Гиперчувствительная кожа у ребенка
Высокочувствительные дети рождаются чаще, но взрослые иногда не понимают их особенностей. Отсюда масса проблем с учёбой и воспитанием. Профессор Дебора Макнамара рассказала, какого ребёнка можно назвать сверхчувствительным и как подобрать ключик.
Немного об авторе
Доктор Дебора Макнамара трудится на кафедре Института Ньюфелда.
Она – автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых».
Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.
Как понять чувствительного ребенка?
Как понять, что такое высокая или гиперчувствительность у ребёнка? С высокочувствительными детьми часто путают тех, у кого резкие эмоциональные реакции, или тех, кто легко обижается и расстраивается. Иногда с ними путают эмпатичных детей, нежных и добрых от природы.
И, хотя высокочувствительные дети выказывают некоторые из этих признаков, они нехарактерны для всех высокочувствительных детей, не помогают нам понять исходную причину отличительного образа взаимодействия детей с этим миром.
Высокочувствительные дети – это те, у кого повышенная восприимчивость к воздействию мира на их чувства, причём на любые чувства и ощущения – тактильность, вкус, обоняние, зрение или слух; и у каждого ребенка восприимчивость уникальна.
У некоторых детей повышена чувствительность к прикосновениям и запахам, а у других – к визуальным воздействиям или воздействиям на иные органы чувств. Но затронутые сферы остаются неизменными.
Вряд ли вы найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Повышенная восприимчивость к сенсорной информации оставляет их как будто без кожи перед атаками окружающего мира.
Все может казаться им «слишком»: слишком большим, слишком холодным, слишком громким, слишком горячим, слишком пахучим, слишком болезненным и просто слишком подавляющим.
Другими словами, эти дети быстро реагируют на «бомбардировку» возбудителями, это взбаламучивает их эмоции.
Также они склонны быть более реактивными в такой окружающей среде, которая возбуждающе влияет на их чувства. Один мальчик на музыкальных занятиях «Вместе с мамой» несся к выходу каждый раз, когда шум в классе начинал усиливаться. Какофония звуков для него не была ни успокаивающей, ни веселой, напротив – она набрасывалась на него, затопляла, подавляла его.
Но когда он инстинктивно несся к двери, чтобы сбежать, некоторым взрослым казалось, что этот ребенок – непослушный, неуправляемый; а на самом деле он просто был перегружен и подавлен.
Очень важно рассматривать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть разнообразия человеческих проявлений.
Для природы высокая чувствительность не является ошибкой. У животных, птиц и насекомых (даже у фруктовых мушек) тоже встречается гиперчувствительность, и это – ещё одно подтверждение идеи, что это не сбой, а, возможно, некий способ адаптации.
Чувствительным детям требуется взрослый для того, чтобы о них заботиться. Да, это относится ко всем детям, но в особенности к гиперчувствительным.
Как узнать, является ли ваш ребенок высокочувствительным?
Для близкого взрослого высокая чувствительность ребёнка становится очевидной очень быстро. Будет понятно, что ребенок быстрее возбуждается или успокаивается от определенных ощущений или их сочетания. В некоторых случаях излишне стимулирующая среда может провоцировать или расстраивать малышей.
Похожим образом ВЧР (высокочувствительный ребенок) может найти успокоение от некоторых ощущений: например, ребенок с тактильной чувствительностью может засыпать только в условиях, когда его обнимают или касаются. Или дети, чувствительные к звукам, успокаиваются гораздо быстрее под мягкие звуки материнского голоса.
Часто у высокочувствительных детей развита необычная внимательность, даже в младенчестве. И иногда их поведение описывают как «умен не по годам».
У таких детей может быть исключительная память, либо они постоянно пребывают в задумчивости. Они часто задают наводящие вопросы, которые раскрывают их уникальный взгляд на мир. У этих детей могут быть как широкие диапазоны интересов, так и узкая концентрация на конкретной сфере.
Взрослые часто описывают ВЧР как детей живых, страстных, с большими идеями и планами. Когда они счастливы, то могут заразить своим энтузиазмом всю аудиторию, а когда расстроены, то всех вокруг затопит цунами печали.
У меня двое высокочувствительных детей, и я, так сказать, из первых рук знаю, каково их растить и воспитывать.
Одна из моих дочерей чувствительна к визуальной информации, которой бывает для нее слишком много. Однажды она начала кричать на незнакомых людей, чтобы они перестали смотреть на нее.
Ей казалось неестественным, что незнакомые люди смотрят на нее, их внимание было нежеланным и тревожащим. По этой же причине она никогда не могла выступать или танцевать перед другими родителями в школе – «они все незнакомцы».
В то же время ее визуальная чувствительность имеет и свои преимущества, например, память к деталям, способность видеть орнаменты в случайных линиях, создание необычных дизайнов и визуальных проектов.
Исследователи полагают, что причиной такой повышенной восприимчивости может стать как генетический компонент, так и родовой или перинатальный опыт.
Генетика играет большую роль при определении интенсивности каждого из затронутых чувств.
Как уже упоминалось, это может быть любая комбинация повышенной восприимчивости пяти основных чувств плюс внутренние ощущения, такие как вестибулярная система (баланс), проприоцепции (чувство взаимодействия частей тела в пространстве), а также сложная сенсорная система, которую мы называем «внутренним голосом».
Родителям необходимо внимательно следить за тем, что перегружает ребенка, когда наступает его стадия «слишком», чтобы определить, какие именно чувства в его комбинации – усиленные.
Ключ к пониманию чувствительного ребенка – в том, чтобы предупреждать атаки внешнего мира, понимать, как эффективно с ними справляться.
Как обеспечить ощущение безопасности высокочувствительному ребенку?
Развитие мозга – вещь феноменальная, особенно у маленьких детей. В идеальных условиях мозг чувствительного ребенка развивается таким образом, чтобы осваивать и перерабатывать сенсорную информацию. В нем растет нейронная сеть, которая может справиться с сенсорной перегрузкой и найти способы компенсировать избыток раздражителей.
Другими словами, у природы есть решение проблем, связанных с высокой чувствительностью ребенка, но ей нужна наша помощь для внутреннего воспитания таких реакций.
Если мы сможем создать для ребенка идеальные условия, тогда природа возьмет свое и поможет ему перерасти и преодолеть свою гиперчувствительность. Что это за условия?
Крепкие отношения со взрослыми, полные заботы
Высокочувствительным детям необходимы крепкие и заботливые отношения с взрослыми, которые могут убедить детей в том, что они не являются слишком громкими, слишком сложными или еще какими-нибудь «слишком».
Обычно чувствительные дети знают больше о ранимости, присущей отношениям, то есть «если ты откроешь кому-то свое сердце, его могут ранить». Эмоционально очень трудно доверять кому-то, сближаться с кем-то и положиться на чью-то заботу.
Взрослым необходимо занять сильную, лидирующую позицию и убедить ребенка, что он может им доверять, особенно когда речь идет о детских ошибках или сложном поведении.
Воспитание, основанное на принципах отчуждения, может иногда зайти слишком далеко и создать ощущение небезопасности отношений. Воспитание же, построенное на принципах привязанности, соответствующее возрасту и уровню развития, является ключевым для становления образа эмоционально безопасного родителя в глазах и сердцах наших высокочувствительных детей.
Маленькими шагами можно пройти большой путь взращивания привязанности между вами и чувствительным ребенком. Не забывайте о важных для него мелочах, терпеливо привлекайте его внимание и слушайте его истории.
Используйте другие способы, которые помогают детям понять, что нам нравится проводить с ними время. Взаимоотношения важны для всех детей, но высокочувствительные чаще склонны выжидать и приглядываться, прежде чем довериться всем сердцем кому-то.
Нам приходится потрудиться, чтобы заработать их доверие, и запастись терпением, чтобы достичь прочных взаимоотношений.
Любому, кто заботится о ВЧР, придется работать над отношениями с такими детьми, учитывая их особенности, прежде чем они начнут слушаться. Это относится и к воспитателям в детсадах, и к учителям в школах.
Важно знать, когда защищать, а когда поощрять и приобщать
Если ребенок не нарастил «толстую кожу» для защиты от сенсорной перегрузки, тогда задача компенсировать все это ложится на плечи его взрослых.
Мы можем начать с изменения окружающей ребенка среды. Например, некоторых детей от внешних раздражителей защищают «белый шум» или звуконепроницаемые наушники.
Родителям необходимо быть терпеливыми и принять то, что их ребенок не хочет участвовать в занятиях, которые его перегружают (например, играть с большой группой детей или заниматься музыкой).
Важно не только снижать нервное возбуждение и стимуляцию там, где это возможно. Важно также продумать, возможно ли это в принципе, в какой момент будет лучше мягко и осторожно познакомить ВЧР ближе с теми явлениями, что для них являются перегрузкой.
У одной мамы была дочь с повышенной чувствительностью к целому ряду стимулов, особенные сложности были с громкими звуками. Дочь умоляла маму не проходить мимо строительной площадки, которая находилась рядом с их домом, из-за громких звуков от самосвалов и экскаваторов.
Мама заметила, что для ее дочки это было сложно, и выбрала другой ежеутренний маршрут до школы. Но однажды утром она сказала дочери: «Мы сейчас быстренько пробежим мимо стройплощадки. Закрой уши руками, чтобы тебе не было слишком громко».
Когда они пробегали мимо стройки, дочь заметила экскаватор и вырытую им яму, заинтересовалась. Каждый день на той неделе мама и дочь продолжали ходить мимо стройплощадки, наблюдать, что там делается, периодически останавливаться.
Однажды девочка решилась убрать руки от ушей и послушать. И постепенно она смогла ходить мимо стройплощадки без ощущения перегрузки.
Чувствительным детям очень нужен взрослый человек, который их поймет, будет знать, когда их защищать, а когда (и как) бережно и терпеливо подводить их к знакомству с теми вещами, что даются им тяжело.
Необходимо дать возможность выражать эмоции, даже через слезы
Окружающий мир будоражит чувствительность таких детей, и от этого у них внутри возникают сильные эмоции, которые необходимо высвободить.
Лучшее, что мы можем сделать для них, – это помочь им выразить свои чувства через слова, игру или даже через слезы. Иногда нам нужно поощрять игры, которые помогут детям выпустить наружу грусть, страхи или желания.
Часто проще столкнуться с чем-то в игре, когда оно нереально и не может тебя ранить. Если же мы хотим поощрить чувствительного ребенка, вывести на разговор или слезы, он должен нам доверять и знать, что наши отношения незыблемы даже в трудные моменты.
Когда сталкиваемся с проблемами в поведении ВЧР, именно мы можем проложить лучший маршрут к выходу из инцидента. Дети могут лучше воспринимать и слышать наши слова при серьезном разговоре, когда они меньше возбуждены и чувствуют близость между нами.
Иногда они не хотят говорить о проблемах или говорят, что ничего не помнят. Мы можем просто сказать им, что так будет быстрее, легче, безопаснее, если они с нами поделятся. Иногда нам придется провести детей за собой туда, где они могут почувствовать себя уязвимыми, но если мы не сделаем этого, тогда им будет сложнее наладить связь со своими же эмоциями.
Секрет воспитания высокочувствительных детей очень прост: необходимо осознавать, что они часто действуют в соответствии со своим внутренним миром чувств. Они не пытаются усложнить нам жизнь – это как раз для них жизнь сложнее.
С одной стороны, с их чувствительностью связано много проблем, а с другой, есть и преимущества, которые, как говорят родители высокочувствительных детей, имеют один источник.
Если нам удастся помнить об этом, когда мы общаемся с чувствительными детьми, убедить их в том, что в наших заботливых объятиях они смогут расслабиться, тогда сможем стать теми сильными взрослыми, в которых они так нуждаются.
Вольный перевод Натальи Жигилевой
Сайт «Родовое древо» (Family Tree)
Источник
Объяснение парадокса избеганияпоиска прикосновений у детей
Дети с тактильной гиперчувствительностью часто избегают прикосновений. Когда кто-то прикасается к ним, они защитно отстраняются, сопротивляются во время процедур ухода за ними, отказываются носить определенную одежду, избегают касания определенных материалов и ощущают потребность контролировать все взаимодействия с ними. Однако, как это ни парадоксально, эти же дети могут демонстрировать сильную потребность в глубоком давящем воздействии, часто жаждут его. Они могут быть очень цепкими, могут всё время хвататься и держаться за маму или папу. Эти два состояния кажутся противоречащими друг другу, ведь ребенок чувствителен к прикосновению.
Если Вы приглядитесь к многим тактильно-защищающимся детям, то заметите, что-то, к чему они особенно чувствительны, — это легкое прикосновение. Именно нервные окончания поверхности кожи оказываются наиболее чувствительны и запускают реакцию борьбы или бегства. Однако, нервные рецепторы глубже в мышцах обычно не являются гиперчувствительными, так, что глубокое давящее воздействие устраняет негативный эффект поверхностного. Глубокое воздействие проникает за поверхность, активируя рецепторы мышц и связок. Глубокое прикосновение оказывает успокаивающий эффект на нервную систему и помогает снизить тревогу и нервную дезорганизацию тактильно-избегающих субъектов. Поэтому, прикасаясь к детям с тактильным избеганием, используйте твердое касание, чтобы избежать реакции борьбы или бегства.
Что касается цепляющихся, хватающихся детей, то они могут испытывать постоянную потребность в прикосновениях. Они хватаются за вас, крепко держатся и прижимаются. Они могут, исследуя, прикасаться ко всему, что видят, чтобы получить тактильную обратную связь. Опять же, если Вы присмотритесь, здесь можно выделить два момента:
(1) ребёнок контролирует прикосновение — он касается вас, а не вы — его, и
(2) это обычно твердое, а не легкое прикосновение. Ребенок может выдержать легкое прикосновение, если только он сам контролирует его.
Эти же дети могут демонстрировать потребность в успокаивающей тактильной стимуляции, размазывая по коже фекалии или слюну. Такая контролируемая стимуляция может успокаивающе действовать на их тревожную нервную систему.
Прикосновение является базовой человеческой потребностью, и сенсорно-чувствительный ребенок будет жаждать прикосновения, но будет вынужден (1) контролировать его и (2) хотеть, чтобы оно было твердым. Дети могут быть тактильно-избегающими, с одной стороны, и тактильно-ищущими, с другой. Это часто кажется парадоксальным.
Однако, рекомендациями по взаимодействию с тактильно чувствительными детьми будут следующие:
- Прежде чем прикоснуться к ребенку, предупредите его, или спросите, можно ли к нему прикоснуться.
- Если возможно, позвольте ему контролировать прикосновение (разрешите ему держать Вашу руку, а не наоборот).
- Касаясь, используйте твердый глубокий контакт, а не легкое прикосновение.
- Предлагайте прикосновение; не принуждайте к нему. Я говорю «дай десять», чтобы отпраздновать что-то. Однако, я всегда выставляю свои руки и разрешаю ребенку коснуться себя вместо того, чтобы самому касаться ребенка. Следите, чтобы прикосновение было безопасным, и давайте ребенку возможность его контролировать.
- Выявите, какие части тела более чувствительны к прикосновению. Часто наиболее чувствительны кисти рук, стопы и лицо, тогда как спина, плечи, руки и ноги обычно менее чувствительны. На эти зоны обеспечивайте твердый физический контакт.
- Что наиболее важно, уважайте чувствительность ребенка. Сразу же прекращайте контакт, если ребенок реагирует негативно, поддержите его, а затем осторожно продолжайте после разрешения. Работайте с ребенком, уважайте его чувствительность и максимально разрешайте ему контролировать процесс.
- Я также учу людей с тактильной гиперчувствительностью тому, что быстрое растирание кожи временно притупляет чувствительность. Так что, если они знают, что кто-то (например, врач) будет прикасаться к ним, они могут предварительно с силой растереть это место. Это временно притупит чувствительность.
AUTISM DISCUSSION Page by Bill Nason
Источник
Материнство
17 июля, 2020
«Нытик», «неженка», «капризуля», «трусишка». Это лишь некоторые (часто совсем не лестные) эпитеты, которыми могут быть награждены дети с повышенной сенсорной чувствительностью. Это те из них, которым часто «слишком» холодно или жарко, у кого постоянно жмёт резинка штанов или натирают кожу швы одежды. Это у них голова или руки чешутся под варежками или шапкой, а душ щекочет голову или тело во время мытья. Это малыши, которым шум поезда или самолёта кажется невероятно пугающим, как рёв дракона.
Природа сенсорной чувствительности
Сенсорная гиперчувствительность — это особенность психики и нервной системы, при которой воздействие на органы чувств вызывает у человека повышенную реакцию. Эмоциональную и физическую.
Природа сверхчувствительности, причины её возникновения и роль в различных психических процессах до сих пор до конца не изучены. Современные нейропсихологи могут диагностировать это состояние у взрослых и детей, указать на него и выявить некоторые закономерности, но не «вылечить».
Кто-то относится к этой особенности как к сверхспособности, называя детей с повышенной сенсорной чувствительностью экстрасенсами или «индиго». Но нередко таким детям и их родителям приходится сталкиваться с возмущением педагогов, родственников старшего поколения и других «сочувствующих».
Неосведомлённые люди именуют гиперчувствительность избалованностью и капризами. Что же это такое на самом деле и как быть, если вы наблюдаете характерные симптомы у своего малыша?
Как распознать сенсорную чувствительность
Эта особенность может проявляться практически с рождения, но не всегда понятна и заметна неопытным родителям в первые месяцы или даже пару лет жизни ребёнка. Симптомы гиперчувствительности могут проявляться сильнее по мере взросления, а могут частично смягчаться, исчезать или сменять друг друга. Причины этому могут быть разные: иногда ребёнок привыкает к интенсивности ощущений и учится с ней жить. Иногда он отвлекается или подавляет свои чувства, пытаясь подстроиться под желания близких взрослых.
Что может указать на то, что ребёнок обладает повышенной чувствительностью?
- Испуг или дискомфорт от прикосновений, особенно неожиданных.
- Явный дискомфорт от одежды в целом или определенных её предметов. Ранний (в 6-12 месяцев) отказ от подгузников, яростный протест против одевания в младенчестве. В более старшем возрасте это может выражаться в отказе носить одежду определённой формы или материала (слишком тесную или наоборот свободную, тяжёлую зимнюю, недостаточно мягкую наощупь или даже просто плотную).
- Постоянный протест против купания, мытья головы, душа, расчесывания волос. Повышенное внимание даже к незначительным повреждениям кожи: укусам комаров, мелким царапинам.
- Нежелание контактировать с незнакомцами, впускать людей в своё личное пространство. Ребёнок категорически отказывается находиться близко к другим людям, не любит стоять в очередях или в толпе, легко выходит из себя в переполненном общественном транспорте.
- Страх грязи, воды, других материалов. Отказ ходить босиком по песку, траве, камням, коврам — всему, что не похоже на чистый гладкий пол. Отказ трогать какие-либо поверхности или субстанции руками и нежелание контактировать с ними. Например, брезгливость относительно игр в песочнице, земле, воде.
- Страх испачкаться и отказ играть с пачкающимися материалами: пластилином, глиной, красками и тд.
- Повышенная чувствительность к ветру, холоду или жаре — вплоть до кожных реакций вроде сыпи, раздражения.
- Повышенное внимание к шумам и «фоновым», незаметным уху взрослого звукам — тиканью часов, жужжанию компьютера, гулу холодильника, шуму транспорта за окном.
- Излишняя разборчивость в еде. Когда ребёнок с рождения и даже в возрасте старше шести лет готов есть только ограниченный набор продуктов. Если он избегает пищи определённой консистенции или текстуры. Если наотрез отказывается пробовать новые блюда или питаться в незнакомом месте.
Стоит ли волноваться?
Волнение и тревога — естественная реакция родителей, которым приходится столкнуться с проявлением гиперчувствительности у ребёнка, особенно если она выражена достаточно явно. Во многом это связано со стереотипами, окружающими эту особенность в массовом сознании. Вот только некоторые из них.
1. Повышенная сенсорная чувствительность — всегда симптом РАС (расстройств аутистического спектра)
Это не так. Сенсорная гиперчувствительность сама по себе не является симптомом РАС или других отклонений от нейротипичной нормы. Она не указывает на отклонения в развитии и не сулит их в будущем.
2. Это просто капризы, которые возникают у детей из-за стресса, педагогических ошибок родителей или каких-то неблагоприятных внешних обстоятельств
Сенсорная чувствительность может обостряться в стрессовой ситуации, но эта особенность не является защитной реакцией организма на стресс. Даже в состоянии покоя и безопасности ребёнок или взрослый с повышенной чувствительностью не утратит это свойство своей нервной системы. И конечно, вам не нужно винить себя в особенностях своего ребёнка. Вы и так сталкиваетесь с повышенной нагрузкой, как родитель чувствительного ребёнка. Вина и самобичевание только усугубят ваш личный стресс. Помните, что отличаться от других — не значит быть хуже. Обязательно почаще напоминайте об этом своему малышу.
3. Сенсорная чувствительность может стать помехой в обучении или развитии
Это неправда. Как и всякая личная особенность, повышенная сенсорная чувствительность требует к себе внимания во время учебного процесса. Но современные методики развития способны не просто компенсировать это, но и обратить на пользу. Например, в Монтессори-педагогике сенсорное восприятие считается одним из самых ценных качеств для развития логики, обучения письму и чтению. Учебные материалы и среда в таких школах максимально ориентированы на познание мира именно через различные тактильные ощущения.
Дети с повышенной чувствительностью в благоприятной среде демонстрируют невероятный прогресс в обучении. Дело в том, что их мозг способен простраивать нейронные связи и осваивать новые навыки теми путями, которые недоступны менее чувствительным людям.
Как помочь ребёнку с повышенной сенсорной чувствительностью
Разумеется, человеку с сенсорной гиперчувствительностью не раз придётся столкнуться с тем, что мир для него слишком интенсивен. Замечая такие проявления у своего ребёнка, не забывайте: переубеждать, отвлекать, уговаривать и не обращать внимания не поможет. Постарайтесь помочь ему научиться с уважением относиться к этой своей особенности и извлекать из неё пользу. Пусть он прислушивается к своим ощущениям, понимает, с чем они связаны, самостоятельно заботится о своём комфорте.
Эти навыки в конечном итоге помогут чувствительному ребёнку вырасти не только счастливым, но и эмпатичным, заботливым человеком.
Фото: @victoriaandrewsphotography
Источник