Какие методы при обучении близких пациента по уходу за кожей

Какие методы при обучении близких пациента по уходу за кожей thumbnail

Уход за кожей тяжелобольного пациента

Уход за кожей тяжелобольного пациента — ГОСТ

Как осуществлять медицинскую практику по уходу за лежачим больным, регулирует ГОСТ Р 56819-2015. Это инструкция для медицинского персонала, главная цель которого – профилактика пролежней путем обеспечения надлежащего ухода.

Средства ухода за кожей тяжелобольных пациентов

Обработка кожи является одним из пунктов лечебной программы и обязательной мерой поддержания чистоты тела. Кожа, в особенности естественные складки тела, постоянно загрязняется выделениями сальных и потовых желез, отмершими чешуйками, пылью.

Для мытья и ухода за кожей рекомендуется использовать:

  • Пенообразующие губки. Инновационное средство представляет собой одноразовый материал, выполненный из 100% полиэстера (фиброволокна) и запечатанный в индивидуальную упаковку. Гель, которым они пропитаны, густо пенится от небольшого количества воды (необходимо несколько раз сжать смоченную губку в руках). Губка подходит всем типам кожи, не вызывает раздражений и повреждений, обеспечивает легкий массажный эффект. Особенность губки – она одноразовая, что предотвращает возможное присоединение грибковой и инфекционной микрофлоры, улучшает микроциркуляцию кожи. После использования губки не требуется вода для смывания остатков пены, достаточно промокнуть остатки полотенцем или сухой салфеткой.
  • Влажные салфетки. Использование влажных салфеток допустимо в промежутках между полноценным купанием больного, так как они не смогут обеспечить полный гигиенический эффект очищения кожи.
  • Крем-гель. Выбирать его необходимо с нейтральной средой рН, чтобы не вызвать аллергии и раздражения кожи больного.
  • Тальк или присыпки. Используется после полного обтирания тела больного насухо.

Уход за кожей тяжелобольного пациента – алгоритм

Обучение родственников тяжелобольного пациента с целью обеспечить правильный режим, является непременным условием. Особенно важна личная гигиена, если человек — лежачий больной, и у него постоянный постельный режим. Рекомендации для ухода за кожей такие:

  1. Перед началом процедуры обработайте руки антисептическим средством.
  2. Разденьте больного до пояса, укройте обнаженный участок тела полотенцем или простыней.
  3. Если есть повязки на любом участке тела, следите за тем, чтобы не сместить и не намочить их во время купания.
  4. Возьмите пенообразующую губку и смочите 10 мл воды. Сожмите 2-3 раза до образования пены.
  5. Начните процедуру очищения кожи с головы. Обтирание проводится в таком порядке: область глаз, лба, нос и щеки, подбородок, уши, область шеи. Оботрите лицо и шею сухим полотенцем.
  6. Мытье рук пациента. Первыми вымойте пальцы кисти и двигайтесь вверх, придерживая руку тяжелобольного своей. Тщательное внимание уделите подмышечной впадине. Оботрите верхнюю конечность сухим полотенцем и повторите ту же последовательность со второй рукой.
  7. Уберите простынь с груди. Протрите губкой или полотенцем кожу груди и живота, двигаясь сверху вниз до паховой области. У женщин выполните тщательное протирание кожи под молочной железой. Протрите верх тела сухим полотенцем.
  8. Чтобы вымыть кожу спины, переверните больного на правую боковую поверхность тела и вымойте спину, затем поверните на левую сторону тела и выполните те же действия. Оботрите спину сухой салфеткой.
  9. Снимите одежду с нижней части тела больного.
  10. Двигаясь от коленей вверх, протрите кожу бедра и тщательно вымойте область промежности.
  11. Вымойте кожу ног от области коленного сустава до стопы. Вымойте межпальцевые промежутки и стопу.
  12. Протрите насухо кожу ноги и повторите процедуру со второй ногой.
  13. ВАЖНО: при внешних повреждениях кожи или при недержании у больного обязательно используйте отдельные губки для разных частей тела, чтобы предотвратить распространение грибковых и инфекционных заболеваний.
  14. Нанесите увлажняющий крем.
  15. Наденьте на тяжелобольного чистую одежду.
  16. Вымойте руки с использованием антисептика.

Профилактика осложнений

Обрабатывать кожу больного необходимо дважды в день. Это не означает, что его нужно каждый день купать. Смотреть нужно на состояние кожных покровов, не запускать их.

Мыть голову необходимо не реже 1 раза в неделю. Удобно использовать сухой шампунь, но 1 раз в месяц нужно устраивать полноценную помывку.

Больных, которым надевают подгузник, необходимо обмывать после каждого акта дефекации и смены памперса. Паховую область нужно обработать теплым раствором антисептика или одноразовой пенообразующей губкой, двигаясь от промежности к ягодицам.

После этого протереть кожу сухой салфеткой, обработать лосьоном и оставить на 15-20 минут без памперса, чтобы обеспечить проветривание паховых областей.

При уходе за кожей отдельное внимание нужно обратить на профилактику появления осложнений. К ним относятся опрелость и пролежень. Чтобы избежать опрелостей, необходимо правильно подобрать подгузник, выбрать нательное белье, которое не сдавливает тело, вообще обеспечить полноценную личную гигиену.

Каждые 2 часа нужно переворачивать больного на другой бок. Это необходимое условие в профилактике осложнений.

Существуют тонкости в уходе за лежачими больными, которыми делятся родственники, прошедшие через такое испытание. Они рекомендуют, например, по возможности меньше держать человека в памперсах. Подгузник, хотя и упрощает уход, но провоцирует опрелости и пролежни.

Если больной хотя бы немного двигается и осознает позывы в туалет, нужно использовать биотуалет. Он должен постоянно находиться возле кровати, готовый к употреблению.

Если лежачий больной в ясном сознании, крайне важно следить за его эмоциональным состоянием. Для этого важно как можно больше с ним общаться, обеспечить интеллектуальные потребности. Современные электронные средства позволяют это делать. Можно включать по интернету любимые фильмы, дать возможность прослушать аудиокнигу или музыку.

Прямая зависимость между моральным состоянием человека и его выздоровлением доказана учеными-медиками давно.

Источник

Тема 3.10.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОЛЕЖНЕЙ.

План

Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Использование шкал НОРТОН и ВАТЕРЛОУ для определения степени риска развития пролежней.

Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Памятка для родственников по профилактике пролежней

Вам необходимо получить информацию у медицинской сестры по следующим вопросам:

ü о местах образования пролежней;

ü об особенностях размещения пациента в различные положения и технике перемещения;

ü о рационе питания и особенностях питьевого режима;

ü о технике гигиенических процедур;

ü о поддержании умеренной влажности кожи и наблюдении за ней;

ü о стимулировании пациента к самостоятельному перемещению каждые 2 часа;

ü о стимулировании пациента к выполнению дыхательных упражнений.

РОДСТВЕННИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБУЧЕНЫ:

ü регулярному осмотру кожи в области крестца, пяток, лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов;

ü процедуре влажного обтирания, которое рекомендуется проводить 1 раз в день и по мере необходимости при недержании мочи, сильном потоотделении;

ü правилам изменения положения тела пациента каждые 2 часа (даже ночью), исключающим трение о постель;

ü размещения пациента в положение Фаулера или Симса (по разрешению врача);

ü правилам контроля состояния постели (складки, крошки и т.д.);

ü правильному питанию пациента и адекватному приему жидкости;

ü применению непромокаемых подгузников, наружных мочеприемников для мужчин.

Рекомендации по профилактике пролежней для родственников

ü При каждом перемещении, любом ухудшении или изменении состояния осматривайте регулярно кожу в области крестца, пяток, лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов.

ü Не подвергайте уязвимые участки тела, трению. Обмывайте уязвимые участки не менее 1 раза в день, если необходимо соблюдать обычные правила личной гигиены, а также при недержании мочи, сильном потоотделении. Пользуйтесь мягким и жидким мылом. Убедитесь, что моющее средство смыто, высушите этот участок кожи. Мойте кожу теплой водой.

ü Если кожа слишком сухая, пользуйтесь увлажняющим кремом. Пользуйтесь защитными кремами, если это показано.

ü Не делайте массаж в области выступающих костных выступов.

ü Изменяйте положение пациента каждые 2 ч (даже ночью): положение Фаулера; положение Симса; «на левом боку»; «на правом боку»; «на животе» (по разрешению врача). Виды положений зависят от заболевания и состояния конкретного пациента. Обсудите это с врачом. Изменяйте положение пациента, приподнимая его над постелью.

ü Проверяйте состояние постели (складки, крошки и т. п.).

ü Исключите контакт кожи с жесткой частью кровати.

ü Используйте поролон в чехле (вместо ватно-марлевых и резиновых кругов) для уменьшения давления на кожу. Ослабьте давление на участки нарушения целостности кожи. Пользуйтесь соответствующими приспособлениями.

ü Опустите изголовье кровати на самый низкий уровень (угол не более 30 гр.). Приподнимайте изголовье на короткое время для выполнения каких-либо манипуляций.

ü Не допускайте, чтобы в положении «на боку» пациент лежал непосредственно на большом вертеле бедра.

ü  Не допускайте непрерывного сидения в кресле или инвалидной коляске. Напоминайте изменять положение через каждый час, самостоятельно менять положение тела, подтягиваться, осматривать уязвимые участки кожи. Посоветуйте ему ослаблять давление на ягодицы каждые 15 мин: наклоняться вперед, в сторону, приподниматься, опираясь на ручки кресла.

ü Уменьшайте риск повреждения ткани под действием давления: регулярно изменяйте положение тела; используйте приспособления, уменьшающие давление тела; соблюдайте правила приподнимания и перемещения; осматривайте кожу не реже 1 раза в день; осуществляйте правильное питание и адекватный прием жидкости.

ü Контролируйте качество и количество пищи и жидкости, в том числе при недержании мочи.

ü Максимально расширяйте активность своего подопечного. Если он может ходить, побуждайте его прогуливаться через каждый час.

ü Используйте непромокаемые пеленки, подгузники (для мужчин — наружные мочеприемники) при недержании.

Рекомендуемый план ухода при риске развития пролежней

(результаты ухода регистрируются в протоколе к плану ухода)

Проблема Цель Сестринские вмешательства
Риск развития пролежней Пролежней не будет 1. Проводить текущую оценку не менее 1 раза в день (утром) по шкале_________________
2. Измерять положение пациента каждые 2 ч:
— 8-10 ч – положение Фаулера
-10-12 ч – на левом боку
-12-14 ч – на правом боку
-14-16 ч – положение Фаулера
-16-18 ч – положение Симса
-18-20 ч – положение Фаулера
-20-22 ч – на правом боку
-22-24 ч – на левом боку
-0-2 ч – положение симса
-2-4 ч – на правом боку
-4-6 ч – на левом боку
— 6-8 ч – положение Симса
Выбор положения и их чередование могут изменяться в зависимости от заболевания и состояния пациента
3. Ежедневно утром в __ч обмывать следующие участки ______
4. Проверять состояние постели при перемене положения (каждые 2 ч)
5. Обучить родственников технике правильного перемещения (приподнимая над кроватью).
6. Определять количество съеденной пищи (количество белка не менее 120 г в сутки)
7. Обеспечить употребление не менее 1,5 л жидкости в сутки:
С 9.00-13.00 – 700 мл;
С 13.00-18.00 – 500 мл;
С18.00-22.00 – 300 мл.
8. Использовать поролоновые прокладки под _______________
9. При недержании мочи: менять подгузники каждые 4 часа
При недержании кала: менять подгузники немедленно после дефекации с последующей бережной гигиенической процедурой.
10. При усилении болей – консультация врача.
11. Поощрять пациента изменять положение в постели (точки давления) с помощью перекладин, поручней и других приспособлений.

Пациент лежит на специальном матраце и (или) кровати.

Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 3578 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Ген: 0.002 с.

Источник

Источник

Ефрешина И.П.

Принципы обучения пациентов и членов их семей

Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов.

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.

При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. 
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д. 

Приведем пример сбора информации о пациенте. Больная, Нина Петровна Иванова, 66 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам. Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней определять водный баланс. 
Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не знает.

2. Определение проблем пациента.

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

3. Определение целей обучения, планирование его содержания.

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта)

1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения; 

2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца); 
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей). 

Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей
— в познавательной сфере — Нина Петровна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 сут;

— психологической сфере — Нина Петровна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 6 сут; 

— эмоциональной сфере — Нина Петровна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко 2-м суткам. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми. 
После определения нелеп обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 сут, по 20 мин через сутки и т.д.). 
Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни. 
Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим

1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения; 
2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества; 

3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;
4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах; 
5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки; 
6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения.

4. Реализация плана обучения.

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить. 
Для успешного обучения можно использовать следующие методы

— демонстрация — медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения; 
— консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь; 
— разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы. 
Схема обучения состоит из пяти этапов

1) изложение необходимой информации; 

2) повторение пациентом всего, что он запомнил; 

3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить; 

4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка; 
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца. 
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку. 

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию. 
Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения.

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. 

Оценка может быть следующей

1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык); 
2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы; 
3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки. 

В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения. 
В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения. 

Самооценка может быть:

— адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;

— завышенной;

— сниженной; 

— нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот). 
При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению. 
Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы
1) четко сформулированная цель обучения; 

2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом; 

3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким; 

4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи; 

5) обязательная практическая отработка полезных знаний; 

6) эффективное (терапевтическое) общение; 

7) умение слушать; 

8) терпеливость и настойчивость;

9) поощрение за успехи в обучении; 

10) учет состояния пациента во время обучения. 

Из этого следует, что понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Источник