Гигиена кожи ребенка контрольная работа
Значение кожи для жизнедеятельности организма. Ее строение и функции. Особенности анатомического и гистологического строения детской кожи. Гигиенические требования к уходу за кожей. Особенности развития эпидермиса. Основные функции пигментных клеток.
Подобные документы
Значение кожи для жизнедеятельности организма. Ее основные функции, причины заболевания. Рацион питания подростка. Гигиенические требования по уходу за кожей детей подросткового возраста. Средства личной гигиены. Варианты очистки рук от бактерий.
презентация, добавлен 08.12.2015
Строение кожи, характеристика слоев, функции. Потовые и сальные железы. Состав ногтей, их болезни. Типы и составные части волос, эпителиальная часть волосяной сумки. Тестирование на тип кожи. Основные правила ежедневного гигиенического ухода за кожей.
реферат, добавлен 28.05.2013
Состояние кожи, ее возрастные особенности и косметические недостатки. Дезинфекция и подсушивание жирной кожи. Косметические процедуры, применяемые для ухода за кожей различных типов. Паровые ванны для жирной кожи. Удаление пигментации и веснушек.
презентация, добавлен 23.11.2013
Строение и функции кожи, тест на определение ее типа. Причины сухости кожи. Правила постановки диагноза. Уход за сухой кожей, описание процедур. Защита в зимний период. Преждевременное старение кожи: причины, профилактика. Правильное питание и маски.
контрольная работа, добавлен 01.04.2013
Особенности строения кожи и ее функции. Сухая кожа как проблема косметологов. Возможности современной косметологии по уходу за сухой кожей. Перечень основных каждодневных процедур для сухой кожи лица. Специфика применения жирных кремов, их эффективность.
контрольная работа, добавлен 16.10.2015
Особенности ухода за кожей новорожденного, правила подмывания. Причины возникновения потницы у грудных детей: последствия, способы лечения. Опрелость как неинфекционное поражение кожи, возникающее в местах ее соприкосновения с раздражающим агентом.
доклад, добавлен 23.11.2012
Особенности ухода за больными хирургического профиля. Гигиенические мероприятия по уходу за кожей. Профилактика и лечение пролежней. Наружные и внутренние экзогенные пролежни. Стадии развития пролежней. Клинические проявления пролежней при заболевании.
контрольная работа, добавлен 10.03.2012
Описание кожи — наружного покрова тела, представляющего собой сравнительно тонкую, но очень прочную эластичную оболочку. Структура эпидермиса и дермы. Функция секреции, терморегуляции и обмена кожи. Виды потовых желез. Особенности функций кожи у детей.
презентация, добавлен 25.04.2015
Понятие и закономерности функционирования местного иммунитета, его основные функции. Лимфоидные ткани, ассоциированные со слизистыми оболочками, с кожей и легкими, со слизистыми оболочками, а также с кожей. Их значение в жизнедеятельности человека.
презентация, добавлен 07.10.2016
Изучение строения слоев кожи — эпидермиса, дермы и гиподермы. Определение проблем кожи лица. Описание косметический способов очищения кожи — атравматического, ультразвукового, вакуумного и химического. Алгоритм выполнения механической чистки лица.
презентация, добавлен 16.09.2013
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Значение кожи для жизнедеятельности организма. Ее строение и функции. Особенности анатомического и гистологического строения детской кожи. Гигиенические требования к уходу за кожей. Особенности развития эпидермиса. Основные функции пигментных клеток.
Подобные документы
Человек как сложный живой организм. Осанка и здоровье, основные правила посадки за столом. Мышцы и их значение. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Гигиена кожи, органы пищеварения. Зубы и уход за ними, гигиена питания.
курсовая работа, добавлен 12.01.2011
Ознакомление с этиологией, патогенезом и клинической картиной аллергческого и атопического дерматита — островоспалительного поражения кожи. Рассмотрение причин возникновения и методов лечения токсидермии и экземы. Изучение причин развития крапивницы.
презентация, добавлен 14.12.2012
Физико-химические и социально-экономические факторы риска. Роль наследственного фактора в этиологии меланом кожи. Поверхностно-распространяющаяся и узловая формы. Злокачественная лентигомеланома, фазы ее развития. Диагностические мероприятия и лечение.
презентация, добавлен 28.04.2015
Регуляция функций организма, согласованная деятельность органов и систем, связь организма с внешней средой как основные функции деятельности нервной системы. Свойства нервной ткани — возбудимость и проводимость. Строение головного мозга и его зоны.
реферат, добавлен 04.06.2010
Сбалансированная диета на протяжении первых лет жизни ребенка и ее значение для здорового роста и развития детей. Общие аспекты детской физиологии. Определение готовности детей к обучению в школе. Пути повышения адаптационного потенциала организма.
реферат, добавлен 22.12.2014
Основные признаки злокачественной опухоли. Ее влияние на организм человека. Симптомы и формы солнечного кератоза. Базоклеточная и плоскоклеточная карцинома. Эпидемиология и клиника меланомы. Метатипический рак кожи. Диагностика и лечение заболеваний.
презентация, добавлен 07.04.2015
Обмен веществ как основополагающий механизм работы организма; особенности обмена энергии у детей. Изучение проблемы нарушения метаболизма в период наиболее интенсивного роста организма ребенка. Питательная, транспортная и защитная функции белков.
презентация, добавлен 13.05.2015
Функции крови, их сущность, особенности и характеристика. Лейкоциты и их роль в защите организма от микробов и вирусов. Иммунитет как сопротивляемость организма инфекциям и инвазиям чужеродных организмов, его виды. Функции антител в организме человека.
презентация, добавлен 27.05.2012
Особенности развитие злокачественных опухолей у детей. Роль генетических факторов в формировании опухолевых клеток. Факторы риска, воздействующие на родителей и на детей. Методы профилактики раковых заболеваний и реабилитация в детской онкологии.
курсовая работа, добавлен 05.12.2010
Подготовка к встрече новорожденного дома. Скрытая угроза, которую представляет пустышка. Гигиенические процедуры, которые нужно проводить с младенцем. Особенности подмывания и купания новорожденных. Уход за волосами и стрижка ногтей у младенцев.
контрольная работа, добавлен 18.11.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò
Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä — ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.
Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.
Ôóíêöèè êîæè: äûõàòåëüíàÿ, ïèòàòåëüíàÿ, âûäåëèòåëüíàÿ è çàùèòíàÿ. Çíà÷åíèå êîæè äëÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà; åå êîìïîíåíòû: ýïèäåðìèñ, äåðìà è ïîäêîæíî-æèðîâàÿ êëåò÷àòêà. Ãèãèåíè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ ê óõîäó çà êîæåé ðåá¸íêà ñ ó÷åòîì åãî âîçðàñòà.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ðóáðèêà | Ìåäèöèíà |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 20.01.2013 |
Ðàçìåð ôàéëà | 29,0 K |
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ôóíêöèè êîæè: çàùèòíàÿ, èììóííàÿ, ðåöåïòîðíàÿ, òåðìîðåãóëèðóþùàÿ, îáìåííàÿ, ðåçîðáöèîííàÿ, ñåêðåòîðíàÿ, ýêñêðåòîðíàÿ è äûõàòåëüíàÿ. Ñëîè êîæè: ýïèäåðìèñ, äåðìà è ïîäêîæíî-æèðîâàÿ êëåò÷àòêà. Àíàëèçàòîðû áîëåâîé, òåìïåðàòóðíîé è òàêòèëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [2,5 M], äîáàâëåí 15.10.2013
Çíà÷åíèå êîæè äëÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà. Åå îñíîâíûå ôóíêöèè, ïðè÷èíû çàáîëåâàíèÿ. Ðàöèîí ïèòàíèÿ ïîäðîñòêà. Ãèãèåíè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ ïî óõîäó çà êîæåé äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà. Ñðåäñòâà ëè÷íîé ãèãèåíû. Âàðèàíòû î÷èñòêè ðóê îò áàêòåðèé.
ïðåçåíòàöèÿ [4,7 M], äîáàâëåí 08.12.2015
Çíà÷åíèå êîæè äëÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà. Åå ñòðîåíèå è ôóíêöèè. Îñîáåííîñòè àíàòîìè÷åñêîãî è ãèñòîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ äåòñêîé êîæè. Ãèãèåíè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ ê óõîäó çà êîæåé. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ýïèäåðìèñà. Îñíîâíûå ôóíêöèè ïèãìåíòíûõ êëåòîê.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [197,0 K], äîáàâëåí 17.02.2010
Êîæà ÷åëîâåêà, çàâèñèìîñòü åå ñîñòîÿíèÿ îò âîçðàñòà, ïèòàíèÿ è îáðàçà æèçíè. Ôóíêöèè è ñòðîåíèå êîæè. Êîìïîíåíòû ñîåäèíèòåëüíîòêàííîé ÷àñòè êîæè ó äåòåé è âçðîñëûõ. Àòðîôè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðîèñõîäÿùèå â ýëàñòè÷åñêèõ âîëîêíàõ äåðìû ó ïîæèëûõ è ñòàðèêîâ.
ïðåçåíòàöèÿ [736,2 K], äîáàâëåí 24.01.2016
Ðàçâèòèå êîæè âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå, åå îñíîâíûå ôóíêöèè è ñâîéñòâà ó äåòåé. Îñîáåííîñòè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïîòîâûõ è ñàëüíûõ æåëåç. Íàðàñòàíèå ïîäêîæíî-æèðîâîé êëåò÷àòêè â òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ðåáåíêà. Ïîðÿäîê îñìîòðà êîæíûõ ñêëàäîê è ïîêðîâîâ.
ïðåçåíòàöèÿ [256,7 K], äîáàâëåí 02.04.2014
Âíåøíåå îïèñàíèå êîæè, åå ôóíêöèè, ãèñòîëîãèÿ, íåðâíûé àïïàðàò, ïðîèçâîäíûå, êðîâåíîñíûå è ëèìôàòè÷åñêèå ñîñóäû, ñîåäèíèòåëüíàÿ òêàíü è ôèçèîëîãèÿ. Ïîâåðõíîñòü êîæè ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ïîäêîæíàÿ æèðîâàÿ êëåò÷àòêà. Ýêêðèíîâûå è àïîêðèíîâûå æåëåçû.
ïðåçåíòàöèÿ [1,8 M], äîáàâëåí 23.03.2014
Îïèñàíèå êîæè — íàðóæíîãî ïîêðîâà òåëà, ïðåäñòàâëÿþùåãî ñîáîé ñðàâíèòåëüíî òîíêóþ, íî î÷åíü ïðî÷íóþ ýëàñòè÷íóþ îáîëî÷êó. Ñòðóêòóðà ýïèäåðìèñà è äåðìû. Ôóíêöèÿ ñåêðåöèè, òåðìîðåãóëÿöèè è îáìåíà êîæè. Âèäû ïîòîâûõ æåëåç. Îñîáåííîñòè ôóíêöèé êîæè ó äåòåé.
ïðåçåíòàöèÿ [1,8 M], äîáàâëåí 25.04.2015
Îáîðóäîâàíèå øêîëüíûõ ïîìåùåíèé, ïîäáîð ìåáåëè ñîãëàñíî âîçðàñòó äåòåé. Ãèãèåíà çðåíèÿ: ðàáîòà çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà ïðè åñòåñòâåííîé îñâåùåííîñòè. Ïðè÷èíû è ñèìïòîìû êîæíûõ çàáîëåâàíèé. Àëëåðãè÷åñêèå, èíôåêöèîííûå è ïàðàçèòàðíûå çàáîëåâàíèÿ êîæè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,0 K], äîáàâëåí 21.11.2010
Ñòðîåíèå è ôóíêöèè êîæè, òåñò íà îïðåäåëåíèå åå òèïà. Ïðè÷èíû ñóõîñòè êîæè. Ïðàâèëà ïîñòàíîâêè äèàãíîçà. Óõîä çà ñóõîé êîæåé, îïèñàíèå ïðîöåäóð. Çàùèòà â çèìíèé ïåðèîä. Ïðåæäåâðåìåííîå ñòàðåíèå êîæè: ïðè÷èíû, ïðîôèëàêòèêà. Ïðàâèëüíîå ïèòàíèå è ìàñêè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [641,6 K], äîáàâëåí 01.04.2013
Ñîñòîÿíèå êîæè, åå âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè è êîñìåòè÷åñêèå íåäîñòàòêè. Äåçèíôåêöèÿ è ïîäñóøèâàíèå æèðíîé êîæè. Êîñìåòè÷åñêèå ïðîöåäóðû, ïðèìåíÿåìûå äëÿ óõîäà çà êîæåé ðàçëè÷íûõ òèïîâ. Ïàðîâûå âàííû äëÿ æèðíîé êîæè. Óäàëåíèå ïèãìåíòàöèè è âåñíóøåê.
ïðåçåíòàöèÿ [4,2 M], äîáàâëåí 23.11.2013
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Конспект НОД по валеологии «Кожа. Гигиена кожи ребенка» (старшая группа)
Нататья Силянкова
Конспект НОД по валеологии «Кожа. Гигиена кожи ребенка» (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Буратино»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
в группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет «Почемучки»
Тема: «Кожа. Гигиена кожи ребенка»
Подготовила: воспитатель
Н. А. Силянкова
Мегион, 2014
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет
Тема: «Кожа. Гигиена кожи ребенка»
Программное содержание:
1. Дать детям элементарные валеологические знания о коже, её свойствах (кожа защищает органы от ударов, воды; это орган выделения) .
2. Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища) .
Закрепить алгоритм мытья рук.
4. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, давать оценку фактов, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.
Словарная работа: усвоение новых слов и понятий — лупа, микробы, пот, жировые выделения.
Оборудование: лупы, зеркала, схема мытья рук, письмо от Мойдодыра, мыло, салфетки, бумажные полотенца.
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь и детям передают огромный конверт с письмом от Мойдодыра. Воспитатель с детьми вскрывают письмо и читают:
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
И прошу вас мыть почаще
Ваши руки и лицо.
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите, не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Будете вы чистыми,
А значит и здоровыми!
Ваш Мойдодыр.
— Ребята, а как вы думаете, быть здоровыми очень важно? Конечно. Только здоровый человек может радоваться жизни. Ему легко играть и работать. Посмотрите на наших гостей и на себя. Какие части тела человека вы можете назвать? (руки, ноги, голова, туловище)
— Молодцы! Всё правильно. Тело человека состоит из туловища, головы, рук и ног. А чем покрыты все части тела? Все части тела покрыты кожей. Давайте все вместе рассмотрим свою кожу на руках. Потрогайте её, немного потяните.
— Что вы можете сказать о коже? Какая она? (ответы детей) .
— Правильно! Конечно, наша кожа гладкая, мягкая, легко растягивается. Да, а вы видите, на коже есть небольшие складки? Как вы думаете, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)
— Давайте мы с вами кое- что проверим. Присаживайтесь за столы. Положите на стол левую руку ладонью вниз; сверху на пальцах хорошо видны складки. Правой рукой захватите складки кожи на каком- либо пальце левой руки. Теперь попытайтесь согнуть этот палец. У вас получается? Почему? Теперь отпустите складки и согните палец. Он снова сгибается свободно!
— Так значит, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)
— Да, вы молодцы! Все правильно. Складки нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев.
— Сегодня я приготовила для вас на занятие интересные предметы. Вы знаете что это? Это лупа. С её помощью мы можем увидеть все в увеличенном виде. Это потому, что основной частью в лупе является увеличительное стекло.
-Сейчас мы с вами посмотрим через лупу на кожу руки. Что вы видите? (ответы детей) Через лупу на коже видны небольшие дырочки — поры и мелкие волоски. Через поры на поверхность кожи выделяются жир или жировые выделения. Мы сейчас с вами кое- что проверим. Проведите пальцем по своему лбу, затем приложите палец к зеркалу. Что вы после этого увидели на зеркале? Правильно, жирное пятно.
-Как вы думаете, для чего на нашей коже присутствует жир? (ответы детей) Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не дает ей пересыхать. Чаще других пересыхает кожа на тыльной стороне ладони. Почему так случается, что кожа пересыхает? Это бывает, когда человек вымоет руки и недостаточно сухо их вытрет полотенцем, а после выйдет на улицу. От ветра кожа быстро сохнет, сильно натягивается и начинает шелушиться. А иногда на ней даже могут появиться трещинки, из которых сочится кровь. Человек при этом испытывает сильную боль. Через эти трещины вглубь кожи могут попасть микробы и вызвать различные заболевания. Ранки могут даже загноиться. Поэтому после мытья обязательно насухо вытирайте и руки, и лицо. Не выходите с влажными руками и лицом на улицу.
— Ребята, как вы думаете, что нужно делать, если кожа все- таки пересохла на каком-то участке тела? (ответы детей)
-Правильно! Кожу нужно смазать на ночь детским кремом.
Физкультминутка:
— Сейчас мы немножко разомнемся. Поиграем в игру «Полезно — не полезно». Я вам буду бросать мяч со словами. Если это полезно, вы мяч ловите. Начинаем: прыгать, есть снег, танцевать, делать зарядку, ходить по морозу без рукавичек, гулять, дышать свежим воздухом.
-Молодцы! Вы со всем справились.
-Сейчас я хочу вас проверить. Буду задавать вам вопросы:
1. Как часто надо мыть руки?
2. Почему после мытья руки надо тщательно вытирать?
3. А зачем вообще надо мыть руки?
Ребята, давайте мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что за чем? »
— Перед вами лежат перевернутые карточки, каждый возьмите по одной карточке. Посмотрите на них. Что вы там увидели? (ответы детей) Наша гостья кукла Алёнка совсем запуталась, она не помнит, как правильно мыть руки. Что надо делать сначала, а что потом. Поможем Алёнке? (объяснить правила игры, нужно выложить схему мытья рук последовательно) Дети по очереди выкладывают схему, потом сами проверяют правильность расположения карточек.
— Какие вы молодцы! Вы знаете для чего и как надо мыть руки, значит, вам не страшны микробы.
-А в письме есть еще одно стихотворение:
По воздуху летают плохие микробы,
На кожу попадают плохие микробы.
Сквозь ссадины и ранки стремятся спозаранку
Проникнуть в нас плохие микробы.
Мойте руки с белым мылом,
Пропадут микробы навсегда!
Защищают нашу кожу
Солнце, воздух, мыло и вода!
-Скажите ребята, а кожа важна для человека? (ответы детей)
-Правильно, она защищает наш организм от микробов и принимает на себя все повреждения. Зачем нужно тщательно вытирать руки и лицо полотенцем? (ответы детей)
-Молодцы!
— Сегодня на занятии вы все были внимательны и активны. Я вами горжусь. А Мойдодыр прислал для нашей группы подарки: мыло, салфетки и бумажные полотенца.
Êîæà: åå çíà÷åíèå è ñòðîåíèå. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ êîæè è åå óñòîé÷èâîñòè ê ïîâðåæäàþùèì ôàêòîðàì. Çàùèòíûå ôóíêöèè êîæè. Òåïëîîáìåí îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé äëÿ ðàçíîãî ðîäà äåÿòåëüíîñòè. Âëèÿíèå íà îðãàíèçì âûñîêîé è íèçêîé òåìïåðàòóð.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïðîâåðèë ïðåïîäàâàòåëü:
Ñâåòëàíà Èâàíîâíà Ôàäååâà
ã. Ïåòðîïàâëîâñê-Êàì÷àòñêèé, 2016
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
Êîæà. Çíà÷åíèå è ñòðîåíèå êîæè
Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ êîæè è åå óñòîé÷èâîñòè ê ïîâðåæäàþùèì ôàêòîðàì
Çàùèòíûå ôóíêöèè êîæè
Òåðìîðåãóëÿöèÿ. Òåïëîîáìåí îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé äëÿ ðàçíîãî ðîäà äåÿòåëüíîñòè. Âëèÿíèå íà îðãàíèçì âûñîêîé è íèçêîé òåìïåðàòóð
Ãèãèåíà êîæè. Ïðàâèëà óõîäà çà íîãòÿìè è âîëîñàìè
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Îðãàíèçì ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îòêðûòóþ ñèñòåìó — âàæíåéøåé îñîáåííîñòüþ ñèñòåìû ÿâëÿåòñÿ êîíå÷íîñòü åå ðàçìåðîâ. Îðãàíèçì íå ðàçìàçàí ïî îêðóæàþùåé ñðåäå, à èìååò îïðåäåëåííóþ ôîðìó è êîìïàêòåí. Òåëî îêðóæåíî îáîëî÷êîé, ãðàíèöåé, îòäåëÿþùåé âíóòðåííþþ ñðåäó îò âíåøíåé. Êîæà, âûïîëíÿþùàÿ ýòó ðîëü â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà, — âàæíûé ýëåìåíò åãî êîíñòðóêöèè, ïîñêîëüêó èìåííî â íåé ñêîíöåíòðèðîâàíû ìíîãèå äàò÷èêè, íåñóùèå èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè âíåøíåãî ìèðà, à òàêæå è ïðîòîêè äëÿ âûâåäåíèÿ èç îðãàíèçìà ïðîäóêòîâ îáìåíà è èíôîðìàöèîííûõ ìîëåêóë. Íàëè÷èå ÷åòêî î÷åð÷åííûõ ãðàíèö ïðåâðàùàåò ÷åëîâåêà â îñîáü, ÷óâñòâóþùóþ ñâîþ îòäåëüíîñòü îò îêðóæàþùåãî ìèðà, ñâîþ óíèêàëüíîñòü è íåïîâòîðèìîñòü. Ýòî ïñèõîëîãè÷åñêèé ýôôåêò, âîçíèêàþùèé íà îñíîâå àíàòîìè÷åñêîãî è ôèçèîëîãè÷åñêîãî óñòðîéñòâà îðãàíèçìà.
êîæà çàùèòíûé òåïëîîáìåí îðãàíèçì
Êîæà. Çíà÷åíèå è ñòðîåíèå êîæè
Êîæà — ýòî ïîêðîâ íàøåãî òåëà. Îíà ïðî÷íàÿ è ýëàñòè÷íàÿ è çàùèùàåò âíóòðåííèå îðãàíû îò ìåõàíè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé (óäàðîâ, óøèáîâ), à òàêæå îò ïîòåðè âîäû. Âñþ ïîâåðõíîñòü êîæè ïðîíèçûâàþò íåðâíûå îêîí÷àíèÿ. Áëàãîäàðÿ ðåöåïòîðàì êîæè ìû ÷óâñòâóåì áîëü, èçìåíåíèå òåìïåðàòóðû, ïðèêîñíîâåíèÿ. Ýòî ïîçâîëÿåì èçáåæàòü íàì ðàíåíèé, îæîãîâ, îáìîðîæåíèÿ.
Êîæà ïðåäîõðàíÿåò îðãàíèçì îò ïåðåãðåâàíèÿ è îõëàæäåíèÿ, ó÷àñòâóåò â ïîääåðæàíèè ïîñòîÿííîé òåìïåðàòóðû òåëà. ×àñòü âðåäíûõ âåùåñòâ, èçáûòîê ñîëåé âûäåëÿþòñÿ ÷åðåç êîæó â âèäå ïîòà. Êîæà òàêæå ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â îáìåíå ãàçîâ, ïîãëîùàåò êèñëîðîä, âûäåëÿåò óãëåêèñëûé ãàç.
Ñòðîåíèå êîæè.
Ðàçëè÷àþò äâà îñíîâíûõ ñëîÿ êîæè: íàðóæíûé — ýïèäåðìèñ, âíóòðåííèé — äåðìó, à òàêæå ïîäêîæíóþ æèðîâóþ êëåò÷àòêó — ãèïîäåðìó.
Ýïèäåðìèñ — îáðàçîâàí ýïèòåëèàëüíîé òêàíüþ. Æèâûå ðàçìíîæàþùèå êëåòêè ýïèäåðìèñà îòòåñíÿþò íàðóæó äî÷åðíèå îðîãîâåâøèå è îòìèðàþùèå êëåòêè, ïîýòîìó ïîâåðõíîñòü íàðóæíîãî ñëîÿ ñîñòîèò èç ìåðòâûõ êëåòîê. Îíè çàùèùàþò êîæó îò äåéñòâèÿ òâåðäûõ ÷àñòèö, ãàçîâ, æèäêîñòåé. Ìåðòâûå êëåòêè ïîñòîÿííî ñëóùèâàþòñÿ è çàìåíÿþòñÿ íîâûìè.  æèâûõ êëåòêàõ ñîäåðæèòñÿ ïèãìåíò— êðàñÿùåå âåùåñòâî, êîòîðîå îïðåäåëÿåò öâåò êîæè è çàùèùàåò îðãàíèçì îò ñîëíå÷íûõ ëó÷åé. Ïðè óâåëè÷åíèè êîëè÷åñòâà ýòîãî âåùåñòâà îáðàçóåòñÿ çàãàð.
Äåðìà — ñëîé êîæè, îáðàçîâàííûé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíüþ, çíà÷èòåëüíî òîëùå íàðóæíîãî ñëîÿ. Áëàãîäàðÿ åìó íàøà êîæà ýëàñòè÷íà. Ýòîò ñëîé ïðîíèçàí êðîâåíîñíûìè ñîñóäàìè è íåðâíûìè îêîí÷àíèÿìè. Çäåñü íàõîäÿòñÿ ñàëüíûå è ïîòîâûå æåëåçû, êîðíè âîëîñ.
Ïîòîâûå æåëåçû — âûäåëÿþò ïîò, ïðè åãî èñïàðåíèè òåëî îõëàæäàåòñÿ, ÷òî ñïàñàåò îðãàíèçì îò ïåðåãðåâàíèé.
Ñàëüíûå æåëåçû -îáðàçóþò êîæíîå ñàëî, îíà ñìàçûâàåò âîëîñû è ïîâåðõíîñòü êîæè, ïðèäàâàÿ èì ìÿãêîñòü è ýëàñòè÷íîñòü.
Ãèïîäåðìà — ýòî ñàìûé ãëóáîêèé ñëîé, ñâÿçûâàåò êîæó ñ êîñòÿìè è ìûøöàìè, ïðåäîõðàíÿåò âíóòðåííèå îðãàíû îò óøèáîâ, ðåçêèõ òîë÷êîâ. Æèðîâàÿ êëåò÷àòêà çàùèùàåò îðãàíèçì îò ïåðåîõëàæäåíèÿ.  íåé îòêëàäûâàþòñÿ ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà — æèðû.
Ðèñ1. Ñòðîåíèå êîæè:
1 — ðîãîâîé ñëîé, 2 — ýïèäåðìèñ, 3 — áàçàëüíûé ñëîé, 4 -ñîåäèíèòåëüíîòêàííûå âîëîêíà (êîëëàãåíîâûå, ýëàñòè÷åñêèå è ðåòèêóëÿðíûå) è êëåòêè, 5 — ñîñî÷êîâûé ñëîé, 6 — ïó÷êè ìèîöèòîâ, 7 — âîëîñÿíàÿ ëóêîâèöà, 8 — ñåò÷àòûé ñëîé, 9 — êîðåíü âîëîñà, 10 — ïîòîâàÿ æåëåçà, 11- ñàëüíàÿ æåëåçà, 12 — äîëüêè æèðîâîé òêàíè.
Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ êîæè è åå óñòîé÷èâîñòè ê ïîâðåæäàþùèì ôàêòîðàì.
Êîæà íîâîðîæäåííîãî î÷åíü òîíêà è íåæíà. Åå ðîãîâîé ñëîé íàñòîëüêî íåæåí, ÷òî ìåñòàìè îðîãîâåâøèå êëåòêè íåïëîòíî ïðèëåãàþò äðóã ê äðóãó. Êðîâåíîñíûå ñîñóäû, ïðèëåãàþùèå ê íàäêîæèöå, îòíîñèòåëüíî øèðîêè. Ïðîñâå÷èâàÿ ÷åðåç òîíêóþ íàäêîæèöó, îíè ïðèäàþò êîæå ðîçîâàòûé îòòåíîê. Òîíêîñòü íàäêîæèöû, è îñîáåííî åå ðîãîâîãî ñëîÿ, äåëàåò êîæó ëåãêîðàíèìîé, íà íåé ëåãêî âîçíèêàþò ññàäèíû, îïðåëîñòè ïîä âëèÿíèåì òðåíèÿ, à òàêæå ðàçäðàæåíèÿ ìî÷îé èëè ñëþíîé, ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû. Ñàëüíûå æåëåçû âûäåëÿþò ñåêðåò ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè, à ïîòîâûå ôóíêöèîíèðóþò î÷åíü ñëàáî. Ïîäêîæíàÿ êëåò÷àòêà ñîäåðæèò ìàëî æèðîâûõ êëåòîê.
Ê 4—6 ìåñÿöàì ñàëüíûå æåëåçû ñèëüíî ðàçðàñòàþòñÿ, ìàëî îòëè÷àÿñü ïî ñâîåìó ñòðîåíèþ îò æåëåç âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, ê ýòîìó æå âðåìåíè ñòàíîâèòñÿ çàìåòíîé ñåêðåöèÿ ïîòà, êîòîðàÿ ê êîíöó ãðóäíîãî âîçðàñòà çíà÷èòåëüíî óñèëèâàåòñÿ. Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ãîäà æèçíè ñåêðåöèÿ ñàëüíûõ æåëåç è îñîáåííî ïîòîâûõ î÷åíü èçìåí÷èâà, è ïðèòîì èíäèâèäóàëüíî ðàçëè÷íà. Ñîäåðæàíèå æèðà â ïîäêîæíîé êëåò÷àòêå ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ 6 ìåñÿöåâ æèçíè, à íà÷èíàÿ ñ 2—3 ëåò è äî 7—8 ëåò, êàê ïðàâèëî, îñòàåòñÿ íà îäíîì è òîì æå óðîâíå è äàæå íåñêîëüêî óìåíüøàåòñÿ.
Íàäêîæèöà äî êîíöà ïåðâîãî ãîäà æèçíè îñòàåòñÿ ïî÷òè òàêîé æå òîíêîé è ðàíèìîé, êàê ó íîâîðîæäåííûõ. Ëèøü íà ïðîòÿæåíèè ïîñëåäóþùèõ 3—4 ëåò åå ðîãîâîé ñëîé ñòàíîâèòñÿ áîëåå òîëñòûì è ïëîòíûì, à ïîòîìó è ìåíåå ðàíèìûì. Îäíàêî â òå÷åíèå âñåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ó ìíîãèõ äåòåé îñòàåòñÿ ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòü êîæè ê ðàçäðàæåíèÿì è èíôåêöèÿì.
Î÷åíü ìåäëåííî ðàçâèâàþòñÿ ó äåòåé ïîòîîòäåëèòåëüíûå è ñîñóäèñòûå ðåàêöèè êîæè íà èçìåíåíèÿ òåìïåðàòóðû âîçäóõà.  ãðóäíîì âîçðàñòå ðåàêöèè íà òåïëî è õîëîä ïî÷òè îäèíàêîâû; âîçíèêàþò îíè íå ñðàçó ïîñëå ðàçäðàæåíèÿ è êðàéíå íåóñòîé÷èâû. Ëèøü ê 3—5 ãîäàì ðàçâèâàåòñÿ õàðàêòåðíàÿ äëÿ âçðîñëûõ ñïåöèôè÷íîñòü ðåàêöèé íà òåïëî è õîëîä. Ê 6—7 ãîäàì êîæà ñòàíîâèòñÿ áîëåå ãðóáîé.  ýòîì âîçðàñòå îíà áîëüøå ïîäâåðãàåòñÿ çàãðÿçíåíèþ ñ îäíîé ñòîðîíû, â ñèëó òîãî, ÷òî âîçðàñòàåò èãðîâàÿ è òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü äåòåé, à ñ äðóãîé — ñ âîçðàñòîì óâåëè÷èâàþòñÿ îòäåëåíèÿ ñàëüíûõ æåëåç, êîòîðûå çàäåðæèâàþò îñåäàþùóþ íà êîæå ïûëü. Ïîýòîìó íåîáõîäèìî ÷àñòî (íåñêîëüêî ðàç â äåíü) ìûòü ðóêè, îòêðûòûå ïîâåðõíîñòè òåëà è âñå òåëî, à òàêæå ñâîåâðåìåííî ìåíÿòü ïîñòåëüíîå è íàòåëüíîå áåëüå.
Çàùèòíûå ôóíêöèè êîæè
Èçìåíåíèå ñîñòîÿíèÿ êîæíîãî ïîêðîâà ó äåòåé è âèäèìûõ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ìîæåò áûòü îáóñëîâëåíî ðàçíûìè ïðè÷èíàìè. ×åì ìîëîæå ðåáåíîê, òåì ëåã÷å ó íåãî âîçíèêàþò è, êàê ïðàâèëî, òÿæåëåå ïðîòåêàþò êîæíûå çàáîëåâàíèÿ. Íåäîñòàòî÷íîå ðåãóëèðóþùåå âëèÿíèå íåðâíîé ñèñòåìû, æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè â ðàííåì âîçðàñòå íåðåäêî ïðèâîäèò ê ñâîåîáðàçíîìó òå÷åíèþ êîæíûõ çàáîëåâàíèé, à áîãàòñòâî êîæè äåòåé êðîâåíîñíûìè è ëèìôàòè÷åñêèìè ñîñóäàìè äåëàåò ðåàêöèè åå áîëåå èíòåíñèâíûìè. ×àñòü êîæíûõ çàáîëåâàíèé ñâÿçàíà ñ âðîæäåííûìè ïîðîêàìè ðàçâèòèÿ êîæíîãî ïîêðîâà è ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåïðàâèëüíîãî ïðîöåññà îðîãîâåíèÿ, îáðàçîâàíèÿ íà êîæå ïóçûðåé è äðóãèõ ïîðàæåíèé. Äðóãèå çàáîëåâàíèÿ êîæè — ýòî ëèøü ñèìïòîìû èíôåêöèîííûõ (êîðü, ñêàðëàòèíà, âåòðÿíàÿ îñïà, êðàñíóõà) èëè íåèíôåêöèîííûõ (íåðâíûå, ýíäîêðèííûå, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå) áîëåçíåé.  êàæäîì òàêîì ñëó÷àå íàäî âûÿñíèòü è èñêëþ÷èòü ïðè÷èíó, âûçíàâøóþ ïîðàæåíèå êîæè. Çàáîëåâàíèÿ êîæè ìîãóò âîçíèêíóòü è â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ íà íåå ìåõàíè÷åñêèõ, õèìè÷åñêèõ, òåðìè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Èçìåíåíèÿ íîðìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ êîæíîãî ïîêðîâà è âèäèìûõ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ðåáåíêà ìîæåò èíôîðìèðîâàòü âîñïèòàòåëåé î âîçìîæíîñòè âîçíèêíîâåíèÿ òåõ èëè èíûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé.
Êîæà îáëàäàåò çàùèòíîé ôóíêöèåé. Ñîñòàâëÿÿ âíåøíèé ïîêðîâ òåëà, êîæà çàùèùàåò ëåæàùèå ïîä íåé òêàíè îò ïîâðåæäåíèé. Ýòà ôóíêöèÿ ïðèíàäëåæèò ãëàâíûì îáðàçîì ðîãîâîìó ñëîþ. Çàùèòíàÿ ôóíêöèÿ êîæè çàêëþ÷àåòñÿ òàêæå â òîì, ÷òî åå ðîãîâîé ñëîé ïðåïÿòñòâóåò ïîïàäàíèþ â îðãàíèçì ìèêðîáîâ, âîäû è ðàñòâîðåííûõ â íåé ðàçëè÷íûõ ÿäîâèòûõ è âðåäíûõ âåùåñòâ. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò è æèðîâîé ñåêðåò, êîòîðûé âûäåëÿåòñÿ ñàëüíûìè æåëåçàìè êîæè è òîíêèì ñëîåì ïîêðûâàåò åå ðîãîâîé ñëîé. Êðîìå òîãî, íà ïîâåðõíîñòè êîæè âûäåëÿåòñÿ îñîáîå âåùåñòâî — ëèçîöèì, êîòîðûé îñëàáëÿåò è óáèâàåò ìèêðîáû. Êîæà, áëàãîäàðÿ íàëè÷èþ â íåé áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðåöåïòîðîâ, ó÷àñòâóåò â ïðèñïîñîáëåíèè îðãàíèçìà ê ðàçëè÷íûõ óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû è â ðåãóëÿöèè âîäíî-ñîëåâîãî îáìåíà. È íàêîíåö, êîæà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíûõ êðîâÿíûõ äåïî, òàê êàê â íåé íàõîäèòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî êàïèëëÿðîâ. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â íèõ ìîæåò çàäåðæèâàòüñÿ îêîëî 1 ë êðîâè.
Òåðìîðåãóëÿöèÿ. Òåïëîîáìåí îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé äëÿ ðàçíîãî ðîäà äåÿòåëüíîñòè. Âëèÿíèå íà îðãàíèçì âûñîêîé è íèçêîé òåìïåðàòóð
 æèâîì îðãàíèçìå áëàãîäàðÿ íåïðåðûâíîìó îáìåíó âåùåñòâ ïîñòîÿííî îáðàçóåòñÿ òåïëî. Îäíîâðåìåííî ñ ïîâåðõíîñòè òåëà ïðîèñõîäèò ïîñòîÿííàÿ îòäà÷à òåïëà â îêðóæàþùóþ ñðåäó. Ñëåäîâàòåëüíî, òåìïåðàòóðà òåëà äîëæíà çàâèñåòü îò ñîîòíîøåíèÿ äâóõ ïðîöåññîâ — òåïëîîáðàçîâàíèÿ è òåïëîîòäà÷è.
 îñíîâíîì òåïëîîòäà÷à ïðîèñõîäèò ÷åðåç êîæó: òåïëî îòäàåòñÿ ïî-ðàçíîìó: ïóòåì ïðîâåäåíèÿ (íàãðåâàþòñÿ âîçäóõ, âîäà èëè îêðóæàþùèå ïðåäìåòû, ñîïðèêàñàþùèåñÿ ñ òåëîì), ïóòåì èçëó÷åíèÿ (íàãðåòîå òåëî èçëó÷àåò òåïëî â âèäå èíôðàêðàñíûõ ëó÷åé) è ïóòåì èñïàðåíèÿ (ñ ïîâåðõíîñòè êîæè èñïàðÿþòñÿ âîäà è ïîò). Ïðè ïîâûøåíèè îêðóæàþùåé òåìïåðàòóðû îòìå÷àþòñÿ ñíèæåíèå îáìåíà âåùåñòâ è ðàñøèðåíèå êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ êîæè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò òåïëîîòäà÷å. Åñëè ýòîãî íåäîñòàòî÷íî, òî ïðîèñõîäÿò ïîòîîòäåëåíèå è èñïàðåíèå âîäû ñ ïîâåðõíîñòè êîæè.  óñëîâèÿõ æàðêîãî êëèìàòà èëè ðàáîòû â ãîðÿ÷èõ öåõàõ, êîãäà òåïëîïðîâåäåíèå è òåïëîèçëó÷åíèå îòñóòñòâóþò, ãëàâíûì ñðåäñòâîì îõëàæäåíèÿ òåëà ÿâëÿåòñÿ èñïàðåíèå ïîòà.  óñëîâèÿõ âëàæíîãî êëèìàòà, êîãäà ïîò ñòåêàåò ðó÷üÿìè, íå èñïàðÿÿñü, âîçìîæíî ïåðåãðåâàíèå òåëà — òåïëîâîé óäàð.  âàííå ïðè òåìïåðàòóðå âîäû 45°Ñ ÷åëîâåê óìåð áû ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò, òàê êàê ó íåãî îêàçàëèñü áû âûêëþ÷åííûìè âñå ïóòè òåïëîîòäà÷è: ïðîâåäåíèå, èçëó÷åíèå è èñïàðåíèå. Ïðè ïëàâàíèè ïðîèñõîäèò î÷åíü áîëüøàÿ òåïëîîòäà÷à áëàãîäàðÿ âûñîêîé òåïëîïðîâîäíîñòè âîäû, ïîýòîìó ó ïëîâöîâ îòìå÷àåòñÿ î÷åíü áîëüøîé ðàñõîä ýíåðãèè.
Òåìïåðàòóðà òåëà ÷åëîâåêà, îáû÷íî èçìåðÿåìàÿ â ïîäìûøå÷íîé âïàäèíå, â ñðåäíåì ðàâíà 36,6°Ñ (îò 36 äî 37°Ñ), ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà òåìïåðàòóðó èçìåðÿþò â ïðÿìîé êèøêå, òàì îíà íåñêîëüêî âûøå (36,5 — 37,5°Ñ). Âñÿêîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû âûøå íîðìàëüíîé âûçûâàåò ó÷àùåíèå ñåðäöåáèåíèé, ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âîçáóäèìîñòè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ïðè òåìïåðàòóðå âûøå 40°Ñ íàñòóïàåò ðàññòðîéñòâî ñîçíàíèÿ — áðåä, à âûøå 43°Ñ — ñìåðòü. Ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû ìîçãà íà 2 — 3° Ñ ïðèâîäèò ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ.
Çàêàëèâàíèå. Ïðîöåññû òåðìîðåãóëÿöèè óñòàíàâëèâàþòñÿ ê 21 1/2 — 3 ãîäàì. Òðåíèðîâêà (óïðàæíåíèÿ) òåðìîðåãóëÿðíûõ ïðîöåññîâ — ñîñóäèñòûõ ðåàêöèé è îáìåííûõ ïðîöåññîâ — ïóòåì ïîâòîðíûõ ðåãóëÿðíûõ òåðìè÷åñêèõ ðàçäðàæåíèé (êóïàíèå, äóø, õîëîäíîå îáòèðàíèå) ïîâûøàåò ñîïðîòèâëÿåìîñòü ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì, óêðåïëÿåò çäîðîâüå.
Ãèãèåíà êîæè. Ïðàâèëà óõîäà çà âîëîñàìè è íîãòÿìè
Ëè÷íàÿ ãèãèåíà — ðàçäåë ãèãèåíû, â êîòîðîì ðàññìàòðèâàþòñÿ ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è ïîâûøåíèå âûíîñëèâîñòè. Ëè÷íàÿ ãèãèåíà âêëþ÷àåò â ñåáÿ áîëüøîé êðóã âîïðîñîâ — óõîä çà òåëîì, ïðàâèëà è ïîðÿäîê çàêàëèâàíèÿ îðãàíèçìà, óõîä çà îäåæäîé è îáóâüþ, èíäèâèäóàëüíûå ìåðû ïðîôèëàêòèêè ïîðàæåíèé êîæè, îðãàíîâ äûõàíèÿ, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà îòðàâëÿþùèìè âåùåñòâàìè è áîëåçíåòâîðíûìè ìèêðîîðãàíèçìàìè.
Óõîä çà êîæåé.
Êîæà ïîñòîÿííî çàãðÿçíÿåòñÿ. Íà å¸ ïîâåðõíîñòè ñêàïëèâàþòñÿ êîæíîå ñàëî, ïîò, îòïàäàþùèå ÷åøóéêè ðîãîâîãî ñëîÿ, ïûëü; âñ¸ ýòî ñìåøèâàåòñÿ è ïðåâðàùàåòñÿ â ãðÿçü. Ãðÿçü âûçûâàåò çóä, à ýòî âåäåò ê ðàñ÷åñàì è ïîÿâëåíèþ ãíîéíè÷êîâûõ çàáîëåâàíèé êîæè. Íàðóøåíèå öåëîñòè êîæíîãî ïîêðîâà ìîæåò áûòü âûçâàíî è äðóãèìè ïðè÷èíàìè — ïðèêîñíîâåíèåì ê ðàñêàë¸ííûì ïðåäìåòàì, ÷ðåçìåðíûì âîçäåéñòâèåì ñîëíå÷íûõ ëó÷åé èëè õîëîäà, âîçäåéñòâèåì íà êîæó ùåëî÷åé èëè êèñëîò, ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì óøèáà, óäàðà è ò.ï.
Ãëàâíîå â óõîäå çà êîæåé — ïîääåðæàíèå å¸ ÷èñòîòû è ñîõðàíåíèå öåëîñòè.
Âíèìàòåëüíîãî óõîäà òðåáóåò êîæà ðóê. ×åðåç ãðÿçíûå ðóêè ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ÿéöà ãëèñòîâ, âîçáóäèòåëè çàðàçíûõ áîëåçíåé. Ðóêè íàäî îáÿçàòåëüíî ìûòü ïåðåä åäîé, ïåðåä ñíîì, óòðîì ïîñëå ïîäúåìà, ïîñëå êàæäîãî ïîñåùåíèÿ óáîðíîé, ïîñëå èõ çàãðÿçíåíèÿ.
Óõîä çà íîãòÿìè.
Íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ íóæíî êîðîòêî ñòðè÷ü íîãòè, ÷òîáû ïîä íèìè íå ñêàïëèâàëàñü ãðÿçü. Ïðè ðåãóëÿðíîì ïîëüçîâàíèè íîæíèöàìè ðåáåíîê ê 6 ãîäàì ìîæåò îñâîèòü è ñàìîñòîÿòåëüíóþ ñòðèæêó íîãòåé. Äåòè óìåþùèå ïîëüçîâàòüñÿ íîæíèöàìè êàê ïðàâèëî íå áîÿòñÿ ñòðè÷ü íîãòè.
Óõîä çà âîëîñàìè.
 êîæå âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, êàê è â êîæå ëèöà, ìíîãî ñàëüíûõ è ïîòîâûõ æåëåç. Îðîãîâåâøèå êëåòêè ýïèäåðìèñà, îòïàäàþùèå â âèäå ÷åøóåê, è ïûëü, ïîïàâøàÿ íà êîæó èç âîçäóõà, ñìåøèâàþòñÿ ñ ïîòîì è êîæíûì ñàëîì, êîòîðîå ïðè íåñîáëþäåíèè ïðàâèë óõîäà çà âîëîñàìè ðàçëàãàåòñÿ, ÷òî âåäåò ê ïîÿâëåíèþ íåïðèÿòíîãî çàïàõà îò âîëîñ; âîëîñû ïðè ýòîì ñòàíîâÿòñÿ ñàëüíûìè, áëåñòÿùèìè. Ìûòü ãîëîâó íåîáõîäèìî íå ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Ïîñëå ìûòüÿ âîëîñû ñëåäóåò ïðîñóøèòü ÷èñòûì ïîëîòåíöåì è ðàñ÷åñàòü. Ëó÷øå ïîëüçîâàòüñÿ ðåäêèì ãðåáíåì äëÿ âîëîñ, áåç îñòðûõ çóáöîâ, ÷òîáû íå öàðàïàòü êîæó ãîëîâû; íå ñëåäóåò ïîëüçîâàòüñÿ ÷óæîé ðàñ÷åñêîé.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Ãîëóáåâ Â.Â, «Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà», : Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. äîøê. ôàêóëüòåòîâ âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2011ã.
2. Áåçðóêèõ Ì.Ì, Ñîíüêèí Â.Ä, Ôàðáåð Ä.À, «Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ: Ôèçèîëîãèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà», Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé , Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2002ã.
3. Äðàãîìèëîâ À.Ã, Ìàø Ð.Ä, «Áèîëîãèÿ. ×åëîâåê», ó÷åáíèê äëÿ ó÷àùèõñÿ 8 êëàññà îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé, ÎÎÎ «Âåíòàíà-Ãðàôô», 1999ã.
4. Êàáàíîâ À. Í. è ×àáîâñêàÿ À. Ï, «Àíàòîìèÿ, ôèçèîëîãèÿ è ãèãèåíà äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà», Ó÷åáíèê äëÿ äîøêîëüíûõ ïåäó÷èëèù, «Ïðîñâåùåíèå», 1969ã.
5. Ñàïèí Ì.Ð, Ñèâîãëàçîâ Â.È, «Àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà (ñ âîçðàñòíûìè îñîáåííîñòÿìè äåòñêîãî îðãàíèçìà)»: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ñðåä. ïåä. ó÷åá. Çàâåäåíèé, Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2002ã.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…