Физиология и гигиена кожи ребенка
1. Развитие кожи и особенности ее строения у детей Кожа ребенка по своему строению и в функциональном отношении во многом отличается от кожи взрослого. Кожа закладывается во внутриутробном периоде на 5-й неделе. Кожа является индикатором возраста во внутриутробном периоде. Кожные борозды на подошве появляются на 32- 34-й неделе в верхней части подошвы и идут поперечно. Около 37-й недели борозды занимают 2/3 площади стопы в верхних отделах. К 40-й неделе вся стопа исчерчена бороздами. Кожа, как и у взрослого, состоит из эпидермиса и дермы. Эпидермис очень нежный, тонкий состоит из 2- 3 слоев ороговевших клеток. Эпидермис включает постоянно отторгающийся эпителиальный слой и активно разрастающийся основной, зародышевый слой. Дерма, собственно кожа, состоит из сосочковых и ретикулярных слоев, в которых слабо развиты соединительно-тканая основа и мышечные волокна. Базальная мембрана, находящаяся между эпидермисом и дермой, и обеспечивающая у взрослых их тесную связь, у детей представлена рыхлой клетчаткой, практически не содержащей соединительной и эластичной ткани. Вследствие этого у новорожденных эпидермис легко отделяется от дермы. Характерными особенностями кожи новорожденного является богатство кровеносными сосудами с густой сетью широких капилляров, что придает кожным покровам вначале яркий, а затем нежно-розовый цвет. Сальные железы усиленно функционируют уже во время внутриутробного периода и в течение первого года жизни, обильно выделяя жир на поверхность кожи. После рождения тело ребенка покрыто творожной смазкой. Потовые железы сформированы, но потоотделение у здорового ребенка начинается в 3- 4 месяца, что связано с несовершенством центра терморегуляции. Повышенное потоотделение у детей первых двух месяцев жизни — важный симптом изменения нарушения внутренней среды организма. Пушковые волосы появляются в 20-недельном возрасте внутриутробного периода. Они покрывают все тело плода. Примерно с 33-недельного возраста они постепенно начинают исчезать сначала с лица, затем с туловища и конечностей. К 40-й неделе пушковые волосы остаются только в области лопаток, а к рождению исчезают полностью. Соски и ореолы грудных желез начинают выступать над кожей с 34-й недели, а с 36-й недели узелки железистой ткани достигают 1- 2 мм, к 40 неделям — до 7- 10 мм. Железистая ткань остается доступной для пальпации до 3-недельного возраста. Волосы на голове у новорожденного не имеют сердцевины и меняются на первом году. В течение первого года жизни рост рогового слоя, а также развитие соединительно-тканой основы кожи идут энергично. Капилляры долго остаются широкими, чем объясняется нежно-розовая окраска кожи грудного ребенка. Относительно других периодов детства следует отметить, что в периоде полового созревания наблюдается усиленный рост волос на лице у мальчиков, под мышками, на лобке, отмечается повышенная возбудимость кожи, также усиливается функционирование сальных желез с последующим воспалением и их нагноением.
2. Функции кожи Функции кожи многообразны, но главная из них — защита от грубых механических, химических воздействий. У детей первых лет жизни эта функция является недостаточной из-за очень тонкого эпидермиса и богатого кровоснабжения.
Другие функции выражены достаточно хорошо:
1) дыхательная;
2) выделительная;
3) витаминообразовательная;
4) осязательная;
5) температурная;
6) поверхностная болевая чувствительность.
Хуже развиты терморегуляционная и выделительная функции, которые развиваются по мере развития нервных центров. Дыхательная функция кожи у взрослых очень незначительная, кожей поглощается в 800 раз меньше, чем легкими. У детей грудного возраста дыхательная функция кожи имеет большее значение, чем у взрослых, ввиду тонкости рогового слоя и усиленного кровоснабжения в ней. Кожа активно участвует в образовании пигмента и витамина D3 под воздействием ультрафиолетового облучения. Осязательная, температурная, поверхностная болевая чувствительность обеспечивается обширным полем экстерорецепторов. Чрезмерное раздражение кожи может быть причиной беспокойства ребенка, нарушения сна, нарушения нервнотрофической функции и может привести к развитию дистрофии.
3. Подкожная жировая клетчатка Подкожная жировая клетчатка начинает формироваться на 5-м месяце внутриутробной жизни, но максимально откладывается на 8- 9-м месяце. У детей раннего возраста составляет 12 % от массы тела, у взрослых — только 8 %. Состав жирных кислот у ребенка грудного возраста близок к составу жиров грудного молока. В них содержатся твердая пальмитиновая и стеариновая кислоты и меньше олеиновой кислоты. Это создает возможность непосредственного усвоения жира материнского молока. У ребенка отмечается более плотный тургор тканей. У детей первого года жизни имеется наклонность к образованию локальных уплотнений и отека кожи и подкожно-жировой клетчатки. Особенностью детского возраста является жировая ткань, расположенная в клетчатке грудной клетки, средостения, вокруг крупных сосудов и внутренних органов. Она обеспечивает более высокий уровень теплопродукции у новорожденных. Своеобразен порядок исчезновения подкожного жирового слоя при исхудании: сначала на животе и груди, затем на конечностях и в последнюю очередь на лице.
4. Особенности кожи у детей новорожденных и детей грудного возраста Анатомо-физиологические особенности кожи у детей объясняют особенности кожи у детей новорожденных и детей грудного возраста:
1) физиологическую гиперемию или эритему новорожденных;
2) физиологическое шелушение — отторжение ороговевших клеток;
3) мелкие просовидные узелки желтоватого цвета (milia). Они наблюдаются на коже лица новорожденных;
4) у новорожденных при инфицировании может возникнуть пузырчатка новорожденного из-за недостаточной связи эпидермиса с дермой;
5) кожа новорожденных и детей грудного возраста при перегревании в летние жаркие месяцы покрывается многочисленными элементами полиморфного характера, насыщенно розового цвета, величиной с булавочную головку (потница);
6) в результате негигиеничного содержания могут возникнуть в кожных складках на шее, паховой области, за ушами опрелости.
Источник
Кожа ребенка значительно хуже защищает организм от колебаний температуры окружающего воздуха, воздействия солнечных лучей, различных травм и механических повреждений, а также от воздействия различных бактерий, чем кожа взрослого человека. Поэтому очень важным для нормального состояния кожи и функционирования организма является соблюдение гигиены кожи детей, ежедневный уход за ней и предотвращение возможных ее повреждений.
На поверхности кожи скапливаются остатки пота, кожного сала, отмершие клетки эпидермиса, бактерии, пыль. Все эти наслоения загрязняют кожу, закупоривают отверстия сальных и потовых протоков. Кожное сало и органические остатки пота, разлагаясь, создают неприятный запах. На загрязненной коже создаются благоприятные условия для развития болезнетворных бактерий, следствием чего являются различные болезни кожи, экземы и др.
Бактерии, а также яйца глистов, находящихся на поверхности кожи, легко могут попасть, особенно с кожи рук, в рот и вызвать тяжелые заболевания (дизентерию, скарлатину, брюшной тиф, глистные заражения и т. д.). Особенно много болезнетворных бактерий скапливается в складках кожи. Вот почему так важно заботиться о чистоте кожи, как открытых ее частей, так и прикрытых нательным бельем. Еженедельно менять постельное белье.
Необходимо научить детей правильно умываться. Во время утреннего умывания сначала надо мыть руки, вымывая не только кисти рук, но и предплечья. Затем мыть лицо, шею, уши. Умываться надо с мылом, так как одной водой нельзя полностью удалить грязь с кожи. Мыло растворяет жирные кислоты, которые скапливаются на поверхности кожи в результате деятельности сальных и потовых желез. Мыло также смягчает эпидермис и облегчает процесс удаления его омертвевших тканей. Умываться надо водой обычной комнатной температуры. Перед сном надо умываться и мыть ноги тепловатой водой с мылом. Руки надо мыть всегда перед едой, после работы, в частности, вернувшись домой из школы, а также после посещения туалета.
Не реже одного раза в неделю дети должны мыться в ванной или обмывать все тело под горячим душем. Только горячей водой с мылом и мочалкой или губкой можно полностью очистить кожу от грязи, пыли, частиц слущенного эпидермиса, отложений кожного сала и продуктов распада, выделяемых с потом, а также очистить выводные протоки кожных желез.
На чистой коже микробы погибают гораздо скорее, чем на грязной. Мытье тела горячей водой с мылом улучшает кровообращение в коже. При этом усиливается работа сердца и органов дыхания, повышается обмен веществ. Но пользоваться горячей водой для мытья тела более двух раз в неделю нецелесообразно, так как это приводит к чрезмерному обезжиривания кожи и приводит к ее сухости.
За волосами и ногтями также необходимо тщательно ухаживать. В волосах скапливается много пыли, которая смешиваясь с потом и кожным салом, является благоприятной средой для развития болезнетворных бактерий. В грязном волосах легче заводятся паразиты (вши). Поэтому волосы и кожу на голове необходимо тщательно мыть горячей водой с мылом не реже одного раза в неделю. Девочкам, которые имеют длинные волосы, летом надо мыть голову два раза в неделю.
Для мытья волос лучше всего пользоваться так называемой «мягкой» водой (дождевой или речной), в которой мало известковых и магниевый солей. В мягкой воде лучше мылится мыло и ею легче удаляется грязь с кожи и волос. Мальчикам волосы на голове лучше стричь коротко. Тогда в них меньше скапливается пыли и их легче мыть. Длинные волосы у мальчиков и косы у девочек желательно регулярно прочесывать частым гребнем.
Ногти на руках и ногах надо коротко срезать и тщательно мыть, чтобы под ними не собиралась грязь. Необходимо бороться с вредной привычкой детей грызть ногти, потому что это часто бывает причиной заражения глистами и инфекционными болезнями.
Кожу надо оберегать от обморожения и ожогов. Обмораживается кожа чаще на носу, ушах, пальцах рук и ног. При обморожении первой степени кожа бледнеет, возникает сильная боль. При обморожении второй степени кожа припухает, образуются темно-красные пятна и теряется чувствительность; при обморожении третьей степени начинается омертвение обмороженного участка. В большие морозы дети должны надевать шапки с наушниками, а на руки теплые перчатки. В очень сильные морозы рекомендуется перед выходом из помещения смазывать открытые части лица тонким слоем вазелина. Полезно выпить теплого чая, молока или кофе.
При обнаружении признаков обморожения, надо немедленно обратиться к врачу. Но предварительно необходимо восстановить кровообращение в обмороженных участках тела – переместить ребёнка в тёплое помещение, снять промёрзшие вещи, очень аккуратно растереть и помассировать обмороженные участки, обернуть мягкой теплой тканью или мехом и дать телу постепенно согреться. Напоить тёплым чаем и вызвать врача.
При обморожениях второй и третьей степени растирание делать не следует, необходимо немедленно обратиться к врачу. При любой степени обморожения полезна горячая еда, чай. Следует помнить, что обморожение чаще всего бывает при сравнительно небольшом морозе, но при сильном ветре. В морозную, ветреную погоду нужно быть очень осторожным, своевременно принять меры предосторожности против обморожения детей.
Ожоги. Обжечься можно пламенем, кипятком, горячим металлом, лучами солнца, щелочью, кислотой и тому подобное. Ожог первой степени сопровождается покраснением, небольшим припуханием кожи и болями. При ожогах второй степени образуются пузыри, при ожогах третьей степени – повреждаются более глубокие слои кожи, при ожогах четвёртой степени поражённое место обугливается.
Нельзя обрабатывать повреждённую поверхность кожи ребёнка подручными народными средствами, самостоятельно пытаться очистить рану, накладывать повязки. Нельзя прокалывать пузыри и отдирать прилипшую к ранам одежду. Необходимо убрать ткань с повреждённого участка, прилипшую ткань аккуратно обрезать вокруг.
При ожогах 1 и 2 степени в течение 5-10 минут поливать прохладной водой поражённый участок, а самого ребёнка при этом укутать, чтобы не довести до переохлаждения тела. Обработать аэрозолем Пантенол или Олазоль (один из них следует всегда иметь дома) и наложить повязку из нескольких слоёв марли или бинта. Дать ребёнку выпить как можно больше воды. Стерильную повязку меняют 1 раз в сутки. Если она прилипла, предварительно смочить её раствором фурацилина или бледно-розовой марганцовкой. Если через несколько дней кожа вокруг волдыря покраснеет, а внутри образуется гной, необходимо обратиться к врачу.
При ожоге 3 и 4 степени наложить чистую влажную ткань, вызвать скорую помощь, дать выпить как можно больше воды. Неотложку следует также вызвать при ожоге 1-2 степени, если поражение затронуло большой участок тела, есть открытые раны, поражёны пах, голова, нос, рот, органы дыхания.
Источник
6. Значение и строение кожи. Сосудистые и потоотделительные реакции кожи у детей. Гигиена кожи. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
Кожа является наружным покровом тела человека. Она несет защитную функцию, предохраняя организм от вредных воздействий внешней среды (от механических повреждений, проникновения микробов и вредных веществ). Кожа выполняет выделительную функцию: с потом выделяются вода, соли, продукты распада (мочевина и др.), сальные железы выделяют секрет (кожное сало), которым смазываются кожа и волосы. С помощью кожи осуществляется теплоотдача организма в окружающую среду (излучение, проведение тепла) с потом.
Кожа состоит из двух слоев: поверхностного — эпидермиса (надкожица) и глубокого — собственно кожи. Эпидермис многослоен, в его более глубоких слоях клетки способны размножаться — это так называемый ростковый слой эпидермиса. Поверхностные клетки эпидермиса постепенно ороговевают и слущиваются (роговой слой), эпидермис восстанавливается постоянно за счет росткового слоя клеток. Наиболее толстый слой эпидермиса на подошвах и ладонях.
Собственно кожа (или дерма) делится на два слоя: сосочковый и сетчатый. Сосочковый слой образует сосочки, вдающиеся в эпидермис, и определяет рисунок кожи (гребешки и борозды). Рисунок имеет строго индивидуальный характер.
Потовые железы располагаются в глубоком слое дермы и в подкожной клетчатке, имеют трубчатое строение. Выводной проток открывается на поверхности кожи порой.
В коже находится большое количество рецепторов: болевых, температурных (тепловые и холодовые) и тактильных. Кожа усеяна специальными рецепторами, воспринимающими прикосновение и давление (около 500 000), но они распределены неравномерно. Особенно много их на ладонях рук. Температурные колебания воспринимаются двумя видами рецепторов: одни возбуждаются холодом, другие — теплом. Всего их 280 000, из них 30 000 реагируют на тепло, а 250 000 — на холод.
Наиболее чувствительной к колебаниям температуры является кожа живота, а конечности — менее чувствительны к теплу, чем туловище. Открытые части тела менее чувствительны к холоду, чем прикрытые. Рецепторы, воспринимающие боль, разбросаны по всему телу.
Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является то, что поверхность ее у них относительно больше, чем у взрослых. Чем моложе ребенок, тем большая поверхность кожи приходится у него на 1 кг массы тела. Абсолютная же поверхность кожи у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1 кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи: у новорожденного — 704 см2, у ребенка 1 года — 528, у дошкольника 6 лет — 456, у школьника 10 лет — 423, у подростка 15 лет —378 и у взрослых — 221 см2.
Эта особенность обусловливает значительно большую теплоотдачу организма детей по сравнению со взрослыми. При этом чем младше дети, тем в большей мере эта особенность выражена. Высокая теплоотдача вызывает и высокое теплообразование, которое у детей и подростков на единицу массы тела также выше, чем у взрослых. В течение длительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам.
В течение жизни общее количество потовых желез не меняется, увеличиваются их размеры и секреторная функция. Неизмённость числа потовых желез с возрастом определяет их большую плотность в детском возрасте. Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Морфологическое развитие потовых желез в основном завершается к 7 годам.
Потоотделение начинается на 4-й неделе жизни. Особенно заметное увеличение числа функционирующих потовых желез отмечено в первые 2 года. Интенсивность потоотделения на ладонях достигает максимума в 5 — 7 лет, затем постепенно снижается. Теплоотдача через испарение повышается в течение первого года с 260 ккал с 1 м2 поверхности до 570 ккал с 1 м2.
Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Активность этих желез достигает высокого уровня в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка. Они создают как бы «смазку», облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения секреция сальных желез затухает, ее усиление вновь происходит в период полового созревания и связано с нейроэндокринными изменениями.
Уход за кожей, ногтями и волосами. Неповрежденная кожа задерживает проникновение в организм большинства химических веществ и микроорганизмов. Содержание тела в чистоте обеспечивает нормальное отправление всех функции кожи. На коже грязь удерживается избытком кожного сала и слущивающимся эпителием. Образующиеся комочки закрывают поры кожи. Закупорка грязью пор кожи мешает нормальному отделению содержимоготовых и сальных желез. В закупоренных железках на грязной коже легче образуются гнойнички. Загрязнение вызывает зуд кожи, расчесы, что также способствует нарушению целостности кожных покровов и проникновению инфекции. К тому же бактерицидные свойства грязной кожи резко падают, они оказываются почти в 17 раз ниже, чем чистой кожи. Бактерицидными свойствами благодаря выделению особых веществ (лизоцим и др.) обладают также слизистые оболочки рта, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей.
Через немытые грязные руки передаются многие инфекционные заболевания и происходит заражение глистами. Мытье простой да еще холодной водой без мыла не растворяет выделения сальных желез, а потому недостаточно для поддержания чистоты кожи. Мыло смягчает кожу и облегчает удаление омертвевших клеток эпителия. Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливании и не сушить кожу. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает детское мыло.
Следует приучить детей ежедневно утром и вечером перед сном мыть руки, лицо, шею и ноги (вечером), а в течение дня тщательно мыть руки перед едой, после пользования уборной, выполнения работ по самообслуживанию в здании школы и на участке, игры с животными. Следует научить детей особенно тщательно, с применением намыленных щеток очищать и промывать подногтевое пространство и складки вокруг ногтей, где более всего скапливаются грязь, микроорганизмы и яйца глистов. Ногти на пальцах рук и ног рекомендуется коротко стричь: на пальцах рук — дугообразно, по возвышению пальца, а на пальцах ног —прямо. Неправильное срезание ногтей у углов способствует их врастанию в пальцы.
Каждый раз после мытья руки должны быть досуха вытерты, иначе на коже появляются трещины, образуются цыпки. Каждый ребенок должен иметь свои полотенца для лица, рук и ног.Через общее полотенце может передаваться инфекция. В соблюдение правил личной гигиены входит как минимум еженедельное мытье всего тела горячей водой температуры 35—37 °С и смена нательного белья. Горячая вода вызывает усиленное выделение из потовых и сальных желез и расширение пор кожи, что обеспечивает большую возможность смывания грязи, которая попадает в отверстия пор. Помимо мыла при мытье кожи большую роль для ее очистки играют разного рода мочалки.
Постельное белье меняют через 10—14 дней. Его следует кипятить и легко крахмалить.
Целый ряд специальных мер используют в целях предотвращения потливости ног у детей и подростков. Потливость может быть обусловлена рядом причин: редкое мытье ног, перегревание их, ношение резиновой обуви без стелек и т. п. Правильный уход позволяет устранить потливость. Это прежде всего ежедневное мытье ног сначала теплой, а затем прохладной водой.
Гигиенические требования к тканям для детской одежды. Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. В зависимости от времени года и климатических условий тип одежды детей изменяется. В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое, наоборот, не препятствовать наибольшей теплоотдаче.
Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят не только от ее покроя, пошива и количества слоев, но и от того, как хорошо или плохо проводят тепло ткани, из которых сделана одежда. Лучше сохраняют тепло ткани, имеющие большое количество волокон и пор, между которыми находится воздух, так как последний является плохим проводником тепла.
Одновременно с этим одежда должна быть и достаточно воздухопроницаемой, чтобы обеспечить смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Одежда, особенно нижняя, должна хорошо впитывать пот и газы. Эти свойства одежды также зависят от того, из какого основного материала сделана ткань, от выделки ткани, характера пряжи, переплетения нитей и отделки. Более всего указанным гигиеническим требованиям отвечает шерстяная ткань. Некоторые сорта хлопчатобумажной ткани, особенно трикотаж, фланель, также обладают достаточно высокими гигиеническими качествами. Эти ткани хорошо сохраняют тепло, обеспечивают проветривание слоя воздуха между одеждой и телом, хорошо впитывают влагу.
Пошив повседневной детской одежды из кожаных и прорезиненных материалов не рекомендуется. Кожа и прорезиненные материалы почти не пропускают воздуха, поэтому под одеждой, изготовленной из них, скапливается большое количество влаги и белье становится влажным.
Гигиенические требования к покрою одежды. Неправильно сшитая одежда может принести вред, особенно детям младшего возраста, поэтому на покрой одежды необходимо обращать внимание. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими. Тесная одежда препятствует нормальному течению жизненных функций организма: затрудняет дыхание, теплоотдачу, пищеварение, лимфо- и кровообращение, может способствовать нарушению правильных форм тела в младшем возрасте, когда скелет наиболее податлив к механическим возействиям. Необходимо учитывать возрастные размеры и пропорции тела детей. Основная масса одежды при правильном покрое ложится на плечи и обеспечивает правильное распределение тяжести. Повседневная и выходная, домашняя и школьная, спортивная и рабочая одежда школьников должна быть без лишних складок, оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.
Гигиенические требования к нижнему белью. Нижнее белье у девочек и мальчиков состоит из рубашки, трусиков и колготок. Для зимы мальчикам лучше приобретать нижние рубашки (майки) с рукавами и просторным воротом. Рубашки для девочек шьют обычно без рукавов. Зимой более целесообразно и девочкам носить нижнее белье с рукавами. Это предохраняет шерстяное платье от загрязнения слущенными клетками эпителия кожи и пропитывания потом. Ночью детям следует спать в длинной (до пят) ночной свободной рубашке или пижаме с мягкой свободной резинкой.
Наилучшими гигиеническими свойствами обладает нижнее детское белье, изготовленное из светлого трикотажа или хлопчатобумажных тканей. Трикотажное хлопчатобумажное белье имеет ряд преимуществ (мягкость, эластичность, высокая воздухо- и паропроницаемость), но в связи с тем, что оно более плотно прилегает к коже, чем тканевое, и при потоотделении легко прилипает к ней, его не следует использовать при высокой температуре воздуха.
Не рекомендуется нижнее белье для детей из синтетических волокон Хлопчатобумажное белье при непосредственном контакте с кожей не электризуется, а вискозное электризуется незначительно. Нижнее белье из хлопка или вискозы даже защищает от действия статического электрического поля последующих слоев одежды, изготовленной из синтетических тканей.
Менять белье следует по мере загрязнения, но не реже двух раз в неделю. Нижнее белье не рекомендуется крахмалить. Крахмал, закупоривая поры ткани, нарушает ее воздухопроницаемость, гигроскопичность, паропроницаемость, смачиваемость и быстрое высыхание.
В случае использования синтетических моющих средств для стирки белья его необходимо многократно полоскать в чистой воде. После высыхания белье необходимо проглаживать горячим утюгом — для дезинфекции.
Гигиенические требования к обуви. Размер, фасон и жесткость подошвы детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Жесткая подошва затрудняет механику ходьбы (ограничивает угол изгиба, задник обуви стягивается с пятки), снижает работоспособность мышц голеностопного сустава, повышает температуру кожи ноги и потоотделение.
Тесная и короткая обувь затрудняет походку, жмет ногу, причиняет боль и с течением времени изменяет форму ноги. В этих случаях образуются мозоли, плоскостопие, нарушается нормальный рост ноги. Слишком свободная обувь также вредна (могут возникнуть потертости). Обувь для детей изготовляют в точном соответствии с длиной и шириной стопы. Носок обуви должен быть свободным, а каблук — широким.
Наилучшим материалом для изготовления зимней обуви является кожа, а для летней — прюнель, парусина. Резиновая и лакированная обувь, а также обувь, изготовленная из таких синтетических материалов, как текстовинит, искусственная кожа (ИКО), стиронип, трансперент и кожволон, для детей не рекомендуется. Упомянутые синтетические материалы имеют низкую гигроскопичность, низкую паропроводность, невысокий коэффициент термического сопротивления.
Валяную обувь можно использовать только для пребывания детей на открытом воздухе в морозные зимние дни. При возвращении в помещение ребенок снимает валенки и заменяет их ботинками, полуботинками. В помещении следует снимать и сапожки, утепленные мехом.
В сырую погоду детям можно носить резиновые сапоги, которые должны иметь толстую стельку. Кроме того, сапоги следует надевать обязательно на толстый шерстяной носок. В помещении сапоги необходимо снимать. Нельзя допускать, чтобы школьники находились в помещении в спортивной обуви — резиновых тапочках или кедах. Обувь, как и одежду, ежедневно проветривают, просушивают и чистят щетками.
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 56501
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. — использование земельного участка Зона отдыха и площадки, предназначенные для подвижных игр, рассчитаны на 100% учащихся каждой возрастной группы. Зона засеяна трудновытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, мятлика лугового и т.д.). Оборудование и отдельные сооружения изготовлены из материалов, разрешенных Министерством …
… возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Литература 1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с. 3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с. 4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. …
… только в кратковременной памяти. Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов. Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих …
… : ð изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста; ð рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов; ð определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов. 2.2. Методы исследования Для организации педагогического эксперимента и …
Источник