Как мы ощущаем солнце луну землю глазами носом ушами кожей
Что такое ощущение
Представь, что ты держишь в руках предмет, о котором ничего не знаешь. Не знаешь, как он называется, зачем нужен, как его можно использовать. И всё же ты многое можешь о нём сказать. Например, ты можешь почувствовать, твёрдый он или мягкий, шершавый или гладкий, тяжёлый или лёгкий, горячий или холодный, какого он цвета и чем пахнет. А может быть, он даже издаёт какие-нибудь звуки? Узнать всё это ты можешь при помощи ощущений.
Значит, ощущение — это способность человека чувствовать различные свойства окружающего мира. Ощущения помогают нам ответить на вопрос: «Какой это предмет?», но ничего не говорят о том, как он называется и для чего нужен.
Ощущения сообщают тебе и об изменениях в твоём собственном теле. Ты чувствуешь движение своих рук, ног, головы, туловища. Боль сигнализирует о неполадках в работе организма. Без ощущений мы бы ничего не знали о мире и о себе.
Когда ты придёшь к кому-нибудь в гости, обрати внимание на звуки, которые ты услышишь в этом доме. Все ли звуки тебе будут понятны? Похожи ли они на звуки твоего дома?
Надень плотные перчатки и попытайся на ощупь с закрытыми глазами определить, из чего сделаны предметы. Получилось? Как ты думаешь, почему?
Как возникают ощущения
Из своего опыта ты хорошо знаешь, что при сильном насморке исчезает ощущение вкуса и запаха пищи. Слепой от рождения человек никогда не сможет представить себе, что такое цвет. Для глухого человека не существует огромного мира звуков. Значит, глаза, уши, язык, нос, кожа и позволяют нам почувствовать окружающий мир. Их так и называют — органы чувств. Но одних органов чувств ещё недостаточно для получения ощущения. Все они соединены с самой сложной частью нашего организма — головным мозгом. Как соединены? При помощи тонких нервных нитей. Получаются как бы специальные «приборы», с помощью которых мы ощущаем.
Каждый из этих сложных «приборов» состоит из трех частей — органа чувств, головного мозга и соединяющих их нервных волокон (нитей). Эти приборы называются анализаторами.
Ощущение появляется у человека только тогда, когда исправно работает весь прибор, весь анализатор в целом. Например, звук улавливает не одно только ухо, а весь анализатор. Если повреждён нерв, который соединяет здоровое ухо с мозгом, или сам мозг, то человек ничего не сможет услышать. Само ухо при этом может быть совершенно здоровым. Это немного похоже на работу электрической лампы. Свет погаснет, если перегорит сама лампочка, либо оборвется ведущий к ней шнур, либо сломается выключатель.
Ощущения внутри нас
Но есть и другие ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит внутри нашего тела.
Ты целый день двигаешься: ходишь, бегаешь, прыгаешь, пишешь или собираешь модель из конструктора. Ты даже не задумываешься о том, как работают при этом твои руки, ноги, пальцы или все туловище. Но если ты согнёшь руку с закрытыми глазами, то легко сможешь определить ее положение. Об этом тебе сообщат двигательные ощущения.
Когда ты ощупываешь руками предмет, к двигательным ощущениям присоединяются кожные. Это называется осязанием.
Ты, наверное, помнишь, как трудно было в первый раз проехать на двухколёсном велосипеде, роликах, коньках или лыжах. Сложнее всего тебе было удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.
При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет всё время падать.
Очень важным видом ощущений являются органические ощущения. Такое название им дали потому, что они рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника и многих других. Пока ты сыт и здоров, ты вообще не замечаешь никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если ты съешь что-нибудь не очень свежее, то нарушится работа твоего желудка, и ты сразу же это чувствуешь: появится боль в животе.
Голод, жажда, тошнота, боль — вот что такое органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.
Вопросы и задания
1. Закрой глаза и попробуй принять те позы, которые тебе будет называть твой друг. Например, можно встать в позу «ласточки», сесть «по-турецки», изобразить кошку или какое-нибудь другое животное.
2. Покружись немного на одном месте, а потом попытайся пройти по нарисованной мелом прямой линии (или подоске ковра). Удалось ли тебе сохранить равновесие? Почему?
3. Представь себе, что ты возвращаешься домой с прогулки и еще с порога говоришь маме, что хочешь есть. А как ты узнаешь, что хочешь именно есть, а не спать?
Всё ли мы ощущаем
Далеко не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает у нас ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья часов. Мы не чувствуем слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака.
Для того, чтобы у нас возникло ощущение, приходящий к органам чувств сигнал должен быть достаточно сильным. Попробуй провести такой простой опыт. Включи музыку так, чтобы поначалу ее вообще не было слышно. Постепенно увеличивай громкость до тех пор, пока не услышишь тихие, едва уловимые звуки.
Значит, звук как будто преодолел границу твоей чувствительности, тот порог, за которым ты его не слышал.
В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и восприимчивость органов чувств у всех немного разная. Один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче.
Представь себе, что ты и твой друг участвуете в научном опыте. Вам на голову надели наушники и дали задание: внимательно слушать и поднять руку, как только в наушниках раздастся тихий звук. Сначала было очень тихо, а потом ты услышал слабый-слабый писк и сразу же поднял руку. Через две секунды поднял руку и твой друг.
Ты услышал слабый сигнал первым, значит, слуховой анализатор у тебя оказался более чутким, чем у друга. А на сколько? Можно ли это как-нибудь измерить и сравнить? Конечно, можно. Специальный прибор точно записывает, какова была сила действия звука в тот момент, когда каждый из вас смог его услышать.
Эту самую маленькую силу действия сигнала на твои органы чувств, которую они уже способны уловить, называют порогом ощущения.
Пороги ощущения у всех людей немного различаются. Но даже у одного и того же человека пороги ощущения могут изменяться. Часовой, который ночью стоит на посту, может уловить почти неслышимые звуки, потому что он очень внимательно ко всему прислушивается. Однако в другое время, например, днём, тот же самый часовой может и не услышать тихих звуков, потому что теперь ему помогает еще и зрение. Он не только внимательно слушает, но и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Поэтому порог его слуховой чувствительности временно изменился.
Вопросы и задания
1. Что такое порог ощущения?
2. Почему мы не ощущаем, как на нас садятся пылинки?
3. Собака бежит к входной двери ещё до того, как в неё позвонят, а её хозяин и звонок не всегда сразу услышит. В чем разница между слухом собаки и её хозяина?
Что такое ощущение
Представь, что ты держишь в руках предмет, о котором ничего не знаешь. Не знаешь, как он называется, зачем нужен, как его можно использовать. И всё же ты многое можешь о нём сказать. Например, ты можешь почувствовать, твёрдый он или мягкий, шершавый или гладкий, тяжёлый или лёгкий, горячий или холодный, какого он цвета и чем пахнет. А может быть, он даже издаёт какие-нибудь звуки? Узнать всё это ты можешь при помощи ощущений.
Значит, ощущение — это способность человека чувствовать различные свойства окружающего мира. Ощущения помогают нам ответить на вопрос: «Какой это предмет?», но ничего не говорят о том, как он называется и для чего нужен.
Ощущения сообщают тебе и об изменениях в твоём собственном теле. Ты чувствуешь движение своих рук, ног, головы, туловища. Боль сигнализирует о неполадках в работе организма. Без ощущений мы бы ничего не знали о мире и о себе.
Когда ты придёшь к кому-нибудь в гости, обрати внимание на звуки, которые ты услышишь в этом доме. Все ли звуки тебе будут понятны? Похожи ли они на звуки твоего дома?
Надень плотные перчатки и попытайся на ощупь с закрытыми глазами определить, из чего сделаны предметы. Получилось? Как ты думаешь, почему?
Как возникают ощущения
Из своего опыта ты хорошо знаешь, что при сильном насморке исчезает ощущение вкуса и запаха пищи. Слепой от рождения человек никогда не сможет представить себе, что такое цвет. Для глухого человека не существует огромного мира звуков. Значит, глаза, уши, язык, нос, кожа и позволяют нам почувствовать окружающий мир. Их так и называют — органы чувств. Но одних органов чувств ещё недостаточно для получения ощущения. Все они соединены с самой сложной частью нашего организма — головным мозгом. Как соединены? При помощи тонких нервных нитей. Получаются как бы специальные «приборы», с помощью которых мы ощущаем.
Каждый из этих сложных «приборов» состоит из трех частей — органа чувств, головного мозга и соединяющих их нервных волокон (нитей). Эти приборы называются анализаторами.
Ощущение появляется у человека только тогда, когда исправно работает весь прибор, весь анализатор в целом. Например, звук улавливает не одно только ухо, а весь анализатор. Если повреждён нерв, который соединяет здоровое ухо с мозгом, или сам мозг, то человек ничего не сможет услышать. Само ухо при этом может быть совершенно здоровым. Это немного похоже на работу электрической лампы. Свет погаснет, если перегорит сама лампочка, либо оборвется ведущий к ней шнур, либо сломается выключатель.
Как мы ощущаем окружающий мир
Теперь ты знаешь, что ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из органов чувств дает нам свои особые ощущения— зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные.
Орган зрения дает нам зрительные ощущения. Всё, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Поэтому можно сказать, что зрительное ощущение — это ощущение цвета и света.
Слуховые ощущения возникают у нас при помощи органа слуха. Ты слышишь множество разнообразных звуков. Все они делятся на музыкальные звуки (звуки пения, музыкальных инструментов) и шумы (скрипы, шорохи, треск, грохот). В нашей речи есть и музыкальные звуки (гласные), и шумы (согласные).
Наша способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носа. Отдельные частички различных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения.
Всё, что попадает к тебе в рот, имеет какой-нибудь вкус: сладкий, кислый, солёный или горький. Эти вкусовые ощущения возникают при помощи органа вкуса — вкусовых почек. Они находятся на языке. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Стоит только лизнуть мороженное, и сразу узнаешь его вкус. Края языка чувствительны к кислому, а его основание — к горькому.
Вкусовые ощущения сильно зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое блюдо, кажется безвкусным.
Всё наше тело покрыто кожей. Она дает нам ощущения прикосновения, холода, тепла, боли. Все эти ощущения называются осязательными или кожными.
Теперь ты знаешь, что зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения рассказывают нам о разнообразных свойствах окружающих вещей.
Попробуй зажать пальцами нос и после этого возьми в рот жевательную резинку. Сможешь ли ты определить ее вкус?
Ощущения внутри нас
Но есть и другие ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит внутри нашего тела.
Ты целый день двигаешься: ходишь, бегаешь, прыгаешь, пишешь или собираешь модель из конструктора. Ты даже не задумываешься о том, как работают при этом твои руки, ноги, пальцы или все туловище. Но если ты согнёшь руку с закрытыми глазами, то легко сможешь определить ее положение. Об этом тебе сообщат двигательные ощущения.
Когда ты ощупываешь руками предмет, к двигательным ощущениям присоединяются кожные. Это называется осязанием.
Ты, наверное, помнишь, как трудно было в первый раз проехать на двухколёсном велосипеде, роликах, коньках или лыжах. Сложнее всего тебе было удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.
При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет всё время падать.
Очень важным видом ощущений являются органические ощущения. Такое название им дали потому, что они рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника и многих других. Пока ты сыт и здоров, ты вообще не замечаешь никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если ты съешь что-нибудь не очень свежее, то нарушится работа твоего желудка, и ты сразу же это чувствуешь: появится боль в животе.
Голод, жажда, тошнота, боль — вот что такое органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.
Вопросы и задания
1. Закрой глаза и попробуй принять те позы, которые тебе будет называть твой друг. Например, можно встать в позу «ласточки», сесть «по-турецки», изобразить кошку или какое-нибудь другое животное.
2. Покружись немного на одном месте, а потом попытайся пройти по нарисованной мелом прямой линии (или подоске ковра). Удалось ли тебе сохранить равновесие? Почему?
3. Представь себе, что ты возвращаешься домой с прогулки и еще с порога говоришь маме, что хочешь есть. А как ты узнаешь, что хочешь именно есть, а не спать?
Всё ли мы ощущаем
Далеко не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает у нас ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья часов. Мы не чувствуем слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака.
Для того, чтобы у нас возникло ощущение, приходящий к органам чувств сигнал должен быть достаточно сильным. Попробуй провести такой простой опыт. Включи музыку так, чтобы поначалу ее вообще не было слышно. Постепенно увеличивай громкость до тех пор, пока не услышишь тихие, едва уловимые звуки.
Значит, звук как будто преодолел границу твоей чувствительности, тот порог, за которым ты его не слышал.
В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и восприимчивость органов чувств у всех немного разная. Один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче.
Представь себе, что ты и твой друг участвуете в научном опыте. Вам на голову надели наушники и дали задание: внимательно слушать и поднять руку, как только в наушниках раздастся тихий звук. Сначала было очень тихо, а потом ты услышал слабый-слабый писк и сразу же поднял руку. Через две секунды поднял руку и твой друг.
Ты услышал слабый сигнал первым, значит, слуховой анализатор у тебя оказался более чутким, чем у друга. А на сколько? Можно ли это как-нибудь измерить и сравнить? Конечно, можно. Специальный прибор точно записывает, какова была сила действия звука в тот момент, когда каждый из вас смог его услышать.
Эту самую маленькую силу действия сигнала на твои органы чувств, которую они уже способны уловить, называют порогом ощущения.
Пороги ощущения у всех людей немного различаются. Но даже у одного и того же человека пороги ощущения могут изменяться. Часовой, который ночью стоит на посту, может уловить почти неслышимые звуки, потому что он очень внимательно ко всему прислушивается. Однако в другое время, например, днём, тот же самый часовой может и не услышать тихих звуков, потому что теперь ему помогает еще и зрение. Он не только внимательно слушает, но и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Поэтому порог его слуховой чувствительности временно изменился.
Вопросы и задания
1. Что такое порог ощущения?
2. Почему мы не ощущаем, как на нас садятся пылинки?
3. Собака бежит к входной двери ещё до того, как в неё позвонят, а её хозяин и звонок не всегда сразу услышит. В чем разница между слухом собаки и её хозяина?
Источник
Литературный журнал «Ритмы вселенной»
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени «Барокко». Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии — это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь — подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей — именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка — лучшая награда для канала.
Источник