîâêè ýêðàíèðîâàëî ÷àñòü ëó÷à, ðåøèëîñü ðàññâåðëèâàíèåì ñîïëà. Ñåé÷àñ ñòîèò óæå âòîðàÿ òðóáêà, òîæå 40 âò, è íà 30 ïðîöåíòàõ ìîùíîñòè îíà ãàðàíòèðîâàííî ïðîðåçàåò 4 ìì ôàíåðó íà ñêîðîñòè 10 ìì/ñ.

Ùåêè êàðåòîê ñäåëàíû èç 10 ìì îðãñòåêëà, âûðåçàíû íà ðàáîòå ïðè ïîìîùè 100 âò ëàçåðà, ìåæäó íèìè çàêðåïëåíû æåñòêèå ïëàñòìàññîâûå êîëåñèêè íà øàðèêîïîäøèïíèêàõ. Øàãîâûå ìîòîðû Nema 17 äëÿ îñè Y ðàñïîëîæåíû ñ îáîèõ êîíöîâ «ïîðòàëà» è ñîåäèíåíû ïîñëåäîâàòåëüíî äëÿ ñèíõðîíèçàöèè èõ äâèæåíèé, óïðàâëÿþòñÿ îäíèì îáùèì äðàéâåðîì.

Êîðïóñ ñòàíêà ñäåëàí èç ÄÑÏ, çàêàçàí â âèäå ùèòîâ ó ìåáåëüùèêîâ è ñîáðàí ñ ïîìîùüþ ìåáåëüíîé æå ôóðíèòóðû. Êîðïóñ èçíà÷àëüíî áûë ñïðîåêòèðîâàí â ìåáåëüíîé ïðîãðàììå Pro100.

Äëÿ âûòÿæêè èçíà÷àëüíî áûë ïðèìåíåí êàíàëüíûé âåíòèëÿòîð äèàìåòðîì 100 ìì, íî åãî ïðîèçâîäèòåëüíîñòè íå õâàòàëî ïðè ðåçêå ôàíåðû – â îòëè÷èå îò ãðàâèðîâêè ýòî âåñüìà äûìíûé ïðîöåññ, è ìîùíîñòè âåíòèëÿòîðà íå õâàòàëî äëÿ íîðìàëüíîãî äâèæåíèÿ âîçäóõà ÷åðåç çîíó ðåçà. Ïîýòîìó äàííûé âåíòèëÿòîð áûë çàìåíåí óëèòêîé îò ïå÷êè ïåðåäíåïðèâîäíûõ æèãóëåé. ×òîá åå çàïèòàòü â êîíñòðóêöèè ïîÿâèëñÿ äîïîëíèòåëüíûé áëîê ïèòàíèÿ ATX íà 12âîëüò. Òàêæå ýòà óëèòêà áûëà ïîäêëþ÷åíà ÷åðåç ðåãóëÿòîð îáîðîòîâ è âêëþ÷àåòñÿ è âûêëþ÷àåòñÿ íåçàâèñèìî îò ñòàíêà – ýòî íóæíî ÷òîáû ìîæíî áûëî ìåíÿòü ïðîèçâîäèòåëüíîñòü âûòÿæêè â çàâèñèìîñòè îò âûïîëíÿåìûõ ðàáîò è íå âûñàñûâàòü ïîíàïðàñíó òåïëûé âîçäóõ ñ áàëêîíà, ðàáîòàÿ çèìîé. Èíîãäà ïîñëå îêîí÷àíèÿ ðàáîò â êîðïóñå îñòàåòñÿ çàäûìëåíèå, òîãäà ÿ îñòàâëÿþ ïîðàáîòàòü óëèòêó íà êàêîå-òî âðåìÿ óæå ïîñëå çàâåðøåíèÿ ñòàíêîì âûïîëíåíèÿ çàäàíèÿ.

 êà÷åñòâå ïîìïû òðóäèòñÿ ýëåêòðîïîìïà ãàçåëè, çàïèòàíà îò òîãî æå 12 âîëüòîâîãî áëîêà ïèòàíèÿ, ÷òî è âûòÿæêà. Ñèñòåìà îõëàæäåíèÿ ïðåäñòàâëÿò ñîáîé âåäðî íà 15ë, â êîòîðîå ïîãðóæåí çàáîðíûé ïàòðóáîê ïîìïû, ñþäà æå ïîäâåäåíà îáðàòêà îò òðóáêè. Äëÿ êîíòðîëÿ çà òåìïåðàòóðîé â âåäðî ïîãðóæåí äàò÷èê òåðìîìåòðà. Ëåòîì îõëàæäåíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ çàìîðîæåííûõ ïîëòîðàøåê ñ âîäîé, çèìîé ïîäîãðå⠖ ñ ïîìîùüþ àêâàðèóìíîãî ïîäîãðåâàòåëÿ. È ïîäîãðåâ, è îõëàæäåíèå íóæíî âêëþ÷àòü çàðàíåå, íî ò.ê. åìêîñòü ñèñòåìû îõëàæäåíèÿ îêîëî 10 ëèòðîâ, òî â ñðåäíåì çà ÷àñ îõëàæäàþùàÿ æèäêîñòü è çèìîé è ëåòîì íàáèðàåò íåîáõîäèìóþ äëÿ ðàáîòû òåìïåðàòóðó. Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå âêëþ÷åíèå è âûêëþ÷åíèå ïîìïû îñóùåñòâëÿåòñÿ íåçàâèñèìî îò ñòàíêà.

Âìåñòî ñîòîâîãî ñòîëà ïðèìåíèë ãâîçäåâóþ äîñêó èç ñòðîéìàãàçèíà. Öèðêóëÿöèÿ âîçäóõà âíóòðè ñòàíêà ñäåëàíà òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû âîçäóõ äâèãàëñÿ ñêâîçü êîðîá îò ïåðåäíåé ñòåíêè ê çàäíåé, îáäóâàÿ äåòàëü ñíèçó è ñâåðõó. Íà ôîòî âèäíû âîçäóõîçàáîðíûå îòâåðñòèÿ ñíèçó êîðïóñà, ÷åðåç íèõ æå óäîáíî âûìåòàòü ìåëêèå îáðåçêè ôàíåðû ïîñëå ðàáîòû.

Êîìïðåññîð – îò ñîâåòñêîãî õîëîäèëüíèêà, áåç ðåñèâåðà, óïðàâëÿåòñÿ ÷åðåç ðåëå, ðîçåòêà íà 220â äëÿ óïðàâëÿåìîé ñòàíêîì âíåøíåé íàãðóçêè âûâåäåíà íà áîêîâèíó êîðïóñà.  íåé íàïðÿæåíèå ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî êîãäà ýòîãî òðåáóåò êîíòðîëëåð. Ìèíóñû – íå ðåãóëèðóåòñÿ äàâëåíèå, ïëþñû – òèõèé, íåóáèâàåìûé. Åñòü ìûñëü ñïàðèòü äâà òàêèõ êîìïðåññîðà íà îáùåì ðåñèâåðå, ñ ìàíîìåòðîì, ðåëå äàâëåíèÿ, âñåé íåîáõîäèìîé àðìàòóðîé. Ïîëó÷èòñÿ âïîëíå ïðîèçâîäèòåëüíûé è ïî÷òè áåñøóìíûé àãðåãàò.

Âñåãî íà ïîñòðîéêó áûëî ïîòðà÷åíî îêîëî 45 òûñ. ðóáëåé, çà ýòè äåíüãè ïîëó÷èëñÿ ñòàíîê ñ ðàáî÷èì ïîëåì 50õ50 ñì, ìîùíîñòüþ 40 âò è îñíàùåííûé ìíîãîçàäà÷íûì ïðîìûøëåííûì ëàçåðíûì êîíòðîëëåðîì.

Ôîòî ñ ýòàïîâ ñòðîèòåëüñòâà:

Ñïèñîê êîìïîíåíòîâ ñ öåíàìè è ññûëêàìè docs.google.com/spreadsheets/d/1joKW8KuucEmBGf7lU36CT…

Ï.Ñ. Îòäåëüíàÿ áëàãîäàðíîñòü âûðàæàåòñÿ ìîåé æåíå çà òî, ÷òî äîñòîéíî ïåðåíîñèëà âñå òÿãîòû è ëèøåíèÿ æèçíè ñ òåõíîãèêîì, ïîêà ÿ èñïîëüçîâàë êâàðòèðó â êà÷åñòâå ìàñòåðñêîé è ëàáîðàòîðèè è äàæå èíîãäà ïîçâîëÿë ñåáå äåëàòü ïðîáíûå ðåçû áåç âûòÿæêè…:-)

Источник

Резьба – это одно из видов искусства, которое по-прежнему требует приложения рук мастера. Хотя есть множество машин, даже с программами, настоящие резные вещи из теплой древесины выполняются шаг за шагом людьми, которые много лет осваивали это ремесло, и единственное, что они используют – это ножи для резьбы по дереву.

У мастера их множество, разных размеров и формы. С какого начать, и как использовать каждый – с освоения этого следует начинать человеку, желающему приобщиться к древнему искусству.

Они отличаются от обычных, потому что длина лезвия рассчитана на большое давление, с которым мастер вырезает элементы на деревянной поверхности. Поэтому оно укорочено, а рукоятка сформирована так, чтобы рука не перенапрягалась и не уставала в течение долгого времени.

Разновидности ножей по дереву

Профессиональный нож для резьбы по дереву из полотна металла – это серьезный инструмент, рассчитанный на огромные нагрузки. Полный набор резчика – недешевое удовольствие, потому что все стамески и резцы должны быть сделаны из стали самых лучших марок, отличающихся особой прочностью – только в таком случае они будут резать материал.

Справка. Кроме этого, важна заточка, которая не будет требовать постоянного возобновления.

Нож косяк

Инструмент их разряда универсальных, используется для выполнения геометрически правильных линий и элементов, а также для окончательной отделки готового изделия.

Лезвие скошенной формы, затачивается под 600.

В наборах нож косяк для резьбы по дереву представлен в различных размерах, для различных видов дерева и характера выполняемых работ.

Нож резак

Универсальный инструмент, который есть в наборе опытного резчика, а также должен быт у начинающего.

Применяется на всех этапах работы.

Лезвие удлиненное, есть варианты прямые или с изгибом. Изогнутый обушок.

Заточка выполняется под углом в 350.

Есть современная модификация, которая позволяет совмещать в одном предмете целый ряд ножей. Это удобная рукоятка с цанговым замком, с помощью которого закрепляется нужный вариант лезвия.

Нож-топорик

Довольно редкая разновидность ножа, с его помощью при некоторых навыках можно делать почти все.

Выполняется в виде маленького топорика, в лезвии различается «пятка» и «носок». Заточка – двусторонний клин, угол подбирается в зависимости от твердости древесины.

Эту разновидность ножей нередко делают своими руками, подбирая толщину полотна и угол заточки по конкретной работе. С помощью этого инструмента можно буквально выполнить всю работу.

В опытных руках нож топорик для резьбы по дереву используется полностью: пятка, носок и середина лезвия. Выполняются резы в любом направлении, носиком зачищают углубления в рельефах. Центральная часть отлично вырезает выпуклые элементы.

Богородский нож, «Татьянка»

Название получил от техники резьбы, в которой использовался – в богородской резьбе. Похож немного на европейский вариант резака, но с более длинным лезвием и укороченной рукояткой. Подходит для начальных этапов работы и для финишных.

Характеризуется ровной кромкой, затачивается частично. Богородский нож для резьбы по дереву выпускается в нескольких размерах.

Подробный обзор на данный нож:

Разновидности Стамесок

Стамески применяются для множества операций:

  • подготовка пазов
  • срезка фасок
  • резьба по нанесенным контурам
  • вырезание барельефов.

Форма острия отвечает задаче, которую выполняет инструмент. Оно бывает прямым, изогнутым, с различной формой.

Уголковые стамески

Выглядит как буква V – ее образуют две плоскости, которые соединяются под разным углом в зависимости от задачи. С помощью такой стамески прокладываются выемки. Для глубоких выемок используются стамески с меньшим углом.

Плоские стамески

Стамески с плоским поперечным сечением. Различаются по толщине лезвия, режущая кромка выполняется прямой или скошенной.

Полукруглые

Этот инструмент обязателен в базовом наборе резчика. Лезвия полукруглые, используются для резки орнаментов, нанесения выемок и резов.

Диапазон размеров очень большой – по высоте и радиусу загиба лезвия.

Скобчатые

Их еще называют коробчатыми – по сечению. Представляют собой плоские стамески с бортиками. Ширина стамески и высота бортика варьируют.

Дополнительные инструменты и резаки

Диапазон дополнений, которые необходимы мастеру, велик. У многих мастеров есть, кроме покупных инструментов, еще и собственные разработки. В широком понимании дополнений наборы шкурок с зерном различной величины также являются частью его профессионального арсенала.

Клюкарзы

Разновидность угловой стамески для сложной резьбы с объемами. Используется для орнаментов, барельефов.

Похожа на стамеску полукруглой формы, но отличается от нее закруглением по всей длине, включая шейку. Это обеспечивает более ровное и легкое движение в процессе резки.

Клюкарзы бывают полукруглыми, угловыми, прямыми. Выпускаются в широком размерном ряду, поэтому можно без труда подобрать для любого вида и габарита работ.

Ложкорезы

Стамески для выбирания объема – с крутым изгибом в виде окружности. Обычно большого размера.

С их помощью режут ложки, чашки, другие изделия.

Козьи ножки

Ступенчатая стамеска, которую разные производители относят к разным видам инструмента. Российские производители склоняются к тому, чтобы считать ее клюкарзой, европейские — выносят ее в отдельный разряд стамесок.

Благодаря изогнутой форме, стамеска легко выбирает объемы в местах, недоступных другим инструментам. С помощью этого инструмента мастера делают кружевные изделия с тонкой выборкой объема под элементами.

Клепики

Стамеска для тонкой доработки рельефа – с их помощью выбирают объемы в труднодоступных местах, куда не дотягиваются более крупные инструменты.

Лезвие выполняется в виде листика, ноготка или меча.

Как выбрать инструмента для резьбы

Начинающему мастеру рекомендуется воспользоваться набором в готовом виде, а подобрать его следует в соответствии с предполагаемым характером резьбы. Для рельефной резьбы нужен набор с клепиками и глюкарзами, создание деревянных скульптур потребует большого набора стамесок.

Наборы ножей для резьбы по дереву с отличными характеристиками не проблема, на рынке есть продукция отечественная и импортная. Комплекты разделяются по специфике работы или собраны из универсальных инструментов.

Поскольку это достаточно дорого стоит, лучше купить небольшой набор, но хорошего качества. Для освоения азов хватит нескольких ножей с прямыми и круглыми лезвиями. По мере усложнения выполняемых задач арсенал будет пополняться.

Справка.Перед покупкой нож следует примерить к руке, чтобы он не скользил, рукоятка была удобной.

Со временем обязательно придет понимание необходимости изготовления некоторых ножей для резьбы по дереву своими руками – ведь это является частью секрета искусства настоящих мастеров. Важно, когда рукоятка полностью отвечает очертаниям кисти, рука не потеет и не скользит, даже если мастер работает часами. Это тоже часть мастерства, которая приходит со временем.

Также возможен вариант, когда мастер умеет делать почти все одним-двумя ножами. В этом смысле нож топорик для резьбы по дереву для некоторых умельцев стал настоящим универсальным любимым инструментом.

Здесь вы можете посмотреть видео о самодельных инструментах для резьбы по дереву:

Как правильно заточить инструмент

Резка дерева требует отточенного лезвия. Если древесина начинает сминаться и крошиться при работе – это сигнал для мастера, пора затачивать лезвия.

Это отдельное искусство, которое придется освоить каждому резчику. С повышением мастерства придет понимание, как затачивается инструмент под свою руку, поэтому не стоит поручать ножи, стамески для резьбы по дереву кому-то еще.

Последовательность действий по заточке.

  • Выравнивание рабочей поверхности. Используется шкурка с крупным зерном, круг. Важно, чтобы угол заточки при этом не менялся, поэтому заточкой нужно заниматься без спешки.
  • Сменить шкурку на мелкозернистую, в процессе делать перерывы, чтобы металл не перегревался.
  • Затем рабочие поверхности шлифуются шкурками для финишной обработки, постепенно нужно их менять на более тонкие, до 1200. Обработку завершают полировкой кожей со специальной смесью для шлифовки.

Смотрите видео о резцах по дереву и правильному углу их заточки:

Заключение

Эта статья не охватила даже половины того разнообразия инструментов, которым пользуется опытный мастер-резчик по дереву.

Только клюкарзы представляют собой такой длинный список, которого хватило бы на несколько статей: косые, обратные, клюкарзы-ласточки.

Но человек, который хочет обучиться ремеслу резчика по дереву – с целью зарабатывать или для души – сориентируется в многообразии ножей, стамесок и выбрать инструменты для начала.

Источник