Кожа и шерсть своими руками

Кожа и шерсть своими руками thumbnail

Речь пойдет о выделке кожи в домашних условиях, она не будет претендовать на продукт высшего качества, однако с успехом послужит для самодельных сумок, поясов, книжных переплетов, шкатулок и других поделок. Кожи различаются по массе и толщине, ограничимся советами по переработке легких (до 2 кг) кож, например, козьих, кроличьих и пр. Прежде всего, промойте кожу в холодной воде можно с обычным хозяйственным мылом, удалив с нее остатки внутреннего слоя. После того как она стечет, расстелите ее волосатой частью вниз на ровной поверхности и обильно просыпьте поваренной солью (около 1 кг. на наш размер 2 кг). Затем сверните шкурку конвертиком и положите в прохладное место (погреб). Хорошо промытую, очищенную и просоленную шкуру можно хранить в погребе несколько лет.
Второй день. Возьмите шкурку и замочите в воде (20 °С) в соотношении 1:5 и меняйте воду каждые 12-16 часов, так 2 дня.
Третий день выньте шкурку и в течении 2-3 часов дайте стечь всей воде и скорняжным ножом снимите верхнюю часть кожи иначе называемую мездрой. Если кожа покажется суховатой, то можно еще положить на сутки в воду. Следующий шаг — удаление шерсти. На среднюю шкуру потребуется около 40 г сернистого натрия и 160 г негашеной извести. Погасите известь водой в отдельной посуде, смешайте с сернистым натрием и получившейся сметанообразной массой (30- 32 °С) смажьте внутреннюю сторону шкурки(бахтарму). Потом сверните шкуру шерстью наружу и оставьте в теплом месте(20-30 °С) до следующего дня.
Очищенная бахтарма, в отличие от лицевой стороны с шерстью, хорошо впитывает воду. Смесь из сульфида и извести проникнет в толщу кожи, растворит волосяные сумки, удерживающие волосы, то есть поведет себя как депилятор. Теперь волосяной покров можно будет легко снять тупым ножом на колоде.
Если нет возможности раздобыть реактивы, то шерсть можно удалить иначе: воздействием повышенной температуры и влажности. Возьмите полиэтиленовый мешок, положите в него шкуру, завяжите и поместите в теплое (20-30 °С) место на двое суток. Гнилостные бактерии разрушат белки, из которых построены волосяные сумки. Процесс необходимо постоянно контролировать, потому что вслед за волосом начнет разрушаться и кожа. Чистые обезволошенные шкуры погрузите в ванну с водой 1:7 и оставьте до утра следующего дня. Шкуры будут впитывать воду, поэтому не забывайте ее периодически подливать, поддерживая первоначальный уровень.
Выгрузите шкуры из ванны. Они сильно набухли, напитались водой и тянутся как резина. Хорошо промойте их в проточной воде при 18-20°С в течение полутора часов, чтобы смыть остатки щелочных агентов (известь и сульфиды), задержавшиеся в поверхностных слоях кожи, а затем оставьте шкуры на ночь в воде при комнатной температуре.
Шестой день. Вытащите кожи из воды, при необходимости подмездрите, обрежьте лапки, хвосты. То, что получилось, специалисты называют гольем. Ваша задача — нейтрализовать сульфид натрия и известь, проникшие в толщу кожи, и вымыть их оттуда. Сделать это можно с помощью сульфата аммония: аммонийные соли гидролизуются в воде, давая кислоты. Сульфат аммония возьмите в избытке: на шкуру средних размеров — около 140 г при модуле ванны не меньше 1:4. Теперь надо размягчить голье. Делают это с помощью поджелудочной железы животного, обычно — быка. Высушенную железу перетрите с древесными опилками (любыми) в весовом соотношении 1:3. Древесные опилки — хороший консервант, поэтому такой порошок будет долго храниться. Порошка, полученного из одной железы, хватает для обработки 40-50 шкур. Соответствующую часть порошка разведите в теплой воде, залейте в ванну, где нейтрализуется замоченное голье. Поджелудочная железа богата ферментами. Они ускоряют разрушение растворимого белка. Поэтому кожа теряет жесткость, в ней освобождаются места для проникновения хромирующего раствора. Через 40-50 минут вытащите шкуры, хорошо промойте в теплой (20-30 °С) проточной воде и оставьте в воде.
Седьмой день. Хорошо промойте шкуры в теплой проточной воде, особенно тщательно — со стороны лицевого слоя, взвесьте и приступайте к подготовке хромирующего раствора. Все реактивы надо брать в процентах от веса шкуры, модуль ванны хромирования — не меньше 1:2. Вам понадобятся алюминиевые квасцы (4 %), хромпик калиевый или натриевый (5 %), соляная кислота 35 %-ная (2,5 %), вода (200 %). В отдельной посуде растворите квасцы, добавьте хромпик и соляную кислоту, весь раствор хорошо перемешайте и залейте в ванну (не забудьте надеть перчатки). Хромировать надо в холодном (15-17 °С) растворе и первые два часа периодически его перемешивать. Затем кожи оставьте в растворе.
Восьмой день. Утром вытащите обрабатываемые кожи. Чтобы убедиться, что раствор прошел сквозь всю толщу голья, сделайте в шиворотной части сквозной надрез: он должен быть желтым, как первоначальный раствор хромпика. Если же раствор не пропитал кожу основательно, то операцию хромирования придется повторить. Кожи повесьте на перекладину, сложив их лицевыми сторонами. Теперь отдельно приготовьте два раствора: для ополаскивания (5 %-ный раствор гипосульфита и 0,5 %-ный раствор соляной кислоты) и восстановления (гипосульфит 18%, соляная кислота 6%, вода 200%). Применять можно только свежеприготовленные растворы, потому что при хранении они портятся, выпадает сера. Сначала кожи по одной погрузите на несколько минут в первый раствор, слегка ополосните и забросьте в восстанавливающий раствор, температура которого не должна превышать 18°С. В первые два часа раствор с кожами необходимо энергично перемешивать, два последующие часа — оставить в покое, а затем снова два часа перемешивать и уже потом оставить до утра следующего дня. Что же с ними произойдет? Вещества, впитавшиеся в кожу, будут взаимодействовать. Образующийся трехвалентный хром крепко свяжет между собой белковые волокна, придаст коже некое подобие упорядоченной кристаллической структуры. Из-за этого она станет прочнее и не будет впитывать влагу. Образующаяся сера заполнит пустоты в коже, сделает ее мягкой, как бы смажет ее изнутри. Имейте в виду, что на стадии дубления может выделяться сернистый газ, поэтому необходимо постоянно проветривать помещение, где дубятся кожи.
Девятый день. Продубленное голье специалисты-кожевенники уже называют кожей. Утром выньте и осмотрите их, проверьте продубленность, сделав разрез в шиворотной части: он должен иметь равномерную зеленую окраску, которой обладают трехвалентные соединения хрома. Затем перемешивайте раствор с вновь погруженными кожами в течение 2-3 часов. Наконец, вытащите кожи из ванны, сложите лицевыми сторонами, в таком положении повесьте на перекладину.
Десятый день. Утром промойте кожи в течение получаса в чистой теплой воде, выгрузите и начните подготовку к нейтрализации остатков кислоты от предыдущей операции. Нейтрализацию проводите в рабочей ванне с модулем 1:5 при помощи буры (1 % от массы голья) или бикарбонатом (1,5 %) в течение часа, после чего раствор слейте и колеи промывайте проточной водой в течение часа. Потом развесьте их на перекладинах.
Одиннадцатый день. Кожи уже почти готовы. Теперь их осталось облагородить, довести до товарного вида. Если они от молодых животных, то есть гладкие и одинаковые по толщине, то их достаточно про-жировать, высушить и размять, как разминают и делают мягким жесткое накрахмаленное белье. Если же они различаются по толщине, на них заметны пороки, то их придется прострогать и покрасить. Строгают кожи, то есть выравнивают их по толщине с бахтармяной стороны специальным стругом, а затем красят. Следует помнить, что светлые цвета подчеркивают природные пороки кожи и пороки, полученные при обработке, тогда как черный и темные цвета скрывают их. Красить лучше кислотными красителями, хотя неплохие результаты получаются и с прямыми красителями для хлопка. Сначала приготовьте ванну крашения, для чего растворите краситель (1-2 % от веса кожи) в двадцатикратном количестве воды, прокипятите и вылейте в ванну. Начальная температура раствора — 60°С, модуль 1:5. Крашение продолжайте 4-5 часов, постоянно перемешивая раствор. Затем слейте его, кожи промойте чистой проточной водой-горячей (45-50 °С). Сразу после крашения кожи жируют. Жирующий раствор приготовьте заранее: хозяйственное мыло (2,5 %), касторовое масло (1,5-2%), бура (0,1%); модуль 1:2. Разогрейте до кипения двадцатикратное количество воды по отношению к общей массе мыла и касторового масла, растворите мыло и добавьте масло и буру. Полученный раствор должен быть похож на топленое молоко. Затем кожу погрузите в ванну с горячей водой (60 °С, модуль 1:5) и залейте жировальным раствором. Жирование продолжайте в течение часа при возможно более постоянной температуре и непрерывном интенсивном перемешивании. Кстати, периодическое помешивание раствора — общее правило для всех операций. Затем кожи хорошо промойте в теплой (35-40 °С) воде и повесьте на перекладину.
Двенадцатый день. Теперь надо растянуть кожи. Это можно сделать, разглаживая их тупым ножом или металлической полоской, воткнутой в ребро доски. Вообще растягивать (платировать) правильнее с лицевой стороны, но при малом опыте, чтобы не повредить лицевой слой, лучше провести эту операцию с изнаночной, бахтармяной стороны. Отплатированные кожи можно слегка смазать с лицевой стороны вазелиновым маслом и повесить в сушилку. Сушите кожу на крючках или зажимах, подвесив за задние лапы, при температуре 30-35 °С.
Тринадцатый день. Сухие, так называемые гремучие кожи снимите с зажимов, засыпьте их влажными опилками, укладывая попарно лицевыми сторонами. Увлажнять опилки не следует слишком сильно: кожи должны быть лишь слегка влажными, но не мокрыми.
Четырнадцатый день. Кожи еще раз тщательно растяните, разомните руками, набейте на рамы или древесно-стружечные плиты и оставьте в проветриваемом помещении.
Пятнадцатый день. Снимите кожи с рам, обрежьте .жесткие края, прогладьте утюгом с минимальным нагревом (одна точка на тумблере или указание на синтетику). Теперь кожи готовы. Однако может оказаться, что не все пороки скрыло объемное крашение. Тогда надо воспользоваться специальным покрывающим составом. Импортные аэрозольные краски для кож, например фирмы «Саламандра», хороши для косметической доработки кож. А чтобы получить ровный сплошной глянец, можно воспользоваться давним рецептом: краситель или пигмент-7-15 г, бура-5 г, белок одного яйца, кровь животного — 200 мл, молоко — 100 мл, глицерин — 3 мл, формалин — 1,8 мл. Состав готовьте так. В 500 мл воды растворите при кипячении краситель или пигмент. Отдельно в 100 мл воды растворите буру. Оба раствора охладите. В отдельной посуде хорошо взбейте белок и смешайте его с охлажденным красителем. В другой посуде взбейте кровь и смешайте с раствором красителя и белка. Полученную смесь хорошо перемешайте, добавьте глицерин и формалин и при тщательном перемешивании — раствор буры. Затем смесь полезно профильтровать через марлю. Полученного раствора хватает на глянцевание 6-10 кож. Прежде чем наносить покрытие, протрите кожу с лицевой стороны раствором молочной кислоты (1:12) и сразу же наносите глянец. Затем сушите кожи не более 10-15 минут: долгое пребывание в сушилке делает покрытие неровным, шероховатым. После сушки чуть-чуть протрите лицевую сторону кожи вазелином. Потом лощите, то есть полируйте кожи толстым гладким стеклом на твердой деревянной поверхности.
Шестнадцатый день. Еще раз покройте кожи глянцем, разбавленным водой 1:3, высушите, лощите и погладьте утюгом. Теперь кожи уже окончательно готовы и их можно использовать для домашних поделок.

Рейтинг

  
0.0

(0 голосов)

Чем живет handmade? Самое главное — в рассылке:

Подписаться

Следите за творчеством мастера

Источник

Как покрасить урезы кожаных изделий?

Как покрасить урезы кожаных изделий? – бесплатный мастер-класс

Сергей Соковин (sokovinlc)

Все мы задавались вопросом, как сделать красивый урез на своём изделии из натуральной кожи? Собирая информацию по крупицам из интернета я пришёл к такому методу.

Мастер-класс: изготавливаем брошь «мак» из кожи

Мастер-класс: изготавливаем брошь «мак» из кожи – бесплатный мастер-класс

BROSHKI-KROSHKI (Светлана)

Каждый мастер делает свои изделия по-своему. Вот я, например, люблю делать цветы более стилизованные, мне не очень нравится добавлять зелень или делать их максимально похожими на оригинал.

Мастер-класс: зимняя брошь из кожи и меха

Мастер-класс: зимняя брошь из кожи и меха – бесплатный мастер-класс

BROSHKI-KROSHKI (Светлана)

Сделанная своими руками брошь с маленьким букетиком розочек из кожи и меха, привнесёт нарядную зимнюю нотку в ваш привычный гардероб, подарит ощущение праздника и привлечёт взгляды окружающих!

Как сделать обратные аппликации из кожи

Как сделать обратные аппликации из кожи – бесплатный мастер-класс

Gelekoka. Сумки ручной работы.

Немного моих лайфхаков по работе с кожей. Всегда же любопытно, кто во что горазд в работе и как оно все за кулисами делается 🙂 Расскажу про обратные…

Прогулки по променаду: 4 кожаных изделия — 4 выкройки

Прогулки по променаду: 4 кожаных изделия — 4 выкройки – бесплатный мастер-класс

Рюкзаки Сумки Кошельки Сечкина Юля

Это лето нас совсем не балует. От этого, еще больше мечтается о жарком солнце и теплом море. Мои мечтания вдохновили меня на создание комплекта кожаных аксессуаров и я предлагаю вам сшить со мной: 1.

Делаем кожаную флягу

Делаем кожаную флягу – бесплатный мастер-класс

Анна Кухта

Наглядный пошаговый процесс изготовления кожаной фляги Определяемся с формой сосуда.Вырезаем из кожи детали (я использую кожу растительного дубления толщиной 3-3,2мм).

Делаем синичку в витражной технике из кожи

Делаем синичку в витражной технике из кожи – бесплатный мастер-класс

BROSHKI-KROSHKI (Светлана)

Хочу поделиться с вами секретами витражной техники при изготовлении брошек из кожи. Мне кажется, что в данном исполнении я её придумала сама,…

Делаем яркий махровый цветок из кожи

Делаем яркий махровый цветок из кожи – бесплатный мастер-класс

BROSHKI-KROSHKI (Светлана)

Возможно, изготовление подобных цветочков многим знакомо, но тема недели «ультрамарин» подтолкнула меня к публикации очередного мастер-класса,…

Шьем женскую кожаную сумку

Шьем женскую кожаную сумку – бесплатный мастер-класс

GrossonE ремни с гарантией

Сегодня шьем женскую сумку в подарок и для ассортимента 🙂 Будем использовать краст кожу, юфть толщиной 2 мм, нить вощеную 1 мм толщиной и много…

Делаем из кожи кошелек «Жаба». Часть 2

Делаем из кожи кошелек «Жаба». Часть 2 – бесплатный мастер-класс

Ирина Новикова

Часть 1 мастер-класса здесь>> Основная работа проделана, и жаба уже почти готова. Осталось пришить фермуар. Пришиваю его от центра к краям.

Как сделать портфель из кожи своими руками

Как сделать портфель из кожи своими руками – бесплатный мастер-класс

Сергей и Яна Салмыгины (YanKorS)

Назрела идея опубликовать свой мастер-класс по изготовлению портфеля из шорно-седельной кожи. Сподвигло меня на это то, что в моем магазине…

Шьем сумку-пакет из кожи и ткани «Листопад»

Шьем сумку-пакет из кожи и ткани «Листопад» – бесплатный мастер-класс

Наталья (Ателье Mon-Cher)

Представляю вашему вниманию мастер-класс по пошиву сумочки-пакета. Давно мне хотелось сделать какой-нибудь мастер-класс, но то времени не хватало, то боязно как-то было…

Создаем колье из кожи «Осеннее настроение»

Создаем колье из кожи «Осеннее настроение» – бесплатный мастер-класс

Светлана Храмовских (magiya-kozhi)

Люблю прогуливаться за городом в теплый осенний денек. Полевые травы уже окрашены золотом, яркие лучи солнца касаются тоненьких пушистых колосков, от…

Декор сумки «Осенний вальс»

Декор сумки «Осенний вальс» – бесплатный мастер-класс

Сумки и украшения

И охапки листвы шевеля,Красным пламенем бьется и медленно кружит,Вальс осенний. В анонсе конкурса «Красавица Осень» чудесные слова: Природа надевает самые роскошные наряды.

Создаем комплект «Осень в старом парке»

Создаем комплект «Осень в старом парке» – бесплатный мастер-класс

Светлана Храмовских (magiya-kozhi)

Сегодня я поведаю вам не просто подробное изложение того, как создать украшение из кожи, я решила приоткрыть занавес в сам процесс рождения своей работы, от вдохновения до воплощения.

Создаем колье для невесты «Нежность лилий»

Создаем колье для невесты «Нежность лилий» – бесплатный мастер-класс

МаринаТеплякова Мастерская радости

Необходимые материалы: — натуральная кожа трех цветов; — ножницы; — клей ПВА; — клей Момент Кристалл; — краска для тонировки; — проволока; — чокер-основа для колье. Итак, начали!

Учимся делать патинаж

Учимся делать патинаж – бесплатный мастер-класс

Multimodelyer

Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом нанесения патины на обувь. Тема очень интересная и мало освещенная.

Источник

Ïðèâåò  äîðîãèå ïèêàáóøíèêè! Ìåñÿö íàçàä îáåùàë ïîñò ïðî ïðîèçâîäñòâî êîæè (êàþñü ÷òî çàäåðæàëñÿ.) Ïî òðàäèöèè «÷óê÷à íå ïèñàòåëü». Åñëè åñòü áîëåå óãëóáë¸ííûå âîïðîñû ïèøèòå â êîììåíòàðèÿõ, ïîòîìó êàê âñ¸ â îäèí ïîñò óìåñòèòü íåâîçìîæíî.

Êàê ñîõðàíèòü øêóðó?

Ïðàâèëüíàÿ âûäåëêà êîæè — íà ñàìîì äåëå äîâîëüíî ñëîæíàÿ ïðîöåäóðà. ×àùå âñåãî â ýòîé îòðàñëè çàäåéñòâóþòñÿ øêóðû êðóïíîãî ðîãàòîãî ñêîòà. Ïðåäìåòû ÷åëîâå÷åñêîãî îáèõîäà, èçãîòîâëåííûå èç òàêîé êîæè, ïîëó÷àþòñÿ äîáðîòíûìè è èçíîñîñòîéêèìè, îòëè÷àþòñÿ ïðè ýòîì âåñüìà íåïðåâçîéäåííûì äèçàéíîì è ñàìîáûòíîñòüþ.

Êîæà æèâîòíîãî ñîäåðæèò òðè îñíîâíûõ ñëîÿ. Âåðõíèé – ýïèäåðìà, êîòîðóþ íàçûâàþò êîæèöåé. Äåðìà, èëè ñðåäíèé ñëîé, ïî ñóòè, è ÿâëÿåòñÿ òåì, ÷òî ìû ïðèâûêëè íàçûâàòü êîæåé. À íèæíèé ñëîé – ýòî ïîäêîæíàÿ êëåò÷àòêà. Ñâåæàÿ êîæà õàðàêòåðèçóåòñÿ ÷ðåçâû÷àéíîé ãèáêîñòüþ, ïðè âûñûõàíèè ýòî åå ñâîéñòâî óòðà÷èâàåòñÿ. ×òîáû âïîñëåäñòâèè ïîëó÷èòü êîæó õîðîøåãî êà÷åñòâà, íåîáõîäèìî îòâåòñòâåííî îòíåñòèñü ê ýòàïó ïåðâè÷íîé îáðàáîòêè. Èìåííî îò íåãî çàâèñèò, íàñêîëüêî õîðîøî ñîõðàíèòñÿ ñûðüå, îñîáåííî â òåõ ñëó÷àÿõ, åñëè åãî íóæíî áóäåò äëèòåëüíî õðàíèòü èëè òðàíñïîðòèðîâàòü.

Ñáåðå÷ü øêóðû îò âðåäíîãî âëèÿíèÿ âíåøíåé ñðåäû ìîæíî ïðè ïîìîùè ñëåäóþùèõ  ñïîñîáîâ:

1. Íåîáõîäèìî òùàòåëüíî î÷èñòèòü ñûðüå îò îñòàòêîâ ìÿñà è ïðî÷èõ ÷àñòèö, à òàêæå îò ãðÿçè è êðîâè, ïîñëå ÷åãî êàê ìîæíî áûñòðåå âûñóøèòü ïîä ñîëíöåì íà æåðäÿõ. Òàêîé ìåòîä ïîçâîëÿåò ïðåäîòâðàòèòü ðàçìíîæåíèå ãíèëîñòíûõ áàêòåðèé è ðåêîìåíäîâàí ïðè òåïëîé ïîãîäå, åñëè íåò âîçìîæíîñòè îáðàáîòàòü øêóðó ñîëüþ.

2. Âû÷èùåííàÿ øêóðà ðàñêëàäûâàåòñÿ âîðñîì âíèç è ùåäðî ïîñûïàåòñÿ ñîëüþ íà ìåçäðó. Ñîëü ìîæíî âòèðàòü â ïîâåðõíîñòü, ïîñëå ÷åãî øêóðà ñêëàäûâàåòñÿ â âèäå êîíâåðòà è òàê õðàíèòñÿ íà õîëîäå íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ñóòîê. Ïîñëå çàâåðøåíèÿ ýòîãî ïðîöåññà îíà ðàçâåøèâàåòñÿ íà îòêðûòîì âîçäóõå è ïðîñóøèâàåòñÿ.

3. ×òîáû èìåòü âîçìîæíîñòü ñïîêîéíî âûäåðæàòü øêóðó íà ïðîòÿæåíèè 30 äíåé, ïîñëå îáðàáîòêè ñîëåâûì ðàñòâîðîì åå ìîæíî ñâåðíóòü òàê, ÷òîáû ðàññîë íå ñòåêàë ñ êðàåâ. Äåðæàòü åå ñëåäóåò â íåæàðêîì ìåñòå.

Ñåêðåòû âûäåëêè êîæè

Âûáîð òåõíîëîãèè êîæåâåííîãî ïðîèçâîäñòâà çà÷àñòóþ çàâèñèò îò òèïà ìåõà, ôèçèîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ æèâîòíîãî, à òàêæå ìíîæåñòâà äðóãèõ ôàêòîðîâ. Òåì íå ìåíåå, âûäåëêà øêóð çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ îáÿçàòåëüíûõ ýòàïîâ.

● Îòìà÷èâàíèå.

Ýòîò ïðîöåññ ìîæíî òàêæå îòíåñòè ê ïðåäâàðèòåëüíîé ñòàäèè âûäåëêè ñûðüÿ. Ðàçìà÷èâàíèå øêóð ñîäåéñòâóåò èõ ìÿãêîñòè è ýëàñòè÷íîñòè. Êðîìå òîãî, â ïðîöåññå ýòîé îïåðàöèè ñûðüå èçáàâëÿåòñÿ îò çàãðÿçíåíèé è ñïåêøåéñÿ êðîâè. Äëÿ îòìà÷èâàíèÿ ñâåæèõ øêóð âïîëíå äîñòàòî÷íî 1 – 4 ÷àñà, ñîëåíûå òðåáóþò îò 6 äî 9 ÷àñîâ, òàê êàê îíè ïðåäóñìàòðèâàþò è óäàëåíèå ñîëè. Ñóõèå øêóðû äîëæíû ëåæàòü â âîäå íå ìåíåå íåñêîëüêèõ ñóòîê. Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî ñûðüå ñ íåðàâíîìåðíîé òîëùèíîé òðåáóåò îñîáåííîãî ïîäõîäà. Èçíà÷àëüíî ñëåäóåò çàìî÷èòü áîëåå ïëîòíûå èõ ÷àñòè, à çàòåì – òîíêèå. Îòðàáîòàííóþ æèäêîñòü âïîñëåäñòâèè îáÿçàòåëüíî ñëèâàþò.

Äàííàÿ ïðîöåäóðà ïðîèçâîäèòñÿ íà ñïåöèàëüíîé êîëîäå, ðàñïîëîæåííîé ïîä íàêëîíîì. Âûìî÷åííàÿ øêóðà ðàññòèëàåòñÿ ìåçäðîé ââåðõ ñ òåì, ÷òîáû ñ íåå óäàëèòü ÷àñòè÷êè æèðà, ìÿñà è ïðî÷èõ îñòàòêîâ.

● Çîëåíèå.

Äðóãîå íàçâàíèå ýòîãî ïðîöåññà – óñòðàíåíèå âîëîñ ñ ïîâåðõíîñòè øêóðû. Äëÿ ýòîãî ïîëóôàáðèêàòû ñêëàäûâàþòñÿ ïîïîëàì ìåçäðîé íàâåðõ è ïîäâåðãàþòñÿ äîïîëíèòåëüíîìó çàïàðèâàíèþ ñ èñïîëüçîâàíèåì ñïåöèàëüíûõ ùåëî÷íûõ ñðåäñòâ. Êàê ïðàâèëî, íà ýòîì ýòàïå çàäåéñòâóåòñÿ èçâåñòü è ñåðíîêèñëûé íàòðèé. Øêóðû, âûëîæåííûå â åìêîñòü ñ ïîäãîòîâëåííîé âîäîé, ïîëó÷àþò ðàçðûõëåíèå âîëîêîí êîëëàãåíà, ñàìà êîæà íàáóõàåò è äåëàåòñÿ óïðóãîé. Ïðè ýòîì ìÿãêîñòü ñûðüÿ íàïðÿìóþ çàâèñèò îò âðåìåíè, ïðîâåäåííîãî â çîëüíèêå. Ïðîöåäóðà ïðîâîäèòñÿ íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé ïðè âíèìàòåëüíîì íàáëþäåíèè. Åñëè ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïàëüöåì ïî øåðñòè âîëîñ ëåãêî âûëåçàåò èç øêóðû – åå íóæíî âûíèìàòü èç ðàñòâîðà.

● Äåðíåíèå.

Íåïîñðåäñòâåííî ñàìî óäàëåíèå âîëîñÿíîãî ïîêðîâà íàçûâàþò òàêæå ñãîíêîé øåðñòè.  ýòîì ïðîöåññå ïðèìåíÿþòñÿ ñïåöèàëüíûå ìàøèíû. Ïîëó÷åííîå â ðåçóëüòàòå äàííîé ïðîöåäóðû ñûðüå èìåíóåòñÿ ãîëüåì. Îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàáóõøèé ñëîé áóäóùåé êîæè, èçáàâëåííûé îò øåðñòè, áåëêîâ è íåáåëêîâûõ êîìïîíåíòîâ.

● Ìåçäðåíèå.

 äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ìåçäðåíèå îáû÷íî îñóùåñòâëÿþò ïðè ïîìîùè ñïåöèàëüíîãî òóïîãî íîæà èçîãíóòîãî òèïà – ñêîáåëÿ. Åñëè øêóðà ÿâëÿåòñÿ î÷åíü òîëñòîé, åå ðåêîìåíäóåòñÿ ïîñëå âûìà÷èâàíèÿ ïðåäâàðèòåëüíî ðàññòåëèòü íà ïîëó è ðàñêîëîòèòü äåðåâÿííûìè ìîëîòêàìè. Íà ïðîèçâîäñòâå â ýòîì ïðîöåññå çàäåéñòâóþòñÿ ñïåöèàëüíûå ìàøèíû, êîòîðûå òùàòåëüíî óäàëÿþò ïîäêîæíûé æèðîâîé ñëîé äåðìû. Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî ìåçäðåíèå ïðîâîäèòñÿ äâàæäû. Ïåðâûé íåîáõîäèì íà íà÷àëüíîì ýòàïå, ñðàçó ïîñëå îòìîêàíèÿ øêóðû.

● Î÷èñòêà ëèöåâîé ÷àñòè.

Ïðîöåäóðó íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ïîñëå âòîðîãî ìåçäðåíèÿ.  ðåçóëüòàòå òîëùà êîæè èçáàâëÿåòñÿ îò îñòàâøåãîñÿ áåëêà, èçâåñòè, âîëîñÿíûõ ëóêîâèö. Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïðîöåäóðû ïîëó÷åííîå ñûðüå âçâåøèâàþò è ïðîìûâàþò â íåñêîëüêèõ âîäàõ.

● Îáåççîëèâàíèå.

Íà äàííîì ýòàïå êîæà ñîäåðæèò â ñåáå ìíîãî êàëüöèåâûõ ñîëåé, îò êîòîðûõ íåîáõîäèìî èçáàâèòüñÿ.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå îíà ìîæåò ñòàòü æåñòêîé è ëîìêîé, òî åñòü íåïðèãîäíîé äëÿ äàëüíåéøåãî èñïîëüçîâàíèÿ. Ïðîìûâêà ãîëüÿ îáû÷íîé âîäîé íå äàåò äîëæíîãî ýôôåêòà, ïîýòîìó ïðîöåññ îáåççîëèâàíèÿ òðåáóåò ïðèìåíåíèÿ ñïåöèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ. Êàê ïðàâèëî, îáû÷íî ïðèìåíÿþò ñóëüôàò àììîíèÿ, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ – îðãàíè÷åñêóþ ìîëî÷íóþ êèñëîòó.  ðåçóëüòàòå ïðîâåäåíèÿ ýòîãî ýòàïà âñÿ ïîâåðõíîñòü êîæè ñòàíîâèòñÿ ÷ðåçâû÷àéíî ýëàñòè÷íîé, î÷åíü õîðîøî ðàñòÿãèâàåòñÿ è ïîçâîëÿåò áåñïðîáëåìíî îñóùåñòâëÿòü äàëüíåéøèå ïðîöåäóðû ïî îáðàáîòêå.

● Ïðîìûâêà.

Ïîäãîòîâëåííîå ñûðüå ïðîìûâàåòñÿ ïîâòîðíî â íåñêîëüêèõ âîäàõ, ÷òîáû ïîëíîñòüþ óäàëèòü âñåâîçìîæíûå îñòàòêè õèìè÷åñêèõ îáðàáîòîê.

● Äóáëåíèå.

Ýòî ïðîöåññ îñóùåñòâëÿåòñÿ â ñïåöèàëüíûõ äóáèëüíûõ àïïàðàòàõ.  êà÷åñòâå äóáèëüíûõ âåùåñòâ âûñòóïàþò êàê ðàçëè÷íûå ñèíòåòè÷åñêèå âåùåñòâà, òàê è íàòóðàëüíûå æèðû è ìàñëà. Äóáëåíèå ïðîèçâîäèòñÿ äëÿ ïîâûøåíèÿ êà÷åñòâà ñûðüÿ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî êîæà ñòàíîâèòñÿ ìåíåå âëàãîåìêîé, áîëåå èçíîñîñòîéêîé è äîñòàòî÷íî óïðóãîé. Èìåííî ýòà ïðîöåäóðà îçíà÷àåò ïðåâðàùåíèå ãîëüÿ â êîæó – ïðî÷íóþ, ôîðìîóñòîé÷èâóþ è ñïîñîáíóþ ëåãêî âûäåðæèâàòü ïåðåïàäû ðàçëè÷íûõ òåìïåðàòóð.

Òåì íå ìåíåå, ýòîò ôàêò ñîâåðøåííî íå îáîçíà÷àåò òî, ÷òî òàêàÿ êîæà óæå ïîëíîñòüþ ãîòîâà äëÿ ðàáîòû ñ íåé. Ïðåæäå, ÷åì íà÷èíàòü øèòü ñ íåå îäåæäó, îáóâü èëè äðóãèå àêñåññóàðû, ñëåäóåò ïðåäâàðèòåëüíî ïðîâåñòè íåñêîëüêî ýòàïîâ ïî îòäåëêå ñûðüÿ.

Ñïîñîáû îòäåëêè êîæè

Ïåðå÷åíü îñíîâíûõ äåéñòâèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ òîãî, ÷òîáû êîæàíûå èçäåëèÿ èìåëè õîðîøåå êà÷åñòâî è îòëè÷íûé âíåøíèé âèä, äîëæíû ïðîèçâîäèòüñÿ â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè.

1. Ïðîëåæêà – ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ ëó÷øåãî ñâÿçûâàíèÿ äóáèëüíûõ âåùåñòâ, îñòàâøèõñÿ â ñëîå êîæè. Îíà ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ íåñêîëüêî ðàç ñðàçó ïîñëå òîãî, êàê ñûðüå ïîääàâàëîñü ìåõàíè÷åñêîìó âîçäåéñòâèþ. Öåëü ïðîëåæêè – ðàâíîìåðíîå ðàñïðåäåëåíèå âåùåñòâ, êîòîðûìè îáðàáàòûâàåòñÿ êîæà.

2. Ïðîìûâêà – ïîìîãàåò èçáàâèòüñÿ îò ðàçíûõ âåùåñòâ, êîòîðûå îòëîæèëèñü â âåðõíåì ñëîå êîæè. Ýòà ïðîöåäóðà îñîáåííî íóæíà äëÿ ñûðüÿ, èç êîòîðîãî áóäóò èçãîòàâëèâàòü äåòàëè, ïîäâåðãàþùèåñÿ èçãèáàì ïðè èñïîëüçîâàíèè. Ïîñëå ïðîìûâêè êîæà äåëàåòñÿ áîëåå ýëàñòè÷íîé, êðîìå òîãî, ýòà ïðîöåäóðà ïðåïÿòñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ òðåùèí â áóäóùåì.

3. Îòæèì âûïîëíÿåòñÿ íà ñïåöèàëüíûõ ìàøèíàõ è ïîçâîëÿåò êîæå ïîëó÷èòü íóæíûé óðîâåíü æåñòêîñòè. Áëàãîäàðÿ ýòîìó äàëüíåéøèå îïåðàöèè ñ ñûðüåì áóäóò áîëåå êà÷åñòâåííûìè è ãàðàíòèðîâàíî óñïåøíûìè.

4. Ñòðîãàíèå — ïðåäóñìàòðèâàåò èñïîëüçîâàíèå ñïåöèàëèçèðîâàííîé ìàøèíû, îñíàùåííîé âàëàìè ñ îñòðûìè íîæàìè. Ñ åå ïîìîùüþ ïîäãîòîâëåííûé ïîëóôàáðèêàò âûðàâíèâàþò ïî òîëùèíå ñ òåì, ÷òîáû ïîëó÷èòü êà÷åñòâåííóþ êîæó.

5. Íåéòðàëèçàöèÿ èçëèøíåé êèñëîòû, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ â òîëùå øêóðû è ìîæåò ïðèâåñòè ê ïðåæäåâðåìåííûì åå ðàçðóøåíèÿì. Äàííàÿ ïðîöåäóðà âî ìíîãîì îáëåã÷àåò ïîñëåäóþùèå ýòàïû ïî îáðàáîòêå êîæè, ñâÿçàííûå ñ æèðîâàíèåì è ïîêðàñêîé. Ýòà îïåðàöèÿ ïðîèçâîäèòñÿ â íåñêîëüêî ýòàïîâ ïðè ïîïåðåìåííîì èñïîëüçîâàíèè ÷èñòîé âîäû è ñîäîâîãî ðàñòâîðà.

6. Ïîêðàñêà — ïðîöåäóðà, êîòîðàÿ ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ äâóìÿ ñïîñîáàìè. Îäèí èç íèõ — òàê íàçûâàåìûé îêóíî÷íûé ñïîñîá ïðåäïîëàãàåò ïîãðóæåíèå ïîäãîòîâëåííîãî ñûðüÿ â âîäíûé ðàñòâîð, ñîäåðæàùèé ñèíòåòè÷åñêèå êðàñèòåëè. Âòîðîé ñïîñîá, ïîêðûâíîé, ñîñòîèò â íàíåñåíèè íà ëèöåâóþ ÷àñòü îáðàáîòàííîé øêóðû öâåòíîé ïëåíêè. Ïåðâûé ñïîñîá ïðèìåíÿåòñÿ ñðàçó ïîñëå ïðîöåäóðû íåéòðàëèçàöèè è ïðåäóñìàòðèâàåò èñïîëüçîâàíèå òðåõ âèäîâ êðàñèòåëåé: îñíîâíûõ, êèñëîòíûõ è ïðÿìûõ. Âòîðîé ñïîñîá ïîêðàñêè îñóùåñòâëÿåòñÿ â ñïåöèàëüíûõ áàðàáàíàõ, ãäå çàðàíåå ãîòîâèòñÿ ðàñòâîð ñ êðàñèòåëÿìè, òåìïåðàòóðà êîòîðîãî äîëæíà áûòü â ïðåäåëàõ 45 — 60 ãðàäóñîâ.

7. Æèðîâàíèå — íàíåñåíèå ñèíòåòè÷åñêèõ æèðîâ íà ïîâåðõíîñòü êîæè. Ïðîâåäåíèå òàêîé ïðîöåäóðû ñîäåéñòâóåò ìÿãêîñòè ãîòîâîãî ñûðüÿ, à ñàìà êîæå íå áóäåò ñêëåèâàòüñÿ â ïðîöåññå õðàíåíèÿ, øèòüÿ è ýêñïëóàòàöèè.

8. Ðàçâîäêà — ðàçãëàæèâàíèå ñêëàäîê è ìîðùèí íà ëèöåâîé ïîâåðõíîñòè êîæè. Ýòà ïðîöåäóðà ïðîèçâîäèòñÿ ïðè ïîìîùè âàëîâ, óñòàíîâëåííûõ íà ñïåöèàëüíûõ ðàçâîäíûõ ìàøèíàõ.

9. Ñóøêà — îäèí èç ñàìûõ ãëàâíûõ ýòàïîâ, êîòîðûé îñóùåñòâëÿåòñÿ â íàãðåâàòåëüíûõ êàìåðàõ ñ ïîòîêîì âîçäóõà ïðè òåìïåðàòóðå íå âûøå 50 ãðàäóñîâ. Øêóðû ïðè ýòîì äîëæíû áûòü ëèáî ðàñòÿíóòû íà ñïåöèàëüíûõ øåñòàõ, ëèáî íàòÿíóòû íà ðàìû, èëè æå ðàçëîæåíû è çàôèêñèðîâàíû íà ïëàñòèíàõ. Êîëè÷åñòâî óäàëÿåìîé âëàãè ïðè ýòîì ìîæåò êîëåáàòüñÿ îò 45 äî 70%.

10. Óâëàæíåíèå è ðàñòÿãèâàíèå — îáÿçàòåëüíûé ïðîöåññ, êîòîðûé íåîáõîäèì ïîñëå ïðåäûäóùåãî ýòàïà. Ïîëóôàáðèêàò ðàñòÿãèâàåòñÿ íà òÿíóëüíîé ìàøèíå. Äëÿ òîãî ÷òîáû êîæà íå óòðàòèëà â äàëüíåéøåì òîâàðíûé âèä, â ïðîöåññå ðàñòÿãèâàíèÿ åå ïîâåðõíîñòü ñëåãêà óâëàæíÿåòñÿ. Äëÿ ýòîãî ïðèìåíÿþòñÿ îñîáûå óâëàæíèòåëüíûå êàìåðû, èëè æå ñìî÷åííûå â âîäå îáðàáîòàííûå øêóðû óêëàäûâàþòñÿ øòàáåëÿìè â ñëîæåííîì âèäå.

11. Ïðîëåæêà — íóæíà äëÿ òîãî, ÷òîáû óñòðàíèòü íàðóøåíèÿ ñòðóêòóðû êîæè, êîòîðûå íåïðåìåííî ïðîÿâëÿþòñÿ ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ýòàïà ðàñòÿãèâàíèÿ.

12. Äîïîëíèòåëüíàÿ ïðîñóøêà — ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ïîäñóøèâàíèÿ ãîòîâîãî ïîëóôàáðèêàòà. Ïðè ýòîì êîæà àêêóðàòíî ïðèêðåïëÿåòñÿ íà ñïåöèàëüíûå ðàìû.

13. Øëèôîâêà — ïîçâîëÿåò îêîí÷àòåëüíî âûðîâíÿòü òîëùèíó êîæè. Êðîìå òîãî, áëàãîäàðÿ  äàííîé ïðîöåäóðå, ìÿãêîñòü êîæè çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ.

14. Ëèöåâîå îêðàøèâàíèå — íàíåñåíèå êðàñÿùåãî ðàñòâîðà â âèäå ñâîåîáðàçíîé ëèïêîé ñóñïåíçèè íà ëèöåâóþ ïîâåðõíîñòü êîæè.

15. Ëîùåíèå — íåîáõîäèìî äëÿ òîãî, ÷òîáû âåðõíÿÿ ÷àñòü êîæè ñòàëà áîëåå ãëàäêîé è áëåñòÿùåé, ïðèîáðåëà òîâàðíûé âèä.

16. Ïðåññîâàíèå — äàåò âîçìîæíîñòü íåìíîãî óïëîòíèòü ìàòåðèàë.

Çàâåðøàþùèì ýòàïîì âûäåëêè è îáðàáîòêè êîæè ÿâëÿåòñÿ èçìåðåíèå ïëîùàäè ïîëó÷åííîãî ñûðüÿ, à òàêæå ñîðòèðîâêà åãî ïî êà÷åñòâó è íàçíà÷åíèþ. Êîæà, îêîí÷àòåëüíî ãîòîâàÿ ê ïðèìåíåíèþ, äåëèòñÿ ñïåöèàëèñòàìè íà êëàññû, ãðóïïû è òèïû è èñïîëüçóåòñÿ äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ðàçëè÷íîé ïðîäóêöèè: îáóâè, îäåæäû, ìåáåëè, àêñåññóàðîâ.

Êîæà ñóøèòüñÿ ïåðåä î÷åðåäíûì ýòàïîì ïðîèçâîäñòâà. è òàê âåñü ïîòîëîê öåõà

Источник