Кожа как показать ребенку
Юлия Матюничева
Занятие «Кожа, или Живая одежда» по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека
Цели:дать детям представление о том,что кожа-естественный покров кожи человека,она постоянно растет и обновляется,а так же выполняет очень много важных функций (основные-это защита от грязи,жары и холода и высокая чувствительность к различным механическим воздействиям и боли);воспитывать бережное отношение к своей коже,соблюдать чистоплотность.
Материалы:использование мультимедийной презентации,иллюстрации тела человека (кожи,кровеносных сосудов);картинки с изображением (пальца с занозой,раной на теле).
Ход занятия:
Детям предлагается послушать загадку:
В этой одежде я родился,в этой одежде и в бане помылся,эту одежду и снять невозможно. Эта одежда называется. (кожа.)
Далее предлагается послушать стихотворение Н. Кнушевицкая «Кожа«.
Она бывает черной,она бывает белой,
Она бывает бледной или загорелой.
Или вдруг покроется-замерзнет если сильно-
Тысячей пупырышков и тут же станет синей.
Наша кожа дышит,она нас защищает,
Но,как у бегемота,толстой не бывает.
ЕЕ легко поранить,возись тогда с бинтами!
Не будем хулиганить,доставим радость маме!
Ребята,у вас есть такая живая одежда,которая бы дышала,питалась,чувствовала,росла (Ответы детей.)
-Кожа,которая покрывает все тело человека,и есть наша единственная,данная природой одежда. Ее площадь зависит от роста,веса и возраста человека. Вы замечали,что ваше платье или брюки стали вам малы,износились?Когда одежда приходит в негодность,ее выбрасывают. А вы видели,чтобы человек выбрасывал свою кожу?Действительно,это невозможно. Наша кожа растет вместе с нами. Она сама «ремонтируется»,т. е заживляет маленькие раны и ссадины. Но,если рана глубокая,то на помощь приходит доктор и зашивает рану почти так же,как мама зашивает порванную рубашку.
Проведение практического занятия «Обработка раны».Цель:познакомить детей с элементарными способами и правилами обработки мелких ран,ссадин и царапин (промыть водой;обработать йодом,зеленкой или перекисью водорода;если идет кровь,наложить бинт и заклеить пластырем).
-Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко,мы покрываемся потом. (На физкультурных занятиях,во время подвижных игр,проследить с детьми за интенсивностью выделения пота.)Он постоянно испаряется и уносит излишнее тепло,что спасает нас от внутреннего перегревания и не дает превратиться в «кипящий чайник».Когда нам холодно,мы дрожим и покрываемся «гусиной кожей»,т. е. мелкими пупырышками. Это бережет тепло и не дает нам превратиться в сосульку.
-Наша кожа мягкая и эластичная,т. е. легко растягивается. Это возможно благодаря работе сальных желез,которые не дают коже «высохнуть».
-В коже имеются кровеносные сосуды,которые снабжают ее питанием,и нервные окончания,обеспечивающие ей высокую чувствительность. Высокая чувствительность кожи позволяет человеку с помощью осязания получать важные сведения о различных предметах окружающего мира.
Предложить детям на расстоянии,не трогая и не прикасаясь,узнать,какая вода в стакане:горячая,теплая или холодная. Затем потрогать рукой и сравнить свои ответы.
Трогая предмет,мы можем узнать,какой он:гладкий или шершавый,мягкий или жесткий,теплый или холодный,легкий или тяжелый.
Детям предлагается игровое упражнение «Найди пару».Перед детьми кладут пластины,обклеенные фольгой,бархатной бумагой,мехом,фланелью,шелком,а так же металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза,а затем оно по очереди ищут такую же (пару).После выполнения задания попросить детей объяснить,что помогло им правильно определить разные материалы.
-Наша кожа очень чувствительна к боли. Как вы думаете,боль важна для нас или нет (Ответы детей.)Боль очень важна,так как она информирует об опасности,которая нам грозит. Попала в палец заноза,порезал ногу-об этом нам сразу же сообщит боль. Если боль «сидит» у нас внутри,то нужно немедленно идти ко врачу. Это наш умный организм сообщает,что внутри у нас не все в порядке,и нужна срочная помощь.
-Мы не можем сбросить кожу как старую негодную одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить ее здоровой,свежей,молодой,необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей. (Совместно с детьми составить правила):
-Содержи свою кожу в чистоте.
Чтение стихотворения Г. Юдина «Микробы».
В глубоком черном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо, днем и ночью,
Они детей немытых ждут.
С немытых рук полезет в рот
Противный маленький микроб.
Полезет тихо,как шпион,
И натворит такого он!
Микробов не надо бояться!
Надо сопротивляться!
Ведь это страшная сила
Боится простого мыла.
Нужно мыться неприменно
Утром,вечером и днем-
Перед каждою едою,
после сна и перед сном!
Все равно какой водою:
Кипяченой,ключевой,
Из реки иль из колодца,и
Или просто дождевой.
Дорогие мои дети!
Очень,очень вас прошу:
Мойтесь чище,мойтесь чаще!
Я грязнуль не выношу.
Проведение опыта 1:показать,как передаются микробы от человека к человеку. Перед проведение опыта взрослый наносит себе на ладонь гель ля тела с блестками либо тени с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться сними за руку,плотно сжимая ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает,что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том,как точно так же при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.
Проведение опыта 2:показать,что микробы боятся мыла. Предложить детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом. После этого проверить,остались ли блестки-«микробы» на ладошках. Если остались,то меньше их стало или нет?Тех ребят,у кого «микробы» остались,просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том,как важно соблюдать простые правила гигиены,которые помогут в борьбе с микробами и грязью.
-Аккуратно обращайся с острыми предметами.
-Аккуратно обращайся с огнем,кипящей жидкостью и химическими веществами.
-Не находись длительное время под прямыми солнечными лучами.
-В сильные морозы защищай открытые участки тела.
-Одевайся по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).
Избегай контактов с животными и людьми,страдающими заразными кожными заболеваниями.
В конце занятия подводится итог:наша кожа нас одевает,надежно защищает от грязи и микробов,от жары и от холода,обладает высокой чувствительностью к различным воздействиям и боли. Необходимо беречь кожу,любить ее,ухаживать за ней,тогда она долго будет радовать нас своей красотой.
Источник
Приветствую всех родителей, которые развивают детей в игровой форме. Строение кожи человека стало нашей первой темой в серьезном углублении в анатомию. Если вы задумывались как рассказать ребенку о нашем теле, о том как устроен человек, то вам точно с нами по пути. В ближайшее время я буду публиковать статьи с нашими играми, занятиями и информацией по этому вопросу.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Из чего состоит кожа человека
- Для чего нам нужен этот орган
- Похожи ли мы на рептилий?
- Гигиена кожи человека
- Какого мы цвета и от чего это зависит
Кожа является достаточно сложным и до конца не исследованным органом человека. Чтобы рассказать о ней детям, я постараюсь затронуть только самые важные моменты и упростить их для детского понимания. А для того, чтобы вы серьезней отнеслись к данной теме, я предлагаю вам потратить 3 минуты на просмотр видео. Послушайте какие ответы дает аудитория, неужели мы хотим вырастить наших детей с таким минимальным познание собственного тела?
Строение кожи человека: из чего она состоит
Первое, что мы с Александром делаем во время занятий по определенной теме, читаем. Книг по анатомии для детей немало. Я буду вам показывать выдержки из тех, которые есть у нас. Фотографии книг можно открыть в большом размере, что поможет вам в занятиях.
Чтобы познакомить моего ребенка, которому сейчас 5 лет 6 месяцев, со строением кожи человека, мы прочли несколько разворотов из книги издательства Махаон “Тело человека”. Здесь же отлично показана кожа в разрезе. До определенного возраста лучше ограничиться этими данными.
фото увеличивается при клике
Но с детками не всегда достаточно показать картинку и почитать про нее, лучше закрепить знания. И сейчас я покажу как можно приготовить съедобную кожу!
Итак, на рисунке в книге мы увидели:
- Потовые железы
- Дерму
- Эпидермис
- Поры
- Волоски
Готовя съедобную кожу мы выполним каждый из этих пунктов. И как известно, мозг запоминает лучше если человек проделывает работу самостоятельно, так что дайте возможность вашему ребенку сделать самому то, что в его силах.
Изучаем строение кожи человека готовя десерт
Для начала нам понадобится:
- Емкость для приготовления желатина;
- небольшая ванночка;
- маршмеллоу;
- желатин красного цвета (клубничный или вишневый).
Первое что нужно сделать – приготовить желатин. Тут все предельно просто! Открыть пакет, высыпать содержимое в стеклянную емкость, залить стаканом кипятка, размешать, добавить стакан воды комнатной температуры, еще раз размешать – готово!
Внимание! Если вы не уверены , что ваш ребенок справится с аккуратным выливанием кипятка, сделайте это вместо него.
Второй шаг, засыпать теплый желатин маршмеллоу. При этом мы все время рассматривали картинку с кожей в разрезе, обсуждая на что похож наш желатин и на что похоже маршмеллоу. А вы уже догадались?
Воздушное маршмеллоу будет плавать на поверхности желатина, именно это нам и нужно. Слой маршмеллоу должен быть тоньше чем желатина, и в тоже время он должен полностью покрывать его. После того как данный процесс закончен – ставим ванночку в холодильник. Желатин должен хорошо застыть, поэтому внимательно прочтите инструкцию на пакетике, а еще лучше поставьте в холодильник на ночь.
Внизу на предыдущей фотографии, вы видите третий слой нашего макета Строение кожи человека. Это и есть наша кожа которую мы видим, или другими словами – эпидермис! Для него я выбрала вафли, так как по текстуре они мне больше всего напомнили роговой слой эпидермиса. Ножом разделила вафельки на слои, использовала только верхний и нижний. Острием ножа проделала дырочки.
Если бы я проживала в России, то скорей всего воспользовалась бы фруктовой пастилой, которая в моем родном городе продается в виде квадратных пластин. В ней легко сделать дырочки (поры) и выглядит она сплошным покровом, каким и является наша кожа. Еще для эпидермиса прекрасно подошло бы слоеное пирожное, его сухие слои имитировали бы верхний слой кожи. Для волосков я подобрала фибру для завтраков .
Главное понимать строение кожи человека исходя из картинки, которую мы видели в книге выше. Тогда гуляя по супермаркету вы обязательно выберете продукты, которые подойдут вам для съедобного макета.
Достав застывший желатин из холодильника, аккуратно обведите его ножом, переверните ванночку и вытряхните ее содержимое. Если это дается с большим трудом, то можно опустить емкость на 20 секунд в горячую воду и без повреждений достать макет. Теперь маршмеллоу у нас оказался внизу – первый слой потовые железы; второй слой дерма; теперь выкладываем третий слой – эпидермис; в котором уже сделаны поры, в них мы и вставляем волоски. Макет готов!
фото увеличивается при клике
Вам кусочек с двумя или тремя волосками?
И знаете, что мне сказал мой ангел?!
– Мамочка, желатин вкуснее твоих печенюшек.
Ну что же, замечательно! Теперь можно время на их приготовлении сэкономить .
Функции кожи человека
Итак, какие же функции выполняет кожа? Зачем она нам дана природой?
Этот орган защищает наше внутреннее тело от:
- Солнечных ожогов;
- микробов;
- ударов.
Кожа помогает нам в:
- Охлаждении тела в жару;
- сохранении тепла в холод;
- ощущении боли или щекотки;
- дыхательных функциях: впускает кислород и выделяет углекислый газ;
- выведении токсичных и избыточных продуктов (лекарства, соли, воды);
- различии вещей на ощупь (гладкое/шершавое, твердое/мягкое).
Вот что рассказывает Аня о функциях кожи человека в книге Мое тело от макушки до пяток.
Фото увеличивается при клике
Функция кожи человека: тактильные ощущения
То что наша кожа это орган осязания, ребенку мы можем показать в следующей игре. Возьмем коробку, вырежем в ней небольшой круг и сложим туда разные предметы из разных материалов. Предлагаем запустить руку в коробку и чур не подсматривать. Здесь нас интересует не столько фигура предмета, сколько его текстурное описание. Отличная практика в словарном запасе: пористый, колючий, гладкий, ребристый, выгравированный и так далее. Можно попробовать угадать и сам материал: стекло, дерево, пластмасса, бумага, ткань.
Что помогло Александру почувствовать текстуру, материал, форму данных предметов? Под кожей находится множество чувствительных точек, которые называются нервными окончаниями. Именно они посылают сигналы в наш мозг и тот понимает какую поверхность трогают пальцы.
Самые чувствительные участки кожи находятся на губах, языке, руках и ступнях. Именно сюда в бОльшей степени доходят нервные окончания.
Мультфильмы о функциях кожи человека
В разговоре о функциях кожи человека можно посмотреть мультфильм, где ребенок увидит кожу изнутри и получит объяснение зачем мы потеем.
Видео из этой серии стоит просматривать до самого конца. Именно там герои подытоживают почему происходит то или другое в организме человека. Вот еще один мультфильм, который объяснит ребенку почему иногда на нашем теле появляется гусиная кожа.
А серия мультфильмов “Наша жизнь” подойдет для старших дошкольников и младших школьников. Подача информации немного необычная, но моему сыну нравится.
Как человек меняет кожу
В рамках темы строение кожи человека, мы должны отметить, что наш верхний слой кожи эпидермис, также состоит из нескольких слоев. Если ребенок учится в школе, то возможно ему нужно будет знать конкретную информацию, если же вы дорогие родители, собираетесь заниматься по данной теме с дошкольником, то ограничьтесь определением “верхний слой эпидермиса”. Итак, эпидермис, который мы с Александром сделали из вафель, состоит из 5 слоев: базального, шиповатого, зернистого, блестящего и рогового.
Самый верхний слой роговой – он состоит из мертвых клеток в виде чешуек. Новые клетки постоянно зарождаются в базальном слое и примерно за 27 дней они проходят все слой от нижнего до верхнего. Затем отшелушиваются от рогового слоя, под которым уже образовались новые, свежие клетки.
Источник фото kurskosm.ru
Самый толстый роговой слой эпидермиса у нас на ступнях, он обновляется примерно за месяц. На локтях кожа тоньше и ее обновление происходит за 10 дней. В год человек среднего возраста теряет 675 грамм мертвых клеток. Но не думайте, что этот ороговевший слой бесполезен, ведь он защищает нас от попадания вредных бактерий в наше тело. Конечно мама от этого не станет делать реже педикюр, ведь ее ножки должны быть нежные как у младенца .
Факт: уже к 70 годам человек сбрасывает с себя 12-15 килограммов кожи.
Мы с вами уже знаем из первого видео этой статьи, что самый большой орган человека – это кожа. Если бы мы могли снять ее с себя и померить, то кожа взрослого человека составила бы примерно 2 квадратных метра. Размер этого органа зависит от возраста человека, его веса и роста. А самое интересное, что мы можем посчитать сколько весит покров каждого из нас! Для этого нужно взвеситься и разделить массу тела на 16. Для детей это достаточно интересная информация. Обязательно проведите с ними эти расчеты.
Гигиена кожи человека
Для взрослых гигиена кожи очевидна, а вот наших детей нужно не только обучить правилам гигиены, но и рассказать почему это важно. Вопросы о микробах Александр задавал уже давно, поэтому я приобрела книгу Григория Остера Петька-микроб, из которой ребенок понял, что бывают вредные и полезные микробы.
Мы прогулялись с Александром в парке, затем зашли в супермаркет за покупками, вернувшись домой мой ребенок приучен мыть руки. Но на этот раз я взяла влажную салфетку и хорошо протерла ею руки Александра. На салфетке остались следы грязи, пыли, которые дети не видят глазами. Так что покажите им это более наглядно подобным образом, вернувшись например с детской площадки .
Вот теперь, когда мой сын увидел что, на казалось бы чистых руках присутствует грязь, а в ней соответственно микробы, он готов к обсуждению гигиены кожи человека. Мы прочли еще одну страницу из книги издательства Махаон и узнали почему так важно обрезать ногти, почему нельзя их грызть. Почему волосы нужно мыть не реже 1-2 раз в неделю.
Фото увеличивается при клике
Итак, теперь нам становится понятно, что принимая душ мы не только избавляемся от неприятного запаха, но и очищаем нашу кожу от отмерших частичек. Также мы смываем слой пыли, который закупоривает наши поры, а ведь мы знаем что кожа человека дышит. Как вы видите, изучая строение кожи человека, мы движемся логически от темы к теме, чтобы ребенок понял всю серьезность каждого аспекта.
Можно обсудить, что некоторые участки нашего тела пахнут сильнее, например стопы ног и подмышки. Но дети лучше воспринимают информацию связанную с собственным телом, а они пока пахнут молочком . Поэтому, если ваш ребенок еще мал, то можно просто упомянуть о скоплении потовых желез в области подмышек и отмерших клетках на ступнях. Лучше почитайте вместе “Мойдодыра”, это больше подойдет по теме для дошкольника. Наше занятие о порядке и чистоте для детей 3-ех лет, можно прочитать в отдельной статье.
Кстати, рекомендуется принимать ежедневный душ без мыла, а ванны до 15 минут с мылом 2-3 раза в неделю. Дело в том, что наш эпидермис покрыт защитной пленкой, которую нежелательно постоянно смывать, иначе она не сможет защищать наше тело как задумано природой.
Стоит также обсудить с детьми, что здоровый вид кожи зависит не только от ее гигиены, а также от полноценного питания, употребления достаточного количества питьевой воды и нормальной работы желудочно-кишечного тракта. Мы обязательно поговорим подробней об этом при изучении пищеварительной системы.
Небольшой трюк для того, чтобы ребенок сам хотел мыть руки
Вам понадобится:
- Жидкое прозрачное мыло для рук;
- маленькая игрушка.
Приобретите жидкое мыло, если на баночке есть этикетки, аккуратно снимите их. Мое мыло продавалось без стикиров. Выбирая игрушку подумайте о предпочтении своего ребенка, а также о материале из которого она сделана. Если вам хочется, чтобы игрушка плавала, то найдите нечто легкое. Также обратите внимание на размер, ведь она должна войти в горлышко вашей баночки с мылом. Теперь время приготовить сюрприз:
Чтобы достать игрушку, нужно будет часто мыть ручки . А самое главное, что ребенок будет делать это с удовольствием. Расскажите, что гигиена рук будет отличной, если во время намыливания считать до 15, а затем уже смывать водой. Не секрет, что многие дети используют мыло в течении секунды.
Строение кожи человека – цвет
Разговор о цвете кожи человека для нас с Александром более понятный и наглядный из-за места проживания. В Доминиканской республике, где соседом является Гаити, можно увидеть весь спектр цветов.
Сначала мы прочли о том как отличить веснушки от родинок (смотрите выше разворот Кожа и осязание). Посмотрели на теле мамы веснушки, а на ребенке посчитали родинки. Затем поговорили о меланине, который вырабатывается нашим телом, чтобы защитить кожу от избыточного солнечного света. Главным образом цвет кожи зависит от генетических особенностей, тем не менее считается, что в странах с жарким климатом у людей темная кожа, так как организм вынужден выделять большое количество меланина. Но здесь возникает множество вопросов, вот только пара из них:
- Почему в этих же жарких странах есть коренные жители со светлой кожей?
- Почему проживая в жаркой стране на протяжении 14 лет я не изменила ее тон?
Поэтому в нашем обучении я поставила генетику на первое место, а жаркий климат на второе. Мы обсудили разные цвета кожи наших знакомых, вам я советую подготовить несколько фотографий с людьми разного типа: светлокожие, темнокожие, чернокожие, желтокожие.
У нас разговор получился на примере нашей семьи, мы с мужем поставили рядом руки и спросили у Александра кто из нас темнее? Папа. Затем ребенок приложил к нам свою ручку и сразу увидел, что его цвет кожи находится между маминым и папиным. Теперь закрепим материал. Для этого нам понадобятся любые карточки с цветами похожими на кожу человека.
Я проколола дырочки на цветовой ленте, чтобы ребенок мог путем накладывания карточки себе на ручку, определить какой цвет соответствует его коже.
Вопрос генетики Александра заинтересовал не на шутку, он долгое время перебирал карточки рассказывая с каким цветом кожи родится ребенок если у родителей “такой и такой”. Вот что получится по его мнению если у мужчины черная кожа, а у женщины цвет как у Александра, то ребенок будет темно-коричневый. Понимаю, что это объяснение утрировано, но на возраст дошкольника вполне приемлемо.
На этом наше занятие строение кожи человека, ее функции, цвет и гигиена закончено. Я надеюсь уважаемые читатели, что вы нашли содержание статье интересным и информативным. А мы продолжаем углубляться в анатомию. Это не только полезная тема для детей, но и очень интересная в познании собственного тела.
Второе занятие по анатомии: Скелет человека и его кости
Третье: Эксперименты со своим телом
Четвертое: Разбираем из чего состоит зуб
Пятое: Макет челюсти и названия его содержимого
Шестое: Куда отправляются молочные зубки после выпадания?
Источник