Как в армии из кожи своими руками
Итак, вы хипан, вам нужен надежный, простой и не дорогой доспех который гарантировано будет служить многие годы и защитит вас от всего ударно-дробящего от деревянного меча до сварного их арматуры шестопера и резиновой кувалды переделанной из молотка для укладки тротуарной плитки. Вам повезло, у меня есть для вас решение.
2014 г. / 2003 г.
Как и все о чем пишу – это решение опробовано на практике. Описанный ниже доспех прослужил Орде 15 лет и до сих пор жив, полностью здоров. Активно носили его два бойца Орды которые участвовали как в легких игровых боях (пусифайт) так и жестком рубилове середины 2000-х когда не били разве что заточенными топорами (хотя кого я обманываю, было и такое, хоть и единичное).
Немного истории. Впервые такой тип доспеха в ролевой тусовке был массово применен в команде «Род Скаллагримов» (г. Киев) во второй половине 90-х. Его разработкой и изготовлением занимался командир команды – Кор.
Суть доспеха была следующая – брался крупный кусок замши или кожи (потрошились старые плащи) и из него выкраивалось пончо. Изнутри к покрышке клеили голенища кожаных сапог, набирали их в три слоя. Изнутри шел еще один цельный (или близкий к тому) слой кожи или замши от тех же плащей. Уже поверх такого доспеха шло усиление из выбитых металлических пластин по три в ряд, пластины были квадратной формы и крепились на заклепки за два верхних угла пластины. По бокам были ремешки с пряжками. Длинна доспеха подбиралась так, что бы с одной стороны закрыть пах, с другой не мешать ходьбе.
Такой тип доспеха стал штатным у Скаллагримов, и был по сути визитной карточкой команды.
Я сам выходец из Скаллагримов, а это значит, что опыт этой легендарной команды перешел вместе со мной и в Орду. Опыт опытом, но переосмысление все же необходимо. У доспехов Скаллагримов есть один недостаток который проявился с повсеместным ужесточением боевки – не достаточная толщина и как следствие стойкость к ударам.
В чем суть ордынского подхода – мы не ищем крупные, цельные куски толстой кожи (это хорошо но сложно) мы заготавливаем большое количество небольших обрезков кожи, причем тонкой.
Итак, пошли по порядку..
1. Вам нужен инструмент, это шило (толстой мощное), ножницы или острый нож, клей ПВА в крупной таре (от литра и больше), кисточка для клея (узкая малярная), самые толстые и прочные нитки какие сможете найти (например капроновые «яхтовые»).
2. Из бумаги или картона вырезаем лекало вашего будущего доспеха. Нужно это для ориентира, с таким лекалом проще. Кроим лекало так чтобы длинна доспеха была чуть ниже пояса. Ширина половинок по пузу такая чтобы готовый доспех застегнулся на вас с легким нахлестом. В районе груди ширина должна быть такой чтобы не мешало свести руки вместе перед собой (обычно это 35-40 см.). в районе ключицы ширина 7-10 см. В идеале задняя часть доспеха (спина) должна быть шире чем пузо, тогда место нахлеста будет не строго по середине, по бокам, а чуть сдвинется вперед – так проще застегивать доспех самостоятельно.
3. Из внушительной кучи обрезков кожи которые вы заготовили (а это выпотрошенные сумки, сапоги, куртки, плащи) выбираем самые крупные. Они лягут в центр конструкции.
4. Далее с помощью клея ПВА начинаем наклеивать на максимально крупный кусок имеющийся в наличии и лежащий у нас в основе куски кожи в рамках габаритов нашего лекала. Клеим с нахлестом минимум 2-3 см.
5. Наклеиваем слой за слоем в стиле папье-маше, набираем из тонкой кожи необходимую толщину (минимум в пять слоев в любой точке и до 1 см. в готовом изделии).
6. Небольшой нюанс – изначально при сортировке кусков кожи постарайтесь подобрать достаточное количество на верхний (внешний) слой кусков примерно одного цвета и фактуры, желательно средних и более размеров.
7. Для лучшего сцепления кусков, после проклейки слоя кладем на него широкую ровную доску (например полку от шкафа или столешницу), а сверху придавливаем грузом (гантели, баклашки с водой). Даем высохнуть клею и приступаем к наклеиванию нового слоя.
8. Итак у вас готова склеенная из многих кусков и слоев кожи модель. Теперь вам нужно подрезать ее по краям. Ориентируемся на лекало, кладем его поверх модели и подрезаем портняжными ножницами или острым ножом все что выступает за границы лекала.
9. Как вы понимаете одного только клея для удержания кусков кожи недостаточно. Поэтому необходимо куски прошить. Подкладываем под модель доску и начинаем крупным мощным шилом делать отверстия по кромке каждого внешнего куска. Отступаем от края видимой кромки каждого куска 0.5 см и с шагом от 5 мм до 10 мм делаем отверстие. Дырки бьются даже для пакета толщиной в 1 см., но шило все же нужно по мощнее. (Не нашли такое шило? Возьмите крестовую отвертку с удобной толстой ручкой и напильником сточите кончик до состояния шила).
10. Через пробитые отверстия прошиваем пакет насквозь цыганской иглой с толстой нитью. Также прошейте пакет с другой стороны, так как по понятным причинам мозаика кусков верхнего слоя не совпадает с мозаикой самого нижнего.
11. Как вы помните мы кроили лекало так, чтобы оно было чуть ниже пояса, нужно это чтобы закрыть как можно большую площадь тела и защитить почки и печень. Но в длинном доспехе согнутся будет мало реально (линия сгиба тела куда выше), поэтому нужен вертикальный разрез как на пузе так и на спине, от нижней кромки доспеха вверх до линии сгиба тела.
12. У вас на руках практически готовое изделие, оно не рассыплется так как надежно прошито и проклеено. Теперь его можно немного украсить. Берем контрастную по цвету кожу (если доспех снаружи из черной кожи то отлично подойдет коричневая, и наоборот), режем ее на широкие полосы. Если доспех получился около 1 см в толщину, то ширина полос для канта должна быть от 7 см. до 10 см. Наклеиваем эти полосы по кромке доспеха с перегибом, равномерно как с внешней так и внутренней стороны. Если полосы короткие то наклеиваем их внахлест в пару сантиметров. Далее шилом бьем отверстия уже по кромке канта и опять прошиваем.
13. По той же технологии я делал и защиту паха. Это отдельная панель с округлой нижней кромкой и ровной верхней. Крепил ее к доспеху с помощью двух кожаных ремней по краям панели. Ремни к панели крепятся на внешней стороне, а к доспеху с внутренней. И крепиться это так чтобы паховая панель заходила под подол доспеха. При такой компоновке доспех уверенно гнется в поясе (у нас же там разрез!) а пах надежно закрыт (это чертовский важно! Не полагайтесь на одну только стеганку).
14. По бокам крепим ремни-застежки с пряжками. Как и с паховой панелью я их пришивал, но можно посадить и на заклепки. Если ремней нет то из можно сшить самостоятельно из двух сложены вместе кожаных лент.
15. Кожаный доспех готов и в принципе он уже самодостаточен, но бывает так, что из-за нехватки материала вам не удалось набрать желаемую толщину. Вам кажется, что доспех не достаточно толстый, или изначально боялись что будет низкая подвижность и получилось тонковато? Не беда! Усильте доспех стальными пластинами. Оптимально брать узкие пластины шириной до 10 см и длинной в районе 20 см. Крепить их нужно изнутри, на заклепки. Причем не нужно ни какого нахлеста, скажу больше нужен зазор между ними в 1-2 см. Можно крепить как по середине по 2-3 заклепки на пластину (для узких пластин этого достаточно) так и по углам. Я усиливал пузо – ряд вертикально уложенных узких пластин на пузо и одна более широкая горизонтально в область сердца. На спине поставил ряд горизонтальных узких пластин вдоль позвоночника.
Чем хорош этот тип доспеха так это его доступностью и надежностью. Его не нужно рихтовать, полировать и красить. Он отлично амортизирует удар. Мой доспех шился из обрезков очень тонкой и мягкой кожи козы, я набрал пакет 5-7 мм и с усилением металлом он весит достаточно скромно.
Источник
Âñåì ïðèâåò!
Âûïîëíÿþ ñâîå îáåùàíèå ïåðåä ïîäïèñ÷èêàìè! Òàê êàê óæå âðåìÿ 0:05 è ïÿòíèöà, òåãó «Ì — áûòü!
Ãîâîðèë, ÷òî áóäåò ïîñò ñ ïðîöåññîì èçãîòîâëåíèÿ — âîò è îí. Âåðíåå íå ïðÿìî ïðîöåññ, ñêîðåå ýòàïû. Íó íå ñóòü.
Íèñêîëüêî íå ïðåòåíäóþ íà òî, ÷òî ÿ ñîçäàë êàêîé-òî ìàñòåð-êëàññ èëè ðóêîâîäñòâî ê äåéñòâèþ. Íî òîò, êòî õî÷åò ñåáÿ ïîïðîáîâàòü â êîæåâåííîì ðåìåñëå, íå èìåÿ íèêàêîãî ïðåäñòàâëåíèÿ î íåì, âîçìîæíî ïî÷åðïíåò îòñþäà ÷òî-òî ïîëåçíîå.
Äà è êàê èäåÿ äëÿ ïîäàðêà, ñäåëàííîãî ñâîèìè ðóêàìè, òîæå âîçìîæíî çàéäåò.
Ñäåëàòü ðåìåíü ìîæíî äàæå ñ ìèíèìóìîì èíñòðóìåíòà. Êîíå÷íî ðåçóëüòàò áóäåò íåìíîãî îòëè÷àòüñÿ ïî êà÷åñòâó îò ïðåäñòàâëåííîãî â äàííîì ïîñòå, íî ýòî æå ðó÷íàÿ ðàáîòà!)
Èòàê, ïîåõàëè!
Ïî ñóòè, åñëè íå ìîðî÷èòüñÿ, èç èíñòðóìåíòîâ âàì ïîíàäîáèòñÿ:
1. Õîðîøèé êàíöåëÿðñêèé íîæ, æåëàòåëüíî ñ æ¸ñòêîé ôèêñàöèåé ëåçâèÿ áåç ëþôòîâ.
2. Øèëî.
3. Îòâåðòêà øëèöåâàÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû çàêðóòèòü ðåìåííûå âèíòû (ÿ èíîãäà êðó÷ó òîðöîì ñòàëüíîé ëèíåéêè).
4. Íèòêè (ìîæíî ïðîñòîé êàïðîí)
5. Èãëà (ëþáàÿ, â êîòîðóþ âîéä¸ò âûáðàííàÿ íèòêà, êîëîòü êîæó åé íå íàäî, îòâåðñòèÿ äåëàþòñÿ øèëîì)
6. Êóñîê íàæäà÷íîé áóìàãè (äëÿ îáðàáîòêè òîðöîâ, ÷òîáû ñíÿòü ôàñêè 400+ãðèò)
7. Ïðîáîéíèê äëÿ êîæè äèàìåòðîì 4.5-5ìì. Ñòîèò íå äîðîãî, íî áåç íåãî íå ñäåëàòü àêêóðàòíûõ îòâåðñòèé äëÿ êðåïëåíèÿ ïðÿæêè è ÿçû÷êà.
8. Ñîâñåì íå òðó, ÷óâñòâóþ ïðîôè ìåíÿ çàêèäàþò òàïêàìè, íî äëÿ ïðîñòîãî âàðèàíòà íà îäíî èçãîòîâëåíèå, äëÿ ôèíèøíîé îáðàáîòêè êðîìîê ìîæíî èñïîëüçîâàòü ï÷åëèíûé âîñê, äëÿ îáðàáîòêè ñîáñòâåííî ïîëîòíà — òîò æå âîñê èëè íåéòðàëüíûé êðåì äëÿ îáóâè. Ëèáî öâåòíîé â öâåò ðåìåííîé çàãîòîâêè. Ïðàâäà âîñê ïðè èçëèøíå ïëîòíîì íàíåñåíèè ìîæåò ïîòîì ñäåëàòü âàì áåëûå ïÿòíà íà ïîëîòíå, íî ýòî ðåøàåòñÿ ïîëèðîâêîé îáû÷íîé âîðñèñòîé òðÿïêîé èëè øåðñòÿíûì íîñêîì)
8. Ëèíåéêà äëÿ èçìåðåíèé.
Ìàòåðèàëû:
1. Ðåìåííàÿ çàãîòîâêà 40ìì (350-500ðóá.)
2. Ïðÿæêà (öåíû î÷åíü ðàçíÿòñÿ, òà ÷òî èñïîëüçóåòñÿ çäåñü — 310ðóá.) Ìîæíî ñýêîíîìèòü è âçÿòü ïðÿæêó íàïðèìåð îò ñòàðîãî ïîíîøåíîãî ðåìíÿ.
3. Ðåìåííûå âèíòû (20ðóá./øò. Ó ìåíÿ 3, ìîæíî âçÿòü è 2øò, ìîæíî íå áðàòü âîîáùå è ïðîñòî ïðîøèòü)
ß äåëàþ ðåìåíü äëÿ ñåáÿ, îñîáî íå çàìîðà÷èâàÿñü, íî ñ èñïîëüçîâàíèåì èíñòðóìåíòîâ êîòîðûå íå óêàçàë â ýêîíîì-âàðèàíòå. Ïîïóòíî áóäó äàâàòü êîììåíòàðèè êàê ñäåëàòü òîò èëè èíîé ýòàï áåç èñïîëüçîâàíèÿ èíñòðóìåíòîâ êîòîðûå åñòü ó ìåíÿ.
Ñîáñòâåííî, ìàòåðèàëû.
Èçâèíèòå ÷òî áåç ïðîöåññà, íî èìåííî íà ýòîì ýòàïå ÿ âñïîìíèë, ÷òî îáåùàë âàì ïîñò, ïîýòîìó ïðîöåññ îáðåçêè êðàÿ ðåìíÿ è åãî øåðôîâêà (èñòîí÷åíèå êðàÿ ïîä êðåïëåíèå ïðÿæêè), îòäåëêà íå îòñíÿòû. ß èñïîëüçóþ âûðóáíîé øòàìï (ïîïðàâüòå ìåíÿ, ÿ íå ïîìíþ êàê òî÷íî îí íàçûâàåòñÿ) â îáùåì ïîëóêðóãëîå ëåçâèå, êîòîðîå ïîçâîëÿåò îäíèì óäàðîì ñäåëàòü ðîâíûé ïîëóêðóã íà êðàþ ðåìåííîé çàãîòîâêè (äàëåå ðç). Äàííóþ îïåðàöèþ ìîæíî ñäåëàòü îáû÷íûì êàíöåëÿðñêèì íîæîì, ïðîñòî ïîäîáðàâ ÷òî-òî ïîäõîäÿùåå ïî äèàìåòðó (ôëàêîí îò äåçîäîðàíòà è ïðî÷åå). Ñòàâèì íà êðàé ðç è îáðåçàåì íîæîì. Çäåñü ãëàâíîå — íå ïûòàòüñÿ ñäåëàòü âñå îäíèì ðåçîì. Ïðîñòî áåð¸ì ñòàâèì íîæ ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ íà ðç, ïðèæèìàåì ê øàáëîíó áîêîì (òîò æå ôëàêîí) è äåëàåì ñåðèþ ïðÿìûõ ðåçîâ âîêðóã øàáëîíà. ×åì áîëüøå ðåçîâ, òåì ðîâíåå áóäåò íàø ïîëóêðóã. Äàëåå, òàê êàê ýòîò êðàé ðç áóäåò îõâàòûâàòü íàøó ïðÿæêó, íóæíî ñðàçó åãî îáðàáîòàòü. Ñíÿòü ôàñêè êðîìêîðåçîì, ëèáî â ýêîíîì-âàðèàíòå ïðîéòè ïî òîðöàì íàæäà÷êîé. Íà ýòîì æå ýòàïå ñòîèò ñðàçó äîâåñòè äî êîíöà îáðàáîòêó óðåçà, òàê êàê ïîòîì, ïîñëå óñòàíîâêè ïðÿæêè ýòî áóäåò ñäåëàòü ñëîæíî. Òî åñòü çàãëàæèâàåì óðåç, ïîêðûâàåì åãî âîñêîì (ýêîíîì-âàðèàíò) è ïîëèðóåì. Êàê îáðàáàòûâàþ óðåç, ðàññêàæó íèæå, ÷òîáû íå ïîâòîðÿòüñÿ. Ìîæíî â ïðèíöèïå âîîáùå íàä óðåçîì íå çàìîðà÷èâàòüñÿ, íî ýòî ñêàæåòñÿ íà êîíå÷íîì âèäå èçäåëèÿ.
Øåðôîâêà. Êàê è ãîâîðèë — ýòî ïðîöåññ èñòîí÷åíèÿ êîæè, äëÿ òîãî, ÷òîáû íà ìåñòå, ãäå ðç îãèáàåò ïðÿæêó êîæà íå âûãëÿäåëà òîëñòîé è ëó÷øå îáëåãàëà åå. Ôàíàòû áðóòàëüíîñòè, êàê è äåëàþùèå ïî ýêîíîìó, ìîãóò ýòîò ýòàï ïðîïóñòèòü.
Äàëüøå íåîáõîäèìî ðàçìåòèòü ðç ïîä óñòàíîâêó ïðÿæêè. Äëèíà çàãèáà îïðåäåëÿåòñÿ òàêèì ñïîñîáîì: áåðåòå ïðÿæêó, îòâîðà÷èâàåòå ÿçû÷îê íàçàä, ÷òîáû îí íå ìåøàë ïðîïóñòèòü ðç ñêâîçü ïðÿæêó è çàâîäèòå â íåå ðç. Çàãèáàåòå è îòêëàäûâàåòå íóæíîå ðàññòîÿíèå. Ðàññ÷èòûâàåòñÿ îíî ñ ïðèïóñêàìè íà øîâ ñðàçó çà ïðÿæêîé + øèðèíà òðåí÷èêà + ìåñòî äëÿ óñòàíîâêè âèíòîâ. Äëÿ êàæäîãî ðåìíÿ ýòî èíäèâèäóàëüíî, ãëàâíîå ÷òîáû âñå âîøëî â ýòó äëèíó. Ñàìûé ëó÷øèé âàðèàíò — èçãîòîâèòü òðåí÷èê, âñòàâèòü åãî çà ïðÿæêîé, ïîëîæèòü ýòó êîíñòðóêöèþ íà ñòîë è íà âûñòóïàþùèé çà òðåí÷èê êîíåö ðàçëîæèòü âèíòû. Òîãäà âñå áóäåò íàãëÿäíåå. Êîãäà îïðåäåëèëèñü ñ äëèíîé, îòìå÷àåì öåíòð âûðåçà ïîä ÿçû÷îê íà ñãèáå ðç (íà ôîòî âûøå).
Äàëåå îòêëàäûâàåì äëèíó âûðåçà ïîä ÿçû÷îê.  ñòàíäàðòå åãî ðàçìåð 5õ25ìì, íî ÿ îáû÷íî ïîäãîíÿþ åãî ïîä ïðÿæêó. Äàëåå ïðîáîéíèêîì ïðîäàâëèâàþ ìåñòà ãäå áóäó ïðîáèâàòü îòâåðñòèÿ. Çàìåòüòå, ÷òî íàìå÷àòü îòâåðñòèÿ íóæíî êàê íà ôîòî, à íå öåíðèðîâàòü ïðîáîéíèê íà áîêîâûõ òî÷êàõ, èíà÷å âûðåç áóäåò äëèííåå ÷åì òðåáóåòñÿ. Çàòåì ìû ïðîñòî ïðîðåæåì ó÷àñòîê êîæè ìåæäó íèìè íîæîì è ïîëó÷èì ïðîäîëãîâàòîå îòâåðñòèå ñ ïîëóêðóãëûìè îêîí÷àíèÿìè. Ìîæíî ðåçàòü ïîä ëèíåéêó, ìîæíî íà ãëàç, ó êîãî êàê ðóêà íàáèòà. È ãëàâíîå — íà÷èíàÿ ðåçàòü îò îòâåðñòèÿ, ìû íå äîðåçàåì êîæó äî êîíöà, ýòî íóæíî äëÿ òîãî ÷òîáû íå ïîâðåäèòü ó÷àñòîê êîæè çà âòîðûì îòâåðñòèåì, ÷òî î÷åíü ÷àñòî áûâàåò. Íóæíî ïðîñòî íà÷àòü ðåç ñ îáðàòíîé ñòîðîíû, ñíîâà îò îòâåðñòèÿ, è ñîåäèíèòü ðåç íà ïðÿìîé ÷àñòè. Òîãäà âñå áóäåò êðàñèâî)
Âûðåçàëè, íóæíî ñðàçó îáðàáîòàòü óðåç âíóòðè îòâåðñòèÿ íàæäà÷êîé èëè êðóïíîé ïèëêîé äëÿ íîãòåé, ïîëèðóåì, â îáùåì äîâîäèì äî èäåàëà. Îïÿòü æå, ìîæíî îñòàâèòü òàê è ïðîïóñòèòü ýòîò ýòàï.
Íàìå÷àåì îòâåðñòèÿ ïîä øîâ. ß äåëàþ ýòî ïðîáîéíèêîì, ñîîòâåòñòâåííî è ïðîáèâàþ èì. Âû ìîæåòå âûìåðÿòü îäèíàêîâûé øàã øâà ëèíåéêîé èëè ïðîñòî âçÿòü âèëêó è íàìåòèòü îòâåðñòèÿ åé, à çàòåì ïðîêîëîòü øèëîì èëè ëþáûì äðóãèì îñòðûì ïðåäìåòîì. Íà äàííîì ýòàïå íóæíî ñëåäèòü ÷òîáû çàãèá áûë îòöåíòðîâàí ÷åòêî, êðàÿ îòâåðñòèÿ ïîä ÿçû÷îê äîëæíû ñîâïàäàòü, èíà÷å ïîòîì áóäåò îáèäíî èç-çà åãî ïåðåêîñà îòíîñèòåëüíî áîêîâûõ ñòîðîí ðç, ëèáî ìîæåò íå õâàòèòü äëèíû äëÿ îñòàëüíûõ äåòàëåé. Äàëåå ñøèâàåì ðç ïî ïîäãîòîâëåííûì îòâåðñòèÿì, íå çàáûâ, êîíå÷íî, óñòàíîâèòü ïðÿæêó.
Äåëàåì òðåí÷èêè. Îäèí âñòàíåò ñðàçó çà ïðÿæêîé è áóäåò çàôèêñèðîâàí ñ äðóãîé ñòîðîíû âèíòàìè, âòîðîé ïðîñòî íàäåíåì íà ðåìåíü, ÷òîáû îí ôèêñèðîâàë åãî êîíåö. Äëèíó èõ îïðåäåëÿåì ñëîæèâ ðç âäâîå ñ îäíîãî êîíöà è îáåðíóâ äðóãèì êîíöîì âîêðóã ýòîãî áóòåðáðîäà îòìå÷àåì ìåñòî îòðåçà. Ñøèâàòü òðåí÷èêè áóäåì â ñòûê. Ïåðåä ñøèâàíèåì îáðàáàòûâàåì óðåçû è ëèöåâóþ ñòîðîíó, çàòåì ðàçìå÷àåì è ïðîáèâàåì îòâåðñòèÿ ðóêîâîäñòâóÿñü îïèñàííûì ñ ïðÿæêîé ñïîñîáîì, ñøèâàåì.
Âñòàâëÿåì îäèí èç ãîòîâûõ òðåí÷èêîâ íà ìåñòî, íàìå÷àåì îòâåðñòèÿ, áü¸ì, çàêðó÷èâàåì âèíòû.
Îñòàëîñü íåìíîãî. Ñíÿòü ôàñêè ñ äâóõ ñòîðîí ðåìíÿ, ëèáî çàøëèôîâàòü èõ íàæäà÷êîé. È ïåðåõîäèì ê ñàìîé äîëãîé è ìóòîðíîé ÷àñòè — çàãëàæèâàíèþ è ïîëèðîâêå òîðöîâ, îáðàáîòêå ëèöåâîé ÷àñòè.
Çäåñü ÿ ðàññêàæó ïîäðîáíî î îáîèõ âàðèàíòàõ îáðàáîòêè. Ýêîíîì è òîì, ÷òî ñäåëàë ÿ.
Ýêîíîì.
Áåðåì íàæäà÷íóþ áóìàãó è øëèôóåì óðåçû ïî âñåé äëèíå ðåìíÿ. Íà÷èíàòü ìîæíî ñ 400é, äàëåå äîâîäèòü äî òîãî ñîñòîÿíèÿ, êîòîðîå ïîíðàâèòñÿ âàì. Êàê ÿ ïîíÿë — òîðöû ó êîæåâíèêîâ ýòî îòäåëüíûé ôåòèø, ïîýòîìó ìíîãèå íå ñîãëàñÿòñÿ ñî ñïîñîáàìè è ñðåäñòâàìè, êîòîðûå ïðåäëàãàþ ÿ, íî áëèí, ðåáÿòà, ÿ íà÷èíàþùèé. È ñîâåòóþ òîëüêî òî, ÷òî ïðîâåðèë ñàì. Õóäî èëè áåäíî îíî ðàáîòàåò. ß ïðîäîëæàþ ó÷èòüñÿ.
Âîçâðàùàÿñü ê óðåçàì.  èäåàëå ó âàñ ôîðìà óðåçà ïîñëå îáðàáîòêè íàæäà÷êîé äîëæíà ïåðåéòè èç ôîðìû ïðÿìîóãîëüíèêà â ïîëóêðóã (â ñå÷åíèè). Äàëåå ñìà÷èâàåì óðåç âîäîé, íåìíîãî, áóêâàëüíî îáìàêèâàÿ â íåå ïàëåö è ïîëèðóåì åãî ÷åì-íèáóäü ãëàäêèì. Ìîæíî ïîëèðîâàòü äàæå ãîðëûøêîì ñòåêëÿííîé áóòûëêè, à èìåííî ñòàâÿ åå íà óðåç ÷àñòüþ ñðàçó çà ðåáðîì æåñòêîñòè ãîðëûøêà. Çàäà÷à — çàãëàäèòü âîðñèíêè âñòàâøèå îò íàæäà÷íîé áóìàãè. Çàòåì íàòèðàåì òîðåö âîñêîì è ïîâòîðÿåì ïîëèðîâêó. Åùå îäèí âàðâàðñêèé ïî ìíåíèþ îïûòíûõ êîæåâíèêîâ ñïîñîá, íî â ïðèíöèïå ðàáîòàþùèé — âìåñòî âîäû èñïîëüçîâàòü êîñìåòè÷åñêèé áàëüçàì äëÿ âîëîñ (ÿ ïðîáîâàë áðåíä «×èñòàÿ ëèíèÿ». Çàãëàæèâàåò õîðîøî, íî ñèëüíî òåìíèò êîæó, ïîýòîìó åñëè èñïîëüçóåòå åãî, ñòàðàéòåñü íå ïîïàäàòü èì íà ëèöåâóþ ñòîðîíó — áóäóò òåìíûå ïÿòíà)
Ëèöåâóþ ñòîðîíó ìîæíî òàêæå ïîêðûòü ï÷åëèíûì âîñêîì, íî îí ìîæåò äàòü ýôôåêò áåëûõ ïÿòåí, êàê ïèñàë âûøå, åñëè íàíîñèòü åãî áåç ìåðû). Ëèáî âçÿòü íåéòðàëüíûé èëè â öâåò êîæè êðåì-âîñê (íàïðèìåð Êèâè, êàê ó ìåíÿ íà ôîòî) Åñëè â îïèñàíèè êðåìà åñòü ôðàçà î òîì, ÷òî îí ïðåäíàçíà÷åí äëÿ ïîëèðîâêè, òî ìîæíî åãî íàíåñòè ãóáêîé, íåìíîãî ïîäîæäàòü, à çàòåì ðàñïîëèðîâàòü âåòîøüþ. Ýòî ïðèäàñò êðàñèâûé áëåñê.
Âòîðîé ñïîñîá ñ èñïîëüçîâàíèåì õèìèè äëÿ êîæè.
Òîðöû êðàøó ïðîíèêàþùåé êîðè÷íåâîé êðàñêîé «Toledo» îò ôèðìû Kenda Farben è îáðàáàòûâàþ ñïåöèàëüíûì ñðåäñòâîì «Òîêîíîëå», ïîñëå ÷åãî íàíîøó ïîâåðõ âîñê «Êîëàìáóñ» è çàïîëèðîâûâàþ åãî ñëèêåðîì (äåðåâÿííûé èíñòðóìåíò, íà ïåðâîì ôîòî ñëåâà ââåðõó). Íà ëèöåâóþ ÷àñòü íàíîøó ôèíèøíîå ñðåäñòâî «Apretto Mild» òîæå îò Êåíäû è, äàáû çàùèòèòü ðåìåíü îò âëàãè, çàòèðàþ âîñêîì «Êîëàìáóñ» è ðàñïîëèðîâûâàþ åãî âåòîøüþ. Áàõòàðìó (èçíàíî÷íóþ ñòîðîíó êîæè) îáðàáàòûâàþ ïàñòîé «Nova» (îïÿòü Êåíäà) è ïîëèðóþ ñëèêåðîì.
Îáðàáîòàë, ìîëîäåö!, À êàê æå ñàìè îòâåðñòèÿ ïîä ÿçû÷îê è êîíåö ðåìåøêà?
Ïðèâîæó íèæå ôîðìóëó äëÿ ðàñ÷åòà âàøåãî èäåàëüíîãî ðåìíÿ:
Íóæåí çàìåð ïî íîñèìîìó ðåìíþ îò âíóòðåííåãî êðàÿ (èëè øòûðüêà â áàêëå) ïðÿæêè äî îòâåðñòèÿ, íà êîòîðîå ÷àùå âñåãî çàñòåãèâàåòñÿ.
Äëèíà ïîëîñû = ýòîò çàìåð + 6 ñì íà çàïàñ ïàðû îòâåðñòèé + 12 (15) ñì íà õâîñò îò êîí÷èêà äî îòâåðñòèé + 6 ñì íà çàãèá (åñëè ðåìåíü öåëüíîêðîéíûé)- äëèíà íîâîé ïðÿæêè.
Ñëîæíî? Äåëàåì ïðîùå! Ðåìåíü ó íàñ ïî÷òè ãîòîâ. Íàäåâàåì áðþêè/äæèíñû ñ êîòîðûìè äàííûé ðåìåíü ïëàíèðóåòå íîñèòü, çàòÿãèâàåì åãî äî êîìôîðòíîãî ñîñòîÿíèÿ è â ìåñòå ãäå ðàìêà ïðÿæêè ðàñïîëîæåíà íà ïîëîòíå ñòàâèì òî÷êó. Ýòî îòâåðñòèå, îò êîòîðîãî ïëÿøåì.  îáå ñòîðîíû ÷åðåç 2.5ñì îòêëàäûâàåì åùå ïî ïàðå îòâåðñòèé (ÿ ëèõàíóë, ñîííûé è íî÷ü íà äâîðå, ïîýòîìó ñäåëàë â îäíó ñòîðîíó íà îòâåðñòèå áîëüøå)
Êîíåö ðåìíÿ îáðåçàåì íà âàø âêóñ. Ìíå ïîíðàâèëàñü àññèìåòðèÿ. Îáðàáàòûâàåì óðåç êàê ïèñàë ðàíåå.
Âàø íîâûé, ìîäíûé, íàòóðàëüíûé, ïðî÷íûé, à ãëàâíîå — ñäåëàííûé ñâîèìè ðóêàìè ðåìåíü — ãîòîâ!
Âñåì ñïàñèáî çà âíèìàíèå! Çà ôîòî èçâèíèòå, äåëàë íî÷üþ âïîïûõàõ. Áîíóñîì — ôîòî êó÷è õëàìà íà ñòîëå ïîñëå îêîí÷àíèÿ ðàáîòû.
Источник
Сам факт существования в древности доспехов из кожи — вещь спорная. Их крайне сложно найти в музеях, я, во всяком случае, не встречал ни одного экземпляра «историчной» кожаной брони. Которую бы реально сделали тысячу лет назад, и она каким-то чудом сохранилась до наших дней. А что? Мамонты же сохраняются, а они подревнее будут!
Увы, но мамонты жили гораздо севернее тех мест, где обитали народы, теоретически способные изготавливать кожаные доспехи. Климат не тот-с. Поэтому ни одного настоящего образца европейского или азиатского кожаного доспеха до наших времен не сохранилось. И сведения о них в древних текстах крайне скудны. И изображений прежних эпох, которые бы позволили утверждать, что такие-то народы в такое-то время носили броню из выделанной кожи, имеется крайне мало. Я, по крайней мере, не знаю ни одного, если у вас есть — поделитесь…
Поэтому можно принять за правило — все современные представления о кожаных доспехах — фэнтезийные. Их обожают писатели-фантасты, создатели игр и фильмов в жанре фэнтези. Такая броня невероятно красиво смотрится, что есть, того не отнять )
Кожаная лорика сегментата. Красиво. Неисторично
Но вот в реальности… Все сведения о кожаных доспехах — косвенные. Проще говоря, мы теоретически знаем, что из кожи крупных животных вроде быков, буйволов или верблюдов при помощи специальной обработки можно делать доспехи (!). Но вот сказать однозначно, что у такого-то народа в таком-то веке были в ходу кожаные латы, и указать образец этих лат — невозможно. Нет фактологического материала — ни раскопанных, «чудом сохранившихся» образцов, ни хотя бы достоверных изображений. Увы.
А если «качать на косвенных»?
Косвенные доказательства при отсутствии прямых принимаются к учету даже в суде, так что…)
Доспехи из кожи делать можно. Самые разные. Выше была лорика сегментата — а вот, например, ламелляр:
Приписывается монголам — но им много чего приписывается…
А вот — чисто фантазийная броня для ролевых игр:
Кожа — очень удобный и пластичный материал. После соответствующей обработки становится похожей на пластик как по жесткости, так и на ощупь. Забегая в сторону — у меня есть несколько предметов гардероба из жесткой вощеной кожи, так что знаю, о чем говорю. В будущем я планирую сменить бригантину на кожаную кирасу. Я не рекон, мне можно )) Да и проблемы со спиной не позволяют таскать панцирь на 6 кг по 10 часов в день…
Технология изготовления
Опять-таки уточню сразу: не историчная. Как оно там делалось в древности (и делалось ли вообще), мы не знаем. Но в наше время делают так.
Примечание: мы не знаем историчную технологию, применявшуюся именно для кожаных доспехов. Но сам по себе способ выделки жесткой и прочной кожи, например, на седла тайной не является.
Берется толстая, не меньше 4 мм, чепрачная (шорно-седельная) кожа. Чем толще, тем лучше, 4 мм — минимум. Вываривается в течение нескольких часов в солевом растворе (у каждого мастера есть еще свои секретные ингредиенты, некоторые, я слышал, урину добавляют… ;-)) После этого для жесткости тщательно обрабатывается воском.
Вываренная вощеная кожа похожа на пластик. Вываренная невощеная — немного мягче. Пока она не высохла, из нее выкраиваются куски нужных размеров и форм, из которых будет собираться доспех. Фантазировать можно как душе угодно, хоть бронелифчик изобретать…)
Голимая фэнтезятина. Увы.
Боевые возможности
Однослойный доспех из вываренной и провощенной кожи пригоден для ролевых игр на любом оружии вплоть до дюралевого. Кое-кто из знакомых мне говорил, что держит и сталь (незаточенную, разумеется), но лично я не проверял )
Весит однослойный панцирь из кожи намного меньше стального, но больше пластикового. Но он и прочнее пластикового, кстати.
Чтобы кожаная броня «держала» удар боевого меча или сабли, она должна быть многослойной. Оптимально — три слоя, верхний и нижний из которых — вываренные, жесткие, а средний — сыромятный, он обеспечивает амортизацию и вязкость. Кстати, есть точка зрения, что такая конструкция лучше защищает от стрел, чем, скажем, кольчуга — но это надо проверять. Лично мне такими проверками пока заниматься недосуг)
Недостатки кожаной брони
Если она боевая, многослойная, то весить будет (увы и ах) больше нормального стального панциря. Соответственно, смысл таскать на себе столь тяжелый и не слишком удобный панцирь, если есть возможно где-то найти (купить, награбить, снять с трупа) железный, теряется.
Далее. Кожаная броня — одноразовая. После жесткой сечи железные доспехи, помятые и пробитые, можно перековать — а вот иссеченный кожаный останется только выкинуть.
Третье. Она недолговечная. Кожа — органический материал, она впитывает пот и начинает потихоньку преть. Особенно в жарких странах. Срок службы такого доспеха, если надевать его не на игру два-три раза в год, а носить постоянно — 5-6 лет. Потом развалится. Но еще раньше — завоняется так, что можно будет врагов гасить одним своим запахом…)
Четвертое. Удара копьем кожаный доспех не выдержит. Под тяжелое дробящее оружие вроде увесистого топора или палицы в нем тоже лучше не подставляться.
В общем, не лучший это на самом деле материал для боевых доспехов — кожа. Понтов больше, чем эффективности ))
Источник