Как сделать дырокол для кожи своими руками
Приветствую, дорогие друзья!
Итак, я купил кожу — и раскроил ее на нужные детали для кардхолдера. Пришла пора приступить к пробиванию и прошиванию — и тут начался Ад!
Как было означено в одной из предыдущих статей, я остановился на бюджете в 500 рублей, 300 из которых были потрачены на кожу — и 200 на круглый пробойник диаметром 3 мм (еще раз: не знаю, что меня дернуло его взять… душевный порыв, мать его так!). Соответственно, денег на приобретение дополнительного инструмента у меня не осталось и пришлось работать тем, что нашлось в закромах. И ведь что самое обидное: сам же виноват, даже спихнуть не на кого!
Итак, бескомпромиссно выставив себе бессмысленное и беспощадное ограничение средств, я решил осмотреть, чем обладаю на момент здесь и сейчас — и как всем этим барахлом можно пользоваться в целях пробивания и прошивания кожи. Итак, начнем по порядку: во первых статьях, мой выбор (казалось бы, логично) пал на шило и молоток.
Как выяснилось после недолгих экспериментов, руки для подобного способа пробивания отверстий, нужны значительно прямее. Пробой пошел неровно, отверстия подрастянулись и местами даже порвались. Впрочем, чтобы извинить себя — и отчасти продемонстрировать масштаб трагедии, вот фото «шила» с более близкого ракурса:
Шило: прямое, но тупое.
Да: здесь также следует упомянуть, что для разметки также использовались максимально простые и доступные инструменты. Для начала, я разметил иглой циркуля относительно «ровную» линию по линейке на расстоянии 5 мм от края. Затем — по этой же линейке разметил места для отверстий на расстоянии 5 мм друг от друга.
Вывод: в моём конкретном случае, подобный способ работает не очень хорошо. Задумываюсь о приобретении канавкореза. Такого, знаете, который в торец кожи упирается, чтобы линия канавки была ровной.
Плюс, в эту канавку, насколько я понимаю, можно аккуратно уложить впоследствии нить.
Гуру работы с кожей! Расскажите, как еще можно бороться с криворукостью? И если кто пользовался подобным канавкорезом — поделитесь ссылкой, пожалуйста!
Отчаявшись получить ровный шов вышеописанным способом, я вспомнил о благоприобретенном пробойнике.
«А вдруг получится ровнее — и без разрывов и косяков на коже,» — подумал я про себя.
Что ж, прямее получилось, но 3 мм это, конечно, капец как много для шва. Не помогло даже то, что я сложил нить в два раза — и двойным швом прошелся. Одно радует: перед тем как что-то шить я додумался проверить на маленьком ненужном кусочке, так что потери вышли минимальны.
Короче говоря, поняв, что трех-миллиметровый пробойник и тупое как моя жизнь шило мне не особо нравятся, я решил попробовать пробивать отверстия иголкой — и прошивать кожу с использованием плоскогубцев (ибо иначе — никак, отверстие слишком мало!)
Получилось ровнее — и шов лег четче и вообще. Но, как выяснилось, иглы, мягко говоря, не предусматривают ударов молотком.
Игла пала смертью храбрых, выполнив, впрочем, свою задачу.
Как можно заметить на фотографии, отверстия пошли значительно ровнее по линии — да и разрывов на коже, вроде не видно. Короче говоря, этот способ мне пришелся по вкусу — и привел к относительно ровному шву.
Но вы себе даже не представляете, сколько времени занял шов из-за необходимости протягивать иглу плоскогубцами в каждое отверстие!
Но об этом — в следующей статье, а пока — вот результат работы, которая заняла в общей сложности несколько часов:
Про сам процесс прошивания — и геморрой, связанный непосредственно с ним — я напишу в следующей статье. А пока — несколько вопросов:
Как Вы добиваетесь ровного шва?
Есть ли смысл приобретать канавкорез?
Кто знает, где можно купить строчные пробойники — так, чтобы не дорого, но и не сломались от первого удара?
Буду рад любым вашим комментариям, особенно — от профессионалов в этом деле — и таких же горе-любителей как я!
Бульдог видел мой шов — и теперь грустит!
Источник
Работа с натуральной кожей – увлекательное и интересное занятие, которое требует покупки множества дорогостоящих специальных инструментов. Однако некоторые из этих приспособлений можно изготовить самостоятельно. Рассмотрим, как может быть изготовлен инструмент, который подходит для обработки кожи, на примере шагового пробойника, разметочного колесика, инструмента для прокалывания отверстий и штампов.
Как своими руками сделать инструмент для обработки кожи: шаговый пробойник
Шаговый пробойник является одним из основных инструментов для работы с кожей, который используется для формирования отверстий для сшивки заготовок. В качестве основы для его изготовления можно использовать обыкновенную столовую вилку.
Необходимые материалы и оборудование:
- ненужная столовая вилка;
- ножовка и пила по металлу;
- напильник;
- пассатижи;
- плоский надфиль;
- молоток;
- зажим или тиски.
Желательно использовать вилку из нержавеющей стали (не алюминиевую) с плоской рукояткой. Форма зубцов при этом должна быть треугольной или прямоугольной.
Порядок работы.
Изогнутые зубцы вилки необходимо предварительно выровнять. Для этого нужно нагреть рабочую часть вилки над огнем, предварительно зажав ее рукоятку в тисках и простучать зубцы молотком. После этого часть зубцов следует аккуратно надпилить с помощью пилы ножовки и отломать пассатижами.
С помощью пилы по металлу необходимо отпилить лишнюю часть рукоятки, придать ей ровную форму и убрать острый кант по контуру. Далее необходимо выровнять ширину зубцов вилки, так как очень часто крайние элементы немного шире центральных.
В последнюю очередь следует подточить рабочую часть инструмента надфилем, проконтролировав, чтобы длина зубчиков была одинаковой, иначе форма и размер отверстий в коже будет отличаться. Перед использованием обязательно следует проверить качество получающихся отверстий на обрезках ненужной кожи. При необходимости провести корректировку размеров и формы зубчиков шагового пробойника.
Разметочное колесо.
Для того чтобы повысить качество стежка и ровность строчки, используется разметочное колесико. Для изготовления рабочей части инструмента можно использовать ненужные шестеренки. Для комплекта инструментов можно подобрать шестеренки с разным шагом или для удобства аккуратно удалить каждый второй зубчик. Следует выбирать только ровные, плоские детали, при необходимости придав им правильную форму с помощью молотка.
В качестве рукоятки можно использовать часть любого другого ненужного инструмента подходящего размера, закрепив шестеренки таким образом, чтобы они свободно вращались. При незначительном надавливании на поверхности натуральной кожи инструмент будет оставлять следы для мест будущих отверстий.
Инструмент для прокалывания отверстий.
Стандартное тонкое шило или иглу можно заменить самодельным инструментов. В данном случае в качестве рабочей части приспособления используется тонкое сверло или его часть.
Сверло необходимо заточить, придав ему ровную форму и выточив острие необходимого диаметра. Готовую иглу следует зафиксировать в стандартном держателе для мелкого инструмента, удобную рукоятку оформить по своему усмотрению.
Штампы для тиснения на коже.
Штампы для тиснения на коже можно изготовить из различных подручным материалов: сверл, гвоздей, кусочков металлических трубочек и инструментов. Попробуем сделать своими руками миниатюрные штампики из гвоздей с круглыми шляпками.
Для работы потребуются напильники, пила и ножовка по металлу, молоток, тиски или другая надежная база для фиксации гвоздей. Строим чертеж или эскиз будущего изделия, он должен иметь простую лаконичную форму с минимальным количеством мелких деталей.
Далее необходимо подготовить гвозди к работе. Для этого их шляпки тщательно обрабатываем напильником, придавая им плоскую форму и удаляя все неровности. Фиксируем гвозди в держателе и вытачиваем клин необходимого размера с помощью квадратного напильника. Стороны штампа тщательно обрабатываем плоским напильником. Высверливаем дополнительные мелкие элементы, после чего зашлифовываем все неровности с каждой стороны.
В конце делаем пробный оттиск на кусочке ненужной натуральной кожи. Для этого поверхность кожи следует обильно смочить водой, чтобы оттиск получился наиболее четким. Переувлажнение или недостаточное смачивание может негативно сказаться на качестве отметки, поэтому необходимо заранее потренироваться на обрезках материала. Оттиски можно ставить с помощью удара молотком по штампу или после предварительного нагрева его поверхности над пламенем горелки. Если качество отметки вас не устраивает, необходимо скорректировать форму или поверхность штампа.
Видео-подборка по теме статьи
Другие варианты изготовления инструментов своими руками для обработки кожи вы сможете изучить, посмотрев приведенные ниже пошаговые видео инструкции.
Источник
Сначала собиралась добавить это в мастер классы но потом увидела что это не подходит под такую категорию. Нет «времени выполнения», нет «уровня сложности», нет «пошаговых фото и объяснений». Это просто фото инструментов и их описание.
Я не претендую на то что мой список полный — ни в коем случае. Я показала только часть того что я лично использую для работы. Еще есть много и много других инструментов — у каждого свой набор любимых.
Также — я работаю исключительно с кожей растительного дубления и поэтому, возможно, мои инструменты в какой то мере специфические, а может и нет. Но если кто-то узнает для себя что-то новенькое — уже хорошо!
Итак — для начала самое главное — кожа. Кожа растительного дубления обычно неокрашенная, бежевых оттенков. Пахнет кожей!
Из таких рулонов вырезаются выкройки
Для работы необходимо иметь твердую и толстую поверхность — гранит или мрамор (в идеале). Такая поверхность будет поглощать шум от ударов молотком иначе вы не сможете работать — будет очень громко и ваша семья выселит вас из дома!
Линии выкройки и линии рисунка на кожу наносятся не карандашом или мелом а легонько процарапываются шилом или продавливаются тонким концом чего-нибудь (шариковая ручка без чернил вполне подойдет).
Всевозможные инструменты для резки кожи. Ножницы — не портновские (они не возьмут такую кожу) а специальные для толстой кожи. Режут как по маслу. Ножи круглые и прямые маленькие и большие. Все должны быть очень острыми
Ножички для гравировки. Ими надрезаются линии рисунка. Должны быть очень острыми. Лезвия бывают разной толщины и формы среза — для различных видов гравировки.
Молотки для работы. Полимерные, кожанные или деревянные. Металлические не применяются ( только при пошиве седел).
Брусок для заточки ножичков. Четыре стороны бруска. На каждую наклеивается кожа лицом или изнанкой вверх для разного уровня шлифовки. Покрывается специальным мелом (незнаю как называется на русском но мужчины вам скажут) Кусок кожи и мел доложны быть под рукой — во время гравировки постоянно подтачивается ножик чтобы всегда был очень острым. Штампики для гравировки. Существует огромное количество — разные виды и размеры После прорезки линий рисунка приминают кожу по одну сторону от прорезанной линии чтобы добиться объема.
Штампы есть для гравировки и для готового тиснения (готовые рисунки — листики, цветочки, бабочки итп)
Это тиснение — линии не прорезаются ножом а используются готовые штампы.
Штампы должны храниться в таких вот подставках. У меня нет места для всех поэтому я храню в коробке (см. фото выше)
Интсрументы для нанесения параллельных линий (например по краям изделия) и для точного измерения расстояний между элементами
инструменты для полировки и шлифовки краев изделий. Пластмассовые, костяные или деревянные.
Для разной толщины кожи — свой размер луночки. Шлифуется срез кожи.
Зубчатые колесики разного размера для нанесения меток шва при стачивании.
Потом по таким меткам легче шить — знаешь где колоть дырочки шилом
Прорезанные линии (особенно по краям рамки) можно пройтись таким вот колесиком или штампом — экономится время и вид аккуратный
Для «рисования» — продавливания двойной линии, например — рамки
Для обработки срезов. Разные виды и размеры. Делает край изделия полукруглым и аккуратным
Вот так они работают
Такой вот с дырочкой — для труднодоступных мест и очень маленьких изгибов где прямым резцом не достать.
Для среза края под конкретным углом и для прорези луночки в коже
Для луночек в которые ложится строчка/шов
Штампы- буквы, цифры и всякие значки
Плоский молоток нужен для простукивания элементов рисунка если нужно сделать зеркальное отображение. Прорезается рисунок ножичком, кожа переворачивается и накладывается лицом к лицу на вторую половину (например правая и левая половинки) и потом простукивается таким молотком по изнанке и рисунок перепечатывается на другую половину в зеркальном отображении. Экономит время и даже очень
Щипцы для подтяжки кожи (не на лице ) и прижатия швов.
Например шов ручек сумки
приспособление для нарезки тесьмы и ремешков. Прикручивается к столу. Лезвий может быть много на маленьком расстоянии друг от друга или всего два для широких ремней — сами устанавливаете по требованию.
Лезвия можно переставлять между пластинками (полоски) на н ужном расстоянии и в нужном количестве.
Еще инструменты для нарезки тесьмы и ремней
Инструменты для моделирования. Такие же как для работы с полимерной глиной.Используются для моделирования объемных рисунков на коже.
Кисти и шпатели для нанесения жидкостей — клей, краска, закрепители итп
пластик-шпатель для равномерного нанесения жидкости и стекло для полировки поверхности кожи.
Пробойники для шитья тесьмой и нитками
Тоже пробойники но бесшумные. Молоток не используется
Доски для резания. Черная — резиновая — кладется под гранитную доску для поглощения шума
Полимерная маленькая. Очень удобная при пробивке дырочек
Маленькая наковальня — например, если изделие нельзя уложить плашмя то наковальня ложится внутрь (сумки например) и используется как основа для установки кнопок.
Для установки блочек, кнопок и всего всего.. Разные размеры.
Специальный инструмент для специальных медных блочек. Они вечные так как после установки их невозможно ни снять ни разломать — только выбросить с кожей. Используются для седел — невероятно прочные и надежные.
Для пробивки дырок разного размера.
Круглые, овальные, фигурные. Также для пробивки петелек
Специальный пробойник для перфорации кожи (для участков небольших размеров — на сумку например)
Ну это все знают..
Огромное количество кнопок, хольнитенов и всего всего.
Это то что я использую в работе. Отдельно попробую загрузить фото красок, лаков и закрепителей для кожи.. Опять же — из того что я знаю..
Источник
Ó÷èòûâàÿ ðîñò ïîïóëÿðíîñòè êîæàíûì óâëå÷åíèåì ðåøèë ñîáðàòü íå áîëüøîé ãàéä.
Ñ ÷åãî íà÷èíàòü? Òó âðîäå ïðîñòî, ñ êîæè è èíñòðóìåíòîâ (ëè÷íî ÿ ó÷èëñÿ íà ñòàðîé êóðòêå, êîòîðóþ áûëî æàëêî âûêèäûâàòü, ïîòîì ïåðåøåë íà íîðìàëüíóþ êîæó). Åñëè íåò ñòàðîé êóðòêè / ñàïîã, ïîñìîòðèòå ñíà÷àëà â ñòîðîíó ïîëû, îíà äåøåâëå è íå æàëêî çàïîðîòü.
Âîò êñòàòè è òîïîëîãèÿ êîæè.
Ïîñëå òîãî êàê íàáüåòå ðóêó (ïðî èíñòðóìåíòû áóäåò íèæå), ìîæíî ñìîòðåòü â ñòîðîíó äðóãîé ÷àñòè — ÷åïðàê. Êñòàòè êîæà áûâàåò ðàñòèòåëüíîãî äóáëåíèÿ (ðàñòèøêà) è õðîìîâîãî. Îáû÷íî êîæè ïðîäàþòñÿ ãîòîâûìè êóñêàìè (è âðîäå êàê ìîæíî íàéòè è íàðåçàííûå êóñêè À4 ôîðìàòà ïî 800 ðóáëåé). Öåíà îáû÷íî çà äì2 (îò 15 äî 60 ðóáëåé) â èòîãå øêóðà (100 äì2) áóäåò ñòîèò ïîðÿäêà 2-6 òûñÿ÷ ðóáëåé. Ïðè ýòîì ïîëà ñ ïîðîêàìè (30-50 äì2) áóäåò ñòîèò ïîðÿäêà 400 ðóáëåé.
Ãäå ïîêóïàòü êîæó? â Ìîñêâå ÿ ïîêóïàþ â òàâðî. Êîæó ëó÷øå ñìîòðåòü ðóêàìè ïðåæäå ÷åì çàêàçàòü ÷åðåç èíòåðíåò (ìÿãêàÿ, æåñòêàÿ, à èíîãäà è ñóõàÿ, ñ ïîðîêàìè èëè áåç).
Êàêóþ êîæó ïîêóïàòü êîãäà óæå íàáèëè ðóêó? ÿ ðåêîìåíäóþ áðàòü êîæó äâóõ âèäîâ òîëùèíîé 1ìì è 2-3ìì ðàñòèòåëüíîãî äóáëåíèÿ (1ìì äëÿ âíóòðåííèõ äåë, êàðìàøêè òàì è âíóòðåííèå äåðæàòåëè â îáëîæêó äëÿ ïàñïîðòà è ïðî÷èå ýëåìåíòû).
Öâåò êîæè? Áåðèòå íåêðàøåíóþ êîæó è îòäåëüíî êðàñêè (ïðî êðàñêè — íèæå) òàê âû íå áóäåòå ïðèâÿçàíû ê îïðåäåëåííîìó öâåòó è ñîãëàñèòåñü îòäàòü 6 òûñÿ÷ çà êîæó îäíîãî öâåòà — äîâîëüíî ñòðàííî (íó òîëüêî åñëè ðå÷ü íå ñòîèò î êàêîé-íèáóäü íèòü ñóìêå — ïîðòôåëå, êîòîðûå ñðàçó îòîáüþò èíâåñòèöèè).
Êðàñêè? òàê, êîæà ó âàñ åñòü, íî òåïåðü âîïðîñ êðàñîê, åñòü êàê ìèíèìóì äâóõ âèäîâ, ïðîíèêàþùèå (ïðîíèêàþò âíóòðü êîæè) è ïîâåðõíîñòíûå (êàê ïëåíêà íà ïîâåðõíîñòè), Ïðîíèêàþùèå åñòü òðåõ âèäîâ, íà âîäíîé îñíîâå, íà ñïèðòîâîé è íà ðàñòâîðèòåëÿõ, ÿ ïðåäïî÷èòàþ íà âîäíîé îñíîâå (òóò äàæå ìîðèëêà äëÿ äåðåâà ïîäîéäåò çà 30 ðóáëåé áóòûëêà).
Ïîâåðõíîñòíûå — òóò â îáùåì êó÷à âñåãî, ÿ ïîêà êðàøó êðàñêàìè òàðàãî
ïîñëå ïîêðàñêè ïðîõîæóñü ôèíèøåì íà îñíîâå êàðíàóáñêîãî âîñêà, êàæåòñÿ òîæå òàðàãî,
Ïîñëå ëþáîé ïðîíèêàþùåé êðàñêè, êîæà ñòàíîâèòñÿ æåñòêîé, à èíîãäà ñëèøêîì æåñòêîé, ïîýòîìó íå ïåðåóñåðäñòâóéòå.
Ãäå êóïèòü êðàñêè äëÿ êîæè? ìîðèëêè â ëþáîì ñòðîèòåëüíîì (ÿ âçÿë ëèïó — æåëòûé öâåò, ýáåí — ãîëóáîé, êðàñíîå äåðåâî — êðàñíûé è ìîêêî — êîðè÷íåâûé). Ïîâåðõíîñòíûå è ôèíèø ÿ áåðó â êàòàðèíî (òóò ñïèñîê íå çàìûêàåòñÿ, â îáùåì ïðîáóéòå ðàçíûå êðàñêè)
Êàê êðàñèòü? ìîðèëêó ðàíüøå êðàñèë êèñòî÷êîé, òåïåðü êðàøó ìåëêèì âàëèêîì. âðîäå åñòü òàìïîíû êàêèå-òî ñïåöèàëüíûå (íà ôîòî) ïî 20 ð çà øòóêó, ïîêà èìè íå êðàñèë, êàê òîëüêî èç ïîäíåáåñíîé ïðèëåòÿò ïîïðîáóþ. Ïîâåðõíîñòíûå êðàñêè íàíîøó òàìïîíèðîâàíèåì.
Èíñòðóìåíò.
Ðàçäåë äîâîëüíî áîëüøîé è ñïåöèôè÷åñêèé, ó âñåõ îí ðàçíûé ÿ ðàññêàæó ëè÷íî ñâîé îïûò è ñêàæó ÷òî òî÷íî íå íóæíî.
Ðåçàê. ëþáîé ðåçàê ñî ñìåííûìè ëåçâèÿìè, ëåçâèÿ áûñòðî òóïÿòñÿ, ïîýòîìó êóïèòå ñ çàïàñîì (ñàì ÿ íà íóëåâêå ïåðèîäè÷åñêè èõ çàòà÷èâàþ). Åñòü ðåçàêè ñ êðóãëûìè íîæàìè, ãîâîðÿò îíè ïî ïðÿìîé ðåæóò êàê ×àê Íîðèñ, íå çíàþ íå ïðîâåðÿë.
Íèòêè. îáóâíûå êàïðîíîâûå ïîäîéäóò òîëüêî íà âðåìÿ ó÷åáû, ïîêà íîðìàëüíûå ëåòÿò èç Êèòàÿ (íà àëè èñêàòü ïðèìåðíî òàêèì çàïðîñîì «240 Ì 1 ìì 150D Âîñêîì Âîñê Íèòü», öåíà çà êàòóøêó ïîðÿäêà 250 ðóáëåé).
Èãëû. ìîæíî þçàòü ëþáûå èãëû â êîòîðûå ìîæíî çàïðàâèòü óêàçàííûå âûøå íèòè. íà òîì æå ñàéòå èõ ìîæíî íàéòè ðóáëåé çà 30-60, â ìåñòíûõ ìàãàçèíàõ ðóáëåé çà 90. ÿ îñòàíîâèëñÿ íà òðåõãðàííûõ èãëàõ (òðåòüè ñïðàâà).
Ïðîáîéíèê. Ìîé Âàì ñîâåò, ñðåäè âñåãî ìíîæåñòâà, îñòàíîâèòüñÿ íà äâóõ òèïàõ ïðîáîéíèêîâ, ñ ðîìáîâèäíûì çóáîì è êðóãëûì. Øàã 4-5 ìì (ëè÷íî ó ìåíÿ ðîìáîâèäíûé ñ øàãîì 4 ìì, à êðóãëûé ñ øàãîì 5 ìì.)
~370 ðóáëåé (ïîèñê íà àëè «4 Øò. 4 ìì Çóáåö Êîæà Craft Èíñòðóìåíòû»)
è ïðèìåðíî 1300 ðóáëåé (íà àëè èùåòñÿ ïî ñëîâàì «5 îòâåðñòèå âûðåçàòü êðóã 3 ìì») Ñòó÷àòü ïî òàêîì ïðîáîéíèêó ÿ î÷åíü ðåêîìåíäóþ êèÿíêîé.
Íà äàííîì ýòàïå ìû ìîæåì óæå ðåçàòü è øèòü, íî íàø øîâ âñå åùå ñ êîñÿêàìè, ïî÷åìó? Êîæà òÿíåòñÿ, äåôîðìèðóåòñÿ, âñåãäà ÷òî òî áóäåò òîð÷àòü, ïîýòîìó ÷òî áû êðàé áûë ðîâíûé êóïèòå ïàðó øêóðîê, ãðóáóþ è ìåëêóþ, äëÿ óäîáñòâà íà áðóñîê ìîæíî èõ ïðèêëåèòü.
Âîò âû äîâåëè ñðåç ó øâà äî èäåàëà, íè÷åãî íå òîð÷èò ÷òî äàëüøå? äàëüøå íóæíî ñíÿòü ôàñêó.
Òîðöáèë 5 â 1. (öåíà îêîëî 400 ðóáëåé, ïîèñê íà àëè «1 Êîìïë. 5 â 1 Pro Leathercraft»), îí æå ðàçìåò÷èê øâà.
Êñòàòè ïî øâó, ñêîëüêî îòñòóïàòü îò êðàÿ? @OsEvSe îòìå÷àåò ïðîáîéíèêîì, ÿ íà òîíêèõ ìàòåðèàëàõ 2-3 ìì, íà òîëñòûõ 4-5 ìì.
Ñíÿëè ôàñêó, äàëüøå êòî êðàñêîé, à êòî âîäîé (ÿ ìîðèëêîé, à èíîãäà ìîðèëêà ðàçáàâëåííàÿ ñ ÏÂÀ), ñìà÷èâàåì êðàé è ñëèêåðîì ïîëèðóåì êðàé
Ñëèêåð (íà àëè «Leather Tools Edge Slicker Round Wood» öåíà îêîëî 70 ðóáëåé)
Ïîñëå ïåðâè÷íîé ïîëèðîâêè, ìîæíî ìåëêîé íàæäà÷êîé ïðîéòè è ïîòîì âîñêîì è ñëèêåðîì ïîâòîðèòü ïðîöåäóðó
Âîñê. âîñê æåëàòåëüíî ï÷åëèíûé, ìîæíî öåðêîâíûå ñâå÷è èñïîëüçîâàòü, íî êóïèòü íà ðûêå êóñîê ãðàììîâ â 300 áóäåò ñèëüíî äåøåâëå òåõ æå ñâå÷åé (ìíå íà ðûíêå çà 150 ð ïðîäàëè). Ïàðàôèíîâûå ñâå÷è âðîäå ìîæíî èñïîëüçîâàòü, íî íå ðåêîìåíäóþ.
Íîñîê. äî íå äàâíåãî âðåìåíè ÿ äóìàë ÷òî ýòî ïîëíàÿ ôèãíÿ, íî íåò, ýòî ìàñòõåâ. Âû íå ñìîæåòå ñòàòü êîæåâíèêîì, åñëè ó âàñ íå áóäåò ïðîïèòàííîãî âîñêîì øåðñòÿíîãî íîñêà. Íîñêîì íóæíî ïîëèðîâàòü êðàé êàê ñ ëèöà